2) Жертва хваления и благодарения, когда мы от сердца благодарим Его за оказанные и оказываемые Им неисчислимые благодеяния. Он нас создал, и разумной душей и образом Своим почтил, да славим Его. Он нас, падших, восставил, заблудших взыскал и погибших искупил «не тленным серебром или золотом, но драгоценною Кровью Христа» ( 1Петр 1:18–19 ), да усердно и от любви благодарим Его. Он, как чадолюбивый Отец, милостиво промышляет о нас, питает, поит, одевает, сохраняет нас от козней вражьих, Духом Своим Святым нас просвещает и оживляет, движет нас к желанию и исканию небесных Его благ, поощряет к истинному покаянию, и кающимся отпускает грехи, верующим отверзает двери царствия небесного, и прочие блага даром нам подает, да " приносим Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его» ( Евр.13:15 ). Такой жертвы требует от нас Бог: «Принеси Богу жертву хвалы». Такая жертва Ему благоугодна, как говорит пророк: «Восхвалю имя Бога моего песнью, возвеличу Его славословием; и это будет угодно Богу более, нежели юный телец с подрастающими рогами и копытами» ( Пс.68:31–32 ). Эту жертву должно христианам приносить вечером, утром и в полдень, по примеру Псаломника: «Вечером, и утром, и в полдень поведаю и возвещу " ( Пс.54:18 ), – прежде же всего во всякое время благословить Господа, как тот же пророк Божий о себе говорит: «Благословлю Господа на всякое время, всегда хвала Его во устах моих» ( Пс.33:2 ). Итак, если кто хочет хвалить Бога в вечной жизни, тот да не прекращает Его здесь хвалить и славить. 3) Жертва милости и милосердия. Ибо как Сам Господь Щедр, Долготерпелив и Многомилостив, так и за приятное приношение Себе считает, когда мы братии нашей милость являем, страдающим сострадаем, бедствующим подаем руку помощи. «Ибо таковые жертвы благоугодны Богу» ( Евр.13:16 ). Потому Сам Господь говорит: «Милости хочу, а не жертвы» ( Ос.6:6 ). К этому Христос иудеев отсылает: «Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы» ( Мф.9:13 )? Такое жертвоприношение перед всем миром превознесет Христос, и приносившим любезно скажет: «Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня», и прочее ( Мф.25:35–36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

     Ступенями Великого Поста Господь ведет нас к узнаванию другой, новой, глубокой, молитвенной жизни. Жизни, полной благодарения, тишины, радости, сердечного мира, в которой каждый новый день пронизан ароматом Тайны Божественной Любви. Господь хочет, чтобы мы были включены в настоящую полноводную, благодатную духовную жизнь, которая начинается здесь и сейчас и простирается в Вечность! Падая и вставая вновь, разбивая в кровь колена своего сердца, человек призван всю жизнь учиться. Учиться верить. Учиться плакать и радоваться. Учиться молиться и думать. А главное - учиться любить. Преподобный Иустин Сербский говорит, что «тайна человека заключается не в том, чтобы только жить, но в том - для чего жить». Крест Христов напоминает нам о том - для чего нам дана жизнь. А правда, для чего? Чтобы еще здесь на земле, как говорит блаженный Августин, «насытиться адом.... зарасти бурьяном темной любви»? Бессмысленно ходить по улицам своей жизни, теряя годы, теряя время, теряя самого себя? У Данте в аду есть образ бегущих, которые наказаны тем, что все время должны бежать, сломя голову. Есть такая внутренняя суета, внутренний бег, который нас изматывает страшнее, чем бег физический внешний. Святой Апостол и Евангелист Иоанн Богослов говорит про Евангелие, написанное им: «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин.20,31). Крестная Жертва - это Тайна, вокруг которой, как вокруг солнца, вращается весь мир! Вся земная жизнь Спасителя от Воплощения и до Вознесения является Домостроительством и имеет искупительное значение. Но Крестная Жертва - это центральное событие Искупления, кульминационный момент всего служения Христова. Почему? Потому что Сам Господь говорит: «На сей час Я и пришел» (Ин. 12,27). Пришел, чтобы избавить нас от проклятия и смерти! От ада и бессмысленности! Апостол Павел говорит: «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас» (Рим. 5,8). Крестная Жертва - это проявление великой, неистощимой Божественной Любви к человеческому роду: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного дабы всякий, верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3,16). Распростертые на Кресте длани Спасителя обнимают весь мир, все концы Вселенной. В этих объятиях - все человечество, каждый из нас! «Для чего Бог не пощадил и Единородного Сына Своего, но предал Его? - вопрошает святитель Иоанн Златоуст. - Для того, чтобы примирить с Собой людей, находившихся с Ним во вражде, и сделать их народом избранным». А избранным становится тот, кто отвергшись себя, берет свой крест и следует за Христом.

