Слышали вы, братия, о двух спасительных таинствах, о крещении и миропомазании; ныне будем говорить о третьем таинстве – о причащении или евхаристии. Причащение или евхаристия есть таинство в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает истинное тело и истинную кровь Христову, для единения со Иисусом Христом и для получения вечной жизни. В крещении верующий во Христа духовно возрождается, в миропомазании получает духовные силы для возрастания в новой благодатной жизни, а в причащении преподается христианину Божественная пища, чтобы он жил в единении со Иисусом Христом, и в продолжение настоящей жизни, питаясь Божественною трапезою, достигал блаженной жизни будущего нескончаемого века. Это таинство называется причащением, потому что в нем причащаемся мы тела и крови Христовой. Апостол Павел пишет: вси бо причащаемся от единаго хлеба ( 1Кор. 10:17 ). По изъяснению святого Иоанна Дамаскина , это таинство называется причащением потому, что, вкушая тело и кровь Христову, мы делаемся причастниками Божества Иисусова. 47 Таинство причащения называется также евхаристией. Слово евхаристия, с греческого языка, значит благодарение. Так названо причащение на основании слов Священного Писания. Евангелист Матфей, повествуя об установлении Господом сего таинства, говорит: и прием чашу и хвалу воздав, то есть возблагодарив (εχαριστσας) даде им – Своим ученикам, возлежавшим с Ним на последней вечери ( Мф. 26:27 ). Тоже передают евангелисты Марк и Лука ( Мк. 14:23 ; Лк. 22:17, 19 ). Причащение или евхаристия есть величайшее таинство: потому что в нем под видом хлеба и вина преподаются истинное тело и истинная кровь Христовы; в священнодействии евхаристия есть жертва, приносимая Богу за живых и умерших; и есть спасительная пища для достойно вкушающих её. В евхаристии или причащении под видом хлеба и вина преподаются истинное тело и истинная кровь Христовы. Евангелист Матфей установление евхаристии или причащения изображает так: Ядущим же им, прием Иисус хлеб, и благословив преломи, и даяше учеником, и рече: приимите, ядите; сие есть тело Мое. И прием чашу, и хвалу воздав; даде им, глаголя: пийте от нея вси; сия бо есть кровь Моя новаго завета, яже за многия изливаема, во оставление грехов ( Мф. 26:26–28 ). «Когда они (то есть ученики Христовы со своим Учителем) ели (ветхозаветную пасху, и по снедении той пасхи), Иисус взял хлеб, и, благословив, преломил, и, раздавая ученикам, сказал: примите, ядите; сие есть тело Мое. И взяв чашу, и благодарив, подал им, и сказал: пейте из неё все; ибо сие есть кровь Моя нового завета, за многих изливаемая, во оставление грехов». Также повествуют об установлении таинства причащения евангелисты Марк ( Мк. 14:22–24 ) и Лука ( Лк. 22:19, 20 ) и апостол Павел.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Таковые моления верных заканчиваются возгласом священника: Щедротами Единороднаго Сына Твоего... Смысл этого возгласа тот, что вся сила наших молений, приношений и благодарений зависит от всесильного ходатайства Единородного Сына Божия, принесшего Себя за нас в искупительную жертву, и даровавшего нам право все испрашивать от Отца во имя Его Единородного Сына Божия, и давшего обетование, что, о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам ( Ин.16:23 ). После этого священник возглашает: Мир всем, то есть настало время примирения и в знак оного взаимного целования. Диакон поддерживает это христианское чувство и возглашает: Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы, то есть чтобы нам единомысленно прославлять, – народ заканчивает слова диакона ответом: Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную. После этого в церкви совершалось общее целование: мужчины с мужчинами, а женщины с женщинами. Ныне это целование совершается только в алтаре между священнослужителями. Таковыми словами и действиями исполнялась заповедь Христова: если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой ( Мф.5:23–24 ). Без такого примирения молитва наша не будет услышана и жертва наша не будет принята. Поэтому никто имеющий вражду на ближнего или обидевший его и не примирившийся с ним да не надеется получить от Бога испрашиваемую милость – таковый напрасно молится. Приступающий к приобщению Святых Таин не примиренным с братом своим суд себе яст и пиет ( 1Кор.11:29 ). После выражения чувств взаимной любви диакон возглашает: Двери, двери, премудростию вонмем. В древние времена словами Двери, двери напоминалось стражам церковных дверей хранить их, чтобы никто из неверных не вошел в храм, а из верных кто-либо не вышел по лености, но чтобы все внимали премудрости Божией, которая провозглашается после этого, по отверстии завесы Царских врат, в Символе Веры . В настоящее время привратников в наших храмах не имеется, но слова Двери, двери каждый из предстоящих должен принять для себя как призыв, чтобы двери чувств – зрения и слуха – были закрыты для всего постороннего, дабы легче сохранить мир душевный и без рассеяния внимать тому, что будет после этого совершаться. После возгласа Двери, двери читается или поется Символ Веры . Это установлено для того, чтобы мы открыто исповедовали нашу веру – веру, что мы так веруем, как научила нас Святая Церковь через богоносных отцов, изложивших православное учение на Вселенских Соборах, и что мы ничего к изложенному ими исповеданию веры не прибавляем и ничего не убавляем. Вместе с тем мы выражаем и любовь ко Господу, воспоминая домостроительство нашего спасения, совершенное через пришествие на землю Сына Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Там употреблено слово σκευ ος, то есть «сосуд». Так и в славянском переводе: « и3 не даше, да кто2 мимонесетъ сосудъ сквоз­Э церковь». Если речь идет о священных сосудах (стол с хлебами предложения, светильник, кадильница), о тех сосудах, которые выносились из храма и демонстрировались паломникам, то замечание Евангелиста приобретает иной смысл, нежели простой упрек нерадивым, спешащим по своим делам иудеям. Своими возмущенными и запретительными словами Иисус переступал дорогу тем, кто хотели впечатлить народ великолепием культа, чтобы народ удивлялся . Но в последующих стихах сказано: " И учил их и весь народ удивлялся учению Его». Удивлялся не сосудам, а учению. Что это означает? На место культа, в котором священники из верующих делали зрителей, Иисус Христос ставил учение – Его учение! Такое поведение Иисус Христос было очень вызывающим и ниспровергающим основы! Поскольку это принципиально важный вопрос, бросим взгляд на понимание культа во времена Иисуса Христа. О значении храмового культа. Благодарить Бога жертвой было самим собою разумеющимся делом уже для Каина и Авеля, Ноя и патриархов Израиля. И в то время, когда Израиль колебался между почитанием его Бога Яхве и богов Ханаана, жертва давала возможность привязать сердца израильтян к Господу: «Всё, разверзающее ложесна, Мне, как и весь скот твой мужеского пола, разверзающий ложесна, из волов и овец; ... пусть не являются пред лице Мое с пустыми руками. ... Три раза в году должен являться весь мужеский пол твой пред лице Владыки, Господа Бога Израилева, ... Самые первые плоды земли твоей принеси в дом Господа Бога твоего» ( Исх 34,19–20, 23, 26 ). Когда израильтяне приносили жертвы Яхве, а не Ваалу, – в благодарение и как прошение дальнейшего благословения, – они провозглашали ЕГО как единственного истинного подателя жизни. Самый яркий пример этому – замечательная история пророка Илии в 3Цар 17–18 . Бог не нуждается в том, чтобы Его кормили. Конечно, дары, приносимые израильтянами Богу, и культ, празднуемый ими для Его почитания, не привязывали людей автоматически к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Тертуллиан в III веке писал к язычникам: «Каковы наши Вечери, это видно из самого их имени: они называются греческим именем, которое