— Кто будет принимать участие в Соборе и как будут выбираться делегаты? — Вопрос о представительстве Православных Церквей обсуждался на прошедшей 5-9 марта в Стамбуле встрече Предстоятелей. Было принято решение, что каждая Поместная Церковь будет представлена ее Предстоятелем и не более чем 24 архиереями. Те Церкви, где нет такого числа епископов, будут представлены полным составом своих архиереев во главе с Предстоятелем. Вопрос о порядке делегирования представителей Поместных Церквей будет решаться каждой из них самостоятельно. — Предыдущий Собор проходил до раскола на Православную и Католическую Церковь. Будет ли обсуждаться вопрос об объединении православных и католиков, о роли Римского Папы в христианском мире? — Попытки объединения Церкви после раскола предпринимались на Лионском соборе 1274 года и на Ферраро-Флорентийском соборе 1438-1445 годов. Однако они оказались весьма неудачными и только спровоцировали углубление раскола. В повестке дня Всеправославного Собора нет вопроса об объединении православных и католиков, тем более что со временем весьма значительная часть западнохристианского мира откололась от католичества, образовав разнообразные течения протестантизма. Проблема христианского единства косвенно затрагивается только в вопросе о диалогах православных с инославием. При этом необходимо отметить, что такие наблюдавшиеся в последнее время в некоторых протестантских сообществах явления, как благословение однополых сожительств, не только делают невозможным диалог православных с этими сообществами, но и ставят для нас вопрос об их принадлежности к христианству. Что же касается роли Папы в христианстве, многовековая православная традиция единогласно отвергает превосходство римского епископа над главами других Церквей и его юрисдикцию над всей вселенной. В любом случае этот вопрос не включен в повестку дня Всеправославного Собора. — Какова роль Русской Православной Церкви в подготовке Собора? — С самого начала подготовки к Собору, начиная с Родосского совещания 1961 года, Русская Православная Церковь активно включилась в подготовительный процесс. Наша Церковь — единственная, которая подготовила материалы по всем 100 темам первоначальной повестки дня. В дальнейшем представители Московского Патриархата не пропустили ни одного заседания межправославной подготовительной комиссии и Всеправославного предсоборного совещания, активно участвуя в обсуждении всех вопросов, вынося на них конкретные, хорошо проработанные предложения и отстаивая позиции, укорененные в православном предании и многовековом религиозном опыте Церкви.

http://pravoslavie.ru/69294.html

Ни для кого не секрет, что в последние месяцы в околоцерковной среде распространяются различные слухи и инсинуации вокруг предстоящего Всеправославного Собора. Говорят и пишут, что это будет «восьмой вселенский собор», на котором восторжествует антихрист, ибо на нем будет заключена уния с католиками, отменены посты, введен новый календарь, женатый епископат, второбрачие духовенства и другие новшества. В церковные учреждения пачками поступают письма однотипного содержания от якобы озабоченных и взволнованных верующих. Призывают отказаться от участия во Всеправославном Соборе, а вместо этого созвать чрезвычайный Поместный Собор для осуждения «ереси экуменизма» и выхода из Всемирного совета церквей. Можно было бы вообще не обращать внимание на эту кампанию, поскольку очевидно, что за ней стоит небольшая группа маргиналов, желающих посеять в сердцах православных верующих недоверие к Священноначалию, создать почву для раскола и смуты. Тем не менее, Отдел внешних церковных связей посчитал нужным сделать официальное разъяснение касательно тематики предстоящего Всеправославного Собора и подготовленных к нему документов. Кстати, до сих пор в письмах, написанных «под копирку», содержится призыв к публикации всех документов Собора, несмотря на то, что они уже два месяца как опубликованы. Организаторам кампании, видимо, все-таки следует хотя бы раз в два месяца обновлять репертуар. В своём сегодняшнем выступлении я не стану повторять то, что сказано в заявлении Отдела внешних церковных связей . Надеюсь, что участники нынешней конференции успели с ним ознакомиться. Сегодня я хотел бы рассказать о предсоборном процессе и о позиции, которую занимала Русская Православная Церковь на разных этапах подготовки Собора. Все шесть включенных в повестку дня Всеправославного Собора документов в первоначальном своём виде были составлены в рамках Всеправославных предсоборных совещаний и Межправославных подготовительных комиссий, которые предшествуют их созыву и работают над составлением предварительных проектов текстов. Первая Межправославная подготовительная комиссия состоялась ещё в 1971 году, Второе и Третье Всеправославные предсоборные совещания, на которых были составлены многие значимые документы, проходили в 1982 и 1986 годах соответственно. Очевидно, что составленные тридцать и более лет назад, в ином историческом и политическом контексте документы, во всяком случае те из них, которые были посвящены актуальным вызовам своего времени, нуждались в пересмотре с учётом современных реалий. Поэтому Собрание Предстоятелей Православных Церквей, состоявшееся в Стамбуле в марте 2014 года, приняв решение о созыве Собора в 2016 году, одновременно с этим учредило Специальную межправославную комиссию и поручило ей пересмотр наиболее устаревших документов. В 2014 и 2015 годах состоялось три заседания этой комиссии, её результаты были затем рассмотрены Пятым Всеправославным предсоборным совещанием в октябре 2015 года.

