Живое и неодушевленное сопровождает икону от самого ее возникновения. Уже материалы делятся по этому признаку: на неодушевленные минералы, высушенное (а, значит, мертвое) дерево – доску, и яйцо, содержащее в себе жизнь. «Икона входит в весь комплекс приношения человека, которым Церковь осуществляет свое назначение: освящать человека и преображать мир, превращать вещество в путь к Богу, в способ общения с Ним». Сама Церковь осознает себя живым организмом, главой которого является Иисус Христос. Этим и продиктовано все мировосприятие христианина. Отсюда понятие организма стало применимо по отношению к народам и культуре, к государству, обществу, экономике, праву, - вообще, по отношению ко всей действительности. А слово «органичный» понимается теперь как «цельный, закономерный, не случайный, естественный, имеющий глубокие бытийные корни». И потому, встречаясь с окончательным, неразложимым далее единством, европейская философия небезуспешно прибегала к аналогии с организмом: позднелат. organizmo – устраиваю, сообщаю стройный вид. На Западе одухотворение предметов окружающего внешнего мира привело, в конце концов, к пантеизму. А в новое время, благодаря триумфальному шествию (правильней, от-шествию от органического мировосприятия), возглавляемому Леонардо да Винчи, Кеплером, Коперником, Сеннертом, Галилеем, Декартом, Ламетри, Вольфом, Дришем, Шульцем, западная цивилизация под прогрессистским знаменем пришла к машинной теории жизни, к причинно-механической картине мира, которую закономерно вставила в раму материализма. Живой человек стал бездушным колесиком в мировом «приводе». На Востоке же мусульманская «правоверная» культура, с ее скепсисом по отношению ко всем положительным религиям и отсюда – изобразительными негациями (негациями в хайдеггеровском смысле), знает только изображения неодушевленных предметов, в то время как для христиан главным описываемым объектом являются живые существа, и, прежде всего – человек. В Православии сам человек призван быть живой иконой. Но сама икона не понимается живой, несмотря на свою высокую степень почитания (неодушевленные Крест, Евангелие, икона – свидетели Истины, но не собственно Истина или Ее аутентичные заменители). Признание иконы живой по природе приводило бы к «идолизации» живописного образа, ибо идол и есть обожествление неодушевленного предмета. На сей счет исчерпывающе говорилось на Седьмом Вселенском Соборе. Тем не менее, предмет на иконе в известной мере теряет свою неодушевленность и становится как бы живым.

http://pravoslavie.ru/126.html

Закрыть itemscope itemtype="" > «Дай мне ещё этой воды!» 20.01.2023 541 Время на чтение 8 минут Источник: Православие.ру В ту январскую ночь, когда я в очередной раз приехала в Харьков к попавшему в больницу брату, от пожара дотла сгорел деревянный дом, где я жила с кошкой Тигрой и собакой Арни. Животные, к счастью, не пострадали, но огонь испепелил практически всё. Однако он не смог одолеть силу крещенской воды. Посреди выгоревшей кухни и сейчас, спустя 10 лет после пожара, случившегося в ночь с 28 на 29 января 2013 года, прямо накануне моего дня рождения, стоит уцелевший деревянный стол, набитый пластиковыми бутылками с крещенской водой. Уцелели и просфорки, лежавшие рядом с ней, и бумажные листочки с текстом о крещенской воде. Именно крещенская вода стала для меня первым глотком той «живой воды», о которой повествуется в четвертой главе Евангелии от Иоанна. Встретив у колодезя женщину из Самарии, Иисус просит у нее пить, а потом говорит: «Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую» (Ин. 4: 10). Об обычной воде Он говорит: «Всякий пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4: 13–14). Когда я устаю молиться, терпеть, верить, ждать и надеяться, когда приходит уныние и отчаяние, все равно в глубине души я точно знаю: придет время, и моя любимая дочь, и племянники, и остальные родственники скажут Господу слова той самарянки: «Дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды…» (Ин. 4:15). Эту фразу самарянки я вспоминаю каждый раз, собираясь 18 и 19 января в храм, чтобы в великий праздник Богоявления принести домой крещенской воды, о которой 20 лет тому назад мой умиравший в больнице брат сказал: «Дай мне еще этой воды! Меня впервые не тошнит!» В сказках умершего героя часто оживляют с помощью живой и мертвой воды. Для моего брата, страдавшего от множества осложнений сахарного диабета, эта вода поистине стала той «живой водой», о которой говорится в Евангелии. И для меня крещенская вода – это та «живая вода», в которую непостижимым образом после освящения в храме превращается обычная водопроводная вода. Удивительно, но в течение прошедших десяти лет, приезжая на пепелище, я понемногу пила ту воду, что уцелела во время пожара. Она до сих пор свежа и чиста. Но Промыслом Божиим уже третий год я живу вдали от родного пепелища. Несмотря на огромную помощь добрых людей, среди которых было много читателей сайта «Православие.ру», я так и не смогла построить новый дом. Большая часть пожертвованных денег ушла на лечение брата, оставшаяся – на оплату общежития и другие нужды. 27 января 2013 года я покинула родные стены, и вот уже ровно 10 лет скитаюсь по чужим углам. Но я стараюсь не роптать, а благодарить Бога за всё – за скорби и радости.

