связана с именем основоположницы монашеской жизни в мон-ре Теклати мон. Саломии (Тавдгиридзе) († 1879), происходившей из княжеского гурийского рода. Она получила домашнее образование, обладала поэтическим даром ( Шио (Муджири). Из истории жен. мон-ря Теклати. 2014. С. 12, 13). Овдовев после 10-летнего замужества, совершила паломничество на Св. землю (1864), посетила св. места Вост. Грузии. В 1865 г. поселилась на пустующем в то время «Острове Архангелов» в сопровождении монахини и служанки (Женский мон-рь Теклати. 1891. С. 11; Истинная монахиня Саломе Тавдгиридзе. 1897. С. 3; Хецуриани. 1914. С. 17; Алексий (Шушания). 2003. С. 390, 391; Шио (Муджири). Из истории жен. мон-ря Теклати. 2014. С. 13). В этот период жен. мон-рей и зарегистрированных жен. общин в Мегрелии не было. В рапорте в Грузино-Имеретинскую синодальную контору от 27 янв. 1866 г. еп. Мингрельский Тарасий (Елиава) спрашивал священноначалие, «дозволить ли таковым (свободным женщинам крестьянского происхождения.- Авт.) находиться при монастырях... или по неимении женского монастыря в Мингрелии отказывать просительницам» (ЦГИАГ. Ф. 489. Д. 24598. Л. 1; Алексий (Шушания). 2003. С. 390-391). Численность сестер в новооснованной обители постепенно росла и со временем достигла примерно 10. Сестрам удалось возвести каменное строение для келий. Материальной помощи в то время они ни от кого не получали, труды сестер сопровождались мн. скорбями и лишениями. Сохранились сведения о том, что в этот период многие из них были удостоены чудесных явлений. Поскольку вершина холма, на к-рой располагалась обитель, была мала и неудобна для устройства на ней большого мон-ря, настоятельница стала искать для обители др. место ( Хецуриани. 1914. С. 17; Алексий (Шушания). 2003. С. 378-381, 391). Послушница Агафия Салакая (настоятельница мон-ря Теклати в 1878-1903) и одна из сестер обнаружили в 2 верстах от «Острова Архангелов», близ сел. Сахарбедио, небольшую заброшенную базилику во имя вмч. Георгия и решили вести там подвижническую жизнь. Пустынник схим. Онисифор (Пачулия), к к-рому монахини обратились за благословением, посоветовал им не отделяться от общины, а продолжать строить обитель. Мон. Саломия осмотрела выбранное Агафией место и приняла решение о строительстве здесь обители, т. о. в 1873 г. был основан мон-рь Теклати (Женский мон-рь Теклати. 1891. С. 11-13; Алексий (Шушания). 2003. С. 382). Ок. 1873 г. прп. Алексий (Шушания) привез в мон-рь свою сестру Софию. Сведения о жизни прп. Алексия (Шушании)

