Сентября 2-го, 1827 года 136. Марии Петровне Колычевой Помышления человеческая суть суетна: но наше основание не на помышлениях человеческих, а на всесильном слове Божии. Мы веруем всему, что угодно Господу Всемогущему, и смиряемся под крепкую Его руку... Умолкаем, не дерзаем тре-бовать, чтобы наша воля исполнилась как нам хочется; но молимся и просим милости, да будет воля Его, да помилует Он нас, недостойных милости, и ущедрит как Ему угодно. Единодушно предаемся Ему... Не буди здесь нам наслаждения, получаемого от внешних прелестей мира сего; не буди нам обманчивая радость внешнего утешения! – Мы обязаны искать самим Господом, внутрь нас царствия Божия. Господь оплеван был, хулим был, поруган был, уязвлен, осмеян и попран был: но не мстил за себя; все, что ни делали над ним, смиренно претерпел, чтобы нас спасти. Как же нам не потерпеть ради Христа, чтобы спастись и блаженствовать вечно и быть неразлучными со Христом? Горняя мудрствуй, не земная: Если угодно тебе в небесах часть благая; Отрекись себя, смирись, как прах, Решись на скорби;-исчезнет враг! Гори любовью, презрев себя: И светлое небо приимет тебя, И будет Господь твоя слава и честь. Во веки и днесь. Ноября 27-го, 1827 г. 137. Марии Петровне Колычевой Христос посреди нас! Нигде никто из видимых не может покоить нас собою: Един Господь Иисус Христос невидимо покоит нас сокрушенных сердцем. На всякий день и ночь нужно нам приносить усердное покаяние о наших согрешениях пред Господом Богом, да дарует нам прощение грехов и исправление жития. Ежели мы всегда посвящаем себя на благоугождение Господу, то как можем искать чего-либо по своей воле, или желать вести вольную жизнь по своим чувствам? Ах, сколь больно терпеть и переносить то, чему противятся изнеженные наши чувства! Нести крест свой, идти в след Христа-значит претерпевать скорби ради Христа и неуклонно пребывать верою и делом в духе истинном. Работающие Богу всей душой подлежат разным искушениям: всякие мысли приходят на сердце под видами приятными, чтобы ослабить душу и уклонить от настоящего терпения, без которого не приобретется душа вашего N. N. Сердечную мысль нужно сообщать друг другу по любви, преданной Господом, когда наше стремление одно – чтоб вечно спастись, а спастись не можно без искреннего сознания и исповедания души. Не по плоти, но по духу мы себя должны изследовать и утверждаться в Господе. Храните сердце ваше от стужающих помышлений. Господь с нами! Смирение и терпение да ограждают нас в пути прискорбном. Ах, куда, куда мы хотим от себя бежать? Не золотой ли крест скинуть колеблет ваша мысль? Да подаст Господь вам крепость не уклоняться от тесного пути.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Zadons...

