История укажет нам, при каких обстоятельствах и по каким причинам великие постановления эти были изменены в своем приложении; говоря же о первых столетиях, мы должны довольствоваться тем, что указываем на них как на превосходные средства, соделавшие из Церкви первоначальной общество истинно христианское и достойное удивления. 2 Цитаты, приводимые в этом общем обозрении без обозначений, более развиты в I и II томе самой Истории. 3 См. Вступление ст. XXXIV – XLI. Изложенное здесь заставляет понять в каком смысле сказано нами, что христианство религия не новая и что древние религии с ним некоторые соотношения. Развиваем мысль свою, чтобы не могли нам приписывать систем, вовсе нам чуждых. 5 Предупреждаем читателей, что мы нисколько не соглашаемся с крайностями писателей, которые полагают, что литературой языческой должно жертвовать перед литературой христианской. Конечно, мы предпочитаем вторую по сущности её учений, даже находим, что писателей христианских вообще слишком унижают перед языческими; но должны признаться, что литература языческая, греческая и латинская останутся навсегда образцами, которым следует подражать. Если мы уважаем слог Киприана, то потому, что он приближается к Цицеронову; если любим философию Оригена , то от того, что он придал Платону оттенок христианства. Замечание это написано с тем, чтобы сказанным вообще о христианской литературе не стали злоупотреблять в пользу системы, которая бы желала изъять из училищ образцы знаменитых веков Афин и Рима и которую отвергаем. 6 Почтенный автор говорит о Церквах Западных; ему неизвестно, что в Церкви Восточной чтение Отцов было всегда любимым занятием ревностных чад Церкви. Доказательством того служат у нас древние славянские переводы и множество выписок из Творений Отцов Церкви, рассеянных в Четиминеи, Прологе, Отечнике и прочих книгах церковных. (Примеч. переводчика). 7 См. Вступление в I т. ст. LI Развитие этого вероучения, помещенное здесь, конечно, предупредить всякие ложные толкования о вопросах столь важных, как вопросы о природе и благодати, о природе падшей и о необходимости духовного возрождения, о помощи Божией и искуплении. Вопросы эти, однако, сильно волновали Церковь Западную в пятом столетии; тогда представится нам случай войти еще в большие подробности.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

С другой стороны, беседы приносят пользу и в том отношении, что предохраняют православных от раскольнических заблуждений, предупреждают случаи совращения православных в раскол и возвышают дух православного народа, здесь приниженного массой старообрядцев. А ведь недавно еще у нас были случаи, что православные учительницы переходили в раскол и даже выходили замуж за евреев, крестившихся и перешедших в раскол. И все это проходило безнаказанно, благодаря покровительству богачей-раскольников. Раскольники составляют у нас в уезде по преимуществу богатый класс населения. В числе их попадаются крупные и известные коммерсанты, благодаря которым раскол держится в наших краях, по-видимому, прочно. “Ведь осерди его (капиталиста-раскольника), нигде места потом не найдешь... Везде тебя измарает хуже худшего. Ведь мы что? Так себе, ничтожество, а ему, небось, везде двери открыты...” – так обыкновенно отзываются бедняки-раскольники о богачах-раскольниках, у которых состоят в кабале. И надо думать, это горькая правда... Стоит ли говорить о том, что раскольничьи лжепопы ходят у нас открыто в рясах, что доселе год от году множились моленные раскольников, что раскольничьи лжевладыки, заезжая в глушь наших деревень, служат открыто “со славой”. И все это, опять-таки благодаря мощным покровителям раскола, не брезгующим никакими средствами, чтобы поддержать раскол, проходило доселе безнаказанно. Что-то будет впереди?» Отец Константин участвовал во многих церковных мероприятиях в Богородском уезде, в освящении нововоздвигаемых храмов, в съездах преподавателей церковных школ. Одним из центральных вопросов первого съезда преподавателей, состоявшегося в 1900 году, был вопрос о том, «как вести преподавание Закона Божия, церковного пения, славянской грамоты в связи с историей и обличением раскола в тех школах, где вместе с православными детьми учатся дети старообрядцев». И здесь немалым подспорьем явились советы и помощь отца Константина. В феврале 1911 года в городе Богородске состоялось пастырское миссионерское собрание священников и диаконов двух благочиннических округов Богородского уезда с участием московского епархиального миссионера Николая Юрьевича Варжанского, собравшее тридцать пять священнослужителей.

