На совещании был составлен пространный каталог тем (более ста), касающихся самых разных сторон жизни Православной Церкви. Они были обобщены в следующие разделы: I. Вера и догмат. II. Богослужение. III. Управление и церковный строй. IV. Взаимоотношения между Православными Церквами. V. Взаимоотношения Православной Церкви с остальным христианским миром. VI. Православие в мире. VII. Общебогословские темы. VIII. Социальные проблемы. Каталог был составлен с учетом того, что к уже упомянутым вопросам, требующим межправославного обсуждения, добавились такие темы, как календарная проблема, определение условий признания новых автокефальных и автономных Церквей, обустройство православной диаспоры и другие, касающиеся, в том числе, вопросов эвтаназии, кремации усопших, планирования семьи, молодежи и т.п. Согласно утвержденному порядку, все Православные Церкви должны были высказать свою точку зрения по данному каталогу. В Русской Православной Церкви проекты документов по всем темам каталога были подготовлены трудами специальной комиссии, состоявшей из ведущих богословов — как иерархов и клириков, так и мирян. Она была учреждена Священным Синодом 10 мая 1963 года во главе с митрополитом Никодимом и завершила свою работу к июню 1968 года. Был проделан огромный труд. Главнейшие проекты митрополит Никодим представлял на заседаниях Священного Синода, где они получали одобрение. В 1963 и 1964 годах состоялось еще два Всеправославных совещания на Родосе, которые были посвящены, в основном, вопросам, касающимся межхристианских отношений. 4. Сокращение каталога до десяти тем На четвертом Всеправославном совещании, которое проходило 8-15 июля 1968 года в Женеве, было принято решение вести подготовку Всеправославного Собора в рамках Межправославных подготовительных комиссий и Всеправославных предсоборных совещаний, которые с тех пор традиционно собираются в центре Константинопольского Патриархата в швейцарском местечке Шамбези близ Женевы. Для обслуживания работы Подготовительных комиссий и Предсоборных совещаний Вселенской Патриархии было поручено учредить в Шамбези секретариат, главой которого определено являться одному из Константинопольских иерархов, уполномоченному докладывать Вселенской Патриархии о результатах заседаний. Отмечу, что делегация Русской Православной Церкви предлагала ввести принцип ротации, то есть поочередного назначения Секретарем представителей разных Поместных Церквей, но это предложение не прошло. Рабочими языками Межправославных комиссий и Предсоборных совещаний были избраны греческий, русский и французский.

http://patriarchia.ru/db/text/1663993.ht...

— Я в целом удовлетворен результатом, поскольку формулировки, ранее предложенные Межправославной подготовительной комиссией и конференцией канонистов, на наш взгляд, были значительно улучшены и теперь в большей степени отражают взгляды Русской Православной Церкви и имеющиеся у нее озабоченности. Учитывая, что между Церквами все еще существуют серьезные разногласия по ряду вопросов, а все решения на Всеправославных совещаниях принимаются на основе консенсуса, итоги состоявшейся встречи можно считать важным шагом вперед на пути достижения межправославного единства. Конечно, при решении особо сложных вопросов необходима готовность идти на взаимные уступки ради церковного мира и согласия. Так, например, в ходе совещания по вопросу председательства в епископских собраниях высказывались весьма различные суждения. Делегация Русской Православной Церкви, как и делегации ряда других Церквей, предлагали избирать председателей на самих собраниях или установить переходящее председательство на основе принципа ротации. Однако стало очевидно, что придти к консенсусу относительно этих предложений сегодня невозможно. Поэтому участники совещания согласились с председательством в порядке диптихов, но при этом полномочия председателей и самих епископских собраний были заново и очень четко определены. — Когда состоится следующее совещание, и какие вопросы на нем будут рассмотрены? — Повестка дня подготовки Святого и Великого Собора теперь включает вопросы о способе провозглашения автокефалии и автономии Православных Церквей, а также о порядке диптихов. Созыв нового Всеправославного предсоборного совещания возможен после завершения подготовительной работы к нему, провести которую уполномочена Межправославная комиссия. Ближайшее заседание комиссии намечено на декабрь 2009 года. «Журнал Московской Патриархии», 8, 2009 (с. 31-33) /Патриархия.ru за темою Митрополит Будапештський Ватикан поступився у одностатевих пар [Ihmepb " ю] Московського та Константинопольського у — на початку 1970-х за церковних зв " [Стаття] вкрай [Стаття] Заснування аспект [Стаття] Завершилося перебування голови церковних зв " Московського у робоча Сербського головою церковних зв " Московського Митрополит Волоколамський прибув з робочим до перша у рамках програми ОЦАД вивчення спадщини Соболезнование Святейшего Патриарха Кирилла в связи с кончиной епископа Моравичского Антония : Послання] Преставився до Господа Моравицький з ключовими словами Константинопольський – церковних зв " – зв " язки   ihmepb " ю Митрополит Будапештський Ватикан поступився у одностатевих пар В.Р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1209414...

