История России это история героев и подвижников. Чаще всего русский человек прославлял свое Отечество или в воинском звании на поле брани, или в звании духовном, подвизаясь в молитвенном делании. Многих славных воинов и подвижников духовной жизни явила миру Русь-матушка. Но при сложении всех составляющих взор часто почему-то останавливается на одном удивительном человеке. При этом так и хочется воскликнуть: «Вот идеал русского человека!». Речь идет о затворнике Задонского Богородицкого монастыря Георгии. Этот великий человек вместил в себя самые лучшие явления русской жизни своего времени. «Дворянин, воин, он сложил с себя оружие вещественное, чтобы вступить в поприще брани духовной...», - так отзывается о Задонском затворнике Георгии свт. Игнатий Брянчанинов. Георгий Алексеевич Машурин (1789-1836) был родом из старинного, славящегося своими храмами и монастырями, русского города Вологды, этой столицы Северной Фиваиды. Принадлежал Георгий к небогатому дворянскому роду Машуриных. Появился он на свет уже осиротевшим, так как его отца убили разбойники незадолго до рождения Георгия. Всю тяжесть воспитания сына и дочери Надежды понесла на себе мать. Боголюбивая Анна так воспитывала сына и дочь, что у еще малых детей сердечным желанием было молитвенное общение с Господом в храме, а не игры и развлечения со сверстниками. Благодаря воспитанию матери Георгий еще с детства выделялся кротостью, молитвенностью и нищелюбием, был очень послушен. В учебе он утешал свою родительницу успехами в науках. Предназначением всякого русского дворянина было служение Отечеству своему на военном поприще. Поэтому в 18 лет юный Георгий поступает юнкером в Лубенский гусарский полк. Хотя не все в армии, в нравственном отношении, ему нравилось, но он все терпеливо сносил, добросовестно и честно исполняя свой воинский долг. Поэтому сослуживцы и уважали Георгия за его серьезность, исполнительность и готовность всегда прийти на выручку. При этом он не был человекоугодлив, избегал соблазнительных кампаний, в разгульных застольях не участвовал.

http://ruskline.ru/analitika/2014/11/20/...

О, да мирствуют сердцами все и сорадуются о Господе вседействующем, взаимною святою любовию! Вашего высокопреосвященства худейший проситель, всегда испрашивающий святых молитв ваших и благословения, недостойный, многогрешный р. весьма немощный Георгий. 12 мая 1834 года» Письмо Антонию, архиепископу Воронежскому и Задонскому Высокопреосвященнейший владыко! Десять раз солнце круг свой совершило со времени вступления вашего на Воронежскую епархию, и десять лет минуло, как вчерашний день, как минутный сон. Дел же и слов свидетель – один Бог. Вашему высокопреосвященству уже обычно прилагать труды к трудам и сносить, при помощи Божией, покуда Угодно всеисполняющему Провидению, в Нем же и вечный покой. После всех приносимых и оконченных поздравлений с праздниками Рождества Христова, Нового года и святого Богоявления Господня последнее уже поздравление вашему высокопреосвященству приносит последний и непотребный раб, прося святых молитв и благословения, повергавшийся в любовь владыки, достойный осуждения и вечной муки. Грешный Георгий. Января 8-го дня, 1836 года» (Сим письмом затворник Георгий прикровенно пишет о своей скорой кончине, которая после-довала Воронежскому Епифанию Ваше преосвященство! Милостивый отец и архипастырь! Удостойте меня вашим снисходительнейшим прощением!.. Вынужденным нахожусь по невмещению моему здешнего жития вашему преосвященству всенижайше донести: для удобнейшего душеспасения и для получения в таковом последовании к образованию себя нужным на первый раз примерных видов – не благоугодно ли будет вашему преосвященству в благоустроение о мне, по Божиему Промыс-лу и по совету благомыслящих, снабдить меня вашим архипастырским благословением в Саровскую пустыню, – по решимости моей в силу слова Божия: «ищите, и обрящете!» В ожидании милостивого благоволения!.. Вашего преосвященства – милостивого отца и архипастыря «смиренный послушник Георгий. Ноября 18-го дня 1818 года. Монастырь Задонский. Город Задонск» (Письмо написано во время нашедшего на новоначального послушника Георгия Машурина первого монашеского искуса, когда его смущало поведение лжеиноков. В Саровскую обитель, известную старчеством, желал когда-то перейти и святитель Тихон Задонский . После посещения Христа ради юродивого елецкого священника Иоанна Борисовича и затворника-иеросхимонаха Агапита Георгий остался в Задонском монастыре. См. следующее письмо). Письмо епископу Воронежскому Епифанию

