Скачать epub pdf Авраам идет в землю Ханаанскую. Мозаика. XIII в. Вся ветхозаветная история начиная с Авраама представляет собой историю борьбы евреев за право обладания землей обетованной. Ко времени прихода туда Авраама она была густо заселена. Многочисленное потомство Авраама начинает теснить местные племена, ведя с ними войны. Двенадцать сыновей Иакова делят между собой и своим потомством землю Ханаанскую, однако вследствие продолжительного голода им приходится переселиться в Египет. Этим заканчивается книга Бытия. Возвращению народа израильского из Египта посвящена книга Исход, главным героем которой является Моисей, выведший израильский народ из египетского плена. Повторное освоение земли обетованной потомками Авраама после возвращения из Египта, датируемого приблизительно XV веком до Р. X., сопряжено с многочисленными войнами. Первоначально народ израильский не имел своей государственности. Моисей и медный змей. А. ван Дейк. 1620 г. В течение некоторого времени он управлялся судьями – родовыми вождями: этому периоду посвящена книга Судей. Затем, около 1030 года до Р. X., пророк Самуил помазал на царство Саула, и с этого времени начинается история, отраженная в Первой и Второй книгах Царств и двух книгах Паралипоменон. Вторым израильским царем стал Давид, который, вскоре после того как был помазан на царство (это произошло около 1002–1001 года до Р. X.), захватил Иерусалим, сделав его столицей объединенного Израильского царства. В историю еврейского народа Давид вошел как самый успешный правитель: с его именем связана эпоха политического и культурного расцвета Израиля. Кроме того, Давид известен как пророк и поэт – автор большинства псалмов, составивших книгу Псалтирь. Сын Давида, Соломон, построил Первый Иерусалимский храм. После смерти Соломона единое Израильское царство разделилось на два: Израиль и Иудею. В результате многочисленных войн территориальные границы этих двух царств постоянно менялись. После разрушения Первого храма войсками вавилонского царя Навуходоносора в 586 году основная часть иудеев была уведена вавилонянами в плен. В 539 году, когда Вавилония была завоевана персидским царем Киром, евреям было разрешено вернуться в свою землю и восстановить храм.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Увидеть смерть своего ребенка – это было, наверное, величайшим личным бедствием из всего, что только возможно вообразить 424 . Продлевать существование не только народа, но и рода было священным долгом, предписанным рядом законов и обычаев 425 . Подобные верования и обычаи существовали, конечно, не только в Древнем Израиле, но тут они обретали особое значение, поскольку были связаны с обетованиями, данными Аврааму и его наследникам, и благодаря событиям, которые сделали Израиль народом с четким ощущением своего призвания и миссии в мире. Благочестивые израильтянине заботились о продолжении рода не только потому, что хотели сохранить свое имя: это было одним из способов исполнения Божьих обетовании Израилю и, может быть, всему миру. Вот почему приобрели такое значение, особенно в послепленный период, когда народ вновь собирался воедино, генеалогии, которые сегодня удивляют читателя отсутствием религиозного содержания, и настойчивые заявления пророков о «святом семени» 426 . В одном ряду с семейством находилась земля. Бог обещал отдать землю хананеев семейству Авраама, и это оставалось надеждой патриархов вплоть до окончательного ее завоевания 427 . Это, кстати, объясняет, почему повествователь придает огромное значение приобретению Авраамом поля с пещерой для гробницы ( Быт 23 : история покупки занимает целую главу). Там Авраам погребает Сару, а потом туда кладут и его самого; позже к ним присоединяются Исаак и Ревекка, Лия и наконец сам Иаков 428 . Смысл всего этого был не в каком–то посмертном воссоединении, но в следовании обетованию Бога, которое на этом этапе заключалось не в загробной жизни отдельного человека, но в родовом владении Землей обетованной. Именно поэтому великие пророческие обетования, легшие в основание надежды Израиля всего этого периода, сосредоточены на мире и процветании земли и живущего тут народа. Второзаконие, размышляя о Земле обетованной, обогащает изначальную картину, представленную в Исходе (земля, текущая молоком и медом), включая сюда все виды земледелия 429 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vosk...