http://radonezh.ru/monitoring/vystupleni...

Однако вопрос об автокефалии заблокировал его не кто иной, как Варфоломей. Ещё в 2019 году в ответ на его ложь о том, что это из-за отсутствия Московского патриархата на Крите «не представилась возможность обсуждения вопроса о предоставлении автокефалии», синод РПЦ открыл правду: «В действительности тема автокефалии была исключена из повестки Собора много ранее, по настоянию Патриарха Варфоломея… » На заседаниях Межправославной подготовительной комиссии в 1993 и 2009 годах представителями всех поместных православных церквей был согласован порядок предоставления автокефалии, который предполагает: а) согласие Поместного собора кириархальной Церкви-Матери на то, чтобы ее часть получила автокефалию; б) …консенсус всех поместных православных церквей, выражаемого единогласием их соборов; в) на основе согласия Церкви-Матери и всеправославного консенсуса официальное провозглашение автокефалии посредством издания томоса, который «подписывается Вселенским Патриархом и свидетельствуется подписями в нем Блаженнейших Предстоятелей Святейших автокефальных Церквей, приглашенных для этого Вселенским Патриархом». Относительно последнего пункта не до конца был согласован лишь порядок подписания Томоса, но это обстоятельство не отменяет достигнутых договоренностей по остальным пунктам. На Синаксисах Предстоятелей 2014-го и 2016 годов делегация Московского Патриархата, наряду с представителями некоторых других братских Церквей, настаивала на включении вопроса об автокефалии в повестку дня Собора. Русская Церковь окончательно согласилась на исключение этой темы из повестки дня Собора лишь после того, как Патриарх Варфоломей в январе 2016 г. в присутствии других предстоятелей заверил, что у Святейшей Константинопольской Церкви нет намерений осуществлять какие-либо действия, имеющие отношение к церковной жизни на Украине, ни на Святом и Великом Соборе, НИ ПОСЛЕ СОБОРА». Это подтвердил на киевской конференции и представитель Польской церкви. Он привёл слова своего предстоятеля Блаженнейшего Саввы, сказанные им уже после Критского совещания: «Надо быть в [вопросе предоставления автокефалии] последовательным до конца. В случае Украины его нарушил Константинопольский патриарх. Мы раньше договаривались, что предложение о предоставлении автокефалии вносит так называемая Мать-Церковь, но автокефалию предоставляем все мы, то есть предстоятели. Патриарх же настаивает, что только его подпись должна находиться на томосе».

http://ruskline.ru/opp/2021/11/18/pravos...

