4) Иван Иванович Сахаров, 1859–1884 гг. Сын священника. По окончании курса в Московской духовной семинарии в 1858 г., рукоположен во диакона к Крестовоздвиженской церкви 12 сен. 1859 г. В 1884 г. рукоположен во священника в Матросскую богадельню. Уволившись за штат, состоял при церкви Московского университета в качестве раннего священника, потом был священником и законоучителем в Варваринском Сиротсков доме Лобковых. † 1895 г. 5) Василий Александрович Зиновьев, 1884–1888 гг. Сын протодиакона Московского Успенского собора. По окончании курса в Московской духовной семинарии в 1860 году, в 1862 году произведен во диакона к Космо-Дамианской, в Таганной слободе, церкви, а 27 апр. 1884 г. перемещен к Крестовоздвиженской церкви. † 1888 г. авг. 2 дня. 6) Николай Иванович Кедров . Сын священника. По окончании курса в Московской духовн. семинарии в 1882 году, определен надзирателем учрежденного при Донском духов. училище приюта Братства св. Николая, в память Цесаревича Николая, в каковой должности состоял до 1888 года, когда, 1 августа, рукоположен во диакона на настоящее место. 1) Иван Васильев, 1814–1819 гг. В 1777 г. определен Московского уезда, Загородной десятины, в село Рожествено, в пономаря. В 1785 г. перемещен в Москву к Николаевской, на Курьих ножках, церкви, а 24 фев. 1814 г. определен к Крестовоздвиженской церкви во дьячка. По болезни уволен от должности и выбыл на жительство в Шереметевскую богадельню в 1819 г. 2) Прохор Сергеевич Руднев, 1820–1825 гг. 6 мар. 1820 г. переименован из местных пономарей. 3) Иван Стефанович Постников, 1825–1853 гг. По увольнении из риторического класса Спасо-Вифанской семинарии, 1824 г. определен в пономаря к церкви св. муч. Ианнуария в Запасный дворец, а 6 дек. 1825 г. перемещен к Крестовоздвиженской церкви во дьячка. † 1853 г. мая 8 дня. 4) Дмитрий Петрович Михайловский. Сын псаломщика. После обучения в Спасо-Андрониевом духовном училище, в 1848 году определен в пономаря к Михайло-Архангельской, села Константинова, Бронницкого уезда, церкви. 2 июля 1853 года перемещен на настоящее место во дьячка. За долговременное отлично-усердное прохождение должности рукоположен (22 дек. 1885 г.) во диакона, с оставлением на псаломщической вакансии. В 1896 году уволился и поступил в число призреваемых в приют для духовенства, в Красном Селе; в том же году умер.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

К 1858 г. Исаев уже имел много последователей, в основном из фабричных кустарей-старообрядцев. Их идеалом было следование жизни прп. Алексия, человека Божия , - таиться и читать «божественные книги». Последователи Исаева, большинство к-рых не достигло его совершенства в обнищании, часто раздавали хлеб и одежду нищим и заключенным. Его наиболее убежденными почитателями были рабочий патронного завода Андрей Дементьев и Алексей Дмитриев из Пскова, к-рые по примеру своего учителя в 1858-1861 гг. раздали немало имущества и денег. В это время Исаев стал расходиться со старообрядцами, настаивавшими на прениях, от к-рых учитель О. отказывался. Прочитав в Апокалипсисе, что Господь уже близко, Исаев в 1860 г. занялся расчетами года и дня пришествия Христа, основываясь на выкладках староверов, из них он особенно доверял самым строгим, по его мнению, филипповцам. Исаев решил, что 7 печатей, о к-рых говорится в 6-й гл. Апокалипсиса, есть 7 лет царствования имп. Александра II Николаевича , а затем завершится бытие мира. В освобождении крестьян он видел подготовку избранной Руси к принятию Христа. Исаев считал, что 19 февр. 1861 г. начался 7-й год царствования императора, т. е. была снята 7-я печать. Пришествие Христа Исаев предполагал на Пасху 1861 г., в связи с чем О., чтобы встретить Господа, раздали свое имущество, оставшись в самой плохой одежде («саванах»), постарались «обосеть (от «босый») с головы до ног» ( Сажин. 2008. С. 88). После того как стало ясно, что «Господь умедлил», Исаев обвинил филипповских старцев в том, что они «напутали с часом», и перенес конец мира на начало Великого поста 1862 г., затем на 19 февр. 1863 г. После прошествия этих дат большинство О., разочаровавшися в учителе, его покинули. Исаеву остались верны Андрей Дементьев и Григорий Борисов. В 1866 или 1868 г. Исаев и его жена стали ходить в правосл. храм (по примеру бывш. единомышленника Иова Осипова, женившегося на правосл. девушке и начавшего молиться в правосл. церкви). За это лидер О. был решительно осужден бывш. единомышленниками и старообрядцами. В эти годы Исаев продолжал назначать даты конца света: 24 янв. 1874 г., 24 июня 1884 г.