http://pravoslavie.ru/102046.html

Иисус Христос как Первообраз всех ветхозаветных жертв в Своем земном служении, в Своем крестном жертвоприношении совершеннейшим образом осуществил все означенные виды преобразовательных жертв. Сим служением Богу Отцу Иисус Христос прославил Его так, как мог прославить только Единородный Сын Божий — Богочеловек. Ибо Он исполнил Божии определения о Себе во всей полноте: возвестил имя Божие людям учением и чудесами, открыл им Его волю, в точности соблюл Его закон, и Своими страданиями и крестной смертью закончил и заключил Ветхий Завет. Через эту жертву исходатайствовал Он у Бога мир и благоволение всему роду человеческому и стал вечным Первосвященником, «Ходатаем к Отцу» и «умилостивлением за грехи всего мира» (1 Ин. 2,1-2). Бескровная жертва, или Евхаристия, установлена Господом для воспоминания о Нем (Лк. 22, 19), о Его страданиях, смерти и всех благодеяниях. Сия жертва тоже имеет свойства, подобные тем, какие имел первообраз ее — жертва крестная. Совершая бескровное жертвоприношение, Церковь Христова приносит Богу как верховному Владыке всего мира истинное поклонение и хваление, благодарение, прошение и умилостивление. Спаситель учил: Никто не приходит к Отцу, как только через Меня (Ин. 14, 6). Чего бы ни попросили у Отца во имя Мое, даст вам (Ин. 15, 16). Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего (Ин. 15, 4—5). Внимая словам Господа, Святая Церковь все свои служения возносит к Богу через посредство Иисуса Христа как единого Ходатая пред Богом за людей (1 Тим. 2, 5) и, следуя преданию и примеру святых апостолов и мужей апостольских, приносит Богу бескровную жертву как жертву преданности, хваления, благодарения, прошения и у мило стивления. Вам, братия, часто присутствующим при совершении святой Литургии, не нужно подробно раскрывать эту истину, ибо вы сами видите это и участвуете в действиях этого таинственного жертвоприношения, когда мысли и сердца всех предстоящих в храме соединяются для прославления Царя всех Бога в песни херувимской или потом, когда, исповедуя величие Триипостасного Бога, воспевает Ему Церковь: «Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу». И затем — песнь победную: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея». И далее, в то время как в алтаре совершается великое Таинство бескровного жертвоприношения, когда священнодействующий всех призывает к участию в таинственном жертвоприношении, возглашая: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся»,— от всей Церкви воспевается: «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим ти ся, Боже наш».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2331...

