Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Зргуский храм. Нач. XI в. Фотография. 80-е гг. XX в. [осет. Хозита Майрам, Зруджи Майрам], один из наиболее древних христ. храмов на территории РФ. Расположен в Алагирском р-не Республики Сев. Осетия - Алания, в высокогорном Зругском ущелье, рядом с нежилым сел. Хозитикау, недалеко от с. Нар. Труднодоступное Зругское ущелье было частью исторической обл. Туалгом (груз. Двалети), по к-рой проходил важный транскавк. торговый и стратегический путь. Область населена осетинами, ассимилировавшими местные кавк. племена. На протяжении средневековья территория окормлялась Никозской епархией Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). Культура Грузии влияла на население этого края. О З. х. сохранились упоминания в источниках XIX в. З. х. построен из травертина, осадочного туфа местного происхождения («ширими»), в традиц. технике бутовой кладки. Постройка представляет собой однонефную базилику (зальный храм) с полуциркульной апсидой, вписанной в общий прямоугольник плана; ее нерасчлененный объем был перекрыт двускатной кровлей. Декор скромен: наличники и архивольты над окнами и входом, на юж. стене блок с плетеным орнаментом. Единое внутреннее пространство храма делилось подпружными арками и 3-ступенчатыми пилястрами на 2 компартимента-травеи и неск. меньшую по ширине апсиду. Наос был перекрыт коробовым сводом, апсида - конхой; они освещаются высоко расположенными окнами. В основании конхи и в зап. отрезке свода наоса было заложено 4 крупных сосуда-голосника (сохр. южный в алтаре). Алтарная часть имеет повышение, на к-ром была установлена преграда. По сторонам апсиды расположены 2-ярусные пастофории, соединяющиеся проходами с алтарным пространством. Нижние пастофории освещаются выходящими на восточный фасад окнами; внутри под ними расположены консоли-престолы. В верхние, не имеющие окон помещения попадали по приставной лестнице. Единственный вход в храм традиционно для этого региона сделан с юга. До недавнего времени в храме сохранялись деревянные, обитые железными листами двери. К 2009 г. сооружение сильно разрушено: сохранились юж. стена и алтарная часть. Травертиновые блоки из кладки храма использованы при строительстве ограды. Памятник сильно пострадал во время наводнения в июне 2002 г.

http://pravenc.ru/text/200099.html

Сынковичи. Церковь Михаила Архангела. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. ...В Сынковичах — деревне Зельвенского района — находится древнейший в Беларуси храм оборонного типа. Наиболее вероятным временем его строительства можно считать конец XV — начало XVI в. Массивные стены, башни и помещения над сводами с бойницами сближают его с небольшим замком. План храма — слегка вытянутый прямоугольник с трехнефным членением, где все нефы имеют почти одинаковую ширину. Граненые столбы, на которые опираются крестовые своды с нервюрами, занимают малую часть внутреннего пространства. Поэтому интерьер церкви получил зальный характер. Это чувствуется и во внешнем объеме сооружения, представляющем собой параллелепипед, покрытый высокой щипцовой крышей... http://globus.tut.by/synkovichi/index.htm Храм находится в стороне от деревни, на возвышенности, и виден издали. Массивные полуметровой толщины стены, бойницы для ведения ближнего боя, щели для стрельбы из лука, передние башни с винтовыми лестницами – всё во внешнем виде церкви указывает на то, что когда-то она играла роль оборонительного сооружения. Раньше церковь стояла на насыпном острове и со всех сторон была окружена водой, что создавало трудности при подступе к ней. По сегодняшний день не утихают споры о том, кто и когда построил храм, в каком году он был освящён. Датой рождения храма считается 1407 год, когда он был освящен во имя Архистратига Божия Михаила. Единого мнения о дате строительства крепостного сооружения, ставшего храмом, нет. Наиболее вероятным временем строительства было принято считать конец XV - начало XVI века. Однако последние исследования архивных документов и интересные находки реставраторов храма во главе с научным руководителем работ Геннадием Лаврецким позволяют сделать предположение, что это может быть XIV и даже XIII век. В архитектуре храма явственно прослеживаются черты, характерные для готического стиля, а также детали древнерусского зодчества. К готике специалисты относят архитектурный поясок, охватывающий апсиды (полукруглый, граненый или прямоугольный в плане выступ здания, увеличивающий пространство помещения и перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом), а также две восточные круглые башни на уровне нижнего яруса. Стрельчатые арки проемов, крутая крыша, звездчатые своды в правой апсиде также являются элементами готического стиля.

