Сведения о литургическом поминовении Л. в Галлии противоречивы. С одной стороны, наличие храмов и реликвий мученика означает, что в ряде церквей и мон-рей отмечали этот праздник. Флоренций из Трикастины в Житии св. Рустикулы, аббатисы жен. мон-ря в Арелате (ныне Арль), упоминал, что святая скончалась вскоре после дня памяти Л. (MGH. Scr. Mer. T. 4. P. 349). По-видимому, в Галлии было известно об исполнении стиха Пс 111. 9 в день памяти Л. (цитата в Мученичестве Леодегария, еп. Августодунского (Отёнского),- Ibid. T. 5. P. 303). Поминовение мученика указано в латеркуле (аннотированном календаре) Полемия Сильвия, составленном в 448 или 449 г. (CIL. T. 1. Vol. 1. Pars 1. P. 271). Однако в литургических книгах галликанского обряда сведения о поминовении Л. отсутствуют. Память мученика появляется лишь в Готском миссале (ок. 700), составленном под влиянием рим. традиции: бóльшая часть молитв мессы в день памяти Л. заимствована из Веронского Сакраментария (Missal. Goth. P. 282-285, 501-503). В VIII-IX вв. распространение локальных версий рим. литургических книг (франко-геласианских и дополненных григорианских сакраментариев) способствовало тому, что поминовение Л. приобрело статус обязательного праздника в гос-ве Каролингов. В капитулярии Ахенского Собора от 10 июля 817 г. память мученика названа среди важнейших праздников, ее следовало отмечать во всех мон-рях империи (CCM. T. 1. P. 475, 527). О необходимости праздновать память великих святых, в т. ч. Л., писал также мон. Хильдемар в комментарии на Устав Бенедикта (ок. 845 - Expositio Regulae ab Hildemaro tradita/Ed. R. Mittermüller. Ratisbonae etc., 1880. P. 300). День памяти мученика указан во всех календарях и мартирологах эпохи Каролингов, во мн. календарях упомянуты также вигилия и октава праздника (Die karolingische Reichskalender/Hrsg. A. Borst. Hannover, 2001. Tl. 2. S. 1180-1181, 1183-1184, 1202; о литургическом поминовении Л. в IX-X вв. см.: Weinrich. 1972. S. 49-60). Литургисты XII-XIII вв. подчеркивали важность праздника Л.