http://fond.ru/kalendar/911/konstantin/

С другой стороны, беседы приносят пользу и в том отношении, что предохраняют православных от раскольнических заблуждений, предупреждают случаи совращения православных в раскол и возвышают дух православного народа, здесь приниженного массой старообрядцев. А ведь недавно еще у нас были случаи, что православные учительницы переходили в раскол и даже выходили замуж за евреев, крестившихся и перешедших в раскол. И все это проходило безнаказанно, благодаря покровительству богачей-раскольников. Раскольники составляют у нас в уезде по преимуществу богатый класс населения. В числе их попадаются крупные и известные коммерсанты, благодаря которым раскол держится в наших краях, по-видимому, прочно. «Ведь осерди его (капиталиста-раскольника), нигде места потом не найдешь… Везде тебя измарает хуже худшего. Ведь мы что? Так себе, ничтожество, а ему, небось, везде двери открыты…» – так обыкновенно отзываются бедняки-раскольники о богачахраскольниках, у которых состоят в кабале. И надо думать, это горькая правда… Стоит ли говорить о том, что раскольничьи лжепопы ходят у нас открыто в рясах, что доселе год от году множились моленные раскольников, что раскольничьи лжевладыки, заезжая в глушь наших деревень, служат открыто " со славой». И все это, опять?таки благодаря мощным покровителям раскола, не брезгующим никакими средствами, чтобы поддержать раскол, проходило доселе безнаказанно. Что-то будет впереди?» Отец Константин участвовал во многих церковных мероприятиях в Богородском уезде, в освящении нововоздвигаемых храмов, в съездах преподавателей церковных школ. Одним из центральных вопросов первого съезда преподавателей, состоявшегося в 1900 году, был вопрос о том, «как вести преподавание Закона Божия, церковного пения, славянской грамоты в связи с историей и обличением раскола в тех школах, где вместе с православными детьми учатся дети старообрядцев». И здесь немалым подспорьем явились советы и помощь отца Константина. В феврале 1911 года в городе Богородске состоялось пастырское миссионерское собрание священников и диаконов двух благочиннических округов Богородского уезда с участием московского епархиального миссионера Николая Юрьевича Варжанского, собравшее тридцать пять священнослужителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Теперь переключим наше внимание с отдельных вырванных из контекста стихов на те псалмы, которые вошли в полном виде в чин погребения священников. При этом необходимо провести следующее разграничение: одни псалмы занимают свое место в чинопоследовании в силу того, что они входят в состав утрени, структуру которой воспроизводит чин погребения, иные встречаются и в других службах погребения и, следовательно, суть характерный элемент всякой службы по усопшим, третьи, наконец, присущи именно чину погребения священников в нынешнем богослужении. Псалмы 148, 149 и 108 встречаются в тексте службы только потому, что это — хвалитные псалмы и как таковые неотъемлемы от утрени непраздничных дней, форма которой повторяется в чине погребения священников, во всяком случае в антифонной части его. Псалом 50, завершающий эту часть, занял здесь свое место, поскольку его читают во всякой утрени перед каноном и он присутствует в любом чине погребения. Он напоминает, что каждый христианин призывается испытать свою совесть перед смертью и что всякая молитва об усопших неизбежно есть молитва покаяния. Псалом этот может рассматриваться как произносимый усопшим за самого себя и одновременно — от лица общины, которая молится за усопшего и вместе с усопшим 19 . Служба погребения священников, как и остальные службы погребения, включает в себя Псалом 118; Блаженны непорочные , охватывающий собой всю 