http://sobory.ru/article/?object=09665

Аполье. Церковь Воздвижения Креста Господня. Церковь. Не действует.   Престолы: Воздвижения Креста Господня Год постройки:1753. Адрес: Смоленская обл., Смоленский р-н, с.Аполье Координаты: 55.05571, 31.87236 Проезд:До Аполья можно добраться по дороге Смоленск-Стабна-Холм-Демидов. Въехав в село, повернуть налево возле развалин двухэтажного дома (бывший усадебный дом). Руины церкви - на холме возле кладбища Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Церковь Воздвижения - яркий памятник развитого барокко. Основной объем церкви - двусветный восьмерик, вытянутый по линии север-юг. Крутой восьмилотковый свод завершен граненым световым барабаном, на котором стоял глухой восьмеричок главы. Оригинальный план имела апсида: от восточной стены храма отходили, сближаясь к востоку, грани, отделенные внешними полуколонками от полукружия алтаря. Барочным постройкам Смоленска сер. 18 в. близки рамочные наличники с гребнями, прихотливые порталы, полуглавия с кольцами в центре. Ряд декоративных элементов заимствован из русского зодчества 17 в. (например, киоты с очельем). Зальный характер высокого интерьера подчеркнут двумя ярусами широких световых проемов с большими откосами. Штукатурные карнизы и обрамления окон относятся ко 2-й пол. 19 в. Церковь теплая построена не как здание культового назначения в 1880 г., после пристройки к его западной части нового объема той же величины и возведения с северной стороны притвора здесь устроили теплый храм. Кирпичные стены оштукатурены. Квадратное в плане одноэтажное здание под четырехскатной кровлей украшено барочными наличниками упрощенной формы. О культовой функции постройки напоминает только притвор с фронтоном и с элементами русского стиля в его фасадах: вертикальные ряды ширинок по краям фасада и килевидные архивольты в обрамлениях проемов. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Смоленская область. - Москва, " Наука " , 2001 г. АПОЛЬЕ – дер., центр Апольинского сельского округа Смоленского р-на. 328 жит. (1998 г.). В 30 км к северу от Смоленска, на левом берегу р. Ополенки (левый приток Жереспеи). ПК АОЗТ «Аполье». Бывшее владельческое село в Духовщинском уезде.

http://sobory.ru/article/?object=13084

Восстановленный Спасский собор представляет собой четырехстолпное, трехапсидное, трехглавое здание на высоком подклете. С двух сторон он обстроен галереями – с севера закрытой, а с запада – открытой, арочной (с южной стороны собор по-прежнему соседствует с огромной церковью Ярославских Чудотворцев). Центральная четырехстолпная часть храма заметно смещена к востоку. Световые барабаны возвышаются над центральной и восточными угловыми ячейками основного объема, опираясь на пониженные подпружные арки. Подобные же арки служат опорой для крестовых сводов, перекрывающих его остальные части. Стройные, относительно небольшого сечения столпы совсем не затесняют храмовое пространство, отчего оно кажется легко обозримым и цельным. Это впечатление усиливают расположенные на одном уровне крестовые своды, что придает интерьеру собора явно выраженный зальный характер. Пространственный крест, столь характерный для более ранних крестово-купольных русских храмов, здесь почти не выявлен. О нем отдаленно напоминает лишь большая, по сравнению с крайними, ширина продольного и главного поперечного нефов. При этом главный поперечный неф по ширине близок западному поперечному нефу, что так же усиливает впечатление зальности пространства для молящихся. В системе же перекрытий пространственный крест вообще никак не обозначен. Первоначально храм довольно равномерно освещался окнами трех барабанов, круглыми окнами в люнетах южной, западной и северной стен и расположенными относительно невысоко окнами северной стены четверика и апсид. При этом свет из круглых окон акцентировал внимание на системе перекрытий храма. Зодчий явно стремился к соразмерности и конструктивной ясности в построении интерьера. В самом деле, его ширина почти равна расстоянию от пола до верхнего обреза подкупольного карниза центрального барабана. Кроме того, длина пространства для молящихся почти равна высоте подкупольных столпов. Высота же первоначально относительно невысокого иконостаса составляло примерно половину расстояния от порога западного входа до иконостаса. Это соотношение между длиной самого храма и высотой его иконостаса было довольно широко распространено в русской храмовой архитектуре XV-XVI веков.