В документе четко и подробно обозначены два главных аспекта. Во-первых, автокефалия предоставляется той или иной части Поместной Церкви с согласия данной кириархальной Церкви — то есть Церкви, к которой сейчас относится данная церковная область. Во-вторых, автокефалия дается при наличии всеправославного консенсуса, в данном случае — с согласия Соборов всех остальных автокефальных Церквей. Этот документ дорабатывался и был окончательно согласован на Межправославной подготовительной комиссии в Шамбези в декабре 2009 года. На мой взгляд, это образец достижения всеправославного консенсуса: изначально Поместные Церкви имели разные точки зрения по вопросу, но в результате свободных и честных дискуссий сумели прийти к компромиссному решению, которое устраивало все стороны, учитывало все позиции. Принятый текст скреплен подписями всех участвовавших в заседаниях Православных Церквей. Несогласованными оставались только вопросы, в каком порядке будет подписываться томос об автокефалии, и каким будет содержание этого томоса, то есть вопросы технического характера. Но игнорировать и ниспровергать теперь сам механизм предоставления автокефалии, выработанный всеми Православными Церквами сообща, значит перечеркивать результаты их взаимодействия за последние 25 лет. Такой шаг торпедирует все наши многолетние труды по укреплению всеправославного единства, подрывает авторитет и миссию Православной Церкви во всем мире. — Некоторые деятели украинского раскола заявляют, что межправославное единство — это фантом, у каждой Церкви — свои геополитические интересы. При всех современных противоречиях между Православными Церквами насколько сейчас реально всеправославное единство? — Для тех, кто вне Церкви, кто уже в расколе с ней, церковное единство ничего не значит, оно для них действительно фантом, пустой звук. Они готовы подрывать его и дальше ради своих интересов и интересов той или иной политической власти. Но наше единство, единство Православной Церкви во всем мире — реально и несомненно для всех ее верных чад. Это единство любви Христовой, единство веры и познания во Христе, как его называет апостол (Еф. 4:13), и каждый православный христианин постигает его опытно в меру своей духовной жизни.

http://patriarchia.ru/db/text/5222115.ht...

СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Комиссии по канонизации святых, о задачах работы Комиссии в связи с предстоящим юбилеем двухтысячелетия Рождества Христова. ПОСТАНОВИЛИ: Учитывая увеличившийся объем трудов Синодальной комиссии по канонизации святых в связи с предстоящим юбилеем двухтысячелетия Рождества Христова утвердить Комиссию в следующем составе: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий — председатель Комиссии; архимандрит Алексий (Поликарпов), наместник Свято-Данилова монастыря в Москве; протоиерей Владимир Воробьев, профессор, ректор Православного Свято-Тихоновского Богословского института; протоиерей Владислав Цыпин, профессор Московских Духовных академии и семинарии; архимандрит Ианнуарий (Ивлиев), доцент Санкт-Петербургских Духовных академии и семинарии; протоиерей Георгий Митрофанов, преподаватель Санкт-Петербургских Духовных академии и семинарии; иеромонах Дамаскин (Орловский), клирик Москвы; священник Георгий Ашков, клирик Московской епархии; диакон Максим Максимов, клирик Московской епархии, — секретарь Комиссии. СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных сношений, о Межправославной комиссии по подготовке Святого и Великого Собора Православной Церкви, созванной в Женеве 1-2 марта 1999 года. Справка: 1 марта 1999 года в Православный центр в Шамбези (Швейцария) съехались представители Поместных Православных Церквей — участники Межправославной подготовительной комиссии для обсуждения нерешенных вопросов повестки дня Святого и Великого Собора Православной Церкви. От Русской Православной Церкви в Межправославной подготовительной комиссии приняли участие митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, Председатель Отдела внешних церковных сношений, и архимандрит Елисей (Ганаба), секретарь Отдела внешних церковных сношений по межправославным связям и загранучреждениям Московского Патриархата. В принятом 2 марта сего года коммюнике Межправославной подготовительной комиссии говорится, что «ввиду проходящего ныне праздничного цикла нет достаточного времени для того, чтобы исчерпать вопросы дня на нынешнем заседании Межправославной подготовительной комиссии. Таким образом, считается целесообразным созвать ее в более подходящее время в ближайшем будущем. Во время дискуссий было также установлено общее желание всех представителей Поместных Святейших Православных Церквей завершить как можно быстрее подготовительную работу по вопросам Святого и Великого Собора с целью созвать его при вступлении в третье тысячелетие, чтобы выразить наилучшим образом православное свидетельство в современном мире».

http://patriarchia.ru/db/text/4938904.ht...

Сегодня существуют такие механизмы межправославного сотрудничества, в которых каждая Церковь представлена одним или двумя представителями. Но если речь идет о Русской Православной Церкви, то надо понимать, что численность ее верных чад больше, чем совокупная численность всех остальных поместных Православных церквей, вместе взятых. Размер Церкви не может не учитываться при определении квоты ее представительства на Всеправославном Соборе. — Как Вы думаете, где и когда может состояться такой Собор? — Святейший патриарх Варфоломей выразил пожелание, чтобы этот Собор прошел в Стамбуле, в храме Агиа Ирини, где в 381 году проходил Второй Вселенский Собор. Я думаю, этот Собор мог бы состояться в обозримом будущем, если, конечно, будут тщательно обсуждены и урегулированы вопросы, касающиеся представительства, протокола и повестки дня. — Можно ли сказать, что при условии достижения договоренности по всем этим вопросам Московский патриархат сегодня выступает за созыв Собора? — Мы выступаем за созыв такого Собора, потому что сегодня перед лицом тех вызовов, с которыми сталкивается Православная церковь во всем мире, нужно, чтобы был слышен единый и солидарный голос православия. Именно поэтому очень важно преодолевать все имеющиеся разногласия на подготовительном этапе, чтобы предстоящий Собор стал фактором единения, а не фактором разделения. И именно поэтому абсолютно необходимо, чтобы, как это уже и принято в межправославном сотрудничестве, консенсус оставался единственным методом принятия решений. — Есть свои ожидания и у некоторых представителей церковной общественности: соберется Восьмой Вселенский Собор и отменит все решения семи предыдущих… — Эти опасения лишены оснований, потому что, во-первых, Собор не примет никаких решений, которые не были бы озвучены в течение последних пятидесяти лет Подготовительной комиссией. Решения Подготовительной комиссии известны, они ни от кого не скрываются: и документы, и протоколы заседаний этих комиссий могут стать доступны тем, кто этого пожелает. Многие документы Подготовительной комиссии публиковались в «Журнале Московской Патриархии» в 1970-1980-е годы.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-ne-...