Вот скоро, скоро все минется! Что час, сближаемся с концем: И спящий во грехах проснется; Когда предстанет смерть с мечем. Во утешение души, жаждущей Господа, пою: «от нощи утреннюет дух мой к тебе, Боже, зане свет повеления Твоя на земли. Воскреснут мертвии, и возстанут, иже во гробех: и возвеселятся, иже на земли. Роса бо, яже от Тебе, и исцеление им есть, земля же нечестивых падет.» Не угодно ли вам прочитать вторую половину 12-го Слова и 13-е Слово святого Ефрема Сирина ?.. Приношу вам о Господе истинную благодарность за уведомление и искренность вашу; приятно вспоминается писанное святителем Тихоном: «Делайте руками и молитесь: тако ум и сердце ваше занято будет и не будет квартиры или места диаволу, и убежит диавол. Обращайтесь умом и сердцем вашим в небеса и в вечность и не будете уловлены от диавола. Птица чем выше летает, тем безопаснейшая бывает, а когда вниз на землю опустится, то или уловлена, или устрелена бывает. Тако и человек» и прочее. Спасайтесь о Христе и о мне недостойном молитесь. Очень опасно быть там, где страх Божий не наблюдается. Примите искренность сердца моего. Да сохранит вас Матерь Божия под Своим покровом! 276. Екатерине Васильевне Даниловой Словом сердца моего приношу вам искреннюю благодарность: вы меня много утешили приятным воспоминанием изречения Святого Дмитрия Ростовского . Это изречение совершенно истинно, что «прилепление к твари смерть есть; прилепление же к Творцу твари живот есть и присносущная радость.» Благо есть исповедатися Господеви, и пети имени Твоему, Вышний: возвещати заутра милость Твою, и истину Твою во всяку нощь: так-то Псалмопевец веселился, пел, играл и радовался о Господе! Он говорит: прильпе душа моя по Тебе: мене же прият десница Твоя. Во исповедание и в велелепоту облекся еси, одеяйся светом, яко ризою. Посмотрите на небо! Что вы видите? Посмотрите на всю землю! Что вы слышите и видите? Посмотрите на море! Что есть на нем и в нем? И кто есть Творец сего всего? В какое чудное исповедание и в велелепоту облеклся одевающийся светом яко ризою!-Глубока премудрость Его, и разуму Его нет числа!-Прильпе душа моя по Тебе: мене же прият десница Твоя.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Zadons...

Вольны вы избирать и тьму, и свет, И в воле нашей – уклоняться От вредных обществ и бесед, От злых обычаев и всех мирских сует, Одним чтоб Богом наслаждаться, Ему всем сердцем предаваться. От всех беги И всех люби! Вот что нам крайне нужно соблюдать в здешней жизни. Нужно также повторять сию молитву: «Господи, даждь ми смирение, целомудрие и послушание; Господи, сподоби мя любити Тя от всея души моея и помышления и творити во всем волю Твою. О Господи! вложи мне в сердце мысль благую, Не дай скрывать в душе мысль пагубную, злую. Кто хочет миру подражать, Не может Богу угождать! Кто полюбил утехи мира, И чья душа сует полна, Тому священная царя Давида лира Противна, тягостна, скучна: Не понимает он духовных псалмопений! А вам- да будет в них источник утешений: Болезнь и скорбь минет: Явится жизнь и свет! Прошу вас бодрствуйте душею: Предайтесь Богу мыслью всею;– И вразумит вас Божий глас!.. Зачем далеко вам скитаться, Когда вас Бог призвал сюда, чтоб здесь спасаться, И все духовное сокровище при вас! Да будет ваш обет- Идти Христу во след! Святая Великомученица Екатерина, Ангел ваш, в том всегда вам поможет. Пусть кому нельзя, а вам можно, хотя на один день, уклониться от людской пустой молвы, и Богу помолиться: скажи ми, Господи, путь! Тогда сами увидите, в чем состоит ваш истинный покой. Господи Боже мой! аще и ничтоже благо сотворих пред Тобою, но даждь ми, по благодати Твоей, положити начало благое. Февраля 4-го, 1835 г. 283. Екатерине Васильевне Даниловой Радуйтесь о Господе, отыскавшем блуждающую по горам овечку свою и принесшем на Себе в стадо Свое, пасущееся на месте злачне и питающееся на воде покойне в премирных областях Священного Писания . Какое великое тамо изобилие изреченных и неизреченных наслаждений предлежит пасущемуся Христову стаду! Смотрю на присно зеленеющие луга, кипящие тысячами источников дивной премудрости и превыспреннего разума, возвещающего творческую славу в делах непостижимого Бога, и смиренно взываю ко Господу: «лице Твое просвети на раба Твоего и научи мя оправданием Твоим.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Zadons...

