Костомаров предполагает, что автором послания мог быть сам Нил Сорский (Русская История в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. вып. II, стр. 376). Хрущов говорит, что автор послания мог быть Вассиан Косой (Исследование о сочинениях Иосифа Санина. 188). Невоструев прямо приписывает послание Вассиану Косому (Рассмотрение сочинений Хрущова: Исследование о сочинениях Иосифа Волоцкого , 48–49). Послание старцев, равно как и послание Иосифа к Василию Иоанновичу, на которое оно служит ответом, напечатано в Древней Российской Библиотеке, том XVI. Мы пользовались обоими посланиями в рукописи Новгородской Софийской библиотеки, л. 290–293. Послание Иосифа Волоцкаго к великому князю Василию Иоанновичу и ответ на него со стороны Кириллобелозерских старцев находятся также в рукописи Кирилл. мон. (не разборчиво) Обиходник в 16 д. л. 200–206. (Этот абзац вставлен в текст из дополнения к печатному оригиналу – прим. электронной редакции.) 167 Рук. Имп. публ. библ. F, I, 333–345. Рукоп. главн. архива Министерства Иностранных Дел, в Москве, 747 нов. катал. и 1277 стар, катал. л. 431–441. 171 Полн. Собр. Рук. Лет. т. VI. 252; т. VIII, 252. Рукоп. Имп. публ. библ. Q XVII, 64, л. 292–294. 172 Отношения иноков Кириллова и Иосифова монастырей в XVI в. Прибавл. к твор. св. отцев, ч. X, 506. 175 Полемич. соч. Вассиана. Прав. Собесед. 1863 г., ч. III предисловие, 97. Сравн. Хрущов. Исследование о сочинениях Иосифа Санина. 246. 248–249. Тетради Вассиана не сохранились до настоящего времени. О существовании обширных полемических сочинений Вассиана, обозначаемых им названием тетрадей, можно догадываться из следующего обстоятельства. Ссылки на них находятся в сокращенном сочинении – диалог Вассиана, который, как можно судить но некоторым. Выражениям, написан был Вассианом уже но смерти Иосифа, когда он таким образом сводил и обобщал результаты своей полемики с ним. (Полемич. соч. Вассиана. Прав. Соб. 1863 г. III. 210). Из послания Иосифа к В. Челядину мы узнаем, что Вассиан в своих посланиях уподоблял Иосифа за его немилосердие к еретикам еретику Новату.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

«Ergo non rei originem exprimit, sed rei exsistentis evolutionem, propagationem..., Proxime urique vox designat filios, posteros. Alibi tamen vocis signification concendenda est latior, ut non mere filios exprimat, sed universim historiam. Humm. 40 p. 319 Так со времен уч. раввина Raschi думают многие из новейших отрицательных критиков – Dillman, Knobel, Kuenen etc. 321 Хотя в подлиннике между тем, что мы определили, как заглавие и тем, что назвали началом повествования, нет никакого знака, но, по нашему мнению, тут необходимо поставить точку, что действительно и делает Vulgata. 322 Юнгеров «Повествование о творении мира и человека в отношении к вопросу о происхождении и писателе книги». Пр. Собесед. 1880, I, 394–414 стр. 324 Смирнский собор 337 г. по поводу арианской смуты постановил: «si quis hoc dictum faciamus hominem non Patrem ad Filium, sed Deum secum loqui affirmet, anathema sit». Hummelauer – 107 p. 326 Norris “Assirian Dictionary» I, 225 p. см. у Vigouroux «La Bible et les decouvertes modernes...» I, 427 p. 328 Heideggeri «Historia sacra patriarcharum» – Ed. secunda – 1688 г. 118 p. Riehm «Handwrterbuch der Bibl. Altherthums» I, 245 p. The pulpit Commentary – 30 p. Vigouroux «Dictionnaire de la Bible» 1, 171 p. etc. 332 The pulpit Commentary – 30 з. Ochler «The Theologie» A. T. 227 s. «Образ и подобие это синонимы выражающие, вообще, идею человека». 333 Как свод различных древних мнений, замечательно следующее рассуждение бл. Феодорита: «Иные», – говорит он, – «невидимость души называли образом Божиим, иные в великой простоте утверждали, что тело человеческое сотворено по образу Божию в означение его обладания. Некоторые учили разуметь так: Бог всяческих, сотворив чувственную и разумную тварь, напоследок создал человека, поставив его, как некий образ, среди неодушевленных и одушевленных чувственных и разумных тварей». Толк. на кн. Бытия, вопр. 21, 27–28 стр. Твор. бл. Феодорита Ч. 1. Москва 1855 г. 337 Лучшее раскрытие этих мыслей даёт св. Григорий Нисский в своем специальном трактате «об устроении человека», см.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/biblej...

