Но само земледелие только тогда может служить к истинной пользе государства, когда оно основано на экономической справедливости, в силу которой каждому члену государства должно быть предоставлено равное владение землей и полное пользование всеми произведениями его рук. Древние государства не знали такой справедливости: землей владели обыкновенно только привилегированные касты, а остальныя касты, не имея земли, по необходимости поступали в рабскую экономическую зависимость от первых, обрабатывали их земли и сами получали естественно не всю сумму произведений своего труда, а только то, что уделяли им владетельныя касты, т. е. столько, сколько достаточно, чтобы не умереть с голода. Отсюда поражающие крайности богатства и бедности, роскоши и нищеты, с какими мы встречаемся в древних восточных государствах даже в период их наибольшего процветания. Моисеево государство не знает такой несправедливости. Основывая государство на земледелии, законодатель вместе с тем определил его такими постановлениями, благодаря которым оно могло стать источником равного для всех благосостояния. Так как в договоре с Иеговою участвовали все члены народа и так как одним из условий договора со стороны Иеговы было дарование обетованной земли, то естественно все члены государства должны были равно пользоваться землей, – не должно было быть ни произвольных захватов, ни узаконенных преимуществ одних пред другими. Основываясь на этом теократическом принципе, законодатель разделил землю между всеми израильтянами поровну. За единицу деления земли были приняты, по-видимому, только крупные коллективные единицы народа – колена и племена ( Числ. 26:55; 33:54 ), но раздел производился так, что какое колено многочисленнее, то и земли получало больше, а которое малочисленнее, то и земли получало меньше ( Числ.26:54 ), так что в конце концов при частном разделе выпавших на долю того или другого колена или поколения уделов могли получиться равные участки для каждого израильтянина (мужского пола), как главы частного хозяйства.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/gosuda...

Земли и Иерусалима в рамках иудео-христианской духовной традиции, то есть на основании библейско-христианского видения мира и человечества. Из Библии , из запечатленного в ней взгляда на Святую Землю видно что сначала она была «землей чужой», землей многобожников и язычников. Затем Бог обещал и дал ее в наследие Аврааму и его потомству Израилю, ветхому и новому. Однако наследование этой «обетованной земли», с исторической точки зрения, носило переменчивый характер. В самом библейском повествовании о первоначальных днях Святой Земли, историческая достоверность которого подтверждена (Библия – в первую очередь книга историческая, хотя ее послание одновременно и метаисторическое), содержится одна общечеловеческая истина. А именно – Библия изначально тесно связывает человека и землю. Первый человек Адам «от земли» – «Адамах» (земное!), и имя самой земли «Адама» ( Быт. 2, 7 ; Быт.3,19 ). Но, по Священному Писанию , человек одновременно характеризуется как образ Божий, он – носитель неотъемлемого образа и подобия Божия и как отдельная личность, и как общество рода человеческого, и его призвание и миссия на земле – стать сыном Божиим, а землю сделать раем – своим, но и Божиим, местом обитания и домом. Таким образом, человеку была задана Божественная (Богочеловеческая) икономия. (Греческое слово очень хорошо переведено на славянский как домострой (домостроительство), подобно тому как греческое понятие экология по-славянски переводится как «домо-логия», домо-словие – забота и попечение о человеческом месте пребывания и жилище, о доме и обиталище, об окружении и жизненном пространстве, о земле живых; как бы сказал Псалмопевец: «Благоугожду пред Господем во стране живых» – «Буду ходить пред лицем Господним на земле живых» ( Пс. 114, 9 ). Согласно Библии, земля и космос сотворены точно так же и с той же целью, что и рай, и для рая. Библия повествует нам о том, что человек однажды, в начале истории, упустил этот первый шанс. Но то же Священное Писание говорит и свидетельствует, что этот шанс потерян для человека не совсем. Человек пал, но не погиб. Это – главное послание библейского завета, или союза Бога с Авраамом, и оно дано именно тогда, когда Авраам был призван из Халдеи прийти и поселиться в Ханаане, в «земле обетованной» – Палестине. Это – первоначальное обетование, данное Богом в начале истории, Поручителем которого является Он Сам; участвует в нем и человек, Авраам, и Израиль, принимающий этот призыв и вступающий в союз с Богом. А что же было с исполнением этого обещания? Рассмотрим это подробно.