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Zadons...

История России это история героев и подвижников. Чаще всего русский человек прославлял свое Отечество или в воинском звании на поле брани, или в звании духовном, подвизаясь в молитвенном делании. Многих славных воинов и подвижников духовной жизни явила миру Русь-матушка. Но при сложении всех составляющих взор часто почему-то останавливается на одном удивительном человеке. При этом так и хочется воскликнуть: «Вот идеал русского человека!». Речь идет о затворнике Задонского Богородицкого монастыря Георгии. Этот великий человек вместил в себя самые лучшие явления русской жизни своего времени. «Дворянин, воин, он сложил с себя оружие вещественное, чтобы вступить в поприще брани духовной…», - так отзывается о Задонском  затворнике Георгии свт. Игнатий Брянчанинов.    Георгий Алексеевич Машурин (1789-1836) был родом из старинного, славящегося своими храмами и монастырями, русского города Вологды, этой столицы Северной Фиваиды. Принадлежал Георгий к небогатому дворянскому роду Машуриных. Появился он  на свет уже осиротевшим, так как его отца убили разбойники незадолго до рождения  Георгия. Всю тяжесть воспитания сына и дочери Надежды понесла на себе мать. Боголюбивая Анна так воспитывала сына и дочь, что у еще малых детей сердечным желанием было молитвенное общение с Господом в храме, а не игры и развлечения со сверстниками. Благодаря воспитанию матери Георгий еще с детства выделялся  кротостью, молитвенностью и нищелюбием, был очень послушен. В учебе он утешал свою родительницу успехами в науках. Предназначением всякого русского дворянина было служение Отечеству своему на военном поприще. Поэтому в 18 лет юный Георгий поступает юнкером в Лубенский гусарский полк. Хотя не все в армии, в нравственном отношении, ему нравилось, но он все терпеливо сносил, добросовестно и честно исполняя свой воинский долг. Поэтому сослуживцы и уважали Георгия за его серьезность,  исполнительность и готовность всегда прийти на выручку. При этом он не был человекоугодлив, избегал соблазнительных кампаний, в разгульных застольях не участвовал.

http://radonezh.ru/analytics/ideal-russk...

