«Слушайте это, дом Иакова, называющийся именем Израиля и происшедшие от источника Иудина, клянущиеся... и исповедающие Бога Израилева, хотя не по истине не по правде. Ибо они называют себя происходящими от святого города». Это – самое полное и разнообразное обращение к представителям избранного народа из всех, встречающихся у пророка Исаии. Хотя, в общем, оно относится к одному коллективному лицу, именно к Израилю, но самым разнообразием эпитетов позволяет различать и улавливать в нем различные оттенки мысли. Так, самое первое определение – «дом Иакова» – бесспорно указывает на весь избранный народ еврейский, без различия в нем царств и колен ( Ис.40:27 ; Ис.41:8, 14 ; Ис.43:1, 22 ; Ис.44 и пр.). Два следующих определения, по-видимому, преднамеренно различают «Израиля» от «Иуды». Наконец, ссылка на «клянущихся именем Господа и только устами исповедающих Его» ( Мф.15:8 ), а также на кичащихся своим происхождением от святого города – является снова общей характеристикой всего народа Божия, но не с внешней, как раньше, а с другой – внутренней стороны, со стороны его морального несовершенства (лицемерия, нарушения святости, при отсутствии внутренней истины и правды). Хотя чтение «от источника Иуды» и имеет за себя авторитет сравнительной древности (оно встречается еще у блаженного Иеронима), однако новейшие комментаторы не без основания его оспаривают, находя, что здесь перепутаны два весьма сходных по начертанию и произношению еврейских слова – «воды» (memi) и «утроба, чресла» (memhi); так что более правильным будет перевод «от чресл Иудиных» ( Быт.15:4 ; Быт.49 и др.). Ис.48:3 . Прежнее Я задолго объявлял; из Мо­их уст выходило оно, и Я воз­вещал это и внезапно делал, и все сбывалось. «Прежнее я задолго объявлял». Воспоминание о прошедших пророчествах, как прецедентах новому – о Кире и спасении Израиля из плена. Подобно тому, как все прошлые пророчества, хотя и предрекались они задолго, но исполнялись точно так же, несомненно, будет и с этим новым пророчеством. Порукой в этом Всемогущество и Всеведение Творца:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И новозаветные Апостолы: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» ( 1Иоан.1:9 ) Никто не обязан изо дня в день тащить бремя своего греха – Бог дает нам возможность оставить все в прошлом и начать с чистого листа. Покаявшийся грешник действительно будет «поставлен наравне с добрым и праведным человеком», его прошлые грехи не будут ему вспомянуты: «Ибо это для Меня, как воды Ноя: как Я поклялся, что воды Ноя не придут более на землю, так поклялся не гневаться на тебя и не укорять тебя. Горы сдвинутся и холмы поколеблются, – а милость Моя не отступит от тебя, и завет мира Моего не поколеблется, говорит милующий тебя Господь» ( Ис.54:9:10 ) Церковь прославляет святых, которые обратились к Богу от дурной, распутной или прямо преступной жизни; все эти примеры подчеркивают, что Бог может (и хочет) принять, исправить и преобразить Своей благодатью любую жизнь, как бы ни была она разрушена и осквернена до этого. На этом торжественном обещании прощения, которое дает Бог , и основан тот призыв к покаянию, с которым Церковь обращается к миру. Извне Церкви призыв «покайтесь» часто воспринимается как «признайте, что вы ужасные и отвратительные люди, которые должны бесконечно платить и унижаться». Но само послание Церкви совсем о другом – «примите дар прощения и новой жизни». И эту новую жизнь – подчеркнем еще раз – могут принять и несомненно дурные, по всем стандартам, люди. Я сам беседовал с теми, кто покаялся в тюрьме, отбывая наказание за свои преступления. Бог простил их; их жизнь изменилась самым радикальным образом. Грех действительно достоин осуждения Но разве это справедливо? – могут спросить некоторые читатели. Что же, когда люди возмущаются безнаказанностью злодея, за этим стоит, отчасти, верная интуиция. Грех действительно достоин осуждения. Беда не в том, что люди это понимают – а в том, что они понимают это недостаточно ясно. Грех – это катастрофа космических масштабов. Это отрицание благости Бога и творения. Риторический вопрос, который любят ставить атеисты – «где был ваш Бог , когда совершались такие-то злодеяния» – отражает реальную проблему.