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

Авеню Жоффр Шанхай Шанхай казался для многих землей обетованной Портовый Шанхай, с его иностранными концессиями и филиалами всемирно известных фирм, казался для многих землей обетованной. Здесь мгновенно появлялись новейшие мировые изобретения: электричество, трамвай, автомобиль и современная система канализации. Тут осуществлялась половина импорта и экспорта всей страны, а еще процветали курение опиума и азартные игры, не существовало ни паспортного режима, ни официальных строгостей — были бы деньги в кармане. Русские в Шанхае Старый Шанхай Русские начали приезжать в Шанхай с 1896 года, когда здесь открыли русское консульство. К началу Первой мировой здесь жили уже несколько сотен русских: служащие консульства, Русско-Азиатского Банка, пароходной компании, чайных и мехоторговых фирм. Было налажено регулярное пароходное сообщение с Владивостоком. И вот теперь к этим русским присоединились наши кадеты и их наставники. Однако после революции у бывших подданных Российской Империи дела пошли не в пример хуже: Империи уже не существовало, и никто больше не желал платить им зарплату. Но у них по крайней мере были дома, имущество, какие-то накопления, связи. У тех же, кто приехал в 1923-м году, не было ничего: ни денег, ни дома, ни связей. Климат Шанхая Трудно было привыкать и к климату: в город, расположенный на уровне моря, доходил влажный воздух с океана, весной свирепствовали тайфуны, срывая крыши с домов, ливни могли продолжаться неделями. Реки Хуанпу, Янцзы и каналы Сучжоу и Зикавей выходили из берегов, и улицы наполнялись их глинистыми водами. Зимой пронизывающий ветер превращал влажный воздух Шанхая в колючие снежные кристаллы. Снег падал нечасто, редкие белые островки на улицах и газонах быстро таяли и превращались в грязь. Морозов не было, но сырость проникала насквозь, и шанхайцы мерзли. Лучшим временем года здесь была осень, когда прекращались тропические ливни, уменьшалась влажность и наконец наступала сухая солнечная погода. В это время года дышалось легче, и по ночам можно было спать спокойно, не обливаясь потом.