Когда мы говорим о праздниках Церкви, необходимо помнить, что для нас важным является не только историческая канва событий, но также их богословское осмысление и та духовная реальность, которую они являют. И о духовном смысле вхождения во Святая Святых митрополит Антоний Сурожский рассуждает так: «Речь не идет о том, что Божия Матерь физически была взята, введена в это таинственное место, речь здесь о том. что, когда Она достигла детской зрелости, но такой зрелости, которой мы не знаем, Она вошла во Святая Святых, то есть в область такой глубины богообщения, в которую не мог погрузиться даже первосвященник, даже освященный. Она вошла в эти глубины и пребывала в них – чистотой, молитвой, приобщенностью к Богу, неразлучным единством с Ним. И тут Она дошла до полноты той зрелости, которая сделала возможным Боговоплощение, подарив Богу человеческую плоть, человеческую душу, человечество очищенное и освященное так, что Бог мог соединиться с этим человечеством, и это человечество не сгорело от этой встречи, и Бог не был умален этой встречей» 27 . В Иерусалимском храме, где воспитывалась Дева Мария, приносилась жертва благодарения и жертва за грех . Непорочный агнец становился жертвой, напоминанием о том, что за всяким грехом – отступлением от Бога, Источника жизни, – следует смерть. Только ведь «невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи», – напишет апостол [ Евр. 10:4 ], и потому всё это «были образы для нас» [ 1Кор. 10:6 ]. Ветхозаветная жертва была прообразом той Крестной Жертвы за жизнь мира, которую принес на Голгофе Господь, о Котором Иоанн Креститель сказал: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» [ Ин 1:29 ]. Когда – то Аврааму, ставшему отцом всех верующих, Бог повелел совершить нечто немыслимое – принести в жертву своего любимого сына, и Авраам послушал Бога, потому что верил Ему и «думал, что Бог силен и из мертвых воскресить» [ Евр. 11:19 ]. В самый последний момент Ангел остановил занесенный над Исааком нож. И когда человек мог так Бога возлюбить, что свое самое дорогое решился Богу отдать, то, конечно, Бог не принял человеческого приношения, но Сам «послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него» [ 1Ин. 4:9 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Люди и вещи, до которых роженица дотрагивалась (кроме младенца, который не обладал ритуальной нечистотой), в течение одного дня также считались нечистыми. Однако в отличие от менструаций, за которые не назначалось никаких жертвоприношений, роженица, по истечении указанного выше срока, должна была принести в жертву очищения агнца или двух голубей. Некоторая неясность того, за что именно приносится жертва, становилась и по сей день является предметом внимания уже самих иудеев. Среди прочих Талмудом предлагается и следующее объяснение: нужно думать, что жертва приносится в искупление за возможный обет, который во время схваток женщина скорее всего произнесла, а именно – обет никогда больше не зачинать ребенка, чтобы больше так не мучиться. Однако, продолжает Талмуд, когда женщина видит улыбающегося младенца, она больше не помнит ни своего обета, ни боли перенесенных страданий. За отречение от этого обета и приносится жертва в Храм. Так или иначе, иудаизм понимает процесс послеродового очищения как жертвоприношение за грех – «хатат», в противоположность жертвоприношению благодарения – «тода». В Новом Завете послеродовое очищение женщины отражено в отрывке, повествующем о принесении Богомладенца во Храм Пресвятой Богородицей : Евангелие от Луки, 2:21-24: «По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать [Младенца], дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве. А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных.» В практику христианских общин этот обычай, возможно, вошел наряду с многими другими традициями, перенятыми христианами у иудеев. Несмотря на то, что ни в писаниях Климента Александрийского, ни в Апостольских канонах, ни в творениях Дионисия Ареопагита нет указания на церемонию послеродового очищения, Ориген в восьмой проповеди на книгу Левита говорит, что обычай этот должен быть сохранен . Аналогичное мнение высказывают позднее бл. Августин и Феодор Кентерберийский , причем последний даже назначает епитимью в случае, если женщина нарушит период 40 дней очищения.

http://pravmir.ru/k-ponimaniyu-znacheniy...

