связана с именем основоположницы монашеской жизни в мон-ре Теклати мон. Саломии (Тавдгиридзе) († 1879), происходившей из княжеского гурийского рода. Она получила домашнее образование, обладала поэтическим даром ( Шио (Муджири). Из истории жен. мон-ря Теклати. 2014. С. 12, 13). Овдовев после 10-летнего замужества, совершила паломничество на Св. землю (1864), посетила св. места Вост. Грузии. В 1865 г. поселилась на пустующем в то время «Острове Архангелов» в сопровождении монахини и служанки (Женский мон-рь Теклати. 1891. С. 11; Истинная монахиня Саломе Тавдгиридзе. 1897. С. 3; Хецуриани. 1914. С. 17; Алексий (Шушания). 2003. С. 390, 391; Шио (Муджири). Из истории жен. мон-ря Теклати. 2014. С. 13). В этот период жен. мон-рей и зарегистрированных жен. общин в Мегрелии не было. В рапорте в Грузино-Имеретинскую синодальную контору от 27 янв. 1866 г. еп. Мингрельский Тарасий (Елиава) спрашивал священноначалие, «дозволить ли таковым (свободным женщинам крестьянского происхождения.- Авт.) находиться при монастырях... или по неимении женского монастыря в Мингрелии отказывать просительницам» (ЦГИАГ. Ф. 489. Д. 24598. Л. 1; Алексий (Шушания). 2003. С. 390-391). Численность сестер в новооснованной обители постепенно росла и со временем достигла примерно 10. Сестрам удалось возвести каменное строение для келий. Материальной помощи в то время они ни от кого не получали, труды сестер сопровождались мн. скорбями и лишениями. Сохранились сведения о том, что в этот период многие из них были удостоены чудесных явлений. Поскольку вершина холма, на к-рой располагалась обитель, была мала и неудобна для устройства на ней большого мон-ря, настоятельница стала искать для обители др. место ( Хецуриани. 1914. С. 17; Алексий (Шушания). 2003. С. 378-381, 391). Послушница Агафия Салакая (настоятельница мон-ря Теклати в 1878-1903) и одна из сестер обнаружили в 2 верстах от «Острова Архангелов», близ сел. Сахарбедио, небольшую заброшенную базилику во имя вмч. Георгия и решили вести там подвижническую жизнь. Пустынник схим. Онисифор (Пачулия), к к-рому монахини обратились за благословением, посоветовал им не отделяться от общины, а продолжать строить обитель. Мон. Саломия осмотрела выбранное Агафией место и приняла решение о строительстве здесь обители, т. о. в 1873 г. был основан мон-рь Теклати (Женский мон-рь Теклати. 1891. С. 11-13; Алексий (Шушания). 2003. С. 382). Ок. 1873 г. прп. Алексий (Шушания) привез в мон-рь свою сестру Софию. Сведения о жизни прп. Алексия (Шушании)

