Ст. 2—4. Обратись, Израиль, к Господу Богу твоему, ибо ты пал от нечестия твоего; возьмите с собою [молитвенные] слова и обратитесь к Господу; говорите Ему: отними всякое беззаконие, и прими [содеянное] добро, и мы принесем тельцов уст наших. Ассур не будет спасать нас; не станем садиться на коня и не будем более говорить делам рук наших: боги наши; потому что Ты будешь иметь милосердие к сироте (или к народу), уповающему на Тебя (qui in Те est). LXX: Обратись, Израиль, к Господу Богу твоему, ибо ты изнемог от беззаконий твоих; возьмите с собою слова и обратитесь к Господу; говорите Ему, чтобы не принимать беззакония, но получать добро, и мы принесем плод уст наших. Ассур не будет спасать нас; не станем садиться на коня и не будем более говорить делам рук наших: боги наши; уповающий на Тебя будет миловать сироту.    После погибели Самарии и по умерщвлении, разбиении и рассечении мужей ее, детей ее и беременных, весь Израиль призывается к покаянию, чтобы изнемогший или павший чрез беззакония свои обратился ко Врачу и получил исцеление или восстал от своего падения, и затем указывается, каким образом должно приносить покаяние. Возьмите, говорит, с собою слова, то есть молитвы и сознание во грехах, и обратитесь к Господу как чрез слова, так чрез дела, и говорите Ему: отними всякое беззаконие, чтобы в вас ничего не осталось от прежней немощи и падения, и чтобы от худого семени не появились новые ростки, и прими, говорит, добро, потому что если Ты не отнимешь наших зол, то мы не можем принести Тебе ничего доброго, согласно с написанным в другом месте: уклонися от зла и сотвори благо (Псал. 36:27). И ми принесем, говорит, тельцов уст наших. Вместо тельцов, которые по-еврейски называются pharim, LXX, введенные в заблуждение сходством слова, перевели плод, который называется pheri. Тельцы же уст означают хвалы и благодарение Богу; ибо жертва Богу дух сокрушен (Псал. 50:19). Таким образом уже в то время плотские жертвы были отвергнуты, и жертвою, угодною Богу, служит искреннее исповедание.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3160...

 богословские понятия в святоотеческом Б. функционируют иным образом, нежели в философской мысли. Катафатическое Б. Не означает ли невозможность постижения Бога в Его сущности вообще всякую тщету Б.? Свт. Григорий Богослов отвечает на этот вопрос так: «Непостижимым же называю не то, что Бог существует, но то, что Он такое. …Весьма большая разность - быть уверенным в бытии чего-нибудь и знать, что оно такое. Есть Бог - творческая и содержательная причина всего… для нас явственна сила творческая, движущая и сохраняющая сотворенное, хотя и не постигается она мыслью»   В связи с занятостью, ограничусь уже имевшимся диалогом. С уваж. Александр, Кашира 24 марта 2012г. 10:01 Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла: 54 Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою. 55 Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? 56 Жало же смерти - грех; а сила греха - закон. 57 Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом! Если еще не иссяк интерес к понятию о «молоке» могу предложить вам убедиться в этом немедленно. Возьмите любой отрывок из Писания и истолкуйте (запишите), а затем сопоставьте с толкованиями известных святых, например И. Златоуста, Ф. Болгарского, Е. Сирина, …. (не подсматривайте, честно – для себя).  И  совсем не долго - но весьма показательно. Ум, очищенный Чашею Христовою, соделывается зрителем духовных видений: он начинает видеть всеобъемлющий, невидимый для плотских умов Промысл Божий, видеть закон тления во всем тленном, видеть близкую всем, необъятную вечность, видеть Бога в великих делах Его в создании и воссоздании мира. Жизнь земная представляется ему скоро оканчивающимся странствованием, события ее — сновидениями, блага ее кратковременным обольщением очей, кратковременным, пагубным обольщением ума и сердца. Чаша Христова . Игнатий (Брянчанинов) jasvami 25 марта 2012г. 12:19 Александр, Кашира писал: " Возьмите любой отрывок из Писания и истолкуйте (запишите), а затем сопоставьте с толкованиями известных святых "