119 Призыв хранителям ключей от храма закрыть входы в него (на время совершения молитвы освящения Св. Даров и причащения). 120 Анафора – возношение, пространная молитва освящения Святых Даров в Тело и Кровь Христовы, иначе называемая каноном Святой Евхаристии (Святого Благодарения). По свидетельству св. муч. Иустина Философа (+165 г) молитвы Евхаристии и анафора (благодарение) читалась во услышание народа: «Предстоятель произносит молитву и благодарение, как можно громче, а народ восклицает: «Аминь». Апология 1, гл. 27. 121 Благообразно. В древности верные в определённые моменты Литургии могли сидеть на полу или на седалищах. «Станем добре» – это призыв к верным стоять во время анафоры благообразно, благовидно, быть внимательными и благожелательными друг ко другу, дабы исключить суету при священнодействиях Евхаристии или при причащении (вместительный амвон в древнем храме св. Софии был посреди храма) из опасения, чтобы кто-либо из них не толкнул случайно дискос с Телом Христовым или не разлил бы чашу с Кровью Христовой. 123 «Святое Возношение» – Святые Дары, которые, при возглашении священника «Твоя от Твоих Тебе приносяще…», возвышаются над престолом «пред Лице Божие». Этим кульминационным священнодействием совершается приношение Святых Даров Святой Троице, как Безкровной Жертвы, Жертвы Благодарения Богу «за всё и во всём». 124 Кол.3:15 : «И да владычествует в сердцах ваших Мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны». Еф.4:1–3 : «…умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира». 125 В древнейшем Евхологионе (Барбериновкий кодекс 77) ответ народа изложен так: «Милость! Мир! Жертва Хвалы!» Это – древние взаимные восклицания верных перед началом евхаристического благодарения в подражание апостольскому приветствию: Тит.1:1–4 : «Титу, истинному сыну по общей вере, милость и мир от Бога Отца и Господа Иисуса Христа, Спасителя нашего». Евр.13:15 : «Итак, будем через Него непрестанно приносить Богу Жертву Хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его». Сам «Христос есть Мир наш» с Богом ( Еф.2:14 ), а, согласно 1Ин.2:2 : «Он есть Умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего Мира». Христос есть подлинный «объект» и «субъект» новозаветной Жертвы Хвалы. Мистически три восклицания общины («Милость!», «Мир!», «Жертва Хвалы!») допустимо отнести и к Самому Спасителю, Богу и Господу Иисусу Христу, к Его Присутствию среди евхаристической общины верных. См. Мф.18:19–20 : «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

139 «Полны Славою Твоею…» ( в ц.слав. «полны Небо и земля Славы Твоея») – перестановка слов продиктована стилистикой литературной русской речи и необходимостью удобного распевания текста на традиционные мелодии гимна. Вариант перевода: «Твоей Славою полны Небо и земля!». 145 Святитель Иоанн Златоуст восторгается надмирной Красотой Славы Божией, мистически созерцая ее при священнодействии Божественной Литургии. Пророку Иезекиилю на берегах реки Ховар было явление Славы Бога Израилева в виде величественного и прекрасного образа, сотканного из света и огня (Иезек.1). Херувимы – опора Славы Божией, являющейся Священным Началом, Присутствием Божиим. 149 Христос отдал Себя на крестную смерть добровольно за спасение рода человеческого, ради восстановления единства между Богом и человеком, гармонии между творением и Творцом, нарушенной ранее грехопадением прародителей. 150 Господь совершает действия согласно ритуалу пасхальной еврейской трапезы. Благодарение и благословение предполагают произнесение особых молитв перед принятием пищи. 151 Ядите=вкусите.  Ср.: «Тело Христово приимите, Источника безсмертнаго вкусите», «Вкусите и видите, яко благ Господь». 156 Т.