Каменная колокольня построена в 1888 году. На втором её этаже устроена однопрестольная церковь в честь Иверской иконы Божией Матери по обету игумении Таисии с сёстрами в память и благодарность за избавление обители от губительного пожара 1879 года, истребившего почти весь Оренбург. Иверский храм освящён 19 сентября 1893 года с благословения епископа Макария при игумении Иннокентии (1892–1913). В 1906 году тщанием иеромонаха Дмитриевского Борисо-Глебского монастыря Московской епархии о. Виталия на колокольне сооружены башенные часы на его средства. На святых воротах церкви – живописные изображения преподобных Антония и Феодосия Печерских, Архангела Михаила и свт. Николая Чудотворца. Позднее купол Иверской церкви и колокольни был украшен позолоченными звёздами. Третий храм – на монастырском хуторе, деревянный, во имя Архистратига Михаила, начат постройкой в 1901 году, окончен в 1904 году, освящён епископом Оренбургским и Уральским Иоакимом 6 сентября 1904 года. В 1910 году, при игумении Иннокентии, он был украшен стенною живописью сёстрами-живописцами. Хутор расположен в 35 верстах от монастыря на речке Каргалке. В монастыре проводились храмовые праздники: главный – 15 августа, посвящён Успению Пресвятой Богородицы, накануне славословия бывал крестный ход с обнесением вокруг храма Плащаницы Успения Богоматери при чтении «заупокойнаго трисвятаго»; 14 сентября – праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня; 9 мая – праздник свт. и Чудотворца Николая, на котором бывало великое скопление народа из окрестных сёл; 8 июля – явление Казанской иконы Божией Матери; 20 июля – св. пророка Илии; праздник Иверской иконы Божией Матери справлялся в день спасения обители от пожара –16 апреля; 27 июля – св. вмч. и целителя Пантелеимона. Особо чтимых икон было три. Из них наибольшим почитанием оренбуржцев пользовалась икона Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали»; празднование в честь неё совершалось торжественно 25 января. Эта икона была написана в Оренбурге живописцем Михаилом, учеником Строгановых (впоследствии подвижник Святой Афонской Горы схимонах Макарий). Монастырю икона пожертвована купчихой Анастасией Антоновной Килимовой в 1864 году. Иверская икона Божией Матери, спасшая обитель от пожара, написана на Афоне в русском Пантелеимоновском монастыре и прислана оренбургскому монастырю в дар крестьянской девицей Анной Суркиной в 1874 году. Козельщанская икона Божией Матери прислана в дар монастырю 8 октября 1870 года из села Козельщины от графини Марии Владимировны Капнист по благословению о. Иоанна Кронштадского. В ковчеге-гробнице хранились частицы мощей святых мучеников Евфимия, Игнатия, Аккакия и Древа Животворящего Креста Господня, присланные в 1874 году с Афона старанием иеросхимонаха Вассоя (Балабанова) настоятелем афонского Пантелеимоновского монастыря игуменом Макарием.