означает любовь или дружбу. Сколько бы они не стоили, но издержка на них, которая верующими делается из любви, есть приобретение: за этою трапезою кормятся бедные... Нет на них ничего худого, ничего противного добрым нравам. Вечери начинаются молитвою к Богу, едят столько, сколько требуется для утешения голода, и пьют, сколько прилично трезвому человеку. Едят досыта, но не забывают, что и ночью надобно быть на молитве, разговаривают между собою, но знают, что Господь слышит все». После освобождения Церкви Христовой от гонений, когда христианство стало господствующей религией и число верующих возросло в ней до миллионов, многие из обычаев и обрядов первоначальной Церкви, естественно, должны были измениться, но память о них до наших дней сохранилась в литургиях Иоанна Златоуста , Василия Великого и Григория Двоеслова . Отражение мира и любви в Божественной литургии В Божественной Литургии Православной Церкви отражена основная идея христианской религии – примирение человека с Богом великой крестной жертвой Господа нашего Иисуса Христа во имя любви к человеку. Святой евангелист Иоанн Богослов учит: Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него ( 1Ин.4:9 ). И апостол Павел учит: Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения. Не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех , чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом ( 2Кор.5:19–21 ). Вот почему вся Божественная Литургия есть гимн хвалы и благодарения Господу Иисусу Христу, возлюбившему нас до смерти крестной и принесшему на землю Свой Божественный мир и святую любовь. Божественная Литургия есть важнейшее и высочайшее священнодействие Христовой Церкви, во время которой приносится бескровная жертва, примиряющая небо с землею, Бога с человеком через Святые Тайны – Тело и Кровь Христа Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

«Хотя бы не расцвела смоковница, и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, – но и тогда я буду радоваться о Господе и восхвалять Имя Бога моего» ( Авв.3:17–18 ) «Восхвалю Господа в животе моем, пою Богу моему, дóндеже есмь» ( Пс.145:2 ) Что все это значит? При всех несчастьях, горе, бедствиях, нищете, голоде, гонениях, темнице, смертельной болезни и прочем буду хвалить Бога моего, доколе я жив! Это значит, что в славословии Бога, в хвале Его дается человеку такая благодатная сила, сладость, полнота, покой, при которых никакие несчастья не смогут сломить его дух. О, сколько гонений, бед претерпели пророки, сколько опасностей, незаслуженных страданий испытал святой царь Давид. И как они за все эти скорби благодарили Бога! Хвалили Его, благодарили, еще более благоговели пред Ним и любили Его всей душой... Людям, живущим ныне в беспечности и достатке, невозможно понять той великой тайны, как человек, перенеся страшные скорби, благодарит за них Бога. Мы привыкли говорить «слава Богу» тогда, когда у нас все благополучно и делается по нашему желанию. Но суть добродетели не в этом, а в том, что человек от всей души благодарит Бога за несчастье, которое послал ему Бог. Помню рыдающую мать, которая так сильно ждала сына с войны. Но вместо сына она получила извещение: «Ваш сын погиб при исполнении служебных обязанностей...» Она неутешно рыдала, и никто не мог ее успокоить, и только родная ее сестра сказала ей: «Не убивайся так, сестрица, о сыне своем. Благодари Бога и скажи: Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Мать с великим трудом сказала: «Господи, слава Тебе, за все благодарю Тебя». И в ее страдающее сердце вошел мир Божий, она успокоилась в Боге. Тайна нашего хваления Бога не только в том, что оно дает великое утешение страдающему сердцу; для Бога хваление – приятная жертва. Кто хвалит Бога за все, тот получает новые благодеяния. Один старец сказал: «Ни богатой милостыней, ни постом, ни поклонами, ничем другим мы не можем так угодить Богу, как хвалой и благодарением...»