Апостол Павел пишет: все, еже не от веры, грех есть. «Аще убо умросте со Христом от стихий мира, почто, аки живущие в мире, стязаетеся; не коснися, ниже вкуси, ниже осяжи: яже суть вся во истление употреблением, по заповедем и учением человеческим» (см. Кол 2,20 ). Не попусти, Боже, кому сии слова неправо разуметь и толковать; весьма нужно убегать кривотолков, которые с каждым днем умножаются, прельщаются сами и других прельщают. Свет Христов да озарит вас к видению и познанию сущей истины! Он же Сам, Господь наш, есть и Свет и Истина…. 139. К А.Т.Б. Очень нужно различение духов по правому разуму: есть духи, действующие на вселенную посредством человеческих душ, послушных им и соуслаждающихся с ними в превозносительном парении,– они реками льются, только не для обмовения нечистот, но для поглощения всего, что ни попадется им для унесения в бездну адскую. Нередко слова Священного Писания повторяет и дух антихристов; но пагубная его хитрость познается в лукавстве его течения – надменного. Дух не Христов искони силится возвыситься над Христом и ниспадает в преисподнюю. Глас Спасителя всегда одинаково призывает нас к учению: «научитеся», говорит Он, «от Мене» (не дерзновению, поражающему души, но кротости и смирению, упокоевающему души), «яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим..». ( Мф 11, 29 ). Так «свет во тьме светится», и «тьма Его не объят» (см. Ин 1, 3 ). Истинный Свет – Иисус Христос, Сын Божий: и тьма мира сего не может объять Его, не познает Его... «Темна вода во облацех воздушных» ( Пс 17,12 ): нет света в надмевающихся умах... Прошу усердно вас вниманием вашим приникнуть к апостолу Иакову: вещание его назидательно ко спасению и просто к уразумению... Вы много утешили меня водою от гвоздя Христова. Я только проездом был в Москве и не поискал времени ознакомиться с нею. Июня 20-го, 1828 года Читать далее Источник: Георгий Затворник Задонский. Жития, письма и записки. – Екатеринбург : Изд. Дом «Ажур», 2021. – 960 с./Письма. 66-876 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Zadons...

Несмотря на встречающиеся на военной службе препятствия, Георгий твердо и неуклонно вел церковный образ жизни: был воздержен, неукоснительно исполнял молитвенное правило, любил уединяться для духовного чтения. Глядя на такое его поведение, можно было подумать, что ему более бы приличествовало нести службу в воинстве ангельском. Таким офицером несомненно гордился бы великий русский полководец А. В. Суворов. Сам будучи набожным человеком, он и воинству своему прививал любовь к благочестию, без молитвы не начиная никакого дела. Его известный призыв к воинам своим красноречиво свидетельствует сам за себя: «Чудо-богатыри! Бог наш генерал, от Него победа!». Удивляя своих сослуживцев и командиров примером высоконравственной и чистой жизни, офицер Георгий Машурин этим только подтверждал ту истину, что военная служба, исполненная немалых опасностей, должна человека приближать к Богу, а не удалять от Него. Ни к кому смерть так не близка, как к человеку военному, тем более он должен быть всегда готовым предстать на Суд Божий с чистой совестью. Отсюда, по крайней мере, странным и нелепым видится образ военного, не боящегося блудить, пьянствовать, обижать обывателей. С идеалом православного Христолюбивого воина он не имеет ничего общего. Своим примером Георгий учил, что исполненная различных злоключений суровая жизнь воина должна того побуждать жить по совести, чище и нравственнее даже обычного христианина, живущего в миру. Промысл Божий ведет Георгия через важные страницы русской истории. Неся службу уже в Казанском драгунском полку, он участвует в Отечественной войне против наполеоновских завоевателей, в заграничных походах. За время военной службы он не однократно сталкивался со смертельной опасностью. Вот его собственные впечатления от перенесенных им скорбей в военных походах: «Меня и на реках смерть алчная искала, и в море ад мне отверзала...В степи с людьми я замерзал...мороз и вихрь меня терзал». Но Господь всегда спасал Свой избранный сосуд от гибели. Георгий, ощущая всегдашнее о себе спасительное Промышление Божие, все больше укреплялся мыслью послужить Царю Небесному службой усердной и благодарной.

http://ruskline.ru/analitika/2014/11/20/...

