Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Об Иосифе Аримафейском и Никодиме 26.03.2013 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Жен-мироносиц , Седмица 3-я по Пасхе Христос воскресе! Второе воскресенье после Светлой седмицы — память святых жен-мироносиц и святых праведных Иосифа Аримафейского и Никодима. Тех, которые более всех прикоснулись к тайне смерти Христовой, сохранив верность Господу до конца. Вчера на всенощной снова звучало ликование пасхальное. Мы видим победу жизни над смертью. Жизнь присутствует среди смерти победоносно. И среди жизни победоносной мы видим смерть. Память о смерти, которая всегда хранится Господом для нас, чтобы мы, как и в прошлое воскресенье, когда Господь через апостола Фому являл нам знаки Своей победы, раны на руках и ногах, прободенное ребро, видели всегда среди радости и ликования пасхального присутствие смерти Христовой и нашей, и знали, что совершается с нами, какой путь мы проходим. Церковь прославляет святых праведных Иосифа и Никодима. Мы знаем, что это были тайные ученики Христовы. Никодим ночью тайно приходит ко Христу под покровом темноты и говорит с Ним о Царстве Божием, о том, как может человек родиться для истинной жизни (Ин. 3, 2-21). И когда иудеи в злобе искали обвинения на Христа, чтобы предать Его смерти, Никодим сказал им прямо в лицо: «Разве закон наш судит человека прежде, чем выслушает его?» (Ин. 7, 51). А что мы знаем об Иосифе Аримафейском? Самое главное то, что он дал Господу свою гробницу, тот каменный гроб, высеченный в скале, который он приготовил для себя (Мф. 27, 60). Эта гробница, в которой было положено Тело Спасителя, принадлежала Иосифу. И нам есть и здесь о чем задуматься. Авраам, когда он был в земле Ханаанской, ничего не имел, но у него было место погребения. А у Спасителя нашего не было и того. А с другой стороны, мы видим, что Иосиф отдает свою гробницу — то есть, место, которое он приготовил для своей собственной смерти. Перед нами человек, который всегда имеет память о смерти. Это только редкие святые, подвижники, пустынники имели гроб постоянно в сенях своей келлии, чтобы видеть ясней, чем кончается жизнь человеческая и чем все определяется в жизни. Святой праведный Иосиф имел эту память постоянно, у него был гроб, приготовленный для себя. И оттого что он отдал свой гроб Христу Богу, его смерть уже заранее соединилась со смертью Христа Бога. Она заранее освящена новою жизнью, которую Христос принес всем людям.

http://moral.ru/об-иосифе-аримафейском-и...

   Но, так как Св. Православная Церковь не отвергает вышеуказанное древнее предание, то мы считаем необходимым сказать о нем.    В «Житиях Святых» (Четьи-Минеи) на 26 декабря говорится, что св. Иосиф Обручник был сыном Иакова. Иаков же был сыном Матфата. Но Иаков был женат, по закону ужичества, на жене своего брата Илия, который умер бездетным. Закон ужичества предписывал, что если кто умрет, не имея детей, то пусть брат его возьмет за себя жену его и «восставит семя (потомство) брату своему» (Втор.25:5-6). По этому закону Иосиф был сыном Илии, хотя по природе он был сыном Иакова. Вот почему Св. Евангелист Лука, излагая родословие Христа, называл отцом Иосифовым Илия, говоря о Христе так: «Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати, и был, как думали, Сын Иосифов, Илиев, Матфатов...» (Лк.3:23).    Церковное предание указывает, что Св. Иосиф имел жену и детей. Так, Никифор, древний греческий историк, следуя Св. Ипполиту, передает, что Св. Иосиф женился на Саломии; но не думай (прибавляет он), что это та Саломия, которая находилась в Вифлееме и была нареченною бабкою Господа; эта была иная Саломия. Ибо та была родственница Елисаветы и Пресвятой Богородицы, а эта была дочь Аггея, брата Захарии, отца Предтечи. Аггей же и Захария были сыновьями священника Варахии. Имея в супружестве сию Саломию, дочь Аггея, святой Иосиф родил четырех сыновей: Иакова, Симона, Иуду, Иосию, и двух дочерей, Есфирь и Фомарь, или, как говорят другие, — Марфу; а синаксарь (церковное поучение в богослужебных книгах, поясняющее празднуемое событие) Недели Мироносиц присовокупляет еще и третью дочь, именем Саломию, которая была замужем за Зеведеем. А Георгий Кедрин, упомянув о двух дочерях Иосифа, говорит, что одна из них, Мария, была выдана замуж за Клеопу, брата Иосифа, уже после возвращения Иосифа из Египта; но та Мария, как кажется, то же лицо, что и Марфа и Фамарь (в грузинских святцах, в числе свв. жен Мироносиц, почитается и Св. Фамарь, под именем Тамары). Какая бы она ни была дочь, и сколько бы у Иосифа ни было дочерей, — во всяком случае несомненно то, что Иосиф был женат и имел сыновей и дочерей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