   (Из книги проф. А. Пономарева «Собесед. св. Григ. Вел. о загроб. жизни») Приложение А. Высокие приготовительные условия к блаженству святых. Суд и прославление святых    1. Люди всех возрастов, положений и наций, от начала сотворения мира до известного одному лишь Богу дня должны будут явиться на суд и услышать свой приговор. Страшный день! Счастливый день! Страшный для тех, которые забыли о пришествии Спасителя своего, — счастливый для тех, которые надеялись и ожидали Его.    Тогда каждый должен будет дать отчет о своей жизни, именно, как он пользовался дарами, полученными от Бога; временем, здоровьем, разумом, благодатию, скорбями, помощью и внушениями. Грехи юности, забытые грешниками, со всеми частными падениями, откроются пред людьми и ангелами. Они оскорбляли Спасителя Иисуса Христа, не слушая Его слов, оскорбляли его служителей: они увидят Его тогда сидящим, как Судию своего. Их совести будут обвинять их и напоминать им об их преступлениях. Куда скроется несчастный грешник? Кто поймет смущающие его сердце мысли? Ни мир, ни его прежние друзья не в силах помочь ему. Было время, грешник, когда Иисус Христос желал спасти тебя, а ты не хотел этого; теперь ты желал бы этого, но Он уже не хочет. Ты напрасно будешь теперь восклицать: горе, падите на меня и закройте меня от лица седящаго на престоле и гнева Агнца. Итак, я требую от тебя пред Богом и Спасителем Иисусом Христом, Который должен судить живых и мертвых, когда явится в царстве своем, серьезно поразмыслить обо всем этом.    Но зачем смущаться тебе, душа смиренная и благочестивая? Спасший Ноя от потопа и Лота при разрушении Содома, забудет ли Он тебя в этот день? Сумеет Господь избавить благочестивых от напастей и соблюсти грешников для наказания в день суда (2 Петр. 2:9). В этот день Он поразит ужасом своих врагов и покажет своему народу неизглаголанное счастье. Тут нет осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, а по духу. Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдает их. Кто осудит, если судья не осуждает (Рим. 8:1, 33, 34)? Исповедующих «Меня пред людьми... Я исповедую пред Отцом моим небесным» (Мф. 10:32).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

– Относительно же Богослужебной стороны Таинства должно заметить, что исповедующийся должен стоять у аналоя, сложив крестообразно на груди своей руки, с наклоненной головой, с глазами, обращенными ко Кресту (По пастырс. богосл. письм. протоиер. Евг. Поп. ч. II, 77 стр.). – Читать наставление: «се чадо...» можно для некоторых в переводе этих слов (Там же). – К слушанию разрешительной молитвы нужно предупредить исповедующегося, чтобы он пал на землю или хоть только ниже наклонил голову (Там же, 78 стр.). – Лежа ниц или наклонившись, в начале молитвы, исповедующийся, когда будет говориться к нему: «прощаю и разрешаю тя», должен привстать, а при последних словах разрешительной молитвы, приняв от священника благословение, и совершенно прийти в прямое положение (Там же). – Так как на исповеди могут быть и запрещаемые во грехах, а при некоторых случаях запрещение может сделаться приметным для посторонних, то разрешительную молитву во всякое время должно читать не громко, чтобы отсутствие ее в другой раз не было замечено. Вместе с тем, если кто и не разрешается во грехах, однако должен отходить от духовника с благословением: только нужно предупредить его, что благословение это не заключает силы разрешения его во грехах (По пастырс. богосл. письм. протоиер. Евг. Поп. ч. II, 79 стр.). – Если случится исповедовать священника, то в молитве разрешительной, равно как и в предварительном увещании, вместо слова «чадо», следует говорить «брате», а вместо рукоблагословения употреблять обоюдное целование рук (Письм. по паст. богосл. протоиер. Евг. Поп. 79 стр.), или изображать десницею крестное знамение над разрешаемым им духовным лицом (иереем, игуменом, архимандритом, епископом) обыкновенное, для чего может употреблять и самый Крест Господень, находящийся у него под руками для совершения отпуста исповеди (Правосл. Собесед. 