17-ю кафизму, один из 20-ти разделов богослужебной византийской Псалтири. Этот псалом входит также в парастас — утреню, посвященную памяти умерших, которую служат в субботу накануне мясопустной 20 недели и в субботу накануне Троицына дня. Парастас входит и в чин утрени Великой Субботы, когда пение стихов псалма сопровождается тропарями, прославляющими смерть Христа и Его положение во гроб, свидетельствующими о Его сошествии во ад и возвещающими Его близкое Воскресение. В чинопоследованиях погребения этот псалом стал традиционным задолго до XIV века 21 . В нем прославляется Божественный закон и те, кто этому закону следует и любовью к закону и его повелениям доказывает свою любовь к Самому Богу. В утрени Великой Субботы псалом этот должен быть отнесен к Самому Христу, Который пришел, чтобы исполнить закон и Свою любовь к Отцу (Флп 2:5–10). А что касается смысла этого псалма в службе погребения христиан, то он, сопровождавший пением Аллилуиа и Помилуй раба Твоего , может быть объяснен в контексте службы по усопшим как похвала верному христианину, особенно тому, кто в последний раз входит в церковь для расставания с земной общиной, которая своими молитвами должна помочь ему войти в иную форму бытия в ожидании воскресения. Псалом показывает здесь, каким подобает быть всякому крещенному человеку, призванному сообразовываться со Христом в своем послушании воле Отца. Он напоминает также об идеале святости, идеале каждого христианина, о том критерии, который определит участь покойного в вечности.

http://pravmir.ru/smert-svyashhennika-ka...

Роман Сладкопевец был чрезвычайно плодовитым писателем, и число его гимнографических произведений с именем кондаков и икосов, по словам Василиева минология, простиралось за тысячу; то же говорит и Агапий монах о числе составленных им кондаков. (В Синод. кондакаре с именем Романа 268, а общее число 425). Для знакомства с кондаками и икосами Романа, с их техническою стороной весьма важным пособием служат древнейшие сборники этих песнопений. Так в Московской Синодальной библиотеке хранится греческий сборник кондаков XII–XIII столл., а в Типографской библиотеке собрание кондаков по месяцеслову, под именем кондакаря, в древнем славянском переводе XI – XII в. По этим рукописям и можно составить более раннее понятие о древнейшем типе этих церковных песней и о той судьбе, какую оне испытывали в церковной практике. Греческий кондакарь заключает в себе кондаки и икосы не одного Романа Сладкопевца , но и других позднейших гимнографов: Феодора Студита , Косьмы Майюмского, Георгия и других. Имена их читаются в акростихе или начальных кондакарных строфах. Кондаки и икосы расположены здесь по месяцеслову и идут от сентября по конец августа, затем начинается второе их отделение, расположенное по триоди и начинающееся от недели мытаря и фарисея. Кондакарные композиции помещаются в синодальном сборнике или в полном виде по акростиху: το ταπεινο Ρωμανο πος, ανος или что-нибудь другое в этом роде, или в сокращенном виде, доходящем иногда до одной, двух и трех строф. Иногда акростих не выдерживается,–из него выпадает большее или меньшее число строф. Очевидно, полное произведение разрознено и часть его утрачена. Везде в этом сборнике кондакарная пьеса начинается с кондака, а за ним следует большее или меньшее число икосов с повторением на конце каждого из них последних слов кондака. Эти конечные слова служили припевом, который исполнялся хором и замыкал собою единогласное исполнение певца или псалта. Такое сочетание кондаков в одном составе представляет сложную гимническую форму, едва ли не самую раннюю из всех и во всяком случае более раннюю, чем теперешний канон.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Golu...