http://ruskline.ru/opp/2023/01/20/dai_mn...

Католический пропагандист, директор Папского Библейского Института Мишель д’Эрбиньи, не раз бывавший в России, в своём последнем труде «L’Aspect religieux de Moskou», переведённом и на русский язык под заглавием «Церковная жизнь в Москве» 103 , со слов одного епископа-тихоновца, утверждает, что к ней принадлежит 35% верующих в провинции и 20% в Москве, а сами члены «Живой Церкви» считают, что к ней принадлежит около четверти (21,4%) всего православного населения России 104 . Если признать эти цифры приблизительно верными, нужно прийти к выводу, что по числу своих членов «Живая Церковь » занимает второе место среди Православных Церквей, если только её можно к ним причислить. Эта Церковь является значительной силой не только по своей многочисленности, но и по своей организации. Она уже успела собрать два Собора в 1923 и 1925 гг. и подготовляет в 1927 году третий; она имеет свой синод, свои епархиальные и приходские органы, свои духовные академии и богословские курсы 105 ; издаёт несколько журналов. Она в последнее время находится в официальной переписке с Константинопольским и Иерусалимским Патриархами, благосклонен к ней и новый Патриарх Александрийский, и представитель Антиохийского Патриарха присутствовал на её Соборе. Благосклонно относятся к ней как католики, так и англикане. Она, наконец, пытается подчинить себе русские церкви и вне пределов России: во Франции, Германии, Дании и Греции, а в Америке эти её стремления увенчались некоторым успехом: 27 ноября 1925 г. Апелляционное Отделение Высшего Суда в Нью-Йорке признало, что представитель «Живой Церкви» Иван Кедровский является законным владельцем кафедрального православного русского собора и всего церковного имущества, вследствие чего митрополит Платон должен был всё это уступить Кедровскому, а теперь Кедровский хлопочет о передаче ему храмов и церковного имущества всех двухсот русских приходов в Соединенных Штатах. Пытается захватить в руки власть «Живая Церковь » и на Дальнем Востоке, в Японии, в Китае, Корее. Итак, «Живая Церковь » – это, во всяком случае, величина, с которой нужно считаться, и чтобы определить наше надлежащее отношение к ней, я сначала вкратце изложу её внешнюю историю, затем её учение и устройство, и наконец, попытаюсь дать ей каноническую и моральную оценку, как её учению и устройству, так и её образу действия. Глава I. История «Живой церкви»