ЖИЗНЬ ДУХОВНАЯ (см. также: Делание). Блаженны те, которые с самоотвержением следуют истинному евангельскому учению, которые отреклись от удовлетворения похотениям тела и похотениям души! Похотения падшего тела греховны, греховны и похотения падшей души. Она всюду ищет осуществить свое «Я», сделаться каким-то отдельным, самостоятельным, первенствующим существом, для которого должно существовать все прочее. Евангелие требует, чтобы такая жизнь была умерщвлена, чтобы человек признал Бога Богом, а сам встал на свое место – в разряд созданий. По умерщвлении безумной, мечтательной, на самом деле несуществующей жизни может явиться истинная жизнь, с преизобильным ощущением существования – жизнь в Боге. 231 . «Никтоже бо нас, – сказал Апостол, – себе живет и никтоже себе умирает: аще бо живем, Господеви живем, аще же умираем, Господеви умираем: аще убо живем, аще умираем, Господни есмы» ( Рим.14:7–8 ). Оставшись жить на земле, живи не для себя, а для Господа: живет для Господа тот, кто живет для исполнения Его воли; живет для себя тот, кто живет для исполнения своих пожеланий. Последний хотя и кажется для смотрящих одними чувственными глазами живым, но душой он мертв, вменяется как бы не существующим для Господа, не вписан в книгу живота, имя его внесено в другие книги. Господь для него – как бы несуществующий. Нет Бога для того, кто не верует живой верой в Бога! (см.: Еф.2:12 ). Первый не умирает: телесной смертью он только переходит в большее развитие жизни. Блюди, чтобы не жить для себя! Жизнью о Господе умерщвляй жизнь свою, греховную, плотскую и душевную, и тем сохрани себя в живот вечный. 238 . Благодарю Бога, избравшего меня в орудие для утешения и питания души Вашей. Вашим письмом Вы меня очень ободрили: я надеюсь видеть в Вас дальнейшие успехи на пути духовном, ведущем ко всему доброму. Не страшитесь того мрака, той пустыни, в которую Вы взошли теперь умом и сердцем: между Египтом и обетованной землей – мрак и пустыня. И скоро увидит землю обетованную, скоро насладится ее благами верный и мужественный израильтянин. Под именем Египта разумеется жизнь мирская, исполненная суетными попечениями и развлечениями, под именем земли обетованной – жизнь духовная, наполненная Божественными утешениями; пространство, составляющее переход от одной жизни к другой, – пустыня. Верный израильтянин – человек, решившийся принести жизнь свою в служение Богу. 243 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

24:15–19 В своем четвертом пророчестве Валаам предсказывает, что через несколько веков придет великий завоеватель царь Давид: «Восстанет жезл от Израиля, и разит князей Моава ... Едом будет под владением» (ст. 17,18). Исполнение этого пророчества описано в 2Цар. 8,2–14 , где рассказывается о том, как Давид победил моавитян и едомитян. 24:20–25 В своих последних пророчествах Валаам предсказывает гибель других народов, живущих в этих землях. 24 Ассур. Ассирия. 24 от Киттима. Возможно, первоначально это было название Кипра, но вскоре оно стало обозначать любую землю, расположенную за Средиземным морем. В Дан. 11,30 это слово используется в пророчестве о военных действиях римского флота («корабли Киттимские»). Глава 25 25 в Ситтиме. Это одно из названий района, расположенного недалеко от Иерихона, по другую сторону реки Иордан (ср. Нав. 2,1 ). Здесь израильтяне поклонялись ложным богам и блудодействовали (ст. 1–3,6). По велению Господа Моисей назначает немедленную смертную казнь начальникам народа (ст. 4,5). Вмешательство Финееса останавливает поражение Израиля (ст. 6–9): «отвратив ярость» Господа от сынов Израилевых, он получает от Него «завет мира» (ст. 10–13). Названы имена начальников народа, вовлеченных в тяжкое преступление (ст. 14, 15). Бог осуждает мадианитян (ст. 16–18; ср. гл. 3). Глава 26 2636,13 Заключительный раздел книги Чисел начинается