http://pravenc.ru/text/2578061.html

Акад. наук» за 1856 г., т. 3.; потом отдельно, Харьков, 1859; книга II, с 1720 по 1858 г., СПб., 1861; издание 2-е, дополненное, Чернигов, 1863; дополнения печатались, к той и другой книге, в «Черниговских епарх. извест.» за 1863–1866 гг.; обе книги, с дополнениями, вышли третьим изданием, СПб., 1884 г. – «Черноморская Николаевская обитель при Лебяжьем лимане», Харьков, 1856. – «Беседы о страданиях Господа нашего Иисуса Христа», в 2-х частях, Москва, 1857; изд. 2-ое, СПб., 1859; изд. 3-е, СПб., 1884. – «Глас Божий к грешнику», поучения, Чугуев, 1857; изд. 3-е, Чернигов, 1860; изд. 4-е, СПб., 1882. – «История русской церкви» (в сокращенном виде), СПб., 1859, и потом, как учебник, издаваема была много раз, по определению Св. Синода (напр., СПб., 1877). – «Историческое учение об отцах церкви» (Патрология), в 3 томах, СПб., 1859; новое издание, СПб., 1882. – «Слова и беседы», в 3-х частях, СПб., 1859; издание 2-е, дополненное, в 4-х частях, Чернигов, 1863; изд. 3-е, в 4-х частях, СПб., 1883; издания 2-е и 3-е озаглавливаются: «Слова, беседы и речи». – «Исторический обзор песнопевцев и песнопения греческой церкви», в 3-х томах, СПб., 1860; изд. 2-ое, Чернигов, 1864. – «Общий обзор Черниговской епархии», Чернигов, 1861. – «Черниговские монастыри: Ильинский, Елецкий и Борисоглебский», Чернигов, 1861. – «Крупецкий Батуринский монастырь», Чернигов, 1861. – «Козелецкий Георгиевский монастырь», Чернигов, 1862. – «Русские святые, чтимые всею церковию или местно»; опыт описания жизни их, 12 месяцев; в 4-х частях, Чернигов, 1861–1865; изд. 3-е, СПб., 1881; другое издание, с изображениями святых и праздников, исполненными академиком Ф. Г. Солнцевым, и с приложением портрета преосв. Филарета, в 12 книгах, СПб., 1885. – «Опыт объяснения на послание апостола Павла к Галатам», Чернигов, 1862. – «Историческое учение об отцах церкви» (в сокращении), Чернигов, 1864. – «Православное догматическое богословие», в 2-х частях, Чернигов, 1864; изд. 2-е, Чернигов, 1865: изд. 3-е, СПб., 1882. – «Святые южных славян», в 2-х отделениях, Чернигов, 1865.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