http://pravenc.ru/text/2562970.html

Сахарнянский мон-рь. Фотография. Нач. 2000-х гг. Сахарнянский мон-рь. Фотография. Нач. 2000-х гг. В первые послевоенные годы имели место массовые аресты клириков по обвинению в коллаборационизме (во время второй мировой войны Румыния действовала на стороне Германии). В первую очередь репрессии коснулись тех священников, которые участвовали в деятельности Румынской духовной миссии в Транснистрии. В 1946 г. были арестованы бывш. секретарь Кишинёвской консистории прот. Михаил Чакир, бывш. благочинный Бершадского окр. и настоятель Бершадского мон-ря архим. Варлаам (Кирица) и его отец прот. Мисаил Кирица. Были осуждены репатриированные из Румынии бывш. настоятель Новонямецкого мон-ря архим. Авксентий (Мунтяну), бывш. настоятель Злоцевского мон-ря иером. Серафим (Дабижа), бывший настоятель Гербовецкого мон-ря игум. Ираклий (Флоча), духовник Каларашовского мон-ря иером. Нифонт (Андрусевич) и бывш. настоятель Курковского мон-ря архим. Феофилакт (Попович). Из представителей белого духовенства репрессиям подверглись настоятель кишинёвского кафедрального собора прот. Феоктист Прокоп, священники Феодор Флоря, Леонид Антонович, Георгий Бурьянэ, Владимир Вартичан и др. В 1945-1946 гг. был проведен окончательный подсчет правосл. общин и храмов в Молдавской ССР. На 1947 г. были учтены 943 церкви; действующими являлись 600, в них служили 313 священников и 7 диаконов. Среди действующих церквей значились храмы 23 монастырей (15 мужских и 7 женских). Были зарегистрированы общины др. конфессий: 22 старообрядческие, 5 римско-католических, 2 армяно-григорианские. В 1949 г. имелось 608 действующих церквей, в них служили 376 зарегистрированных священников и 9 диаконов. Небольшой рост числа храмов и увеличение количества клириков связаны с тем, что в 1947-1948 гг. регистрационные сводки дополнялись новыми данными; открытие церквей в эти годы не происходило. Напротив, были упразднены мон-ри: в 1947 г.- Кондрицкий и Фрумоасский, в 1948 г.- Рудянский, в 1949 г.- Цыповский (Ципова) и Злоцевский. С 1949 г. число общин и количество клириков уменьшалось. В 1950 г. действовали 563 зарегистрированные общины, 13 муж. и 8 жен. мон-рей, в 1953 г.- 544 общины, число мон-рей не изменилось. В 1953-1957 гг. число зарегистрированных приходов и количество клириков немного увеличилось за счет преобразования монастырских храмов в приходы. Так, в 1958 г. было 546 приходов и 14 монастырей (7 мужских и 7 женских), на учете состояли 392 приходских священника и 1393 монашествующих. Однако при этом продолжалось упразднение монастырей: в 1956 г. закрыт Хынковский Параскевинский мужской, в 1957 г.- Сахарнянский во имя Св. Троицы мон-рь .

http://pravenc.ru/text/1841177.html

Достоверные сведения об И. скудны. Титул аббатисы (без указания монастыря) упоминается во всех выданных ею грамотах. Согласно агиографической традиции, И. считается 2-й настоятельницей мон-ря Хоррей (мон-рь был основан в здании рим. гос. складов (horrea) и получил по ним название Хоррей (Horreum, Ad Horreum), более распространено германизированное название Эрен; впосл. именовался Санкт-Ирминен) в Треверах после св. Модесты (упом. как аббатиса жен. мон-ря в Треверах в приложении к Житию св. Гертруды Нивельской, сост. в 90-х гг. VII в.- MGH. Scr. Mer. T. 2. P. 465). В новейших исследованиях ( Schneider. 2010) тезис об идентичности И., аббатисы Хоррея, и И., автора дарственных грамот, ставится учеными под сомнение. На основании датировки грамот можно предполагать, что деятельность святой пришлась на рубеж VII и VIII вв. И. сотрудничала со св. Виллибрордом , к-рый впосл. проповедовал христианство среди фризов. Неизвестно, участвовала ли она в основании мон-ря Эхтернах, однако ее вклад в первоначальное развитие обители очевиден. Согласно 1-й грамоте (1 нояб. 697/8), И. передала Виллиброрду владение Эхтернах вместе со всеми постройками, среди которых упоминаются церкви и небольшой мон-рь (monasteriolum). Возможно, основательницей этих церквей была сама И. ( Verbist G. H. Saint Willibrord, apôtre des Pays-Bas et fondateur d " Echternach. Louvain, 1939. P. 158). Согласно др. грамотам, в 699 г. И. передала Эхтернаху поместье близ Тольбиака (ныне Цюльпих, Германия), а в 704 г.- поместье Станехейм (ныне Штайнхайм) и виноградник в окрестностях Тревер. В Житии сказано, что святая скончалась 24 дек., вероятно, между 704 и 710 гг. (под 710 упом. о преемнице И. Анастасии). Церковь бывш. мон-ря Вайсенбург в г. Висамбур. XII, XIV вв. Церковь бывш. мон-ря Вайсенбург в г. Висамбур. XII, XIV вв. Из Жития известно, что И. была помолвлена с неким франк. гр. Германом, однако тот скончался за несколько дней до свадьбы. И. восприняла это как знамение и решила принять монашеские обеты. Убедившись в серьезности намерений дочери, родители позволили ей вступить в бенедиктинский мон-рь Хоррей. Вскоре И. стала аббатисой (о предшественнице И. Модесте в Житии не упом.). Автор Жития Теофрид пишет о многочисленных добродетелях И. (благочестии, трудолюбии, щедрости и др.), в числе ее заслуг он называет дружбу со св. Виллибрордом и помощь ему, строительство церкви в монастыре. В Житии рассказывается о чуде, совершенном Виллибрордом по просьбе И. Когда в мон-ре Эрен началась эпидемия, от к-рой погибли мн. монахини, аббатиса попросила святого о помощи. Тот отслужил мессу в монастырской церкви и освятил воду, которую дали больным и которой окропили стены зданий в обители, после чего больные излечились. Повествование о чуде заимствовано Теофридом из Жития Виллиброрда, написанного Алкуином († 804), где рассказывается об избавлении святым некоего жен. мон-ря в Треверах от чумы (MGH. Scr. Mer. T. 7. P. 132).

