Кстати сказать, меньше всего нареканий подобного рода мы слышим именно от наших читателей-священников и монахов. Может быть, они тоже сомневающиеся? Или просто понимают, в чем задачи журналов и в чем их ценность, и не пытаются убить одним выстрелом зайца и утку? О наболевшем, точнее, о больном. О лицах с обложки. Суммировать конструктивную критику можно примерно так: лицо известного человека на обложке как бы настраивает читателя на рекламную волну: «Вы еще не православные? Тогда мы идем к вам!» (почти как в ролике известного стирального порошка). Опасность видится в том, что человек с обложки — нередко не авторитет в богословии и не образец в вопросах нравственности. А читатель может начать рассуждать примерно так: известный Имярек носит крестик, вот и я начну носить крестик и спокойно буду чувствовать себя православным. Получается, «Фома» пропагандирует такое вот «Православие-лайт»? Да, опасность есть, как есть она в любом случае, когда говорят о вере. Как ее избежать в случае с «верующими и знаменитыми» — пока непонятно. Понятно то, что не стоит делать вид, будто таких людей нет или отказывать им в праве верить и о своей вере говорить. Другое дело, что для нас лицо на обложке (а главное — материал с «лицом» внутри) не дидактический или агиографический опус, который должен осветить всем сомневающимся путь в Царствие Небесное подобно тому, как факел франко-американской статуи Свободы освещает дорогу к радостям демократии... Для нас лицо с обложки прямо соотносится с темой «Бог и человек». Человек, который ищет Бога, не всегда находит, многого не понимает, падает, но готов вновь вставать. Человек, с которым мы можем быть несогласны (зачастую так и есть), но который нам интересен, потому что он не тепл: Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих (Откр 3 : 15-16). Иными словами, для нас смысл лица на обложке вовсе не рекламно-порошковый («тогда мы идем к вам»), но — «я думаю о том, что и вы, хожу в Церковь, сомневаюсь, переживаю, снимаюсь в кино, а потом плачу ночью». То есть человек в «Фоме» — это про душу, а не про стиральный порошок . Просто надо прочитать текст с уважением и с вниманием. Иначе как любить ближнего, которого видишь? (Ср.: Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1 Ин 4 :20)

http://foma.ru/liczo-s-oblozhki.html

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 10, 2007 год Призвание апостолов Евангелие на Литургии в неделю 18-ю по Пятидесятнице От Луки, глава 5, стихи 1-11 1 В то время Иисус стоял у Генисаретского озера 2 и увидел две лодки, причалившие к берегу; а рыбаки, сойдя на берег, мыли сети. 3 Войдя в одну из лодок - а была это лодка Симона, - Он попросил его немного отвести ее от берега, и затем, сидя в лодке, продолжал из нее учить народ. 4 Когда же Он кончил Свои слова, Он сказал Симону: «Отплыви на глубокое место, и закиньте сети для лова». 5 И Симон сказал Ему в ответ: «Наставник, мы всю ночь трудились и ничего не поймали; но раз Ты велишь, я закину сети». 6 И сделав это, они захватили многое множество рыбы, так что их сети стали прорываться. 7 Тогда они подали знак своим сотоварищам на другой лодке, чтобы те плыли к ним на помощь; те подплыли и до того нагрузили обе лодки рыбой, что лодки начинали погружаться в воду. 8 Увидев это, Симон Петр припал к коленам Иисуса и сказал: «Господин мой, уйди от меня, потому что я человек грешный!» 9 Ужас напал и на него, и на всех присутствовавших вместе с ним при этом улове, 10 также и на Иакова и Иоанна, сыновей Зеведея, которые были товарищами Симона. И сказал Симону Иисус: «Не страшись; отныне твоим уловом будут люди». 11 И они, вытащив лодки на берег, все оставили и пошли за Ним. Перевод Сергея Аверинцева Каждого человека Господь призывает быть с Ним. И судьба наша зависит от того, как мы отвечаем на этот божественный зов. А бывало и так, что от достойного ответа некоторых людей менялись судьбы мира. В Ветхом Завете так произошло с «отцом всех верующих», Авраамом. И так было уже в новозаветную эпоху, эпоху Христовой Церкви, куда первыми были призваны двенадцать учеников, ставшие апостолами. Но почему именно этих людей выбрал Господь для того, чтобы их трудами созидать на земле Свою Церковь? В том ли дело что именно эти люди, большей частью галилейские рыбаки, были самыми достойными, самыми мудрыми и нравственными из тех, кто жил тогда среди Израиля?

