Иудейскому восстанию и его подавлению, которое сопровождалось голодом и другими неслыханными бедствиями, разрушением Иерусалима и храма, предшествовало убийство брата Господня Иакова, приходящееся примерно на 63 год. По рассказу Егезиппа, книжники и фарисеи в отчаянии от большого числа обратившихся ко Христу иудеев в канун Пасхи просили Иакова: «Мы и весь народ свидетельствуем о тебе, что ты праведен и не взираешь на лица. Убеди толпу: пусть не заблуждается об Иисусе, и весь народ и все мы послушаем тебя. Стань на крыло храма, чтобы тебя видели и чтобы слова твои хорошо слышал весь народ. Ведь на Пасху собираются все колена, а с ними и язычники». Но Иаков, поставленный на крыло храма, громко исповедал: «Что спрашиваете меня о Сыне Человеческом? Он восседает на небе одесную Великой Силы и придет на облаках небесных». Услышав эти слова, «многие, – по словам Егезиппа, – убедились и прославили свидетельство Иакова, говоря: “Осанна Сыну Давидову”». Обманутые в своих надеждах, книжники и фарисеи набросились на Иакова с криками: «О-о! И праведный в заблуждении!», свергли апостола с крыши храма и стали бросать в него камни. Оставшись живым после падения, Иаков «стал на колени, говоря: “Господи Боже, Отче! Молю Тебя, отпусти им, ибо не знают, что делают”». Когда в него так бросали камнями, продолжает Егезипп, один из священников закричал: «Остановитесь! Что вы делаете? Молится за вас праведник!» «Кто-то из них, какой-то суконщик, ударил праведника по голове скалкой… Иаков мученически скончался… Он правдиво засвидетельствовал и иудеям, и грекам, что Иисус есть Христос. Вскоре Веспасиан осадил их». Иакову Праведному принадлежит включенное в Новый Завет послание, главной темой которого является соотношение веры и добрых дел: «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его?.. Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?» (Иак. 2: 14, 19).

http://pravoslavie.ru/34553.html

К концу их путешествия, люди, которые сразу же после Исхода заигрывали с идолопоклонством ( Исх.32 ), полностью поглощены им ( Числ.25 ). От этих двух главных тем происходят несколько второстепенных. Святость характера . Тема святого характера народа Божьего происходит из нескольких источников. Левитский закон заявляет, что люди должны быть святы, потому что Бог свят ( Лев.11:44,45, 19:2, 20:7,26 , см. 21:8, 22:32). Они были выкуплены Богом, и это сделало их святым народом ( Исх.6:6, 19:56 ). Они святы, потому что Бог обитает, непосредственно присутствует среди них. Такие отрывки как Числа 1:5054 и вся глава 5 повторяют наставления о проведении ритуалов, необходимых для поддержания святости. В основании ритуалов лежало послушание. «Описанные автором неверие, ропот и непослушание Израиля противоречат чертам, которые должны быть присущи Израилю (см. главы 11, 12, 1314, 16, 20:113, 21:49, 25:14, 26:6365)». 272 Замечание, сделанное в книге Иисуса Навина 5:35, служит свидетельством непокорности, которая берет начало еще во дни Исхода ( Исх.5, 15:2216:36, 17:17, 32:33 ). И сделал себе Иисус острые ножи и обрезал сынов Израилевых на [месте, названном]: Холм обрезания. Вот причина, почему обрезал Иисус [сынов Израилевых], весь народ, вышедший из Египта, мужеского пола, все способные к войне умерли в пустыне на пути, по исшествии из Египта; весь же вышедший народ был обрезан, но весь народ, родившийся в пустыне на пути, после того как вышел из Египта, не был обрезан. (И. Нав.5:35 ). Этот отрывок и события книги Числа (главы 1314) показывают, что люди не верили обещаниям, данным Аврааму. Такие отрывки как 14:10614 указывают на необратимость и непригодность людей обоих поколений. Поколение, вышедшее из Египта, умерло в пустыне из-за неверия и непослушания – черты, которые перешли в следующее поколение, которое нужно было обрезать, то есть совершить над ними обряд, забытый в период странствований в пустыне. Божье терпение, присутствие и забота. Парадигму непослушания можно продолжить, если сравнить характер людей с терпением, присутствием и заботой Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Но большинство людей к своим собственным