Мужья своим женам должны оказывать любовь, верность, ласковость и кротость. Жены своим мужьям обязаны почтением, любовью, верностью и разделением с ними трудов и попечений о доме, или семействе. Следственно невыполнение помянутыми лицами взаимных друг ко другу обязанностей, или выполнение небрежное, есть грех. 6-я заповедь Она требует не вредить ближнему никак, ничем его не обижать и искренно его любить. Грехи против оной суть: нелюбовь и нерасположение к ближнему, желание ему всякого несчастья и смерти, доводить его до смерти медленно, или скоро, отрава, побои, раны, ненависть, вражда, злоба, мщение, поединок, ревность, подозрение, безрассудные суждения, презрение, верование ложным слухам, обидным для чести другого, насмешки, клеветы, лесть и ласкательство, ругательство и брань, подавание случая ко греху, соблазны, худой пример, опущение удобного случая к исправления, открытие чужих тайн, ссоры, драки, пьянство, самоубийство и все то, что к нему приводит. 7-я заповедь Она требует хранения верности в супружестве, и целомудрия и чистоты тела и души в безженстве и во вдовстве. Грехи против оной суть: нечистые мысли, желания, прикосновения, действия, занятие мыслей любострастными предметами, нескромные взоры, обнаженная грудь в женском поле, нескромность в наряде, слова двусмысленные, бесчестные, шуточные, неблагопристойные песни и арии, романические книги, комедии, оперы, чтение любовных писем, картины и эстампы, изображающее нагих или в неблагопристойном виде, маски и непристойные наряды, пляски, зрелища, игры, любовь к удовольствиям, веселостям и забавам, роскошь, жизнь праздная, чувственная, изнеженная. 8-я заповедь Она требует соблюдения выгод ближнего без всякого ущерба, или вреда. Грехи против оной суть: хищение, присвоение чужой вещи хитрым и тонким образом, лихоимство, игры, неотдача долга, или заклада, неправедная тяжба, ссора, обида, притеснение, обман, ущерб, непомерная цена товаров, фальшивый вес и мера, неправосудие в судопроизводстве, непомерное отягощение работою, принуждение, насилие, коварство и хитрые уловки, клонящиеся ко вреду ближнего, делание фальшивой монеты – словом, все то, что сколько-нибудь умаляет имущество, или вредит чести и доброй славе ближнего.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Zadons...

В славу Божию желающим благоугождать пред Богом, я побудился для общей пользы сообщить следующее (продолжение Исповедания блаж. Августина): Воля человеческая без благодати Божеской недействительна к творению добрых дел. Как уже исповедался я пред тобою, похвала жизни моей, Господи Боже мой, сила спасения моего! Возуповал я некогда на силу мою, которая, однако, не была сила. И когда так располагался тещи, где мнил тверже стоять, там более падал; и обращался паче вспять, а не вдаль простирался, и что уповал получить, то более от меня удалялось. И чем более я надеялся на собственную мою силу, тем менее мог всегда. Ибо я говаривал: сие сделаю; то сотворю; но ни сего, ни того не было. Было хотение, да не было способности. Была способность, да не было хотения: понеже я на мои уповал силы. Ныне же исповемся тебе, Господи Боже мой, Отче неба и земли! – Зане не укрепится муж силою своею, чтоб могло похвалиться пред тобою безумное превозношение всякой плоти. Ниже от человека зависит хотеть, что может, или мощи, что хочет, или разуметь, что хочет и может: но паче от Тебя стопы человеческие управляются, тех, говорю, человеков, которые исповедуют, что они не сами собою, но тобою управляемы бывают. Посему молим утробу милосердия твоего, благоволи, Господи, спасти создание твое. О Боже! временных, иль вечных блат ищу, Всё будь, как хочешь Ты, не так, как я хочу. Премудрый в мире сем желает одного; Безумный – всех вещей: что ж сыщет?… ничего! 6. О любви и радости от Бога и от мира и греха Радость греховная есть любовь греха: а радость суетная есть любовь временных вещей. Извергни убо вон, еже есть зло, да поняти возможеши, еже есть добро. Излей горесть, да возможеши наполнится сладости; Дух Святый есть радость и любовь. Отрини от себе духа диавола и мира сего, да восприимеши Духа Божия. Дух диавола делает радость греховную: а дух мира сего радость суетствия. Сии-то суть радости злые: едина бо имеет вину; а другая случай вины. Но придет Дух Божественный, когда извержены будут духи злые, и внидет веселее сердечное, и сотворит радость благую, юже вон изгоняет любовь мира сего и любовь греха. Любовь мира уловляет и прельщает, а любовь греха оскверняет и ко смерти приводит. Любовь Божия ум просвещает, совесть очищает, душу увеселяет и к Богу путь показывает.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Zadons...