http://pravenc.ru/text/2462435.html

Градуал из мон-ря Сант-Андреа делла Чертоза в Венеции. Мастер К. Кортезе. Ок. 1425–1440 гг. (Marc. Lat. III. 18 (=2283). Fol. 1r) Градуал из мон-ря Сант-Андреа делла Чертоза в Венеции. Мастер К. Кортезе. Ок. 1425–1440 гг. (Marc. Lat. III. 18 (=2283). Fol. 1r) Вплоть до кон. XV в. бóльшая часть сведений о церковной музыке в В. связана с Сан-Марко. В нач. XIV в. появилась традиция заказывать известным композиторам и исполнять во время офиц. церемоний мотеты в честь венецианских дожей; от того же периода сохранилось имя первого органиста Сан-Марко - Дзуччетто. В нач. XV в. при ц. Сан-Марко была организована певч. школа. В 1486 г. капелла состояла из 10 мужчин и 12 мальчиков; к 1490 г. к ним прибавилось еще 4 взрослых певчих и был построен 2-й орган. К 1525 г., судя по описанию Виллемса, кроме большой капеллы (лат. capella maior, итал. cappella grande) появилась малая капелла (capella parva, cappella piccola), состоявшая из каноников базилики. При исполнении псалмов применялся стиль alternatim - чередование мелодии и образцов многоголосия, певшихся соответственно разными частями хора. По большим праздникам отдельная группа музыкантов, стоявших на специальном возвышении (pulpitum magnum), исполняла дополнительные многоголосные песнопения. К 1564 г. малая капелла была упразднена и все певч. функции перешли к профессиональной большой капелле. Однако практика разделения хора, являвшаяся, по-видимому, традиц. для Сев. Италии, сохранилась. Многоголосные сочинения с учетом деления хора (cori spezzati) писались, возможно, еще до назначения капельмейстером собора А. Вилларта (1527). С приходом этого композитора в В. наступает эпоха расцвета богослужебной и светской полифонической музыки (см. ст. Венецианская школа ), к-рому также способствовал рост числа и активности муз. издательств (крупнейшие - О. Петруччи, семейств Скотто и Гардане) и мастерских муз. инструментов. Во 2-й пол. XVI - нач. XVII в. состав капеллы Сан-Марко продолжал расти, число певчих стало доходить до 30. Появилась постоянная группа музыкантов-инструменталистов, «поддерживавшая» голоса певчих и, по-видимому, исполнявшая инструментальные произведения на праздничном богослужении и светских торжествах; на самые большие праздники к ним присоединялось до 14 музыкантов. В остальных венецианских церквах обычно было не более 4-5 певчих, в кон. XVI в. по большим праздникам к ним в подражание Сан-Марко часто добавлялись небольшие инструментальные группы. Даже в жен. мон-рях организовывались ансамбли медных духовых, участвовавшие в ставившихся там музыкально-литургических драмах. Известными капельмейстерами XVI в. были Людовико Бальбо в ц. Санта-Мариа Глориоза деи Фрари и Ипполито Баккузи в ц. Сан-Стефано.

http://pravenc.ru/text/150247.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИЛЬДЕФОНС [лат. Ildefonsus, Hildephonsus] († 667), св. (пам. зап. 23 янв.), еп. г. Толет (ныне Толедо, Испания), богослов, церковный писатель. В средние века один из самых почитаемых испанских святых. Достоверные сведения о жизни и деятельности И. содержатся в его сочинениях, а также в краткой биографической заметке, составленной 2-м преемником И. на епископской кафедре св. Иулианом (680-690), вероятно лично его знавшим (BHL, N 3917-3918). В заметке, к-рую Иулиан добавил к соч. И. «О знаменитых мужах» (De viris illustribus), приведены лишь основные сведения о святом и его лит. творениях. Текст сохранился в 2 редакциях. Редакция, представленная в самой древней рукописи (León. Biblioteca Capitular. MS 22. Fol. 145v - 146r, IX в.), считается первоначальной (ActaSS. Ian. T. 2. P. 537). Во 2-ю редакцию, более позднюю, внесено сообщение о бегстве И. из дома и о гневе его отца ( Fl ó rez. 1750. T. 5. P. 463-464). Существует также особый вариант произведения с интерполированными эпизодами из более поздней агиографической традиции И. ( Ledesma. 2005. P. 56-58). А. Брегельман включала в число основных источников также Мосарабскую хронику 754 г. ( Braegelmann. 1942. P. 2), испан. исследователи (А. К. Вега, Ф. Ривера Ресио) рассматривали как достоверные сведения, собранные в Житии И., составителем которого считается Толетский еп. Сихила (Сихилан; 774-783). Однако информация, приведенная в Житии и др. памятниках мосарабской эпохи, не всегда согласуется с данными более ранних источников. Ильдефонс Толетский перед Богоматерью. Фрагмент алтаря. Кон. XV в. Мастер св. Ильдефонса (Лувр, Париж) Ильдефонс Толетский перед Богоматерью. Фрагмент алтаря. Кон. XV в. Мастер св. Ильдефонса (Лувр, Париж) По свидетельству Иулиана, И. с юности отличался благочестием и стремлением к аскезе. Оставив родителей, он поселился в Агалийском мон-ре, находившемся в окрестностях Толета, и прожил там долгое время. Тогда же И. на собственные средства основал жен. мон-рь «в Деибском поместье» (in Deibiensi (Delbiensi) villula; место неизв.). По свидетельству И., еп. Элладий (615-632) незадолго до смерти удалился в Агалийский мон-рь и рукоположил его во диакона (Me, ad monasterium rediens memoratum, ultimo vitae suae tempore levitam fecit - Hildefonsus. De viris illustribus. 7). Впосл. И. стал аббатом Агалийского мон-ря, проявил себя как деятельный и способный настоятель. Подпись аббата И. сохранилась под актами VIII (653) и IX (655) Толетских Соборов. «По принуждению короля» (principali violentia) он был доставлен в Толет и после смерти св. Евгения II ( Евгения III ; 646-657) возведен на епископскую кафедру. Иулиан восхваляет достоинства И., среди которых выделяет образованность и особенно красноречие, перечисляет его лит. произведения. И. занимал кафедру 9 лет и 2 месяца и пользовался всеобщим уважением; был погребен в базилике св. Левкадии у ног св. Евгения II.