е., заповедь о причащении: «вкусите, пейте» и «сие творите в Мое воспоминание». Для христиан освященные евхаристические Хлеб и Вино являются реальным Присутствием Христа в Его Церкви. По учёному литургисту иеромонаху Микаэлу Арранцу, «воспоминание (греч. анамнесис, евр. зиккарон) Мессии-Христа в Евхаристии не простой психологический акт, но настоящий «корван» (евр.), т.е., приношение, которое поднимается до небес и принимается Богом, как чистая, словесная (разумная) Жертва. К сожалению, слово «жертва» будет часто пониматься, как его понимали язычники, или, в лучшем случае, как ветхозаветные священники, но не по смыслу Послания к евреям, где говорится об однократно принесенной совершенной Жертве Христовой. См.: Евр.7:26–27 : «Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес, Который не имеет нужды ежедневно, как те (ветхозаветные – авт.) первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого». См.: Евр.9:26–28 : «…иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею». Евр.10:11–12 : «И всякий священник (ветхозаветный – авт.) ежедневно стоит в служении, и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов. Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога…». Евхаристическое жертвенное служение-благодарение актуализирует (являет) в человеческой истории принесенную за грехи Мира раз и навсегда единственную и неповторимую Жертву Христову – «словесно» и безкровно, но не повторяет её.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Но св. Причащение Он велел творить всегда, «доколе Он придет“ ( 1Кор. 11: 26 ), сказав при этом, что хлеб в причащении есть Тело, а вино – Кровь Его. В таинстве св. Причащения Христос не страдает вторично, а принимая бескровную жертву хвалы и благодарения, Сам претворяет Духом Святым освящаемый хлеб в Тело, а вино в пречистую Кровь Свою, вкушая Которых, верующие соединяются с Ним для прощения грехов и получения вечной жизни. Сам Христос в этой духовной и бескровной жертве есть приносящий ее и приносимый, приемлющий ее и раздаваемый, как читается в одной из евхаристических молитв. Вторично распинать Христа, сидящего Плотию Своею на небесах одесную Отца, никто уже не может. Ап. Павел говорит: «мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии» ( Евр. 13: 10 ). Если у христиан есть жертвенник, то, конечно, есть и жертва, которою они питаются. Эта жертва и есть именно святое Причащение, которое, по учению св. Апостола будет совершаться у христиан всегда, до скончания мира. «Всякий раз, говорит он, когда вы едите хлеб сей или пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он приидет“ ( 1Кор. 11: 26 ). Таким образом, в св. Причащении Христос не страдает вторично, а Сам претворяет Духом Святым хлеб и вино, приносимые Ему, как умилостивительную жертву, в пречистое Тело и пречистую Кровь Свою. Совершение духовной и бескровной жертвы, во время которой воспоминаются страдаиия и смерть Христа и приносятся Ему благодарения за них, не уничижает, а возвеличивает Голгофскую жертву, ибо как частым воспоминанием дорогих и близких нам людей мы только обнаруживаем доброе к ним чувство любви, так и воспоминанием во время евхаристии о страданиях и смерти Христа мы обнаруживаем свою любовь и бесконечную благодарность Ему за великую, за нас принесенную, Голгофскую жертву, исполняя в то же время Его повеление: «сие творите в Мое воспоминание“. 14) Сектант (говорят самые дерзкие и лукавые из сектантов): Мы боимся вашего причастия, ибо в Откровении сказано: «И повел (ангел) меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами. И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ея; и на челе ея написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным“ ( Откр. 17: 3–5 ). Мы боимся, не о вашей ли церкви с ее грешниками говорится здесь и не о вашем ли причащении?