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

«Я живу, – говорит Господь чрез пророка Исайю, – на высоте [небес] и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных... Вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» ( Ис.57:15, 66:2 ). Надобно, чтобы надменное (от духа мира сего) и ожесточенное (от греховности) сердце в человеке было сокрушено, – чрез добровольное смирение, привлекающее дух благодати Божьей на обновление его сокровенной сути. Сердце сокрушается вследствие своего смирения и становится благоприятной жертвой в очах Божиих. «Жертва Богу – дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» ( Пс.50:19 ). «Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет» ( Пс.33:19 ). «Сердце сокрушается от тройственного воздержания: от сна, пищи и телесного покоя. Ибо излишество оных производит сладострастие, сладострастие же принимает злые помыслы и противится молитве и подобающему служению» Богу (27, 83). 42 Человек сам должен вкусить духовную радость от соблюдаемого поста. Церковь от имени христианина молится: «Даруй и мне, Слове, почувствовать наслаждение от воздержания». 43 Несколько слов о вкусной и невкусной пище. Наиболее вкусной бывает та пища, которая с любовью и молитвою к Богу приготовляется и которая с благословением Божиим, молитвою и благодарением съедается. Ибо только Господь может изменять вкус пищи по желанию вкушающего и насыщать ею. У нечестивых – невкусны яства, хотя они и приготовляются первоклассными поварами. Именно к нечестивым обращено слово Господне: «едите, но не в сытость; пьете, но не напиваетесь» ( Агг.1:6 ). 44 У нас, христиан, исключается забота о вкусном приготовлении пиши; и поварам, даже самым искусным, на наших кухнях делать просто нечего, поскольку мы убеждены, что и вкус пищи и насыщение ею – от Бога. Практически это значит, что нам, для того, чтобы пища была вкусной и насыщала нас, следует обращаться к Богу с молитвой и просить Его благословения на пищу перед вкушением, а затем – благодарить Бога за насыщение ею. «Когда будешь есть и насыщаться, тогда благословляй Господа, Бога твоего» ( Втор.8:10 ). 11. Первые христиане в дни поста питались хлебом и водою

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

   Практически при всех видах жертв в жертву приносилось животное, кровью которого окроплялся жертвенник. Животное должно было быть мужского пола и без изъяна, потому что Бог достоин самого лучшего. Иногда животное полностью, за исключением кожи сжигалось (жертва всесожжения), иногда сжигались внутренности, часть мяса отдавалась священникам, а остальное принесшие жертву съедали сами вместе с приглашенными для этого людьми (мирная жертва, жертва благодарения). Хлебная жертва приносилась еженедельно, а также по большим праздникам — на Пасху, Пятидесятницу в праздник кущей (осенью). Эти праздники были одновременно праздниками урожая и праздниками воспоминания важнейших событий истории Израиля — исхода из Египта, дарования Закона и странствования по пустыне. Поэтому хлебная жертва была жертвой воспоминания. Кроме этого, жертвой Богу были сжигаемые на алтаре благовония. А что сейчас?    В наши дни люди тоже часто что-то жертвуют Богу — жертвуют деньги на восстановление храма, покупают свечки в храме, приносят продукты на канон, пишут записки о здравии и упокоении. Есть и другие виды жертвы Богу, о которых мы скажем чуть позже. Сейчас же вернемся к нашему стиху 8: Жертва нечестивых — мерзость пред Господом, а молитва праведных благоугодна Ему. Жертва нечестивца    Противопоставление жертвы молитве выглядит странным: ведь в те времена жертвоприношение без молитвы (благодарственной или покаянной) было невозможно в принципе. И тем не менее в Писании неоднократно говорится о том, что жертвоприношение человека может быть неугодным Богу — если жизнь человека проходит не так, как угодно Богу.    Но почему же применительно к нечестивцам ( раша ) речь идет именно о жертвоприношении, а применительно к праведнику ( цадик ) — о молитве? Дело не в том, что праведники никогда не совершали жертвоприношений. И не в том, что нечестивцы не молились. Нечестивец Книги Псалмов или Книги Притчей — вовсе не обязательно воинствующий атеист, или кощунник, или богохульник. В вопросах жертвы и молитвы, как и во всех остальных, все сводится к внутреннему намерению человека. 17. Лучше блюдо зелени, и при нем любовь, нежели откормленный бык, и при нем ненависть.