http://pravenc.ru/text/389445.html

ч. муж. рода относительного местоимения:   -   (Л. 18). В издании грамматики Мелетия (Смотрицкого) 1619 г. буквы - в окончаниях противопоставляют формы родительного падежа ед. ч. жен. рода и именительного, винительного и звательного падежей мн. ч. жен. рода формам винительного падежа мн. ч. муж. рода прилагательных с исходом основы на «к», «г» или формам именительного и звательного падежей мн. ч. жен. рода прилагательных с исходом основы на шипящий и причастий:   -   (Л. 76 об.- 77),   -   (Л. 185 об.- 186); аналогично в рукописных грамматических трактатах Поликарпова-Орлова (1723-1725) (РГАДА. Ф. 201. 6. Л. 55 об.- 56; РНБ. Ф. НРСК 1921. 60. Л. 19), в «Грамматике беседословной» Ивана Иконника 1733 г. (ГММК. кн. 213. Л. 25 об.). При этом написание во флексии родительного падежа ед. ч. жен. рода является отступлением от основного правила распределения -   согласно к-рому в позиции перед гласными употребляется   Это исключение особо оговаривается Мелетием (Смотрицким) в орфографическом разделе грамматики: «                                                      » (л. 10). Однако в 2 последующих изданиях грамматики (1648 и 1721) указанное противопоставление форм реализовано не было: во всех парадигмах прилагательных в позиции родительного падежа ед. ч. жен. рода и заменено   В совр. церковнослав. языке пара - для различения грамматических омонимов не применяется. Дифференциация с помощью букв - лексических омонимов   (ερνη - «мир, согласие, покой») -   (κσμος - «мир, вселенная, человечество») появляется и закрепляется в качестве локальной орфографической нормы в юго-западнорус. традиции. Она фиксируется в «Лексисе...» Лаврентия Зизания 1596 г., в словаре Памвы (Берынды) 1627 и 1653 гг., в рукописной грамматике Гербовецкого мон-ря 1-й пол. XVII в. Это орфографическое противопоставление прослеживается в 1-й пол. XVII в. в текстах киевского книжника Тарасия Земки . Между тем московским печатным изданиям ранее книжной справы никоновской оно неизвестно. После богослужебной реформы в сер.