Христос Господь почтил нас Своим именем, омыл нас Своею кровью, сделал нас людьми избранными, языком святым; а мы дерзко, безумно пренебрегли милостью Божиею и сами бесчестим себя разными непотребными делами. Не льстите себе, братия, ни пияницы, ни татие, ни досадители, ни блудницы, ни прелюбодеи, царствия Божия не наследят 163 . Да, если не перестанете так вести себя, особенно в праздники, которые по заповеди Господней нужно святить, то не увидите царствия Божия. Братия! нам крайне необходимо в праздники Господни держать себя благоразумнее и внимательнее к самим себе. С нас строго взыщет Господь за неблагоразумное празднование. Не по плоти, как идолопоклонники, а по духу должно нам праздновать свои праздники, хотя и телесное празднование, если оно бывает вместе с духовным, позволено и не противно Господу; но в этом случае оно никогда не должно выходит из границ умеренности. Бог есть Дух 164 ; душа наша, искупленная Спасителем, есть дух: потому и праздники у нас должны быть больше духовные, чем плотские. Кто празднует только по плоти, тот празднует не Богу, а своему идолу, чреву, или, что все равно, – бесу невоздержания. Избави Бог всякого от таких праздников! Обилие плотских брашен разрешено христианам в праздники во славу Божию для того, чтобы мы ели и пили с умеренностью, благодаря Бога, Который с радостью духовною посылает нам и утешение телесное в различии и сладости брашен и пития, чтобы радость наша не имела недостатка. Но радость духовная в праздник должна быть всегда выше телесной; а у нас – наоборот. Сказано в заповеди Божией: помни день субботний, еже светити его 165 ; на нашем новозаветном языке это значит: помни воскресный день, не забывай его святости и своими добрыми делами старайся и сам освящать его. Господи! даруй нам помнить всегда заповедь Твою о праздновании праздников, свято хранить ее и благоугождать Тебе празднованием духовным. Аминь Чем мы можем послужить Господу? Поучение в неделю святых жен мироносиц и праведного Иосифа Аминь глаголю вам: идеже аще проповедано будет Евангелие сие во всем мире, речется, и еже сотвори сия, в память ее ( Мф.26:13 ) В нынешнюю неделю, возлюбленные, святая матерь наша Церковь воспоминает святых жен мироносиц и благообразного Иосифа, снявшего с креста тело Господне.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Мероприятия духовно-культурной программы «Наследие князя Владимира, 1000 лет спустя» прошли в Страсбурге 27 апреля 2015 г. 16:37 26 апреля 2015 года в Страсбурге (Франция) прошли мероприятия духовно-культурной программы «Наследие князя Владимира, 1000 лет спустя». Мероприятия проводились по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия Украинской Православной Церковью , Представительством Московского Патриархата при Совете Европы и ставропигиальным приходом Всех святых в Страсбурге. Для участия в мероприятиях в Страсбург прибыла делегация, возглавляемая управляющим делами Украинской Православной Церкви митрополитом Бориспольским и Броварским Антонием , в состав которой вошли председатель Синодального отдела УПЦ «Церковь и культура» игумения Серафима (Шевчик), заместитель председателя Отдела внешних церковных связей УПЦ протоиерей Николай Данилевич, деятели искусств. Программа началась служением Божественной литургии на приходе Всех святых, которую возглавил митрополит Антоний. Его Высокопреосвященству сослужили: настоятель прихода Всех святых игумен Филипп (Рябых) , настоятель храма святого Николая Чудотворца во Фрайбурге (Германия) протоиерей Михаил Дронов, протоиерей Николай Данилевич, другие члены украинской делегации в священническом сане, а также клирик Всехсвятского храма иерей Евгений Макушкин. Отдельные молитвословия возносились на молдавском, грузинском и французском языках. В проповеди после Евангелия митрополит Антоний сказал о значении событий, празднуемых в третью неделю по Пасхе, когда Церковь вспоминает святых жен-мироносиц, Иосифа Праведного и праведного Никодима. Митрополит Антоний также поздравил всех православных женщин с днем памяти жен-мироносиц, так как традиционно этот день также считается праздником всех христианок. Обращаясь к прихожанам с приветственном словом после богослужения, владыка рассказал о значении князя Владимира, крестившего древнюю Русь, и о праздновании 1000-летия его преставления. Отдельно митрополит Антоний по-украински обратился к прихожанами храма Всех святых — выходцам из Украины. Он призвал их сугубо молить Бога о ниспослании желанного мира и согласия на их родную землю.