Еще объявляла она мне, что отходит от жизни сей, меня же совершенно поручает по-кровительству Богоматери и убеждала, чтобы я усердно молился моей Владычице, пока Гос-подь продлит жизнь мою. В заключение писала она, что еще благословляет меня и прощается со мной до свидания в вечной жизни. Сии слова ее души проникли все мои чувства; сердце сокрушилось во мне и слезы пролились ручьями!!! Во блаженном успении подаждь, Господи, вечный покой усопшим рабам Твоим, родителям моим: убиенному Алексею, и преставльшейся Анне, и сестре моей девице Надежде и сотвори им вечную память! Теперь не имею более слов отвечать на занимающее вас любопытство... Простите. Святой невидимый Ангел Божий да внушает вам мысль благу – проходим мимо вре-менных в блаженство вечное. Мая 10-го, 1835 года 306. Екатерине Васильевне Даниловой Если мы что помышляем и делаем ради Бога и в славу Божию, то сие не вводит нас в уныние, но исполняет неизреченною радостью, все сердце обвеселяющею и все чувства сладко погружающею в тишину премирную, даруемую снисходительным Промыслом Все-вышнего в упокоение изнемогающим. Если более всего любим Бога и ближнего любим, как себя, то вместе с сим и самих себя любим истинною, чистою и богоугодною любовью, и лю-бовь Божия пребывает в нас. То ли значит истинная любовь к самому себе, что я люблю только себя? Нет! Это прелесть, это ложь, это гордость, это не любовь, а заблуждение чувств и тьма душевная. Истинная любовь есть свет души: в ней мне виден ближний мой; я люблю его, как себя, и это самое свидетельствует, что я поистине в моем ближнем люблю самого себя. Таким образом, единодушно, посредством взаимно-искренней любви, мы обретаемся в любви Божией, как во свете всеобъемлющем. Все душевные беды бывают от произвольного нашего уклонения от любви Божией. Ни место, ни народ, ни случаи, ни дни,– Тому, что страждем мы, виною мы одни – и потому во всякой скорби будем сознавать виновными только самих себя; смирим себя и с повинной головой, с искренним покаянием, обратимся к Господу – и Он обновит дух наш Своею милостиво объемлющею нас любовью. Он предал Себя нам в пищу и питие: вот что делает любовь!..

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Zadons...