http://sobory.ru/article/?object=36047

Сестры трудились в иконописной и золотошвейной мастерских, занимались шитьем одежды и белья, вязанием, вышиванием по канве шелком. На Всемирной Парижской выставке в 1900 г. за золотошвейную работу с жемчугом мон-рь получил Гран-при. По приглашению Сидорова с 23 янв. 1883 г. богослужения в Казанской ц. совершал заштатный клирик Коломенского у. Московской губ. свящ. Василий Иоаннович Раевский, с 14 апр. 1883 г. (по др. сведениям, 1884) в общине служил также диак. П. Ф. Троицкий на вакансии псаломщика. Нек-рое время духовником сестер был старец московского во имя святителя Иоанна Златоуста монастыря иеросхим. Иоанн (иером. Исихий; 17 окт. 1888). Оптинские старцы прп. Варсонофий (Плиханков) и прп. Анатолий (Потапов) в беседах советовали женщинам, собиравшимся посвятить себя монашеской жизни, поступать в К. м. или в Аносин Борисоглебский монастырь . К. м. посещали митр. Московский Иоанникий, Дмитровские викарные епископы Леонид (Краснопевков) и Амвросий (Ключарёв) , Трифон (Туркестанов), иеросхим. Аристоклий Афонский (Амвросиев), старец Захария (Минаев; 1850-1936), отстраненный от управления Сербской митрополией и проживавший в России митр. Михаил (Йованович (9 февр. 1887)), обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев с супругой (30 мая, по др. сведениям, 30 марта 1883) и др. Постройки К 1880 г. первоначальная домовая Спасская ц. (1872) не вмещала всех насельниц, поэтому в К. м. на средства купца Сидорова была построена отдельная деревянная на каменном фундаменте ц. в честь Казанской иконы Божией Матери с деревянной колокольней над папертью. В храме был установлен 3-ярусный резной иконостас. На колокольне висело 8 колоколов, самый крупный весил 32 пуда. 19 окт. 1882 г. митр. Московский Иоанникий в сослужении настоятеля Данилова московского мон-ря архим. Амфилохия (Сергиевского-Казанцева) , ризничего Чудова мон-ря иером. Сергия, благочинного прот. Никанора Румянцева и свящ. Василия Успенского совершил освящение церкви. Это был первый храм, освященный митр. Иоанникием в Московской епархии, в к-рую он прибыл 27 авг. того же года. Одновременно с 1882 г. в Спасской ц. служили только ранние литургии и молебны для немощных сестер.

http://pravenc.ru/text/1319830.html

Основание Зилантова монастыря положено при самом взятии Казани в 1552 году самим царем Иоанном Грозным на месте, где стояло царское знамя и погребены русские воины, павшие при взятии Казани. Первоначально там стояла обыденная церковь во имя Спаса Нерукотворенного. Святитель Гурий, по прибытии на Казанскую кафедру, занялся устройством монастыря, о чем писал царю, намечая и будущее миссионерское значение Зилантова монастыря. 1 В 1556 году устроен Спасо-Преображенский монастырь в Казани, сделавшийся центром религиозной жизни бывшей мусульманской столицы. Устроитель его и просветитель инородцев архимандрит Варсонофий всецело посвятил себя делу благоустройства нового монастыря. Годом раньше, в 1555 году, возник Богородице-Успенский мужской монастырь в г. Свияжске по повелению и на средства Царя Ивана Васильевича с целью распространения и утверждения христианства среди инородцев. Над устройством его потрудился другой сотрудник святителя Гурия архимандрит Герман. В 1579 году, по случаю обретения иконы Божией Матери, именуемой Казанской, царь Иван Васильевич основал в Казани женский монастырь. Названные четыре монастыря сделались не только центрами христианской жизни среди мусульманского населения, но и рассадниками христианского просвещения в связи с усилением русского элемента среди инородцев. Во второй половине XVI в. возникло еще несколько казанских городских и уездных монастырей: Иоанно-Предтеченский в Казани, Федоровский, Троицкий Чебоксарский и др. Как видно из истории первоначального возникновения казанских монастырей, правительство, в лице самого царя, особенно внимательно относилось к монастырям, этим лучшим проводникам и охранителям русских и христианских понятий. Иначе не могло и быть. Русского человека XVI века считают малообразованным, но он был горячо верующим христианином. Его православная вера всегда и всюду являлась самою действительною силой, которую русский человек противопоставлял чуждому влиянию. После присоединения Казанского царства к Русской Державе эта сила не утратила своего значения в отношении казанских инородцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Строили достаточно долго, освящение храма состоялось только в 1844 году. Кто был архитектором этого величественного здания - неизвестно. Однако есть данные о том, что он был " устроен по плану, который был снят с Саровского Успенского собора " . При этом писали, что " он уступает своему образцу размерами и внутренним украшением " . В соборе устроили три престола: в честь Казанской иконы Божией Матери, в честь Владимирского образа Богородицы и в честь Рождества Иоанна Крестителя. Через тридцать лет пришло время поновлять собор. Тогда его интерьеры украсили настенными росписями. Кроме того, изготовили горнее место " с малым вызолоченным иконостасом: в середине иконостаса, в нише, находилась икона Воскресения Христова, по бокам - Распятие Спасителя и Положение Христа Спасителя во гроб. Все эти иконы представляли ценность тем, что были написаны самим святителем Феофаном Затворником Вышенским, пребывавшем в то время в затворе " , - отмечается в книге " Казанский собор Свято-Успенского Вышенского монастыря " , изданной Рязанской епархией в 2009 году. После Октябрьской революции новые власти закрыли монастырь. В начале 1920-х годов в Казанском соборе прекратились службы, а монастырские постройки стали поочерёдно занимать - сначала лесхоз, затем свиносовхоз, детский дом, дом инвалидов... Правда, в Христорождественском храме богослужения продолжались вплоть до 1938 года, но с конца 1930-х годов в бывшей обители прочно обосновалась областная психиатрическая больница. Казанский храм приспособили под склад. Там хранили всевозможные вещи - телогрейки, сапоги, автомобильные покрышки... Поэтому здание очень скоро пришло в ужасное состояние. В оконных проёмах не осталось ни рам, ни стёкол, кровля в нескольких местах провалилась, а там, где уцелела, поросла травой и даже деревьями. Интерьеры также сильно пострадали: настенные росписи были испорчены, Казанская икона Божией Матери пропала, склеп святителя Феофана вскрыли и осквернили. В 1972 году иерей Георгий Глазунов, игумен Марк Лозинский и двое студентов Московской духовной академии проникли в закрытый Вышенский монастырь, где и пробрались в подклет бывшего Казанского собора.