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Итак, чтобы восхищение относилось ко мне, а не к кому-то другому, Он предоставил мне самому позаботиться о достижении подобия Божиего. Ведь по образу я обладаю бытием существа разумного, по подобию же я делаюсь, становясь христианином. Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный ( Мф. 5:48 ). Понял теперь, в чем состоит дарование нам Господом (бытия) по подобию? Ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных ( Мф. 5:45 ). Если ты станешь врагом зла, забудешь прошлые обиды и вражду, если будешь любить своих братьев и сочувствовать им, то уподобишься Богу. Если от всего сердца простишь врагу своему, то уподобишься Богу. Если ты относишься к брату, погрешившему против тебя, так же, как Бог относится к тебе, грешнику, ты своим состраданием к ближнему уподобляешься Богу. Таким образом, ты обладаешь тем, что по образу, будучи (существом) разумным, по подобию же становишься, стяжевая благость. Облекись в милосердие и благость, дабы облечься во Христа ( Кол. 3:12 ). Делами, которыми ты облекаешься в милосердие, ты облекаешься во Христа и благодаря близости к Нему становишься близким Богу. Таким образом, история (творения) есть воспитание жизни человеческой. Сотворим человека по образу. Пусть он с момента создания владеет тем, что по образу, и пусть (сам) становится тем, что по подобию. Бог дал ему для этого силу. Если бы Он создал тебя и по подобию, то в чем была бы твоя заслуга? Ради чего ты увенчан? Если бы Создатель все тебе даровал, то как бы открылось тебе Царство Небесное? И вот одно тебе дано, а другое оставлено незавершенным, дабы ты совершенствовался и стал достойным исходящего от Бога воздаяния. Каким же образом мы достигаем того, что по подобию? Через Евангелие. Что такое христианство ? Это уподобление Богу в той мере, в какой это возможно для природы человеческой. Если ты по милости Божией решил быть христианином, торопись стать подобным Богу, облекись во Христа. Но как ты облечешься, не будучи отмечен печатью? Как ты облечешься, не восприняв Крещение? Не надев одежду нетления? Или ты отказываешься от подобия Божиего? Если бы я сказал тебе: «Давай, стань подобным царю», – не счел ли бы ты меня благодетелем? Теперь же, когда я предлагаю тебе стать подобным Богу, неужели ты побежишь от слова, которое тебя обожает, неужели ты заткнешь уши, чтобы не слышать спасительных слов? (3)

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

В самом деле: разве не о наших временах говорит св. ап. Павел в своем 2-ом послании к Тимофею: «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели Боголюбивы... ( 2Тим.3:1–4 )?» Какая это живая и яркая картина современной крайней развращенности, до которой, кажется, не доходили в такой мере прошлые века! Иначе и не относил бы Боговдохновенный писатель эту картину к последним временам. А вот и еще удивительно характерная черта современного духовного кризиса: «...будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху, и от истины отвратят слух, и обратятся к басням» ( 2Тим.4: 3–4 ). Сколько мы видим в настоящее время всевозможных лжеучителей, за которыми идут только потому, что они льстят слуху! Отвергая истину Христова учения, они распространяют басни, сея ложь в умах и сердцах тех, кто, будучи водимы своими страстями, им доверяют. Здравое учение Православия представляется тяжким игом для людей, привыкших работать своим страстям, и они легко увлекаются обольстительным ветром разных сектантских измышлений, этим страстям потворствующих. В одной Америке, как свидетельствуют ее статистические данные за последние 15 лет, имеется свыше 500 религиозных сект, последователи которых ведут упорнонастойчивую пропаганду во всех частях света, с целью завлечения в свои сети возможно бóльшего количества адептов. Некоторые секты, все еще продолжающие называть себя «христианскими», настолько далеко ушли от истинного христианства, что отвергают главнейшие догматы христианской веры. Главное же, что проповедуют все они, это – легкость спасения без всяких подвигов, именно то, что и привлекает к ним сердца всех малодушных, боящихся того подвижничества, к которому призывал всех желающих быть Его последователями, Сам Господь Иисус Христос, сказавший: «Иже хощет по мне идти, да отвержется себе и возмет крест свой, и по мне грядет» ( Мк.8:34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Обратиться — это не значит приняться совершать подвиги. Это значит сдаться, капитулировать. Признать