Да ничтоже мя отторгнет, да ничтоже мя отлучит от Божественной Твоей любви, о Боже мой! Да ничто же возбранит, да ничто же пресечет, ни огнь, ни меч, ни глад, ни гонение, ни настоящее, ни будущее: точию едино сие да пребудет в душе моей выну; ничто же ино да возжелаю в веце сем, Господи; но день и нощь да взыщу Тебе Господа моего, и да обрет вечное сокровище и богатство, всех благ сподоблюся. Жажда любви утоляется любовью, и той же вновь приятно жаждет. Покойтесь в Господе. Июля дня, 1829 г. 185. Марии Петровне Колычевой Будем прилежно внимать Священному Писанию : оно нас будет руководствовать в вечности, где радость без конца, покой без возмущения; там всё тихо и безопасно, там все мирствуют, все благоговеют и наслаждаются неизреченно. Здесь же очень нужно, как Свя-щенное Писание убеждает, всяким хранением блюсти свое сердце. Я не имею слов к выражению превышающей все выражения любви. Сие чувствование несказанно, в одно мгновение при прикосновении к сердцу всего восхищает человека! Скорби в радость, горесть в сладость так пременяются, как бы их и не было. Сия сладчайшая любовь, премирными объятиями объемля нас, совершенно животворит и внушает нам о небесных, да будем всегда свободны от земных. Я весь покрываюсь любовью и молю Заповедавшего любить друг друга, да утвердит нас крепко в Его Божественной любви, еюже возлюби нас и пострада за нас смерть крестную, да и мы чрез оную воскреснем в жизнь вечную и пребудем в любви Его, радуяся без конца о Господе. Сентября 15-го, 1829 года 200. Марии Петровне Колычевой Читавши многие душеспасительные книги, приятно вам скажу, что особенно из оных вычитал: ничто временное стоять не может, и что бы ни было, побеждается и уничтожается всякая злоба, всякая хитрость и всякое коварство; даже побеждается и самая смерть мучительная, а чем побеждается, – это вы уже знаете, нечего и сказывать.-Однако для себя запишу, что сим все побеждается: ! В сем кресте есть сила смирения, терпения и любви. Вы знаете, кому не приятно терпеть временные скорби, и кому они несносны: – тому, кто не верует, что оными все благочестивые сопровождаются в царствие Божие. – И самая горесть пременяется в сладость, когда сердце и мысль поглощаются словом Божиим и упояваются неизъяснимою любовью

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Zadons...

Мне очень приятно сообщать приемлющему сердцу вашему все полезное к нашему сопутствованию в блаженство вечное. Любите труды, любите скорби и горести, любите любезно переносить все ради Христа, возлюбившего нас до смерти крестной. Что значат слова мои о вашей молитве, с удовольствием объясню вам: они означают бесчисленную молитву тайную, втайне сердца глубоко кроящуюся, которую един Бог может видеть. Храните ж сие и никому не сказывайте, что вы молитесь: скройте быстрый взор ваш и скорость удержите скромностью тихого и молчаливого духа; смотрите телесными глазами в землю, а умом на небо. Сие любовью пишу вам. 18-го января 1827 г. 242. К В.В.Г. Господь просвещение мое и Спаситель мой: сделана была такая надпись у меня в книге, и я, вразумляясь верою, крепко был защищаем от нападающих на меня мысленных страхований в первый год моего уединения. Приятно сообщаю вам (из Псалмов): Лучше день един во дворех Твоих, Господи, паче тысящ: изволих приметатися в дому Бога моего паче неже жити ми в селениих грешничих. Блажени живущие в дому Твоем, во веки веков восхвалят Тя. Помянух Бога, и возвеселихся. Приятно будет вам, когда будете презирать мирские веселости и утешения суетные. Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил: желает и скончавается душа моя во дворы Господни. Хваля призову Господа, и от враг моих спасуся. Обышедше обыдоше мя, и именем Господним противляхся им. Я пишу о невидимых находящих врагах, когда угодно Господу, любя нас, попустить им действовать на испытание души нашей. Прочитайте жития Антония Великого , Макария Вели-кого: там о видимых и невидимых врагах увидите описание. Февраля 1-го, 1827г. 247. К В.В.Г. Храните дар Царя Небесного, Царя славы неизреченной, Господа сил: храните сие сокровище в душе вашей, в сердце вашем, в чувствах ваших. Ему Небесные Силы со страхом невидимо служат, и мы в Нем верою ходим, а не видением. Будет то, что увидим Его лицом к лицу. Блюдите только все заповеди Его. Сам Господь свидетельствует нам сими словами: «иже бо аще сотворит волю Отца моего, Иже есть на небесех, той брат Мой и сестра, и мати Ми есть» ( Мф 12, 49 ). Видите, что сближает нас с Господом: делание заповедей Божиих.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Zadons...