В этой же русской церкви в Карловцах много раз дал Господь и мне великое счастье совершать Божественную литургию. Здесь провел я день своего Ангела, когда был взыскан особенной любовью, особенной лаской благостного, любящего митрополита Антония. От его рук получил я в этот день святый крест, украшенный драгоценными камнями, и трапезу в день моего Ангела Владыка Антоний устроил в своих покоях. На этой трапезе снова встретились в дружественном, мирном и единодушной общении все архипастыри – представители сербского и русского духовенства. В этом единодушии, в любви и мире представителей Единой Святой Христовой Церкви двух великих славянских народов таится огромный смысл, огромное нравственное значение. Когда во время Божественной литургии в Сербской Церкви слышишь священные с детства знакомые слова молитв и молитвенных возгласов, ярко и ярко сознаешь великое вселенское значение Православия – нашей святой Церкви. На это указывал мне в наших с ним разговорах и лучший выразитель сербской церковной мысли в нынешнее время – епископ Николай Охридский после моих рассказов об успехах проповеди Православия среди народов Дальнего Востока. И эти нити, которые протягиваются от дальних краев Дальнего Востока, от нашей Церкви к Церкви родной нам Сербии, служат крепким залогом несокрушимого единства Церкви Христовой. 3. Фрушкая гора Недалеко от Сремских Карловцев огромным, плотным массивом возвышается над мирными долинами этой области Фрушкая гора. С этой местностью связано много значительных в жизни края исторических воспоминаний. Здесь когда-то проходила граница Великой Франкской монархии Карла Великого и Византийской империи. По имени франков, чьи пограничные посты стояли когда-то на этой горе, и называется она вот уже в течение более тысячелетия Фрушкой, франкской горой. Когда франкские пограничные отряды, воинственные усатые галлы, полудикие германцы и саксы спустились с этой горы и покинули местность, которую стали захватывать многочисленные славянские племена, тогда на протяжении многих столетий осталась стоять одинокой и пустынной старая Фрушкая гора. Проходили мимо нее авары, славяне, угры, византийцы, швабы, потом пришли турки, оглашая окраины горы дикими, воинственными криками, стонами своих жертв, плачем полонянников. Но вот после турецких нашествий снова услышала Фрушкая гора давно ей знакомую славянскую речь на своих склонах. Эти славяне были не воинственные дружины зетских и хорватских князей, не рыдающие пленники угров или аваров. Это какие-то особые люди стали петь особые песни на склонах старой горы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Кто же спасется? Претерпевый до конца, далее — удалением от греховных удовольствий, каковы, например карты, танцы и т.д. Один человек видел во сне танцующих кадриль, и Ангел Господень вразумил его: " Посмотри, что они делают " . Господи, да ведь это поругание Креста Христова! Действительно, французская кадриль была выдумана в эпоху революции для попрания креста, ведь и танцуют ее четыре или восемь человек, чтобы как раз вышел крест. Подобный сон видела одна схимница; ей представилось, что танцующие были объяты пламенем и окружены канатом, а бесы прыгали и злорадствовали о погибели людей. Вот теперь праздники, но какая разница между тем, как празднуют эти святые дни в миру и в монастыре! Там служат врагу, здесь, в монастыре, — Богу. В то время как в миру беззакония достигают самого большого развития, в монастыре радость и мир о Господе! Торжественная служба умиляет душу и располагает ее сильнее восчувствовать всю беспредельную благость Господа, родившегося ныне от Безневестныя Девы Марии. У нас, например, даже сама природа располагает к тихой радости о Господе. В то время как в миру увлекаются светской литературой, часто безнравственной, в монастыре — чтение Псалтири и в свободное время — Жития святых. Когда я поступил в монастырь, то у меня явилось желание перечитать всех наших классиков; я открыл это старцу, но тот запретил. Теперь я радуюсь, что послушался мудрого совета, так как желание заняться светской литературой было приманкой врага, чтобы возбудить во мне воспоминания о мирской жизни, а может быть, и сожаление о ней. Я не хочу сказать, что чтение наших великих писателей было грехом, но есть чтение более полезное и назидательное. Например, чтение Псалтири: здесь мы можем почерпнуть все эстетические наслаждения. Книга эта написана святым пророком и царем Давидом по внушению Святого Духа, сам пророк говорит об этом: " ...Язык мой — трость книжника скорописца " (Пс 44, 2). Незаменимое чтение представляют собой Жития святых, особенно на славянском языке. В настоящее время славянский язык не всегда понимают, а между тем он несравненно красивее и богаче русского.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=105...