http://pravenc.ru/text/674071.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВРАНИНА [серб. муж. мон-рь во имя свт. Николая Чудотворца Черногорско-Приморской епархии Сербской Православной Церкви. Находится на одноименном острове Скадарского оз. (Шкодер). Построен еп. Зетским Иларионом в 1233 г. по благословению свт. Саввы I Сербского ( Мошин В. св. Саве манастиру св. Николе у Сава - Споменица Београд, 1977. С. 79-116). До перенесения в 1484 г. кафедры здесь находилась резиденция Зетских митрополитов. Дарителями мон-ря были короли Владислав и Стефан Милутин, кор. Елена. Царь Стефан Душан сделал В. подворьем основанного им мон-ря св. Архангелов в Иерусалиме. В XV-XVI вв. мон-рю дарили земли семьи зетских господарей Балшичей, Стратимировичей и Черноевичей. Во 2-й пол. XV в. игуменом В. был духовный писатель Никон Иерусалимлянин . Для сохранения богатого архива мон-ря в 1721 г. мон. Гавриил (Джурашкович) переписал хранившиеся здесь хрисовулы, ранние из к-рых относились к 1469 г. 8 сделанных им копий были опубликованы И. С. Ястребовым ( Ястребов И. Препис на О манастиру св. Николе Српског Ученог Друштва. Београд, 1879. 47. С. 219-231). В. часто подвергалась нападениям турок (в 1557 и 1714), в 1843 г. мон-рь был превращен в казарму, а 1862 г. разрушен. Описание мон-ря оставил постриженик В. Черногорско-Брдоский митр. Иларион (Роганович) . Церковь была каменной, средней величины, без купола и звонницы. В ней находилось неск. могил, в т. ч. основателя мон-ря. В Цетине хранятся найденные в 70-х гг. ХХ в. 3 колокола, отлитые в Венеции в 1306 и 1453 гг., некогда принадлежавшие обители. Сохранилась печать мон-ря 1484 г. с ликом свт. Николая. В 1886 г. на фундаменте черногорский кн. Николай Петрович построил новую 1-нефную церковь с примыкающей звонницей и неоклассическим иконостасом рус. работы. Рядом был возведен большой братский корпус. В 1883-1884 гг. во В. проживал иером. Симеон (Попович , прп. Дайбабский). Во время второй мировой войны церковь и братский корпус были сожжены. Восстановление началось в 1998 г. иером. Марком (Кесичем). Сейчас во В. проживают 2 насельника. В 2000 г. был построен небольшой братский корпус. Лит.: Т. Манастири на тлу Црне Горе. Нови Сад; 1995. С. 125-128; Ч. , Р. Споменици културе Црне Горе. Београд, 1997. С. 321-322; С. Културна баштина Црне Горе. Нови Сад, 2003. С. 24-25. Сл. Милеуснич Рубрики: Ключевые слова: ДУЛЕВО жен. мон-рь во имя св. первомч. Стефана Черногорско-Приморской епархии Сербской Православной Церкви