Духовная миссия начала свою работу с Канинской тундры и в течение 1825 - нач. 1826 г. обратила в христ. веру 420 канинских самоедов. Весной 1826 г. миссия получила 1-ю передвижную церковь, хорошо оснащенную иконами, колоколами, что особенно привлекало кочевников, миссионеры работали в Большеземельской тундре, население к-рой почти не знало рус. языка. Всего за 5 лет работы миссией были обращены в христианство и приняли крещение 3303 чел., некрещеных осталось ок. 680 чел. 11 янв. 1823 г. Н. возглавил отпевание А. Ф. Клокачёва, вице-адмирала, ген.-губернатора Архангельской, Вологодской и Олонецкой губерний. Проповедь, сказанную при отпевании, впосл. цитировал подвижник Георгий Затворник (Машурин) в письме от 30 мая 1825 г. к «Е. Я. Т.»: «Биения сердца нашего вещают нам о мгновениях жизни нашей; а когда вслушаемся в них, слышим и голос смерти нашей. Самый жизненный сон, необходимый, впрочем, для жизни, ничто иное есть, как не повременное некоторое повторение смерти...» ( Задонский затворник Георгий. «Передаю вам слово души моей»: Письма. М., 2014. С. 290). Н. обладал даром слова, послушать его проповеди приходило множество людей. Современники называли его Северным Златоустом. В 1825 г. Н. инициировал создание в Архангельске 1-го памятника М. В. Ломоносову . Прежде всего епископ обратился к архангельскому генерал-губернатору и командиру порта адмиралу С. И. Миницкому, к-рый поддержал его идею. За неск. дней по предварительной подписке среди знакомых было собрано более 2 тыс. р. пожертвований. Эта сумма положила начало капиталу, необходимому для сооружения памятника. Но, зная, что это «предприятие» потребует несравненно больших расходов, Н. предложил Миницкому открыть подписку по всей России. Требовалось разрешение имп. Александра I, поэтому генерал-губернатор ходатайствовал перед министром народного просвещения А. С. Шишковым о представлении этого вопроса на усмотрение монарха. Ходатайство он мотивировал тем, что жители Архангельска, сохранившие уважение к памяти «единоземца их покойного», изъявили желание воздвигнуть памятник «сему незабвенному в летописях отечественной словесности мужу». Высочайшее соизволение на ходатайство последовало в марте 1825 г. Тогда же Имп. АН назначила выдать из собственных средств на издержки по сооружению памятника 1 тыс. р. 25 июня 1832 г., уже после кончины Н., памятник Ломоносову работы скульптора И. П. Мартоса был торжественно открыт в Архангельске.

http://pravenc.ru/text/2564988.html

Божиею милостью о Христе брат твой Георгий Июля 6-го, 1828 года 273. Екатерине Васильевне Даниловой Мысль благая есть дар Божий, вами приемлемый от Господа на просвещение вашей души, жаждущей освободиться от мрачных уз и пагубного злострадания, и может быть часто повергаемой в грусть, или в уныние. Вы пишете: готовлюсь к Святой Тайне вечери Христовой: вот это мысль благая, свыше положенная в сердце ваше!-Сам Господь наш Иисус Христос да очистит храм ваш душевный исповеданием и покаянием, и да освятит и преисполнит всю душу вашу истинною верою и невещественною радостью в надежде несомнительного наследования небесных благ, даруемых Его милостью и неизреченными щедротами!... Вы часто повторяете молитвы Златоустовы: Господи не лиши мене небесных Твоих благ, -и прочие, всего 24. На сие повторю вам обетование, данное самим Господом: просите и дастся вам... Теперь, покуда говеете, полезно будет повторять каждый вечер молитвы ко святому причащению, а по святом причащении каждое утро повторять молитвы благодарные... Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою... Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отверзи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от Мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего, и духом Владычним утверди мя. Господи, сподоби мя любити Тя от всея души моея и помышления, и творити во всем волю Твою. Спасайтесь о Господе! Искренно соусердствующий спасению вашему о имени Христове, многогрешный раб Георгий. 27-го Ноября, 1834 г. 239. К В.В.Г. Простою мыслью сердца обращаюсь к сердцу, исполненному благости Божией: все тронулось благодатию! Вот слезы радости, слезы благодарности, слезы сладости. О сладчайшего радования в Тебе! Иже во мне снисходительно пребываеши пречистым Телом и животворящею Кровию Твоею, Иисусе Христе, Сыне Божий, обновление мое и жизнь вечная! Слава Тебе Боже! Слава Тебе Боже! Слава Тебе Боже! Отверзаяй уста моя на славословие, положи хранение устом моим, да не празднословлю: да сохраню бездонный дар Твой в безмолвном сердце. Укрепи мя, Господи!