http://sobory.ru/article/?object=05743

Купятичи. Церковь Николая Чудотворца. Николаевская церковь Карта и ближайшие объекты Деревянная церковь построена в 1892 году. Располагается в центре села. Четырёхсрубный храм. Основной восьмигранный сруб (квадрат со скошенными углами) накрыт пологим шатром с гранёной двухъярусной главкой в центре. К основному срубу по оси восток-запад примыкают более низкие пятигранный алтарный сруб и квадратный притвор, который присоединяет двухъярусную колокольню (восьмерик на четверике). Нижний прямоугольный ярус колокольни вытянут в поперечном направлении к оси симметрии здания, верхний ярус накрыт высоким восьмигранным шатром с главкой. Фасады горизонтально ошалёваны и украшены резным накладным декором (наличники с сандриками, аркатурный фриз, угловые лопатки). Входы оформлены крылечками. Интерьер зальный, с плоским подшивным потолком и боковыми входами в основное помещение. Церковь - памятник деревянного зодчества. Источник: Свод памятников истории и культуры Белоруссии, http://orda.of.by/.lib/spik/br2/336 О чудотворной иконе «Богоматери Купятицкой» В Купятицкой Свято-Николаевской церкви, что недалеко от города Пинска, в селе Купятичи имеется самая древняя на белорусской земле икона необычной формы в виде креста-энколпиона. Это точная копия, изготовленная в 17 веке, чудотворной иконы «Богоматери Купятицкой», которая восприняла на себя благодать первой иконы и прославилась чудесами. Крест-энколпион – древнерусский крест 12х12 см, из меднолитой (бронза) пластинки 11-15 веков. На одной стороне креста рельефное изображение Пресвятой Богородицы с младенцем на левой руке, на обратной стороне – Распятие. История этой иконы такова. В 1182 году некая пастушка Анна обнаружила в окрестностях села Купятичи, что под Пинском, повешенным на дереве бронзовый крест-энколпион, который восприняли как чудотворную икону Богоматери, празднование которой впоследствии внесли в церковный календарь под 15 ноября. Основным источником исторических сведений о купятицком кресте-энколпионе служит дополнение к сборнику «Тератургима» (чудеса), составленному иеромонахом Киево-Печёрского монастыря Афанасием Кальнофойским. Сборник был напечатан в Киеве на польском языке в 1638 году. Но ещё есть несколько книг об этой иконе: иеромонах Иоанникий Галятовский, 1665 г., книга «Небо новое»; архиепископ Лазарь Баранович, 1674 г.; «Минские епархальные ведомости», 1891 г. По преданию, изложенному в книге Афанасия Кальнофорийского, крестьянская девочка, пасшая скот, нашла необыкновенной красоты крест с распятием на одной стороне и Богоматерью на другой, на дереве, в зарослях терновника на месте, полном «купин».