9-го Сентября, 1827 г. 130 К А.Т.Б. Слава Богу! Христос посреди нас. Посещая священные луга, может быть, вы припомните и то море, на котором обуреваемый корабль с учениками Спасителя был близ потопления; а Христос посреди них спал. Что тогда они сделали, пораженные ужасом и страхом? – Все они обратились к Нему, и Он услышал их: запретил буре и морю, и стало тихо! Удивились обрадованные и изумились, кто Сей, яко и море и ветры повинуются Ему?-Вы знаете кто Сей! Сей Христос Сын Божий, сошедший с небес взыскать и спасти погибшего; Он погибшего взыскал и спас; Он спасает всех, обращающихся к Нему всем сердцем, всей душой. О чем же больше думать нам? Сколько бы ни развращали нас, только обратимся всем сердцем, всей душой к Господу – и все будет нам во благо. Господь просвещение наше и Спаситель наш. Ничего не остается предпочесть сему беспредельному счастью нашему: оно существует во веки, без конца. Все совершается беспредельною любовью: вера спасает; упование не посрамит; любовь никогда не отпадает. Она в нас здесь начинается – посредством многих скорбей, на небесах совершается. Ежели ныне вам горько и прискорбно – даже до изнеможения, то вы в самые сии минуты своею мыслью перенеситесь в будущее вечное: там скорбящим утешение неизреченное; там сластолюбцам горесть вечная! Лучше здесь в горести и скорби потерпеть до смерти, чтобы по смерти наследовать покой, радость и наслаждение немерцающего света. Сентября 16-го, 1827 г. 131. К А.Т.Б. Приятны скорби, когда ими сопровождаемся к неизреченной радости, в блаженную вечность. Пагубно утешение мира сего, лишающее навеки утешения небесного!.. Нужно повиноваться слову Божию, хотя бы то и противно было сердцу: не по сердцу, но по разуму сердце пленяется в духовное созерцание спасительных вещей о спасающем Господе Иисусе Христе. Недостойный и слабый раб Егор Октября 28-го, 1827 года 133. К А.Т.Б. Тесный путь хотя скорбен, но – в вечную радость; пространный весел, но – в вечную скорбь и мучение ведет. Страх Божий и любовь к Богу – два состава, из коих состоит истинное благочестие, а основание того – истинная и живая вера, в сердце человеческом живущая.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Zadons...

А заронившаяся в сердцах искра веры в воскресение мертвых и в жизнь будущего века, и попечение об обновлении жизни-вот это новое! Приятно поздравляя вас с празднованием нового года, желаю вам облечься в нового человека и обрезанием страстей совлечься ветхого, тлеющего в похотех прелестных. Января 7-го, 1836 г. 321. К Екатерине Александровне Маркович Сорадуясь моим сердцем благонамеренному выполнению священного обета, Вашему Превосходительству желаю добрый путь. Да благословит Господь благоприятностями ваше сердце! Непотребный раб Егор. Вечер. 5-го Марта, 1825 г. 329. К Екатерине Александровне Маркович Благодарю вас, матушка, за память вашу о ничтожестве моем! Получил ваше слово и любезно порадовался о Божием Промысле. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит! Господь хощет милости, а не жертвы. Вы, матушка, живете в открытом свете, вам все открыто! а мне закрыто: сквозь глухую стену ничего не видно. – Только что одною мыслью теперь приникаю на ваше сердце. О сердце! Господь просвещение твое и Спаситель твой. Не должно бояться от убивающих тело, души же немогущих убить. Господи! воздаждь нам ра-дость спасения Твоего и духом владычним утверди нас быти непоколебимыми в правоте Твоей, храня незлобие. Храни незлобие и виждь правоту; яко есть останок человеку мирну! Это воспевает Св. Царь Давид, вдохновенный Святым Духом. Покойтесь в Господе, матушка моя о Господе! Усердствую вам истинных благоприятностей, они иногда проявляются чрез скорби в блистательнейшем виде. Господи! не лиши нас небесных Твоих благ! Непотр. раб Егор. 331. К Екатерине Александровне Маркович Слабость и немощь служат препятствием к надлежащим выполнениям должного. Простите, матушка, обязан вам благодарностью, и успехом, молчанием своим, оказать себя пред вами неблагодарным рабом. Расположение вашего сердца к истинной благоприятности Господь вознаградит по милости Своей. Императорское портреты я с большой радостью получил. – Слышал строки ваши о моих родителях: благодарение Господу, возбуждающему сердца к приятию памяти. Рабе Божией почтение. Загостились в Москве! Настанет час и останется без вас коронующихся столица!-Благоприятностей желаю вам в терпении о Господе.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Zadons...