http://pravoslavie.ru/134909.html

Но вот, начиная от восточного залива Чермного моря, с каждым станом израильтяне все ближе подвигались к пределам земли обетованной 105 . Вот они прошли земли эдомские и моавские и подступили к земле аморреян, живших по восточную сторону Мертвого моря, на пространстве между реками Арноном и Иавоком. По обычаю отправлено было к ним посольство с просьбою о пропуске израильтян через их землю, – но воинственный царь аморрейский Сигон решительно отказал в этом и с войском выступил против новых пришельцев. Встреча произошла при Иааце, и Сигон потерпел решительное поражение, так что израильтяне овладели всеми его городами. Та же участь постигла и владетеля следующей земли – Ога, царя васанского, землей которого также овладели израильтяне. Таким образом, вся страна по восточную сторону реки Иордана досталась израильтянам, и одна только эта река отделяла их от земли обетованной. Но прежде чем вступить в окончательное владение этой землей, должно было произойти последнее столкновение между избранным народом и миром языческим, – столкновение, которое должно было окончательно решить судьбу того и другого и установить определенные отношения между истинной религией и язычеством, равно как и между царством Бога и царством мира сего. Израиль должен был познать, что языческие народы не только представляют собою по отношению к нему враждебную политическую силу, но и что язычество по самой сущности своей враждебно царству Божию. Они несовместимы между собой, и потому у Израиля не должно быть никакого общения с язычеством, и он даже не может терпеть самого присутствия его на одной и той же земле. Этот глубоковажный урок преподан был народу израильскому накануне вступления в землю обетованную замечательной историей языческого прорицателя Валаама 106 . После решительных побед над царями Сигоном и Огом вход в землю обетованную был совершенно открыт для израильтян. Враги, которые бы могли заградить импуть в нее, или остались позади, или были рассеяны. И вот уже «сыны Израилевы остановились на равнинах Моава, при Иордане, против Иерихона 107 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Северная часть Палестины называется Галилеей, центральная Самарией, а южная Иудеей. Протяженность всей этой географической территории в длину составляет 230-250 км, а в ширину от 60 до 120 км. В Галилее расположены горы Кармил и Фавор, за Геннисаретским озером Голанские высоты, в Самарии - Гевал и Гаризим, а в Иудее Неби-Самуел под Иерусалимом и гора Сион в Иерусалиме, а к востоку от него Елеонская (Масличная) гора. На Иудейской возвышенности есть и другие горы. Климат в Палестине разнообразный: средиземноморский, пустынный и горный, и таково же плодородие ее земли. Оно варьируется от изобилия до скудости, и поэтому в Библии эта земля называется и " землей, хорошей и пространной, где течет молоко и мед " , и " землей пустой, иссохшей и безводной " (Исх.3:8; Пс.62:2). Географическое и климатическое разнообразие Палестины как-будто предсказывало сложность ее истории, о которой мы скажем еще несколько слов. Древнейшими жителями Палестины были амореи и хананеи, которые обитали здесь около XX века до Р.Х. Затем следуют арамеи, жившие в Палестине и Сирии около XIII века, приблизительно с того же времени - филистимляне, по которым сама земля и получила название, а также многие другие этнические группы, упоминающиеся в Библии. Праотец еврейского народа патриарх Авраам приходит в эту землю в XIX веке до Р.Х. (около 1850 года до Р.Х.) из Месопотамии, из Ура Халдейского (Шумерского) в южном течении Евфрата. По призыву Божию он отправляется оттуда через Харран (севернее Евфрата), откуда затем пришел и патриарх Иаков, первым названный именем Израиль (одна из этимологий " Тот который видел Бога " , " который стал лицом к лицу с Богом " ) (Быт. гл. 32, 28), по которому и весь еврейский народ получил имя Израиль. Аврааму и его потомству Богом была обещана земля Ханаан, названная так по своим тогдашним жителям. По этому обетованию Божьему эта земля и названа землей обетованной, как об этом напоминает великий иудей и великий христианин Павел из Тарса (Евр.11:9). Потомки Авраама и помимо этого обетования скоро спустились из Палестины в Египет, в то время когда им владели гиксосы (хиксы) (ок.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/164/...