погрешностям относятся снисходительно, а чужие осуждают. И многие часто говорят, что государственные и общественные дела идут худо, и в качестве причины указывают на неразумие правительства; я же говорю, что не неразумие правящих лиц, а наш грех служит тому причиной: он именно все расстроил, он довел до всех этих зол, не из другого чего разлился над нами этот рой бедствий. Поэтому, будь начальник хоть Авраамом, хоть Моисеем, хоть Давидом, хоть мудрейшим Соломоном, или грешнейшим из всех людей, но если мы настроены худо, причина к бедствиям остается безразлична. Получать начальников по сердцу нашему - это значит не что иное, как то, что мы наперед согрешили, и потому нашли такого начальника. Но если начальник будет даже весьма праведен, так праведен, что достигнет добродетели Моисея, одна его праведность не в состоянии будет покрыть несметных согрешений подчиненных. Наоборот, если хотите, я покажу вам, как грех даже одного часто пересиливает неповинность добрых граждан. Иисус Навин некогда приступил к Иерихону, и, производя новую дивную осаду, когда стены готовы уже были пасть, говорит народу: " город будет под заклятием, и все, что в нем, Господу " . Итак, " берегитесь заклятого, чтоб и самим не подвергнуться заклятию, если возьмете что-нибудь из заклятого " , и потребит нас Бог. (Ис. Нав. 6:16, 17). Что же затем? Пали стены, и город оказался в руках осаждавших. И вот, когда весь народ соблюдал это приказание, преступление одного возбудило гнев Божий на весь народ. " Сыны Израилевы сделали преступление [и взяли] из заклятого " (Ис. Нав.7:1). И однако согрешивший был один, именно Ахар; как же согрешили " сыны Израилевы " ? " И гнев " , - говорится, - " Господень возгорелся на сынов Израиля. Иисус из Иерихона послал людей в Гай (). Итак пошло туда из народа около трех тысяч человек, но они обратились в бегство от жителей Гайских; жители Гайские убили из них до тридцати шести человек " (ст. 1, 2, 4, 5). Смотри на взыскание за один грех, смотри на неумолимую казнь; один согрешил, а на весь народ напала смерть и бедствия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1565...

Исх.8:8 . «И призвал фараон Моисея и Аарона и сказал: помолитесь Господу, чтоб Он удалил жаб от меня и от народа моего, и я отпущу народ [Израильский] принести жертву Господу». Конечно, для фараона это было испытание: он ложится спать, а в постели – жабы, он открывает сосуды с едой – и там жабы! Да и внутри у фараона что-то квакает – не понятно: толи несварение желудка, толи и впрямь жаба внутрь попала! И этот запах илистый, который везде распространяется… Конечно, все это было очень неприятно для египетского правителя, это было его испытание. И всякий раз, когда он обращается к Моисею и Аарону с просьбой помолиться о нем, на самом деле он переступает через свою гордыню! Потому что ему, конечно, было бы легче взять и казнить всех, но он совершенно четко понимает, что это не обычные люди, и так просто с ними не разобраться! «Следует отметить, что здесь использовано слово моление, и это нечто иное по сравнению с молитвой. Под молением понимается, когда человек обещает сделать нечто, если получит желаемое от Бога. Это именование употребляется и в нашей обычной речи. Так, в Книге Исход мы находим после описания казни жабами – она была второй в ряду десяти: Призвал фараон Моисея и Аарона и сказал: помолитесь Господу, чтобы Он удалил жаб от меня и от народа моего, и я отпущу народ Израильский принести жертву Господу. Если же кто сомневается из-за того, что слово фараона было помолитесь, от слова моление, в отличие от более раннего и привычного, следует понаблюдать и за следующим употреблением, которое таково: Моисей сказал фараону: назначь мне сам, когда помолиться за тебя, за рабов твоих и за народ твой, чтобы жабы исчезли у тебя, в домах твоих, и остались только в реке. Мы заметили, что в случае с мошками, во время третьей кары, уже ни фараон не просит молиться, ни Моисей не молится. А с песьими мухами, в четвертую кару, говорит: Помолитесь же обо мне ко Господу, когда Моисей сказал: Я выйду от тебя, и помолюсь Господу ( Исх.8:28–29 )» 82 . То есть, фараон как бы говорит: «Совершите моление, и, может быть, я изменюсь! Я отпущу народ Израиля принести жертву Господу!» Конечно, он вкладывает свой смысл во фразу «я отпущу народ [Израильский] принести жертву Господу», и мы далее узнаем, что он имел в виду только мужчин без женщин, без детей, без скота. То есть всегда, когда мирской человек обещает что-то Богу или просит вас помолиться за него, не спешите радоваться: надо понять, а что он имеет в виду. Потому что здесь реакция фараона была совсем не та, какую ожидал от него Господь, Моисей с Аароном и весь еврейский народ.