В большинстве случаев они представляли его яблоней, а прародителей — надкусывающими яблоки или держащими их в руках. Однако нигде в Библии не указано, какое конкретное растение и его плод имелись в виду. Откуда же появился мотив яблока и яблони? По версии многих историков, яблоко пришло в христианскую символику из античной мифологии. Так, добывание яблок, которые давали вечную молодость, стало одиннадцатым подвигом Геракла. Дерево с золотыми яблоками сторожил страшный стоглазый дракон. Возможно также, что яблоко закрепилось в христианском искусстве потому, что латинское название рода яблоня — Malus — созвучно латинскому слову malum — зло. Согласно библейскому тексту, Бог создал райский сад и засадил его прекрасными растениями, среди которых было дерево жизни, а также дерево познания добра и зла. В книге Бытие встречаем предупреждение: А от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт 2:17). Адам и Ева вкусили запретный плод, поддавшись уговорам змия-искусителя, обвивавшего ствол своим телом. Соблазняя Еву, он сказал: Нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло (Быт 3:4–5). После нарушения заповеди Божией Адам и Ева были изгнаны из рая. Сюжет «Искушение Адама и Евы змием в райском саду» — один из самых распространенных в христианской культуре. Сотни художников и иконописцев изображали Адама и Еву около дерева познания. В большинстве случаев они представляли его яблоней, а прародителей — надкусывающими яблоки или держащими их в руках. Однако нигде в Библии не указано, какое конкретное растение и его плод имелись в виду. Откуда же появился мотив яблока и яблони? По версии многих историков, яблоко пришло в христианскую символику из античной мифологии. Так, добывание яблок, которые давали вечную молодость, стало одиннадцатым подвигом Геракла. Дерево с золотыми яблоками сторожил страшный стоглазый дракон. Возможно также, что яблоко закрепилось в христианском искусстве потому, что латинское название рода яблоня — Malus — созвучно латинскому слову malum — зло.

http://foma.ru/ds_quiz/ugadaj-rastenija-...

В Великий Четверг на Литургии читается длинное составное (состоящее из нескольких отрывков) Евангелие, которое повествует о событиях этого дня — здесь и планы первосвященников убить Христа, умовение Спасителем ног учеников, Тайная вечеря, молитва в Гефсиманском саду, арест Спасителя… Что из этого наиболее важное? Какие таинства Церкви устанавливает Господь в этот день? Рассказывает священник Антоний Борисов : 12 Евангелий Страстного четверга Вечером в Великий четверг на Страстной седмице совершается Утреня Великой пятницы, которую часто называют Служба двенадцати Евангелий. Это драматичное богослужение посвящено воспоминанию страданий и крестной смерти Христа — на нем читают 12 евангельских отрывков, которые рассказывают о беседе Спасителя с учениками на Тайной Вечере, предательстве Иуды, суде первосвященников и Пилата, а затем мучениях и распятии Сына Божия. Читать далее... Евангелие Великой пятницы Страстной седмицы Литургия в этот день не совершается; обратимся к евангельским отрывкам, которые читаются на Вечерне. Евангелие от Матфея 27:1-44 1  Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти;  2  и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю. 3  Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам,  4  говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам.  5  И, бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился.  6  Первосвященники, взяв сребреники, сказали: непозволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови.  7  Сделав же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников;  8  посему и называется земля та " землею крови " до сего дня.  9  Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: " и взяли тридцать сребреников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля,  10  и дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь " .

http://foma.ru/evangelija-strastnoj-sedm...