Северная часть Палестины называется Галилеей, центральная – Самарией, а южная – Иудеей. Протяженность всей этой географической территории в длину составляет 230–250 км, а в ширину – от 60 до 120 км. В Галилее расположены горы Кармил и Фавор, за Геннисаретским озером – Голанские высоты, в Самарии – Гевал и Гаризим; в Иудее – Неби-Са-муел под Иерусалимом и гора Сион в Иерусалиме, а к востоку от него – Елеонская (Масличная) гора. На Иудейской возвышенности есть и другие горы. Климат в Палестине разнообразный: средиземноморский, пустынный и горный, и таково же плодородие ее земли. Оно варьируется от изобилия до скудости, и поэтому в Библии эта земля называется и землей хорошей и пространной, «где течет молоко и мед»( Исх. 3:8 ), «и землей пустой, иссохшей и безводной» ( Пс. 62, 2 ). Географическое и климатическое разнообразие Палестины как будто предопределяло сложность ее истории, о которой мы скажем еще несколько слов. Древнейшими жителями Палестины были амореи и хананеи, которые обитали здесь около XX века до P. X. Затем следуют арамеи, жившие в Палестине и Сирии около XIII века, приблизительно с того же времени – филистимляне, по которым сама земля и получила название, а также многие другие этнические группы, упоминающиеся в Библии . Праотец еврейского народа, патриарх Авраам приходит в эту землю в XIX веке до P. X. (ок. 1850 г., до P. X.) из Месопотамии, из Ура Халдейского (Шумерского) в южном течении Евфрата. По призыву Божию он отправляется оттуда через Харран (севернее Евфрата), откуда затем пришел и патриарх Иаков, первым названный именем Израиль (одна из этимологий – «Тот, который видел Бога», «который стал лицом к лицу с Богом») ( Быт. 32, 28 ), по которому и весь еврейский народ получил имя Израиль. Аврааму и его потомству Богом была обещана земля Ханаан, названная так по своим тогдашним жителям. По обетованию Божиему эта земля и названа землей обетованной, как об этом напоминает великий иудей и великий христианин Павел из Тарса ( Евр. 11, 9 ). Потомки Авраама и помимо этого обетования скоро спустились из Палестины в Египет, в то время когда им владели гиксосы (хиксы) (ок.