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

последовали за Ним», – говорит евангелист Матфей ( Мф.4:19–20 ); «следуй за Мною», – сказал Иисус Христос мытарю Матфею. И он встал и последовал за Ним, свидетельствует о себе сам евангелист Матфей ( Мф.9:9 ). Таковы разнообразные свидетельства о влиянии, силе и властности слова Богочеловека, и Сам Спаситель объясняет нам тайну Своего значения для людей: «Глаголы, яже Аз глаголах вам, дух суть и живот суть» ( Ин.6:63 ). «Весь мир идет за Ним» ( Ин.12:19 ); «все уверуют в Него» ( Ин.11:48 ), – так говорили враги Иисуса Христа о необыкновенном Его влиянии на народ. И действительно, только боязнь страшного для всякого иудея отлучения от синагоги за признание Иисуса Христа Мессиею ( Ин.9:22 ), только железное ярмо, в котором начальники и фарисеи держали народ в делах веры и совести, только наглая ложь, что Христос творит чудеса силою веельзевула, князя бесовского, что Он льстец и обманщик, и «человек-грешник» ( Ин.9:24 ), что, дескать, никто из начальников и фарисеев не уверовал в Него ( Ин.7:48 ), ибо «Христос, когда придет, никто не будет знать, откуда Он» ( Ин.7:27 ), – только все это, соединенное вместе, подобно тяжким узам, возложенным на мысли и чувства народа, удерживали его от решительного и безусловного принятия Иисуса Христа за истинного Царя и Мессию. Впрочем, и при таких неблагоприятных и тягчайших условиях обнаружения истинных чувств для народа, он вполне заявил себя в своих отношениях к Иисусу Христу, когда в необыкновенном энтузиазме – в восторге и ликовании провожал и встречал Его во время торжественного входа Его в Иерусалим. Но этот же народ оставил нам свидетельство о себе в том, насколько он был несамостоятелен в деле веры и насколько подавлен был нравственно и умственно авторитетом старейшин – книжников и фарисеев. «Народ невежда в законе» ( Ин.7:49 ), говорили о нем фарисеи, и сам народ, к несчастью, не мыслил о себе выше этого жестокого приговора над ним, ибо и желая, чтобы именно Иисус Христос был признан Мессиею, народ ждал такого признания не от себя самого, а от начальников своих: «Не удостоверились ли начальники, – робко спрашивали себя люди из народа, – что Он подлинно Христос?» ( Ин.7:26 ), да и «когда придет Христос, неужели сотворит больше знамений, нежели сколько Сей сотворил?» ( Ин.7:31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

Но когда убеждение не подействовало, и народ продолжал оставаться в том же неверии, Бог отвратил и изменил их путь, чтобы они блуждали, наказывая их в пустыне многими ударами. И сколько дней осматривавшие землю ходили туда и обратно – это продолжалось сорок дней – считая год за каждый день, Он держал их в пустыне сорок лет, и никого из тех, которые были зрелыми по летам и по разуму, за их неверие Он не счел достойными вступить в (обетованную) землю, кроме двух, свидетельствовавших в пользу наследования, то есть Иисуса, сына Навина, и Халева сына Иефонниина, а также и тех, которые были еще малы, и не умели различать правого от левого. Таким образом, весь маловерный народ умер в пустыне, получив один за другим праведное воздаяние за маловерие. Дети же, выросшие в течении сорока лет, восполнили число умерших. 28 . Когда исполнилось сорок лет, народ подошел близко к Иордану и разбил свой стан против Иерихона. Здесь Моисей собрал народ и еще раз повторил все, повествуя о великих делах Божиих до того дня, и привел выросших в пустыне в повиновение и порядок, чтобы они боялись Бога и соблюдали Его заповеди; возобновив законодательство, которое он присоединил к данному прежде, он возложил на них. И это названо было «Второзаконием», в котором вписаны многие обетования как о нашем Господе Иисусе Христе, так и о народе, и о призвании язычников и о царстве. 