http://vladimir.patriarchia.ru/db/text/4...

Богословский , протоиерей Солярский, профессор И. Чельцов и другие 15 . Не вдаваясь в критическую оценку этих мнений, потому что это слишком далеко завело бы нас от предмета исследования, мы заметим только, что первое мнение допущено православною церковью в богослужебные книги. Так в синаксаре во святую и великую неделю Пасхи сказано: «И первее убо воскресение Божии Матери познаваемо бывает, прямо сидящей гроба с Магдалиною, якоже глаголет Матфей» (XXVII:61). Но да «не сомнилося бы» – т. е., чтобы не казалось сомнительным «воскресение, за еже к Матери присвоения» – из за того, что свидетельство о таком событии присвоено Матери, – «Евангелисты глаголют: первее явися Магдалине Марии, она же и на камени Ангела виде...» «И просто рещи, различно еже на гроб жен прихождение бысть, в нихже бе и Богородица; та бо есть, юже Иосиеву глаголет Марию Евангелие. Иосифа же бе сын сей Иосий». – «Якоже егда слышиши во Евангелии, говорится в синаксаре в неделю святых жен мироносиц, «Марию Иакова малого и Иосиеву матерь, Богородицу непщуй быти, яко матерь Иосифовых чад Богородица вменяшеся»». Саломией называлась мать сынов Зеведеевых Иакова и Иоанна. Зеведей, муж ее, и сыновья ее занимались рыболовством на море Галилейском; Иисус, увидав однажды Иакова и Иоанна, чинивших сети, призвал их к апостольскому служению ( Mф. IV:21–22 ). С этого времени Иаков и Иоанн были в числе избранных учеников Господа. Вместе с апостолом Петром братья Зеведеевы удостоились видеть славное Преображение Господа ( Mф. XVII:1–8 ; Mapk. IX:2 и далее; Лyk. IX:28 и далее). Саломия, конечно, знала это и радовалась. Этим обстоятельством объясняется, вероятно, и то, что незадолго до страданий Иисуса она обратилась к Нему с усердной, но неразумной просьбой – посадить детей ее в царствии Его – одного по левую, другого по правую сторону. Но Господь упрекнул её вместе с сыновьями в непонимании Его учения и отказал в просьбе ( Мф. ХХ:20–28 ). Кроме Саломии, евангелист Лука в число жен мироносиц включает еще Иоанну и «прочих».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/voskres...