дискриминаций. Был также одобрен «Регламент Всеправославных предсоборных совещаний», выработанный Межправославной подготовительной комиссией 1986 г. Совещание составило повестку дня IV Всеправославного предсоборного совещания, к-рому предстоит изучить и принять решения по 4 связанным между собой темам: правосл. диаспора, автокефалия и способ ее провозглашения, автономия и способ ее провозглашения, диптихи. Когда по этим темам будет достигнуто единое мнение, должно собраться IV Всеправославное предсоборное совещание, после него уже можно планировать созыв Св. и Великого Собора Восточной Православной Церкви. Тематика предстоящего IV Всеправославного совещания изучалась на заседаниях Межправославной комиссии 10-17 нояб. 1990 г., 7-13 нояб. 1993 г., 1-2 марта 1999 г., на конференции канонистов 9-14 апр. 1995 г. 21 янв. 2004 г. на встрече с Папой и Патриархом Александрийским и всей Африки Петром VII Патриарх Московский и всея Руси Алексий II подчеркнул важность проведения В. С. и выразил пожелание его скорейшего созыва. Арх.: Архив ОВЦС МП. Переводы мат-лов предварит. Совещаний: Протоколы Подгот. комиссии Св. Правосл. Церквей, собравшейся в Свящ. Великой Ватопедской обители на Св. Горе 8-23 июня 1930 г.: Пер. с греч. К-поль, 1930. (Маш.); Проекты результативных документов Комиссии при Свящ. Синоде РПЦ по разработке каталога тем Всеправосл. Предсобора. М., 1968. (Маш.); На путях к Великому Собору: Докл. Межправосл. подгот. комиссии на 6 тем 1-го этапа. Шамбези, 1971; Межправосл. подгот. комиссия Св. и Великого Собора 16-28 июля 1971 г. Шамбези, 1973; 1-е Всеправосл. предсоборное совещание. Шамбези, 21-28 нояб. 1976 г.: Протоколы-тексты. 1976 г.; Очерк Св. Болгарской Правосл. Церкви: «Православное монашество». Шамбези, 1982; 2-е Всеправосл. предсоборное совещание. Шамбези, 1985; Межправосл. подгот. комиссия 15-23 февр. 1986 г. Шамбези; 3-е Всеправосл. предсоборное совещание: Протоколы и тексты. Шамбези, 28 окт.- 6 нояб. 1986 г.; Межправосл. подгот. комиссия Св. и Великого Собора 10-17 нояб. 1990 г. Шамбези, 1991; Межправосл. подгот. комиссия Св. и Великого Собора, 7-13 нояб. 1993 г. Шамбези, 1994. Лит.: Всеправосл. совещание на о. Родосе: [Подборка мат-лов]//ЖМП. 1961. 11. С. 5-29; 3-е Всеправосл. совещание (Родос, 1-15 нояб. 1964 г.)//Там же. 1964. 12. С. 1-5; Заявление главы делегации РПЦ на Всеправосл. совещании в Женеве//Там же. 1968. 7. С. 7-8; Комиссия по подготовке Всеправосл. Собора продолжает свою работу//ИБ ОВЦС МП. 1999. 3. С. 29-30; Скобей Г. Н. Межправосл. сотрудничество в подготовке Св. и Великого Собора Восточной Правосл. Церкви//ЦиВр. 2002. 2 (19). С. 54-199. Г. Н. Скобей Рубрики: Ключевые слова: АРСЕНИЙ (Суханов Антон Путилин; † 1668), келарь Троице-Сергиевой монастыря, дипломат, писатель, заведовал Московским Печатным двором