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/10/2...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 2, 2008 год Спасти погибшее Евангельское чтение в неделю о Закхее Лк. 19, 1-10 В то время, Иисус, войдя в Иерихон, проходил городом. 2 И один человек, по имени Закхей, начальник мытарей и богач, 3 хотел посмотреть, кто же это Иисус, но не мог из-за многолюдства, потому что был низкого роста; 4 и вот он, забежав вперед, залез на смоковницу, чтобы посмотреть на Него, когда Он будет проходить мимо. 5 Когда Иисус пришел на это место, Он поднял глаза Свои на него и сказал ему: «Закхей, слезай скорее! Мне надобно сегодня остановиться в твоем доме». 6 И тот поспешно спустился и с радостью принял Его; 7 и все, кто это видел, стали негодовать, рассуждая, что вот-де, к такому грешнику, и Он вошел под кров. 8 А Закхей встал и сказал Господу: «Господи! Половину всего, что у меня есть, я отделяю для нищих, а что отнял вымогательством, возмещу вчетверо». 9 И сказал ему Иисус: «Сегодня пришло спасение дому этому, потому что и этот человек - сын Авраамов. 10 Ведь Сын Человеческий пришел, чтобы отыскать и спасти то, что пропало». Перевод Сергея Аверинцева Удивительная история обращения Закхея в результате встречи со Спасителем являет нам пример подлинно духовного перерождения. Все его считали падшим грешником и паршивой овцой. С особой многозначительностью мытарей и блудниц называли словом «грешники». Имя Закхей означает «чистый» и звучит как-то особенно нелепо в сочетании с самой омерзительной профессией в иудейском мире того времени. Желание Закхея Евангелие сообщает: «Закхей искал видеть, кто был Иисус…» Простое любопытство? Но отвергнутый всеми, он, несомненно, испытывал более сильное чувство: его душа страдала от жажды, которую никто не мог утолить. К кому пойти? Книжники и фарисеи относились к нему с презрением, люди поворачивались к нему спиной, как только он приближался. Наверняка он много слышал об Иисусе из Назарета, например, от таких же обратившихся грешников: «Этот человек - друг мытарей и блудниц, более того скажу тебе: Он - их Спаситель. В Нем есть сила, способная вернуть к жизни и наставить на прямой путь. Он сделал это со мной». Такие свидетельства могли настолько поразить Закхея, что ему хотелось во что бы то ни стало увидеть Иисуса.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/2/39...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 6, 2008 год Вознесение Господне. Путь Восхождения В первой книге, Феофил, я рассказал обо всём, что делал Иисус и чему Он учил с самого начала 2 до того дня, когда Он был вознесен, дав прежде повеления апостолам, которых Он избрал Духом Святым, 3 которым и предстал после Своих страданий живым, доказывая это многократно, в течение сорока дней являясь им и говоря с ними о Царствии Божием. 4 И собравшись с ними за трапезой, Он повелел им не отлучаться из Иерусалима, но ждать того, что было обещано Отцом: «Об этом вы уже слышали от Меня: 5 Иоанн крестил водой, а вы через несколько дней будете крещены Духом Святым». 6 Тогда собравшиеся стали спрашивать Его, говоря: «Господи, неужели пришло время, когда Ты вернешь Израилю царство?» 7 Он же сказал им: «Не вам знать времена или сроки, которые Отец установил Своею властью. 8 Но когда на вас сойдет Дух Святой, тогда вы примете Его силу и будете Моими свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее, и в Самарии, и даже до края земли». 9 И сказав это, Он был поднят, а они смотрели на Него. И облако подхватило Его, унося Его прочь от глаз их. 10 И они продолжали взирать на небо, куда Он ушел. И смотри! - Два человека в белых одеждах предстали перед ними 11 и сказали: «Мужи Галилеяне! что вы стоите и смотрите на небо? Этот Иисус, вознесенный от вас на небо, придет таким же образом, каким Он на ваших глазах ушел на небо». 12 Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, которая называется Масличной и находится близ Иерусалима, на расстоянии субботнего пути. Деян. 1, 1-12 Перевод архимандрита Ианнуария (Ивлиева) В праздник Вознесения Господня читается Книга Деяний святых апостолов евангелиста Луки. Только этот евангелист сообщает нам о Вознесении, причем дважды: в своём Евангелии (Лк. 24, 50-53) и в Книге Деяний (Деян. 1, 9-11). В последнем случае всего в трех стихах! Но они для евангелиста имели очень большое значение. Сегодня мы далеко не всегда понимаем, почему уход Иисуса Христа с земли, на которой Он сорок дней после Своего Воскресения являлся Своим ученикам, почему этот уход празднуется как великое и радостное событие. Вспомним: в Евангелии говорится, что ученики Господа после Его отшествия на небо «возвратились в Иерусалим с великой радостью» (Лк. 24, 52). Чтобы понять их радость, нам необходимо выяснить, какой смысл для людей того времени имело взятие человека на небо. Разумеется, сегодня мы не можем себе мыслить небо так же, как в первом столетии христианской эры. Но как бы «небо» ни мыслилось, в религиозном сознании оно было и остается сферой Божественного.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/6/50...