В единственной пророческой книге Нового Завета, которая называется Апокалипсис, или Откровение Иоанна Богослова, — тоже нигде не конкретизируется, какое будущее ждет примирившихся с Богом людей. Вообще, как пошутил однажды американский писатель-юморист Амброз Бирс, «Откровение — знаменитая книга, в которой Иоанн Богослов сокрыл все, что знал». Но, как бы то ни было, будущее блаженство передается там не описанием райских кущ, а только через отношения Бога и человека: Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое (Откр 21 :3-5). Из книги Апокалипсис становится совершенно ясно,что общее между первым и вторым раем — это Сам Бог . Только в Новом Завете перед человеком открываетсяобраз будущего мира, в котором Бог снова среди людей, можно услышать Его голос, увидеть Его воочию, быть с Ним воедино: И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их. И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков (Откр 22 :4-5). Никакая другая религия в мире, кроме христианства, не обещает человеку такого общения с Творцом. Более того, начало этого будущего рая доступно человеку уже на земле, в Церкви — в общении христиан с воскресшим Христом и друг с другом. А что касается судьбы людей, не пожелавших вернуться к Богу... Никто из задававшихся этим вопросом до сих пор так и не нашел ответа, как вообще возможен рай, если в нем окажутся не все люди, если кто-то будет мучаться в аду. Остается только надеяться на Бога, Который всеведущ, всесилен и милосерден, — и мы вправе иметь такую надежду. Но ведь вопрос еще и в том, сможем ли мы сами простить себя в присутствии Того, Кого мы предали. Возможно, ад — это и есть вечные муки совести, когда уже ничего нельзя исправить, а от стыда невозможно даже взглянуть своему Небесному Отцу в глаза.

http://foma.ru/raj.html

В каждом языке есть грамматика, то есть внутренние правила, которые определяют формирование и образование слов, регулируют их порядок в предложении, их формы — падежи существительных, спряжения глаголов и так далее. Грамматику преподают в школах, но на интуитивном уровне мы, носители языка, знаем ее и так. Если мы говорим на языке, то чувствуем его правила, даже если не можем их обосновать. Словом грамматика , пожалуй, можно перевести слово Логос. Христос — это суть грамматики вселенной. Эту мысль можно было бы развить, но также мы можем заметить, что Пасха, смерть Христа и Его Воскресение, — это грамматика христианской веры. Все, что мы делаем, все, во что мы верим, все, что мы принимаем как правду, становится непреложным только в свете Воскресения. Ибо Христос — грамматика (логос) всего созданного Богом порядка — это тот же Христос, который перенес смерть, был погребен и разрушил ад, победил смерть. Вот грамматика нашей веры. Церковные службы, которые проходят в Страстную седмицу и на Пасху — это не просто воспоминание о великом историческом событии. Скорее, это попытки на глубинном смысловом уровне прикоснуться к тому, что происходило в Иерусалиме две тысячи лет назад — то есть к сердцу христианской реальности, и призыв воспринимать наше настоящее в свете этой реальности. Мы проходим сквозь трагедию последних дней земного пастырства Христа и Его страданий, чтобы Его жизнь могла бы стать нашей жизнью. В этом — суть Православия. Отцы Церкви учат нас, что Бог стал тем, чем мы являемся, чтобы мы могли стать тем, чем является Он. Святой апостол Павел говорит об этом так: Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни (Рим 6:3–4). В таинстве Святого Крещения мы соединяемся со Христом, «погребаемся» с Ним. И подобным же образом мы соединяемся с Ним в Его воскресении. Его жизнь становится нашей жизнью так же, как Он сделал нашу жизнь Своей.

http://foma.ru/v-nachale-byilo-slovo-2.h...