http://sobory.ru/article/?object=50805

Богородское. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Церковь Рождества Богородицы построена по заказу владельца местной усадьбы С. Н. Долгорукого в 1768 г. В первой четверти XIX в. при ней сооружен равновеликий южный придел во второй половине столетия - новая колокольня взамен прежней, 1798 г. Здание сложено из кирпича с белокаменными деталями, оштукатурено. Основную часть комплекса составляют бесстолппый одноглавый одноапсидный храм с небольшой трапезной и смежный с ней северный придел. Образец переходных форм от барокко к классицизму, храм имеет выразительный и острый силуэт. На четверик основания поставлена глухая ротонда с креновками по сторонам света. Ее высокий купол параболического очертания с крупными люкарнами был некогда открыт в квадратный световой фонарь с маленьким шатром в основании главы. Соседние помещения перекрыты лотковыми сводами, придел завершен стройным барабаном. Фасады тонко моделированы с помощью плоских ниш, накладных " досок " , пилястр сложного профиля. Нарядность убранства нижнего яруса дополняет развитой антаблемент с карнизом энергичного рисунка. Южный придел, выдержанный в строгих формах зрелого классицизма, имеет значение самостоятельной постройки. Он проще по общей композиции и решению пространства, носящего зальный характер. Снаружи украшен портиками тосканского ордера с фронтонами. Архитектура массивной колокольни из трех квадратных ярусов характерна для своего времени эклектичным сочетанием приемов и форм различных стилевых направлений, главным образом барокко и классицизма. Стены и купол храма покрывает сюжетная масляная живопись конца XIX в. Более ранние клеевые росписи в северном приделе исполнены на архитектурную тему в технике " гризайль " . От главного барочного иконостаса уцелел верхний ярус, другие иконостасы утрачены. В конце XVI века Богородским селом владел боярский сын Иван Алферьев. Из архивных источников известно, что в 1654 году в селе уже стоял деревянный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В то время село было вотчиной князя Я. К.Черкасского, считавшегося одним из лучших полководцев царя Алексея Михайловича. Князь Яков был очень богат. После его смерти в 1666 году имение унаследовал сын князя – Михаил, который в 1697 году был назначен воеводой в Тобольск и управлял Сибирью до 1710 года. В служении он был добросовестен и энергичен, благодаря чему завоевал расположение царя Петра I. При князе Михаиле в Богородском был построен новый деревянный храм, за которым оставили прежнее название. Сын князя Михаила – Алексей Черкасский, канцлер, сенатор, кабинет-министр – в 1738 году построил в селе второй деревянный храм – в честь Преображения Господня.

http://sobory.ru/article/?object=00060

Ремель. Церковь Михаила Архангела. Карта и ближайшие объекты Исторические данные о селениях Ремель и Мочуль очень скудные и основаны в основном на преданиях старожилов. В приход входят две деревни - Ремель и Мочуль. Расположены между историческими городами Д-Городком и Туровом. Из исторических источников известно, что деревня Ремель отмечена в 1452 г., а Мочуль 1511 г. В центре деревни Ремель два храма. Первый деревянный в честь Св. Архистратига Михаила возведен в 1762 г.,накрыт деревянной кровлей. Главной исторической ценностью является то, что он архитектурный памятник XVIII столетия. В 1903 г. снесена отдельно стоящая колокольня и пристроена трёхъярусная к западному фасаду основного объёма. Церковь летом 1969 г. была закрыта. Хранившиеся в архиве церкви документы по закрытии с дозволения местной власти Ольшанского сельсовета были изьяты выборочно. Вскоре власти, проломив боковую дверь алтаря с наружной стороны, проникли в храм и уничтожили всё оставшееся. В храме была сельская библиотека. Храм был реконструирован, сделан капитальный ремонт, а в праздник Аристратига Михаила в 1989 г. храм вновь был открыт. В 1999 г. на средства прихожан построен новый храм, освящен архиепископом Стефаном Пинским и Лунинецким в честь Св. Архистратига Михаила. По материалам В прошлом, это полесское местечко было собственностью шляхетских фамилий - Гореглядов, Рамультов, Трасковских и Шпигановичей. До сегодняшнего дня в агрогордке Ремель, в северной его части, сохранилась уникальная деревянная церковь выстроенная в XVIII века (1762 г.) на средства приходской общины. Спустя 207 лет (в 1969 г.) церковь была закрыта местными властями и служила в хозяйственных целях. В 1988-1989 гг. церковное здание было капитально отреставрировано и в нём снова стали проходить богослужения. Богослужения сегодня проходят в новом построенном из кирпича в 1999 году, храме, также названном в честь Святого Архангела Михаила. Стоит подчеркнуть, что Свято-Михайловская деревянная церковь в агрогородке Ремель - единственный храм на территории Столинского района, кровля которого выполнена из деревянного гонта. Она давно прохудилась и требует замены. Почти квадратный в плане основной и пятигранный алтарный срубы объединены общей вальмовой крышей, прорезанной глухим барабаном с главкой. Стены вертикально обшиты досками с нащельниками, раскрепованы лопатками и завершены карнизом с зубчатым подзором. Высокие прямоугольные оконные проёмы - в наличниках. В 1903 году из-за ветхости была снесена отдельно стоящая колокольня, а в 1905 году к западному фасаду основного объёма пристроена четырёхъярусная четвериковая срубно-каркасная колокольня, накрытая шатровой крышей с главкой. Интерьер зальный, с плоским подшивным потолком. В нижнем ярусе колокольни - хоры на 2-х столбах.

