Но вдруг над храмом явилась слава Господня, и Господь стал поражать израильтян. На этот раз не помогла и пламенная молитва вождя за свой народ. Моисей, видя, что Господь не принимает его молитвы, повелел Аарону взять кадильницу и кадить между умирающими и живыми. И только благодаря этому Господь прекратил поражать людей. В этот день погибло около пятнадцати тысяч человек. Так печально закончилось восстание израильтян против своего вождя и Богом утвержденных священников. Чтобы в еврейском народе окончательно прекратился спор о том, кому на самом деле принадлежит священство, Господь повелел Моисею взять у начальников колен жезлы и положить их в Святая Святых перед Ковчегом Завета. «И кого Я изберу, — сказал Господь, — того жезл расцветет !» (Чис. 17:5). Всех жезлов было двенадцать. На жезле, принадлежащем колену Левиину, было вырезано имя первосвященника Аарона. На следующий день к храму собрался весь народ. Моисей в торжественной обстановке взял в Скинии все двенадцать жезлов и вынес их к народу. И вот тысячи израильтян явились свидетелями чуда. Жезл, который принадлежал Аарону, «расцвел, пустил почки, дал цвет и принес миндали» . Это было явным подтверждением того, что Аарон и его сыновья являются Богом избранными носителями священства. С этого времени народ смирился перед волей Божией и больше не осуждал род Аарона за привилегии, данные ему Богом. По повелению Божию прозябший (проросший) жезл Аарона был положен перед Ковчегом Завета. Сомнения Моисея и Аарона Чис. 20 Приближался сороковой год странствования евреев по пустыне. Недалеко от Кадеша, в пустыне Син, умерла Мариам, сестра Моисея и Аарона. Здесь израильский народ еще раз испытал бедствия от недостатка воды. Нетерпеливые израильтяне подняли на Моисея и Аарона ропот. Тогда братья обратились с молитвой к Богу, и Господь сказал Моисею: «Возьми жезл и собери общество, ты и Аарон, брат твой, и скажите в глазах их скале, и она даст из себя воду …» (Чис. 20:8). Моисей собрал весь народ, взял жезл и вместе с братом подошел к скале, чтобы совершить чудо; но увы, на этот раз Моисей и Аарон проявили свое маловерие.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2355...

2Цар. 16:15–20; 17:1–24, 27–29 Между тем в Иерусалиме Хусий явился к Авессалому. Авессалом встретил его словами: «это ли твое расположение к другу твоему? отчего ты не вместе со своим заветным другом?» Хусий на это отвечал: «я принадлежу тому, кого избрал Господь и весь народ Израильский; с ним я и останусь; и буду служить тебе, как служил отцу твоему». После этого Авессалом сказал Ахитофелу и другим своим сообщникам: «дайте совет, что нам делать?» Ахитофел сказал: «возьму я теперь с собою двенадцать тысяч человек, и в эту же ночь отыщу Давида. Ои теперь утомлен и обессилен. Неожиданным нападением я приведу его в смятение; так что народ, который с ним, разбежится, и я убью одного царя. Тогда весь народ без труда обратится к тебе». Этот совет одобрен был всеми. Но, без сомнения, но устроению Божию, Авессалому хотелось слышать мнение Хусия. Хусий сказал, что на этот раз Ахитофелова совета одобрить нельзя. «Ты знаешь», говорил он Авессалому, «что с отцем твоим народ сильный, что воины его раздражены теперь, как медведица, у которой отняли детей, и отец твой муж воинственный, который не даст заснуть им. Должно быть, он теперь скрылся где-нибудь во рву, или в какой-нибудь засаде. Случись, что он в самой первой сшибке одержит верх: тогда разнесется молва, что народ, который последовал за Авессаломом, потерпел поражение. После этого всякий, хоть будь он лев, упадет духом: потому что всякому Израильтянину известно, до какой степени мужествен твой отец, и как храбры его воины. А мое мнение: пусть соберутся к тебе все Израильтяне от Дана до Вирсавы, в таком множестве, как песок на берегу моря; ты сам прими над ними начальство. И мы двинемся туда, где его отыщем; и накроем его, как роса, когда она падает на землю: тогда из всех людей, которые с ним, не оставим ни одного (в живых). Если же он засядет в каком-либо городе: то мы, со всеми Израильтянами, можем оцепить город канатами, и стащить его в поток; так что не останется там ни камешка». Это картинное и преувеличенное изображение силы мятежников так им понравилось, что все, начиная с Авессалома, решили, что совет Хусия лучше, чем Ахитофелов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Беседа на Евангелие тридцать первой недели по Пятидесятнице Исцеление слепого (Почему Господь иногда не исполняет прошений наших) Сегодня слышали мы, братие, из Евангелия о исцелении слепого Иисусом Христом ( Лк. 18:35–43 . Зач. 93). ... " Когда... Иисус подходил к Иерихону, один слепой сидел у дороги, прося милостыни, и, услышав, что мимо него проходит народ, спросил: что это такое? Ему сказали, что Иисус Назорей идет. Тогда он закричал: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня. Шедшие впереди заставляли его молчать; но он еще громче кричал: Сын Давидов! помилуй меня. Иисус, остановившись, велел привести его к Себе: и, когда тот подошел к Нему, спросил его: чего ты хочешь от Меня? Он сказал: Господи! чтобы мне прозреть. Иисус сказал ему: прозри! вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Ним, славя Бога; И весь народ, видя сие, воздал хвалу Богу». ... Евангелие это почти все понятно и без объяснения. Для более же полного объяснения его следует решить два вопроса: первый – для чего народ запрещал слепцу кричать к Иисусу Христу об исцелении? и второй: для чего Иисус Христос спрашивал слепца о том, чего он хочет от Него? Иисус Христос и без того знал желание слепца. Слепому запрещали кричать к Иисусу Христу для того, чтобы не беспокоить Его – вероятно, Иисус Христос в это время поучал народ, и не хотелось, чтобы ради слепцов прервалась Его беседа. Другие же, каковы, например, фарисеи, запрещали потому, что оглашение Иисуса Христа на весь народ сыном Давидовым или, что то же, – Мессией, не нравилось им. Иисус Христос, как всеведующий, несомненно знал, о чем хочет просить Его слепец, но спрашивал слепца об этом при народе для того, чтобы все слышали из уст самого слепца о его слепоте, и не было бы после со стороны фарисеев какого сомнения или подозрения в чудесном исцелении его. Настоящее евангельское чтение особенно поучает нас, братие, тому, что милость Божия дается человеку не просто, а по заслугам его, по вере. Не что другое, а «вера твоя спасла тебя», – сказал Господь, исцеляя слепца. Итак, вот в чем, братие, по большей части причина того, что иные из нас не получают от Бога просимого ими – в недостоинстве, в недостатке веры их. Во время жизни Иисуса Христа на земле, без сомнения, как и всегда, было много больных всякого рода, но всех ли Он исцелял? Нет – только некоторых, и именно тех, которые имели должную веру в Него, значит были достойны того. Потому что, как густые облака препятствуют солнечным лучам падать на землю, так и грехи наши мешают милости Божией сходить на нас с Неба.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/b...

И когда ты поставишь светильник, сними одеяние пророчества и ходи в дерюге. Иди перед этим народом, иди с ними в плен, и вы будете нести ярмо Навуходоносора, и будете рабами его семьдесят лет». Иеремия, услышав эти (слова) из уст Господа, поспешил, зажег светильник, и вышел к народу Израиля, обыскивая его. Пресвитеры вскричали: «Наш отец Иеремия, кого ты ищешь со светильником, ведь сейчас полдень?» 410 . Он сказал им: «Я ищу человека, в сердце которого милосердие Божье к ближнему его, и я не нашел его». Иеремия обыскал весь народ и не нашел (ни) одного человека, о каком Господь сказал ему. Пророк вошел в крипту, которая есть западная часть храма, снял облачение первосвященника, поднялся на крышу храма и стал (там). Он сказал: «Я обращаюсь к тебе, краеугольный камень. Ты принял образ великого почтенного лица, потому что ты удержал две стены и направил их (прямо). Ты принял образ Сына Бога, Который грядет в мир в конце дней, и овладеет престолом иудеев, и будет владыкой двух Заветов, Нового и Ветхого. Поэтому будет разрушен весь этот храм, кроме краеугольного камня. Послушай меня, открой твой рот, прими в себя облачение первосвященника и храни (его) до дня, в который Господь возвратит из плена Свой народ. Да отдашь ты его (тогда), чтобы они служили в нем Господу». Тотчас раскололся пополам краеугольный камень, принял его и закрылся по-прежнему. Иеремия же взял золотую скрижаль, на которой начертано имя Господа, ту, которую Аарон и его сыновья возлагали на плечи, когда должны были войти в святилище Господне. Он посмотрел на солнце и сказал: «Я обращаюсь к тебе, великое светило, служитель верный. Никто из всего живого не достоин хранить эту скрижаль, кроме тебя, поскольку имя Господа начертано на ней. Возьми ее у меня и храни до тех пор, пока я не попрошу ее». И он подбросил ее, и лучи солнца взяли ее себе. Остальную же утварь дома Божьего Навуходоносор взял с собой в свою землю. Закончив эти (дела), Иеремия снял пророческое облачение и бросил его в середину дома Божьего. Он взял все ключи и положил их в столп 411 . Он сказал: «Я обращаюсь к тебе, о столп. Возьми себе ключи дома Господня и храни их, пока народ не возвратится из плена». И камень открыл свой рот, и взял их у него. Вышел Иеремия, (идя) к царю, пока не пришел к царю халдеев. И когда народ увидел пророка, и дерюга была на нем, и голова его покрыта прахом, возопили все в горьком плаче и разорвали свои одежды, посыпав каждый прахом свою голову и бросая пыль в воздух 412 . Они убедились, что Господь не простил их, поскольку всякий раз, когда Иеремия творил молитву за народ Божий, и когда Иеремия входил в храм, молился и выходил, и белое одеяние было на нем, и елей стекал с его головы на бороду и вниз до краев его одеяния, то (это означало, что) милость была на народе. Всякий же раз, когда гнев (Бога был) на народе и Бог не прощал им, пророк выходил, и дерюга была на нем, и прах на его голове, и они знали, что Бог не простил им.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/izre...