29 . И когда Моисей закончил свое жизненное течение, ему было сказано Богом: взойди на эту гору и умри, ибо ты не введешь Моего народа в землю. И он умер по слову Божию, и Иисус, сын Навина, вступил на его место. Он разделил Иордан и перевел народ в землю, и после того, как он поразил и истребил семь обитающих в нем народов, он дал народу находящийся по сию сторону Иерусалим, в котором жил царь Давид и его сын Соломон, построивший в честь Бога храм на подобие скинии, которая была сделана Моисеем по образцу небесных и духовных (вещей). 30 . Сюда посланы были Богом пророки, которые Духом Святым наставляли народ на путь и возвращали к всемогущему Богу отцов; они явились провозвестниками нашего Господа Иисуса Христа, Сына Божия, возвещая, что плоть Его произрастет из дома Давида, вследствие чего после длинного ряда поколений Он по плоти будет сыном Давида, который есть сын Авраама – но по Духу Он – Сын Божий (ср. Рим. 1, 3 сл.), так как Он прежде был у Отца, рожденный прежде всего творения мира, и в конце времен явился всему миру в человеческом образе; через это Слово Божие в Себе совершило все, что есть на небе и на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Но когда убеждение не подействовало, и народ продолжал оставаться в том же неверии, Бог отвратил и изменил их путь, чтобы они блуждали, наказывая их в пустыне многими ударами. И сколько дней осматривавшие землю ходили туда и обратно – это продолжалось сорок дней – считая год за каждый день, Он держал их в пустыне сорок лет, и никого из тех, которые были зрелыми по летам и по разуму, за их неверие Он не счёл достойными вступить в (обетованную) землю, кроме двух, свидетельствовавших в пользу наследования, то есть Иисуса, сына Навина, и Халева сына Иефонниина, а также и тех, которые были ещё малы, и не умели различать правого от левого. Таким образом, весь маловерный народ умер в пустыне, получив один за другим праведное воздаяние за маловерие. Дети же, выросшие в течении сорока лет, восполнили число умерших. 28. Когда исполнилось сорок лет, народ подошёл близко к Иордану и разбил свой стан против Иерихона. Здесь Моисей собрал народ и ещё раз повторил всё, повествуя о великих делах Божиих до того дня, и привёл выросших в пустыне в повиновение и порядок, чтобы они боялись Бога и соблюдали Его заповеди; возобновив законодательство, которое он присоединил к данному прежде, он возложил на них. И это названо было «Второзаконием», в котором вписаны многие обетования как о нашем Господе Иисусе Христе, так и о народе и о призвании язычников и о царстве. 29. И когда Моисей закончил своё жизненное течение, ему было сказано Богом: взойди на эту гору и умри, ибо ты не введёшь Моего народа в землю. И он умер по слову Божию, и Иисус, сын Навина, вступил на его место. Он разделил Иордан и перевёл народ в землю, и после того, как он поразил и истребил семь обитающих в нём народов, он дал народу находящейся по сию сторону Иерусалим, в котором жил царь Давид и его сын Соломон, построивший в честь Бога храм наподобие скинии, которая была сделана Моисеем по образцу небесных и духовных (вещей). 30. Сюда посланы были Богом пророки, которые Духом Святым наставляли народ на путь и возвращали к всемогущему Богу отцов; они явились провозвестниками нашего Господа Иисуса Христа, Сына Божия, возвещая, что плоть Его произрастёт из дома Давида, вследствие чего после длинного ряда поколений Он по плоти будет сыном Давида, который есть сын Авраама – но по Духу Он – Сын Божий (сравн. Рим 1:3 →), так как Он прежде был у Отца, рождённый прежде всего творения мира, и в конце времён явился всему миру в человеческом образе; через это Слово Божие в Себе совершило всё, что есть на Небе и на Земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

