Больше всего монофизитов при Юстиниане находилось в Египте. Из ненависти к греческим христианам они изгнали греческий язык из церковного употребления и избрали себе особенного, Коптского патриарха. Они содействовали сарацинам в покорении Египта. Из Египта монофизитство распространился по Абиссинии, а из Персии проник в Армению. В Сирии и Месопотамии недостаток учителей и преследования Юстиниана сильно было ослабили монофизитов, но избранный ими в епископы монах Иаков Барадей, или Занзал, вскоре так усилил их общество, что они под именем яковитов образовали второе патриаршество в Антиохии. История Шестого Вселенского Собора    Желая привлечь к Православной Церкви монофизитов, Ираклий, по совету некоторых монофизитских епископов, признал в одном из своих эдиктов в лице Богочеловека при двух естествах единство воли. Но против этого восстал Иерусалимский Патриарх Софроний, видевший в императорском указе прямое противоречие учению о двух естествах и, следовательно, явную преклонность к монофизитству. Начались новые прения и усилились до того, что открылась нужда в новом Вселенском Соборе. Он был открыт императором Константином Погонатом в Константинополе (680 г.) из 170 епископов. На нем после жарких прений положено было признавать в Иисусе Христе без смешения и разделения две воли сообразно двум естествам.    Через 11 лет этот Собор по воле Юстиниана II вторично открыл свои заседания в царских палатах, называвшихся Трулльскими. В этот раз собравшиеся епископы, в числе коих были четыре Восточных Патриарха и папские легаты, повторив осуждение на монофелитов, тщательно собрали и пересмотрели правила прежних Соборов и Отцов Церкви касательно церковного устройства и благочиния и, дополнив их новыми, предназначили ко всегдашнему употреблению в Церкви Вселенской. Так как этот Собор был дополнением пятого и шестого Вселенских Соборов, занимавшихся исключительно одними догматами, то он и называется пято-шестым.    К числу сих правил, исключая те, которые содержатся в самом Священном Писании, Собор отнес:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3447...

Таким образом, в данном случае блудом называется не только связь за деньги, а просто «удовлетворение кем-либо похоти... без обиды другому», совершается ли оно за деньги или.. «по любви». О том же говорится и в 25-м правиле Василия Великого , также утвержденном Пято-Шестым Вселенским Собором и потому официально и авторитетно выражающем позицию Церкви: «Имеющий жену, растлённую им самим, подлежит епитимье за растление, но ему будет позволено иметь ее женой». Святой Никодим Святогорец толкует это место так: «Если кто-то растлит женщину... и после растления возьмет ее в жены, то за растление получает епитимью (то есть наказывается в воспитательных целях) за то, что растлил ее до брака, но ему позволяется иметь ее всегда как жену». То есть он не только наказывается за свою добрачную связь с будущей супругой, но и его брак с ней принимается по снисхождению, ради терпимости («но ему будет позволено иметь ее женой»), и нет оснований для расторжения этого брака, как это происходит в других случаях. И, как мы недавно отмечали, Священные Каноны рассматривают плотскую связь даже со своей обручницей как препятствие для возведения в священный сан, то есть как тяжелейший грех (69-е правило Василия Великого )! Вот что, братья мои, весьма четко и категорично устанавливает и вот чему учит Церковь в отношении добрачных связей. Неужели мы решили Ее... исправить? Но «исправление» какого-либо учения Церкви есть уже не только преступление против нравственности, не просто восстание против канонов. Это нечто большее – это ересъ Когда в каком бы то ни было вопросе ты намеренно и осознанно ставишь себя выше авторитета Церкви, то становишься еретиком! Но давайте посмотрим, можно ли найти в Новом Завете какое-либо подтверждение приведенным выше неониколаитским воззрениям, а именно утверждению, что Евангелие порицает только плотские связи ради денег. Мы убедимся, что и в Новом Завете блуд есть связь вне брака, – неважно, какая это связь: ради денег или... «по любви». Спросим у думающих иначе, как они понимают слова Господа «...всяк отпущаяй жену свою, разве словесе любодейнаго (πορνεας), творит ю прелюбодействовати» ( Мф. 5, 32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