http://sobory.ru/article/?object=06942

21 нояб. 1881 г. по благословению еп. Нижегородского Макария (Миролюбова) сестры обители (ок. 500) приняли иноческий постриг с облачением в камилавку и рясу. Определением Синода от 10 дек. 1897 г. Арзамасская жен. община была обращена в первоклассный жен. мон-рь с наименованием «Новодевичий, Алексия, человека Божия». 5 февр. 1898 г. настоятельница А. м. мон. Евгения (Страгородская), тетка Патриарха Московского и всея Руси Сергия (Страгородского) , была возведена в сан игумении. К 1917 г. в А. м. было 838 насельниц: 90 монахинь и 748 послушниц. К нач. XX в. в обители было 3 храма: пятиглавый холодный Вознесенский храм, построенный и освященный в 1787 г. игум. Санаксарского мон-ря Венедиктом, расширенный в 1821-1822, 1841/42 гг. на средства купца В. М. Киселёва,- в нем были устроены 7 приделов (во имя Киево-Печерских святых, свт. Николая Чудотворца, свт. Димитрия Ростовского, в честь Сошествия Св. Духа на апостолов, Рождества Иоанна Предтечи, Казанской иконы Божией Матери, Боголюбской иконы Божией Матери); 3-этажная Успенская ц. с приделом во имя Алексия, человека Божия, построенная на месте Алексеевской ц. в 1798-1805 гг. на средства московских купцов; ц. во имя прп. Иоанна Лествичника в двухэтажном больничном корпусе, построенном в 1825-1827 гг. на средства купчихи П. И. Мухиной. В мон-ре почиталась икона Божией Матери «Достойно есть» - дар Пантелеимона вмч. рус. мон-ря на Афоне ; во время принесения иконы в мон-рь в авг. 1853 г. совершилось множество исцелений. В братском трапезном корпусе находилась чтимая икона свт. Николая Чудотворца, по молитвам пред к-рой в XIX в. прекратилась засуха и падеж скота. В Вознесенском храмес правой стороны левого клироса в позолоченном ковчеге хранились частица Креста Господня, 35 частиц мощей святых. Здесь же находилась чудотворная икона Божией Матери «Утоли моя печали», миром от к-рой исцелилось неск. сестер, знамение от нее получил и посетивший в 1868 г. общину прп. Антоний (Медведев) . Монастырские постройки включали в себя 19 келейных корпусов, 2 больницы, странноприимный дом, мельницы, 4 каменных ледника, амбар, конюшни, 2 пчельника в Арзамасской и Чернухинской лесных дачах и др. В Н. Новгороде с 1873 г. А. м. имел подворье.