http://pravenc.ru/text/200119.html

[канониссы Св. Духа; итал. Commendatrici di S. Spirito; Canonichesse di S. Spirito; франц. Hospitalières du S. Ésprit], жен. ветвь ордена Г. Св. Духа, в наст. время состоящая из неск. независимых конгрегаций. Согласно сохранившимся документам, в средние века «братья и сестры» ордена Св. Духа совместно проживали и работали в госпиталях, следуя Уставу блж. Августина, адаптированному к нуждам ордена. Несмотря на то что руководство всего ордена было сосредоточено в руках одного генерального настоятеля (приора), сестры избирали настоятельницу. С XVI в. проживали раздельно, к XVII в. за женщинами была закреплена работа в госпиталях, мужчины часто принимали сан пресвитера и от нее освобождались. С упадком муж. ветви ордена жен. общины переходят под окормление местных епископов или священников из др. конгрегаций. Согласно булле папы Бенедикта XIV «Saepe Romanorum Pontificum» от 5 авг. 1741 г., в юрисдикцию епископам были переданы общины Св. Духа в Испании, Португалии, в испан. и португ. колониях и в Польше. Во Франции после революции госпиталиткам удалось провести реорганизацию ордена и добиться признания гос-вом (1810). Были созданы 2 независимые общины госпиталиток Св. Духа в Полиньи и Нёшато. В Испании 4 мон-ря госпиталиток были объединены в федерацию, что было одобрено 22 апр. 1958 г. Конгрегацией по делам монашествующих. Госпиталитки из Бове [франц. Hospitalières de Beauvais], франц. конгрегация регулярных канонисс при госпитале («Божием доме») в Бове. С XII в. при госпитале существовала община августинских регулярных каноников, к к-рой в нач. XIII в. присоединились канониссы. В 1246 г. члены общины обратились к папскому легату Одо с просьбой разработать для них особый устав, что и было сделано епископом Бове и доминиканским мон. Винцентием из Бове . В основу устава легли документы госпитальных общин Нуайона, Абвиля и Амьена. Устав был утвержден папой Александром IV в 1260 г., подтвержден Гонорием IV в 1285 г. и Иоанном XXII в 1320 г. Постепенно каноники отошли от деятельности в миру и в госпитале, где их заменили женщины. В 1646 г. еп. Огюстен Потье пригласил в Бове 3 госпиталиток из Абвиля, восстановил мон-рь. В 1664 г. статус канонисс в ордене был упразднен. Госпиталитки милосердия Иисуса

http://pravenc.ru/text/166293.html

Писания с языком нем. мистики, рассуждает на тему уподобления Христу и становления «единообразным» с Ним. По утверждению М., когда человек ищет истинную веру, Бог открывает ему ее не в буквах Свящ. Писания, но Сам «пишет грифелем Своего Духа в глубинном месте души (apgrundt der seln), чтобы человек познал, что он есть сын Божий, а Христос есть наивысший среди сынов Божиих» (Ibid. S. 230; ср.: 2 Кор 3. 3; подробнее о содержании сочинений см.: Br ä uer, Vogler. 2016. S. 207-224). После марта 1524 г. положение М. в Альштедте осложнилось, т. к. его последователи разграбили и сожгли в поле близ Альштедта католич. капеллу, принадлежавшую жен. мон-рю Наундорф. Участие самого М. в этой акции подтвердить невозможно, однако в проповедях он рассуждал о допустимости и даже необходимости подобных актов борьбы с «безбожием»; впосл. во время допроса он заявил, что лишь присутствовал при разрушении капеллы, но не участвовал в нем. Несмотря на сравнительно небольшой материальный ущерб, в соответствии с имперским правом осквернение и разрушение храма было тяжким преступлением. Аббатиса мон-ря и поддерживавшие ее католич. князья воспользовались этим поводом, чтобы обратиться к курфюрсту Фридриху с требованием строго наказать М. и его сторонников. Инициировав расследование, курфюрст поручил провести его своему брату, герцогу Саксонскому Иоганну Твёрдому (1467-1532; впосл. курфюрст Саксонии). Тот потребовал от Цайса и городского совета арестовать виновных и отправить их для судебного разбирательства в Веймар, где находилась канцелярия курфюршества. Хотя самому М. арест не грозил, это требование вызвало у него возмущение, к-рое он выражал в проповедях. Политика герц. Иоганна и сопротивление ей М. стали причиной раскола в ранее выступавшем единым фронтом против католиков лагере сторонников М., т. к. Цайс вынужден был повиноваться герц. Иоганну, а городской совет и старосты цехов выступали решительно против любых арестов «за веру» (подробнее о ходе событий см.: Br ä uer, Vogler. 2016. S. 225-230).