http://pravenc.ru/text/155408.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОРНЯК Горняк [серб. жен. мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы Браничевской епархии Сербской Православной Церкви; до XVIII в. именовался Ждрело - по названию ущелья, в к-ром находится, на левом берегу р. Млава, между Петровацем и Жагубицей. Основание мон-ря связано с именем прп. Григория Нового , построившего здесь в 1378 г. ц. во имя свт. Николая Чудотворца; кн. Лазарь дал ему грамоту на основание мон-ря в честь Пресв. Богородицы, пожаловав обители 15 сел; патриарх Печский св. Спиридон грамотой от 16 мая 1379 г. (?) возвел мон-рь в статус ставропигиального (обе грамоты сохр. в поздних копиях (см.: В. Православно монаштво и ман-ри у Cpбuju. Милановац, 20022. С. 130)). В тур. источниках Г. упоминается с 30-40-х гг. XVI в. В этот период в мон-ре проживали 6-7 насельников. Согласно надписи на одной из книг ( Записи. Т. 3. С. 133), 29 дек. 1629 г. Г. посетил патриарх Печский Паисий (Яневац) . Во время австро-тур. войны мон-рь был разрушен, но сразу же после заключения Пожаревацкого мира в 1718 г. игум. Максим начал его восстановление и открыл при нем школу. В 1788 г. мон-рь был сожжен турками, но жизнь в нем не прекратилась. В 1815 г. братия мон-ря во главе с игум. Досифеем (Новаковичем; с 1834 по 1854 епископ Тимокский) участвовала в восстании кн. Милоша Обреновича. При этом игумене было начато строительство нового соборного храма. В 1914 г., во время первой мировой войны, болгары вывезли из мон-ря все ценные предметы, а также 2 колокола. В начале второй мировой войны немцы разграбили и сожгли обитель; игум. Мардарий (Здравкович) умер в 1942 г. в концлагере. При проведении аграрной реформы в Сербии (1946) Г. был отнесен к 4-й категории мон-рей и ему было отведено 10 га пашен и 10 га лесных угодий. Обновление Г. в 1953 г. начал иером. Василий. В 90-х гг. ХХ в. мон-рь был обращен в женский. Главная церковь мон-ря была возведена в 20-30-х гг. XIX в. на фундаменте первоначального храма (посл. треть XIV в.). 3-нефная однокупольная церковь построена из известняка (отштукатурена) в традициях моравской школы. С зап. и юж. сторон к основному объему храма пристроены галереи (1847), с зап. стороны возведена 2-ярусная колокольня. Среди особенностей храмовой росписи (1847) - изображение Христа Доброго Пастыря, несущего на плечах вместо традиц. для этой иконографии агнца человека; на сев. столпе - портрет кн. Лазаря. 2 напрестольных образа написаны в 1839 г. худож. Живко, остальные иконы выполнены Слободаном Павловичем и Милисавом Йовичем в 1937 г. Резной иконостас сооружен в 1935 г. мастерами Т. Плебзевым и П. Матичем.

http://pravenc.ru/text/166239.html

Прп. Авраамия Галичского (Чухломского, Городецкого) хранятся под спудом в соборе в честь иконы Божией Матери «Умиление» в Покровском Авраамиево-Городецком муж. мон-ре; прп. Макария Писемского - под спудом в храме во имя прп. Макария Писемского Спасо-Преображенского Макариево-Писемского жен. мон-ря; прп. Никиты Костромского - под спудом в подклете Богоявленско-Анастасиина кафедрального собора; прп. Пахомия Нерехтского - под спудом в Троицком соборе Троице-Сыпанова Пахомиево-Нерехтского жен. мон-ря; прп. Паисия Галичского - под спудом в Успенском соборе Успенского Паисиево-Галичского жен. мон-ря в Галиче; прп. Макария Унженского и Желтоводского - в раке в Макариевской ц. Свято-Троицкого Макариево-Унженского жен. мон-ря; прп. Тимона Надеевского - в раке в Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе. Кафедральный собор Троицкий собор Ипатиевского мон-ря (1744-1834), Успенский собор (1835-1922), Ильинская ц. (1922-1929), Иоанно-Златоустовская ц. (1929-1964), ц. Воскресения на Дебре (1964-1991), Богоявленско-Анастасиин собор (с 1991). Монастыри Действующие Свято-Троицкий Ипатиевский мон-рь (мужской, в Костроме, основан предположительно в сер. или кон. XIII в., закрыт в 1919, возрожден в 1992), Свято-Покровский Авраамиево-Городецкий мон-рь (мужской, в с. Ножкине Чухломского р-на, основан в 1350, упразднен в 1919, до 1928 существовал как приходская община, возрожден в 1991), Паисиев Галичский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь (в с. Успенская Слобода близ Галича, основан во 2-й пол. XIV в. как мужской, в 1919 закрыт, в 1994 возрожден как женский), Пахомиев Нехретский Сыпанов во имя Святой Троицы женский (в с. Троица Нерехтского р-на, основан во 2-й пол. XIV в. как мужской, упразднен в 1764, возрожден как женский в 1992), Свято-Предтеченский Иаково-Железноборовский мон-рь (мужской, в с. Борок Буйского р-на, основан ок. 1390, официально закрыт в 1919, но под видом сельскохозяйственной артели существовал до 1927, воссоздан в 2004), Спасо-Преображенский Макариево-Писемский мон-рь (в Макарьем Погосте Буйского р-на, основан в кон. XIV в. как мужской, упразднен в 1721, возрожден как женский в 1994), Богоявленско-Анастасиин мон-рь (женский, в Костроме, основан в 1426, закрыт в 1919, возрожден в 1990), Свято-Троицкий Макариево-Унженский мон-рь (в Макарьеве, основан в 1439 как мужской, в 1929 закрыт, возрожден как женский в 1993), Знаменский мон-рь (женский, в Костроме, основан в 1993), Свято-Успенская Тетеринская пуст. (женская, в с. Тетеринском Нерехтского р-на, открыта в 1993), Домнинский мон-рь во имя св. царственных страстотерпцев (женский, в с. Домнине Сусанинского р-на, основан в 2004). Упраздненные