http://pravenc.ru/text/2562970.html

В 1635 г. по благословению униат. митр. Иосифа Вельямина Рутского при мон-ре поселились 4 монахини-базилианки, прибывшие из Вильно. Согласно актовой записи 1641 г., в общине было 5 насельниц. Посетивший Гродно в 1642 г. униат. Киевский митр. Антоний (Селява) решил, что мон-рь находится «на слишком стиснутой» территории, и распорядился передать василианам незаселенные земли к западу от церкви «до королевского замка». Решение митр. Антония утвердил привилей польск. кор. Владислава IV от 27 июня 1646 г.; началось строительство деревянного мон-ря. Постройки обители неск. раз горели, в 1654/55 г. сгорела Пречистенская ц. XII в. На старом фундаменте был возведен новый деревянный Пречистенский храм, к-рый в 1660 г. вновь сгорел вместе с келейными корпусами. В 1720 г. мон-рь частично сгорел, в 1720-1751 гг. на средства Киевского митр. Льва Кишки по проекту архит. Иосифа Фонтаны был построен каменный комплекс мон-ря с собором (остатки Пречистенской ц. были разобраны). Во время пожара 20 мая 1753 г. собор и др. постройки были частично повреждены. В 1756 г. настоятель гродненского Коложского во имя мучеников Бориса и Глеба монастыря Самуил (Яновский) освятил восстановленный храм. В 1795 г., после 3-го раздела Речи Посполитой, Гродно вошел в состав Российской империи, в 1799 г. стал частью Минской и Литовской епархии, в 1840 г.- Литовской и Виленской епархии. Униат. мон-рь был упразднен, однако при соборе проживало неск. монахинь-базилианок. В 1843 г. решением Свящ. Синода РПЦ в бывш. корпусах базилианского мон-ря был учрежден правосл. второклассный жен. мон-рь. 2 насельницы-базилианки были переведены в Вольнянский мон-рь под Новогрудком. По просьбе архиеп. Литовского и Виленского Иосифа (Семашко) архиеп. Могилёвский Исидор (Никольский) направил в Г. м. 6 монахинь и 4 послушниц из правосл. мон-рей - оршанского в честь Успения Пресвятой Богородицы , буйничского в честь Сошествия Святого Духа на апостолов и др. Настоятельницей назначена бывш. насельница оршанского мон-ря игум. Афанасия (1843-1861), затем - игум. Анастасия (Успенская; 1861-1876). Опеку над новообразованной обителью осуществлял архим. гродненского Борисоглебского мон-ря Игнатий (Железовский) . Духовником мон-ря был свящ. Иоанн Теодорович, автор «Историко-статистического описания Волынской епархии» и др. публикаций о волынских древностях.

http://pravenc.ru/text/168165.html

В 1711 г. в Нижний город (на Подол и Плоское), в киевские Флоровский и Иорданский во имя св. Николая Чудотворца мон-ри, с Печерского местечка и Верхнего города были переведены монахини 2 жен. обителей - Печерского Вознесенского и киевского Златоверхого во имя арх. Михаила мон-ря , находившихся в подчинении Киево-Печерскому мон-рю (НБУВ ИР. Ф. 301. Д. 216 П. Л. 20 об.- 21 об.). Лаврская земля, на к-рой остались каменные церкви и др. капитальные строения Вознесенской обители, отошла военному ведомству в период Северной войны (1700-1721) в связи с планами возведения Печерской крепости (заложена имп. Петром I в 1706). Встречается также др. датировка перемещения - 1712 г., что могло быть связано со сложностью расселения общины Вознесенского мон-ря в короткие сроки на новом месте. Нек-рые монахини оставались при каменной Вознесенской ц., выстроенной незадолго до отчуждения лаврской земли под Печерскую крепость в 1705 г. игум. Марией Магдалиной (Мазепой) (мать гетмана И. С. Мазепы , в девичестве Мокиевская). Даже при ее преемницах - родственницах, правивших уже в К. м. на Подоле, Марии Магдалине (Мокиевской) (с 1709 игумения Вознесенского, а затем, до 1737,- объединенного Флоровского Вознесенского мон-ря) и Памфилии (Мокиевской) (игумения в 1737-1739) - на территории бывш. Печерского жен. мон-ря хранилась часть его казны и архива. Участок жен. Златоверхо-Михайловской обители с деревянными постройками, примыкавший к одноименному муж. мон-рю, был оставлен в распоряжении последнего. Хотя михайловских сестер перевели на территорию Иорданского Николаевского жен. мон-ря, игумения и наместница, взяв с собой казну и часть ризничных вещей, поселились в К. м. ( Лебединцев. 1884. С. 241-243). Решения по перемещению монашеских общин в Киеве принимались генерал-губернатором Д. М. Голицыным сразу после окончания эпидемии чумы (март 1710 - янв. 1711). Сокращение числа монашествующих стало дополнительным основанием для объединения жен. общин. Сестры, перемещенные из Печерского местечка и Верхнего города, ожидали выделения участков для строительства на новом месте. Михайловские монахини вскоре получили недалеко от Иорданского Николаевского монастыря землю под строительство обители во имя ап. Иоанна Богослова. В то же время решение по поводу Нововознесенского (Вознесенского) монастыря затягивалось. После выхода «Духовного регламента» (1721) и «Прибавлений...» к нему (1722) обозначилась тенденция к объединению мон-рей и сокращению их числа. Вознесенские сестры продолжали проживать на территории К. м., который изначально считали временным пристанищем. Несмотря на трудности, возникшие во взаимоотношениях между старожилами К. м. и вознесенскими монахинями, происходившими из знатных родов и привыкшими к особым привилегиям, объединение общин облегчало их подчинение архимандриту Киево-Печерской лавры. Такое положение изменилось лишь в 1771 г., когда по принципу церковно-адм. деления города К. м. был переведен в юрисдикцию Подольской протопопии ( Крайня. 2012. С. 76-86).