http://sobory.ru/article/?object=33771

Бездеж. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Карта и ближайшие объекты Троицкий храм д. Бездеж построен в 1774 году и освящён в день святой великомученицы Параскевы 10 ноября. В конце XIX века был установлен новый иконостас. Храм деревянный, однопрестольный, трёхкупольный, установленный на фундаменте старого сгоревшего храма. В храме имеются иконы XIII-XIX вв. От дня своего освящения по настоящее время в храме не прерывались Богослужения. В 1985 году была произведена роспись потолка. В 2013 году были реставрированы кровля и купола храма. Ко дню освящения храма также была построена колокольня и были привезены колокола из Голландии. Во время ВОВ колокола были вывезены немцами в Германию. И в 2014 году были приобретены новые колокола из Воронежа. В настоящее время храм находится в удовлетворительном состоянии. Впервые Бездеж упомянут в 1409 году в дарственной грамоте великого князя Витовта, который передал его костёлу Пресвятой Девы Марии в Троках. В 1566 году Бездеж получил права местечка, а в конце XVIII века был именован городом и славился как центр ткачества. Бездеж находится в живописной местности и обладает шармом старинного местечка с улицами, сходящимися к центральной площади деревни, церковью и костёлом, деревянными домиками с резными наличниками и гонтовыми крышами, пышными садами и цветущими палисадниками. Деревянная Свято-Троицкая церковь, одна из красивейших на Полесье, построена в 1784 году как униатская, а в 1865 году превращена в православный храм. В её облике удачно сочетаются традиции полесского деревянного зодчества и влияние каменной сакральной архитектуры эпохи барокко. Церковь состоит из двух прямоугольных срубов - основного и алтарного, накрытых двускатной крышей с вальмой над апсидой и треугольными навесами в местах соединения срубов. Главный западный фасад оформлен треугольным фронтоном, фланкированным двумя четвериковыми башнями с фигурными барочными завершениями. Стены вертикально обшиты досками, прямоугольные оконные проёмы оформлены резными наличниками. Пластика здания обогащена декоративной обшивкой фронтона, колонками и балясинами крыльца. Интерьер зальный, с четырьмя столбами посередине. Перекрытие балочное, с плоским подшивным потолком. Ризницы и входной тамбур встроены внутрь основного объёма. Над тамбуром расположены хоры. В интерьере бездежской святыни находятся иконы XVII-XVIII вв. С западной стороны, недалеко от здания церкви, размещена двухъярусная брама-звонница, накрытая двускатной крышей.

