Кроме того, нужно сказать, что праведность – это не единственный способ описать это преображение. Как мы уже видели, в Новом Завете это описывается с помощью глубоко личностного языка: мы стали сыновьями и дочерьми Бога через Христа и Святого Духа, и отныне наши действия должны свидетельствовать о том, что мы дети Божьи. Посему о христианской жизни важно говорить не только с точки зрения нашего возрастания в святости, но и с точки зрения культивирования и отображения взаимоотношений с Отцом и Сыном, которые нам были дарованы в начале христианской жизни. Именно эту сторону христианской жизни я и хотел бы исследовать в предстоящих разделах данной главы. В пятнадцатой главе Евангелия от Иоанна Иисус призывает своих учеников приносить плод, пребывая в нем по примеру ветвей на лозе. Незадолго до этого Иисус дал еще более поразительный пример того, что значит пребывать в нем, обратившись к образам, связанным с едой и питьем. На следующий день после насыщения пяти тысяч людей, которые в то время искали Иисуса, чтобы получить от него бесплатную еду, Иисус дважды заявил о том, что он есть хлеб жизни ( Ин.6:35.48 ). Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Питающийся Моей Плотью и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Питающийся Моей Плотью и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живой Отец, и Я живу Отцом, так и питающийся Мною жить будет Мною. Сей-?? есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: питающийся хлебом сим жить будет вовек ( Ин.6:53–58 , перевод немного изменен). В этом отрывке я хотел бы обратить внимание на следующее. Во-первых, заметьте, как Иисус связывает пищу и питье с пребыванием в нем, что обязывает нас рассматривать этот отрывок в соотношении с последующими словами Иисуса о лозе и ветвях. Один из способов нашего пребывания во Христе (как и один из способов того, как нужно развивать прямые взаимоотношения с Троицей) – это вкушать плоть и кровь Христа. Не удивительно, что связывая вкушение плоти и крови Христа с пребыванием в нем, он также связывает и жизнь верующего с жизнью Троицы. Это видно из того, что Отец описан с помощью слова «живой», в то время как о Христе сказано, что он живет Отцом, а верующий – Христом. Каким- то образом вкушение плоти и крови связаны с нашим участием во взаимоотношениях Отца с Сыном.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/zhiz...

от Бога родились " (Ин 1. 15). В первом чуде - в Кане Галилейской вода становится вином (гл. 2). Уже древние Отцы и толкователи видели в этом чуде указание на то, что " земное " может стать " небесным " , низшее может быть возведено на более высокую ступень, стать носителем Божественного. " Кто верует в Меня, у того... из чрева потекут реки воды живой " (7. 37). Что-то иное, Высшее, вошло в нашу земную жизнь, в нашу историю, но во всей живой конкретной реальности исторического бытия. Плоть стала живым обиталищем Божественного Слова, " скиниею " Его личного, конкретно осязаемого Присутствия (κα σκνωσεν ν μν— " и вселися в ны " — Ин 1. 14; " и что руки наши осязали " — κα χερες ημν ψηλφησαν — 1 Ин 1. 1). Он — Владыка мира, вошедший в мир и освятивший мир. Поэтому хлеб и вино могут стать Его истинными Плотию и Кровью, носителями не только Его страданий ( " Хлеб, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я дам за жизнь мира " - Ин 6. 51), но и Его вечной жизни: " Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь, имеет жизнь вечную " - 6. 54. Ибо самое страдание Его есть уже прорыв в мир Его Божественной Славы: " Ныне прославился Сын Человеческий и Бог прославился в Нем " (13. 31). Эти слова Он произносит в решающий момент — когда все теперь, после ухода Иуды с вечери, уже пущено в ход для предания Его на смерть, когда начинается уже крестный подвиг. Ибо Иуда ведь для того и вышел, чтобы сообщить последние сведения о Нем — куда Он собирается пойти, и чтобы через какие-нибудь 2-3 часа быть проводником тех, которые должны были силою схватить Его. Парадоксальная, покоряющая, превозмогающая безмерность откровения - не " Пустоты " (как в некоторых буддийских учениях), а Вечной Жизни даже в самой смерти на кресте — вот основоположная черта христианской проповеди. Созерцание Несказанного, Неисследимого, Невообразимого, Невозможного, и вместе с тем - умилительного в своей потрясающей Истинности и Правде. Комментарием к этому единому центральному факту — откровению Любви в смерти, в отдании Себя и в победе — является 1-ое Послание Иоанна.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=835...