В ночь накануне страшных страданий на Голгофе Спаситель в последний раз беседовал с учениками, и, когда времени уже не оставалось ни на что, кроме самого главного, Он сказал им: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга (Ин 13:34). Многие святые отцы, комментировавшие эти слова, например блаженный Августин Иппонийский, обращают внимание на то, что новизна этой заповеди не в призыве любить как таковом. В конце концов, Христос ходил по землям Палестины с проповедью три с половиной года, и все это время Он учил окружавших Его людей именно любить друг друга. А «новой» Он назвал эту заповедь потому, объясняет Августин, что дает пример любви — Самого Себя. Вскоре Господь будет распят на Кресте, потом воскреснет и вознесется на Небо, а еще много лет спустя Его ученик Иоанн, обладающий особенной богословской чуткостью, напишет: Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем (1 Ин 4:16). «Самое великое и точное благовестие Нового Завета» — так отзывается об этих строках сербский святой нашего времени, преподобный Иустин Челийский (1894–1979). Сегодня эти слова — «Бог есть любовь» — известны всем, но понять их не так-то просто. «Бог есть любовь» значит не то, что Богу свойственно любить, объясняют святые толкователи. Это значит, что сама сущность Божия наиболее точно описывается понятием любви. Конечно, мы не можем подвергнуть природу Бога научному анализу, но можем судить о ней по тому, как Бог Себя проявляет. А проявляет Он Себя прежде всего как любовь. Именно по любви Бог сотворил вселенную и человека — чтобы Ему было с кем делить то блаженство, мир и радость, в которых Он пребывает от вечности, писал преподобный Иоанн Дамаскин († ок. 780). Именно любовь стала причиной того, что Сын Божий — Второе Лицо Святой Троицы, Господь Иисус Христос — вошел в созданный Им же Самим мир: родился человеком две тысячи лет назад и по-человечески принял смерть, чтобы освободить сотворенного Им человека от смертельных последствий греха. Не в меньшей мере тут проявилась и любовь Бога Отца — Первого Лица Святой Троицы: Ибо так возлюбил Бог мир, — говорит Христос, — что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин 3:16). Можно представить себе ситуацию, когда ради спасения ближних приходится пожертвовать собой (как это сделал, например, Александр Матросов). Но какую же любовь нужно иметь к людям, чтобы пожертвовать ради них собственным Сыном…

http://foma.ru/chto-takoe-nastojashhaja-...

Важно отметить, что скорбь родителей о потере беременности не только естественна и неподдельна, но еще и свойственна христианам. Очень часто приходится слышать, что горевать христианам не подобает, что те, кто потерял близкого, должны смириться с утратой как с «Божьей волей». Однако мы знаем, что «Иисус прослезился», когда узнал о смерти своего друга Лазаря (Иоанн 11:35). Особенно при ранних выкидышах, а большинство выкидышей происходит до двенадцатой недели беременности, люди часто изрекают шаблонные фразы: «Такова Божья воля», «Бог захотел оставить младенчика с собой на небесах», «Богу виднее, может, он родился бы больным». Единственная цель этих фраз – показать родителям, что им не следует горевать, что они «христиане» и должны принять Божью волю и «не роптать». Как помочь в скорби другу или близкому человеку Каждый скорбит по-своему. Что бы помочь этим страдальцам, важно создать атмосферу любви и понимания. Всегда согласовывайте свои действия со священником. В 2002 году я написала статью в журнал Jacob ‘ s Well , под названием «Как утешить тех, кто потерял ребенка во время или после беременности». Я приведу некоторые положения из этой статьи для тех, кто не знает, что сказать и как помочь скорбящему другу или близкому человеку. Ваша помощь, утешение и деликатная поддержка могут оказать положительное влияние на то, как родители будут переживать утрату младенца, и как быстро они смогут от нее оправиться. Ваши действия очень важны, сейчас вы нужны этим родителям как никогда. После рождения двух замечательных детишек мы с моим мужем пережили смерть двоих младенцев во время беременности. Наш второй малыш умер, когда мы были в Свято-Владимирской Семинарии. Пережить это нам очень помогали молитвы и поддержка нашей общины. Ежегодный молебен, который мой муж служит 15 октября, очень много для нас значит. Мы надеемся, что такие молитвы также помогут оправиться от горя и другим людям. «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих!» (2 Коринф, 1:3-4).

http://pravmir.ru/beremennost-i-poterya-...