Униат: Разве все сказанное на поместных Соборах и св. отцами истина есть? Православный: Этого ли не знают учители паписты, что не все учения отеческие там записаны, но только те, которые были утверждены VI и VII Вселенским Собором, также постановления только девяти поместных соборов, которые также VI и VII Вселенским Собором утверждены. Униат: Разве может иметь великую силу эта книга, если она никогда не была утверждена нашими Папами? Православный: Папы не только не утверждали и не имели права утверждать решений Вселенских Соборов, но сами Соборами были судимы. Так, на Соборах Папу Ливерия за арианство и Гонория за монофизитство осудили и анафеме предали, и вся Римская Церковь этому вполне подчинилась без всякого возражения. Однако эту священную книгу латиняне всячески от своих скрывают, и когда свою унию насильственно ввели в Карпатской и Приднепровской Руси, то и от тех прельщенных эту книгу скрыли, чтобы они не знали истинной веры и тех многих проклятий, которым подлежат ваши пастыри и все римско-католики и униаты, потому что за субботний пост, и безбрачие клириков, и за коленопреклонение в дни недельные и в Св. Пасху, и за употребление в пищу во время поста молока и яиц, и за прочие иные вины они преданы проклятию на св. Соборах. Униат: Говоря так дерзко, скажи, почему вы так почитаете эту книгу? Православный: Потому, что она есть учительница веры христианской, потому что невозможно узнать Божественную Библию , т. е. Новый и Ветхий Заветы, и отличить от многих отверженных и ложных еретических евангелий и посланий, если бы не VI Собор и предшествовавшие ему Поместные Соборы, как напр. Лаодикийский и др., научили нас, какие из книг истинные, ныне внесенные в Св. Библию, а какие ложные. Униат: Тот Собор, который вы называете шестым, не есть шестой, но Трулльский пято-шестой и мы, римско-католики и униаты, его не принимаем, также как и девять поместных. Православный: Я хорошо знаю это ваше безумие и ложь. Но каким образом вы можете отвергать этот Собор, принимая VII Собор, который первым своим правилом утвердил и правила Трулльского Собора, и утвержденные им девять Поместных Соборов, и апостольские и отеческие правила и сверх того, присоединил следующие слова об Отцах и Соборах: Все от Единого и того же Духа быв просвещены, полезные узаконили, и кого они предают анафеме, тех и мы анафемствуем, и кого извержению, тех и мы извергаем, и кого отлучению – тех и мы отлучаем». Поэтому следует всякому христианину иметь книгу св. Соборов и читать с усердием, вам же – еретикам – надлежит знать, что вы не только из-за искажения догмата о Св. Духе, но и по многим другим провинностям, отлучены от Церкви и от спасения VI и VII Собором до тех пор, пока не покаетесь и не придете в соединение с Нею.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

В правление патриарха Михаила II (1395 – ок. 1412) Дамаск и Халеб были покорены Тимуром, что принесло городу большие материальные разрушения. Флорентийская уния не была принята Антиохийским патриархом Дорофеем I (1434/5–1451), представителем которого на Фераро-Флорентийском соборе был знаменитый антиунионист митрополит Эфесский Марк Евгеник, выражавший свое кредо так: «Никогда, о человек, то, что относится к Церкви, не исправляется через компромиссы: нет ничего среднего между истиной и ложью». 