Лк 10,27 ; Мф 19:19, 22:39 ), или чего себе желаешь, то и другому твори. Господь мне дал, как о себе, пожалеть о вас, что вы более по-лагаете надежду свою на временное и видимое, хотя и знаете, что это все тленное и прилепляющуюся к оному душу лишает веры и упования на единого Бога. Понимаю ваши обстоятельства, которыми, под предлогом добра, удерживается ваше мнение и не простирается сердце в надежду благую, а благая надежда приемлется несомнительною верою. Имейте, имейте все вещи для нужного пребывания во временной жизни вашей и ближних; но так имейте, как бы вы ничего не имели. Будет ответ как за употребление, так и за удержание оных. Кому много дано, с того много и взыщется. Употребляйте во славу Божию; что даете нищему ради Христа, то Сам Христос приемлет. Богатый обнищал, чтобы представляться вам в лице нищего, и за вашу милостыню Господь обогатит вас Своею милостью и сделает вашим и моим наследством Царствие Божие без конца. 168. К М. А. Г. Милостивая Государыня! Намерение, помышление и желание сердца вашего всегда явно пред Господом; помните, что Господь глаголет: не любите мира, ни того, что в мире; весь мир во зле лежит. Любовь мира сего вражда на Бога: друг же мира враг Божий, врагу же Божьему уготована геенна огненная на бесконечное мучение. Какая же верующая душа не содрогнется от ужаса и страха будущего суда?.. Вообразите: Херувимы и Серафимы со страхом и трепетом предстоят славе Божьей... Снисхождение же Господне милостью и любовью к прельстившемуся человеческому роду непрестанно взывает: прейдите ко мне все труждающиеся и обремененные, и я упокою вас. Идти же к Господу, значит всем сердцем слушать и соблюдать слово Его, и жить по воле Его, которая чрез Священное Писание ясно открыта и явлена всему миру, или проповедана всей твари, и совершенно не может ничто воспрепятствовать спастись. Любящим Господа довольно разумно правильно понимающим, что кто любит более всего, к тому и стремится, того и ищет: кто любит покоиться и утешаться в наслаждение мира, тот мира ищет и все, что есть в мире забавного и приятного для чувств, все то любит.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Zadons...

Как ни продолжительно было прошедшее время, но оно так кратко, что не стоит и одной минуты. Скажу вам поистине: ведь ничего нет нашего на земле. Что ни возьми, что ни присвой, – не успокоишь разум твой. Вот сегодня мы здесь, а завтра Бог весть! «Один поемлется, а другой оставляется» ( Мф 24, 40 ). Мне очень приятно повторять вам то, что сами знаете; давно вы знаете, что ищущим прежде всего Царствия Божия прочее, по воле Господней, прилагается само. Ясное и известное слово толковать – значит помрачать оное и наводить ложную мнительность с бесчисленными предрассудками. Но кто не верит слову Божию, тот не только лишается покоя, но и осуждается с неверными в непроницаемую тьму мучений вечных! Увы! увы! и горе тамо – без конца! Теперь наша воля размышлять, предпринимать, желать и делать; но когда кончится жизнь временная, тогда суд и воздаяние каждому по его поступкам, по его делам... Пусть делают, что кому угодно: только нужно удостовериться, что никак нельзя купно и Богу угождать, и миру подражать, лежащему во зле. Зачем терять время на подражание превратностям мира? О время, время! потеряв тебя, уже ничем искупить не можно! ты невидимо погружаешься в бездну неисповедимых судеб и не возвращаешься... Ищите, где те минуты, в которые мы единодушно предавались в глубокой тишине размышлению о будущей вечной жизни, где одна лишь радость и неизреченное веселье, где ничего нет сопротивного? О! когда мы освободимся от здешних мрачных обстоятельств, в коих действуют зависть и коварство и только умножаются грехи и свирепость злобы? Видите, как истинно свидетельствует Божие слово, что «весь мир во зле лежит» ( 1Ин 5, 19 ). Оно так и есть. От настоящей в будущую жизнь верным спутником и искренним другом души каждому дана благая совесть. Она убеждает молиться и просить: Господи, даждь ми мысль благую. Святой мирный Ангел Хранитель ваш да утешит ваше сердце надеждою будущих благ за многие ваши скорби! 7 октября 1834 года 263. Марии Петровне Колычевой Никак не может это вместимо быть сердцу, возлюбившему Господа своего от всея души и помышления, – и чтобы не любить сохранять заповеди Его, и чтобы произвольно уклоняться от памятования Божией любви на любовь пристрастную, плоти угодную, кипящую смертоносными сластями мира сего.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Zadons...