Вера в реальность духовного мира никоим образом не является особенностью христианства,  люди во всех культурах интуитивно осознают, что мир гораздо больше того, что мы можем воспринять при помощи органов чувств. Даже там, где государство насаждало принудительный материализм — как в нашей стране или в Китае — интерес к духовной реальности выступает на поверхность, как только его перестают давить. Сегодня в любом книжном магазине можно найти полные полки литературы, посвященной различным «духовным практикам»:  хотите магию вуду, хотите — ритуалы североамериканских индейцев, а хотите — заговоры сибирских шаманов. В этом отношении наш мир напоминает мир, в котором проповедовали апостолы, — он тоже кишмя кишел духами. Как и теперь, люди получали духовные откровения, летали в астралы и собеседовали с духовными существами. Как и теперь, эти духи нередко уверяли, что они тоже действуют от имени истинного Бога. Читайте также: Солнце? Ручей? Треугольник? Как люди пытаются понять тайну Святой Троицы Вопрос о различении духов возник сразу же — и не утратил своей актуальности и сейчас. Как понять, что это именно Святой Дух? Почему и чем Святой Дух и Его действие принципиальным образом отличается от всех видов псевдодуховности? Апостолы дают нам достаточно ясные критерии. Прежде всего, Святой Дух свидетельствует о Господе Иисусе, прославляет Его и напоминает то, что сказал Он. Деяния Святого Духа полностью христоцентричны — Он ведет нас к вере во Христа, укрепляет и утверждает в этой вере, наставляет нас в истине, открытой Христом. Однако уже в апостольские времена появились лжеучителя, проповедовавшие — под именем Иисуса — кого-то другого. Поэтому апостол Иоанн говорит: Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия [и духа заблуждения] узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире (1 Ин 4:1-3).

http://foma.ru/svyatoj-dux.html

Вера И такому Богу Аврам поверил. Что в этом исключительного? Ведь много людей верит в Бога. Мы можем верить в то, что Бог реален, что Его слово, вообще говоря, истинно, что Он желает спасения людей. Мы можем придерживаться самых правильных богословских воззрений — и сейчас, во времена Нового Завета, в этом смысле мы знаем о Боге гораздо больше Авраама. Но все-таки мы можем не иметь его веры. Что отличает веру Авраама? Это не просто вера в бытие Божие, не просто признание определенных истин о Боге — это личное доверие . Богу есть до меня дело; Он обращает Свое слово и ко мне лично; я лично призван верить этому слову и полагаться на него. В этой вере есть великое, поразительное дерзновение. Неверующие часто бранят приниженность рабов Божиих; однако те из них, которые дают себе труд приглядеться внимательнее, наоборот, возмущаются их крайней заносчивостью — подумать только, верующие полагают, что Творцу всего этого непостижимо огромного мироздания есть дело до каждого из них, что Он печалится об их грехах и радуется их покаянию, что Он — управитель мироздания — тратит время на то, чтобы возиться с ними! Авраам верит, что к нему обращается Всемогущий; более того, он верит в то, что Всемогущий дает ему обетование. Слово «обетование», вошедшее в наш Синодальный перевод из церковнославянского языка, буквально значит «обещание». Бог обещает Аврааму: и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные (Быт 12:2, 3). Выглядит ли это правдоподобным? Нет. По любым человеческим меркам — это абсурд. Когда Авраам покидает Харран, ему уже 75 лет. Более того, до рождения Исаака проходит еще четверть века. И в течение этих лет Авраам, все более глубокий старик, верит, что у него и у его престарелой жены родится сын, через которого он станет отцом многих народов. Как пишет апостол Павел, он, сверх надежды, поверил с надеждою, через что сделался отцом многих народов, по сказанному: «так [многочисленно] будет семя твое». И, не изнемогши в вере, он не помышлял, что тело его, почти столетнего, уже омертвело, и утроба Саррина в омертвении; не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу и будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное (Рим 4:18–21).