Милосердие ПРАВОСЛАВИE.RU ПРОПОВЕДИ     ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ СВЯТООТЕЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ПРОПОВЕДИ АПОЛОГЕТИКА ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА СВЯТЫЕ ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ НОВОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ПРЕССА ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ ГОСТЬ САЙТА ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ ПОЛЕМИКА ENGLISH EDITION   СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ   тематические подборки новые поступления карта сайта авторы анкета поиск МИЛОСЕРДИЕ " Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут " (Мф. 5, 7). Какую великую награду обещает Господь Иисус Христос милостивым! О какой святой добродетели говорит Спаситель в этих словах! Эта добродетель любви и милосердия во всей красоте и силе олицетворяется, дорогие мои, в том, кого мы сегодня своим верующим, благоговейным сердцем прославляем: в лице " питателя сирот " , утешителя скорбящих, предстателя и молитвенника обо всех, ищущих помощи Божией и милостей Божиих - Святителя и Чудотворца Николая. В славе своей любви он сияет на небе церковном и свет этой славы покрывает всю землю. Добродетель милосердия - высшая в ряду других. Кто исполняет заповедь Христову о любви и милосердии, тот исполняет весь христианский закон. Это не наше человеческое рассуждение. Это - учение слова Божия. Говорит св. апостол Павел: " Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая или кимвал звучащий. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею; нет мне в том никакой пользы " (1 Кор. 13, 1, 3). И какие чудные плоды приносит эта святейшая и величайшая добродетель, завещанная нам нашим Господом Спасителем! В течение всей своей земной жизни мы обращаемся к Господу с просьбами и мольбами о прощении наших грехов. Мы хотим искупать наши согрешения, какие оплакиваем при раскаянии в них. Слово Божие указывает нам: милостынями искупать свои грехи (Дан. 4, 24; Прем. 10, 12; Ис. 1, 17-18). Видите, мои дорогие, делами милостыни, добродетелями милосердия, модами любви мы можем искупить свои грехопадения, в которых каемся перед Лицом нашего Небесного Отца. Какое это утешение для нашего грешного сердца!

http://pravoslavie.ru/put/propovedi/niko...

МОЛИТВА О ВОССТАНОВЛЕНИИ МИРА 3. ...и одновременно в то, что кроме молитвы нам сейчас ничего не остается Если мы призываем Бога действовать, но не даем Ему действовать через нас — это не молитва, а пустое заклинание. Господь сказал прямо: помощь каждому страдающему — это помощь Ему: «...ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне». В этих словах — самый точный ответ на вопрос, как перейти от общих слов к конкретике. Больше всего сейчас нужна помощь тем, кто непосредственно пострадал от происходящего, кому необходимы кров, еда, вещи, лекарства, деньги.  Помочь пострадавшим И еще давайте помнить: чтобы отогреть мир, сначала нужно отогреть тот участок, на котором ты находишься. Стараться с терпением и любовью общаться друг с другом, уметь выслушивать другую точку зрения, сохраняя спокойствие и учитывая, сколь взвинчены происходящим могут быть наши собеседники. Интересоваться, какая помощь нужна нашим родственникам, знакомым, соседям, соработникам — понимать, что многие и многие столкнутся с испытаниями, особенно люди старшего возраста и имеющие проблемы со здоровьем. Рядом уже сейчас есть и в ближайшем будущем еще появятся те, кому остро нужна наша помощь — делом, утешающим словом и даже просто вниманием, соприсутствием в их жизни. 4. В то, что у кого-то есть монополия на знание Божьей воли Если кто-то негодует, что мы призываем молиться за мир без уточнений, как именно этот мир должен установиться, мы отвечаем: молитва — не про то, чтобы упросить Бога выполнять наши или чьи-то еще планы. Неслучайно многие молитвы завершаются словами: «Впрочем, не как я хочу, но как Ты хочешь». Или: «Да будет на всё святая воля Твоя». Мы можем говорить Богу, чего хотим мы. Мы должны молиться за мир, за себя и особенно друг за друга. Но как именно устроить просимое — решать только Ему. Это не означает, что не нужно стремиться понять, где добро, а где зло, где правда, а где ложь. И самое главное, повторим, это не снимает с нас ответственности за соблюдение заповедей и проявление деятельной любви. Но без обращения к Богу повернуть и сердца, и действия к добру — невозможно.