– Почему же тогда со стороны Московского Патриархата высказывались критические замечания по поводу процесса подготовки Всеправославного Собора? – Активно участвуя в предсоборном процессе, Русская Православная Церковь неоднократно выступала с предложениями по совершенствованию механизма подготовки Собора. Так, например, Архиерейский Собор 2013 года высказался за широкое обсуждение готовящихся постановлений Собора с тем, чтобы максимально полно учитывать критические настроения духовенства и верующего народа в предсоборной подготовке. Он также призвал к предварительному согласованию всеми Поместными Православными Церквами принципов формирования Всеправославного Собора, протокола его богослужений и заседаний и проектов основных соборных документов. Предложения по изменению методологии подготовки Собора высказывались в собеседованиях с Собратьями-Предстоятелями Святейшим Патриархом Кириллом. Обращалось внимание также на недостатки организации и проведения Всеправославных предсоборных совещаний и Межправославных подготовительных комиссий. Предсоборные совещания были непростыми. Не всегда делегация Русской Православной Церкви могла добиться, чтобы ее голос был услышан, нередко предлагавшиеся нами поправки отклонялись. Мы, конечно, двигались вперед, но, наверное, не с той скоростью, с какой это было необходимо для успешной подготовки Собора. Тем не менее, несмотря на трудный процесс подготовки, до самого последнего момента мы находились с нашими братьями из Константинопольского Патриархата в тесном конструктивном взаимодействии в рамках подготовки Святого и Великого Собора. – Позиция Русской Православной Церкви выглядит двойственной. С одной стороны, ею приняты все документы Собора, а с другой, она присоединяется к группе Церквей, отказывающихся от участия в нем. Как Вы могли бы прокомментировать занимаемую Вашей Церковью позицию? – Русская Православная Церковь многое сделала для успеха проведения Собора – ее Архиерейский Собор в феврале 2016 года проголосовал за все проекты документов, в целом их одобрив, а Священный Синод принял решение о направлении делегации.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Принципиальная позиция Русской Православной Церкви, выраженная нашей делегацией, сводилась к тому, что упомянутая процедура должна соответствовать традиционному для Православной Церкви соборному принципу принятия решений по важным вопросам общецерковного характера. Исходя из этого понимания, Томос о предоставлении автокефалии должны подписывать Предстоятели всех Поместных Церквей. Подобную позицию занимали делегации Сербской , Румынской , Болгарской и Польской Православных Церквей , а также Православной Церкви Чешских земель и Словакии . Вместе с тем, делегации ряда Церквей настаивали на том, что под Томосом о предоставлении автокефалии достаточно наличия единственной подписи Вселенского Патриарха. В результате долгой дискуссии была принята такая формулировка, которая предполагает наличие под документом о провозглашении автокефалии подписей Предстоятелей всех автокефальных Церквей. При этом стороны согласились в том, что само содержание и способ оформления (порядок подписания) Томоса о даровании автокефалии будут детализированы на следующем заседании Межправославной подготовительной комиссии. Что касается темы церковной автономии, то, по мнению Русской Православной Церкви, каждая Поместная Церковь вправе самостоятельно решать вопрос о даровании автономии какой-либо своей части, в противном случае подвергался бы сомнению канонический принцип невмешательства во внутренние дела автокефальной Православной Церкви. Ведь обладая широким объемом прав самоуправления, каждая автономная Церковь тем не менее сохраняет принципиальную связь со своей кириархальной Церковью. Эта связь выражается и в утверждении ее Предстоятеля автокефальным центром, и в получении от него святого мира, и в возношении имени Предстоятеля автокефальной Церкви за богослужением в храмах соответствующей автономной Церкви. Данная позиция была единодушно одобрена участниками заседания в Шамбези, постановившего, что каждая автокефальная Церковь вправе самостоятельно решать вопрос о предоставлении автономии какой-либо своей части. При этом она обязуется уведомить прочие Церкви о состоявшемся даровании автономии.

http://patriarchia.ru/db/text/1153092.ht...

Работа состоит из введения, шести глав, заключения и приложений. В первой главе дается обзор опубликованных источников, при этом особое внимание уделено анализу церковной периодики и мемуаров. Вторая глава посвящена архивному наследию российского православного зарубежья, хранящемуся в отечественных и зарубежных хранилищах. В третьей главе рассматривается история российского православного зарубежья до 1917 г. Четвертая глава содержит историю РПЦ в годы революции 1917 г. и гражданской войны. Пятая глава посвящена Постановлению от 7 (20) ноября 1920 г. и его значению для Русской Православной Церкви Заграницей. В шестой главе содержится краткий очерк истории возникновения и развития РПЦЗ и других русских православных юрисдикций. В приложениях опубликованы доклад святителя Иоанна Шанхайского «О духовном состоянии Русского народа в рассеянии сущего», тексты выступлений митрополита Швейцарского Дамаскина на заседании Межправославной Подготовительной Комиссии в Шамбези (7-13 ноября 1993 г.), хронологический указатель основных дат истории российского православного зарубежья.   Эта монография вышла в 2005 году. А что было после нее? Следующий том вышел в 2007 году в серии материалов о русской политической эмиграции: Российское православие за рубежом: библиографический указатель литературы и источников 1918-2008 г . Почему в этой серии? Не всегда хочется связывать Церковь и политику. Пришлось из-за тщеславия. А вы создатель этой серии? Да. Все тома были посвящены эмиграции, в какой-то степени политической, в том числе Николаю Александровичу Троицкому, отцу Дмитрию Константинову. В 12-м томе этой серии, вышедшем в 2007 году, предлагалась библиография. А она складывалась годами, потому что все, что я читал или что попадалось в библиотеках и т. д., я пытался систематизировать. Потом этот список рос, становился большим. Этот том содержит 8110 записей по темам от Русской духовной миссии в Корее до РПЦ в годы Второй мировой войны. Андрей Владимирович, когда вы выбираете статьи, какой принцип используете? Существуют тысячи статей по истории Русской Зарубежной Церкви. Вы же не все эти статьи перебираете? Какой у вас критерий при составлении библиографии?