1868 г. Апр. 330 стр.). – При назначении епитимии, часто налагаются на кающегося земные поклоны в большем или меньшем числе. Чтобы поклоны в этом случае не были одним механическим движением тела, но были бы одушевлены мыслью и чувством, следует употреблять такой способ: можно, например, сказать кающемуся, который знает 50-й псалом, чтобы он в такое время и столько-то раз читал этот псалом, полагая по поклону на каждом стихе псалма (стихов всех 21, следовательно и поклонов будет 21; или же, если по два поклона на стих, – то 42 поклона). Незнающему 50-го псалма можно назначить другую молитву, какую он знает, с применением числа поклонов к ее разделению. Незнающему ни одной молитвы можно указать на молитву Иисусову, которую если бы он и не знал, то можно тут же его выучить, заставить ее читать дома так: Господи Иисусе Христе (поклон), Сыне Божий (поклон), помилуй мя грешнаго (поклон) (Руков. для сел. паст. 1860 г. т. I, 377 стр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Silche...

Балановский. Стоик Эпиктет и его отношение к христианству. В. и Р. 1887 г., I. Знаменский И. Учение о Боге-Слове у восточных апологетов II в. Прав. Собесед. 1882 г., I. 74–89; 239–251; II, 312–345. Троицкий И. Е. Апологетическая деятельность древней Церкви и ее значение для настоящего премени. Христ. Чт. 1866, I. 422. Христиане и философы во II веке. Воскр. Чт. XXIV, 425. Чельцов И. В. Внешнее положение Церкви в обществе в первые три века христианства. Хр. Чт. 1859, II, 137. 211, 241. 321: 1860, I, 59. 327; II, 441. Чистович И. А. Об отношении между христианством и философией в первые три века христианской Церкви. Хр. Чт. 1859, II, 3. Скворцов К. И. Философия отцов и учителей Церкви в первые три века. Киев. 1868. Раскрытие догматических истин в писаниях апологетических. Чт. в Общ. Люб. Дух. Просв. 1869, IX, 1–142. Розов. Цельс и его свидетельство о Евангелии. Чт. О. Л. Д. Пр. 1874. I. II. 2 Троицкий. Суждение св. отцов II и III вв. об отношении греческого образования к христианству. Тр. К. Ак. 1860. II, III. Реверсов И. П. Очерк западной апологетической литературы II и III вв. Казань. 1892 г. Рублевский. Очерк христианской философии. Труды Киев. Ак. 1862 г. 10. 12. Ловягин Е. Об отношении классических писателей к библейским по воззрению христианских апологетов. Спб. 1872. Остроумов, свящ. Разбор сведений Евсевия и Иеронима о греческих апологетах. 1886 г. Кроме того общие сведения о христианской апологетической литературе II века можно почерпнуть у преосв. Филарета в его сочинении «Историческое учение об отцах Церкви», 1859 г., т. I, стр. 50–52, а также у свящ. II. Преображенского в его предисловии к изданию на русском языке творений апологетов II века. Оригинальный текст сочинений христианских апологетов II века находится: а) в издании Марана (D. Prudentii Marani. Paris. 1742 et Venet. 1747), в котором помещены сочинения: Иустина мученика (все подлинные и сомнительные), Татиана (Речь против греков), Феофила Антиохийского (Три книги к Автолику), Афинагора (Прошение за христиан), Ермия (Осмеяние языческих философов).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Gusev/...