с повторения плана овладения обетованной землей и со второй переписи народа, предпринятой в военных целях и для установления наследства. На этот раз в ней перечислены все поколения в каждом колене (по-видимому, в связи с распределением уделов земли между коленами). Как и в гл. 1, левиты не включены в это исчисление. Несколько разделов посвящены вопросам, связанным со служением Господу, причем особенно подчеркиваются темы наследства (гл. 33,34) и святости. Большинство законов о жертвоприношениях приведены в соответствие с условиями жизни в обетованной земле, где Господь будет пребывать со Своим народом (гл. 28–30). Условия, на которых Рувиму, Гаду и половине колена Манассиина позволяется поселиться на восток от Иордана, изложены в гл. 32.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Ряд этих фактов начинается еще со времен Моисея. Моисей, предписывая евреям иметь в земле Обетованной с известного момента их истории только одно место жертвоприношений говорит далее: «да не сотворите тамо всех, елика вы творите зде днесь, кийждо угодное пред собою; не приидосте бо до ныне в покой и в наследие, еже Господь Бог ваш дает вам» ( Втор.12:8–9 ). Затем, Моисей опять предписывает евреям, по овладении землей Обетованной, иметь только одно место для богослужения ( Втор.12:10–11 ). Это показание Моисея, заключающееся в 8–9 стх., очень характерно: в нем Моисей противополагает будущей централизации еврейского богослужения современное ему отношение евреев к вопросу о месте богослужения, как совершенно отличное от того. Отсюда очевидно, что при Моисее, во время странствования евреев по пустыне, скиния собрания не была для них единственным местом богослужения; евреи уже в это время относились свободно к вопросу о месте богослужения; и это явление было распространенным среди современных Моисею евреев: «вы творите зде днесь 36 кийждо угодное пред собою». В последующее время пример подобного же свободного отношения к вопросу о месте богослужения мы находим в жертвоприношении Маноя, отца Самсона ( Суд.13:16–21 ) 37 . Более частые случаи подобных жертвоприношений: мы находим в период деятельности Самуила. Сам Самуил приносил неоднократные жертвы: в Массифе ( 1Цар.7:9 ), в Галгалах ( 1Цар.10:8 ; 1Цар.11:14–15 , 1Цар.13:8–9 ), в Раме ( 1Цар.7:17 ) и др. Подобные жертвоприношения получили во времена Самуила широкое распространение, так что, например, Самуил, говоря о трех евреях, идущих с жертвенным материалом на поклонение к Богу в Вефиль ( 1Цар.10:3 ), упоминает о них без тени упрека по их адресу; даже указывает на это Саулу, как на знамение избрания его Богом в цари. Наконец, такого же характера жертвоприношения широко практиковались и во времена Давида, и в первые годы царствования Соломона, до построения храма; «народ, – замечает автор 3Цар. о первых годах правления Соломона, – приносил еще жертвы на высотах, ибо не был построен дом имени Господа до того времени» ( 3Цар.3:2 ). И хотя это свящ. автор говорит о первых годах царствования Соломона, но трудно предположить, чтобы такая практика жертвоприношений получила распространение только в немногие первые годы правления Соломона; естественнее допустить, что она могла развиться в предшествующее время Давида и продолжалась в первые годы Соломона, который и сам «приносил жертвы и курения на высотах» ( 3Цар.3:3 ), конечно, не идолам, а Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Царь Арадский, Хананей, услышав, что приблизился Израиль к пределам его, выступил против него ратью и пленил некоторых; но Израиль воззвал к Богу и Бог предал врагов в руки своего народа, который опустошил всю негостеприимную область, так что само место прозвалось запустением. Обходя землю Эдомскую, Моисей повел опять народ, от горы Ор по пути моря Чермного, и малодушествовали странствующие по пустыне. Еще однажды возроптали