  Прочтите толкования: Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия. Игумен Авраам (Рейдман). Поучение в неделю 3-ю по Пасхе. Не будем удаляться от Бога (Апостольское чтение) Профессор А.П. Лопухин. Библейский комментарий на Новый Завет. Толкование в неделю 3-ю по Пасхе (Апостольское чтение) Схиархимандрит Авраам (Рейдман). О Пасхальном приветствии (Евангельское чтение) Блаженный Феофилакт Болгарский.  Толкования. Новый Завет (Евангельское чтение) Профессор А.П. Лопухин. Библейский комментарий на Новый Завет. Толкование в неделю 3-ю по Пасхе (Евангельское чтение) Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). Проповедь во 3-ю неделю по Пасхе (Апостольское чтение) Митрополит Антоний Сурожский .  Неделя 3-я по Пасхе. Святых жен-мироносиц (Евангельское чтение) Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). Слово в 3-ю неделю по Пасхе (Евангельское чтение) Блаженный Феофилакт Болгарский.  Толкования. Новый Завет (Апостольское чтение)   Игумен Авраам (Рейдман). Поучение в неделю 3-ю по Пасхе. Не будем удаляться от Бога (Апостольское чтение) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня мы совершаем память святых жен-мироносиц и святых праведных Иосифа Аримафейского и Никодима — тех людей, которые были верны Спасителю не только до Его смерти, но и после Его страдальческой кончины на Кресте. Они отдали Ему последний долг тогда, когда, с человеческой точки зрения, Тот, Кого они любили, не мог выразить ни удовольствия, ни порицания. Эти люди показали преданность, верность и твердость духа, превосходящую все ожидания и тем более удивительную, что в то время ученики Господа, за исключением Иоанна Богослова, проявили малодушие: один из них предал Его, другой, наиболее пламенный, ревностный, трижды отрекся, то есть оказался малодушнее прочих учеников. Еще один юноша бежал нагим… Жены-мироносицы оказались мужественнее мужчин. Когда ученики сидели взаперти «страха ради иудейска» (Ин 19:38), боясь даже отворить двери, чтобы посторонний не смог проникнуть в дом, жены-мироносицы рано утром пришли ко гробу. Те, которые служили Ему имением своим (см. Лк 8:3) и как будто бы занимались вопросами житейскими, практическими, низменными по сравнению со служением словом, за свою преданность стали свидетелями Воскресения. Это показывает нам, что нет такого занятия, которое сделало бы человека чуждым Богу, хотя бы это занятие в глазах других было чем-то далеким от духовной жизни.

http://bible.predanie.ru/nedelya-3-aya-p...

Митрополит Антоний Сурожский Воскресенье Жен-Мироносиц Не убеждения и даже не глубокая убежденность могут пересилить страх смерти, позора, а только любовь может сделать человека верным до конца, без предела, без оглядки. Мы сегодня празднуем торжественно, благоговейно память святых Никодима, Иосифа Аримафейского и жен-мироносиц. Неделя о Фоме Как же объяснить то, что когда Христос воскрес и явился десяти ученикам - кроме Фомы и, конечно, Иуды, которого уже в живых не было - он не захотел принять этой вести: если я не вложу пальца моего в Его раны, руку мою в Его прободенное ребро - не поверю!.. Что же случилось тогда с ним? У Плащаницы Мы, люди, всю нашу надежду после Бога возложили на заступление Богородицы. Мы эти слова повторяем часто, они нам стали привычны. А вместе с этим, перед лицом того, что совершалось вчера и сегодня, эти слова непостижимо страшны. Они должны являть или удивительную веру в Богородицу, или являют на самом деле, что мы не глубоко пережили в течение своей жизни этот призыв к помощи Божией Матери. Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье. Шаг за шагом мы можем следить за тем, что совершается со Спасителем Христом; но одновременно мы должны себе ставить вопрос: где мы стоим, где стою я, лично? Что у меня общего с Пречистой Девой Богородицей, Которая видит, как Ее Сын идет на погибель, как сгущается вокруг Него ненависть, как кольцо окружает Его: как страх и трусость, ненависть и ложь постепенно готовят Ему смерть? Мысли о Посте Пост уже в значительной мере прошел, но слишком часто мы воспринимаем пост как период скорби, как период безрадостного погружения в себя самих или наоборот. Пост как будто нас лишает чего-то, но не дает, если не ничего, то того, о чем мы можем мечтать. А пост - это совершенно нечто другое. Учение Св. Григоря Паламы Церковь сегодня, среди других святых, вспоминает святого ГригорияПаламу. Святой Григорий жил в 14-м веке, и из поздних святых он - одиниз самых великих по тому откровению о человеке и о Боге, котороесодержит его учение. Выражая опыт Православной Церкви и особенноподвижников Афона всех первых 14-ти веков, он провозгласил учение овеличии человека и о непостижимой близости Божией.