свою полную несостоятельность и беспомощность, свое полное нравственное банкротство, свою неспособность ни загладить прошлые грехи, ни удержаться от будущих, ни веровать, ни жить благочестиво. Смириться и принять ничем не заслуженную и ничем не обусловленную милость Божию. Признать, что только Бог, Который мне, вообще говоря, ни при каких обстоятельствах ничего не должен, может и желает как даровать мне полное прощение, так и исцелить мое лукавое и крайне испорченное сердце. Оставить нелепые попытки произвести на Бога впечатление своим благочестием, ибо вся праведность наша — как запачканная одежда (Ис. 64:6), и принять одеяние праведности Христовой, ту брачную одежду, в которой только и возможно прийти на Его пир (Мф. 22:11-12): Радостью буду радоваться о Господе, возвеселится душа моя о Боге моем; ибо Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня, как на жениха возложил венец и, как невесту, украсил убранством (Ис. 61:10). Об уверенности в спасении Сергей Львович Худиев Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего (1 Кор. 1:9). Я мог бы отчаяться по причине бесчисленных моих грехов, пороков и преступлений, которые совершил и ежедневно не перестаю совершать сердцем, устами, делом, всеми способами, которыми может грешить человеческая немощь, если бы Слово Твое, Боже мой, не стало плотью и в нас не обитало. Но я не осмеливаюсь уже отчаиваться, так как Он был послушным даже до смерти, и смерти крестной, понес на Себе рукописание грехов наших и, пригвоздив его ко кресту, распял грех и смерть. И я обрел безопасность в Нем, сидящем одесную Тебя и ходатайствующем о нас. Уповая на Него, я желаю прийти к Тебе, Которым мы уже воскресли, и ожили, и взошли на небо. Тебе хвала, Тебе слава, Тебе честь, Тебе благодарение. Блаженный Августин От автора Эта книга посвящена вопросу о том, может ли христианин быть уверен в своем личном спасении. За исследование этого вопроса меня побудили взяться две причины. Первая связана с моей личной проблемой — я знаю, что я грешник и что умру, и мне важно выяснить, на что лично я могу надеяться. Вторая — с повелением, которое Господь дает всей Церкви и каждому христианину:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=182...

Такие люди, несомненно отдавшие себя во власть врага человеческого спасения, хитроумно рекомендуют сосредоточить все свое внимание только на своей личной духовной жизни, на своем личном духовном совершенствовании, как они любят выражаться, и не искать действия темных сил в окружающей нас жизни общественной и политической, то есть, по существу, предоставить диаволу полную свободу действий в человеческом обществе. В самом деле: разве не о наших временах говорит св. ап. Павел в своем 2-ом послании к Тимофею: Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкия. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели Боголюбивы... ( 2Тим. 3:1–4 )? Какая это живая и яркая картина современной крайней развращенности, до которой, кажется, не доходили в такой мере прошлые века! Иначе и не относил бы Боговдохновенный писатель эту картину к последним временам. А вот и еще удивительно характерная черта современного духовного кризиса: ...будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху, и от истины отвратят слух, и обратятся к басням ( 2Тим. 4:3–4 ). Сколько мы видим в настоящее время всевозможных лжеучителей, за которыми идут только потому, что они льстят слуху! Отвергая истину Христова учения, они распространяют басни, сея ложь в умах и сердцах тех, кто, будучи водимы своими страстями, им доверяют. Здравое учение Православия представляется тяжким игом для людей, привыкших работать своим страстям, и они легко увлекаются обольстительным ветром разных сектантских измышлений, этим страстям потворствующих. В одной Америке, как свидетельствуют её статистическия данные за последние 15 лет, имеется свыше 500 религиозных сект, последователи которых ведут упорно-настойчивую пропаганду во всех частях света, с целью завлечения в свои сети возможно большего количества адептов. Некоторые секты, все еще продолжающия называть себя «христианскими», настолько далеко ушли от истинного христианства, что отвергают главнейшие догматы христианской веры. Главное же, что проповедуют все они – это легкость спасения без всяких подвигов, именно то, что и привлекает к ним сердца всех малодушных, боящихся того подвижничества, к которому призывал всех желающих быть Его последователями, Сам Господь Иисус Христос , сказавший: Иже хощет по Мне идти, да отвержется Себе и возьмет крест свой, и по Мне грядет ( Марк. 8:34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Далее участники молитвенного шествия посетили могилу основателя клуба « Бодрствование » и первого председателя Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение» Русской Православной Церкви В.