И. Флавий определяет число пленных, взятых во время войны, в 97,000, а число тех, которые погибли во время осады, в 1.100,000. Все число погибших во время войны определяется страшною цифрою в 1.337,490, а число пленных в 101,700; но даже эти расчеты не включают всех потерь во время многих стычек и битв и не принимают во внимание множества тех, которые на протяжении всей страны погибли от бедствия голода и болезней. Можно вполне сказать, что народ этот был как бы обречен на истребление; 2,000 гниющих тел найдены были даже в подземных ходах города. Во время осады все де­ревья в окрестностях были вырублены, и отсюда весь вид местности с ее обугленными и окровавленными развалинами настолько изменился, что всякий, кто бы вдруг прибыл в нее, не в состоянии был бы узнать, где он находится. Самый город был, по-видимому, столь неприступен с его массивными и не­сравненными укреплениями, что Тит открыто заявлял, что в этой победе он явно видит руку Божию. Страшный суд Божий, постигший народ иудейский за его неверие и жестоковыйность, совершился во исполнение ясных предсказаний Христа. В своей прощальной беседе, под грустным впечатлением окончательного отвержения со стороны избран­ного народа, Христос предсказал, что он опять скоро посетит народ иудейский, но посетит уже в качестве грозного судии, для праведного возмездия ему. Посещение это должно было совершиться еще при жизни того самого поколения, которое по­винно было в отвержении Христа и совершении ужаснейшего преступления богоубийства. «Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все сие будет» ( Мф. 24:34 ), и предсказание это в точности соответствовало страшной действительности. Сначала, говорил Христос, «услышите о войнах и о военных слухах; восстанет народ на народ и царство на царство». И действительно весь восток в это время был в чрезвычайном возбуждении, Иудея в открытом восстании, а войска из Испании, Галлии и Германии с одной стороны и из Иллирии и Сирии с другой устремлялись в Рим для решения вопроса, к кому после смерти Нерона должен был перейти императорский престол.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rukovo...

Моисей и Аарон приходят от народа пред двери скинии свидения и падают ниц: вот над ними является слава Господня. Господь говорит Моисею: возьми жезл свой и созови ты с Аароном, братом своим, народ и скажи пред ними камню, чтобы он дал воды, – и он даст вам воды. Когда изведете воду из камня, то напойте их и скотов их. И взял Моисей жезл из Святилища, как повелел Господь, и созвали Моисей с Аароном народ перед камень (скалу), и сказал народу Моисей: разве из камня извести нам воду? – и с этими словами, подняв руку, ударил в камень жезлом дважды: и потекла в изобилии вода, и напился весь народ и скоты его. Господь с гневом сказал Моисею и Аарону: так как вы не поверили, что Я прославлюсь в чуде пред израильтянами, то не введете вы этого народа в землю, которую Я дал им. Коль славен наш Господь в делах Своих! Кто Бог велий, яко Бог наш! [ Пс. 76,14 ]. Вскоре израильтяне приходят к горе Ор, что у границы земли Едомской. Здесь повелевает Господь Аарону умереть за то, что он с Моисеем прогневал Его неверием у камня, или у воды пререкания. Моисей возвел Аарона с сыном его в виду народу на гору, снял с него одежды первосвященнические и одел в них Елеазара, сына его, и Аарон умер на вершине горы; Моисей и Елеазар сошли с ней. Весь народ был свидетелем, что Аарон умер ста двадцати трех лет, и все израильтяне плакали по нем тридцать дней. Так ничтожен всякий человек пред Богом, Который сделает мановение, чтобы мы не жили больше, – и мы умрем. Жизнь наша со всем, что у нас есть, кроме грехов, есть дар Божий, которым нужно пользоваться с благодарностию и делать из него жертву, благоприятную Богу. Глава 22, 4. И сказали Моавитяне старейшинам Мадиамским: этот народ поедает теперь все вокруг нас, как вол поедает траву полевую. Отличное, сильное сравнение! Каков же был страх этого царя (Валака), который представлял такою ужасною силу израильтян! О Валааме 21 , который не соглашался сначала по велению Божию проклинать евреев, согласился наконец отправиться к Валаку, царю Моавитскому, с послами его, на осле.