С 1992 г. церковь возрождается, восстановлена колокольня. В трапезной части вместо сводов устроена стальная конструкция с деревянным подшивным потолком. Иконостас и убранство новейшие. Церковь Успения Пресвятой Богородицы является объектом культурного наследия регионального значения (Постановление Правительства Московской области от 15.03.2002 г. 84/9). Кирилл Аминов, 24 февраля 2015 г. Успенская церковь была построена в 1858 году стараниями Тихона и Ивана Савельевичей Мосоловых, местных фабрикантов, которые держали в Белых Колодезях ткацкое производство. Каменный храм заменил прежнюю деревянную церковь XVIII столетия. Приход же существовал в селе с XVI столетия. Вторая половина 1850-х - начало 1860-х гг. были отмечены усилением храмового строительства в Коломенском уезде Московской губернии, к которому относилось и село Белые Колодези. Жаль, что не сохранилось документов, которые пролили бы свет на причины строительства Успенского храма именно в конце 1850-х гг., выбор осуществлявшего работы подрядчика, сроки и стоимость строительства. Неизвестно и имя архитектора, создавшего проект. Возможно, к строительству новой церкви фабрикантов Мосоловых подтолкнула постройка в Коломне нового собора Брусенского монастыря, возведённого в середине 1850-х годов. Церковь построили с тремя престолами, трапезной и колокольней. Центральный престол был посвящён Успению Пресвятой Богородицы, правый - Иоанну Крестителю, левый - Николаю Чудотворцу. Правый и левый престолы, которые находились в трапезной, являлись тёплыми. Вероятно, в это же время храм обнесли каменной оградой с железными решётками, ныне полностью утраченной. Каменная Успенская церковь строилась на новом месте, а старая деревянная продолжала существовать при сельском кладбище ещё несколько лет. Знаменательное событие в истории Белых Колодезей - построение первого за всю историю села каменного храма - произошло в годы настоятельства Афанасия Егоровича Морозова. Этот священник, выпускник Вифанской семинарии посвятил служению в храме 38 лет - с 1846 по 1884 год.

http://sobory.ru/article/?object=02641

Храму принадлежало 32 десятины 1600 кв. саженей земли. Как утверждал священник Щербатов, в селе с размахом отмечали престольный праздник — 8 мая по старому стилю: «Накануне все жители бросают работу, приходят к заутренней. Много стекается народу из других сел, после заутренней жители зазывают посторонних лиц, угощают их чаем. На самый праздник идут все к обедне, после литургии местные жители также зазывают на престольный обед, после обеда молодые собираются в хороводы, производят увеселения». Приведенная история с. Пешково (1776-1960 гг.), была взята из эксклюзивных материалов старшего научного сотрудничества Азовского Краеведческого музея Федотовой Т. А. Предоставлены материалы руководителем школьного краеведческого музея Кадченко В. А. К 1858 г. жители Пешково обратились к екатеринославскому епископу за разрешением устроить в своем хуторе церковь. Церковь строилась на средства общества. Доверенными лицами общества по постройке церкви были крестьяне Пешково Даниил Белан и Андрей Роменский. Построен храм в 1863 г., освящен в 1864 г. Строительство продолжалось с 1859 г. по 1863 г. Деревянная, однопрестольная. По страховым документам церковь была построена на каменном фундаменте, обшита тесом снаружи и покрашена краской. Покрыта железом. Длина церкви с колокольней 18 саж., ширина 10 саж., высота до верха карниза 3 саж. Одна большая глава и 4 малых. Иконостас длиной 10 арш., высотой 9 арш. Печей нет. Колокольня 3 яруса, общей высотой до верха карниза 7 саж. По описанию 1901–1902 гг., церковь была «деревянная, пятиглавая, стиль наиболее подходящий к византийскому, имеет форму креста. Колокольня соединена с церковью, колокола все новейшей работы, без украшений. Ограда железная на каменном фундаменте. Снаружи и внутри церковь окрашена масляной краской. Церковное стенное письмо на масле. В первый раз церковь была окрашена ровно, без росписей и орнаментов. Расписан был только купол (Св. Троица) и средний ярус Евангелистами. С 1884 г. по 1898 г. были выполнены росписи: в трапезной во всю длину потолка изображен Покров Пресвятой Божией Матери, между простенками иконы в киотах. Около арки, отделяющей трапезную от средней части, – иконы Пресвятой Богородицы: с южной стороны образ «Скоропослущницы» Киевского письма с апликовой ризой в 2 аршин длины и 2 аршина ширины, с северной – “Достойно есть” Афонского письма на гладкой доске. Каждая из них вставлена в резную золоченую сень; обе иконы – дар прихожан. В центре арки, ниже ее, подвешена в киоте-звезде икона, написанная на рыбе камбале – с одной стороны образ Пресвятой Богородицы, с другой – св. ап. и евангелист Иоанн Богослов; икона пожертвована неизвестными лицами.