840 «В маккавейских книгах читаем, что за усопших принесена была жертва. Но если бы и решительно нигде не читали мы сего в древних Писаниях, немаловажен авторитет вселенской Церкви, видимый в обычае, по которому в молитвах священника, возносимых ко Господу Богу при олтаре его, бывает в своем месте и поминовение усопших». Бл. Августин. О помин. усопш. гл. 1: твор. т. 6, стр. 377. Антверпен, 1701 г. 841 «Тем из умерших полезно, когда погребают их в церкви, которые не отягчены важными грехами: потому что родственники их каждодневно собираются в эти священные места, и, взирая на гробницы их, воспоминают об них и проливают молитвы за них ко Господу». Св. Григор. двоесл. Собесед. о жизн. итал. отцев. и о безсмерт. души кн. 4, гл. 50, стр. 357–358. Казань, 1858 г. 846 Св. Златоуст. Бесед. 3 на посл. к филиппис. стр. Москва, 1844 г. В прочих местах, приводимых латинами в защиту учения о чистилище из творений св. Златоуста, читаем: «Кому–ж, скажешь ты (речь обращена к родителям, сетующим о смерти сына), оставить одежды, домы, рабов и поля? – Ему же, и притом с большею безопасностью, нежели при жизни его; для сего нет никаких препятствий. Ибо если варвары сожигают вместе с умершими их имущества, то тем паче ты должен отослать вместе с умершим принадлежащее ему имущество – только не для того, чтобы оно сделалось прахом, как у тех, но дабы умершего облекло в большую славу; если он отошел отселе грешным, разрешило его от грехов, если праведным, увеличило его награду и воздаяние… Не напрасно бывают приношения за умерших, не напрасно молитвы, не напрасно милостыни. Все это установил (Дух Святой), желая, чтобы мы приносили друг другу взаимную пользу. Ибо видишь, гот получает пользу чрез тебя, а ты получаешь пользу ради него. Ты истратил имущество, решившись сделать (другому) доброе дело, – и ты для него сделался виновником спасения, а он для тебя виновником милостыни. Не сомневайся, что это принесет благий плод. Не напрасно диакон возглашает: о иже о Христе усопших и: о иже памяти о них совершающих.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

524 Epist. 1 ad Corinth. n. 42. 44. 525 Epist. ad Magnes, п. 3. 6. 7. 526 «Должно повиноваться пресвитерам, находящимся в Церкви, и происходящим преемственно от апостолов, и, по благоволению Отца, вместе с преемством епископства, получившим истинные дары; прочих же, кои получили пресвитерство не по такому преемству и собираются во всяком месте, тех считать людьми подозрительными, еретиками и злонамеренными, отступниками, горделивыми, самолюбивыми, лицемерами, делающими это ради прибытка или суетной славы» (Adv. haeres. IV, 26, в Хр. Чт. 1838, 1, 137—138). 527 Epist. XXV. XXVUU. 528 Hist. Eccl. III, 4; in Ps. LXXXVIII, 35; in Jes. I, 27; IX, 14; XI, 6. 7. 529 Слов. o соблюд. порядк. в собесед. Тв. св. Отц. III, 142—145. 530 In II ad Tim. homil. II, n. 2; in II ad Corinth. homil. XV, n. 4; XVIII, n. 3. 531 De offic. ministr. lib. II, c. 24, n. 123. 532 Contr. Luciferian. c. 4. 533 Contr. epist. Parmeniani lib. 1, c. 3, n. 5. 534 Epist. 1 ad Corinth. n. 44. 535 Epist. ad Ephes. n. 3, в Хр. Чт. 1821, 1, 32. Снес. его же посл. к Филадельфийцам. Хр. Чт. 1828, XXXI, 3. 4. 536 Adv. haer. III, c. 3, в Хр. Чт. 1838, Ι I, 4—5. 537 Apostolis nos successimus, eadem potestate ecclesiam Domini gubernantes (vid. in Act. concil. Carthag.). И в другом месте: potestas ergo peccatorum remittendorum apostolis data est et ecclesiis, quas illi a Deo missi constituerunt, et episcopis, qui eis ordinatione vicaria successerunt (Epist. XXV). 538 Episcopus personam habet Christi, vicarius Domini est (Comment. in Epist. 1 ad Corinth.). 