http://pravenc.ru/text/75920.html

Наряду со строительством зданий умножаются святыни храма и продолжается его благоукрашение. В гармонии с деревянным резным трехъярусным иконостасом рядом встали афонские и иерусалимские иконы, освященные от соименных чудотворных икон: Иверская икона Божией Матери, Иерусалимская, Геронтисса, Всецарица, Игуменья Горы Афонской. Золотом засиял алтарь, а по стенам храма гармонично вписались афонские стасидии. В храме - три престола: Казанской иконы Божией Матери (21 июля, 4 ноября), святителя Николая Чудотворца (22 мая, 19 декабря), преподобного Иоанна Рыльского (31 августа, 1 ноября). Духовные отношения с афонским Ватопедским монастырем связывают Большегнеушево не только написанными на Афоне иконами, но и молитвенным общением двух обителей. В июле 2011 года сестры монастыря встречали дорогого гостя из Ватопеда – архимандрита Ефрема. Духовная беседа с игуменом Ватопеда для сестер стала огромным духовным событием и настоящим праздником. Афонские братия помогают святоотеческими советами в организации и управлении монашеской жизни. В ноябре 2013 года, накануне престольного праздника, сестры монастыря с великой радостью встречали Казанскую икону Божией Матери, привезенную со Святой Горы Афон в дар монастырю от настоятеля Ватопедского монастыря архимандрита Ефрема, выполненную лучшими афонскими иконописцами. Святыни [ править править код ] В монастыре множество частиц святых мощей. В последние годы добавились частицы мощей недавно прославленных Глинских преподобных отцов, великомученицы Екатерины, великомученицы Параскевы, великомученика Георгия Победоносца, великомученика Димитрия Солунского, священномученика Виктора, мученика Трифона, мученицы Наталии, преподобной Ефросинии Полоцкой. Из Иерусалима привезена частица Животворящего Креста Господня. Большим подарком, отрадой и утешением для сестер и паломников стала точная копия чудотворной иконы Божией Матери в серебряной ризе «Отрада и Утешение», благословленная игуменом Ватопедского монастыря архимандритом Ефремом и написанная на средства благодетелей.

http://azbyka.ru/palomnik/Большегнеушевс...

Казанская обитель претерпела многие разрушения и период запустения в XX веке, разделив участь многих российских монастырей. В 1918 году во время подавления антибольшевистского восстания монастырь подвергся значительным разрушениям. В то же году он был закрыт. Игуменья Феодотия с сестрами перебрались в действовавший еще Толгский монастырь. В 1920-21 годах в зданиях монастыря располагался один из ярославских концентрационных лагерей. Некоторое время Покровский храм действовал как приходской. В нем сохранялись главные святыни монастыря – Ярославская-Казанская икона Божией Матери, икона Спаса Нерутворного и Троеручица. По закрытии храма община была переведена в Крестовоздвиженский храм, куда были перемещены и святыни. В 1931 году и этот приход был ликвидирован, судьба святынь, в том числе и Ярославской-Казанской иконы, неизвестна. Лишь живописная рама от чудотворного образа сохранилась, она находится в экспозиции древнерусского отдела Ярославского художественного музея. Современное состояние [ править править код ] В начале 1990-х годов еще невозвращенный Церкви Казанский собор постепенно, одной за другой, увенчался пятью золочеными главами. В 1997 году возобновилась богослужебная жизнь обители. Как приходской храм был открыт собор. Богослужения совершались в подклете. В 1998 году монастырь был открыт спустя 80 лет после закрытия. В том же году была передана и начала восстанавливаться Сретенская домовая церковь. Сохранившиеся корпуса, заселенные жителями, передавались постепенно, в течении нескольких лет. В 1999 году архивохранилище было переведено в Рыбинск, Казанский собор освободился. Началась его долгая и кропотливая реконструкция. В наши дни восстанавливается соборный иконостас. К тысячелетию Ярославля был построен новый планетарий, Покровский храм возвращен обители. Сейчас ведутся работы по его восстановлению. На территории обители находится Ярославская губернская гимназия имени свят. Игнатия Брянчанинова и Регентская школа при Ярославской духовной семинарии. В 2003 году на территории Казанского монастыря, перед собором, был установлен памятный поклонный крест «Жертвам кровавых событий в лето 1918 от Рождества Христова».