http://pravenc.ru/text/2458871.html

Ч. 1. 201. С. 179-180, см.: Кучкин. 2002. С. 101). География возникновения киновий позволяет выделить 2 центра их распространения: Н. Новгород и Москва. С Н. Новгородом связана деятельность свт. Дионисия († 15 окт. 1385), архиеп. Суздальского, Нижегородского и Городецкого, который поддерживал самые тесные связи с К-польским Патриархатом. В 1-й трети XIV в. прп. Дионисий основал нижегородский Печерский мон-рь. Обитель, видимо, сразу получила общежительный устав, поскольку в летописной записи о возведении Дионисия в 1374 г. на Суздальскую кафедру он назван «общему житию началником» (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 105-106). Как следует из грамоты прп. Дионисия Снетогорскому мон-рю, святитель считал «общее житие» наиболее совершенным устройством монастырской жизни. Под влиянием святителя инокини нижегородского Зачатиевского монастыря, основанного ок. 1355 г. кнг. Василисой, женой кн. суздальского и нижегородского Андрея Константиновича, приняли общежительный устав (в 1369 прп. Дионисий постриг княгиню в монахини с именем Феодора). К 1374 г. настоятель Печерского Вознесенского мон-ря носил сан архимандрита, что говорит о высоком статусе обители. Ученики Дионисия, прошедшие школу монашеской жизни в Печерском мон-ре, основали множество киновий. Между 1355 и 1363/64 гг. свт. Дионисий послал своего ученика прп. Евфимия в Суздаль для создания общежительной обители. Прп. Евфимий выделил участок для строительства Покровского жен. мон-ря, настоятельницей к-рого стала его двоюродная сестра Евфимия. Преображенский мон-рь был общежительным, но ктиторским: он зависел от князя, к-рый давал ему «милостыню довольну». Еще 11 насельников Печерского мон-ря отправились в др. «верховские города» создавать обители в землях бывшего Черниговского княжества (Житие относит эти события к 6860 (1351/52) г.). Как следует из древнейшей редакции Жития Авраамия Галичского, Чухломского, учеником свт. Дионисия был прп. Авраамий ( Розанов С. П. Отрывки из неизвестной древнейшей редакции Жития Авраамия Галичско-Городецко-Чухломского. Варшава, 1912. С. 10). До 1375 г. он основал 1-й общежительный мон-рь в Галицком княжестве - Авраамиев Новозаозерский в честь Успения Божией Матери . Галицкий кн. Георгий (Юрий) Димитриевич учредил в мон-ре архимандритию, «ради большей чести». Впосл. прп. Авраамий основал еще 3 общежительных мон-ря: в честь Положения ризы Пресв. Богородицы, в честь Собора Пресв. Богородицы на р. Виге, Авраамиев Городецкий на Чухломском оз. Учеником Дионисия был прп. Макарий Унженский († 25 июля 1444?). Будучи 12-летним отроком, он тайно от родителей принял постриг в Печерском мон-ре и стал келейником игум. Дионисия. Затем в поисках безмолвия святой покинул Печерскую обитель и основал 3 мон-ря: в честь Богоявления Господня на р. Лух, Желтоводский во имя Св. Троицы и Унженский во имя Св. Троицы.