«Вся голова в язвах, и все сердце исчахло» ( Ис. 1:5 ). Братья, Бог – источник здоровья, Бог Саваоф. Выйдите на высоту Божию вы, у кого голова мутится от излишних дел и еще более излишних забот, и надышитесь здоровьем, которое от Бога, только от Бога приходит. Голова в язвах – это вожди и старейшины народа; сердце исчахлое – это народ. Пророк представляет весь народ как одно тело и показывает, что с телом народным происходит то же, что и с телом человеческим, а именно: когда один орган тела болен, то это он один болен, но от болезни этого органа чувствует немощь все тело. Так было и с народом израильским: голова заболела, а от головной боли сердце исчахло. Вожди и старейшины израильские отказались от закона Божия и пошли за чувствами своими как за путеводителями. Чувственный разум свой, пестрый-препестрый от различных мирских впечатлений, они взяли вместо Закона Божия для определения пути к истинной жизни. И попали в беспросветный мрак идолопоклоннических заблуждений. А от помутнения в голове сердце исчахло. Сердце отделяется от Бога труднее, чем голова; народ отделяется от Бога труднее, чем его старейшины; но когда голова долго болеет, то сердце исчахнет и уступит. Из-за негодных вождей и народ в конце концов сворачивает с пути. Это видение Исаии, сына Амосова, пророка истинного. Действительно, это видение истинное и на то время, и на сегодня, и для народа израильского, и для народов нынешних. Посмотрите, братья, на тот народ, который вы лучше всего знаете, и сами посудите, больна ли голова и исчахло ли сердце. О Господи Истинный и Праведный, просвети светом Твоим голову каждого народа и укрепи крепостию Твоею сердце каждого народа. Чтобы не радовались враги наши и не говорили, что Ты оставил нас. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. Поучение о неблагодарности людской, невиданной и среди скотов «Вол знает владетеля своего, и осел ясли господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ мой не разумеет» ( Ис. 1:3 ). Благодарностью животных страшнее всего изобличается неблагодарность людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Так, близ пустыни Фаран, когда они опять роптали на недостаток мяса, Господь послал множество перепелок, а народ принялся есть их с такою жадностью, что появился между ними мор, и целые толпы народа были поражены смертью. Место, где это происходило, названо гробами похотения. Когда израильтяне приблизились к границе земли Ханаанской, Моисей избрал 12 мужей и послал их осмотреть эту землю. Соглядатаи обошли всю страну и, возвратись, рассказывали, что земля та чрезвычайно богата и плодородна, и в доказательство показывали виноградную ветвь, которую принесли, перекинув чрез жердь; но вместе с этим они пугали израильтян рассказывали, что народы там необыкновенно сильные, и города у них укрепленные. Израильтяне пришли в ужас, хотели избрать себе других начальников и возвратиться в Египет. Напрасно Моисей с Аароном и двое из соглядатаев, Иисус Навин и Халев, старались успокоить народ и внушить им упование на Бога; народ не только не хотел их слушать, но даже грозил побить их камнями. За это Господь наказал израильтян тем, что определил, им странствовать в пустыне сорок лет, пока не помрут все, вышедшие из Египта, начиная с двадцатилетнего возраста; только Иисусу Навину и Халеву Господь обещал, что они приведут народ Его в землю обетованную. Возмущение Корея, Дафана и Авирона. Чудесный жезл Аарона Один раз левит Корей, с Дафаном и Авироном возмутились против Моисея и Аарона и начали требовать, чтобы весь народ мог участвовать в управлении и священстве; но Моисей отвечал им на это: приходите завтра с кадильницами и фимиамом к скинии, и тогда увидим, кого изберет Господь». Кореи собрал своих соумышленников " », которые вместе с ним не покорялись Моисею. Но лишь только они хотели приблизиться к скинии, как услышали голос Божий, который повелел Моисею и Аарону и всем, не участвовавшим в возмущении, отступить от тех, которые следовали за Кореем. Лишь только народ отступил, как земля расступилась и поглотила виновников возмущения, а на остальных непокорных упал огонь с неба и пожрал их.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashh...