Г... Февраля 19-го, 1828 г. 143. Марии Петровне Колычевой Господи! Страхом Твоим покрой сердце мое, да не вознесшееся отпадет от Тебе, Всещедре!... Память смертная нам приятна. Она смиряет нас и убеждает ко благоугождению пред Господом. Молимся Господу о чистоте сердца и об обновлении в нас духа, да будет нам радость спасения нашего в утверждение в любви Божией. Февраля 26-го, 1828 г. 213. Марии Петровне Колычевой Аще не Господь бы был в нас, никтоже от нас возмогл бы вражиим бранем одолети: побеждающее бо от зде возносятся. На небо очи мои возвожу к Тебе, Слове: ущедри мя да живу Тебе. Что смущени есте, и почто помышления входят в сердца ваша? Сие глаголал Господь ученикам Своим... Невольно находящим в сердце помышлениям следует противиться: в этом состоит весь подвиг истинного христианина. Господи! даждь ми мысль благую на потребление находящей злобы... Сие нужно повторять во всякое время: покрой нас, Господи, от человек некоторых и бесов, и страстей, и от всякия иныя неподобныя вещи... Ты вся веси, Господи: да будет воля Твоя с нами; яко же Ты сам хощеши, удивляя удиви на нас милость Твою, и спаси благодатию Твоею. Аминь. Господи Боже сил! услыши молитву мою: внуши Боже Иаковль. Защитниче наш, виждь, Боже, и призри на лице Христа Твоего. Яко лучше день един во дворех Твоих паче тысящ: изволих приметатися в дому Бога моего паче, неже жити ми в селениях грешничих. Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил!... Яви нам, Господи, милость Твою, и спасение Твое даждь нам... В день скорби моея воззвах к Тебе, яко услышал мя еси. Сотвори со мною знамение во благо: и да видят ненавидящии мя, и постыдятся: яко Ты, Господи, помогл ми, и утешил мя еси. Господи, воздвигни силу Твою, и прииди, во еже спасти нас... Борюсь, борюсь с страстями, Сражаюсь всякий день. Страшат меня мечтами, В ночи являют тень, Тень злобы, зверский вид, И тысячу обид Готовы вмиг нанесть, Плетя лукавством лесть; Но вера, упование, Ко Господу взывание- Прочь гонят тьмы бесов, Как подлых черных псов. Января 18-го, 1831 г. 214. Марии Петровне Колычевой

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Zadons...

30-го июля, 1830 г. 13. Марии Петровне Колычевой Внутренняя речь к святым мощам Божиих угодников, посетивших мою убогую келью: В слезах, с радостным благоговением, благодаря сердечно Господа славы, провожаю Его святых угодников, гостей моих небесных: прошу их ходатайства и предстательства, Да прольют святое свое моление ко Господу о рабе ничтожнейшем Егоре. Сердце жалостью сжимается, капли слезные превращаются в потоки. И душа тяжко, тяжко износит вздохи к засвидетельствованию внутренних чувств: сокрушилось сердце, ум, облеченный в одежду глубокого смирения, снисшел в глубину безмолвия и, опустивши крыла разумения, почтил всех святых угодников почтением истинного сознания своей ничтожности. Тело поверглось к стопам их и отдало с должным благоговением свое земное поклонение. Святые, милостиво восприветствовав благоуханием небесной любви, направили шествие свое далее. Помалу сердце начинает биться, Чтобы из глаз моих слезам пролиться. И в этом ощущении, Приятностей в лишении Дух мой томные стоны издает. Жалобно он к небесам зовет, Нежно вздыхает и поет: Вот теперь-то я печален! мою радость всю отверг, И остался безотраден время продолжать в скорбех. Беспрестанно воздыхаю, льются токи слез из глаз; Себя в перси ударяю, вознося Творцу мой глас: Ах! услышь мое стенанье, всеблагий, небесный Царь! Призри на мое страданье, укрепи бессильну тварь. Будь в бедах моих отрада, Непостижный в небесах; Ты избавь меня от ада, Бог мой, зря меня в слезах. О, унылых ободритель! Неба и земли творец! Будь мне в скорби покровитель, и заступник и отец. На тебя я уповаю, – о, Господь всесильный мой! И с надеждою взываю: защити в печали злой. Бодрствуй духом, да крепится Сердце верой к небесам, Что понести тебе случится, Все с терпением неси, Будь уверен в надежде; Кто понес крест тяжкий прежде, Тот и твой крест понесет, Он управит и спасет. Обыми ты мыслью всею Волю Божью, не свою; Согласись всем сердцем с нею Укрощать волю твою. Будь смирна, Христу подобна, И кротка, душой незлобна. Он один тебе удобен

