О своей смерти Иван предузнал заранее: «В настоящем году один из нас умрет, сердце мое чувствует», – говорил он жене. Затем и словами, и поступками он стал предсказывать близость своей смерти, обладая полным здоровьем. Занимаясь заготовлением гробов, по местному обычаю из цельных деревьев, он в Великий пост привез пять колод для своей семьи. Из назначенной для себя он начал выделывать гроб прежде других, предрекая близкую свою смерть. Заметив это, жена с беспокойством сказала свекру, чтобы он уговорил Ивана оставить такую работу. Сын беспрекословно послушался отца. На Пасхе, или несколько ранее, почувствовав легкую боль в себе, Иван сказал: «Вот и смерть моя приходит: пошлите поскорее за священником». По приезде священника он пожелал не только исповедаться и приобщиться Святых Тайн, но и собороваться. После сего день ото дня он стал слабеть, хотя ни в чем особенной боли не чувствовал. Среди пасхальной недели слег и приглашал знакомых и родных прощаться. Жене же сказал: «Я умру в субботу; вам придется делать мне гроб в воскресенье, зачем вы мне помешали изготовить его заранее? Вы в воскресенье не делайте его, а отложите до понедельника; я ничего, полежу, Бог даст». Родные, признав эти слова больного признаком потери им сознания, вслух выразили это свое мнение; но он, улыбнувшись, сказал: «Ох, Боже мой! Вы думаете, что я без памяти? Нет, все помню и опять повторяю: не делайте гроб в воскресенье»; обещание было дано, и болящий успокоился. В субботу он стал чувствовать приближение смерти и велел зажечь свечи перед иконами, а в руки свечи не взял, велел погодить. Но через некоторое время, попросив подать свечу, поспешно подозвал жену свою и, дунув на нее, спросил: «Слышишь ли от меня запах смертной гнилости?» Получив отрицательный ответ, на вопрос жены, как поминать его, что раздать из имущества на поминовение души, муж, в дарованном ему в час исхода непостыдном уповании, мог дерзновенно сказать: «Как хотите, так и поминайте; я же, слава Богу, запас себе». Вслед за тем он мирно скончался. Гроб ему сделан был в понедельник. От тела его и на третий день запаха тления не было («Душепол. собесед.», 1888 г., стр. 78). Смерть грешника

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sputni...

Скабалановича (Западно-европейские гильдии и западно-русские братства», Христ. Чтение, 1875 г., сент. и окт.), братства и гильдии развивались самостоятельно и нет никакой надобности объяснять замечаемое сходство «взаимодействием». Во всяком случае нельзя доказать, чтобы православные братства возникли только в тех городах, где было введено Магдебургское право, – как справедливо заметил автор критического обзора сочинения Флерова «О православных церковных братствах»; см. Рус. Беседу 1858 г., т. I (отдел критики). Сергиев Посад. Моск. губ. 2-я Типография А. И. Снегиревой . 1897. Оттиски из 2, 3 и 4 «Богословского Вестника» за 1897 год. 2 См. Востоков, Опис. рукоп. Румянц. муз. 1842 г., стр. 41. описание церквей Новгор. XV, или XVI век. 3 Большинство церквей в древности были деревянные (по обилию леса) и незатейливой архитектуры. В некоторых городах даже в башнях над воротами устраивались маленькие церкви, или часовни; Костомаров, Очер. дом. жизни, стр. 7, 16, 50. Строили сельские храмы только двумя способами, по старинному выражению: «клетцки», в виде большой клети, большого здания, молитвенного дома, или «вверх», то есть в форме теперешних церквей с шеей, трибунами и главами; Лешков, Рус. нар. и госуд., стр. 250. О постройке церквей частными лицами см. напр. П. С. Л., (Нов. I), т. III, стр. 13, 18, 127. 