http://pravenc.ru/text/2564108.html

Мон-рь Санта-Круш. XII–XVI вв. Мон-рь Санта-Круш. XII–XVI вв. Во 2-й пол. XII в., при аббате Иоанне, крупный скрипторий действовал также в бенедиктинском мон-ре Лорван, где был создан ряд роскошных иллюминированных рукописей (наиболее известны бестиарий «Книга птиц» (1184), комментарии блж. Августина на псалмы и Лорванский Апокалипсис («Беатус») (1189); см.: Egry. 1972). Положение мон-ря изменилось после возвращения на родину инфанты Терезы († 1250), дочери португ. кор. Саншу I (ее брак с кор. Леона Альфонсо IX был аннулирован в 1196). Приняв решение уйти в мон-рь, инфанта настояла на ликвидации общины бенедиктинцев под предлогом недостойного поведения монахов и в 1205 г. основала в Лорване жен. цистерцианский мон-рь Пресв. Девы Марии (создание обители утверждено буллой папы Иннокентия III «Causam que vertebatur» от 15 нояб. 1210). Как правило, монахини этой обители происходили из самых знатных семей королевства. Монастырь возглавила сестра Терезы Санша Португальская († 1229), которая позднее основала близ К. 2-й жен. цистерцианский мон-рь - Санта-Мария-ди-Селаш. Инфанты Санша и Тереза, похороненные в Лорване, были причислены к лику блаженных Римско-католической Церкви (папская булла «Sollicitudo Pastoralis Officii» от 23 дек. 1705). В еп-стве К. существовал также муж. цистерцианский мон-рь Санта-Мария-ди-Сейса, к-рый в 1195 г. стал дочерней обителью аббатства Алкобаса. С XII в. в юж. части диоцеза находились владения духовно-рыцарского ордена тамплиеров (с 1318 орден Христа). Миниатюра из «Беатуса» из мон-ря Лорван. 1189 г. (Archivo Nacional de La Torre do Tombo. 160. Fol. 119v) Миниатюра из «Беатуса» из мон-ря Лорван. 1189 г. (Archivo Nacional de La Torre do Tombo. 160. Fol. 119v) В 1-й пол. XIII в. в еп-ство К. прибыли монахи нищенствующих орденов. В 1217 или 1218 г. был основан францисканский мон-рь св. Антония (Санту-Антониу-душ-Оливайш); в 1221 г. здесь принес монашеские обеты католич. св. Антоний Падуанский , учившийся в школе мон-ря Санта-Круш. В К. францисканцы основали мон-рь Сан-Франсишку-ди-Понти.