http://bogoslov.ru/article/2450170

«Адам познал Еву … и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа». (4, 1). В последних словах слышится изумление перед тайной появления нового человека из чрева матери. Брачное половое соединение здесь и во многих случаях названо «познанием»: истинно познать кого-либо означает соединиться с ним в любви. Факт рождения детей только после изгнания из рая по-разному комментировалось Отцами, но наиболее последовательной является мысль о том, что во-первых, в раю прародители были еще очень юными, несовершенными — а значит, и рай длился по историческим меркам недолго, и, во-вторых, рождение детей стало истинным утешением и как земная радость, и как залог пусть не личного, но родового бессмертия. Однако первородный грех, как ядовитая жидкость, в новых поколениях являет себя всё страшнее — Каин убивает родного брата (см. 4, 2-16): «Был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец … Каин принес от плодов земли дар Господу. И Авель также принес от первородных стада своего (у первых людей появляется религия — попытка вернуть утраченную связь с Богом, и до Христова пришествия огромную роль в ней играет институт жертвоприношений; жертва, животная или растительная, имеет заместительное значение: она становится посредником, знаком молитвы, раскаяния в грехах и благодарения. Человек, греша, ведет себя как бездуховное животное — и это животное в себе он символически убивает) … И призрел Господь на Авеля и на дар его; а на Каина и на дар его не призрел (Бог не принимает внешний дар от темной, нераскаянной души) … И сказал Господь Бог Каину (люди еще могут расслышать глас Божий): отчего поникло лицо твое? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? А если не делаешь доброго, то у дверей (это у сердца человеческого «двери», в которые уже в НЗ стучится сам Господь) грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (первородный грех не всевластен, с ним можно бороться). Но Каин совершенно не внимает предупреждению и хладнокровно убивает брата; с другой стороны это означает, что всякое убийство человека человеком Библия в сути своей считает братоубийством.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Благословениями Бога начинаются послания апостола Павла (см. 2Кор. 1, 3 , и Еф. 1, 3). В Откровении Иоанна Богослова предстоящие престолу Агнца ангелы восклицают: «Благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь» ( Откр. 7,12 ). Нет никаких оснований допускать, чтобы Иисус Христос пренебрег этой благочестивой традицией. Насколько сильна была у Него связь молитвы с Писанием, можно судить по тому, что, вися на кресте, Он молился словами псалма: «Боже Мой, Боже Мой, для чего Ты Меня оставил?» ( Мф. 27, 46 ; Мк. 15, 34 ; ср. Пс. 21, 2 ), и последние Его слова, с которыми Он скончался, – «Отче! в руки Твои предаю дух Мой» ( Лк. 23, 46 ), – были перифразом слов Псалтири «в Твою руку предаю дух мой» ( Пс. 30,6 ). Несомненно, Он также благословлял каждое блюдо, читая соответствующий бераках и после вечери – зиммун, которые текстуально могли отличаться от зафиксированных в Талмуде, но по общей их цели прославления Бога как Творца и Источника всякого блага, а также и по форме обращения в них к Богу были идентичны талмудическим. Поэтому евангелисты обошли этот момент молчанием и сообщили только то, что было новым, а именно: что благословляемый хлеб Он назвал Своим Телом предаваемым, а общую чашу – Своей Кровью, Кровью Нового Завета, которая проливается за учеников и за многих во оставление грехов. Это новое в тот вечер, как и вся прощальная трапеза, скорее воспринималось чувством, нежели постигалось разумом 38 . Последовавшее вскоре после Тайной вечери Его распятие открыло ученикам смысл Его слов «сие есть Тело Мое, которое за вас предается», а Его смерть, совпавшая с праздником пасхи, раскрыла им, о каком завете в Его Крови Он говорил им накануне. Еврейская пасха (passover) посвящалась воспоминанию избавления этого народа от рабства египетского, и пасхальная трапеза носила характер сугубо священный. Главное блюдо этой трапезы – агнец – было «пасхальная жертва Господ у, Который прошел мимо домов сынов Израилевых в Египте, когда поражал египтян» ( Исх. 12, 27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Больной не говорит: я не пойду на операцию, потому что болен. Он наоборот, обращается к врачу, чтобы стать здоровым. Так и нам не надо ждать, когда мы еще больше нагрешим или когда мы принесем искреннее покаяние, потому что никогда не будет у нас состояния всегдашней готовности к этому Таинству. Но мы с верой и любовью должны притекать к Врачу, Который поможет нам исцелиться от этих недугов, собрать мысли воедино, жить в чистоте и святости. Силы для этого нам и дает святое Причащение. Тело и Кровь Христовы, которым мы приобщаемся в Таинстве Святой Евхаристии, непостижимым образом животворят, освящают, дают силы и приближают нас к жизни будущего века. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что человек, который причащается Святых Христовых Тайн, явится в Царствие Божие как бы облаченным в золотые одежды, для него откроется Чертог Небесный. Многие святые отцы свидетельствуют: если человек сподобится в день смерти быть причастником святых Христовых Таин, то он не проходит мытарства, потому что в нем пребывает Сам Христос. Причастник не только сподобляется будущих благ, для него уже в этой жизни земля становится небом. Через Святое Причащение законы любви проникают в нашу жизнь, преображают нас и соединяют друг с другом. В пасхальную неделю, когда царские врата все время открыты, можно увидеть, как во время пения народом Символа веры священники лобызают друг друга в плечо со словами: «Христос посреде нас!» — «И есть, и будет!» Это — реальность, которую особо ощущают причастники. Сам Спаситель сказал: И се, Я с вами во все дни до скончания века ( Мф.28:20 ). До конца века, имеется в виду — до конца существования этого земного мира, будет с нами и Таинство Святой Евхаристии. Нет другой такой высокой молитвы и формы благодарения Бога, как Литургия, на которой «за всех и за вся» приносится Бескровная Жертва. Приносится для пользы всему миру, потому что там, где совершается Божественная литургия, освящается все вокруг. Мало того — мир стоит Божественной литургией, потому что мы молимся о благостоянии Святых Божиих Церквей, о мире всего мира, о благоденствии, о благорастворении воздухов, об умножении мира во всем мире.