http://foma.ru/avraam-otecz-veryi.html

Ветхозаветные первосвященник, священник и левит. Иллюстрация: THE HISTORY OF COSTUME By Braun & Schneider Служителей избирал для Себя и воплотившийся Бог Иисус Христос. В Евангелии от Марка сказано, что Христос взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему. И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь, и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов (Мк 3:13–15). Во всех этих (и многих других) местах Священного Писания мы видим: Господу нужны те, кого Он мог бы посылать на проповедь и другие угодные Ему дела, будь то освобождение евреев от рабства, исцеление недужных или, например, раздача пищи голодным (ср., напр., Мф 14:15-21). Бог нуждается в людях, готовых служить Его пророками, Его посланниками, по-гречески — апостолами (греч. πστολος и значит «посланник»). Но зачем? Ведь Он всемогущий! Бог действительно всемогущий, и Он в силах сделать всё, что ни пожелает. Но Ему угодно, чтобы всё, что касается людей и их духовной жизни, устраивалось тоже через людей. Через посредников, готовых добровольно действовать от имени Бога и открывать Его людям. Всем в мире Господь управляет, все держит под неусыпным контролем, недаром одно из имён, которым Его принято называть, — Вседержитель. Но в гигантской Вселенной, послушной своему Творцу, Он намеренно сохранил такое пространство, в которое не вторгается без приглашения, в котором Ему не угодно распоряжаться полновластно, как распоряжался бы хозяин. Это пространство — сердце человека. Человек, созданный по образу и подобию Божию, сотворен свободным: он сам выбирает, подчиняться Богу или плыть по течению своих собственных влечений и решений. Свобода воли — базовое, фундаментальное свойство человека, без него никаких людей и не было бы, а были бы роботы (возможно, очень симпатичные и послушные). Не будь человек свободен, он не мог бы и любить. Любовь —принципиально свободное действие человеческой души: заставить полюбить — невозможно. А ведь любовь — это главное, что нам открыл Господь о Себе Самом. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем , пишет святой апостол Иоанн Богослов (1 Ин 4:16), и это есть, по словам нашего современного святого Иустина Поповича (1979), «самое великое и точное благовестие Нового Завета». А если Бог есть любовь, то и человек, созданный по Его образу и подобию, призван быть любовью. Это значит в том числе и то, что он принципиально свободен.

http://foma.ru/svjashhenniki-govorjat-ch...

Видение ап. Иоанном Богословом «жены, облаченной в солнце». Миниатюра из Апокалипсиса. XIII в. (Bodl. Douce. 180. Fol.) Дракон И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадем. Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю (Откр 12:3–4). Толкование этому образу дано уже в самом Апокалипсисе. Согласно тексту, это древний змий, называемый диаволом и сатаною (Откр 12:9). Важно, что он выступает в качестве исконного врага Церкви, мобилизующего на борьбу с ней своих приспешников из среды человечества, представленных в образе двух зверей. Дракон. Анжерский апокалипсис (фрагмент), Жан де Бондоль и Николя Батай, 1373—1381, wikimedia.org Два зверя И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные (Откр 13:1). И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон (Откр 13:11). В 13-й главе Апокалипсиса представлены два зверя: один, выходящий из моря, другой — из земли. Их деятельность подробно описана, поэтому понимание этих образов в самом общем смысле не вызывает споров. Два зверя — это представители человечества, получающие свои полномочия от дракона-сатаны и служащие ему. Вся их деятельность направлена на богоборчество. Зверь, выходящий из моря. Анжерский апокалипсис (фрагмент), Жан де Бондоль и Николя Батай, 1373—1381, wikimedia.org Первый зверь — воплощение гордыни, богохульства и насилия. Второй творит разного рода чудеса и знамения; его основная задача — обольщение людей. И, согласно тексту, второй зверь с этой задачей успешно справляется, так что потрясенные его чудесами люди поклонились первому зверю. Характерно, что в дальнейшем повествовании Апокалипсиса зверь, вышедший из земли, именуется лжепророком (Откр 16:13; 19:20; 20:10). Эту пару образов толкуют двояко, ввиду их чрезвычайной сложности и неоднозначности. Так, например, в двух зверях усматривают как образы конкретных носителей зла, так и образы богоборческих государств или социальных институтов. Некоторые толкователи видели в образе первого зверя символ Римской империи, подвергающей христиан гонениям, а в образе второго — символ института жречества императорского культа.

http://foma.ru/10-simvolov-apokalipsisa-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010