http://bogoslov.ru/article/6025138

В целом процесс выработки согласованных решений был напряженным, но конструктивным. Есть известная проблема точности формулировок, особенно при переводе на разные языки. На каком языке (или языках) шло обсуждение документов? Существует ли их официальный перевод на русский язык? Согласно регламенту проведения Всеправославных предсоборных совещаний и Межправославных подготовительных комиссий, принятому в 1986 году, их официальными языками являются греческий, русский и французский. На декабрьском заседании в Шамбези, как и на предыдущих подобных встречах, докладчики выступали на всех трех языках. Секретариат в Шамбези обеспечивает синхронный перевод докладов и прений на эти языки. Итоговые документы также подписываются в их греческом, русском и французском вариантах. Все они являются аутентичными. Насколько представительными были делегации Поместных Церквей, принимавших участие в обсуждении документа? Каждая из участвующих во всеправославном процессе Поместных Православных Церквей была представлена на заседаниях одним из ее иерархов. Кроме того, в состав делегаций большинства Церквей входили еще один или несколько советников. Среди них были архиереи, авторитетные богословы и эксперты в области межправославных отношений. Многие из присутствовавших на заседаниях представляли новое поколение церковных ученых и дипломатов. В целом, атмосфера декабрьских заседаний Комиссии отличалась искренним стремлением делегатов к поиску единодушного решения. Участники встречи попытались по-новому взглянуть на старые проблемы, и в значительной степени оказались способны использовать наиболее конструктивные подходы к их решению. Являются ли решения, принятые на Комиссии, окончательными? Когда они вступят в действие? К компетенции Межправославных подготовительных комиссий относится лишь первичная разработка вопросов повестки дня Святого и Великого Собора Православной Церкви. Документы, принимаемые на заседаниях Комиссии, являются лишь проектами. Они подлежат последующему утверждению Всеправославными предсоборными совещаниями, а затем Святым и Великим Собором Православной Церкви. Созыв следующего Всеправославного предсоборного совещания, пятого по счету, станет возможен после того, как Комиссия завершит порученную ей работу над проектом документа по автокефалии и рассмотрит тему диптихов.

http://patriarchia.ru/db/text/1153092.ht...

После Второй Мировой войны пришел черед константинопольского Патриарха Афинагора с его Родосскими " Всеправославными Конференциями " (опять исключительно на территории Константинопольской Патриархии). Первая из них, в 1961 году, вызывала подготовку " Всеправославного Собора " с тем, чтобы сначала был созван " Просинод " , и подтвердила заранее подготовленный Константинополем " каталог тем " для " Просинода " : 8 крупных глав, около сорока главных тем и вдвое больше параграфов и подпараграфов. После II и III " Родосский Конференций " (1963 и 1964 гг.) в 1966 году состоялась " Белградская Конференция " . Сначала она была названа " Четвертой Всеправославной Конференцией " ( " Гласник " Сербской Православной Церкви 1066 г., и документы на греческом языке, опубликованные под этим названием), а затем деградирована со стороны Константинопольской Патриархии до степени " Межправославной комиссии " , в то время как следующая конференция, состоявшаяся на " константинопольской территории " (в " Православном центре Вселенской Патриархии " в Шамбези-Женеве) в 1968 г., была провозглашена " Четвертой Всеправославной конференцией " . На этой IV Конференции, очевидно, нетерпеливые ее организаторы спешили сократить путь до Собора, так как из огромного Родосского каталога (который был, однако, их, а не чужим произведением) они взяли только " шесть первых тем " и определили новую " процедуру " работы. Одновременно было создано новое учреждение: " Межправославная подготовительная комиссия " . Она необходима для " координационных работ над темами " . Кроме того, был создан " Секретариат по подготовке Собора " , т.е. на самом деле назначен для этого константинопольский епископ с пребыванием в вышеназванном центре в Женеве, в то время как предложения о принятии других православных членов в " Секретариат " были отвергнуты. Эта " Подготовительная комиссия " и " Секретариат " , по желанию Константинополя, заседали в этом женевском центре в июне 1971 года. На заседании были выдвинуты и " согласованы " рефераты, предложенные по выбранным шести темам, которые затем были отпечатаны на нескольких языках и подверглись, как и все предыдущие работы по подготовке Собора, беспощадной критике православных богословов. эта критика православных богословов (среди которых имеется и мое Предложение, отправленное в свое время через Ваше Преосвященство и с Вашей поддержкой Святому Архиерейскому Собору, а затем получившее поддержку от многих православных богословов, опубликованное во многих местах и на многих языках в православном мире, по-видимому, и было причиной того, что решение " Подготовительной комиссии " в Женеве относительно созыва " Первой Предсоборной Конференции " 1972 года для " ревизии " - anaieoresis - Родосского каталога, не был принято в том же году, а с большим опозданием.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/273/...