4 Улицы часто носили названия по именам церквей, построенных на них, и на пересечении улиц ставились образа в киотах; Костомаров, Очер. дом. жиз., стр. 33. Под названием «уличан» часто понимались «прихожане»; см. Стоглав, изд. Православ. Собесед., Казань, 1862 г., стр. 176–177. 5 П. Знаменский , в ст. Приход. духов. на Руси, в Прав. Обозр. 1866 г., Сент. стр. 17, замечает: так как древние города состояли из множества почти самостоятельных общин, так что каждая улица, составляла особую общину, то очень естественно, что церкви строились в городах целыми улицами: каждая из уличинских общин заботилась о снабжении себя особым храмом. Имея обширную автономию, улица стремилась получить и церковную, сделаться самостоятельным приходом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

После того он вскоре выздоровел и обет свой выполняет в точности; в настоящее время он занимается сапожным мастерством. Крестьянин этот человек грамотный, не пил и не пьет никаких хмельных напитков («Душепол. собесед.», 1888 г., стр. 110). 7) В храмовой праздник, летом, приходит в дом крестьянина священник, по обычаю, с Животворящим Крестом. Хозяйка приняла его и сказала, что муж ее работает в огороде. Окончив пение, священник выходил из дома и на пороге, встретившись с хозяином, стал по обязанности вразумлять его. – Не стыдно ли тебе, – говорит, – ныне у нас такой большой праздник, мы приходим со святой водой и Животворящим Крестом, чтобы освятить твой дом, семейство и помолиться, чтобы Господь благословил твои дела и дал тебе счастье; а ты и знать не хочешь. Тебе надлежало бы встретить и принять, как следует христианину, если не меня, так Животворящий Крест, и помолиться вместе с нами; а ты в такой праздник, не исполнив христианского долга, вздумал работать – это грех! Крестьянин вместо того, чтобы извиниться и раскаяться в своей невнимательности к посещению священника, обиделся на его замечания и возразил: – Да если на все ваши праздники смотреть, так и работать некогда будет, поля не уберешь да без хлеба насидишься. – Бога ты не боишься, – сказал ему священник. – Разве мало у вас рабочих дней? И много ли праздников, чтобы тебе прийти в храм Божий, помолиться Богу да возблагодарить Его за Его к нам милость и, как следует истинному христианину, поразмыслить о своей душе! Ведь и о ней нужно позаботиться; не все хлопотать о мамоне да о мамоне; а ты о душе-то забываешь и в те дни, которые для того и назначены, чтобы заняться ею. Притом же знай, что успех всякой твоей работы зависит от Бога; поэтому ты должен благодарить Его за то, что Он дает тебе всего довольно, да и помолиться, чтобы и впредь не оставил тебя. А ты думаешь поспорить, что, презревши праздники Господни, будешь работать только для мамоны. Не даст тебе Бог подспорья, когда ты идешь против Его воли. Ведь Он, а не иной кто, повелел почитать праздники: от Него мы все получаем, а сами собой, без Него, ничего не сделаем.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sputni...

СПб, 1895; 41. Скворцова В. М. Деяния 3 -го всеросс. Мисс. съезда в Казани. Стр. 138–154. 187 Отеч. Записки Свиньина, 1828. 93, Стр. 44–58: ст. А. Ф-ва «О раскольниках, поселенных в Таврической губернии и Мелитопольском уезде». 188 Еще в 1826 году, у одного молоканина была найдена рукописная тетрадь под заглавием „Обряд о духовных христианах, содержащий в себе исповедание я догматы веры“ (молоканской). Эта тетрадь напечатана полностью в 8-й книге Варадинова „Истории министерства внутренних дел», СПб. 1863. (Стр. 234–240). Она состоит из 15 глав: 1. О вере, 2. О священстве Христа, 3. О знамении, 4. О крещении, 5. Об исповедании, 6. О причастии, 7 О церкви, 8. О молениях, 9. Об иконах, 10. О рождении младенцев, 11. О браке, 12. О царе, 13. О постах, 14. О погребении умерших, 15. О воскресении мертвых. Эту тетрадь, как и женевское издание молоканского исповедания, мы постоянно будем иметь ввиду при изложении вероучения молокан. 