Благодарящий за ваше приветствие непотребный раб Егор 15 ноября 1829 года 337. К Софье Васильевне Сумароковой Почтеннейшая о Господе Софья Васильевна! Пусть богатства текут реками: Но и вселенная пред нами Без любви совсем ничто. Любить Бога более всего – Нужно всей душой искать Его. Прочитайте житие святой мученицы Агнии. А старец отец Серафим преставился, по воле Господней, – вечная память! «Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят» ( Мф 5, 8 ). Благодарю вас за сознательность вашу: прилежное и внимательное чтение житий святых воспользует вашу душу свыше всех наук земного мудрования. Это очень достоверно: кто ищет прежде всего Царствия Божия, тому прочее са-мо приложится. За все благодарение Господу, спасшему вас от внезапной смерти. Искренно доброжелательствующий вам о Господе, непотр. раб Егор Января 27-го, 1833 года 14. К А.П.Р. Полное приятности письмо ваше о посещении почтеннейшего старца Илариона я читал с удовольствием. Слава Богу, что есть такие люди, которые могут радовать и пользовать душевно! Я радовался вашей внезапной решимости, как скоро вы к нему выехали. Меня очень утешает всякое влечение к премирной вечности. Мне иногда бывает очень скучно – и некая приятная жалость объемлет сердце мое, что не скоро могу дождаться смерти моей. Лишение небесных всерадостных красот кажется тяжелее и жестче всякого томления в мире сем. Припоминаю себе, к утешению вашему: я был страстный охотник до трагических представлений. Но когда восхитилось сердце или ум в созерцание истинной жизни и бесконечного пребывания, тогда все зрелища, все веселости и действующие в суете лица столько сделались омерзительны, что с великим себя принуждением удерживался до окончания действия. Так! Сей мир – темница, и мы блуждаем в лабиринте пагубных прелестей! Ах, как много ты обольщалась, душа моя, не внимая нимало себе и не помышляя, что чужда тебе страна сия. О заблудшая! ведь не здесь твое отечество! Почто тление и суетность предпочитаешь ты вечному свету? Почто услаждаешься временной жизнью, нерадя о бесконечной? Так я тогда говорил сам в себе; однако чрез несколько времени я мог забыть сие откровение, вновь обольщенный прелестью мира. Наконец уже, несколько раз постигаемый внезапными и ужасными приключениями, был приведен в решимость оставить вольность мира,– и вот ныне остановлен на сей точке, с которой вам теперь пишу.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Zadons...