Сия же воля Пославшего Меня Отца, чтобы всех, кого Он дал Мне, Я не погубил, но воскресил в последний день». Тогда шептались иудеи о Нем, ибо сказал Он: «Я есмь Хлеб живой, сошедший с неба». И говорили они: «Разве Сей не Иисус, сын Иосифа, чьи отец и Мать нам известны? Как же говорит Он: «Ибо Я сошел с неба». Иисус ответил и говорит им: «Не шепчитесь между собой. Никто не может прийти ко Мне, если только Отец, пославший Меня, не приведет его. И я воскрешу его в последний день. Написано у пророков: «И будут они все обучаемы Богом». Всякий, кто слышал от Отца и научился, приходит ко Мне. Ибо Отца не видел никто, кроме Того, Кто от Бога, Он видел Отца. Истинно, истинно говорю вам: кто верует в Меня, имеет жизнь вечную. Я есмь Хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне, и умерли. Сей есть Хлеб, сходящий с неба, чтобы, кто от него вкусит, не умирал. Я есмь Хлеб живой, сшедший с небес. Кто вкусит от Хлеба сего, будет жить вовеки. И Хлеб, коий Я дам ему, есть Тело Мое ради жизни мира». Посему спорили иудеи между собой, говоря: «Как может Он дать нам Тело Свое в пищу?» Тогда сказал им Иисус: «Истинно, истинно говорю вам: если не вкусите Тела Сына человеческого и не изопьете Крови Его, не будете иметь жизни в себе. Кто вкушает Тело Мое и пьет Кровь Мою, имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Тело Мое есть истинная пища и Кровь Моя есть истинное питье. Кто вкушает Тело Мое и пьет Кровь Мою, тот во Мне пребывает, и Я в нем. Как послал Меня живущий Отец, и Я живу Им, так и тот, кто вкушает Меня, будет жить Мной. Се есть Хлеб, сшедший с небес. Не как отцы ваши ели манну и умерли. Кто вкушает сей Хлеб, будет жить вовеки». Сие сказал Он, уча в синагоге в Капернауме. И многие из учеников Его, слыша, сказали: «Тяжко слово сие, кто может слушать его?» Иисус же, зная про Себя, что шепчутся о сем ученики Его, сказал им: «Сие соблазняет вас? А если увидите вы Сына человеческого, восходящего туда, где был Он прежде? Животворит дух, плоть же не приносит никакой пользы. Слова, кои Я говорю вам, суть дух и жизнь, но есть среди вас те, что не веруют».

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Сравнение потребности в духовной жизни с жаждой, а действия Святого Духа с истечением воды перекликалось с тем, что происходило в те дни в Иерусалиме: вода была задействована в обрядах праздника - её приносили из Силоамского источника и торжественно возливали у жертвенника. Вода есть сама жизнь, причем в жарком палестинском климате это перестает быть только метафорой. И вот Христос, Который пришел даровать нам жизнь вечную, говорит о живой воде. При этом Он ссылается на Писание. Не только Сам Господь, не только Его ученик Иоанн Богослов говорит о воде и о схождении Духа, но и пророчества Ветхого Завета. Через пророка Исаию Бог обещает Своему народу: «… я изолью воды на жаждущих и потоки на иссохшее; изолью Дух Мой на племя твое» (Ис. 44, 3). И через пророка Иоиля: «… изолью Духа Моего на всякую плоть» (Иоил. 2, 28) (исполнением именно этого пророчества объясняет Пётр события Пятидесятницы). А через пророка Захарию Бог открывает, что схождение Святого Духа связано с жертвенным подвигом Мессии: «Изолью Дух Мой благодати и умиления, и воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем и скорбеть, как скорбят о первенце» (Зах. 12, 10). Но плач о Христе распятом претворяется в радость о Христе воскресшем: «В радости, - восклицает Исаия, - будете почерпать воду из источников спасения» (Ис. 12, 3). Источник спасения и есть Христос Бог, который один только и может утолить жажду полной духовной жизни. Комментируя слова Господа о воде и Духе, Иоанн Богослов говорит, что в тот момент на учениках еще не было Духа Святого, «потому что Иисус еще не был прославлен» (Ин. 7, 39). Хотя Дух всегда действовал в мире и наставлял человека - ведь и пророчества изрекали «святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Петр. 1, 21), - но сам человек с его искаженной грехом природой не мог стать причастным Божеству Духа. Когда же человеческая природа была освящена и прославлена Сыном Божиим, а Вознесением была введена в духовное Небо, - тогда и открылась для людей поразительная возможность через Христа становиться «причастниками Божеского естества» (2 Петр. 1, 4). Поэтому после Вознесения Христа на учеников сходит Святой Дух. И поэтому мы, принимая Таинство Крещения и сочетая свою жизнь с вечным бытием Христа, тут же в Таинстве Миропомазания получаем благодатный дар - «печать» Святого Духа.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/6/51...