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Zadons...

10 марта 1825 года 86. К графине Ивановне Жадовской Буди имя Господне благословенно! Благодаря вас за усердие и преданность во Христе Иисусе и чувствуя самого себя, погружаюсь в ничтожество; едва могу повторять с Давидом святым исповедуемое им слово: «из глубины воззвах к Тебе, Господи, услыши глас мой» ( Пс 129, 1 ); «изведи из темницы душу мою, исповедатися имени Твоему» ( Пс 141, 7 ). «Как елень желает на источники водныя, так желает душа моя к Тебе, Боже!» ( Пс 41,1 ). Святой апостол Павел, бедствуя и претерпевая, изъявляет причину сего крайнего состояния: да возвеличится Христос в сердцах наших; ибо покоящиеся в удовольствиях и услаждающиеся выполнением своих земных желаний могут ли быть членами главы, увенчанной тернием? Последовать Иисусу Христу – значит не жить более по своим желаниям, но жить по слову Божию и делать то, чему научает Иисус Христос и Его просвещенные последователи, свыше рожденные нашествием Святого Духа!.. «Мнящийся разум имети пребывает хуже невежды», – говорит святой Максим: «ибо мнение не допускает быть мнимому. Из книги Соломоновой видно, что начало премудрости есть страх Божий» (см. Притч 1,7 ). В песнях Соломонова отца написано: «бойтеся Господа вси святии Его, яко несть лишения боящимся Его» ( Пс 33,10 ). Следственно, мудрствующие о любви к Богу, но не имевшие в себе страха Божия кажутся быть опасными сами для себя. Кто говорит: знаю, как должно, по одной наслышке, тот прельстился. Простите меня! Я не знаю, что себе обещают те, кои не ищут прежде всего Царствия Божия. О, душа, дыши тою жизнью, которая есть твой путь и истина, радость и веселье вечное... Слава Богу о всем! Особам, помнящим меня и удостаивающим своего снисхождения, да будет Божие благословение, – якоже весть Сам Всеведущий напечатлеватися в сердцах любящих Его. Непотребный раб Егор. 6 октября 1822 года 95. Глафире Петровне Глафира Петровна! «Когда ты за Христа страдала, Тогда душа твоя сияла Простотою и смирением И спасительным терпением». Ныне же любопытствуешь: – Что значит затворник?

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Zadons...

«Живой мертвец», в келье, как в гробе, погребенный, для оплакивания грехов своих – до самой смерти. – А что значит уединенный? «Внимающий самому себе и угождающий единому Богу!» – Но что значит безмолвный? «Удаляющийся от молвы, суетных дел и всякого празднословия». Относительно же самого меня: я грешный и непотребный раб, живу единственно здесь Божиею милостью под кровом Матери Божией, всегда больной и слабый, испрашивающий у истинных христиан святых молитв о моем недостоинстве. Прошу вас, молитесь о мне ради заповеди Господа и Бога нашего Иисуса Христа. О сем с любовью просит грешнейший всех, недостойный Георгий «Иисус Христос всех спасает! Блажен, кто сам себе внимает И слово Божие хранит: Тот сам себя лишь осуждает, Со всеми мирно говорит..». 22 октября 1831 года. 96. Глафире Петровне Господь затворников хранит, Пусть кто хочет об них мнит, Винит, судит, рассуждает. Спасется ж, кто себе внимает. Блажен, кто Богу угождает! Благо вам, когда и среди мира угождаете Господу. Вам угодно было спросить меня, не грех ли в церкви смотреть по сторонам на людей? А не грех ли и разговаривать – этого не спросили; видно, вы еще это соблюдаете. Вы сами знаете, для чего собираются в церковь истинные христиане: единственно для того, чтобы усердно слушать, что читают и что поют, и прилежно внимать слову Божию, чтобы разуметь силу таинственного смотрения и единственно молиться о спасении своем и ближнего; знаете и то, что святые иконы, поставленные в храме Божием, суть живое напоминание об изображенных на них лицах, прославленных Самим Богом, молитвами которых умилостивляется Его праведный гнев на нас грешных, когда молимся ко Господу и воспоминаем имена святых угодников Божиих, да умилостивится Господь вспомоществующими нам их молитвами. Теперь видите, для чего истинные христиане со-бираются в церковь , в страхе и благоговении предстояще Самому присутствующему Гос-поду Иисусу Христу. Смотреть же по сторонам на людей и рассеиваться мыслями на предметы соблазнительные противно благочестию истинных христиан; это дело диавольское уклонять душу от божественного внимания в посторонние вещи. Истинные христиане, любящие Бога, не нарушают благочестия и не соизволяют внушениям лукавого духа; хотя он и нападает на них со своими мечтаниями злыми, однако не внимают тому непрестанно молящиеся Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Zadons...