http://foma.ru/strong-vo-chto-my-verim-i...

На картине «Грехопадение» одного из главных художников фламандского барокко Якоба Йорданса Ева срывает с дерева познания спелый плод. Как в Библии назван этот плод? Гранат Яблоко Апельсин В Библии плод не имеет названия Согласно библейскому тексту, Бог создал райский сад и засадил его прекрасными растениями, среди которых было дерево жизни, а также дерево познания добра и зла. В книге Бытие встречаем предупреждение: А от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт 2:17). Адам и Ева вкусили запретный плод, поддавшись уговорам змия-искусителя, обвивавшего ствол своим телом. Соблазняя Еву, он сказал: Нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло (Быт 3:4–5). После нарушения заповеди Божией Адам и Ева были изгнаны из рая. Сюжет «Искушение Адама и Евы змием в райском саду» — один из самых распространенных в христианской культуре. Сотни художников и иконописцев изображали Адама и Еву около дерева познания. В большинстве случаев они представляли его яблоней, а прародителей — надкусывающими яблоки или держащими их в руках. Однако нигде в Библии не указано, какое конкретное растение и его плод имелись в виду. Откуда же появился мотив яблока и яблони? По версии многих историков, яблоко пришло в христианскую символику из античной мифологии. Так, добывание яблок, которые давали вечную молодость, стало одиннадцатым подвигом Геракла. Дерево с золотыми яблоками сторожил страшный стоглазый дракон. Возможно также, что яблоко закрепилось в христианском искусстве потому, что латинское название рода яблоня — Malus — созвучно латинскому слову malum — зло. Согласно библейскому тексту, Бог создал райский сад и засадил его прекрасными растениями, среди которых было дерево жизни, а также дерево познания добра и зла. В книге Бытие встречаем предупреждение: А от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт 2:17).

http://foma.ru/ds_quiz/ugadaj-rastenija-...

Надеюсь, что и впредь мы будем вместе горячо молиться и усердно трудиться, дабы  исполнить все повеленное нам  (Лк. 17:10), как учит нас слово Божие, и принести сторичный плод. И да поможет нам в этом Всемогущий Господь. Твердо уповая на милость Творца и предстательство Царицы Небесной, я буду и в дальнейшем, аще изволит Пастыреначальник, со смирением и терпением нести возложенный на меня крест Патриаршего служения. То ведомо лишь Богу, сколь нелегок сей труд, каких сил, напряжения разума и воли требует это служение, как болезнует сердце Патриарха, принимающего на себя ответственность за Церковь,  юже стяжал Господь честною Своею кровию . Но вместе с тем хочу заверить вас, что для меня, как и для апостола и евангелиста Иоанна Богослова,  нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине  (3 Ин. 4). Посему увещеваю всех вас словами апостольскими: «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды. Все у вас да будет с любовью» (1 Кор. 16:13-14). Залогом нашей непоколебимой надежды на благоуспешное совместное делание является неложное обетование Спасителя о Его пребывании в Церкви  во все дни до скончания века  (Мф. 28:20). Да прославится имя Господа нашего Иисуса Христа в нас, и мы - в Нем, по благодати Бога нашего и Господа Иисуса Христа  (2 Фес. 1:12). Аминь. Смотрите также: 10 лет патриаршества Патриарха Кирилла Патриарх Кирилл: 7 историй в кадре и за кадром Что Патриарх Кирилл советует повесить в комнате 14 редких архивных фотографий Патриарха Кирилла Правила жизни Патриарха Кирилла Семья, геологическая экспедиция и митрополит Никодим, — Патриарх Кирилл ответил на вопрос журналиста «Фомы» о том, какие люди сформировали его как человека, мыслителя, пастыря. Путешествия и воспоминания Патриарха Кирилла Каноническая территория Русской Православной Церкви Мой Патриарх. Воспоминания и впечатления о личном общении со Святейшим Патриархом К юбилею патриарха Кирилла «Фома» издал спецвыпуск о служении Святейшего   Фото священника Игоря Палкина/ foto.patriarchia.ru

http://foma.ru/slovo-svyateyshego-patria...