http://pravenc.ru/text/1684559.html

Во времена османского господства В. был известен под именем Чавуш (или Чауш) манастыр. Согласно легенде, некий тур. чауш (младший офицерский чин), разоривший мон-рь, вскоре после этого заболел и выздоровел только после восстановления обители. Его могила находится недалеко от юж. входа в кафоликон. В XVI в. Иеракс, великий логофет К-польского Патриархата, в составленной им рифмованной хронике объяснял покровительство, оказываемое В. турками, той помощью, к-рую оказали его монахи султану Мураду II во время взятия города (1430): они указали ему, где проходит водопровод и как перекрыть водоснабжение города. Историки опровергают это известие и считают, что возникновение легенды связано со стратегической позицией, к-рую занимал мон-рь в системе водоснабжения города от водопроводов, несущих воду с гор Хортиатис. До наст. времени на территории мон-ря сохранились 3 древние цистерны. Существует также мнение (П. Папагеоргиу), что название мон-ря связано с именем Чауш-бея, первого тур. наместника Фессалоники, к-рый в 1431 г. перестроил проездную башню крепости Эптапиргион и оказывал покровительство В. Об экономическом процветании мон-ря свидетельствует наличие подворий как за пределами Фессалоники, так и в самом городе: жен. мон-рь Панагии Лаодигитрии (с XIV в.), храм свт. Афанасия Великого (с 1569) и мон-рь свт. Николая Орфаноса (c 1635). В наст. время В. имеет также подворья вмч. Георгия в Каламарии и свт. Николая близ Галатисты. В XVI в. привилегии В. были подтверждены К-польскими Патриархами Иоасафом II и Иеремией II. В 1633 г. К-польским Патриархом Кириллом I Лукарисом он был объявлен владением афонского Иверского мон-ря. Однако в 1648 г. Патриарх Иоанникий возвратил В. его статус. Архитектура Три отрока в пещи огненной. Роспись собора мон-ря Влатадон. Между 1360–1383 гг. Три отрока в пещи огненной. Роспись собора мон-ря Влатадон. Между 1360–1383 гг. Планировка кафоликона мон-ря, построенного во 2-й пол. XIV в., сходна с фессалоникийскими храмами св. Апостолов (1312-1315), вмч.