http://azbyka.ru/propovedi/dorogoj-spase...

В древности даром Богу нередко обозначали приносимые с благоговением жертвы. Так, «Авель… принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его» ( Быт.4:4 ). Кроме того, даром Богу могло служить доброе расположение сердца и сокрушенное устроение духа: «жертва Богу — дух сокрушенный» ( Пс.50:19 ). В этом значении жертвой могло называться и благодарение: «Принеси в жертву Богу хвалу» ( Пс.49:14 ). Наконец, во времена Ветхого Завета человек приносил в дар Господу даже и всю свою жизнь. Это случалось тогда, когда человек брал на себя особое обязательство свято чтить и соблюдать Божьи повеления и законы. Такой праведной, добродетельной жизнью жил, например, Самуил, за которого мать дала обет Господу ещё до его рождения: «если Ты призришь на скорбь рабы Твоей и вспомнишь обо мне, и не забудешь рабы Твоей и дашь рабе Твоей дитя мужеского пола, то я отдам Господу [в дар] на все дни жизни его» ( 1Цар.1:11 ). С наступлением эпохи Нового Завета от человека больше не требуется тех жертвоприношений, которые были узаконены при Моисее. Но зато требуется другое: последовать за Господом Иисусом Христом , совершать дела праведности и милосердия. На рубеже двух Заветов волхвы , поклонившись Мессии , поднесли Ему в дар золото, ладан и смирну ( Мф.2:11 ). Ныне Христос сидит одесную Отца. Тем не менее человек может приносить Ему дары, жертвуя, положим, на церковь или помогая конкретным нуждающимся. Об этом совершенно определенно заметил Сам наш Господь: «как как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» ( Мф.25:40 ). С некоторой долей условности даром Богу можно назвать самоотвержение во имя и славу Пресвятой Троицы , согласно призыву Спасителя: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» ( Мф.16:24 ). У Бога нет обязательств, у Него всё – дар: Цитаты о даре «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены». Иак.1:17 Литература по теме Близкие понятия