539 Apud nos apostolorum locum episcopi tenent apud eos (Montanistos) episcopus tertius est (Epist. XXVII ad Marcellum). 540 Последние слова: аминь глаголю вам: елика… прямо свидетельствуют, что под церковию Спаситель разумел именно лица, облеченные Им властию вязать и решить, — точно так, как и у Иудеев в подобном случае, когда дело шло об исправлении или наказании кого-либо, церковию (kahal — εκκλησα ) назывался собственно верховный совет или синедрион. Посему-то св. Златоуст в объяснении на это место, после слов: повеждь церкви, прибавдяет: т. е. ее предстоятелям, и далее слова: елика аще свяжете принимает за продолжение той же мысли, и равно относит к предстоятелям Церкви. Бесед. на еванг. Матфея в русск. перев. ч. UUI, отр. 32. Согласно с св. Златоустом объясняют это место Киприан, Августин, Феофилакт и друг.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

5 На основании обличений св. Ириней в книгах его „Против ересей“ (именно 3 кн. гл. 5 и дальн.) можно заключить, что гностики учили, будто Христос и апостолы „для успеха своей проповеди обыкновенно приспособлялись к мнениям, предрассудкам и заблуждениям своих слушателей“ и пр. см. статью: „Догматическая система св. Иринея“ и пр. в Правосл. Собесед. за 1874 г. ч. 2. стр. 222. 6 См. Цитов. выше статью: „Ueber die Akkommodationen im N. J“ S. 423. В. V. Eichhorn’s Bibliothek 7 „Что приводили апостолы“, читаем напр, у Космы Индикоплевста, „из псалмов, то приводили не как подлинно о Нем (Господе Христе) сказанное, а как ρμζοντα τ ποθεσει, как напр, разделиша ризы моя ( Псал. 21, 19 , сн. Иоан. 19, 24 ), или, даша в снедь мою желчь ( Пс. 68, 22 , сн. Иоан. 19, 28 д. Ме. 27, 34. 48) и еще: прездрех Господа предо мною выну ( Пс. 15, 8 , сн. Деян. 2, 25 ) и: возшед на высоту, пленил еси плен ( Пс. 67, 19 , ca. Еф. 4, 8 ), и что подобного этому приводили, приводили ς ρμζοντα τ тсо θσει ατν. Подобное сделал блаженный Павел и тогда, когда воспользовался для собственной цели словами Моисея ( Втор. 30, 12 и д. в Рим. 10, 6 и д.), μεταφρσα τν χρσ. ν ( Μωυσω;) ς ρμοδαν ες την ιδαν πθεσιν«, Vid. Collectio nova Patrum, par. 11. pag. 227, ed. Montfancan, Parisiis. 1706. Подобным же образом судит и Феодор Мопсуетски й. См. у Толюка в его „Das А. Т. im N. T“. s. 6. Gotha 1868. В позднейшее время напр. Гаммонд на Me. 2, 23 говорит: „отвечаю на то, что иногда говорится, что пророчества исполнились; хотя в строгом, собственном и первоначальном смысле·самого пророчества они не исполняются, но в дальнейшем смысле могут быть названы исполнившимися, когда что либо случается, к чему они могут быть приспособлены (accommodari) или что вызывает в сознании людей воспоминание их“. См. у Толюка в цит. соч. стр. 7 срав. стр. 5. А Еккерман еще откровеннее. Он говорит: „цель подобной (Me. 1, 22. 23) аргументации есть только та, чтобы показать, как подходяще приводимые из В. 3. слова к тому лицу или предмету, к которому они приспособлены“. Theol. Beytr, 1, 28. cit.Anfl.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

34–35. Сказания о пятнице и сказания о двенадцати пятницах Почитание пятницы идет исстари. В «Жизни Константина», сочинении епископа кесарийского Евсевия Памфила († 340), уже внушается соблюдение пятницы (Журн. минист. нар. просв. 