http://pravenc.ru/text/155027.html

В XIII в. в Костромском крае появилось 2 первых мон-ря - Ипатиевский во имя Св. Троицы мужской монастырь и Спасо-Запрудненский мужской монастырь в окрестностях Костромы. Во 2-й пол. XIV - нач. XV в. ученики прп. Сергия Радонежского - преподобные Авраамий Галичский , Макарий Писемский , Павел Обнорский , Иаков Железноборовский и Никита Костромской - основали ряд мон-рей, ставших главными духовными центрами Костромской земли: прп. Авраамий Галичский - Успенский Новозаозерский мон-рь, Авраамиеву Ризоположенскую Великую пуст., Авраамиеву Верхнюю в честь Собора Пресв. Богородицы пуст. и Авраамиево-Городецкий Покровский мон-рь; прп. Макарий Писемский - Преображенский Макариево-Писемский мон-рь на р. Письме; прп. Иаков Железноборовский - Иоанно-Предтеченский Иаково-Железноборовский мон-рь на р. Тёбзе; прп. Никита Костромской - Богоявленский мон-рь (с 1863 Богоявленско-Анастасиин жен. мон-рь) в Костроме. В 70-х гг. XIV в. в окрестностях г. Нерехты прп. Пахомий Нерехтский основал Троице-Сыпанов Пахомиево-Нерехтский жен. мон-рь. В 80-90-х гг. XIV в. в «малой хижине» вблизи Авраамиево-Городецкого монастыря на Чухломском оз., а затем на р. Письме рядом с прп. Макарием Писемским жил прп. Павел Обнорский. По-видимому, в нач. XV в. прп. Павел ушел за р. Кострому в Комельский лес и поселился на р. Грязовице в дупле старой липы. В 1414 г. на р. Нурме он основал Свято-Троицкий Павло-Обнорский муж. мон-рь. В XV в. первые мон-ри стали возникать и на востоке края, в Ветлужско-Унженском междуречье, населенном язычниками-черемисами. Ок. 1417 г. на р. Ветлуге поселился прп. Варнава Ветлужский , после кончины которого на месте его подвигов ученики основали Варнавину во имя Св. Троицы пуст. В 1439 г., после разорения Желтоводского Троицкого мон-ря, прп. Макарий Унженский и Желтоводский основал на р. Унже Свято-Троицкий Макариево-Унженский мон-рь. В нач. 30-х гг. XVI в. прп. Геннадий Костромской и Любимоградский учредил близ впадения р. Обноры в р. Кострому Геннадиев в честь Преображения Господня мужской монастырь .

http://pravenc.ru/text/2458871.html

Несмотря на то что по Версальскому договору (28 июня 1919) границы Польской Республики были установлены без Срединной Литвы (с центром в Вильно), к-рая должна была отойти Литовской Республике, польские войска в окт. 1920 г. оккупировали Виленский край. 18 апр. 1922 г. Срединная Литва официально вошла в состав Польши, была образована особая адм. единица - Виленская земля, переименованная 22 дек. 1925 г. в Виленское воеводство. После оккупации начались попытки отрыва Литовско-Виленской епархии от Московского Патриархата как в Срединной, так и в Ковенской Литве. Литов. власти не разрешали владыке Елевферию въезд в Литву. В дек. 1920 г. архиерей послал священника виленской ц. св. Александра Невского прот. Понтия Рупышева посетить приходы Ковенской Литвы. На территории епархии закрывались правосл. мон-ри. В Ковенской Литве покинутый насельниками и разрушенный во время первой мировой войны древний Сурдегский муж. мон-рь власти передали католикам (мон-рь никогда не принадлежал католич. Церкви). Чудотворная Сурдегская икона Божией Матери ранее была вывезена в Россию (24 мая 1921 вернулась в Литву, с 1926 икона полгода находилась в Каунасе, полгода - в Панявежисе). В 1917 г. у православных изъяли Пожомский Успенский муж. мон-рь. Католикам был передан Кронский мон-рь. На землях, отошедших Польше, в 1919 г. был упразднен Борунский Покровский муж. мон-рь в Ошмянском повяте, монастырский собор преобразовали в костел. В 1919 г. римо-католикам был передан почти весь виленский Свято-Троицкий муж. мон-рь, братия к-рого переселилась в виленский Свято-Духов мон-рь. Последним перешел к католикам Рождество-Богородицкий женский мон-рь в мест. Березвечье (ныне в черте г. Глубокое Витебской обл.) после того, как в 1921 г. по Рижскому мирному договору между Советской Россией и Польшей Глубокое вошло в состав Польской Республики. Березвечский собор был переосвящен в католич. костел. Изгнанные монахини переехали в Вильно и поселились в Мариинском жен. мон-ре (см. Вильнюсский во имя равноап. Марии Магдалины монастырь ); в нач. 30-х гг. ХХ в. монахиням бывш. Березвечского мон-ря был передан новопостроенный скит Мариинского мон-ря близ г. Неменчин (ныне Неменчине). С того времени до 1939 г. в Виленской епархии действующими являлись 2 мон-ря в Вильно: мужской Свято-Духов и женский Марие-Магдалинский, с дек. 1937 г. располагавшийся при приходской ц. во имя св. кн. Александра Невского, с приписным Рождество-Богородичным скитом.