http://azbyka.ru/dar

В прощении грехов и заключается суть Нового Завета, как и сказал пророк Иеремия: «Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их, и грехов их не воспомяну более» (Иер. 31:33). Бог, со Своей стороны, прощает грехи. Мы, со стороны своей, должны в сердце и мыслях (а это касается самой сокровенной области человеческой жизни) носить закон Его, т. е. заповеди. В этом и состоит Новый Завет: в прощении грехов и жизни по заповедям. Почему же Церковь вспоминает о Первосвященстве Христа в Крестопоклонную Неделю? Дело в том, что священство тесно связано с жертвой и жертвенником. В Ветхом Завете жертвенник почитался великой святыней. Господь, подробно объяснив Моисею, как устроить жертвенник и богослужебные предметы, сказал: «И освяти их, и будет святыня великая: все, прикасающееся к ним, освятится» (Исх. 30:29). Таков ветхозаветный жертвенник, на который полагались жертвы, не дающие прощения грехов. А новозаветный жертвенник – это Крест. На нем была принесена новая Жертва, тело Богочеловека. Благодаря этой Жертве мы получаем прощение наших преступлений, освящение, оправдание, избавление от власти дьявола и примирение с Богом. Поклоняясь Кресту, мы должны иметь в уме Великого Первосвященника, устроившего наше спасение Своею Кровью. Вот для чего Церковь прилагает к евангельскому чтению о Кресте и слова Апостола о Мелхиседеке как о прообразе новозаветного Первосвященника Иисуса Христа. В Крестопоклонную Неделю все православные христиане стараются причаститься Тела и Крови Господа Иисуса Христа. Литургия – это тоже плод Христова подвига, продолжение Его священнодействия, в котором участвуем все мы. Давайте постараемся причаститься хотя бы с частичным осознанием того, какой ценой устроено спасение наших душ и какое неслыханное дело сотворил Господь на земле ради нас. Для того, чтобы вот так просто выносились перед нами эти дары Божии, нужна была непостижимая уму смерть Бога и таинственное священнодействие Христово в невидимой, духовной реальности. Да умолкнет же перед Чашей всякая плоть человеческая и да стоит со страхом и трепетом! И пусть в этой тишине души тихо звучат лишь одни возможные здесь слова, слова благодарения: «Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? Чашу спасения прииму и имя Господне призову» (Пс. 115:3).

http://pravoslavie.ru/111359.html

В Церкви же Нового Завета жертвоприношения животных не существует, ибо " Христос умер за грехи наши " (1 Кор. 15, 3). " Он и есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира " (1 Ин. 2,2). Он принес в жертву за всех Свою Пречистую Кровь и Плоть и установил на Тайной Вечери совершать, в воспоминание о Нём, принесение под видом бескровных даров - хлеба и вина, - Его Пречистой Плоти и Крови во оставление грехов, что и совершается в храмах на Божественной литургии. Как в Ветхом Завете к молитвам присоединялись жертвы, так и теперь в храмах, кроме молитвы, возносится Святейшая Бескровная Жертва - святое Причастие. Церковная молитва имеет особенную силу еще и потому, что она возносится священником, специально поставленным для того, чтобы совершать священнодействия, возносить за людей молитвы и жертвы Богу. " Я вас избрал и поставил вас, - говорит Спаситель Своим Апостолам, - чтобы... чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам " (Ин. 15, 16). Данные от Господа апостолам права и возложенные на них обязанности и полномочия они передали поставленным ими преемникам: епископам и пресвитерам, завещав им и власть, и право, и непременный долг прежде всего... " совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков " (1 Тим. 2,1). Потому святой апостол Иаков и говорит христианам: " Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним " (Иак. 5, 14). Святой праведный Иоанн Кронштадтский вспоминал, как его, еще молодого священника, незнакомая женщина попросила помолиться об успехе одного ее дела. - Я не умею молиться, - смиренно отвечал отец Иоанн. - Помолитесь, - продолжала просить женщина. - Я верю, что по вашим молитвам Господь поможет мне. Отец Иоанн, видя, что она возлагает такие большие надежды на его молитву, еще больше смутился, снова утверждая, что он не умеет молиться, но женщина сказала: - Вы, батюшка, только помолитесь, я вас прошу, как умеете, а я верю, что Господь услышит. Отец Иоанн стал поминать за литургией эту женщину. Через некоторое время батюшка снова встретил ее, и она сказала:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1366...