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Это пророчество еще из Ветхого Завета. Мессия страдает за чужие грехи! Не за свои! Так значит, все-таки в библейском мировоззрения схема “я и мой личный грех” не является единственной возможной? И мы, если называем себя учениками Христа, то и мы входим в эту ответственность, которая подразумевает ответственность за весь мир, за все мироздание, и уж тем более за ту страну, в которой мы родились и живем. Если мы говорим о сораспятии Христу, если мы говорим о Кресте, то это означает не просто житейские скорби, которые иногда почему-то называют крестоношением и которые есть у всех людей, верующих и неверующих; а это означает вхождение в тайну Креста Христова. И только поэтому мы имеем право ходатайствовать за весь мир, за свою страну в молитве перед Богом. И мы ходатайствуем как за прошлое, так за настоящее и будущее. Вообще для Ветхого Завета всенародное покаяние – самая обычная вещь, это признает и автор критической статьи Нил Кержаков. В 9-й главе книге Даниила превосходный пример национального покаяния за грехи предков. (Сразу нужно оговориться, что понятие «нации» довольно позднее понятие, возникшее только в XIX веке, поэтому называть «нацией» израильский народ можно только с известной долей условности, лучше тут использовать слово народ, но в данный момент нам важно говорить именно о всеобщем покаянии, о покаянии по отношению к какой-то общности людей.) «Прав Ты, Владыка мой, а мы ныне покрыты позором — все жители Иудеи и Иерусалима и весь Израиль: все, кто живет вблизи и вдали, во всех странах, куда Ты нас изгнал за нечестие пред Тобой. О Господь! Позором покрыты мы, и наши цари, и правители, и отцы наши: согрешили мы против Тебя». «Владыка мой! Прав Ты — но отврати гнев Свой и ярость от города Твоего Иерусалима, от святой горы Твоей. За наши грехи и за вину отцов наших Иерусалим и народ Твой в поругании у всех окрестных народов». «Так говорил я, молясь и исповедуясь в моем грехе и в грехе всего народа моего, Израиля, и обращаясь к Господу, Богу моему, с мольбой о святой горе Бога моего» (Дан 9:7-8:20).

http://blog.predanie.ru/article/sovmesti...

Итак, первосвященником в тот год был Каиафа, который вооружал иудеев против Христа и говорил, что ему должно умереть, хотя не мог обвинить Его ни в чем, но быв снедаем завистью. Такова зависть: так воздает она за благодеяния! Поэтому, приводя и причину злоумышления, он говорил: « лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб » (Ин. 11:50). Посмотри, как сила этого изречения была на нашей стороне, дабы тебе уразуметь, что, хотя это были слова священника, но смысл их мог сделаться духовным. « Лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб. Сие же он сказал не от себя », говорит евангелист, а потому, что был архиерей « будучи на тот год первосвященником, предсказал », что Христу должно умереть не только, за иудеев, но и за все народы (Ин. 11:51); поэтому он и сказал, что « лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб ». Видишь ли силу Божию, как она заставляет язык врагов говорить за истину? 5. Итак о том, чтобы не оставлять без внимания надписей божественных Писаний, довольно сказано, если вы будете помнить. Еще хотел бы я сказать, кто писатель этой книги, когда и для чего он написал ее. Но пока удержим в памяти сказанное, а это отложим на следующий день, если Богу будет угодно. Я хочу, наконец, обратить речь к новопросвещенным. Новопросвещенными же я называю не тех только, которые крещены за два, за три, или за десять дней, но и за год, и больше того, потому что и их можно так назвать. Если мы будем оказывать великое попечение о своей душе, то можно быть новопросвещенными и по прошествии десяти лет, если мы сохраним обновление, доставленное нам крещением, потому что не время делает новопросвещенным, а чистая жизнь. А невнимательный может и чрез два дня потерять достоинство этого названия. Я приведу вам и пример того, как новопросвещенный вскоре, чрез два дня, потерял и благодать и честь новопросвещенного, а приведу пример для того, чтобы вы, видя падение, берегли собственное спасение, потому что примером не устоявших только, но и падших, вам нужно исправляться и навидаться.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