http://pravenc.ru/text/2110577.html

В А. м. Ртищев основал б-ку и школу для подростков разных сословий. Установлено имя одного из учителей - поляк старец Варлаам из виленского (вильнюсского) в честь Сошествия Св. Духа мон-ря , к-рого привез Ртищев в кон. 1655 г. из литов. похода. В течение 2 лет Варлаам учил детей польск. и лат. языкам. Имена учителей были записаны в синодике мон-ря XVIII в. (известен по упоминаниям). В 1-й пол. 90-х гг. XVII в. в А. м. действовал тайный кружок молодых подьячих, объединенных вокруг строителя старца Авраамия . В 1675 г. над Св. вратами на вост. стене мон-ря была построена ц. мч. Андрея Стратилата с приделом вмч. Феодора Стратилата (существовал до нач. XIX в.), фасады церкви украшают изразцы работы белорус. мастеров. В 1689 г. на месте прежней Воскресенской ц. была построена новая (освящена в 1703); в подклете над склепом, в к-ром, по преданию, погребен Ртищев, находился придел вмч. Феодора Стратилата. К северу от Воскресенского храма располагалась ц. Покрова (построена в 1701?), впосл. разобранная, на ее месте был сооружен корпус богаделен. Колокольня мон-ря возведена на средства гр. С. Б. Шереметева в 1748 г.; первоначально храм в нижнем ярусе колокольни был освящен в честь арх. Михаила, после перестройки колокольни в 1848 г. свт. Филарет (Дроздов) освятил его в честь ап. Иоанна Богослова. А. м. был упразднен в 1724 г., его храмы стали приходскими, в постройках мон-ря были учреждены школа для детей-подкидышей и тюрьма. В 1730 г. мон-рь был возобновлен, школа и тюрьма ликвидированы. В 1762 г. Синод назначил А. м. временным местом для содержания умалишенных. Окончательно обитель была обращена в приход в 1764 г. (Московский митр. Тимофей (Щербацкий) утвердил соответствующее определение консистории в янв. 1765). Во время эпидемии 1771 г. на территории А. м. было устроено кладбище для родовитых горожан и насельников московских мон-рей. В 1775 г. в обители разместился работный дом для «ленивиц» жен. пола. В 1803 г. по просьбе Московского купеческого об-ва мон-рь был передан под устроение богадельни для лиц обоего пола, строительство к-рой началось в 1805 г. (архит. Ф. К. Соколов), последний корпус построен в 1878 г. (архит. А. С. Каминский). Число призреваемых со 150 чел. в 1805 г. увеличилось до 956 в 1906 г. В храмах обители служил причт из белого духовенства, окормлявший не только призреваемых в богадельне, но и жителей ближайших московских слобод - Андреевской и Живодёрной.