они на Господа и на Моисея: зачем извел их на погибель в пустыню, где нет ни хлеба, ни воды; и Господь послал на них змей, от угрызения коих многие погибли. Тогда народ обратился с плачем к вождю своему: «мы согрешили, возроптав на Господа и на тебя, помолись о нас, и да удалятся змеи!» и помолился Моисей. «Сделай медного змея, сказал ему Господь, и повесь его как знамение; всякий угрызенный, воззрев на него, будет жив.» Моисей воздвигнул змея и кто взирал на него, исцелялся. – Таинственный змей сей, который спасал веровавших, был знамением Того, кто некогда, как знамение пререкаемое, на падение и на восстание многих, благоволил, с вершины крестного древа, спасти верующих в него, ибо по собственному свидетельству Христову: «как Моисей вознес змея в пустыне, так подобало вознестись Сыну человеческому, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную.» ( Uoah. III. 14, 15 ). Народ Израильский продолжал странствие и достиг потока Арионского, на пределах Моавитских и Амморейских, у горы Фазги; оттоль Моисей послал просить свободного пути у Сиона Царя Амморейского, но Сион ополчился; Израиль, поразив его, овладел всей землей, разорил его столицу, и вселился во всех городах Амморейских. Той же участи подвергся и Ог, Царь Васанский, противостоящий народу Божию, на рубежах его наследия; ибо уже исполнилась мера беззаконий Ханаанских, как о том предвещал Господь Аврааму. Последний стан Израильский, вне обетованной земли, был в долинах Моавских, в виду Иерихона, на берегах Иордана. Тогда Валак, Царь Моавский, видя поражение Аммореев, устрашился и сказал старейшинам Мадиамским: «пришельцы истребят нас, как поедают тельцы злак полей.» Он послал к Валааму, сыну Восорову, именитому волхву страны своей, с вестью о страшном нашествии иноплеменников, и просил проклясть их, ибо веровал, что благословенные Валаамом будут благословенны, а проклятые им прокляты. Когда же старейшины Моава и Мадиама пришли с дарами к Валааму, волхв просил их переждать одну ночь, чтобы он мог испытать волю Божью, и услышал: «не идти с послами и не проклинать пришельцев, ибо они благословены Богом.» С сим ответом возвратились посланные; но Царь отправил к волхву князей своих, умоляя его придти, и опять отрекался Валаам, прежде нежели вопросить Господа. В ночном видении позволил ему Господь идти с послами, с тем однако, чтобы делать только то, что Сам повелит ему; на утро Валаам, оседлав ослицу, пошел с князьями Моава.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Обетованная земля, на границе которой стояли теперь израильтяне, представляла собою ту небольшую гористую полосу, которая известна теперь под именем Палестины. Простираясь вдоль восточного берега Средиземного моря от отрогов Ливанских гор на севере до Аравийской пустыни на юге, она имеет всего около 30 географических миль в длину и до двенадцати миль в ширину (считая в том и заиорданские уделы). Но, несмотря на свою внешнюю незначительность, она занимала в высшей степени выгодное и важное положение в древнем мире. Страна эта в сущности была уединенная; она нигде не соприкасалась непосредственно с большими идолопоклонническими народами, и однако же не настолько была удалена от них, чтобы не иметь никаких сведений о них. Напротив, благодаря своему своеобразному положению, она находилась как раз посреди могущественнейших монархий, боровшихся между собою за преобладание, но так, что эта борьба не затрагивала неизбежно ее существования. Дороги купцов и воителей как по суше, так и по морю проходили по ее границам; караваны и полки, двигавшиеся с берегов Евфрата к берегам Нила и обратно, соприкасались с ее окраинами, но никакого важного пути не проходило чрез самую страну. Естественные преграды, отделявшие ее от окружающего мира, разобщали ее с этим миром, предоставляя ее населению свободу по своему желанию