http://bible.predanie.ru/vypusk-dvadtsat...

Отсюда вытекала идея самопожертвования верующего, жертва обновленного самопосвящения Христу в ответ на Его жертву на кресте, а также жертва благотворительности в пользу бедных. До XII – XIII веков элементы евхаристии приносились как жертва благодарения самими членами общины, а остатки отдавались священникам и бедным. Принося эти дары, люди действовали как народ священников и живая жертва благодарения Богу, Которому они были обязаны всеми благословениями Провидения и Благодати. Позже жертву приносил уже только священник. Но даже в римской мессе воспоминание о древнем обычае сохранилось в форме множественного числа, «Мы предлагаем», и во фразе: «Все вы, братья и сестры, молитесь о том, чтобы моя жертва и ваша жертва, которая в равной мере ваша и моя, стала пищей для Господа». Это субъективное приношение всей общины в благодарность за объективную искупительную жертву Христа составляло реальный центр древнего христианского поклонения, особенно причастия. Этим обряд отличался и от более поздней католической мессы, в которой жертва благодарения была заменена жертвой за грех , а приношение общины – приношением священника, – и от распространенного протестантского поклонения, в котором, в противопоставление римской мессе, из отправления вечери Господней почти полностью удалена идея жертвы, за исключением принятия пожертвований для бедных. Авторы II века держатся строго в рамках понятия общинной жертвы благодарения. Так, Иустин явно говорит, что молитвы и благодарения – единственные истинные и угодные жертвы, приносимые христианами. Ириней цитировался в поддержку римского учения только вследствие неправильного прочтения 457 . Африканские отцы церкви III века, в других вопросах склонные к символическому истолкованию слов, с которыми учрежден был данный обряд, первыми дошли до этой более поздней, римско–католической идеи жертвы за грех; особенно выделялся здесь Киприан, упорный защитник прав священства и власти епископов 458 . Идеи священства, жертвы и алтаря тесно связаны между собой, и недействующее или языческое представление об одном из этих понятий распространяется на все остальные.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Жертва всесожжения допускала приношение всех родов жертвенных животных, но только мужского пола (см.: Лев. 1:3, 10; 22:18, 19 ). По своей сути она означала полную, всесовершенную преданность человека Богу, знаменуя собою и приношение, и благодарение, и умилостивление. Кроме случаев частных жертвоприношений, эта жертва неизменно приносилась два раза в сутки – вечером и утром, и притом так, что вечерняя жертва курилась до утра, а утренняя – до вечера. Таким образом, всесожжение непрерывно продолжалось на жертвеннике, и все остальные виды жертв совмещались с этим непрерывным всесожжением. Жертва мирная приносилась из всех родов жертвенных четвероногих животных мужского пола или женского, имела праздничный характер и сопровождалась пиром, устроенным из жертвенного животного по сожжении тука и почек и по отделении груди и плеча в пользу священников. Мирная жертва приносилась или в благодарение Богу, или в умилостивление Его при прошении. Жертва о грехе (за грех) приносилась в зависимости от положения или состояния жертвователя – из тельца, козла, козы, овцы, двух горлиц или голубей или девятой части ефы муки. Эта жертва имела покаянный характер и приносилась за грехи, допущенные по слабости, неведению и нечаянности, а также и за грех первородный – родильницы (см.: Лев. 12 ). Кающийся исповедовал свой грех при жертве (см.: Лев. 5:6 ; ср.: Чис. 5:5 – 8 ). Жертва о преступлении или повинности приносилась из овна и была видоизменением жертвы о грехе. Она приносилась за грехи, хотя сознательные и выходящие из ряда обыкновенных, но допущенные все-таки по увлечению, а не по убеждению, то есть не являвшиеся прямым возмущением против Господа, за которое закон полагал смерть. Поставление жертвенного животного перед скинией символизировало представление дара Господу. Возложение руки на голову жертвы и исповедание над ней своей греховности означало возложение грехов на жертвенное животное. Заклание животного, кропление его кровью и сожжение его отдельных частей указывало на то, что Божественное правосудие удовлетворяется не смертью человека грешника, а жертвой за нее. Однако полного очищения через пролитие крови животного ветхозаветный человек не получал (см.: Евр. 10:4 ). Многочисленные места Писания ясно показывают, что ветхозаветные жертвы имели прежде всего прообразовательное значение, указывая на искупительную Жертву Христа Спасителя (см.: Евр. 9:13 – 14, 26; 10, 12 ; Еф. 5:2 ). В связи с этим, по толкованию святых отцов и учителей Церкви, все обряды ветхозаветных жертв имели преобразовательный смысл.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zakonop...