http://pravenc.ru/text/115196.html

24 июня 1902 г. В. был возведен в сан игумена, 25 июля 1905 г. назначен благочинным жен. мон-рей, 14 янв. 1910 г.- благочинным также и муж. мон-рей Пермской епархии, 8 мая 1910 г. возведен в сан архимандрита. В янв. 1914 г. избран почетным членом Пермского губернского отд-ния Союза русского народа, состоял в Пермском церковно-археологическом об-ве. Награжден орденом св. Анны 3-й (1914) и 2-й (1916) степени. В 1917 г. участвовал во всероссийском монашеском съезде, проходившем в ТСЛ (см. Съезды монашествующих в России ), затем в 1-й сессии Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 гг. В авг. 1918 г. Белогорский мон-рь захватили большевики; 25 авг. В. был арестован и по дороге в уездный г. Оса расстрелян. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. 18 янв. 2002 г. на подворье Белогорского мон-ря в Перми открылась часовня во имя В. и иже с ним пострадавшей братии. Соч.: Правила наружного поведения для братства Белогорскаго мон-ря//Святоотечество: Благовестник Братства прмч. Варлаама Белогорского. Пермь, 1998. С. 33-65. Ист.: Летопись Белогорского Св.-Николаевского православно-миссионерского муж. мон-ря. Пермь, 1897; Духовное торжество освящения соборного храма в Белогорском мон-ре Пермской епархии 7, 8 и 9 июня 1917 г. Екатеринбург, 1917; Освобождение России. 1919. 72. 30 марта; Современная Пермь. 1919 г. 96. 20 мая; К прославлению сщмч. Феофана, еп. Пермского и Соликамского, и прмч. Варлаама с братией Белогорского мон-ря. Пермь, 1998. Лит.: Серафим (Кузнецов), иером. Уральский Афон: Белая Гора. Н. Новг., 1908; Белогорский Свято-Николаевский правосл.-миссионерский муж. общежительный мон-рь в Осинском уезде Пермской губ. М., 1910; Марченко А. Преподобномученик архим. Варлаам (Коноплёв) - игумен Уральского Афона. Пермь, 1996; Дамаскин. Кн. 2. С. 188-203. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АМВРОСИЙ (Астахов Алексей Аникеевич; 1860–1937), архим. , прмч. Московский(пам. 8 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)

http://pravenc.ru/text/154157.html

В сент. 1901 г. по инициативе игум. Клеопатры в обители была открыта церковноприходская школа с бесплатным обучением девочек из бедного сословия. Преподавались все предметы, предусмотренные общими программами. Ученицам давались и навыки к.-н. ремесла. 2 нояб. 1917 г. школа перешла в ведение Киевского городского общественного правления. Настоятельницы и сестры Первой начальницей общины стала прибывшая из новгородского Десятинного в честь Рождества Пресв. Богородицы монастыря рясофорная послушница Евпраксия (Лебедева; 1837-1915). 1 апр. 1878 г. она приняла постриг с именем Евфалия, 10 апр. 1878 г. утверждена Киевской духовной консисторией, 8 мая 1886 г. Киевским митр. Платоном (Городецким) возведена в сан игумении, 9 апр. 1891 г. награждена наперсным крестом. С авг. 1878 г. ее ближайшей помощницей являлась бывш. насельница вышневолоцкого в честь Казанской иконы Божией Матери жен. мон-ря казначея Мария Ивановна Иванова, 9 июня 1884 г. постриженная в монашество с именем Исидора. К нач. 80-х гг. XIX в. из Десятинного мон-ря в Киев переехали еще неск. сестер, в т. ч. позже принявшие в К. м. монашеский постриг Евстолия (Чмырева) и Евпраксия (Саврасова), а также Агния Пономарёва, впосл. игум. Клеопатра, настоятельница К. м. В 1878 г. в обители проживало ок. 20 чел., в 1882 г.- ок. 70, к кон. 80-х гг. XIX в.- ок. 100, в т. ч. 4 монахини и 11 послушниц. В авг. 1887 г. 5 штатных послушниц подали игум. Евфалии прошения о пострижении в монашество. 15 сент. Киевская духовная консистория рассмотрела рапорт начальницы, но, учитывая, что уставом подобных общин Российской империи не предусматривался монашеский постриг, запросила разрешение Святейшего Синода по данному вопросу. После того как 22 дек. 1887 г. Синод отказал игум. Евфалии в постриге сестер, она безуспешно пыталась инициировать преобразование общины в общежительный мон-рь. В дек. 1891 г. игум. Евфалия была переведена в лебедянский во имя свт. Николая Чудотворца монастырь Чигиринского у. Киевской губ., и 31 янв. 1892 г. обитель возглавила мон. Клеопатра (Пономарёва; 1849-1913). Впосл. обе настоятельницы неоднократно встречались и переписывались. 28 нояб. 1900 г. мон. Клеопатра подала в Синод прошение о придании Введенской общине статуса мон-ря. Решением Синода от 30 апр. 1901 г. община была преобразована в общежительный нештатный жен. мон-рь. 27 мая в К. м. состоялись торжества по случаю получения обителью монастырского статуса, к-рые возглавил митр. Киевский Феогност (Лебедев) . 29 мая 1901 г. Киевский митрополит возвел мон. Клеопатру в сан игумении. К 1913 г. в К. м. проживало 107 сестер, в т. ч. игумения, 17 монахинь и 79 послушниц. 9 нояб. 1913 г. К. м. возглавила постриженица Введенской общины игум. Феофания (Шишова; † 1926), а казначеей вскоре стала мон. Евфрасия (Ткаченкова). В 1918 г. в обители подвизалось 137 насельниц, в т. ч. схимонахиня и 35 монахинь.