http://sobory.ru/article/?object=31324

Более поздний источник, памятная книжка Новгородской епархии за 1858 год, сообщает только о Покровской церкви деревянной, выстроенной в 1800 году. Можно предположить, что обе церкви (Покрова и Архистратига Михаила) сгорели или разобраны, а на их месте была выстроена в 1800 году новая Покровская. Страховые документы за 1910-1916 гг. сообщают следующее: в 1884 году была выстроена новая деревянная Покровская церковь с колокольней (длиною 34.5 м, шириною 7.8 м, высотою до верха карниза – 3.5 м). Церковь одноглавая. Клировые ведомости Покровской церкви в Осницком погосте за 1919 год сообщают, что «на месте сгоревшей в январе 1915 года построена новая в 1916 году. Деревянная с колокольней, на каменном фундаменте. К церкви было приписано семь часовен при деревнях: Струги, Некрасово, Заозерье, Смердомка, Вязовка, Клин и при озере Перуша». Церковь клетская, рублена с остатком из брёвен ели, диаметром 20-22 см; объёмно-планировочная композиция постройки решена развитием трёх взаимно-перпендикулярных осей: горизонтальной – алтарь – церковь – притвор; и двух вертикальных – колокольни и церкви. Общие размеры в плане – 7.5х19.9 м. Церковь представляет собою трёхчастный объём: прямоугольный в плане сруб церкви 5.6х7.6 м, к которому с востока прирублена пятигранная апсида; ширина её 6.08 м; длина – 5 м. С запада к церкви прирублен притвор (размером 5.85х6.15 м). Притвор в свою очередь разделён на три части: большие сени с входной двухстворчатой дверью, помещение с лестницей, ведущей на колокольню со входом, устроенным на западном фасаде, третье помещение – за лестницей – кладовка, вход в неё – из церкви. Лестница и кладовая размещены у северной стены притвора последовательно. Над притвором поставлен одноярусный восьмерик колокольни, завершённый восьмигранным шатром с главкой, на гранях которого, расположенных по сторонам света, устроены декоративные фронтоны, отвечающие проёмам звона (восьмерика). Над основным прямоугольным срубом церкви возведён низкий четверик меньших размеров, который поддерживает восьмерик с шатровым покрытием, увенчанным главкой.

http://sobory.ru/article/?object=04051

возвел над храмом новую крышу (Там же. 2543). Перед 1-м серб. восстанием в Ж. был построен новый братский корпус, но в 1813 г. все здания были разрушены турками в наказание восставшим сербам. Службы совершались в ц. св. Феодора, т. к. главный храм был осквернен. В 1824 г. часть братии покинула разрушенную обитель из-за невозможности проживания в ней и отсутствия средств для ее реконструкции. В 1822 г. Ж. посетил секретарь серб. кн. Милоша Обреновича Д. Давидович, в 1828 г. в ж. «Летопись Матицы Сербской» он опубликовал очерк о состоянии мон-ря с чертежом его строений. На чертежах видно, что в храме разрушены своды, частично - купола и стены внешней припраты. Плачевным нашел состояние мон-ря писатель Й. Вуич ( J. Nymeшecmbuje по Cpбuju. Будим, 1828), в 1841 г. серб. филолог Вук Караджич и рус. литераторы Д. М. Княжевич и Н. И. Надеждин также с тревогой писали о состоянии обители. В воспоминаниях о посещении Ж. историк Я. Шафарик отмечал, что прихожане в церкви горячо молились о восстановлении обители ( Шафарик J. Uзbecmuje о по Cepбuju 1846. г. 1993). В 1852 г. Ж. посетил серб. кн. Александр Карагеоргиевич. В 1854 г., при Ужицко-Крушевацком еп. Иоанникии (Нешковиче) , началось восстановление Ж., а в авг. 1857 г. был объявлен сбор пожертвований во всех храмах и мон-рях Сербии. В 1858 г. мон-рь вновь посетил кн. Александр Карагеоргиевич, подарил колокол и 100 дукатов, а также передал обители от рус. имп. Александра II дарохранительницу, Евангелие в серебряном окладе и завесу для царских врат. В 1881-1882 гг. и 1884 г. в Ж. провели ряд археологических и восстановительных работ археолог М. Валтрович и архитектор Д. Милутинович. 15 июня 1889 г. в храме Ж. митр. Сербский Михаил миропомазал кор. Александра Обреновича, а 9 окт. 1904 г. митр. Сербский Иннокентий (Павлович) - кор. Петра I Карагеоргиевича. Здесь хотел короноваться и Александр I Карагеоргиевич, к-рый неоднократно обращал внимание на плачевное состояние монастырей в Королевстве сербов, хорватов и словенцев и в 1923 г.