10 . За что осужден был Симон волхв? Не за то ли, что, пришед к апостолам, сказал: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго ( Деян.8:19 )? Не сказал он: дайте и мне общение Духа Святого, но власть, чтобы продать другим то, чего продать нельзя и чего сам не имел. И серебро принес к нелюбостяжательным. Видел он, что приносящие цену проданных имений полагали ее перед ногами апостолов, но не размыслил, что те, которые попирают ногами богатство, для пропитания нищих принесенное, не дадут за цену власть Духа Святого. Что же они говорят Симону? Серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги ( Деян.8:20 ). Ты второй Иуда; ты думал, что за сребро можно продавать дар Духа. Итак, если Симон, хотевший за цену получить власть, погиб, то сколь нечестив Манес, назвавший себя Духом Святым? Возненавидим достойных ненависти; отвратимся от тех, от которых отвращается Бог. Скажем и мы Богу со всяким дерзновением о всех еретиках: Мне ли не возненавидеть ненавидящих Тебя, Господи, и не возгнушаться восстающими на Тебя? ( Пс.138:21 ). Ибо есть и добрая вражда, как написано, например: и вражду положу между тобою, и между семенем твоим ( Быт.3:15 ). Ибо любовь к змею производит вражду против Бога и смерти. 11 . Итак, вот что нужно было сказать нам об отверженных. Теперь обратимся к Божественному Писанию и будем пить воды от своих сосудов ( Притч.5:15 ) т.е. святых отцов, и от своих кладенцев источника. Будем пить от воды живой, текущей в жизнь вечную ( Ин.4:14 ). Сие сказал Спаситель о Духе, Которого имели принять верующие в Него ( Ин.7:39 ). Примечай, что говорит Он: верующий в Меня не просто, но как сказано в Писании. Он указывает тебе на слова Ветхого Завета: из чрева потекут реки воды живой ( Ин.7:38 ). Не реки видимые, напаяющие землю, производящую только терние и древа, но реки, просвещающие душу. И в другом месте говорит: но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную ( Ин.4:14 ). Новая вода живая и текущая, текущая на достойных.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

(38) Поскольку мы находим, что пророческие, евангельские и апостольские речения иногда говорят о Христе как о Человеке, иногда как о Боге, а иногда одновременно как о Боге и как о Человеке, каким образом мы сможем утверждать, что они не противоречат друг другу, если не признаем, что природный Сын Божий и Бог стал по природе Человеком, и после воплощения Один и Тот же есть и Бог, и Человек? Ибо именно так, согласно апостолу, хотя Он и распят в немощи, но жив силою Божией ( 2Кор. 13:4 ), и воскрешен Отцом, и восставил Самого Себя, и вознесся, и добровольно взошел и воссел одесную Отца на небесах, превыше всякого начальства, и силы, и господства, и всякого имени именуемого ( Еф. 1:21 ). (39) Если не сразу стала своей для Слова неизреченно соединившаяся с Ним плоть, как бы она мыслилась животворной? Ибо Я хлеб живой, – говорит Он, – сшедший с небес и давший жизнь миру, Идущий хлеб сей, будет жить вовек: и хлеб, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира ( Ин. 6:51, 33 ). Если бы это говорилось не Самим Сошедшим, мы бы сказали, что это сказано как бы от лица усыновленного человека. Но поскольку Он говорит: Я хлеб живой, сшедший с небес, как плоть Его может быть чьей-то помимо Его? Если даже и написано: Истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни ( Ин. 6:53 ), – мы понимаем, что один Сын Божий и Сын Человеческий, Сын Божий вечно как Бог, Человеческим же ставший в последние времена, как вочеловечившийся. Иначе как же Он – Сын Человеческий, и [в то же время] сошел с небес? Блаженный Павел в послании к Евреям говорит: Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне ( Евр. 1:1 ). Заметь, что усыновления удостоились пророки, Сей же, в Котором в последние дни говорил нам Бог, не приемный сын, но природный – поэтому и отделен от пророков. Это и понятно – ведь сказано: Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил ( Евр. 1:2 ). Как делается наследником всего Тот, чрез Которого и веки сотворил, если Он не Бог и Человек? И поскольку Бог, Он творец веков – поскольку же Человек, поставляется наследником. Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную силы на высоте, будучи столько превосходнее ангелов, сколько славнейшее перед ними унаследовал имя ( Евр. 1:3 ). Заметь, что Сам Он есть «сияние славы и образ ипостаси Отчей», «держащий все словом силы Своей», Сей поставляется наследником всего и наследует имя, превысшее ангелов. Посему как Один и Тот же и «сияние славы», и держит все, и поставляется наследником всего и имени, если не Один и Тот же, будучи Богом стал Человеком? Ибо не об одном и другом говорится это, но об Одном и Том же Сыне Божием, в Котором Он говорил нам в последние дни ( Евр. 1:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