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Что нам ответить, будет ясно из последующего. Часть I. О Истинной Бескровной Евхаристической Жертве Камень Православной Веры В ежедневно совершаемой Литургии приносится истинная и действительная Бескровная Жертва, или Святейшая Евхаристия (по общему мнению), или Тело и Кровь Христовы, освящаемые под видом хлеба и вина и приносимые Богу. Так благочестиво исповедует вся Святая Соборная Апостольская Церковь . Смотри «Точное изложение Православной веры», в первой части, в вопросе 107, издание Московское. Глава 1. Твердость камня веры от прообразов в Ветхом Завете, священства и жертвы Мелхиседека В Книге Бытия в главе 14 написано: и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, – он был священник Бога Всевышнего, – и благословил его, и сказал: благословен Авраам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Ко­торый предал врагов твоих в руки твои ( Быт. 14, 18–20 ). До этого места Писание. Здесь надо рассмотреть четыре пункта: 1 . Мелхиседек, царь Салимский. 2 . Вынес хлеб и вино. 3 . Был священник Бога Всевышнего 4 . Благословил его (Авраама). Во всех этих четырех пунктах явственно изображается Христос, Бог наш. Ибо когда Мелхиседек, священник Бога Всевышнего, принес Господу Богу хлеб и вино, бес­кровную жертву в благодарение Богу, подавшему Аврааму победу, и благословил его. тем самым он выступил прообразом Первосвященника Христа и Его будущей Бескров­ной Жертвы, которой мы воздаем благодарение за победу над Крестом – Воскресение Христово. А жертва Мелхиседека, состоявшая в хлебе и вине, была явственным прооб­разом Бескровной Жертвы Христовой, которая у нас ныне приносится Богу ежедневно под видом хлеба и вина. Об этом очень явственно и ясно свидетельствует Священное Писание, в котором говорится о Христе, нашем Спасителе: Ты священник навеки по чину Мелхиседекову ( Пс. 109, 4 )! Апостол Павел, обращаясь к Евреям, учит их этой истине, что яснее солнца. Послушайте, что он пишет в главе 7 Послания к Евреям: уподобляясь Сыну Божию, пребывает (Мелхиседек) священником навсегда ( Евр. 7, 3 ). И ниже: ибо те были священниками без клятвы, а Сей с клятвою, потому что о Нем сказано: клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека ( Евр. 7, 21 ). Иисус стал пору­чителем лучшего Завета, так как много было священников, но после своей смерти они переставали быть ими. Он же, пребывая вечно, имеет непреходящее священство. Поэто­му Он, будучи всегда живым, всегда может спасти приходящих через Него к Богу, чтобы ходатайствовать о них. В этом суть сказанного святым Павлом.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

231.  Ибо жертвы Ты не желаешь, — я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже (Пс. 50. 18, 19). 232. Слово 55. 233.  …не оправдится пред Тобой ни один из живущих (Пс. 142. 2). 234.  …чист в суде Твоем (Пс. 50. 6). 235.  …не входи в суд с рабом Твоим (Пс. 142. 2). 236. Лествица. Слово 28, гл. 1. 237.  Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением (Кол. 4. 2); сличи: Флп. 4. 6. 238.  Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе (1 Сол. 5. 17, 18). 239.  Посему, как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходите в Нем, будучи укоренены и утверждены в Нем и укреплены в вере, как вы научены, преуспевая в ней с благодарением (Кол. 2. 6, 7). Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь. Господь близко. Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом (Флп. 4. 4–6). 240. Слово 28, гл. 17. 241.  …меч духовный, который есть Слово Божие (Еф. 6. 17). 242. Заимствовано из Лествицы. Слово 28, гл. 1. 243. Алфавитный патерик и Достопамятные сказания о авве Агафоне, гл. 9. 244. Святые Отцы говорят: «Никогда не прими, если б ты увидел что-либо чувственное или мысленное, вне или внутри тебя: будет ли это вид Христа, или Ангела, или какого святого, или мечтательное изображение света в уме. Пребывай не веруя этому и не благоволя о этом. Непрестанно блюди ум твой необразным, незапечатленным чем-либо при посредстве воображения, безвидным, внимая единственно словам молитвы». Добротолюбие. Ч. 2. Каллиста и Игнатия Ксанфопулов о безмолвии и молитве, гл. 75. 245. Алфавитный патерик. 246.  Призри на страдание мое и на изнеможение мое и прости все грехи мои (Пс. 24. 18). 247. Каноник. Издание святой Киево-Печерской Лавры. 248. Преподобный Симеон Новый Богослов. О трех образах молитвы. Добротолюбие. Ч. 1. 249. Слово 27, гл. 33. 250. Слово 27, гл. 77. 251. В Слове о трех образах молитвы, о третьем образе. Добротолюбие. Ч. 1. «Да упражняется в псалмопении, сиречь, да молится усты».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010