http://pravmir.ru/tag/mitropolit-antonij...

Дорогие братия и сестры! Пройдут годы и тысячелетия, но Церковь Божия не перестанет с благоговением воспоминать имена и подвиги святых жен-мироносиц и тайных учеников Христовых — Иосифа Аримафейского и Никодима, которые проявили такую пламенную любовь ко Господу, как во время Его земной жизни, так — особенно — во время Его погребения. Совершая празднование в честь святых жен-мироносиц, будем подражать, дорогие, примеру их любви и усердия к Иисусу Христу, Который теперь уже не во гробе, а на Престоле славы со Отцем и Духом. Принесем Ему не миро и ароматы, как погребенному, а дела, служащие к прославлению Его имени, дела милосердия к нищей братии и усопшим, а также ревностное усердие к церковному богослужению и благолепию храмов Его. Аминь. 1964 г. В Неделю 5ю по Пасхе, о самарянине Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Христос Воскресе! Возлюбленные во Христе братия и сестры, Господь наш Иисус Христос приходил на землю, учил людей добру и истине, даровал нам Свое Евангелие, явил пример Своей жизни и обещал не оставлять нас сиротами без помощи и наставления. И потому мы должны верить, что нет никакого случая в нашей жизни, нет никакого дела, в котором бы Господь Сам ли, или евангельскою заповедью, или заповедью апостольскою, или примером Своей жизни не научал нас, как нам поступать. Напротив, Он ежедневно и ежечасно научает нас, как мы должны жить, чтобы благоугождать Богу. Вот и нынешнее евангельское чтение служит для нас величайшим назиданием и руководством в нашей духовной жизни, учит, как управлять нам свой путь ко спасению. В ныне читанном Евангелии содержится беседа Господа с самарянкой. Поводом к этой беседе послужило следующее обстоятельство. Господь наш Иисус Христос после праздника Пасхи проходил из Иерусалима в Галилею через Самарийскую область. Утомившись от длительного пути и полуденного зноя, Господь сел отдохнуть у колодца вблизи города Сихарь. И в это время подошла за водою женщина-самарянка. Было это в шестом часу, по нашему счету — в двенадцатом часу дня.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-vosk...