Межправославная подготовительная комиссия на 1-м заседании в Женеве 16-28 июля 1971 г. рассмотрела доклады, разработанные Поместными Православными Церквами, и составила соответствующие документы. Согласно принятой процедуре, эти документы после изучения всеми Поместными Православными Церквами надо было представить на обсуждение и утверждение 1-му Всеправославному предсоборному совещанию (если не потребуется доработка). Комиссия приняла решение опубликовать полный текст материалов по 6 вышеупомянутым темам в подлиннике и переводах. Комиссия выразила пожелание, чтобы 1-е Всеправославное предсоборное совещание пересмотрело составленный каталог тем готовящегося Св. и Великого Собора. 1-е Всеправославное предсоборное совещание проходило 21-28 нояб. 1976 г. под председательством митр. Халкидонского Мелитона (К-польский Патриархат) в правосл. центре К-польского Патриархата в Шамбези. В его работе, как и в последующих совещаниях, приняли участие делегации К-польского, Александрийского, Антиохийского, Иерусалимского, Московского, Сербского, Румынского и Болгарского Патриархатов, Кипрской, Элладской, Польской и Чехословацкой Православных Автокефальных Церквей и Православной Автономной Церкви Финляндии. Совещание пересмотрело обширный каталог тем, включило в повестку дня буд. Св. и Великого Собора лишь 10 из них, к-рые определило первостепенно важными для Православия, требующими соборного решения: правосл. диаспора, автокефалия и способ ее провозглашения, автономия и способ ее провозглашения, диптихи, вопрос общего календаря, препятствия к браку, приведение в соответствие церковных постановлений о посте, отношение правосл. Церквей к остальному христ. миру, Православие и экуменическое движение, вклад Поместных Православных Церквей в торжество христ. идей мира, свободы, братства и любви между народами и устранение расовой дискриминации. Темы «Источники Божественного Откровения» и «Икономия в Православной Церкви» переданы для изучения Поместным Православным Церквам, с тем чтобы в будущем можно было рассмотреть их на совещании. Др. темы Родосского каталога 1961 г. были отданы для изучения отдельными правосл. Церквами.

http://pravenc.ru/text/155530.html

Вселенскому Патриарху после падения Константинополя в православном мире принадлежало первенство чести, но не административная власть. Он первый среди равных ему предстоятелей других суверенных Поместных Церквей. Содержательное же наполнение этого первенства определялось их консенсусом. Но с 1920-х годов в кругах Константинопольского Патриархата распространилась концепция, согласно которой вся православная диаспора должна подчиняться Константинопольскому патриарху, который имеет не просто первенство чести, но и первенство власти, что позволяет ему вмешиваться во внутренние дела других Церквей. Эту концепцию называют еще восточным папизмом. Не обошли эти веяния и современный Константинопольский Патриархат. Патриарх Варфоломей I (в миру Димитриос Архондонис), которому недавно исполнилось 76 лет, родился на турецком острове Имврос, учился в Богословской школе на острове Халки (Хейбелиада), после чего принял монашеский постриг и дьяконский сан. Служил в турецкой армии, в 1960-х годах обучался в Папском Восточном институте в Риме, в швейцарском Экуменическом институте в Боссе и в Мюнхенском университете. Получил докторскую степень в Григорианском университете в Риме. Патриарх Варфоломей стал 232-м епископом на древней кафедре Константинополя. Его титул – Архиепископ Константинополя – Нового Рима и Вселенский Патриарх. В его непосредственной юрисдикции сегодня лишь несколько тысяч православных греков, живущих в Турции, а также куда более многочисленные греческие православные епархии в диаспоре, прежде всего – в США. В последние десятилетия у Русской Православной Церкви и многих других Православных Церквей были непростые отношения с Константинополем, что сильно задерживало практическую работу по подготовке Всеправославного Собора. Она шла еще с сентября 1961 года, когда состоялось I Родосское Всеправославное совещание, – на заседаниях Всеправославных предсоборных совещаний и межправославных подготовительных комиссий. Был десятилетний перерыв – с 1999 по 2009 год, – вызванный осложнением в отношениях между Московским и Константинопольским Патриархатами.

http://pravoslavie.ru/94158.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010