2.3. И вот, «когда собралось общество против Моисея и Аарона», облако покрыло скинию, «и явилась слава Господня» (ср. Чис.16:42 (17:7). Сколь бы ни велики были в своей достойной жизни Моисей и Аарон (ср. Исх.11:3 ) и как бы ни сильны были они в добродетелях души, слава Бога не могла явиться им, пока не стали они гонимы, пока не оказались они в опасности и тесноте, на самом краю гибели. Так и ты не думай, что слава Господня может явиться тебе, когда ты праздный и беспечный. Разве не через скорби апостол Павел удостоился славы Божьей? Не считает ли он себя претерпевшим больше, чем прочие, бывшие «в трудах, в ранах, в темницах»? Разве не пишет он о себе: «Три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, много раз был в опасностях на море, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях между лжебратиями» (ср. 2Кор.11:23–26 )? Чем больше умножается скорбей, тем больше они несут славу Божью тем, кто мужественно их переносит. 3.1. «И сказал Господь Моисею, говоря: отсторонитесь от общества сего, и Я погублю их во мгновение. Но они пали на лица свои» ( Чис.16:44–45 (17:9–10)). Некогда в Содоме нужно было найти хотя бы десять праведников, чтобы едва спасти жителей пяти городов содомских (ср. Быт. 18:32 ); теперь же, чтобы спасти весь израильский народ, довольно всего двух, но таких, как Моисей и Аарон. Так что мы можем сказать? Чем эти два мужа были выше других? Какая добродетель столь велика, какая заслуга, что может избавить от гибели шестьсот тысяч человек? Думаю, что Моисей олицетворяет закон, который учит людей познанию и любви Божией, а в Аароне заключен образ обращенных к Богу коленопреклоненных молений. Поэтому если когда-нибудь Бог вознегодует на нас или на весь народ Божий и если Господь уже вынесет приговор и вознамерится покарать виновных, но закон Божий вновь заговорит в нашем сердце, предостерегая и призывая нас покаяться, загладить свои прегрешения, вознести молитвы за свои провинности, гнев тотчас исчезнет, негодование утихнет, Господь станет благосклонным к нам, словно бы Моисей и Аарон ходатайствовали за нас и молились за весь народ.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Деян.3:6. Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи.    Как и в других случаях, от имени остальных, говорит Петр: «серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи» — этими словами Апостол прямо разрушает надежду хромого получить от него денежную милостыню, но зато вселяет в него надежду на получение иного — высшего дара, которого хромой, конечно, не мог ожидать. Примечательно, что Апостол говорит с полной уверенностью в возможности совершения чуда. Эта уверенность основана несомненно на тех обетованиях, которые дал Господь Своим Апостолам (Мк. 16:18; Лк. 9:1; Ин 14:12), а вместе с тем и на ощущении в себе необычайной силы Духа Святого, что Апостол и выражает словами: «что имею».     «Во Имя Иисуса Христа Назорея, встань и ходи» — Апостол совершает чудо Именем Господа Иисуса Христа, удостоверяя сим наглядно, что распятый и умерший Иисус жив и что Он есть «источник исцелений для людей». Деян.3:7. И, взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и колени, Деян.3:8. и вскочив, стал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скача, и хваля Бога. Деян.3:9. И весь народ видел его ходящим и хвалящим Бога; Деян.3:10. и узнали его, что это был тот, который сидел у Красных дверей храма для милостыни; и исполнились ужаса и изумления от случившегося с ним. Деян.3:11. И как исцеленный хромой не отходил от Петра и Иоанна, то весь народ в изумлении сбежался к ним в притвор, называемый Соломонов.    Для возбуждения еще большей энергии веры в хромом, Апостол берет его за руку и поднимает. Исцеленный пошел не домой, но в храм, чтобы возблагодарить Бога за свое исцеление. Весь народ, собравшийся также на молитву в храм в этот вечерний час, узнав хорошо всем известного хромого, исполнился ужаса и изумления. Исцеленный же, в чувстве благодарности к исцелителям не отходил от Петра и Иоанна, громко прославляя Бога и, очевидно, и их. Это, конечно, привлекло к Апостолам и исцеленному общее внимание. Они находились в это время в обширной крытой галерее, через которую вели в храм красные ворота и которая называлась притвором Соломоновым.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2761...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010