Но есть сегодня и другое распространенное недоразумение. Евангельское обличение религиозных гордецов с радостью подхватывается теми, кто хотел бы видеть в Господе религиозного «либерала», который выступает против «фундаменталистов» того времени — человека широких, толерантных взглядов, к которому смело могут обратиться те, кто жаждет пересмотра библейской этики, особенно этики в области пола. Однако таких людей ожидает горькое разочарование — как и их древних предшественников, которые когда-то приступили к Господу с вопросом — по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? (Мф 19:3). Заметьте: не «можно ли в принципе», а — «по всякой ли причине». Понятно, что от Него уже заранее ожидают щедрого разрешения, типа:  ну конечно, какие вопросы, раз любовь прошла и завяли помидоры, должен ли нестарый еще мужчина... Господь отвечает чрезвычайно жестко — даже Апостолы неприятно поражены. Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. (Мф 19:4—6). От «друга мытарям и грешникам» ожидают смягчения Закона — Он поступает ровно наоборот, провозглашая более строгую, абсолютную версию закона. Людям кажется, что любовь должна непременно ободрить и утешить грешников, сказав им, что это вовсе и не грех, что так тоже можно делать — и современное общество именно такого «утешения» требует от Церкви. Но Церковь не может дать того, что ей не дал Христос, — а разрешения на грех Он не давал. Христос предлагает грешникам прощение — и дает его радостно и охотно; но Он не дает позволения. Если мы согрешили — а это так — мы должны попросить и принять прощение. Если мы согрешили снова — опять исповедать наш грех и принять прощение. Но просить у Господа, чтобы Он признал грех позволительным, бессмысленно. Почему? Именно потому, что Он друг грешникам. Бог любит грешника — и именно поэтому никогда не станет мириться с его грехом.

http://foma.ru/grex-i-blagodat.html

Но, с другой стороны, покаяние — это также и процесс. Мы плывем по бурному и опасному морю, нас постоянно сносит, мы все время должны возвращаться на правильный курс. Когда мы согрешаем, мы должны признавать это, просить прощения и принимать его. В обычном языке слово «покаяние» часто ассоциируется с чувством вины и унижения; в Священном Писании оно связано, ровно наоборот, — с избавлением от вины. Например, в 31-м псалме верующий говорит о том, как его тяготил неисповеданный грех: Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего, ибо день и ночь тяготела надо мною рука Твоя; свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху (Пс 31:3,4). Но когда он исповедался, то обрел покой и радость: Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: «исповедаю Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину греха моего. За то помолится Тебе каждый праведник во время благопотребное, и тогда разлитие многих вод не достигнет его. Ты покров мой: Ты охраняешь меня от скорби, окружаешь меня радостями избавления. «Вразумлю тебя, наставлю тебя на путь, по которому тебе идти; буду руководить тебя, око Мое над тобою» (Пс 31:5–8). Слово Божие много и настойчиво убеждает нас, что всякий, кто обратится к Господу с покаянием и верой, будет прощен и принят — независимо от того, как долго или как тяжко он грешил. Как говорит Бог через Пророка, Изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как облако; обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя (Ис 44:22). Бог прощает радостно, охотно, и навсегда: Ибо это для Меня, как воды Ноя: как Я поклялся, что воды Ноя не придут более на землю, так поклялся не гневаться на тебя и не укорять тебя. Горы сдвинутся и холмы поколеблются, — а милость Моя не отступит от тебя, и завет мира Моего не поколеблется, говорит милующий тебя Господь (Ис 54:9, 10). Но христианская жизнь — это не только (и даже не столько) избавление от грехов, сколько, как говорил преподобный Серафим Саровский, «стяжание Святого Духа», один из плодов которого — радость. Жизнь на фоне неба

http://foma.ru/chemu-tut-radovatsya.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010