189 Литература по вопросу о субботниках и караимитах: 1. Астырезв Субботники в России и Сибири (Северный Вестник 1891 г. 6, Июнь. Стр. 34–70); 2. Русские рационалисты. Суботники (Вестник Европы 1881 г. 2, Стр. 650–661); 3. Попова R. На молитвенных собраниях у субботников (Странник 1877, т. 2. стр. 183–211); 4. Варадинова И., История министерства внутренних дел. Кн. Ш. СПб 1863; 5. Секта иудействующих (Церковн. Вести. 1888. 10); 6. Секта жидовствующих (Домашняя Беседа 1875 г. вып. 18. Стр. 541–550); 7. Секта субботников (Чтения в Общ. Любит. дух. просвещ. 1889 г., отд. 2. стр. 5–11); 8. Состояние раскола в Таврической губернии (Правосл. Обозр. 1867 г., т. 1. стр. 323–341); 9. Юницкого А. прот. Сектантские гнезда на Кавказе (Христ. Чт. 1895 г. Ч. I. Стр. 142–164); 10. Раскольники за Кавказом (Правосл. Собесед. 1859. Ч. 1. Стр. 432–444); 11. Тифлова Мих. сювящ. О переселении сектантов жидовствующнх в Палестину (Мисс. Обозр. 1904. 5, Стр. 530–537); 12, Боголюбова Д. Тамбовские жидовствующие (Мисс. Обозр. 1898. Май. Стр. 797–801). 192 Полн. Собр. Зак. 1738 г. т. X. 7612: резолюция императрицы Анны Иоановны о сожжении Возницына и Боруха.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

644 Опальный боярин Берсень отзывается о Данииле, что «учительнаго слова от него нет никакого». Акты Археогр. Эксп., т. I, 172, 142. 646 Одною от существеннейших обязанностей каждого человека благочестивого было «иерей Христовы чтить всякою честию и любовию». (Рук. Соф. биб. 1457, л. 183. Поучение детем духовным) - " и главы подклонять им» (Рукоп. Соф. библ. 1061, л. 251, Поучен. отца духовн. после исповеди. Рук. той же биб. 1063, л. 62–64. Слово свв. отец, како лепо христианам с женами житии), и все это заповедовалось делать не ради чего-либо другого, а «за отдание своих грехов», ибо оказывать пастырям почет – это значит все равно, что «та вся аки Богу влагать». Рукоп. Погодина 1288 л. 194. Сказание повестей божественных писаний. Рущинский, Религиозный быт русских по сведениям иностранных писателей XVI и XVII вв. Чтен. в Общ. Ист. и Древн. Рос. 1871 г. кн. III. 112–113. Домострой, М. 1849, 5–6. 647 Рукоп. И. П биб., из древнехранилища Погодина, 1315, не нумерованная по листам. Статья: о разгневании отца духовного. Здесь читаем следующее: «аще человек Бога разгневит, то отцем духовным умолит Бога; аще же человек отца духовного разгневит, то и кем Бога призовеши»? 649 Пастырю внушалось «любити чада своя духовная, яко свой уд «(Рукоп. Соф, биб. 1466, л. 132. Из чина исповеди)» и по всем заступать за них» (Рукоп. Соф. биб. 1321, л. 485, Слово о попех). 650 В поучении ап. Павла, (русском), пастырю строго заповедуется «учити порученныя ему люди». Рукоп. Импер. Публ. библ. из древнехранилища Погодина 1024, л. 383. Правосл. Собесед. 1861 г., I, 446–447. Памятники отреченной русской литературы, издан. Тихонравовым, т. II, 293. Существовали даже специальные поучения в роде, «како попом учити люди». (Слово, приписывается Златоусту, рукоп. Имп. Публ. библ. F. I, 228, л. 42–43.) – «слово, о еже како лепо есть быти учителю». (Рукоп. Кирил. библ. (не разборчиво), л. 155–159.) – «слово о попех», (рукоп. Имп. Публ. библ. Погодинская, 1024, л. 380–381), которые главным образом посвящены были разъяснению и внушению того, что пастырям необходимо учить народ. Пастыри, игнорировавшие свои прямые обязанности и не заботившиеся о просвещении народа, заслуживали справедливое осуждение со стороны древних книжников. – «Аще пресвитери не учат и не исправляют... горе таковым учителем», так читается в слове свв. отец. «како жити христианом». Рукоп. Имп. Публ. библ. Q. I, 308, л. 319–323. F. I, 232, из собр. Толст., отд. I, 439, л. 51. Подроб. см. у Николаевского. Рус. Проп. в XV и XVI в. М. Мин. Н. Пр. 1868, ч. 137.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