10 Московский или северо-восточный край России, как известно по летописям, исстари принадлежал Новгороду и был населен Новгородскими выходцами, которые среди туземных племен Мери и Веси, построили чисто славянские города Ростов, Белозерск, Суздаль и другие; и богатейшие и сильнейшие из насельников в звании земских Новгородских бояр управляли здешним краем от имени Новгорода, строили села и слободы и созывали поселенцев из Новгорода и других мест, точно также, как впоследствии земские Новгородские бояре от имени Новгорода владели Двинскою землею и Заволочьем, или как до Владимира Святого, Полынскую и Галицкую земли держали за собой тамошние земские бояре землевладельцы, в роде Дюка Степановича и Чурилы Пленковича, или старого Плена, отца Чурилы. С передачей здешнего края приглашенным в Новгород Варяго-Русским князьям, положение здешних бояр нисколько не изменилось; ибо по удалении Олега в Киев, князья здесь вовсе не жили вплоть до князя Юрия Владимира Долгорукова, а здешние бояре землевладельцы были полными хозяевами края и находились в таких же отношениях к князьям, как двинские бояре к Новгороду в и XV столетиях. (См. Русск. Вестник за 1868 г. том 74 стр.15–16). 11 Блаженные Кирилл и Мария, в старости сами пожелали облечься в ангельский чин, поселились в Хотьковом монастыре, и, пожив в нем немного времени, отошли ко Господу. 12 Радонежское село принадлежало прежде Ростовскому воеводству, а потом перешло с прочими деревнями сыну великого князя (Московского) Иоанна Даниловича Андрею. См. Истор. Государ. Российского Карамзин том IV, стр. 277. 13 Вот эти монастыри: Андропников, Симонов, Высоцкий, Саввин, Ферапонтов и многие другие, над которыми пронеслись уже 5 веков. Будучи основаны–по истине – слезами, постом и молитвою, они составляют неотъемлемую славу церкви Русской и служат по настоящее время наглядным памятником праотеческого благочестия. 14 Белое озеро (в древности Весь) находится в Белозерском уезде, Новгородской губ. Оно овально и распространяется длинною в 150 верст, шириною в 40 верст. Берега Белого озера почти везде плоски, песчаные или болотисты, и покрыты лесом только в немногих местах. Самое озеро не глубоко, в некоторых местах имеет более 2 сажен: но перед устьем Ковжи 32 фута. Весною на короткое время пребывает в нем вода от 5 до 7 фут. Дно озера состоит из весьма мелкой глины; когда оно взволнуется сильным ветром, то становится беловатым. По Белому озеру – значительное судоходство: через него должны проходить все суда, идущие из Волги в Мариинскую систему. Озеро замерзает обыкновенно в исход октября; вскрывается часто в исход апреля. По Белому озеру провозятся разные жизненные припасы и другие товары, следующие в Санкт-Петербург из Низовых губерний на сумму от 4 до 6 миллионов руб. и более. Крохина, Ковжа и гор.Белозерск, лежащий на юго-восточной стороне озера в 17 верстах от Крохина, единственные замечательные пристани. В Белое озеро впадают 27 рек; самая примечательная из них Ковжа.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

Как ни испорчена была духовная атмосфера Византии, но видно, в тайниках ее еще был дух жизни, могший выступить в лице таких смиренных избранников, как Константин и Мефодий. И думаем, что, в своей скорби о смуте в церкви, они нашли утешение в том, что на патриаршей кафедре появился Фотий, так близкий к ним по духу любви и просвещению. Они служат церкви и при нем и тем заявляют свое общение с ним. Без сомнения, он участвовал в отправлении их в хазарскую миссию, а по возвращении их оттуда он с царем, одобряя их подвиг, предлагает Мефодию архиепископскую кафедру. Отказ Мефодия от этой кафедры выставляют латинские писатели, как доказательство охлаждения к Фотию обоих святых