http://azbyka.ru/palomnik/Женский_монаст...

Свод основного объёма занимают четыре большие композиции: «Коронование Богоматери» (восток), «Покров» (север), «Взятие Богоматери на небо» (запад), «Успение» (юг). Росписи свода и верхней части стен выполнены в укрупнённом масштабе, фигуры выглядят монументальнее. Росписи на северной и южной стенах расположены в трёх ярусах. В центре верхних частей стен в круглых медальонах написаны изображения святителей Василия Рязанского (на северной) и Иоанна Златоуста (на южной). Под ними помещены фигурные филёнки, заполненные растительным орнаментом, с равноконечными крестами между ними. В двух основных ярусах размещены по две большие композиции. В нижнем ряду они заключены в прямоугольные рамы, в верхнем – в рамы с полукруглым завершением. Второй ярус занимают сюжеты «Благовещение», «Введение во храм» (северная стена), «Рождество Богородицы» и «Сретение» (южная). Соответственно в нижнем написаны композиции: «Прославление Казанской иконы», «Список иконы подносят царю Ивану Грозному», «Чудеса от Казанской иконы», «Обретение Казанской иконы». Иконография отличается попытками исторически достоверно изобразить костюмы, детали интерьера и утварь 16 в. На западной стене над аркой представлен многофигурная композиция «Прибытие Божией Матери на Афон», вписанная в полукруг. На внутренней поверхности широкой арки из четверика в трапезную, расположено четыре сюжета, а в центре в рост написана фигура Богоматери с Христом-младенцем на руках, стоящая на полумесяце. Данная иконография (Мадонна Апокалипсиса), восходит к западноевропейским образцам и имеет сходство с иконой «Богоматери Виленской». На северном склоне арки изображены композиции «Явление Христа святой Евгении» и «Бегство в Египет» (по гравюре Ю. Шнорра фон Карольсфельда), на южном им соответствуют – «Евгения поучает жен о девстве» и «Встреча Марии и Елизаветы». В трапезной до настоящего времени дошла орнаментальная гризайльная монументальная живопись и лепные розетки, к которым крепились паникадила. В храме находилось три не сохранившихся ныне иконостаса, выполненных в 1870 г.