А. Михайлова, находящуюся неподалеку. Здесь также была отслужена лития. Проповедь после литии произнес иерей Евфимий Добрянский: «Дорогие мои! Когда наступает Новый год, и я себе говорю, что Господь дал нам еще один год. Еще один год – для того чтобы что-то сделать, исправить, доделать. И за это мы благодарим Бога. Он нам дает еще один шанс. Мы здесь собрались с нашими усопшими трезвенниками, которые потрудились на ниве трезвенного просвещения. Это показывает нам, что Церковь земная и Небесная – неразделимы. Мы молимся, мы просим, мы благодарим. Да, был год тяжелый. Мы надеемся, что следующий год будет легче. Конечно, легче – кто бы говорил! Потому что мы – православные христиане, живем верой и, естественно, мы надеемся на лучшее. И это правильно, потому что вера дает нам силу. Апостол Павел в этой связи так и говорит: " Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом " (Евр. 11: 1). И мы должны осуществлять ожидаемое. Этот год, который нам дарован Свыше, должен стать осуществлением ожидаемого. Чего мы пока не можем видеть? Мы не видим Царствия Небесного. Поэтому помоги нам всем Господи! Апостол Павел в Послании к Ефесянам так и говорит: " Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное " (Ефес. 5: 1,2). Вот такое напутствие, дорогие мои! Я всех вас рад видеть в новом году, будем трудиться, молиться и благословлять Бога, чтобы Он нас благословил. Будем укрепляться в любви, потому что Бог есть любовь: " Любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь " (1 Ин. 4: 7–8)». Затем, как и в прошлые годы (эта традиция была установлена в свое время еще В.А. Михайловым), все участники крестного хода встали у стены, где в свое время большевики расстреливали насельников Лавры. Здесь были сделаны общие фотографии на память.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/01/05/na...

Изучение иудаизма также занимает значительное место в нашем курсе. Этапы истории и содержание учения иудаизма подробно рассматриваются в курсе «История религий», который в МДС в прошлые годы читал прот. П. Иванов, а в настоящее время — Ю. В. Максимов. В связи с этим в нашем курсе основное внимание уделяется не столько истории, сколько религиозному содержанию иудаизма. Православное христианство и иудаизм сближает признание Ветхого Завета как богооткровенного Священного Писания, стремление соблюсти нравственные принципы, данные Богом Моисею на горе Синай. Церковь решительно осудила и отвергла маркионитство, утверждавшее, что Бог Нового Завета не может быть тождественен Богу Ветхого Завета. Святые Отцы всегда защищали Ветхий Завет как Слово Божие. Ни одна другая религия не имеет такого важного пункта пересечения с христианством. В то же время православная традиция настаивает на различии понятий ветхозаветной религии и иудаизма. Православное отношение к иудаизму основано на богословском видении конечных судеб еврейского народа, как это изложено в 9-й, 10-й и 11-й главах послания святого апостола Павла к Римлянам и как это понимается у святых отцов Православной Церкви. Церковь Христова молится об «Израиле во спасение» (Рим. 10, 1). Апостол Павел не мог представить себе конечного спасения человечества без спасения остатка народа Израиля: «Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, — чтобы вы не мечтали о себе, — что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников; и так весь Израиль спасется... В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов. Ибо дары и призвание Божие непреложны. Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их, так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы. Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать» (Рим. 11, 25-32). При этом апостол говорил: «Израиль ищет спасения не в вере, а в мертвых делах закона» (Рим. 10, 32), не уразумев, что «конец закона Христос к праведности всякого верующего» (Рим. 10, 4).