братьев, нежелания служить при нем, как незаконно занявшем кафедру после низложенного Игнатия. Здесь мы должны опять коснуться смуты этого времени по делу Игнатия и Фотия. Фотий, как было упомянуто, дал клятвенное уверение, что считает и будет считать Игнатия невиновным. Но нашлись приверженцы Игнатия, которые, собравшись на собор, или, точнее, на самочинное сборище в церкви святой Ирины, провозгласили законным патриархом Игнатия, осудили и предали анафеме Фотия и некоторые бежали в Рим, чтобы там у папы найти опору своему решению. Что было ему делать? Оставалось защищать свое достоинство как патриарха. Император и патриарх вошли в сношения с папой Николаем I по обычаю иерархического общения и в надежде на содействие его успокоению церковной смуты в Византии. Известно, какие виды возымел честолюбивый папа по этому поводу. Но не о них теперь, а лишь о том, что по прибытии папских легатов на весьма многочисленном соборе греческих иерархов с участием и легатов, Игнатий, допустивший своим приверженцам провозгласить анафему Фотию, был осужден, а Фотий признан соборно утвержденным на своем престоле. Начавшаяся борьба между малой партией Игнатия и большой партией Фотия продолжалась и ожесточалась. В каком отношении стояли к этой борьбе Константин и Мефодий? Прежде всего они были выше борьбы партий и ничем не заявили своей принадлежности к той или другой партии, как партии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Malyshevs...

Не следует, конечно, забывать при этом, что точное разделение царства благодати и славы вполне доступно только просвещенному члену церкви новозаветной. Но и ветхозаветный еврей при внимательном усвоении внутреннего смысла пророчеств мог замечать несомненное различие времен, имеющих наступить непосредственно с пришествием Мессии и затем времен отдаленного будущего. Царство славы по данным пророчествам откроется с момента воскресения мертвых; смерть, как неразлучный спутник греха, не будет господствовать в обителях вечной жизни. Вот главные мысли, выраженные здесь пророком относительно царства славы. Благодатное царство Мессии характеризуется ниспосланием членам царства бесчисленных милостей и разнообразных даров Св. Духа. Центром новой благодатной жизни вновь является гора Господня. Начальным моментом, открывающим благодатное царство, по тесной логической связи 7 и 8 стихов 25 главы с 19 стихом главы 26, следует считать воскресение мертвых. Новозаветные события служат лучшим подтверждением этого предположения. Царство Христа Мессии действительно началось с воскресения Распятого на кресте, положившего начало всеобщему воскресению ( 1Кор. 15:20 ). Шестой стих по русскому синодальному переводу много выразительнее передает мысль пророка, чем по славянскому. И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, из тука костей и самых чистых вин.“ Выражение для всех народов“ ставит данное место в полную параллель с Ис. 2:2–4 и подтверждает идею универсальности мессианского царства. Под горою“ следует разуметь в буквальном смысле Сион (ср. Ис. 24:23 ) и в духовном – церковь Христа. Глубочайший смысл дальнейших слов мог понимать ветхозаветный еврей. С пришествием Мессии Сам Всемогущий Господь устроит для всех народов трапезу, которая по своему священному характеру может приготовляться единственно для Самого Господа. Пир будет устроен из чистейшего тука и различных яств, приготовленных из тука. А между тем по безусловному требованию ветхозаветного закона при самых разнообразных видах жертвоприношений тук приносился в дар Господу и под страхом смертной казни не мог потребляться приносящими ( Лев. 7:24–25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/proroc...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010