§ 160. Существо и свойства евхаристической жертвы. Отличие ее от жертвы крестной I. По существу своему евхаристическая жертва тождественна с жертвою крестною. На жертвеннике крестном И. Христос Сам был и Первосвященником, приносящим жертву, и исключительною жертвою Богу Отцу за весь род человеческий. То же и на жертвеннике бескровного жертвоприношения: и здесь приносит жертву Сам И. Христос, как вечный Первосвященник, и приносится то же истинное тело И. Христа, которое страдало и умерло на кресте, та же пречистая кровь Его, которая пролита за нас, – тот же Агнец непорочный. Как тогда, так и теперь, один и тот же и приносяй и приносимый, и жертва и архиерей, один и тот же Искупитель мира Христос. Тождественность по существу жертвы евхаристической с жертвою крестного предполагает и одинаковость свойств той и другой жертвы. Крестная жертва, как первообраз всех ветхозаветных жертв, по своим свойствам осуществляла все виды прообразовательных жертв ветхого завета. Подобно сему и жертва евхаристическая есть жертва хвалебно-благодарственная, умилостивительная за живых и умерших и просительная. Евхаристическая жертва есть жертва хвалебно-благодарственная. Таким характером евхаристия была запечатлена при самом ее учреждении, ибо И. Христос на тайной вечери приим хлеб, хвалу воздав (εχαριστσας) или благодарив (εχαριστσας) преломи и даде учеником ( Лук. 22, 19 ; 1Кор. 11, 24 ), такожде (σατως) и чашу ( 1Кор. 11, 25 ), хвалу воздав (εχαρηστσας), даде учеником (Me. 26, 27). И по окончании вечери И. Христос с учениками воспевше (μνσατες), изыдоша на гору елеонскую (Мф. 26, 30). Совершение И. Христом евхаристической жертвы соединялось с благодарением Богу Отцу и прославлением Его, конечно, за Его любовь, явленную Им в деле искупления и спасения человечества чрез единородного Сына, все служение Которого есть прославление Бога Отца. Такой же характер, как неотъемлемая ее принадлежность, сохранялся за евхаристией и в первенствующей церкви, как свидетельствует о том ап. Павел и в своем повествовании об установлении евхаристии ( 1Кор. 11, 23–24 ), и в наименовании евхаристической чаши (10, 16) чашею благословения, юже благословляем (ποτριον τς ελγησας, ελοηομεν). Такое благодарение вошло и в евхаристические молитвы, излагаемые во всех литургиях то более, то менее пространно. И в ныне употребляемых в православной церкви чинах литургии возносится прославление и благодарение Богу и Отцу, единородному Его Сыну и Духу Святому за домостроительство спасения падшего человечества, с приглашением верующих «достойно и праведно покланятися Отцу я Сыну и Св. Духу», которые взывают к Нему: «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи»...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010