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Скачать epub pdf Проповеди о молитве ИСЦЕЛЕНИЕ РАССЛАБЛЕННОГО Во имя Отца и Сына и Святого Духа. В одном из своих сочинений преподобный Ефрем Сирин говорит: «Не заключай свою молитву в одни слова, пусть каждое твое действие будет Бого-служение...» Этим он говорит многое. И первое: все, что мы делаем, имеет какое-то духовное значение. Всякий человек на земле в той или мной мере есть священник Бога Живого; он принадлежит двум стихиям – земной и небесной, духовной и вещественной, и призван все, что есть в нашем мироздании, сделать частью ликующего Божиего Царства. Нет ничего на земле и в поднебесье, что не могло бы войти в Царство вечной славы, когда " Бог будет все во всем» ( 1Кор.15,28 ), за исключением человеческого греха. И вот в сегодняшнем Евангелии мы видим, как это осуществляется в четырех людях, принесших своего расслабленного друга к ногам Спасителя: их действие оказалось живой мольбой, без слов свидетельствующей и об их вере в Господа, и о любви их к своему другу. Такова должна быть и наша молитва предстояния и печалования друг за друга. Недостаточно стать перед Господом и Его просить, чтобы Он сделал для людей то, что в Его имя мы должны бы для них сделать; недостаточно взывать к Богу о помощи там, где Он вправе нам сказать: ты иди и сотвори дело милосердия, дело правды, дело любви... Это мы должны помнить непрестанно. Некоторые недоумевают, почему Господь взглянул с благоволением на этого человека и исцелил его по вере других. Да потому, что вера этих «других» была не просто верой, а делом живой молитвы и живой любви. Этот человек стяжал себе любовь друзей, которые потрудились и взяли на себя риск принести к Спасителю больного друга. Молитва должна заключать в себе все, вся жизнь наша должна быть предстоянием перед Богом и, во имя Божие, стоянием среди людей и перед людьми. Если мы будем так жить, тогда не будут упрекать христиан, что они крепки только в слове, а когда доходит до дела – бессильны, безразличны; тогда только можно будет сказать, что молитва – это дело, превращенное в созерцание, а дело есть молитва, ставшая поступком.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozh...

Дорогие мои! Ликуем и радостно празднуем в день сей, восхваляя и прославляя подвиг победы Божественной Любви. Христос Воскресе! Распахнем же сердца наши навстречу Страдавшему и Умершему и Воскресшему нас ради. И войдет Он, и наполнит Собой и Светом Своим жизнь нашу, и преобразит души наши. И тогда с любовию устремимся за Ним и мы по крестному пути нашему, ибо в конце его, несомненно, сияет и наше воскресение в жизнь вечную. Сердечно поздравляю вас с днем общей нашей радости, днем святым, днем светоносным! Воистину Воскресе Христос! Ваш Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Пасха Христова, 1987 год. Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех... ...Отроцы благословите, священницы воспойте, людие превозносите Воскресшаго Христа во веки... И вновь пасхальный благовест наполнил мир. Христос Воскрес! Христос Воскрес! И в этом — победа жизни. Христос Воскрес! И открыл воскресный путь всякой плоти, совоскресив ее Собою. Христос Воскрес! И безнадежность смерти сокрушена, и сила смерти уже истощилась. Тысяча лет из года в год весть о начале вечного жития возвещается на Руси. И звучит благовест о Воскресении, о Жизни, звучит по-разному. Звучит то праздничным победным звоном колоколов на весь мир, то шепотком и робко, а то замирает и будто умирает совсем, чтобы вдруг неведомой, незримой силой опять и опять вознестись, достигая сердец. И сила эта — Любовь Христова к нам. Дорогие мои, сохраним же бережно этот зов к Жизни со всей Святой Русью, омывшейся верой сильных духом и их подвигом. И врачевством к бессмертию, данным Самим Христом в Святейшей Евхаристии, победим власть греха и тьмы, восстающих на Жизнь. Дорогие мои, родные! Воистину Воскресе Христос! Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Пасха Христова, 1988 год. Христос Воскресе! Дорогой батюшка! В эти светлые дни веселия и радости, особой близости Воскресшего Господа, когда все, не погубившие в себе живой души, единым сердцем поют слова Жизни Вечной: Христос Воскресе! И мертвый ни един во гробе... Христос Воскресе! И днесь весна душам. Поздравляю и я Вас, родных и близких с праздником Светлого Христова Воскресения. Сколько радости, сколько надежды хочется вложить в эти слова, ожидая от них живой силы всем, кто идет за Христом, а наипаче тем, кто несет на себе всю ответственность за дело Христово на земле, за жизнь Святой Православной Церкви, за жизнь народа Божия. Да охранит Воскресший Господь в жизнь вечную каждого делателя на Ниве Своей, да умножит их силы и дерзновение в служении и соделает труд их многоплодным. Воистину Воскресе Христос!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3263...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Как беседовать о вере? Прежде чем переходить к практическим рекомендациям, важно обратить внимание на то, что миссионер не должен представлять христианство просто как набор отвлеченных идей. Как говорил отец Даниил, «миссионер должен призывать человека к личному контакту с Господом Богом» 113 . Священномученик Александр (Миропольский) говорит об этом подробнее: «Православное христианство есть жизнь по образу Иисуса Христа… и всякое отступление от Него есть блуждание и духовная смерть. А если так, то на собеседованиях с заблуждающимися прежде всего следует говорить об истинной жизни, которая есть путь к вечному блаженству. Нам нередко приходилось бывать на собеседованиях наших миссионеров со старообрядцами и сектантами, но мы никогда не слыхивали там беседы о православии как истинной жизни, там постоянно слышались только споры и споры, нередко сопровождаемые ругательствами, анафемами и проклятиями… Никогда мы не слышали ни слова о человеческой жизни, для обновления которой приходил на землю Иисус Спаситель» 114 . Об этом говорит и митрополит Афанасий Лимассольский: «Каждый должен понимать: то, чего мы ищем в Церкви и что она может нам дать, – это личные отношения с Христом. Очень важно знать, что, входя в Церковь , мы призваны устанавливать связь не с учением Церкви, а с живой Личностью Иисуса Христа, Которая существует и с Которой человек может и должен иметь отношения любви… Церковь – это опыт вечной жизни, который начинается в этой жизни и переходит в вечное Царство Божие... Когда человек глядит на Церковь как на идеологию, он не может понять, что жизнь верующих основывается на опыте. Для него это безумие. Для него Церковь – безумие. И святые для него – безумцы» 115 . Поэтому задача проповеди – не просто дать людям теоретическую информацию, а попытаться помочь им понять, что христианство – это жизнь, оно строится на опыте живой связи с Богом, которая может изменить всё. Если перейти к возможным способам правильно познакомить людей с верой, то стоит обратить внимание на рассказ святителя Николая Японского о том, как по его благословению князь Стефан Даде предпринял миссионерское выступление перед своими бывшими подданными:

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление А разве погибли все люди Ветхого Завета? Этот вопрос в самых разных формах выдвигают для того, чтобы отвергнуть единоспасительность дела Христова. Говорят, что раз в Ветхом Завете люди могли спастись без Христа и Его Крещения, то и сейчас для разных классов людей это возможно. В описании классов спасаемых мнения расходятся. Одни утверждают, что спасение доступно некрещеным младенцам, другие – порядочным людям, третьи – язычникам, живущим по законам их религии, четвертые – иудеям, выполнившим Закон Моисея. Но во всех случаях говорят, что утверждение «вне Церкви нет спасения» делает для наших современников спасение более труднодостижимым, чем это было в Ветхом Завете. Один современный богослов вообще разработал теорию, что все человечество, не знающее о Христе, находится в состоянии Ветхого Завета. Все умершие некрещеными сходят во ад, там их встречает Христос, проповедует им, и отправляет на небеса. При этом этот автор утверждает, что сошествие в преисподнюю вне времени и потому касается всех поколений людей. Тут необходимо сказать следующее. В Ветхом Завете из умерших никто вообще не мог рассчитывать на спасение. Как молился благочестивый царь Езекия: «Я сказал в себе: в преполовение дней моих должен я идти во врата преисподней; я лишен остатка лет моих. Я говорил: не увижу я Господа, Господа на земле живых; не увижу больше человека между живущими в мире; жилище мое снимается с места и уносится от меня, как шалаш пастушеский; я должен отрезать подобно ткачу жизнь мою; Он отрежет меня от основы; день и ночь я ждал, что Ты пошлешь мне кончину… Господи! так живут, и во всем этом жизнь моего духа; Ты исцелишь меня, даруешь мне жизнь. Вот, во благо мне была сильная горесть, и Ты избавил душу мою от рва погибели, бросил все грехи мои за хребет Свой. Ибо не преисподняя славит Тебя, не смерть восхваляет Тебя, не нисшедшие в могилу уповают на истину Твою. Живой, только живой прославит Тебя, как я ныне: отец возвестит детям истину Твою». ( Ис.38:10-14, 16-19 )

http://azbyka.ru/mogut-li-spastis-nekres...