5. Кипрская церковь в эпоху арабской инвазии и латинского господства Бурный расцвет Кипрской церкви сменил тяжелейший период иноземного завоевания. Арабские набеги, продолжавшиеся с VII по IX в., принесли христианскому населению острова тяжелые испытания. Многие монастыри и храмы были разрушены или ограблены, на население накладывались тяжелые, подчас непомерные подати. Констанция, Кирион и Пафос были превращены в развалины. Осознавая угрозу уничтожения своей паствы, кипрский архиепископ Иоанн обратился за помощью к императору Юстиниану II (685–695, 705–711). Византийский правитель, не имея возможности защитить остров от внешней опасности, распорядился вывести киприотов на континент. В 691 г. значительная часть избежавших гибели киприотов во главе с духовенством переселилась в провинцию Геллеспонт (Дарданеллы), в новооснованный город Новая Юстиниана. После изгнания арабов в 747 г. киприоты получили возможность вернуться обратно на остров. Память о временной миграции на континент сохранилась в титуле предстоятеля Кипрской церкви, утвержденном Трулльским (Пято-Шестым) собором: с 691 г. и по сей день он именуется «Блаженнейшим архиепископом Новой Юстинианы и всего Кипра». Окончательное освобождение острова от арабской опасности при императоре Никифоре Фоке способствовало расцвету кипрского монашества. Начиная с XI в., на острове был основан ряд крупных общежительных монастырей: Богородицы Троодитиссы, Киккский, Махерский, св. Неофита, Арка, Лагудера, Асиниу, Богородицы Хрисорроятиссы. Многие из них сохранились до нашего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таковы, вкратце исторические события, связанные с VI Вселенским Собором. Это — последний христологический Собор. Христологическими считаются соборы с III по VI Вселенский включительно. И хотя последующий период, период иконоборчества, также тесно связан с христологическим богословием, но спор о святых иконах есть все же нечто новое. Довольно скоро после Собора, в 685 г., Константин IV умер (в возрасте 33 лет). На престол вступил его сын, Юстиниан II. Юстиниан II был одаренным императором, но уже само его имя, которое напоминало о великом царствовании Юстиниана I, таило в себе некоторый соблазн — подражая своему великому предшественнику, быть ничем не ниже его. И, действительно, Юстиниан II — это император, отличавшийся крайним властолюбием, и еще до конца своего царствования ставший настоящим тираном. Однако это случилось уже после тяжелых испытаний, уготованных ему его врагами. Первые же годы царствования Юстиниана II были более спокойными и плодотворными. В это время произошел Трулльский собор, тот самый собор, который преимущественно и называется Трулльским. Он состоялся в Константинополе, в той же самой зале императорского дворца, что и VI Вселенский Собор. Он был еще более продолжительным, чем VI, и заседал с 1 сентября 691 г. до 31 августа 692 г. (!), т. е. ровно год. Собор объявил себя Вселенским; фактически же, он таковым не являлся, потому что на нем никак не был представлен папский престол, а что касается восточных патриархатов — Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского — они в это время, находясь под мусульманским владычеством, уже не могли сохранять за собой прежнее значение в церковной жизни. Начинается угасание этих древних церковных центров. Этот упадок старейших патриархатов (один из них, Александрийский, долгое время оспаривал первенствующее место, которое в Восточной Церкви занял Константинополь), естественно, сказался на положении столичной кафедры. Константинополь фактически оказался во главе угла всей церковной жизни на Востоке, и хотя Трулльский собор (он еще назывался Пято-шестым собором) формально не был Вселенским, он претендовал на роль Вселенского и ставил своей задачей разработку правил для всей Вселенской Церкви. Как я уже говорил, ни V, ни VI Вселенские Соборы таких правил не издали. Это объясняется в значительной степени тем обстоятельством, что законодательная деятельность императора Юстиниана I была чрезвычайно обширной, и она определила строй церковной жизни в очень многих сферах, не оставив, как казалось тогда, ничего неупорядоченным. С одной стороны, уже имелись деяния первых четырех Вселенских Соборов, с другой — огромное по объему законодательство Юстиниана I, и поэтому в последующее время законодательная жизнь вообще замирает — это относится не только к церковному, но и к гражданскому законодательству Византийской империи.