204 Акт. Зап. Рос. т. I 26. Вести. Зап. Росс. 1868 г. кн. 8-я. Архив Юго-Зап. России т. I ч. 4 стр. 46. Похилевич, ibid. стр. 254. 208 В «Записи» читаем об этих селах следующее: «Истобьчане и Нежиловьцы 2 колоде меду, у Нежиловичох постольищина»; у «Мигальчдчах ведро меду дают»; «у в Унине Павел дает корайман меду, Захарья дает корайман меду, Ходыка ведро меду дает, Агафоник дает ведро меду»; «у Вельи шесть корайманов меду, а седьмой корайман, это коли берет». 209 Арх. Ю.-З. Рос. т. 4 ч. 1 стр. 248. 642. Пр. Лебединцев, 17–24. Похилевич, 178. 204. 206. 208. 209. 233. 235. 210 А. 3. Р. I. 26. Арх. Ю.-З. Рос. т. 4 ч. 1 стр. 335. т. I ч. 4 стр. 47. Похилевич, 220. 191. 212 А. 3. Р. т. I, 26. Пр. Лебединцев, 17–24 «Из прежних ревизий явствует, что г. г. Тыши на собственной митрополита земле основали следующия имения: прежде всего местечко Ходорков и село Кривое, а княжна Рожинская на этом же месте оселила Соколец». 213 «Дедкович дает 4 ведра меду»; «у Нородичох с Хотиновьской земли ведро меду дают»; «у Ноздриши с Полочаньской земли полтора ведра меду и поданье»; «у Сорокошичох 4 ведра меду дают»; «с Няневщины люди дают четырьнядное лукно, и тивуньщина и поданьа»; «у Булгаковичох 2 лукне чотырьпядных, а третее пятипядное»; «у Селци з Межирецькой земли 2 ведре меду и поданье»; «у Кодне Петр Дияков 2 кораймоны меду дает»; «у Чюднови з Дедковьщины 3 ведра меду». 227 Несомненно известно, что в начале XVI в. Слоним принадлежал к митрополичьей епархии. А. З. Р. И. 77. 228 При поставлении Романа в митрополиты для Литвы Новогрудок был сделан его кафедральным городом (Acta Patriarch. Constant. I, 426). А м. Киприан в письме к преп. Сергию выражается о Новогрудке уже так: «Новый городок Литовский давно отпал»… (Прав. Собесед. 1860 г. II, стр. 97). 229 «Одное зимы митрополит Иона Глезнь в Менску бях» и дальше. Вилен. Арх. Сбор. т. VI, 4, стр. 10. 230 Последнее известие о Галицком епископе встречается под 1414 г. (А. З. Р. т. I, 12). Около этого же времени в Львове утвердилась резиденция латинского епископа Яна Решовского (Зубрицкий, 238). Поэтому, закрытие Галицкой кафедры относится ко времени около 1414 г. Так как праздным местом заведовала обыкновенно высшая власть и так как Галицкая епископия называлась митрополией, то по упразднении она и составила участок епархии митрополичьей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

А вот что автор пишет в третьей части о библейской истории как предмете внебогослужебных собеседований (72): «При ведении внебогослужебных собеседований по свящ истории проповедник должен помнить, что цель его собеседований не познакомить своих слушателей с исторической судьбой еврейского народа, а извлечь для них поучение и назидание. Задача священника – не в том, чтобы сообщить народу специальные и подробные сведения по библейской истории, не в том, чтобы его прихожане подробно и отчетливо знали все, напр., библейские события, лица, числа, собственные имена и т.д., – нет, свящ. история должна быть в этом случае не учебным предметом, а живым высоким средством к религиозному наставлению и назиданию слушателей» и т.