1876 г., т. 185, стр. 326). Христианское уважение к пятнице, как дню, освященному воспоминанием о смерти Спасителя, осложнилось и развилось под влиянием не угасших языческих представлений о пятнице, как о дне, посвященном богине весны и плодородия. В России почитание пятницы отразилось в обрядах, сказаниях, песнях и поверьях. Во многих местностях русского царства, говорит Афанасьев, по пятницам бабы не прядут, не варят щелока, не стирают белья, не выносят из печи золы, а мужики не пашут и не боронят, почитая эти работы в означенный день за большой грех». (Поэт. воззр. слав., т. I, стр. 231). Почитание пятницы не ограничилось общим характером воздержания от работы в этот день, но развилось под влиянием зашедших из чужих стран литературными сказаний о 12 пятницах в почитание временных или именных пятниц, приходящихся перед большими годовыми праздниками, а в Великороссии, по бытовому развитию обычая, выразилось в форме обетных пятниц, когда по случаю каких-либо несчастий дают обет постить и праздновать пятницы. Важным значением народных сказаний и поверий о пятнице обусловлено появление целого ряда научных исследований по этому предмету, из коих мы здесь сошлемся на статью гг. Порфирьева в «Правосл. Собесед.» 1859 г., Некрасова в «Филол. Зап.» 1870 г. и А. Веселовского в «Журн. минист. народ. просв.» 1876 г., причем особенно ценным является обширное исследование г. Веселовского. Не имея желания отклоняться в сторону от предмета исследования – южнорусских сказаний и песен, я остановлюсь только на украинских сказаниях и песнях о пятнице. Свидетельство Феофана Прокоповича о культе пятницы в Малороссии находит фактическое подтверждение в одном официальном деле тридцатых годов нынешнего столетия, извлеченном из архива полтавского губернского правления г.

http://azbyka.ru/otechnik/6/ocherki-isto...

122. Наставление духовнику о принятии кающихся Эта и следующие две статьи 123 и 124), судя но их содержанию и языку, должны принадлежать глубокой древности; но старшие списки их восходят не далее конца XV века. – Наставление духовнику или, по рукописям, «Предисловие покаянию» издано было по двум соловецким спискам в Правосл. Собесед. 1860 г., ч. I, стр. 350–358; новейшее издание, сделанное по нескольким спискам XV века и в двух изводах, – у Срезневского в Малоизв. Памятн. LIX. Теперь издается по новгородскому списку XV в., ныне С.-Петерб. Дух. Акад. 1285, л. 122–125. Не смотря на некоторые описки, он исправнее других в том отношении, что представляет меньше позднейших поправок в языке драгоценного памятника. Предисловие покаянию, правило святых отцов соборных всей вселенной Подобает быть архиерею съмысльну, и умну, и мудру в учении книжном, и тверезу во всем, якоже рече Павел к Тимофею: «трезвися о всем». Такому же подобает быть иерею; аще ли не таким, то не подобает быть ереем, аще будет и свят: понеле есть невежа и несмысл[ьн]. Неведение бо и согрешения злее есть: согрешившие бо, истинне кающеся, спасаются; а несмысленные, заблудивше в писании книжном, не имуще трезва и здрава ума, в ересь впадающе, погибают. 3091 Книгам бо учится друг у друга, а разум Бог дае[т], емуже хочет – тому, иже кто сохранит заповеди его. Рече бо Приточник: «аще желаеши мудрости, снабди заповеди Христовы, и Господь даст ти ю». И Пророк рече: «Господь созда мудрость и подаст ю любящим его»; и «в злохитру душу не влезет мудрость», ни ся может укоренить в деле, оскверненне от пьянства, паче же от неправедного богатства. Еста бо две матици [вс]яким злом в веце семь, еже оста от неприязни: пьянство и неправедное [собрание; и неправедное] 3092 же собрание горее есть пьянства: пьянства бо ся ныне проспит, а богатства неправедного [не] мочи 3093 ся лапь 3094 проспать. Запойчивый бо аще приидет когда, сощунувся, на покаяние, то – толико остаться пьянства; а оному, хотящю ся каяти, то преже покаяния оттрясти от себя злое то собрание, нъ тем опять даять, откуду то собрано: аще ли не тем, то сторицей отдавать, тоже прийти на покаяние и прощену быть; аще ли, то ни.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010