http://pravenc.ru/text/2564548.html

В ст. «А се князи Русьстии» Комиссионного списка НПЛ младшего извода сер. XV в. отмечалось, что «Мариа Всеволожа Щварновна» была дочерью «князя Чешьского» (Там же. 2000. Т. 3. С. 468). Из этого источника версия о чеш. происхождении М. Ш. попала в летописные своды нач.- сер. XVI в. (Там же. Т. 15. Стб. 290; Т. 21. Ч. 1. С. 46, 226-229) и стала общепризнанной в поздних памятниках агиографии, описях некрополя владимирского Княгинина мон-ря XVI-XVIII вв. и справочных изданиях кон. XVIII - нач. XXI в. ( Мальгин Т. [С.] Зерцало российских государей с 862 по 1789 г. ... СПб., 1789. С. 48; Головин Н. [Г.] Родословная роспись потомков вел. кн. Рюрика. М., 1851. С. 14, и др.). Наиболее подробно эту версию происхождения М. Ш. обосновал литературовед Л. С. Кишкин ( Кишкин. 1972; Он же. 1983). Ряд исследователей, опираясь на сообщение Никоновской летописи кон. 20-х - нач. 30-х гг. XVI в. (ПСРЛ. Т. 9. С. 233), выдвинули 3-ю версию о происхождении М. Ш., согласно к-рой вел. княгиня была дочерью киевского боярина и воеводы Шварна (Старшего) († после 1166), который мог носить отчество Жирославич (его племянником был Шварн (Младший) Андреевич († 1166)). Одна из жен Шварна (Старшего), как допускается, могла быть «ясыней» ( Литвина, Успенский. 2006а, 2006б; D browski. 2008; Домбровский. 2015). Тем не менее новейшее изучение останков М. Ш. антропологом С. А. Никитиным подтверждает именно ясское происхождение св. блгв. княгини (исследование готовится к печати). Между 1172 и 1174 гг. М. Ш. вышла замуж за кн. Всеволода Георгиевича, когда он был владельцем Городца Остерского, одного из самых больших городов Переяславль-Русского княжества, расположенного на порубежье с Черниговской землей. По-видимому, этот брак должен был способствовать восстановлению мирных отношений на русско-половецкой границе в Юж. Руси. Здесь население имело тесные торгово-экономические связи с городами Ср. Подонья и Крыма, где компактно проживали многочисленные сообщества алан и яссов, имевшие в XII в. собственных князей ( Кулаковский Ю. А. Избр. труды по истории аланов и Сарматии. СПб., 2000. С. 165-192). В 1174-1175 гг. М. Ш. пребывала в Чернигове при дворе местного кн. Святослава Всеволодовича, который в борьбе за власть в Сев.-Вост. Руси выступал как союзник ее мужа. В конце июня 1175 г., после военной победы над своими племянниками ростово-суздальскими князьями Мстиславом (Иоанном) и Ярополком (Феодором) Ростиславичами, князья Михалко Георгиевич и Всеволод Георгиевич вызвали из Чернигова свои семьи во Владимир-на-Клязьме. До Москвы жен новых сюзеренов Сев.-Вост. Руси сопровождал с дружиной сын правителя Чернигова - кн. Олег (Константин) Святославич (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 602).