http://pravenc.ru/text/182327.html

Икона эта имеет в длину 14 и в ширину 10 вершков. По словам старожилов, она издавна находилась в Митинском храме и известной была под именем «Забытой». Началом прославлений этой иконы считают 19 мая 1848 г. Владимирской губернии Меленковского уезда Гусевского завода крестьянка везла в тележке семилетнего сына, не владевшего ногами с самого рождения, в Касимовский женский монастырь для богомолья. Не в дальнем расстоянии от села Митина крестьянка остановилась для отдыха и уснула. Во сне ей привиделся какой-то старец, который, указывая на Митинскую церковь, приказал крестьянке идти в эту церковь и отслужить там молебен «Забытой иконе» Божией Матери. Проснувшись, мать с ребенком отправилась в село Митино, где после молебна перед иконою Божией Матери «Всех скорбящих Радости» ребенок почувствовал крепость в своих ногах и получил возможность вставать. По возвращении домой мальчик стал ходить как совершенно здоровый. В церкви села Митина хранится пять письменных уведомлений об исцелениях, полученных после молебных пений пред сею иконою. В 1860 и 1871 гг. неизвестными лицами приложены к иконе Божией Матери две серебряных ножки и ручка, вероятно, также в знак благодарности за полученные исцеления. При церкви в 1858 г. заведена библиотека, в коей насчитывается до 80 названий книг разного содержания, которыми пользуются причты и прихожане окрестных селений. Школа в селе Митине существовала с 1861 г., в 1884 г. в нем открыта церковно-приходская школа, в которой в 1889 г. обучалось мальчиков 21, девочек 5, которая помещается в церковном доме, где живет и церковный сторож. Количество земли, принадлежащей Николаевской церкви, причту неизвестно, плана и межевой книги на церковную землю не имеется. Неприкосновенного капитала в пользу церкви числится в количестве 4029 руб. 66 коп. и 200 руб. в пользу причта. В состав прихода входят село и деревни: Крысина и Лощинина, в коих состоит муж. пола 467 душ, жен. пола 509 душ, в том числе грамотных муж. пола 115 и 12 жен. пола. В причте при Николаевской церкви по штату 1873 г.