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Zadons...

Благодарение Господу, что вы сострадаете, матушка, о сиротах. Непотребный раб Егор Января 11-го, 1827 года 250. К В.В.Г. Святитель Христов Тихон Задонской увещевает нас следующим словом: «Отовсюду видим, как нужно Христианину непрестанное тщание, воздыхание и молитва, чтобы не совратиться с пути истинного, но до конца верным пребыть. К тому пользует всегдашняя память о смерти, что она нечаянна и различным образом восхищает людей. Память о страшном суде Христовом, о муке вечной, о царстве небесном, – память о сих и верное рассуждение не попустят совратиться с пути. Поминай о сих часто и рассуждай: благополучие и неблагополучие временное минется, но то, что после смерти будет, не минется. Все здесь мирское останется, и самое тело в земле погребается; а едина душа, на оный век, отойдет и с душою добродетель или грех неотступно. Горе душе, когда с грехом отойдет! Ибо с чем отойдет, с тем и на суде Христовом явится. Поминай сие, и будешь себя очищать покаянием, слезами и воздыханием, да не явишься пред Господом Богом твоим со грехами.» Вот вам гостинец от трудов Преосвященного Тихона: примите сердечно, да споспешествуют и его молитвы о спасении нашем. 11-го Апреля, 1827 г. 298. К П. И. А. Господь зрит на сердца и мысли Он читает; и в предуведении имеющих быть благих дел, воздает и награждает иногда и за самые намерения. Ищите, прежде всего, царствия Божия, а прочее приложится вам. Слава Богу за все! Мир вам, возлюбленные сестры о Господе! С вашими сердцами говорю моим сердцем, во внимании гласу Всевидящего, чтобы избавиться от геенского огня и вечных мук. Ах! Самое воспоминание о сих бесконечных мучениях касаясь сердца, в ужас приводит мою душу! Когда осудятся непокаявшиеся грешники! Увы! – горести лютые, горе некающимся и нехотящим ныне престать от грехов своих: таковых ждет мука вечная, уготованная дьяволу и служителям его. Горе, горе наслаждающимся в похотении сердца своего и погубившим терпение! Увы! и горе не боящимся Бога, живущим по воле своей и презирающим волю Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Zadons...