http://pravenc.ru/text/2562162.html

Из др. источников известно, что М. подтвердил грамоту своего предшественника Стефана VIII (IX) в пользу аббатства св. Маврикия в Магдебурге, основанного имп. Оттоном I . Также понтифик утвердил имущественные права и привилегии жен. мон-ря Шильдеше (ныне в черте г. Билефельд, Вестфалия), основанного в 939 г. и находившегося под покровительством Оттона I. В послании папы Агапита II Вильгельму, архиеп. Майнцскому ( Jaff é . RPR. N 2815), упоминается, что М. назначил его предшественника архиеп. Фридриха (937-954) папским викарием и представителем (missus) в Галлии и Германии и предоставил ему право созывать Соборы и налагать церковные прещения. Фактически речь шла о подтверждении привилегии, полученной Фридрихом от папы Льва VII (936-939), согласно к-рой архиепископы Майнца унаследовали свои исключительные полномочия от св. Бонифация , «апостола Германии». М. распространил юрисдикцию архиеп. Фридриха на Галлию, под которой, вероятно, следует понимать Лотарингию, находившуюся под контролем короля Германии. В Житии св. Ульриха (Удальриха), еп. Аугсбургского (923-973) (BHL, N 8359-8360), упоминается о паломничестве святого в Рим и о его встрече с М. Когда в Риме стало известно о кончине еп. Адальберона (887-909), родственника Ульриха, понтифик предложил святому занять Аугсбургскую кафедру, но тот отказался. Тогда М. предсказал, что Ульрих станет епископом, когда Аугсбургское еп-ство будет «лежать в руинах». По мнению автора Жития, пресв. Герхарда, предсказание папы сбылось, когда территория диоцеза была разорена венграми. В житийном повествовании содержится ряд анахронизмов. Ульрих трижды посещал Рим; его встреча с М., состоявшаяся якобы во время его 1-го путешествия, соотнесена с кончиной еп. Адальберона, но в то время М. еще не занимал Папский престол. Т. о., сведения о предсказании понтифика следует признать легендарными, хотя Ульрих мог встречаться с М. По свидетельству Герхарда, в 965 г. Ульрих вновь отправился в Рим, где его с честью принял принцепс Альберик. Но Альберик скончался в 954 г., поэтому 2-е путешествие Ульриха могло состояться ранее, возможно в понтификат М.

http://pravenc.ru/text/2562054.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАФОРИЙ [Греч. μαφριον], плат, покрывающий голову и плечи. Греч. термин, вероятно, имеет семит. происхождение (от евр.   или арам.   - одежда для защиты от пыли и грязи, фартук, дорожная одежда с капюшоном, головной плат; самое раннее свидетельство - Мишна Келим. 29. 1 (не во всех рукописях); остальные примеры - в талмудической литературе, см.: Krauss S. Talmudische Archäologie. Lpz., 1910. Bd. 1. S. 166, 599-601). В греч. папирусах М. упоминается начиная со II в. в формах μαφρτης или μαφρτιον, с IV в.- в форме μαφριον, встречаются также сложные комбинации, напр. δαλματικομαφρτης ( Preisigke F. Wörterbuch der griechischen Papyrusurkunden. B., 1927. Bd. 2. Sp. 55; подробнее см.: Bazzero A. μαφρτης//Studi della scuola papirologica. Mil., 1917. Vol. 2. P. 95-102; дополнение по папирусам, см.: Beauchamp J. Organisation domestique et rôles sexuels: Les papyrus byzantins//DOP. 1993. Vol. 47. P. 185-194). В период поздней античности М. называли преимущественно женскую одежду, он считался элементом костюма знатных дам ( Pallad. Dial. de Vita Ioan. Chrysost. 10; Greg. Turon. Hist. Franc. X 16), к-рый носили вне дома, в общественных местах (Apopht. Patr. (Guy). IV 83//SC. 387. P. 226). Св. Исидор Гиспальский полагал, что название М. (лат. mavors) происходит от Марса и указывает на замужний статус женщины ( Isid. Hisp. Etymol. XIX 25. 4). В качестве синонимов М. античные авторы называли ππλον (peplus) и ricinus/ricinium (упоминается как жен. покрывало в связи с погребальными обрядами: Cicero. Leg. II 23. 59). В этот же период М. упоминается как покрывало монахинь, без к-рого запрещалось выходить за пределы мон-ря ( Pallad. Lausiac. 59. 2; Ps.-Athanas. De virgin. 11; Hieron. Ep. 22. 13). Однако постепенно термин М. как наименование одежды монахинь был вытеснен другим - σκπη (букв.- защита, кровля, покров), а М. стал употребляться только по отношению к платку, который носили послушницы или инокини. Судя по иконографии, цвет М. мог быть не только темным, но и светлым, даже красным (пурпурным) (см.: Ball J. L. Decoding the Habit of the Byzantine Nun//J. of Modern Hellenism. Brookline, 2009/2010. Vol. 27. P. 25-52). Возможно, с М. связан современный апостольник .