входить в сношения с чужими странами или сохранять свою отчужденную и полную самостоятельность и самобытность. Она соприкасалась как бы со всеми тремя частями тогдашнего света. Подле нее встречались между собой Азия, Африка и Европа. Это было средоточие, из которого в определенное время свет мог распространяться во все окружающие страны. Безопасность ее обеспечивалась самой природой: безводная пустыня на юге, непроходимые хребты гор на севере, безбрежное и негостеприимное у этих берегов море на западе и глубокая Иорданская долина с прилегающей к ней великой пустыней Сирийской на востоке – делали ее при некотором благоразумии и бдительности почти недоступной для завоевания. Там истинная религия, вдали от всяких чуждых влияний, могла беспрепятственно процветать среди избранного народа, который однако же сам имел все средства входить в сношения с окружающим миром и таким образом делиться с ним вверенным ему сокровищем. Так как земля обетованная занимала как раз серединное положение в древнем историческом мире, и около нее именно сходились и расходились те великие пути, по которым текла историческая жизнь этого мира и постепенно передвигалась с востока на запад, к великому бассейну Средиземного моря, то народ, которому выпало на долю владеть этой землей, не только становился наблюдателем всего хода исторической жизни окружающего мира, но в тоже время делался наследником всего исторического богатства старых народов востока и вместе с тем держал в своих руках лучшие надежды юного нарождавшегося мира – на западе. Выгоднее этого положения для народа, которому Промысл судил быть «светом для народов», не могла бы представить ни одна еще страна на земном шаре.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Таким образом, на Евреях сбывается обетование Божие Аврааму и Иакову, что потомство их будет не исчислимо, как песок земной ( Быт.13:16; 28:14 ), многочисленно, как звезды неба ( Втор.10:22 ). Вместе с этим скоро сбылось слово Валаама и касательно красоты, уютности, привлекательности и грандиозности жилищ Израиля ( Чис.24:5–6 ). В царствование Соломона шатры детей Иакова уже не были скучены в лагере, как в минуту видений Валаамовых. Вместо их в земле обетованной давно уже красовались постоянные жилища, украшенные ниспосланным свыше богатством всякого добра, приятные своим внутренним убранством, как тенистые оазисы среди знойной пустыни, манящие к себе уютностью, как тонкий аромат алойного дерева, и славные величием своих обитателей, как ливанские кедры. Такого положения избранный народ достиг только помощью Божьего. По своим законам, установлениям, быту и назначении быть светом язычников ( Ис.49:6 ; Деян.13:47 ) избранный народ естественно менее, чем всякий другой народ, мог рассчитывать на сочувствие и приязнь народов, пивших из опьянявшей чаши Бела. В численном и культурном, особенно военном отношении, он был в каждый данный момент истории малочисленное и слабее любой из великих исторических монархий, в роде Египта, Хеттеев, Ассирии, Вавилона и т.д. Поэтому народы восставали на него и пытались не раз превратить его в этнографический материал, лишить его священной самобытности, убить в нем залог нравственной жизни, благословение грядущих поколений человечества. Но Бог, воззвавший его из Египта ( Ос.11:1 ), был для него при нападениях других народов подобен сокрушительным рогам крепкого единорога. И в год войны за обладание землей обетованной под предводительством Иисуса Навина (5–12), и во времена мощного подъема на врагов – притеснителей под водительством судей (кн. Суд.3;6;10;13 и 2Цар.7 ), он восставал, как раздраженная за своих детенышей львица и поднимался как молодой, полный бурной энергии лев, лишь подкрепляемый своим Иеговой ( Нав.23:3,5–6, 9–10 ; Сир.46:1–13 ; Евр.11:32–34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorit...