http://pravenc.ru/text/155530.html

Мы поддерживаем контакты — разной степени интенсивности — с каждой из 14-ти Поместных Православных Церквей. Регулярно проводятся совещания представителей Православных Церквей, на которых обсуждаются различные вопросы взаимодействия. Задачами такого взаимодействия являются сохранение единства Вселенского Православия, обсуждение в духе братской любви вопросов, связанных с организацией церковной жизни в диаспоре, определением границ пастырской ответственности Церквей, способом и порядком дарования автокефалии. Несколько дней назад я вернулся из Шамбези (Швейцария), где участвовал в заседании Межправославной подготовительной комиссии, обсуждавшей некоторые из вышеуказанных тем. Важным направлением внешней церковной деятельности является взаимодействие с Римско-Католической Церковью. В последние годы наши отношения заметно потеплели. Это касается как связей Московского Патриархата со Святым Престолом, так и отношений с католическими общинами отдельных стран. Яркий пример тому — наше взаимодействие с Католической Церковью Франции, которая, помимо прочего, поддержала создание под Парижем Русской духовной семинарии. Русская Православная Церковь принимает участие в работе Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Православной Церковью и Римско-Католической, которая обсуждает один из самых сложных вопросов православно-католических отношений — роль римского епископа. Однако между нами есть и общее понимание актуальных вопросов общественного развития. Наши Церкви занимают одинаковые позиции по проблемам либеральной секуляризации и глобализма, социальной и экономической этики, семьи и демографии. По указанным темам у нас есть перспективы взаимодействия на площадках международных организаций. Мы поддерживаем связи и с протестантскими Церквами, однако, к сожалению, с рядом из них последнее время происходит охлаждение отношений. Это связано с тем, что в области богословия, экклезиологии и нравственного учения многие протестантские общины становятся на сторону секулярной идеологии. Некоторые деноминации узаконили благословение «однополых союзов» и рукоположение лиц, открыто заявляющих о своей нетрадиционной сексуальной ориентации. Наш долг мы видим в том, чтобы в духе христианской любви свидетельствовать протестантам о православной традиции, об апостольских правилах устройства церковной жизни.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1420232...

В тексте означенного соборного деяния особо подчеркнуто равенство Патриарха Московского по отношению к остальным Предстоятелям древних Церквей. Как видно из текста, Собор также предоставляет Патриарху Московскому пятое место в диптихах — после Иерусалимского Патриархата . Мнение митрополита Перистерийского о том, что пятое место Русской Церкви в диптихах — это «ошибка, которую нужно исправить», и его предложение поставить на ее место Кипрскую Церковь прямо противоречат церковному обычаю и общепризнанному соборному решению Православной Церкви и могут быть объяснены только острой нуждой в политических союзниках. Глубокое недоумение вызывают заявления Преосвященного Перистерийского о том, будто правом предоставления автокефалии обладают исключительно «старейшие» Поместные Церкви, притом каждая в отдельности. Порядок предоставления автокефалии не описан в канонических правилах Православной Церкви. В новейшее время он был согласован всеми общепризнанными Поместными Православными Церквами, в том числе Константинопольской и Элладской, на заседаниях Межправославной подготовительной комиссии в Шамбези в ноябре 1993 года и в декабре 2009 года. Этот порядок предусматривал сочетание прерогативы кириархальной Церкви, оценивающей экклезиологические, канонические и пастырские предпосылки предоставления автокефалии, всеправославного консенсуса и координирующей роли Вселенского Патриарха. Впоследствии Константинопольская Церковь публично отказалась от этого документа и заявила о своем исключительном праве предоставлять автокефалию в одностороннем порядке. Позиция же митрополита Перистерийского предлагает некую новую модель предоставления автокефалии, ранее неслыханную среди Поместных Церквей. Произвольными и необоснованными являются и утверждения Преосвященного Перистерийского о том, будто автокефалия была предоставлена Русской Церкви на ограниченных условиях её пребывания в пределах России и сохранения евхаристического общения с другими Церквами; будто Русская Церковь эти условия нарушила; и будто бы вследствие этого автокефалия может быть отменена Собором избранных Предстоятелей, которым приписывается некий особый статус и привилегии в Церкви.

http://edinstvo.patriarchia.ru/db/text/5...