http://sedmitza.ru/lib/text/434190/

В Греческой Церкви, как и в Латинской, и в Русской, воспоминают за богослужением всех знатнейших епископов, т. е. патриархов и митрополитов, но воспоминают тайно. А явное, собственное и всегдашнее возношение имен лиц духовной иерархии в Греческой Церкви бывает такое: пресвитер возносит имя своего епископа, епископ архиепископа и митрополита, митрополит – патриарха. В монастырях ставропигиальных, изъятых из подчинения епархиальному архиерею и подчиненных непосредственно патриарху, возносится только имя патриарха; если же иеромонах ставропигиального монастыря служит в церкви епархиальной, он поминает имя только местного епископа. А когда патриарх сам священнодействует, то «по Достойне» сам возглашает: «во-первых, помяни, Господи, все епископство православных», а за ним архидиакон возносит поименно всех четырех патриархов, начиная со своего. И это возношение бывает только однажды за литургией «по Достойне», а на первой ектении возносится только имя своего епископа. В Российской Церкви, когда она вышла из подчиненности Константинопольскому патриарху и стала иметь своего патриарха, нигде по церквам не было возносимо имя патриарха цареградского или вообще патриархов, но только своего патриарха. А когда священнодействовал сам патриарх, тогда только сам возносил имя вообще православных патриархов, – сам возносил, а не архидиакон, как у греков, по «невежеству» греческого обычая. Из сказанного ясно, что у нас не надлежит быть собственному, явному и всегдашнему возношению имен патриарших. Российская Церковь – Церковь самостоятельная, независимая от патриархов; при патриархах российских возношения имен восточных патриархов не было, за исключением когда служил сам патриарх; не воспоминая патриарших имен, греков не обидим, так как и сами они не воспоминают. Затем, объявление опровергало «невежественное мнение», будто на свете могут быть только четыре «вселенские» патриарха и будто все Церкви мира должны быть под властию которого-нибудь из них. «Высокость» этих патриархов – значение архиерейских их кафедр – основано на высокой чести городов, где они были. Вселенским называется только патриарх Константинопольский, а почему, неизвестно, власти над вселенной, подобно папе римскому, он не имеет и не изъявляет притязания на нее. Это простой титул, как ничего не означает и титул патриарха Александрийского – вселенский судия. Наконец, история показывает, что четыре патриарших престола никогда не обнимали своею властью всей вселенной и всегда были Церкви, от них независимые: Карфагенская, Кипрская и другие в древности, Московская в недавнее время. Неподчиненность патриархам Кипрской архиепископии утверждена даже Третьим и Пято-Шестым Соборами. Были патриархи московские, сербские, болгарские. Так что, очевидно, не все епархии обнимались властью четырех патриархов.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

29 Hefele, III, стр. 329. Собор Трулльский 692 г. был созван при императоре Юстиниане II, чтобы пересмотреть действующит церковные правила и придать силу и твердость церковной дисциплине, расшатанной продолжительными догматическими спорами и смутами, и устранить замеченные беспорядки в жизни клира и народа. Он служил как бы дополнением к пятому и шестому вселенским соборам, не оставившим церковных правил, и потому называется у Зонары и Вальсамона пято-шестым. Ближе же всего он служил дополнением к шестому вселенскому собору, бывшему только 11-тью годами ранее его. Поэтому в Восточной церкви принято считать эти правила правилами шестого вселенского собора. Так они называются в правилах седьмого вселенского собора (пр. 6-е) и Константинопольского собора 861 года. Трулльский собор в истории права Восточной церкви имеет выдающееся значение: на нем была сделана ревизия действовавших источников канонического права. 