Это было пово­дом к тому, что Господь изъявил ему снова Свое особенное благоволение. Аврам не владел ни одним клочком земли Ханаанской в качестве собственника, — он был в ней пришельцем и странником. Единственное место, которое он при жизни приобретет здесь в собственность, — это махпельская пещера, которую он купит у туземцев для погребения себя и членов своего семейства. Но Господь утешает верного Ему раба Своего обетованием, что вся эта земля, по которой он скитается и в которой не имеет «на­следства ни на стопу ноги» (Деян 7:5), будет принадлежать ему и его потомству. «Воззри очима твоима и виждь от места», т. е. от Вефиля, где дано было это обетование, — «идеже ты ныне еси», к северу и югу, к востоку и морю, — т. е. Средиземному морю, бывшему границей земли обето­ванной на западе, — «яко вся земля, юже ты видиши, тебе дам ю, и семени твоему во веки». Без сомнения, с того места, где находился в сие время Аврам, нельзя было обыкновен­ным взором окинуть все то пространство до последних пределов его во все стороны, которое займут его потомки. Должно думать, что зрению Аврама чудесным образом открыто было зрелище всей земли обетованной. Если диа­вол мог непостижимым для нас, хотя, без сомнения, есте­ственным образом, показать Господу Иисусу в одно мгно­вение «все царства мира и славу их» (Мф 4:8), не гораздо ли легче было для всемогущества Божия устроить, чтоб Аврам с одного пункта мог увидеть все будущие владения своих потомков? — «Дам тебе и семени твоему». «Тебе» — не лично, ибо лично он и не владел обетованной землей, а в лице потомства. Уверенность, что потомки будут господами этой земли для родоначальника не менее приятна, как если бы она лично ему принадлежала. — «Во веки». Вечное обла­дание страною, обещаемое потомкам Аврама, должно понимать в том же смысле, в каком ветхозаветная пасха названа вечною (Исх 12:14). Празднование ветхозаветной пасхи, по намерению Божию, долженствовало окончиться с наступлением новозаветных времен, с пришествием Христа — Спасителя, сего новозаветного Агнца, прообра­зованного пасхальным ветхозаветным, — и вечною она на­звана, собственно, только по отношению к ветхому завету, т.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

51 . Как достойно и полезно то, о чем говорилось выше! Что столь подобает и достойно, как богатым собрать деньги и оказать помощь беднякам, предоставить пищу голодным и никому не отказывать в ней? Что столь полезно, как сохранить пахарей для поля, не дать погибнуть сельскому люду? 52 . Поэтому то, что достойно, то и полезно. И наоборот, что бесполезно, то не подобает; а неподобающее также не полезно. 8 . 53. Разве наши праотцы освободились бы от рабства, если бы они не были уверены, что не только позорно, но и не полезно быть рабами египетского царя? 54 . Иисус Навин и Халев, посланные разведать о земле, сообщили, что земля эта обильна, но населена совершенно дикими племенами. Народ, в страхе перед войной, стал отказываться от владения этой землей 565 . Навин и Халев, посланные разузнать, убеждали их, что земля плодородна; считая, что не подобает уступать ее язычникам, они предпочитали быть побитыми камнями (этим им грозил народ), чем отказаться от достойного. Другие разубеждали их. Люди протестовали, крича, что предстоит жестокая и страшная война и они погибнут в битве, а их жены и дети будут захвачены в плен 566 . 55 . Вознегодовал Господь и хотел всех погубить, но по просьбе Моисея смягчил Свой приговор, отказался от мести, пощадив и не поразив их, считая достаточным наказанием для недоверчивых то, что сами они не придут в землю, от которой отказались, а нероптавшие их дети и жены, по возрасту или полу заслуживавшие прощения, получат в наследие эту обетованную землю. И все, кто был двадцати лет и старше, погибли в пустыне, а наказание для других было отменено. А ходившие вместе с Иисусом Навином и решившие отговорить народ сразу же были поражены смертью . Иисус же и Халев, вместе с невинными детьми и женами, вошли в землю обетованную 567 . 56 . Итак, лучшая часть предпочла славу спасению жизни, а худшая предпочла спасение жизни достойному. Божественный же приговор воздал хвалу тем, кто считал, что достойное превосходит полезное, и осудил тех, по мнению которых спасение жизни перевешивало достойное.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010