http://bogoslov.ru/article/740746

Мы приобретаем не только новые убеждения, но и новую жизнь. Слово Божие сравнивает это с новым рождением — или даже новым сотворением. Вспомним слова Апостола Петра: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа (Деян 2:38). Крещение означает не только прощение грехов, но и дар Святого Духа — сам Бог входит в нашу жизнь, чтобы мягко, терпеливо и вместе с тем могущественно изменять ее изнутри. Наша беда не только в том, что мы виновны, но и в том, что мы испорчены — и устроим ад в любом раю, куда нас пустят. И вот Святой Дух трудится над нашим преображением и исцелением, чтобы сделать нас из адских существ — райскими. Как сказал блаженный Августин, «Бог создает нас, т. е. образовывает и творит не так, чтобы мы были людьми, это он уже сделал, но чтобы были добрыми людьми, что делает Он теперь Своею благодатью, чтобы мы были новым творением во Христе Иисусе». Подлинное обращение всегда проявляется в перемене жизни. Святой апостол Павел пишет в послании к Коринфянам: Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют. И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего (1 Кор 6:9–11). Святой апостол пишет о людях, которые вели явно аморальный, а то и преступный образ жизни, попирая заповеди Божии. Он предупреждает, что такая жизнь ведет к погибели. Но после этих суровых слов он пишет о том, что именно такими были и некоторые из коринфских христиан — но теперь они «омылись, освятились, и оправдались», очевидно, оставив прошлые безобразия в прошлом. Эти люди покаялись — порвали с прежними грехами, выставили их за дверь, спустили с лестницы, выгнали и велели не возвращаться. С одной стороны, покаяние — это событие. Однажды в жизни мы принимаем решение довериться и покориться Господу, перейти под Его власть, встать на путь спасения. Мы признаем перед Ним, что мы были неправы, когда пытались сами распоряжаться своей жизнью, просим прощения — и принимаем его через Таинство Исповеди.

http://pravoslavie.ru/75196.html

В притче использованы некоторые детали и выражения из пророка Исаии. Вот виноградник, который был хорошо устроен: он был обнесен оградою, отмечавшей его границы, закрывавшей путь разбойникам и защищавшей от нападения диких зверей. В винограднике был пресс (точило), в котором виноградные гроздья давили ногами, а под прессом стояла бочка, в которой собирался выдавленный сок. Была в винограднике и башня, в которой хранилось вино, в которой жили виноградари, и в период уборки урожая с этой башни они следили, чтобы в виноградник не проникли воры. Иисус в Своей притче, конечно же, говорил об Израиле, и Его иудейским слушателям это было абсолютно ясно. Виноградари символизируют правителей Израиля на протяжении всей его истории. Слуги , посылаемые хозяином виноградника, символизируют пророков . Слуга , или раб Божий – это почетный титул. Так звали Моисея и Давида. Этот же титул часто встречается в книгах пророков. Сын – Сам Иисус . Когда мы в притче слышим: «И послал в свое время к виноградарям слугу – принять от виноградарей плодов из виноградника» ( Мк.12,2 ), то мы должны вспомнить, в каком контексте это говорится: Незадолго до этого об Иисусе было сказано, что он тщетно искал плодов на смоковнице. И мы из анализа этого евангельского рассказа поняли, что это событие стало метафорой храмового богослужения. Вслед за тем Иисус обратился против храмового культа, и поэтому Его немедленно спросили: По какому праву Он это делает? и Кто наделил Его такой властью? ( Мк.11,28 ). Вот именно после всего этого Иисус и рассказывает притчу об Израиле, который отказывает Богу в ожидаемых плодах. Да, Бог ожидает плодов! Поэтому Он уже в прошлые времена посылал к Израилю Своих рабов, то есть пророков, – посылал безуспешно. То, что под слугами в притче подразумеваются пророки, слушатели тоже знали из Библии: «С того дня, как отцы ваши вышли из земли Египетской, до сего дня Я посылал к вам всех рабов Моих – пророков, посылал всякий день с раннего утра» ( Иер 7,25 ); «Господь посылал к вам всех рабов Своих, пророков, с раннего утра посылал, – и вы не слушали и не приклоняли уха своего, чтобы слушать» ( Иер 25,4 ); «Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам» ( Ам 3,7 ); «Но слова Мои и определения Мои, которые заповедал Я рабам Моим, пророкам, разве не постигли отцов ваших?» ( Зах 1,6 ). Пророков Бог посылал безуспешно. Поэтому теперь Он послал Своего «возлюбленного Сына»: «напоследок послал и его к ним, говоря: постыдятся сына моего» ( Мк.12,6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010