31 Заметка Питры относительно того, что сборник был составлен в Фессалониках (Pitra, II, стр. 438 примеч. I), по мнению Цахариэ, является неосновательною. Zachari . Lingenthal, стр. 7 и 8. 32 Можно только сказать, что это был человек несомненно ученый, так как мог воспользоваться латинским сборником Дионисия Малого и перевести на греческий язык правила Карфагенского собора; он был далее, вероятно, лицом авторитетным, иначе не решился бы поместить в сборнике правила Карфагенского собора, присоединение которых считает нужным мотивировать и оправдать. В пользу учености автора говорит и самая система его сборника, гораздо более совершенная, чем принятая И. Схоластиком. 33 Кодекс Юстиниана, сохранившийся до нашего времени, представляет собою сборник наиболее важных императорских законов от Адриана до Юстиниана (117–534 г.), изданный Юстинианом в 534 г. (это т. н. Кодекс второго издания – Codex repetitae praelectionis, потому что Юстиниан еще раньше в 529 г. обнародовал Кодекс, но тот Кодекс Codex vetus до нас не дошел). В этот Кодекс второго издания вошли и постановления самого Юстиниана, изданные им до 534 г. Весь Кодекс разделяется на 12 книг, книги же делятся на титулы, из коих каждый состоит из нескольких конституций, расположенных в хронологическом порядке. Первые 13-ть титулов и кн. Кодекса содержат исключительно узаконения по разным предметам церковного управления. I-я полов. V кн. заключает в себе брачное право. (Азаревич. История византийского права. Ч. I, стр. 6–8. Боголепов. Учебник истории римского права, изд. 2-е, стр. 597, 601–602).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

Мнение о том, что толкование Зонары запрещает рассмотрение епископом Константинопольским экстерриториальных дел (как вторжение) в том случае, если митрополиты других юрисдикций этого не хотят, но допускает рассмотрение им таких дел в том случае, если они сами этого желают, не является убедительным, поскольку обращение митрополита другой (патриаршей) юрисдикции с апелляцией к Константинопольскому епископу вошло бы в противоречие с правилами Карфагенского Собора (признанными Пято-Шестым Собором) и патриарх, которому подчиняется обращающийся с апелляцией, имел бы каноническое право, опираясь на эти правила, признать недействительным принятое в ответ на апелляцию решение, как Аврелий Карфагенский аннулировал решение «заморского» суда Рима 120 . Резюмируя вышеприведенные соображения относительно 9-го и 17-го правил Четвертого Вселенского Собора, мы можем отметить, что обращение к Константинопольскому престолу, о котором говорит 9-е правило IV Вселенского Собора, не может быть экстерриториальной апелляцией, а обращение к нему, упоминаемое в 17-м правиле, несомненно, является апелляцией, но пересмотр судебного решения после апелляции является внутритерриториальным делом Константинополя, а не экстерриториальным действием. 1.8.4. Правила 25-е, 36-е и 38-е Пято-Шестого Собора: пентархия обретает окончательные черты 25-е и 38-е правила Пято-Шестого Собора подтверждают 17-е правило IV Вселенского Собора и показывают, насколько большое значение имеет нерушимое соблюдение прав Церквей. Они также пресекают возможность захвата чужих приходов соседними епископами или митрополитами, указывая, что деревенские и сельские поселения (приходы) должны относиться к той епископии, к какой принадлежали в течение тридцати лет без насилия и несправедливости. Еще более глубоко важность сохранения прав Церквей раскрывает предписание 17-го правила IV Вселенского Собора и 38-го правила Пято-Шестого Собора о церковном управлении в городах, которые строятся или возобновляются императорами и по императорскому указу приобретают статус митрополии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/prava-...