д. Правда, первый отдел автор составлял по «реферату о преподавании Закона Божия в начальных училищах» свящ. Рождественского, «Методике Закона Божия» Соколова Аф., а третий по сочинениям Маврицкого В. «Воскр. и празд. внебог. собесед.», Дьяченко «О воскресных чтениях для народа»; но должен же он был заметить, что в этих разных пособиях речь по существу идет об одном и том же предмете?.. И при всем том, почему же он, кроме первой и третьей частей, не говорит о священно-исторических собеседованиях во второй части?.. Другое невыгодное следствие указанного недостатка науки о пастырском проповедании Слова Божия сказывается в неосновательности случайных суждений автора по тем или другим вопросам принципиального характера. Не соединив этих вопросов вместе, не подвергнув их исследованию связному, последовательному и обстоятельному, автор, вынуждаясь касаться их там и сям, по необходимости высказывает суждения неосновательные, несмотря на серьезный и степенный тон, на внешнюю тщательную обработку. Примеров этого также можно было бы привести множество; но мы ограничимся немногим. В параграфе 47 автор рассуждает о лирическом элементе в богослужебно-храмовой проповеди, не давая себе ясного отчета о предмете своей речи. Воодушевление проповедника, теплота его речи могут быть или плодом его христианской убежденности, любви к слушателям, духовной опытности, или же результатом художественного характера проповеди.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Как правильно вести себя с инвалидами//Портал для людей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]. URL: http:// www.dislife.ru/flow/heme/5963/ Как правильно вести себя с инвалидами//Портал для людей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]. URL: http:// www.dislife.ru/flow/heme/5963/ Сопровождение в храме. Ориентировка в храме. правила сопровождения Слепым и слабовидящим людям трудно ориентироваться в пространстве храма. Им сложно найти то место в храме, где можно приобрести свечи, подать записки. Еще сложнее найти именно ту икону, к которой хочется поставить свечу; найти подсвечник и свободное место для свечи, зажечь и поставить ее; понять, куда надо встать для общей молитвы перед исповедью и к кому именно подойти, чтобы исповедоваться; правильно подойти к причастию и т. д. Поэтому незрячие прихожане нуждаются в помощи (в сопровождении). В чем может выражаться такая помощь? Постарайтесь соблюдать несколько основных правил общения с незрячим человеком. • Сами предлагайте помощь незрячим. • Не навязывайте помощь инвалиду, если он от нее отказывается. • Не говорите с незрячим покровительственным то-ном, общайтесь с ним так же уважительно, как с любым другим человеком. • В разговоре обращайтесь непосредственно к незря-чему. Не говорите громче, чем обычно. • Называйте себя и пред-ставляйте других собесед-ников и присутствующих. • Предупреждайте человека, собираясь взять его за руку. • Не проявляйте открыто жалости к незрячим: им нужна помощь, но не жалость. • В присутствии незрячего не следует долго восхищаться красотой чего-либо, лучше рассказать, что именно вызывает восхищение. • Не заменяйте чтение ка-кого-либо важного доку-мента его пересказом. • Если вы обедаете с не-зрячим, то рассказывайте ему о том, какую приносят пищу и как располагают ее на столе и на тарелке. В том, чтобы помочь слепому человеку дойти до храма, прочитать ему важную информацию на доске объявлений, написать и подать записки о здравии и об упокоении, подойти к исповеди и причастию, приложиться к иконе, кресту и т. д. Основные правила сопровождения незрячего в храме и в любом другом пространстве см. на с. 33.

http://azbyka.ru/zdorovie/invalid-v-hram...