http://sobory.ru/article/?object=11722

Пересказ этого текста можно также найти в книге известного православного миссионера и историка Е.А. Малова «Казанский Богородицкий девичий монастырь. История и современное его состояние», изданной в 1879 году в типографии Императорского Казанского университета. — С 27 апреля на территории монастыря — на месте, где раньше находился собор Казанской иконы Божией Матери, ведутся археологические раскопки. Раскрыты фундамент собора и пещерного храма. Удалось ли обнаружить закладную доску? — Насколько известно, доска пока не найдена. Но её массивный вес внушает определённую надежду на то, что она не могла бесследно исчезнуть. Тем более, если учесть, что сверху ещё была положена плита. — Известно, что в разное время Казанский Богородицкий монастырь посещали и другие императоры и представители правящей династии… — Да, тот же Е.А. Малов писал о том, что, помимо вышеупомянутых Павла I, великих князей Александра Павловича (будущего императора Александра I) (в 1798 г.) и Михаила Павловича (в 1798 и 1817 гг.), здесь побывали Пётр I (в 1722 г.), Екатерина II (в 1767 г.), Николай I (в 1836 г.), Александр II — как цесаревич (наследник престола) великий князь (в 1837 г.) и уже как император (в 1871 г.), цесаревич великий князь Александр Александрович (будущий император Александр III) (в 1869 и 1871 гг.) и многие другие. Весьма любопытным в связи с этим мне представляется следующее описание посещения Казанского Богородицкого монастыря императором Александром II и великими князьями Александром Александровичем и Владимиром Александровичем, приведённое в 19 за 1 октября 1871 года «Известий по Казанской Епархии». «По приёме во дворце представителей разных ведомств и депутаций от разных сословий, — сообщалось там, — Государь Император с Их Императорскими Величествами, после посещения женской гимназии, изволил посетить казанский Богородицкий первоклассный женский монастырь, где имели счастие встретить Августейших Посетителей настоятель монастырского собора протоиерей Андрей Иорданский с прочим монастырским духовенством, игумения означеннаго монастыря Анфия со всеми монахинями и послушницами монастыря. После краткой литии и многолетия Государь Император с Их Высочествами изволил прикладываться к местной святыне — чудотворной иконе Казанской Божией Матери, снимок с которой в изящной оправе тут же был поднесён игумениею Его Императорскому Величеству, а казначея монастыря имела счастие поднести Августейшим Посетителям просфору».

http://pravoslavie.ru/94655.html

Полный текст на форуме сайта http://www.вязники-краевед.рф/forum/23-49-1#268 ... В Мстере есть ... приходская церковь во имя св. Иоанна Милостивого. Церковь эта находится вблизи Богоявленской. В писцовых книгах Суздальского уезда 1628-30 гг. за детьми князя Ромодановского значится: «отца их старинная родовая вотчина погост Богоявленская слободка на реке Мстере, а на погосте церковь Богоявления Господа Нашего Иисуса Христа каменная да другая церковь Ивана Милостивого древяна вверх, а в церквах образы, книги, ризы и колокола и всякое церковное строение вотчинниково, у церкви 2 кельи черных попов, 2 кельи крылошан, келья старца и двор попа Ефима…» Из раздельной описи слободы Мстеры 1710 г. видно, что при церкви Иоанна Милостивого с приделом в честь Казанской иконы Божией Матери был женский монастырь. Когда и кем основан этот монастырь и та ли эта церковь, что и в 1628 г., или уже новая, сведений о том не сохранилось. Можно думать, что это был как бы домовый монастырь княгинь Ромодановских, из коих в синодике некоторые значатся схимонахинями. В 1710 г. в этом монастыре была еще церковь во имя Филиппа Митрополита. В 1764 г. женский монастырь был упразднен и Иоанновская церковь обращена в приходскую. В 1809 г. вместо деревянной церкви устроен существующий в настоящее время каменный храм во имя св. Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из св. икон достопримечательны: храмовая икона св. Иоанна Милостивого древнего письма, изображение св. Иоанна украшено жемчужной ризой, а изображения других святых, изображенных на иконе – серебряной вызолоченной; икона Николая, чудотворца Можайского, икона украшена серебряной вызолоченной ризой; икона св. Троицы в серебряной вызолоченной ризе; древняя икона Воскресения Господня в такой же ризе; древняя икона св. Филиппа, митрополита Московского; а также деисус древнего письма и древняя резная из дерева плащаница. Причта при церкви по штату положено: священник и псаломщик. На содержание их получается около 1200 руб. в год. Дома для членов причта церковные. Приход состоит из части слободы Мстеры, 217 дворов, в коих по клировым ведомостям числится 649 душ муж. пола и жен. пола 722 души.

http://sobory.ru/article/?object=01894

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010