С какой хвалебной песнью мы обращаемся к Деве Марии? Как мы Ее называем? Почему называем Ее Богородицей? – благодатной? – благословенной? Почему мы так величаем Ее? Как читаются другие хвалебные песни Богородице? Почему мы почитаем Богоматерь достойной особого прославления? Что значит: присноблаженная? – пренепорочная? Как мы величаем Богоматерь? Почему называем Ее честнейшею Херувимов? – славнейшею без сравнения Серафимов? Что значит выражение: без истления Бога Слова рождшую? Что значит слово сущий? Почему называем Марию сущею Богородицею? Почему в этой молитве мы называем Сына Божия Богом Словом? Молитвы ко Пресвятой Богородице Пресвятая Владычице, Богородице, моли о нас грешных. В этой молитве мы называем Богородицу Пресвятою, потому что благодать Святаго Духа очистила Ее и сохранила от греха и Владычицею, потому что от Неё родился Христос Господь, наш Царь и Владыка. Мы просим Владычицу Богородицу, чтобы Она молила Сына Своего и Бога нашего за нас грешных. Милосердия двери отверзи нам, благословенная Богородице, надеющийся на Тя да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед; Ты бо еси спасение рода христианскаго. В этой молитве мы: 1) называем Богородицу благословенною; 2) высказываем Ей, что мы на Нее надеемся, как на спасение христиан, потому что от неё родился Христос Спаситель мира, и 3) просим Ее, чтобы она отворила нам двери милосердия, через которые мы могли бы спастись от бедствий, – иначе сказать, чтобы Она испросила нам Божию милость. Как читается просительная молитва Богородице? Как мы называем Ее в этой молитве? Почему называем Ее Пресвятой? – Владычицей? О чем мы просим Ее? Какую еще приносим просительную молитву Богородице? Как мы называем Ее в этой молитве? Что мы высказываем Богоматери? Почему надеемся на Нее, как на спасение христиан? Чего мы просим у Неё? Что значит прошение; отверзи двери милосердия? Молитвы Ангелу хранителю Ангеле Божий, хранителю мой святый, от всякаго зла сохрани мя. Ангеле Божий, хранителю мой святый, на соблюдение мне от Бога с небесе данный, прилежно молю тя: ты мя днесь просвети и от всякаго зла сохрани, ко благому деянию настави и на путь спасения направи. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Sokolo...

4 . Священство само по себе не является препятствием к браку, но, согласно действующему каноническому преданию (3-е правило Пято-шестого Трулльского Собора), после хиротонии вступление в брак запрещается. 5 . В отношении смешанных браков православных с инославными или нехристианами было принято решение: i. Брак православных с инославными запрещается по канонической акривии (72-е правило Пято-шестого Трулльского Собора). ii. Священный Синод каждой автокефальной Православной Церкви должен подходить к возможности применения церковной икономии относительно препятствий к браку в соответствии с принципами церковных канонов, в духе пастырской рассудительности, служа спасению человека. iii. Брак между православными и нехристианами категорически запрещается по канонической акривии. 6 . Практика, действующая при применении церковного Предания в отношении препятствий к браку, должна принимать во внимание все соответствующие постановления государственного законодательства, не выходя за пределы церковной икономии. † Bartholomew of Constantinople, Chairman † Theodoros of Alexandria † Theophilos of Jerusalem † Irinej of Serbia †Daniel of Romania † Chrysostomos of Cyprus † Ieronymos of Athens and All Greece † Sawa of Warsaw and All Poland † Anastasios of Tirana, Durres and All Albania † Rastislav of Presov, the Czech Lands and Slovakia Delegation of the Ecumenical Patriarchate † Leo of Karelia and All Finland † Stephanos of Tallinn and All Estonia † Elder Metropolitan John of Pergamon † Elder Archbishop Demetrios of America † Augustinos of Germany † Irenaios of Crete † Isaiah of Denver † Alexios of Atlanta † Iakovos of the Princes’ Islands † Joseph of Proikonnisos † Meliton of Philadelphia † Emmanuel of France † Nikitas of the Dardanelles † Nicholas of Detroit † Gerasimos of San Francisco † Amphilochios of Kisamos and Selinos † Amvrosios of Korea † Maximos of Selyvria † Amphilochios of Adrianopolis † Kallistos of Diokleia † Antony of Hierapolis, Head of the Ukrainian Orthodox in the USA

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/tain...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010