Патриарх Кирилл обратился к молящимся с первосвятительским словом. " Сегодня мы вспоминаем святых жен-мироносиц - женщин, которые сопровождали Спасителя во время Его проповеди в земле Палестинской, - а также святых праведных Иосифа и Никодима, - сказал Предстоятель. - Когда думаешь о подвиге, совершенном женами-мироносицами, то невольно возникает вопрос: почему эти женщины оказались такими сильными? Апостолы перепугались, когда Христос был взят под стражу, все Его оставили, кроме Иоанна Богослова. А жены-мироносицы не оставили. Они были с Ним рядом, с Его Пречистой Матерью, у Креста. Они ничего не боялись: ни римских воинов, стерегущих Крест, ни глумящейся толпы. Чтобы представить, какой это был подвиг, достаточно себя поставить - не на их место, потому что те обстоятельства уже не повторить, а в некую жизненную ситуацию, когда выходишь лицом к лицу с глумящейся толпой, готовой разорвать тебя в прямом и переносном смысле этого слова. Мы иногда не выдерживаем обычных житейских неприятностей, срываемся, теряем присутствие духа. В каждом человеке, занимающем любое положение, есть этот страх перед другими, особенно -если другие пышут ненавистью. Слабые женщины ничего не боялись. Тут вспоминаются замечательные слова святителя Иоанна Златоуста: " Где вера, там сила, где неверие, там немощь " .  " А как же проявляется сила, которая появляется от веры? - задал вопрос Патриарх Кирилл. - Она, в первую очередь, реализуется в верности. Верность - это и есть проявление силы веры. Через верность все то, что верой закладывается в сознание и сердце человека, реализуется в жизни. Нельзя верить - и не исполнять. Нельзя верить - и отрекаться от Бога. Если веришь - ты будешь сильным, а если нет - не будет хватать сил ни на верность, ни на многое другое. Немощью обозначает это душевное расстройство человека святитель Иоанн Златоуст. И в доказательство правдивости этих дивных слов хотелось бы вспомнить обо всей истории Церкви - какую же огромную роль играли всегда верные Христу жены! Они становились подвижниками благочестия, как преподобная Мария Египетская, благочестивыми царицами и княгинями, простыми христианками. Роль их скромна и подчас невидима, но что бы стало с нашей Церковью, если бы не множество жен-мироносиц, воспитывавших детей, принимавших на себя все заботы о доме, а в последние столетия - еще и трудясь где-то за пределами дома, для того, чтобы их мужья, братья и отцы полностью могли себя отдавать тому делу, к которому они призваны! "  

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Все недели по Пасхе, до отдания Пасхи, имея каждая особое воспоминание, посвящены и воспоминанию Воскресения Христова, что отражается в службах этих Недель и следующих за ними седмиц. После второй Недели и седмицы по Пасхе – о Фоме – следует Неделя святых жен-мироносиц. В эту Неделю Церковь воспоминает святых жен-мироносиц, праведных Иосифа Аримафейского и Никодима – тайных учеников Христовых, которые были свидетелями смерти и Воскресения Господа. Воспоминания свидетелей погребения и Воскресения Господня, Церковь своим богослужением поставляет нас на Голгофе у Креста Христова, с которого снимают Пречистое Его Тело Иосиф и Никодим, и в вертограде у гроба, где они полагают Тело Иисуса Христа и где затем мироносицы первыми удостаиваются видеть Воскресшего Господа. Церковь воспевает в этом богослужении Крест и спасительную смерть Господа, славное Его Воскресение, а потом уже святой подвиг веры и любви учеников и учениц Господних, напоминая, что первым и преимущественным предметом воспоминания и прославления должен быть и теперь, как всегда, Сам Господь, пострадавший за нас и воскресший. В четвертую Неделю по Пасхе Церковь воспоминает исцеление расслабленного, бывшего в недуге 38 лет ( Ин. 5, 1–14 ), совершенное словом Иисуса Христа во второй год Его евангельской проповеди во время иудейской Пятидесятницы. В исцелении расслабленного мы видим благовестие о силе и славе Христа распятого, но Воскресшего и озарившего мир светом Своего Воскресения. С воспоминанием об исцелении расслабленного в некоторых тропарях канона утрени соединяется прославление святого Архистратига Божия Михаила, потому что евангельское чтение о расслабленном благовествует, что ангел Господень возмущал воду в купели Силоамской, а Михаил есть Архистратиг небесных сил, служащих верующим. В среду четвертой седмицы по Пасхе празднуется Преполовение (слав. – «половина») Пятидесятницы – половина времени от Пасхи (двадцать пять дней) до сошествия Святого Духа на апостолов. В этот день воспоминается евангельское событие, когда Спаситель в преполовение ветхозаветного праздника Кущей учил в храме Иерусалимском о Своем Божественном посланничестве и живоносной воде, под которой разумеются благодатное учение Христово и дары Святого Духа. Об этой воде говорится и в тропаре празднику. Поэтому в праздник Преполовения совершается в храмах освящение воды.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010