За сим именем Иисуса Христа прошу вашего высокопреподобия молитв об укреплении меня во святой воле Божией, да премилосердый и всемогущий Бог очистит меня скверного, простит грехи и недостойного удостоит всегда, неизменяемо и вечно быти храмом Божиим! Простите! Недостоин более именоватися, как мерзкий Георгий. Августа 10-го дня, 1820 года 18. Письмо отцу архимандриту Иларию, в Москву Есть и нет; вижу и не вижу; говорю, и молчу, и слышу. Аще что говорите, «вся в славу Божию творите». Какое близкое внутреннему слову – внешнее средство – нам дано перо это, которым пишу от сердца исходящее слово и передаю другому искренность свою, – и никакое расстояние дальности места не препятствует быть по сердцу близкому разговору о добрых делах и благих рассуждениях, как бы то все по возможности управить к лучшему и начатым делам, Божиею милостию, совершить благой конец. На это нужна премудрость! «Начало ж премудрости страх Господень» ( Притч 1,7 ). «Бойтеся Господа, вси святии Его» ( Пс 33,10 ). Еще объявлено: Премудрость же Божия не пребывает в телеси, повинном греху, – вот и открылась война самих с собою. Тут нужно оружие такое, которым бы, вооружившись, можно было освободиться от телесного повиновения греху, а грех есть беззаконие, – следовательно, нужны законные средства, как утвержденная крепость, противу воюющих на душу страстей. При употреблении таких средств, в телеси, уже повинном правому духу, пребывает Премудрость Божия, наставляющая и вразумляющая на всякое благое дело; она становит послушающего ее выше всяких козней диавольских, и ходящий с нею посреди сетей многих уже избавляется от уловления оными, смиренномудро руководствуемый благодатию от земных к небесным. Велик же и труд предлежит вашему высокопреподобию в занятиях, относящихся к славе Божией; но у вас и ночь, как день, совершается просвещением, лишь бы только достигнуть в благий конец трудов своих и тогда явиться ко Господу, всех труждающихся и обремененных имеющему успокоить вечно, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная. А ныне, покудова здесь, чрез святого пророка царя Давида Дух Святой непрестанно увещевает: «работайте Господеви в веселии» ( Пс 99, 2 ), чтобы не напало уныние и не помрачилось сердце, взыскующее Господа; «работайте Господеви в веселии». Самая память Божия есть уже сердцу веселием. «Помянух Бога, и возвеселихся» – так объявляет о себе псалмопевец ( Пс 76,4 ); а у вас уже давно затвержено на памяти вашей, что «любящим Бога вся поспешествуют во благое» ( Рим 8,28 ) – и сладкое, и горькое, и нет того, что бы не поспешествовало во благое любящим более всего Бога!

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Zadons...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010