http://sobory.ru/article/?object=04557

Филипп Алексеевич Терновский родился в 1838 г. в Москве 11 (по другим данным – в Московской губернии 12 в 1837 г. 13 ) в семье дьякона (потом священника) Русской Православной церкви. Нет сомнений в том, что сан отца повлиял на интересы сына и во многом предопределил его жизненную стезю: Ф.А. Терновский получил образование в Московской духовной семинарии (1852–1858) и Московской духовной академии (1858–1862), по окончании которой был назначен бакалавром в Киевскую духовную академию сначала по кафедре обличительного богословия (1862), затем по кафедре русской гражданской истории (1863). Дальнейшая его педагогическая деятельность была связана исключительно с Киевом. В Духовной академии в 1866 г. он стал экстраординарным профессором по кафедре русской гражданской истории и оставался в ней до самого увольнения в 1883 г. Одновременно в 1869–1872 гг. – в качестве приват-доцента, а с 1872 г. – в качестве доцента кафедры русской церковной истории он преподавал в университете Св. Владимира, в 1863–1873 гг. – в Киевском епархиальном женском училище, в 1883–1884 гг. – на Высших женских курсах. В 1877 г. за сочинение «Изучение византийской истории и её тенденциозное приложение в Древней Руси» получил степень доктора русской истории. Отзывы слушателей и коллег Ф.А. Терновского о нём как о преподавателе несколько отличаются друг от друга. «Когда он входил в нашу комнату, всё стихало и все слушали его лекцию, – писал о нём много лет спустя его бывший студент Вишневецкий. – Какое чудесное было изложение, какой прекрасный язык!... Он был украшением среди профессоров исторического отделения» 14 . По иному описывает его лекции в своём юбилейном очерке М.П. Истомин: «Как профессор, он, правда, не гремел силой слова и не привлекал в свою аудиторию толпу слушателей, как учёный он брал для своих исследований темы преимущественно из области своей специальности, т.е. истории Церкви, обречённой в университетском курсе на роль второстепенную» 15 . И всё же восторженных отзывов гораздо больше. Несмотря на то, что Ф.А. Терновский перенес в молодости скарлатину с сильным осложнением (остался глухим), он продолжал свою научно-педагогическую деятельность. Приведём в подтверждение самый красноречивый факт: в начале 1919 г. в киевской прессе, контролируемой петлюровской Директорией, было модно ругать не только «старый режим», но и россиян. Так, в «Воспоминаниях бывшего студента про Киевский университет 70-х годов» практически вся университетская профессура изображалась откровенно карикатурно, причём особенно сильно доставалось профессорам русского происхождения. Однако славная репутация москвича Ф.А. Терновского победила политическую конъюнктуру и национальное высокомерие безымянного автора, написавшего о своём учителе следующее: «Это был чрезвычайно скромный, по-евангельски праведный человек, настоящий учёный, который любил свою науку и искренне работал для неё. Он читал нам историю Византийской церкви ... умно и научно-объективно...» 16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

31 окт. 1858 г. И. был назначен переводчиком Оренбургской пограничной комиссии. Изучение казах. языка и повседневное общение с казахами определило еще одно направление его научной и просветительской деятельности. В 1859 г. он был переведен на должность чиновника для контроля в Киргизской степи той же комиссии, с апр. по сент. того же года участвовал в экспедиции по вост. берегу Каспийского м. и в переговорах с туркменами. В 1860 г. в Казанском ун-те была воссоздана кафедра турецко-татарского языка, по инициативе ректора А. М. Бутлерова совет ун-та просил назначить на должность профессора И. 6 сент. 1861 г. приказом министра народного просвещения он был назначен исправляющим должность экстраординарного профессора, в 1863 г. утвержден в должности. В 1867-1872 гг. редактировал «Ученые записки Казанского университета». Одновременно в 1863/64 и с 1865/66 до кон. 1869/70 уч. г. И. был экстраординарным профессором татар. и араб. языков КазДА (в 1864/65 уч. г. не преподавал из-за конфликта с ректором архим. Иннокентием (Новгородовым) ). И. был уволен из академии после введения устава 1869 г. и сокращения вакансий востоковедов. В 1872 г. оставил службу в ун-те. В том же году добился от министра народного просвещения Д. А. Толстого открытия Казанской инородческой учительской семинарии (с 1884 - Казанская учительская семинария), 19 авг. утвержден ее директором, занимал эту должность до конца жизни. В 1870 г. И. был избран чл.-кор. С.-Петербургской АН, в 1875 г.- почетным членом КазДА. В 1881 г. С.-Петербургская АН предлагала ему звание академика по востоковедению, но И. отказался, т. к. звание академика требовало постоянного проживания в столице и лишало его возможности руководить Казанской инородческой учительской семинарией и заниматься миссионерской деятельностью. После тяжелой болезни скончался в своей казенной квартире. В Захарие-Елизаветинской ц. Казанской учительской семинарии его отпевал Чебоксарский еп. Никанор (Каменский). И. похоронен у правого придела ц. во имя Ярославских чудотворцев на Арском кладбище Казани, могила сохранилась и почитается верующими, особенно кряшенами и чувашами. Архив И. по поручению Гурия Казанского святителя братства систематизировал П. В. Знаменский (ныне хранится в НАРТ). Переводческая, педагогическая и миссионерская деятельность

http://pravenc.ru/text/389465.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010