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

Путешествие Авраама с семейством в Египет (см.: Быт. 12, 10–20 ) было в то время делом вполне обычным, – это подтверждается изображением времен XII династии (время Авраама): на нем как раз и представлены кочевые семиты, переселяющиеся на голодные годы в Египет. Пещера Махпела («Двойная»), где были похоронены Авраам и Сарра, находится в Хевроне: ученый-путешественник испанский раввин Вениамин бен-Иона Тудельский, видевший ее в 1163 г., сообщал, что тогда еще сохранялись на ней надписи времен Второго Храма. Упоминавшиеся ранее правовые нормы взаимоотношений человека с домоправителем – приемным сыном, существовавшие в период Патриархов в Междуречье, напоминают об истории Иакова и Лавана (см.: Быт. 31 ), а присвоение Рахилью терафимов (домашних идолов) своего отца (см.: Быт. 31, 19 ) объясняется другой традицией того времени: зять, обладавший терафимом тестя, пользовался одинаковым правом с его сыновьями на наследство: таким образом, претензии к Иакову Лавана, а тем более его сыновей, становились беспочвенными. История равноправного положения сыновей Иакова, рожденных как от жен, так и от наложниц, тоже находит свое объяснение в Законах Хаммурапи, гласящих: «Если человеку его супруга родила сыновей, и его рабыня родила ему сыновей, [и] отец при жизни своей сказал сыновьям, которых ему родила рабыня: “Мои сыновья”, и он их причислил к сыновьям супруги, [то] после того, как отец умрет, сыновья супруги и сыновья рабыни должны поровну поделиться имуществом в доме их отца». Начиная с периода Патриархов священная история неразрывно связана со Святой Землей, о которой необходимо сказать подробнее. Геродот называет эту область Филистимской Сирией, а впоследствии греки делали различие между Филистимской Сирией и Внутренней Сирией. От греческого слова η Παλαιστ ι νη («Палестина») произошло и латинское слово Palaestina («Палестина»). Название Палестина вошло в употребление только после V в. до Р.Х. и в Ветхом Завете не употребляется. Эта территория часто называется землей Ханаанской, потому что основное население составляли ханаанеи. Она также известна как земля обетованная, земля обещания, данного Богом Аврааму. После ее покорения израильтянами она также стала называться Израилем или землей Израильской. Название Святая Земля вошло в употребление в средние века. В общепринятом значении Палестина обычно предполагает земли от Дана до Вирсавии ( Суд. 20, 1 ). Территория ее простирается от южных склонов горы Ермон (Хермон) до окраин южной пустыни Негев, омывается на западе Средиземным морем, а на востоке проходит по Иорданской равнине. В греческие и римские времена полагалось, что Палестина включает в себя и территорию на восток от Иордана, или Заиорданье. Особого внимания заслуживает и долина Иордана.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Таким образом, на протяжении еврейской истории от Моисея до построения Соломонова храма мы находим не мало примеров жертвоприношений вне скинии свидения, помимо ковчега завета и не на местах богоявлений. Можно указывать какие угодно причины существования подобных явлений: исторические ли обстоятельства данной эпохи 38 , или иные какие-либо; но для нас важно в данный момент не то, чем обусловливались эти явления, а важно определить, как смотреть на них с точки зрения законности. А как смотрел на эти факты сам закон в лице своих представителей? Как смотрел на них, например, Моисей? Он говорит: «да не сотворите тамо (т.е. в земле Обетованной) всех, елика вы творите зде днесь, кийждо угодное пред собою; не приидосте бо до ныне в покой и в наследие, еже Господь Бог ваш дает вам» ( Втор.12:8–9 ). Как видим, Моисей дает здесь мотивировку такому свободному отношению евреев к месту их жертвоприношений, обусловливая это известными историческими обстоятельствами жизни еврейского народа. Очевидно, поэтому, что Моисей в данном случае не запрещает подобных жертвоприношений, а допускает существование их при существовании данных исторических обстоятельств, т.е. до построения храма Соломонова; ибо представляемая Моисеем в данном месте Втор. 12:9 обстановка еврейской истории (овладение всей Обетованной землей и спокойная жизнь, лишающая евреев права относиться так свободно к месту богослужения) осуществилась, как мы видели, при Соломоне. Далее, относительно жертвоприношения Маноя Сам Бог выразил Свое благоволение ( Суд.13:20 ). Пророк Самуил, вся деятельность которого была направлена к религиозно-нравственному возрождению народа еврейского, к научению его закону Божию, – Самуил сам приносит жертвы вне скинии и ковчега и на местах, не освященных богоявлением. Вместе с тем, он благословляет ( 1Цар.9:13 ) подобные же жертвоприношения, устраиваемые и другими евреями. Наконец, свящ. автор 3Цар. так выражается о жертвоприношениях евреев на высотах в первые годы царствования Соломона: «народ еще приносил жертвы на высотах, ибо не был построен дом имени Господа до того времени» ( 3Цар.3:2 ). Свящ. автор, как раньше и Моисей, в данном случае также мотивирует жертвоприношения евреев на высотах известными историческими обстоятельствами жизни еврейского народа; очевидно и здесь, что он не запрещает таких жертвоприношений, а считает их допустимыми при наличности данных исторических обстоятельств 39 .