Моисей все-таки исполнил наказание, и хотя сам он не убивал, но поручал это левитам, а левиты уничтожили, видимо, тех, кто остался верен идолопоклонству. Всего было уничтожено около трех тысяч человек, а Израиль был численностью 600 тысяч мужей. Три тысячи — это, видимо, то небольшое число людей, которые пребывали в нечестии и не отвратились от идолопоклонства. «И сказал Господь Моисею: пойди, иди отсюда ты и народ, который ты вывел из земли Египетской, в землю, о которой Я клялся Аврааму, Исааку и Иакову, говоря: потомству твоему дам ее; и пошлю пред тобою Ангела Моего, и прогоню Хананеев, Аморреев, Хеттеев..., Евеев и Иевусеев, и введет он вас в землю, где течет молоко и мед; ибо Сам не пойду среди вас, чтобы не погубить Мне вас на пути, потому что вы народ жестоковыйный» (Исх. 33:1 -3). Слово «жестоковыйный» неоднократно встречается в повествовании о израильском народе. Чтобы повернуть вола или лошадь, делают специальные дуги, так вот такой неповоротливой шее, которую невозможно повернуть, и уподобляется народ израильский. И пришел Моисей к Яхве и сказал: «народ сделал великий грех, прости его, а если нет, то изгладь меня из книги Твоей, в которую Ты вписал». Он говорит, чтобы Бог взял его жизнь вместо этого народа. Здесь проявляется великое самопожертвование Моисея. Эпизод с идолом, медным тельцом, заставил Моисея задуматься. Может быть, он раньше полагал, что народу достаточно одной чистой веры, и не нужно перед ним никакого символа этой веры, что Господь за это и будет его хранить и оберегать, помогать ему. Однако теперь, по пути в Землю обетованную, Моисей понял, что народу нужен некий символ, внешний знак присутствия Божия, который шел бы перед ними и вселял в них веру. Это Господь воистину присутствует среди Израиля — это было основным догматом Моисеевой веры. Бог сокровенный, голос Которого гремит с вершины Синая, всемогущий, опаляющий, сошел с высот, чтобы посеять в мире свой народ, как семя будущего, как семя спасения. Моисей достиг величайшего Богообщения, которое было только возможно в Ветхом Завете, и действие воли Божией проявилось в чудесных событиях исхода. Но Его присутствие должно было иметь видимый символ, и Библия прямо говорит, что мысль о создании этого символа была внушена пророку свыше. Однако некоторые детали были навеяны Моисею еще жизнью в Египте. Часто он мог видеть в этой стране торжественные процессии жрецов, которые несли священное изображение ковчега или баркаса, который потом спускали на воду реки Нил, и весь народ шел и прославлял египетских богов. Это был некий миниатюрный храм, в котором помещалось египетское божество. Когда такой ковчег проносили по городам Египта, это означало: сам бог ходит среди этих городов. Такая переносная святыня больше всего подходила целям Моисея. И вот однажды он приказывает изготовить священный ковчег Завета, по-еврейски aron haberit. Его приносят в скинию, которая устанавливается в центре лагеря. Скиния делается из особых тканей и пород дерева.

http://sedmitza.ru/lib/text/432105/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010