Вот величайшая и спасительная Тайна Креста! Вот объяснение, почему висит перед очами нашими Тот, Кто повесил землю на водах, Кто держит дланью руки Своей небо и землю, Кто сотворил все светила небесные и дал твердые законы всем звездам. За безмерные грехи человеческие принесена безмерно – великая Жертва, за продавшихся врагу – диаволу – бесконечно великий выкуп – добровольные страдания во плоти Самого Жизнодавца и смерть Безгрешного. – Спросите: как мог страдать безгрешный и бесстрастный Богочеловек и умереть – непричастный ни единому греху? Ведь страдания свойственны грешному человеку и смерть не может иметь власти над безгрешным, так как смерть есть следствие греха и наказание за грех – оброки греха смерть 145 , говорит святое Писание. – Но Христос страдал не Божеским естеством, которое не подвержено страданию, а человеческим, – и умер телом, а не Божеством, и принял страдания и смерть добровольно, для искупления нашего и для победы над всеродною смертью человеков, иначе страдания и смерть не могли бы коснуться Его Богочеловеческой души и тела. О, глубина премудрости и разума Божия в искуплении падшего человека! О, безмерная любовь Божия к миру грешному! Теперь то благовременно принести Боговдохновенные слова евангелиста Ионна Богослова: так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную... Ибо верующий в Сына не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя единородного Сына Божия 146 . Теперь мы все верующие в Него – язвами Его исцеляемся по слову пророка Исаии, от лютой, злокачественной, смертной язвы греха, и, как странствовавшие в пустыне Аравии иудеи, уязвленные змеями за ропот свой на Бога, исцелялись, когда взирали с верою на повешенного на древе медного змия, – так и мы всякий раз исцеляемся, когда уязвленные каким-либо грехом, с верою и покаянием прибегаем к Распятому на кресте, пребывающему с нами невидимо до скончания века и осязаемо – в Св. Тайнах – Плоти Своей, за нас ломимой и в Крови, за нас излиянной на Кресте: ибо эта таинственная Плоть и Кровь – одно и тоже с плотию и кровию Христа, что были видимы на Кресте. – Чем мы можем воздать Тебе, Христе Боже, за нас пострадавшему и нас искупившему Крестом и смертию Своею? – Какое благодарение принесем? Все что мы имеем – Твое дарование, кроме греха.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Все имеет начало от Него, и Им сотворено, и все стоит и держится, опираясь на Нем, как на основании каком. Ему слава во веки, аминь. У Павла в обычае заканчивать речь благодарением, когда говорит он о чем-нибудь важном. Так поступает он и теперь. Так как он исполнился изумления благости, премудрости, ведению и способам домостроительства Божия, то и славословит наконец Бога, научая тем и нас благодарить Бога за великие блага и прославлять его словами и жизнью.  ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего. Достаточно побеседовав о догматах, переходит, наконец, к нравственному учению. Так как показал неизреченное домостроительство о нас и благость Божию, то умоляет милосердием Божиим, то есть самое милосердие Божие представляет умоляющим, чтобы хотя его устыдились и не обнаруживали ничего, недостойного оного. О чем же умоляет? О том, чтобы мы представили тела свои, то есть отдали их, на брань. Так обыкновенно выражаются в просторечии: полководец представил войска свои на войну. Иначе: мы должны представить члены свои Богу, как царю, безукоризненными и наилучшими; ибо таковые предстоят царю. Потом, мы должны представить их в жертву живую; ибо когда умерщвляем их, тогда живем по духу. Итак, жертва иудейская не благоугодна Богу. К чему Мне, сказано, множество жертв ваших? (Ис.1:12). Но жертвы верующих, то есть словесного служения, сильно требует Бог. " Принеси Богу " , сказано, " жертву хвалы " (Пс.19:14), и: кто приносит в жертву хвалу, тот чтит Меня (Пс.49:23). А состоит разумное служение не, в том только, чтобы обращаться к Богу посредством слова, но и в том, чтобы жить по-христиански, чтобы не царствовала в нас никакая бессловесная страсть, но всем управлял ум, и чтобы каждый был как бы архиереем для самого себя, закалая кроющееся внутри себя зло, представляя себя всегда стоящим пред Богом и трепеща от страха при всяком действии и слове подобно первосвященнику, предстоящему у жертвенника Божия.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010