Вселенский Константинопольский Патриархат, согласно божественным и священным канонам (3-е правило Второго Вселенского Собора и 28-е правило Четвёртого Вселенского Собора) обладает «первенством чести» среди всех Патриарших Престолов Востока. После Великого раскола 1054 г. Вселенский Патриархат оказывается первым Престолом в Единой, Святой, Соборной и Апостольской Православной Христовой Церкви и обладает каноническим правом на почётное председательство среди Православных автокефальных Церквей. В более специальном смысле Вселенский Константинопольский Патриарх как «первый среди равных» (primus inter pares) имеет право председательства на Вселенском Соборе и, соответственно, обязанность координации Православных Церквей. Он также уполномочен предоставлять автокефалию или автономию той или иной церковной области на определённых, ясных и строгих условиях, установленных церковным Преданием и согласных с православной экклезиологией и каноническим порядком. И эти условия идентичны с теми, по которым было достигнуто согласие представителей всех Поместных Православных Церквей на заседаниях Межправославной подготовительной комиссии в 1993 и 2009 годах, которая осуществляла подготовку к Святому и Великому Критскому Собору (2016 г.). К сожалению, текст этого совместного решения не был представлен на Святом и Великом Соборе в г. Колимбари (Крит). Некоторые утверждают, что это произошло из-за несогласия Русской Церкви. Но Священный Синод Русской Церкви своим официальным заявлением от 17 октября 2019 г. сообщает нам, что «в действительности тема автокефалии была исключена из повестки Собора… по настоянию Патриарха Варфоломея». Таким образом, первейшее, что должна сделать Церковь, которая желает автокефалии, – это выразить от лица всей своей христоименитой полноты (клира и народа) желание автокефалии и представить его в виде прошения на рассмотрение Вселенской Патриархии. В частности, что касается вопроса Украины, о котором мы говорим сейчас, следует отметить следующее. Принять к рассмотрению прошение об автокефалии Вселенский Патриарх мог бы только от одной церковной структуры в стране, и то если она соответствует каноническим требованиям. Как нам всем известно, единственной канонической церковной структурой Украины является возглавляемая митрополитом Онуфрием и признанная всеми Православными Церквами (а до недавнего времени и Вселенским Патриархатом) автономная Украинская Церковь, в которую входит 90 епископов, 12 500 приходов, 250 монастырей, 5 000 монашествующих и десятки миллионов верующих, представляющих подавляющее большинство православного украинского народа.

http://mospat.ru/ru/news/88052/

– Действительно, есть каноническая процедура. Все знают, что существуют автокефальные, то есть полностью независимые, и автономные Церкви, являющиеся частью автокефальной Церкви, но обладающие свободой внутреннего самоуправления. Например, в пределах нашей Русской Православной Церкви Московского Патриархата существуют такие самоуправляемые Церкви, как Украинская Православная Церковь, Латвийская Православная Церковь, Эстонская Православная Церковь, Православная Церковь Молдовы. Самоуправляемой частью Московского Патриархата является Русская Зарубежная Церковь, общение которой с Церковью на Родине было установлено четыре года назад, в мае 2007 года. Но какова процедура предоставления статуса автокефалии или автономии – вопрос неоднозначный в православном мире. Новая Церковь приходит в равноправную семью автокефальных Церквей. Потом главы Церквей собираются на Собор и начинают подписывать один за другим, начиная с первого по чести, то есть с Патриарха Константинопольского, документ об автокефалии. Это большой прогресс в нашем движении к взаимному пониманию. – Интересно, как на Соборе будут приниматься решения, какова процедура голосования? – Вопрос о процедуре и регламенте Всеправославных Соборов как раз один из самых непростых. Но в процессе подготовки Собора, на предшествующих ему Всеправославных предсоборных совещаниях, заседаниях Межправославной подготовительной комиссии принято очень важное правило – правило консенсуса: все решения принимаются только в том случае, если каждая из Церквей согласна. А это дает нам твердую уверенность в том, что на предстоящем Всеправославном Соборе не может быть принято никаких решений, которые не соответствовали бы убеждениям и позиции Священноначалия Русской Православной Церкви. Как, разумеется, и любой другой из Поместных Православных Церквей. – Но это создает определенную угрозу для самого Собора. – Я с вами согласен. Процесс подготовки Собора действительно продолжается уже несколько десятилетий. Но надо помнить, каким тяжелым был ХХ век.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010