Число 2337 делится на 19 без остатка. Следовательно, первый год седмин, в лунном отношении, соответствует 1875-му году. 3) В 1875 году мартовское полнолуние падало на вечер 8-го апреля; следовательно пасха должна была бы праздноваться 9-го апреля. А так как в 1875 году весеннее равноденствие падало на утро 9 марта, тогда как в год страданий Спасителя – почти на полдень 24 марта; то, для уравновешения лунного течения с солнечным, мы к 9-му апреля должны прибавить 14 1 / 2 дней. Но этого сделать невозможно, так как от одного полнолуния до другого не 14 1 / 2 , а 29 1 / 2 дней. Двинуться назад мы также не можем, потому что, вследствие неточности юлианского календаря, и без того подвинулись уже назад. Остается на 29 1 / 2 дней подвинуться вперед. Это тем более законно, что из 29 1 / 2 дней нам следует вычесть 8 1 / 2 дней разницы между полнолуниями года страданий Господних и полнолуниями 1870-х годов (Правосл. Собесед. 1886 г. декабрь), иначе говоря, вместо 29 1 / 2 дней к 9-му апреля мы должны прибавить лишь 21 день: 9 + 21=30. Это будет означать, что пасха в первый год седмин должна была соответствовать 30-му апреля года страданий. Следовательно 1-му нисана года седмин должно было соответствовать 16-е апреля года страданий, а начало седмин или 15-е адара первого года седмин – 1-му апреля года страданий. А так как за 490 лет луна должна была отстать от солнечного года более, чем на один день; то полнолуние в год страданий должно было опоздать на один день и последовать именно 2-го апреля; иначе сказать: это означает, что одним днем (он мог закончиться и утром, и полднем, и вечером) должны были закончиться седмины, а с другого, непосредственно с ним соприкасавшегося, имел войти в силу Завет Новый Бога с человеком. А.Некрасов 3 Высокпр. Филарет замечает: «сего Санаваллата (т. е. современника Александра В.) нельзя смешивать с современником Неемии тогоже имени. Их разделяет целый век». Начертание Библ. Истории. 1840. стр. 380. 10 Ibid. πεμφθες ες Σαμαρεαν π Δαρεου το τελευταου βασιλως σατρπης.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Nekr...

Пр. Собесед. 1868 г. журн. 28 авг.). Перевод Деяний начал помещаться в «Православном Собеседнике» со следующего уже 1859 г. Таким образом, ректор архим. Иоанн взялся за журнал весьма энергично и реформировал его довольно радикально, и не к худшему. Особенно перевод Деяний всел. соборов, предпринятый академией по его инициативе, весьма много поднял цену журнала в научном отношении, так как перевод этот должен был составить весьма важный вклад в русскую духовную литературу. Вместе с тем, ректор принял самые энергичные меры к тому, чтобы и оригинальный отдел наполнялся статьями по возможности самого лучшего достоинства как со стороны научной, так и со стороны целесообразности. Ревностно принявшись за это дело сам, он привлек к нему также и лучшие научные силы академии, сгруппировав около себя в то время еще молодых бакалавров Лилова, Щапова, Добротворского, Порфирьева. Сам он в 1858 г. поместил 16 статей, занявших более 30 печатных листов ( 1 ) Статьи эти большей частью канонического характера и отчасти проповеди . Последние особенно замечательны тем, что затрагивают самые жгучие вопросы современности. Статьи Порфирьева 2 , Лилова 3 , Щапина 4 , Добротворского 5 , Павлова 6 , Покровского 7 касались разных вопросов русской церковной истории вообще, и в частности русского сектантства. Все они составлены были на основании новых материалов, большею частью рукописных, и имели высокую научную ценность, каковую не потеряли и до настоящего времени. Кроме того при журнале Порфирьевым 8 и Щаповым 9 издано было по рукописям Соловецкой библиотеки много памятников древней духовной нашей литературы. Если судить по заглавиям статей, то в настоящее время может показаться, что журнал исключительно имел, так сказать, историко-археологический характер: по вопросам современной церковной жизни в принятом ныне смысле не было по-видимому ничего; но на самом деле не совсем так, ибо все почти помещенное в журнал, было для того времени ново и можно сказать, необычно. К современности все это относилось косвенно, но, тем не менее, близко; все это большею частью касалось русской церковной истории, объясняющей явления современной церковной жизни лучше всевозможных рассуждений и размышлений.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010