     Христос Воскресе! В жизни человека одну из главных ролей играют пища и питие. Так устроен человек, так устроен наш организм, что без воды, без еды мы можем умереть и погибнуть. Сегодняшнее Евангелие призывает нас по-новому, по-христиански взглянуть на эти две вещи — на воду и хлеб. Господь, придя в город Самарийский, Сихарь, остановился около колодца Иакова, и сюда же пришла местная женщина, самарянка, набрать воды. Господь попросил ее дать воды и Ему (см.: Ин. 4, 5–9), а она стала смущаться тем, что иудей вообще заговорил с ней, потому что иудеи считали самарян язычниками и избегали общения с ними. Самаряне по крови были близки к иудеям, но уклонились от истинного богопочитания. Господь сказал этой женщине, что вода, которую черпают в этом колодце, такова, что человек, пьющий ее возжаждет опять, а Он может дать ей особую воду, и пьющие ее не будут иметь жажды никогда. Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную (Ин. 4, 13–14). И сам евангелист Иоанн и все святые отцы Церкви говорят о том, что Господь в этих словах живой водой называет Святой Дух. Святой Дух, который все животворит, и люди, исполняясь Его, сами становятся неиссякаемыми источниками живой воды, текущей в жизнь вечную. Часто мы приходим в храм, ища решения каких-то своих проблем. Иногда этих проблем очень много, нас волнует состояние наших родных, близких, нашей страны. Ища помощи Господа и желая познать Бога и приблизится к Нему, мы часто упускаем из вида, что не только чтением Священного Писания, умным деланием мы приближаемся к Богу, но, в первую очередь, через приобщение благодати Святого Духа в таинствах Церкви. Эта святая живая вода оживотворяет нашу душу, и делает самих нас источниками Божественной благодати, способной исцелить не только нас, но и окружающих. Это особо важно всегда помнить здесь, в этих стенах, где учатся будущие пастыри, будущие апостолы, проповедники Божественной благодати.

http://pravoslavie.ru/61908.html

А впрочем, присмотритесь к вампирскому духу некоторых европейских стран и порадуйтесь — если сможете — тирании, огню, мечу, безбожию, тщеславию, безнравственности! Но я знаю, что вы христианин, и только потому, что Вы христианин, Вы радоваться не сможете. А если не сможете, то противоречите сами себе, когда сожалеете о волчьем Пилатовом царстве! Письмо 254 читателю, о воде живой  Из разговора Господа с самарянкой видно, насколько духовная реальность непонятна тем, кто мыслит по плоти. Это непонимание показала не только простая женщина, самарянка, но и фарисей Никодим, один из начальников Иудейских  . В одном случае женщина не поняла слово Господа о воде живой, в другом начальник иудейский не понимает слов о новом рождении человека.  А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек  . Слова Священного Писания часто объясняют и подтверждают друг друга; так происходит и в этом случае, ибо в другом месте Господь говорит: верующий в Меня не будет жаждать никогда . Следовательно, вода живая тесно связана с верой во Христа. Но то, что вода живая — Дух Божий, подтверждают слова Самого Господа: Иисус возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него (Ин.  7 , 37, 39). Вера во Христа как бы канал, а вода — Дух Божий. По вере приходит дух: дух земли, дух бесовский или Дух Божий. Какова вера, таков и дух. Через веру во Христа мы стяжаем Дух Христов, а Дух Христов — Дух Божий. Почему Дух Божий назван живой водой? Потому, что Он питие животворящее для человеческой души, от Него душа получает жизнь и радость. Всякое земное наслаждение заставляет жаждать следующего, еще большего наслаждения, а сладость животворящего Духа Божия утоляет жажду, ибо нет ничего слаще Его. Никакая вода не умерит жажды, и снова возжаждет человек, а вечную жажду утоляют небесные струи Духа Господня. Святые угодники Божии, все оставлявшие, всем жертвовали для того только, чтобы в сокровенной глубине своей души открыть источник воды, текущей в жизнь вечную (Ин.  4 , 14). Письмо 255 Радое И., о сущности вещей