http://pravenc.ru/text/1684547.html

Неизвестна судьба копии образа работы худож. И. Шреттера, находившейся накануне закрытия доминиканского костела в его главном алтаре. Согласно правосл. лит-ре нач. XX в., в церкви она находилась на столбе за левым клиросом. В 1916 г. ввиду угрозы оккупации Красностока герм. войсками чтимые иконы были вывезены в Гродно, но среди них эта копия К. и. не упоминается. В 1917 г. красностокские монахини выехали в Москву, взяв с собой обе К. и.- древнюю чудотворную и чтимую копию, а также мироточивую Владимирскую икону Божией Матери ( I. Вывезена Першую сусветную вайну//Вяртанне-2. Mihck, 1994. С. 145-147). В Москве их разместили в монастырях и Нескучном дворце возле Кремля. В 1918 г. красностокским монахиням был передан бывш. муж. монастырь под Москвой - Екатерининская пуст., куда был перевезен список К. и. В 1931 г., после закрытия последнего храма пустыни, копия К. и. наряду с др. церковными ценностями была передана в храм подмосковного с. Ермолина, дальнейшая ее судьба неизвестна. Древний чудотворный образ был перевезен монахинями в С.-Петербург в храм подворья Красностокского мон-ря в Полюстрове. После его закрытия одна из сестер вывезла образ в Новгород, затем - во Псков. После ее смерти икону хранила вдова свящ. Вельского, а в 1956 г. по попечению игум. Гавриилы (Рисицкой) святыня была передана в храм Рождества Пресв. Богородицы Гродненского жен. мон-ря. В 1960 г. мон-рь был закрыт, монахини перемещены в Жировицкий Успенский мон-рь, туда же ими была привезена К. и. В 90-х гг. XX в., после восстановления полоцкого Евфросиниева в честь Преображения Господня жен. мон-ря, в него из Жировиц передана К. и. (Гродненский жен. монастырь Рождества Богородицы. Гродно, 1997. С. 22). Ныне К. и. находится в Крестовоздвиженском соборе полоцкого Евфросиниева мон-ря. Написана по очень тонкому грунту на 2-частной доске со следами более ранней шпонки. Ее высота (50 см) совпадает с указанной в источниках нач. XX в. Иконографически образ представляет собой список Ченстоховской иконы Божией Матери . По свидетельству свящ. Николая Семеняко, на рубеже XIX и XX вв. на пожертвования православных образ украшен чеканной ризой, большинство драгоценных камней к ней были подарены еп. Гродненским и Брестским Михаилом (Ермаковым).

http://pravenc.ru/text/2458961.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010