http://sobory.ru/article/?object=28421

Мохро. Церковь Петра и Павла. Карта и ближайшие объекты Согласно дошедших до нас документов, «…церковь построена в 1792 году (как униатская) по указанию помещика, Действительного Статского советника Фаддея Михайловича Анджейковича». В ее приход входили крестьяне села Мохро, Волька (Вулька), Баландичи, т.е. крестьяне земель, принадлежащих этому помещику. Сам же Анджейкович проживал в деревне Баландичи. Далее в «Ведомости о церкви за 1891 г.» сообщается следующее: «Здание деревянное с такою же колокольнею… Подчинка его была в 1859 - 1864 годах, а в 1874 году была перекрыта железом и покрашена крыша, купола обиты английскою (оцинкованной) жестью. В 1887 году пристроен к зданию церковному притвор, переделана колокольня и два входных крыльца. Здание покрашено масленой краской». В 1915 году храм был закрыт и превращен в склад для хранения зерна. В 1919 году здесь вновь возобновились богослужения. В 1990 году храм был реконструирован, в частности, алтарная часть была перенесена на восток. 18 февраля 1991 года Архиепископ Пинский и Лунинецкий Стефан освятил обновленный храм в честь Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла Памятник деревянного зодчества с чертами стиля барокко. Состоит (то, что было раньше) из прямоугольного в плане основного сруба и пятигранной алтарной апсиды, укрытых общей крышей с треугольными свесами в месте соединения объемов. Главный северный фасад решен в виде широкой пластины. Фасад разделен на ярусы двумя развитыми карнизами, которые завершены тремя башенками (боковые квадратные в плане, центральная восьмигранная). Стены вертикально обшитые досками с нащельниками. Карнизы украшены резьбой. Окна прямоугольные. Интерьер зальный с плоским балочным перекрытием. Над входом - большие хоры. Вспомогательные помещения встроены внутри основного сруба. В зал выступает галерея хоров на 2 столбах. Иконы 18-19 в .: «Николай Чудотворец» (1816), «Богоматерь Тихвинская», «Спас Пантократор», «Богоматерь Одигитрия», «Параскева Пятница». В стороне от церкви стоит двухъярусная четвериковая каркасная колокольня, накрытая пологим шатром. Первый вертикально обшитый ярус через широкие отливы переходит в другой открытый ярус, столбы которого поддерживают шатровый верх с макушкой.

http://sobory.ru/article/?object=33761

Массоляны. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Памятник архитектуры позднего барокко с элементами классицизма. Построена в 1796 году как униатская Марианной Биспинг, с 1840 года становится православной. Кирпичный однонефовый однобашенный прямоугольный в плане храм с высокой двускатной крышей. Главный фасад с прямоугольными окнами разделен развитым антаблементом на 2 яруса. Нижний ярус украшен ордерными элементами, его средняя часть - выступ - завершена треугольным фронтоном. Верхний ярус - квадратная в плане башня, накрытая высоким восьмигранным шатром с люкарнами (во 2-й половине XIX века перестроено завершение башни, сделаны декоративные головки на крыше), с рудиментами волют по сторонам. Стены башни имеют большие прямоугольные окна с полуциркульными завершениями. Боковые фасады с лучковыми окнами лишены украшений. Зальный интерьер перекрыт плоским потолком. Стены разделены пилястрами. Около западной стены хоры раскрыты в зал тремя арочными проемами. Трехъярусный иконостас сделан в 1892 году («Архитектура Беларуси», Мн., 1993, с 300). В 1888 году Массалянская церковь капитально ремонтирована на средства прихожан на сумму 350 руб. Ремонт состоял в следующем. Св. престол, с разрешения высшего начальства, снят. Алтарная часть поднята против прежнего на аршин и в ней положен новый сосновый пол из досок толщиною в 2 вершка. Покрашены: снаружи стены побелены известью, внутри голубою клеевою краскою, перекрашены: иконостас с голубого в белый, окна и двери с красного в белый. Из алтарной части устроена новая дверь в ризницу. В ризнице сделано 2 шкафа, один - в стене, другой - из соснового дерева; вместо кирпичного положен деревянный сосновый пол. Устроен катафалк. Поставлено 4 жестяных креста на храме вместо деревянных. 25 сентября, в день кончины ап. и еванг. Иоанна Богослова, храм освящен. В 1888 году заново устроена усадьба как священника, так и псаломщика. Работами заведовало попечительство под руководством священника. Размер и количество зданий точно обозначено в описи, хранящейся при делах церкви; всё обошлось в 2000 рублей. Деньги получены авансом из Гродненского Присутствия по обеспечению духовенства постройками. Дом священника построен в 1884 году, после пожара, уничтожившего старый дом священника, на средства прихожан; стоимость – 1200 руб.

http://sobory.ru/article/?object=38716

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010