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Аминь. Слово в Неделю 5ю по Пасхе, о самаряныне 17 мая 1987 года Христос Воскресе! «Воздех к Тебе руце мои, душа моя, яко земля безводная Тебе» ( Пс.142:6 ). Так выразил святой Пророк Давид состояние своей жаждущей души; она подобна иссохшей безводной земле, томящейся по воде, которая сделала бы ее плодоносной. Таким было состояние душ многих людей Ветхого Завета. Не является исключением и душа самарянской женщины. Она вела рассеянный образ жизни, но были у нее две добродетели: она говорила правду и интересовалась духовными вопросами. Ей хотелось знать, где следует поклоняться Богу, – в Иерусалиме или на ее родной самарянской горе? Это одно из проявлений духовной жажды. Нам надо жаждать духовной жизни, тогда сбудутся на нас слова Господа Иисуса: «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, то не будет жаждать вовек» ( Ин.4:14 ). Но это не будет вода стоячая, духовный застой: «Вода, которую Я дам ему (т. е. жаждущему), сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» ( Ин.4:14 ). Самарянка сделалась таким источником живой воды, потому что, уверовав во Христа, проповедовала Его всем своим односельчанам. Будем же и мы просить у Христа этой живой воды, поток которой приведет нас к вечной радости Христовой. Аминь. Слово в Неделю 6ю по Пасхе, о слепом 12 июня 1983 года Христос Воскресе! Христос Спаситель сказал о Самом Себе: «Я свет миру» ( Ин.9:5 ) и после этих слов дал зрение человеку который был слеп от самого своего рождения. Это было великое чудо. Но перед тем как просветить очи слепому, Господь Иисус Христос просветил разум учеников Своих. Они, видя слепорожденного, спросили Господа: «Кто согрешил, он или родители его, что он родился слепым?» ( Ин.9:2 ). Это был плохой вопрос; они предполагали, что всякая болезнь происходит от чьего-то греха. Это не так. Болезнь бывает для нашего спасения, для нашего совершенствования, а не только для того чтобы наказывать за грехи, хотя и такие случаи бывают. Но тут ученики спросили совершенно категорично: «Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?». Христос Спаситель отвергает такое положение и приводит их к светлому взгляду на жизнь, сказав, что «не согрешил ни он, ни родители его, но это для того чтобы на нем явились дела Божии» ( Ин.9:3 ).

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

В какой высокой среде поставлен христианин, к какому высочайшему святому обществу он приписан как христианин и член Церкви! «Вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем " ( Еф. 2:19–20 ). Помни это, христианин, и живи достойно звания, во всякой добродетели (4). Род человеческий есть единое, великое древо Божие, разросшееся по всей земле и ветвями своими покрывающее всю землю. K прежнему гнилому корню, падшему Адаму, Божией премудростью и благостью привит новый, живой корень – Господь Иисус Христос, от Которого и ведут свое начало христиане, как отрасль от целого дерева. В деревьях – жизнь земная, органическая; в роде христианском – жизнь Христова, небесная, духовная, и на душевные способности и силы истинных христиан надобно смотреть как на силы Самого Христа Иисуса. «Мы имеем ум Христов» ( 1Кор. 2:16 ), – говорит апостол об истинных христианах; равно и на дела добродетели надо смотреть как на плод благодати Христовой. Не по-христиански живущие христиане составляют сухие ветви на отрасли, идущей от корня – Христа, и всякую ветвь, не приносящую плода, Отец Небесный отсечет и бросит в огонь ( Ин. 15:2, 6 ). Язычники – отрасль невозрожденная, неоживленная, идущая от гнилого корня – Адама. Верой и они прививаются к отрасли живой, здоровой – к телу Церкви, этому телу Христову (6). Когда я вспомню о Сыне Божием, восприявшем в единство Божества Своего человеческую природу, и о том, как живут именующиеся христианами, то берет меня страх и жалость: страх потому, что ожидаю великого гнева Божия на невнимательных, неблагодарных и злонравных; жалость потому, что вижу многое множество христиан, добровольно лишающих себя неописанного блаженства будущей жизни и ввергающих себя в огонь вечный на вечные муки (6). Если плотскому человеку легко, то духовному тяжело; если внешний человек цветет, то внутренний тлеет. Вот как противоположны в нас ветхий человек, греховный, плотский, и человек новый благодатью Христовой; потому-то апостол и сказал: «если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» ( 2Кор. 4:16 ). И это мы часто сами испытываем. Потому истинный христианин должен желать злостраданий внешних, плотских, мирских; они укрепляют дух его. О ропоте он и думать не должен. Как роптать на то, что приносит пользу его безсмертной душе, хотя и средствами очень противными для его плотского человека! Болезни, пожары, похищения, бедность, несчастия, войны, голод часто благодеяния душе (6).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010