http://pravenc.ru/text/2562704.html

В 90-х гг. XX в. в мон-ре велись ремонтно-восстановительные работы. Значительную помощь оказали предприятия и воинские части, расположенные в г. Муроме. Мон-рь приобрел земельные участки в селах Панфилове и Карачарове Муромского р-на. В 2001 г. при М. Т. м. открыт пансионат «Надежда» для несовершеннолетних. Под попечительством обители находятся неск. тюрем, колония для несовершеннолетних, воинская часть, муромское об-во инвалидов-колясочников «Феникс». Мон-рь имеет неск. подворий: Крестовоздвиженское в Муроме, Богородицкое в дер. Мишино Муромского р-на, Богородицкое в Камешковском р-не Владимирской обл. На территории обители установлена деревянная часовня, посвященная святым Петру и Февронии Муромским. В М. Т. м. проживает игум. Арсения (Москокова) и ок. 90 насельниц, введен общежительный устав. С 4 ч. утра совершаются утренние молитвы и полунощница; читается неусыпаемая Псалтирь. В воскресенье, среду и пятницу по вечерам читаются акафисты Иисусу Сладчайшему, свт. Николаю Чудотворцу и Божией Матери. В Троицком соборе имеются приделы во имя святых Петра и Февронии и во имя праведных жен Анны, Тавифы и Иулиании Лазаревской (Муромской). Арх.: РГАДА. Ф. 280. Оп. 6. Д. 1998 [Приходо-расходные книги муромского Троицкого жен. мон-ря 1765 г.]; Д. 3182 [Приходо-расходные книги муромского Троицкого жен. мон-ря 1767 г.]; Д. 3720 [Приходо-расходные книги муромского Троицкого жен. мон-ря 1768 г.]; Д. 4235 [Приходо-расходные книги муромского Троицкого жен. мон-ря 1769 г.]; Оп. 4. Д. 1014 [Приходо-расходные книги муромского Троицкого жен. мон-ря 1771 г.]; Оп. 8. Д. 448 [Приходо-расходные книги муромского Троицкого жен. мон-ря 1772 г.]; Оп. 9. Д. 463 [Приходо-расходные книги муромского Троицкого жен. мон-ря 1773 г.]; Оп. 10. Д. 466 [Приходо-расходные книги муромского Троицкого жен. мон-ря 1774 г.]; Оп. 11. Д. 500 [Приходо-расходные книги муромского Троицкого жен. мон-ря 1775 г.]; Оп. 12. Д. 459 [Приходо-расходные книги муромского Троицкого жен. мон-ря 1776 г.]; Оп. 15. Д. 250 [Приходо-расходные книги муромского Троицкого жен. мон-ря 1779 г.]; МИХМ. М-9793 [Летопись Муромского Троицкого мон-ря. 2-я пол. XIX - нач. XX вв. Ркп.]; 207 [Докладная записка художника-архит. А. Полторанина в Горьковское отд-ние Союза Художников]; 207 [Акт комиссии по реализации церк. вещей от 13 июля 1928 г.]; М-2231 [Синодик Троицкого мон-ря г. Мурома].

http://pravenc.ru/text/2564388.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010