     «Не обманывайте себя, — пишет апостол Павел, — пьяницы Царства Божия не наследуют» (см. 1 Кор. 6, 9–10). Интерпретируя эту мысль апостола, святитель Иоанн Златоуст говорит: «Пьяница – живой мертвец». Пьянство — это греховная страсть и опасное социальное явление. Алкогольная зависимость становится тяжелой проблемой для самого человека и окружающих его людей. И это проблема, которую человек создает себе сам. Можно ссылаться на тяжелые обстоятельства жизни, на сложные взаимоотношения с близкими, на конфликт в семье, на наследственную предрасположенность, но необходимо со всей откровенностью сказать: алкогольная зависимость, пьянство — это то, до чего позволил себе опуститься сам человек. Как это с ним произошло? Имеет значение первый опыт. Увы, сегодня подростки порой слишком рано начинают пробовать спиртное, а детский организм более восприимчив и менее защищен. Видеть молодого человека с выраженной алкогольной зависимостью бывает очень тяжело. Если за праздничным столом взрослый человек выпивает бокал вина, он считает, что это не может вызвать у него никакой зависимости. Апостол увещает христиан: «Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом» (Еф. 5, 18). С чего часто начинается зависимость? Со стремления «запить» свои проблемы. Есть какой-то дискомфорт, и человеку кажется, что спиртное поможет ему расслабиться, взглянуть на все по-другому, почувствовать себя не так скверно. Но наступает утро, и становится ясно, что от выпитого лучше не стало. Хорошо, если не стало еще хуже: если в нетрезвом состоянии человек не сказал или не сделал что-то такое, что добавит в его жизнь и жизнь окружающих людей новые проблемы и тревоги. Зависимость начинается и с легкомысленного отношения, когда кажется, что пиво (напиток не самый крепкий) зависимость не вызовет, что вина выпили только «для настроения». А потом выясняется, что «для настроения» становится чуть ли не ежедневным. И тогда проблема снова представляется меньшей, чем есть на самом деле. Человеку все кажется, что он «в любой момент бросит», а зависимость, с которой он не хочет бороться, на самом деле только усиливается.

http://pravoslavie.ru/113119.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Святой Иоанн Кронштадский: пророк ХХ века Удивительная жизнь во Христе отца Иоанна Кронштадского, о которой мы хотим рассказать вам в этой книге, явила охладевающему верой, забывающему Бога миру, что святость и чудотворение – это не истории с запыленных страниц, а несомненная реальность духовного подвига и сила живой веры. Его служение Богу никогда не ограничивалось только молитвой и проповедью, хотя молитва его была столь пламенной, что достигая Небес, стирала все земные преграды и расстояния. История его жизни – это Евангелие в силе и действии – плод неутомимого духа. Это милость и любовь, радость и долготерпение, кротость и воздержание, как образ истинного пастыря Христова. В этой книге собраны авторские материалы, интервью и воспоминания, которые публиковались в разное время в журнале «Фома». Они раскрывают многие, порой неожиданные стороны личности великого кронштадского праведника, молитвенника и чудотворца.  Святой Иоанн Кронштадский: пророк ХХ века Оглавление 1. Вступление 2. Александр Моисеенков. Святой Иоанн Кронштадский: Непонятый до конца 3. Юрий Пущаев. Святой Иоанн Кронштадский: пророк ХХ века 4. Александр Ткаченко. Урок Иоанна Кронштадского 5. Святейший Патриарх Кирилл: «Не сбиваться с жизненного пути» 6. Избранные слова святого Иоанна Кронштадского 8. От издателя Удивительная жизнь во Христе отца Иоанна Кронштадского, о которой мы хотим рассказать вам в этой книге, явила охладевающему верой, забывающему Бога миру, что святость и чудотворение – это не истории с запыленных страниц, а несомненная реальность духовного подвига и сила живой веры.  Его служение Богу никогда не ограничивалось только молитвой и проповедью, хотя молитва его была столь пламенной, что достигая Небес, стирала все земные преграды и расстояния.  История его жизни – это Евангелие в силе и действии – плод неутомимого духа. Это милость и любовь, радость и долготерпение, кротость и воздержание, как образ истинного пастыря Христова.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010