Буди милость Божья с вами в изгнание обеспокоивающих наше сердце и наносящих противоположное воле Божьей, ограждайтесь именем Христовым! Покайтесь в Господе! Февраля 13-го, 1825 г. 94. К М.П. Колычевой Радуйтесь о Господе! вы меня всегда утешаете радостью сердца. Скажу вам о духе; чтобы не похулить правого, полезнее нам не судить никого. Мы не дадим ответа за то, что не судили других: а судящие подлежат и сами праведному истязанию от праведного Судии. 31-го Октября, 1826 г. 107. Марии Петровне Колычевой С нами Бог! Мысль благую – к благоугождению Тебе, во спасение наше, даждь нам просящим, Господи! Взаимным несением тяготы, в безропотном терпении, по слову святого апостола, исполняется закон Христов: итак, будем прощать друг другу всякое друг против друга погрешение, ежели и 70 крат седмерицею согрешили один пред другим. Сердечно скажем друг Другу: прости! прости! – да простит нам Господь, оставляя долги наши, видя наше смирение, согласие и единомыслие к назиданию спасения нашего, да не лишимся вечного блаженства. Мне жаль вас, что вы нездоровы и оскорбляетесь от слов N. касающихся вас самих. Что вам на это оскорбляться? Довольно вам оскорбляться и плакать, что бывает невоздержное слово или дело против Самого Господа Иисуса Христа; потому что за первую горячность чувств ради себя теряется приобретение души, а за вторую болезненную скорбь ради Христа – силен Бог покорить оскорбляющего в послушание истины – за долготерпение ваше. Мне приятно быть рабом истины и другом сердца, внемлющего Богу! Всегда искренно говорю вам: ежели мы себя не презрим и не уничижимся для претерпения находящих отовсюду неудовольствий и для отражения сопротивных помышлений, то всегда от нас будет нам тяжесть и болезнь, и не будем в приобретении искомого нами. Простите меня; вы ищете приобрести душу N. N. во спасение, – так прошу вас, спасайтесь же и сами от парительных порывов и сопротивного спасению самолюбия – и Господь укрепит ваше здоровье. Всеми силами ищите творить угодное Богу дело, и будет святой Ангел Божий, Хранитель ваш, на крещении вам данный Богом, от вас неотступен. Кротость, молчание, благоговейное трепетание сердца привлекают на себя воззрение Божие. Это нам нужно! Покойтесь в Господе! Соусердствующий вам любовью о Христе Спасителе нашем, должник «ваш, слуга недост. Е.. В пост. Февраля 27-го, 1827 года»

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Zadons...

В труде архимандрита Никодима «Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX вв.» [ 1341] повествуется о многих подвижниках из числа русских архиереев, монахов и мирян. Не о каждом из них собрано у нас достаточно достоверного материала, чтобы можно было проверить надежность сообщаемых здесь сведений. О многих достойных аскетах до нас дошли лишь неточные, часто противоречащие друг другу рассказы и воспоминания или вообще только такие известия, которые не дают возможности составить правильное представление об этих подвижниках. Поэтому в нашем обзоре мы, с одной стороны, вынуждены ограничиться лишь особенно известными подвижниками, а с другой — в некоторых случаях, при отсутствии подробных биографических сведений, довольствоваться лишь кратким упоминанием имени. Особенной известностью пользуется имя Георгия Машурина, аскета и затворника, который по христианскому смирению и чувству своего недостоинства состоять в «равноангельском чине» монаха всю свою жизнь оставался послушником. Машурин (1789–1836) был дворянин и офицер гусарского полка. В нашей книге мы не раз говорили о том, что в XVIII–XIX вв. многие меняли нарядный офицерский мундир на монашескую рясу, что люди, которые могли сделать блестящую карьеру, предпочитали стать Христовыми воинами, и Машурин был из числа этих ратников. В 1818 г. он вышел в отставку и поступил послушником в Задонский монастырь, в котором раньше подвизался св. Тихон. Через год он затворился в маленькой келье, которая отапливалась лишь зимой, в особенно сильные морозы. Под своей кельей Георгий вырыл яму, подобную пещере, и днем коленопреклоненно молился в этой пещере, ночи он проводил за чтением Священного Писания или аскетических творений, пищу вкушал не каждый день. Подвиг этот продолжался около пяти лет, потом он оставил свою пещеру и затворился в келье. Георгий был весьма почитаем в народе, многие приходили к нему за советом как к старцу. Но он крайне редко впускал посетителей в свою келью. Со многими верующими он вел переписку, давая им советы о жизни в миру. Эти письма еще до 1870 г. выдержали 5 изданий, они читались не меньше, чем письма старца Амвросия Оптинского или епископа Феофана Говорова, и особенно в кругу мирских людей. Георгий Машурин являл собой редкий пример подвижника, который формально не был монахом, но в жизни своей был больше монахом, чем многие из тех, кто принял постриг. Его затворничество продолжалось 17 лет .

http://sedmitza.ru/lib/text/436699/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010