http://pravenc.ru/text/1841702.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прп. Василиск Туринский. Икона. XX в. Прп. Василиск Туринский. Портрет. XIX в. (Гаврилов Василий Гаврилович; ок. 1740, дер. Иванищи близ Калязина - 29.12.1824, туринский во имя свт. Николая Чудотворца жен. мон-рь), прп. Туринский (пам. 29 дек., в Соборе Брянских святых и в Соборе Екатеринбургских святых). Из крестьянской семьи. С детских лет Василий отличался трудолюбием, стремлением к уединенной молитве, в юности любил слушать проповеди Тверского еп. св. Гавриила (Петрова) в Макариевом калязинском мон-ре, повлиявшие на его духовное становление. Вступив в брак, по взаимному согласию с женой жил в целомудрии. Ежегодно под предлогом поездки на заработки трудился в мон-рях. Ок. 1777 г. оставил семью, ушел в Островскую пуст. Владимирской губ., настоятель к-рой, ученик прп. Паисия (Величковского) иером. Клеопа I дал Гаврилову благословение на пустынножительство. Первоначально Гаврилов подвизался вместе со своим старшим братом Космой, позже с 2 пустынниками в лесах Чувашии, затем перешел в Брянские леса под руководство старца Площанского мон-ря иером. Адриана (Блинского), к-рый постриг его в монашество с именем Василиск. Здесь же преподобный познакомился со своим буд. учеником и духовным другом прп. Зосимой (Верховским) . Осенью 1788 г. иером. Адриан перешел в Коневецкий мон-рь , и с 1792/93 г. В. также подвизался на о-ве Коневец, в 3 верстах от мон-ря. Летом 1799 г. инок оставил Коневецкую обитель и вместе с прп. Зосимой ушел в Малороссию и Крым, осенью 1800 г. перебрался в Сибирь. Архиеп. Варлаам I (Петров-Лавровский) дал подвижникам разрешение жить на территории Тобольской епархии, и в 1802 г. они поселились в лесах Кузнецкого у. К 1818 г. вокруг иноков сложилась жен. община. В 1821 г. прп. Зосима по благословению В. обратился к Тобольскому архиеп. Амвросию (Келембету) с прошением основать жен. обитель на месте упраздненного в 1764 г. муж. мон-ря в г. Туринске Тобольской губ. Открытию туринского во имя свт . Николая Чудотворца жен. мон-ря (1822) способствовали почитавшие В. и прп. Зосиму Московский митр. св. Филарет (Дроздов) и министр духовных дел кн. А. Н. Голицын . С осени 1822 г. В. нес подвиг старчества в новообразованной обители. Учеником В. был прав. Петр (Мичурин) . В. был погребен 4 янв. 1825 г. в Туринском мон-ре. В 1913 г. над могилой подвижника была поставлена часовня во имя мч. Василиска. В 2000 г. мощи В. были обретены и перенесены в екатеринбургский во имя Всемилостивого Спаса мон-рь .

http://pravenc.ru/text/149787.html

Организованный В. мон-рь полностью обеспечивал себя и многочисленных паломников, содержал больницу, бесплатно обслуживавшую окрестное население, детский приют на 25-30 детей (девочек и мальчиков - как православных, так и лютеран), школу, 2-классное уч-ще. За неск. лет своего настоятельства В. снискала такое уважение и любовь окрестных жителей, что они отдавали на воспитание и обучение в обитель своих детей. Первой начальницей приюта стала мон. Арсения (Блохина), сестра В. При монастырской лечебнице В. в 1896 г. учредила общину сестер милосердия под покровительством Российского общества Красного Креста, в которой обучались пюхтицкие послушницы и воспитанники приюта. В 25 верстах от обители игумения организовала Гефсиманский скит для больных и престарелых сестер по уставу прп. Пахомия Великого. Определением Синода от 23 окт. 1897 г. В. была назначена настоятельницей в Черемисский козьмодемьянский во имя Св. Троицы монастырь Казанской епархии; с ней были переведены мон. Арсения (Блохина) и неск. сестер обители. В козьмодемьянском мон-ре стараниями В. были устроены иконописная мастерская, больница, богадельня, церковноприходская школа и приют для девочек-сирот. В Чебоксарах В. организовала жен. Владимирскую общину, в которую вошли 100 сестер. В. была похоронена в козьмодемьянском мон-ре близ алтаря Троицкого собора. После упразднения монастыря в 20-х гг. XX в. собор был разобран, на его месте выстроили школу-интернат. По свидетельству очевидцев, могилу В. раскопали, из кирпичного склепа изъяли гроб, извлекли кости и облачение с клобуком. Совр. местонахождение останков В. неизвестно. Арх.: Летопись Пюхтицкого мон-ря//Архив мон-ря. Лит.: Пюхтицкий Успенский женский монастырь. СПб., 1893; Савченко И. Сион Прибалтийского края: Св. Богородичная Гора. Ревель, 1894, 19012; Пюхтицкий Успенский жен. мон-рь: Путев. М., 1991. Рубрики: Ключевые слова: ВАРВАРА (Трофимова Валентина Алексеевна; 1930-2011), игум. Пюхтицкого в честь Успения Пресвятой Богородицы жен. мон-ря АГНИЯ (Благовещенская Анна Никитична; 1868-1938), последняя игум. Леушинского во имя Иоанна Предтечи мон-ря Новгородской губернии

http://pravenc.ru/text/338942.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010