Там-то наше истинное отечество, истинное наследство! О, возлюбленная сестра моя о Господе! потерпим здесь, что бы ни приключилось; все это, как одна минута, кончится, и мы, по милости Господа, вечно будем благополучны. Божией милостью вы всегда свободны, – и видеть и слышать приятное сердцу вашему, когда пожелаете... Спасение наше зиждется о Господе! Сентября 13-го, 1835 г. 204. К А.Ф.А. Человек смотрит на лицо, а Бог на сердце. Все бывающие с нами оскорбления попущаются для очищения души в благом терпении. Все терпеть безропотно и не смущаться душой, хотя бы укоризны и поносительные слова сыпались, как горох из развязанного мешка,– вот наша обязанность! Уединение келейное есть разжженная печь, искушающая душу в истинной вере и в постоянном терпении. Могий вместити да вместит! 23 сентября 1828 года 211. К А.Ф.А. Себе угождать не может душа, преданная Христу: угождающая же Господу своему удостаивается неизреченного утешения внутри сердца своего, и находящие скорби, ради благоговения к имени Христову, в тишайшем безмолвии радостно приемлет, как некое услаждение, несравненное со сладостями сего мира. Потерпите прежде единственно в душеспасительных ваших занятиях и тогда познаете, что вам советует о взыскании всем сердцем Господа непотребный раб Е. Августа 10-го, 1880 г. 214. К А.Ф.А. Победа над собой – славнее всех побед!– Но где бы ни был ты, – не скроешься от бед... Вы уверены в том, что всякие скорби побеждаются терпением и что кротостью и смирением душа приобретает мирный покой и уподобляется Господу своему, научается от Него день и ночь... Сентября 6-го, 1831 г. 216. К А.Ф.А. Одною неподобающею мыслию можно потерять столетний труд спасения. Как нужно быть всегда в страхе Божием и блюсти опасно сердце! Чрез временные скорби Господь показал нам путь в вечную радость... На Страшном Суде не спросят о нотном пении и нежных голосах, но потребуют отчета за поведение и житие: «так ли жили, как повелел Господь? «Благословен еси Господи: научи мя оправданием Твоим» ( Пс 118,12 )! Вот об этом должно быть все наше усердие и попечение, чтобы всегда угодно делать Господу, точно так, как Он научает.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Zadons...

Мая 1-го, 1827 года 292. К В.В.Г. Возлюбленной сестре моей о Господе смирение и терпение даруй, Господи! Не оскорбляетесь ли вы за болезненный выговор матушки игумении? Она жалеет о вас, любит вас и не хочет отпустить от себя, чтобы в мирском доме, куда вы намереваетесь перейти, не было вам хуже. Также и другие рассуждают, что очень опасно по изволению сердца своего оставлять ограду, огражденную Господом, и мыслить об удобстве спастися вне оной, среди людей вольномыслящих и пребывающих в бесстрашии. Ах! нужно, нужно нам следовать смиренно советам, утверждающим благую мысль... Вы счастливы в вашей обители. Матушка казначея любит вас; ей больно лишиться вашего краткого сопребывания с ней; кто прочтет ей жития святых столь близко сердцу, как вы? Сестры же, о Господе любящие вас, заплачут горько, лишаясь приятного свидания с вами. Они теперь имеют в вас своего искреннего друга и ближайшую о Господе сестру. Слезы их прольются пред Царицею Небесной, пред иконою ее, нарицаемою «Знамением», получат знамение милости, что Матерь Божия для них не пустит вас жить в другом месте. Нет! видно, еще нужно вам гостить в Ельце. Погостите! 22 ноября 1829 года 347. К П.И.А. Посмотрите, как огонь в лампаде пред святой иконой тихо, мирно светит: так и в сердце Слово Божие просвещает душу. Да возлюбишь Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею мыслию твоею более всего! Да возлюбишь и ближнего твоего как себя: в сих двух заповедях заключается все наше житие и вечное спасение. Молимся Господу! Господи, научи нас творити волю Твою. Господи, вразуми нас благоугождати пред Тобою. Господи просвети нас словом Твоим. Буди, Господи, милость Твоя на нас: благодатью Твоею и человеколюбием спаси нас, избави от всякой неприязни. Матерь Божия да сохранит вас под кровом Своим, – под Ее же покровительством и я, недостойнейший, пребываю все дни жития моего. Июня 2-го 1833 г. без номера. К Татьяне Григорьевне Викулиной Милостивая матушка Татьяна Григорьевна! Я причиною предъявления мысли вам, которою был побужден во внутренности серд-ца моего и не мог скрыться от вас, чтобы не предложить вам с моей просьбой о лучшем последовании, нимало не налагая бремени, противного вашему изволению и силам, но по воле Благопромыслителя Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Zadons...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010