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

   Та же идея объединяет и освещает все повествования и последующих частей Пятикнижия. Повествование о рождении и избрании Моисея, начинающее книгу Исход, несомненно, стоит в теснейшей связи с историей патриархов книги Бытия и заключает в себе лишь исполнение обещанного Господом патриархам попечения об их семени, «стенавшем от руки египтян.» В связи с призванием Моисея стоит исход из Египта и путешествие в обетованную патриархам землю, как исполнение обещанного патриархам обладания данной им Господом землей «наследия.» А это повествование составляет главный и существеннейший момент в содержании всех четырех книг: Исход, Левит, Числ и Второзакония; все события, в них заключающиеся, примыкают к исходу из Египта, странствованию по пустыни и приходу к Иордану и Палестине. Правда, в этих повествованиях не упоминается, часто встречающееся в книге Бытия, обетование Господне о «благословении» всех народов и спасении от греха, но тесная связь событий, здесь заключающихся, с патриархальной историей и постоянное настойчивое указание священного историка на эти события, как на исполнение обетовании Господних патриархам (Исх.32:13; 33:1; Лев.20:24, 26; Втор.4:36; 6:10, 18, 26; 8:1, 18; 9:27; 19:8; 26:3—10; 29и др.) дают знать, что спасительные обетования ни на минуту не оставляли Бытописателя в изложении событий и законов Исход, Левит, Числ и Второзакония. Как в книге Бытия описывается воспитание «святого семени» в лице лишь патриархов, так в этих книгах описывается воспитание того же «святого семени» в целом еврейском народе. Патриархов, для сего, Господь удаляет из среды окружавшего, грубого по вере и жизни, язычества, и весь народ удаляет Господь от того же язычества; патриархов поддерживает и взращает Господь Своими откровениями и обетованиями, и весь народ поддерживает и духовно взращает Господь Своими постоянными откровениями, законами и организацией его жизни. Несомненно, хотя во всех повествованиях и пророчествах сих книг (Лев.26; Втор.28—33 глл.) преимущественное внимание священного историка и народа сосредоточено на обетованной Ханаанской земле, «текущей молоком и медом,» но среди этих более близких утешительных надежд у Бытописателя постоянно видны духовные возвышенные надежды, к коим должна вести Израиля жизнь в обетованной земле; тем более, что эта жизнь, по его пророчествам, кратковременна, за ней последует удаление и рассеяние жестоковыйного народа по всем странам земли (Лев.26; Втор.28—32 глл.). Высшим же блаженством для Израиля, по речам Моисея, является «святость народа» в очах Божиих и близость Господа к народу до «вселения и хождения» среди него (Лев.18:1—6; 19:2—4; 20:7, 26; 26:11—13; Втор.26:16—19; 28:9—10; 30:6), т.е. тот же идеал, который оттеняется в патриархальной истории и обетованиях о спасении людей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

Земледелие после скотоводства было главным занятием древних евреев. Еще об Исааке в Быт. 26говорится: «и сеял Исаак в земле той (т. е. Гераре) и получил в тот год ячменя во сто крат, так благословил его Господь». Таким образом еще патриарх Исаак занимался земледелием. Относительно Иакова и его сыновей нет прямых указаний, что они занимались земледелием. Но что касается их потомков, живших в земле Гесем, то из некоторых свидетельств книги Числ (11:5) и Второзакония (11:10) можно догадываться, что они, живя в Египте, занимались также и земледелием, хотя их главным занятием было скотоводство. По книге Числ (11:5) евреи, поднявшие ропот на Моисея, зачем он вывел их из Египта, между прочим упоминают о луке, чесноке, дынях, которые они в обилии ели в Египте. Во Второзаконии же (11:10) Моисей, говоря о преимуществах обетованной земли пред землей египетской, упоминает о том, как еврей, живший в Египте, посеяв семя свое, поливал (землю) при помощи своих ног, как масличный сад. Как ясно из этих свидетельств, евреи, живя в Египте, занимались также земледельческим трудом. После завоевания ими обетованной земли, земледелие стало их главным занятием, особенно в западной части земли. Палестина была разделена между коленами, родами и семействами, и евреи занимались обработкой земли. Законом Моисея земледелие было положено в основу общественного, политического и отчасти религиозного быта евреев. Постановления закона о снопе потрясания, начатках, десятинах, угле для бедных, субботнем и юбилейном годах находились в тесной связи с земледелием, и вообще теократическое устройство еврейского народа весьма тесно было связано с его земледельческим бытом. Поэтому земледелие у евреев до вавилонского плена процветало. Как свидетельствует найденная в Телль-эль-Джезер известковая таблетка, у древних евреев был в употреблении между прочим особый земледельческий календарь, в котором месяцы года назывались применительно к тем земледельческим работам, которые в течение их производились. Как показывает надпись на этой таблетке, а также как видно из свидетельств Библии, Иосифа Флавия и Талмуда, у древних евреев были следующие виды земледельческих работ: а) хлебопашество, б) садоводство, в) виноделие и г) огородничество.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010