К концу VIII века из несторианства выделилось новое учение, так называемых, адопциан, утверждавших, будто, Иисус Христос, по Своей человеческой природе, есть Сын Богу Отцу – не собственный, а благодатный, усыновленный. Виновниками этого лжеучения были два испанских епископа – Элипанд Толедский и Феликс Ургелльский (из Каталонии). Из Испании оно, вскоре, распространилось по всей Западной Церкви и было осуждено многими Поместными Соборами в самой Испании, а также в Галлии, Германии и Италии. Монофизиты же ко времени императора Юстиниана разделились, а, именно, в Александрии, на две партии: строгих и умеренных. Строгие монофизиты учили, что тело Господа Иисуса Христа (притом, по одним – несотворенное, а по другим – сотворенное) было нетленно, как чуждое даже естественных и непредосудительных немощей, что Он чувствовал голод, жажду, утомление и т. п. (а, следовательно, и страдал на кресте) или лишь по видимому, или, единственно, по самопроизвольному желанию, а, отнюдь, не по природе; отсюда их называли афтартодокетами, иначе, еще фантасматиками. Умеренные монофизиты, напротив, признавали тело Иисуса Христа подобосущным нашему и, по природе, подверженным тлению, их называли, поэтому, фтартолатрами. Из первых выделилась, в свою очередь, партия феопасхитов, которые допускали, что не одно Лице Божества, но все Божество, или вся Троица, воплощалась и страдала, и, потому, к Трисвятой песне прибавляли слова: «распныйся за ны»; а из вторых – партия агностов, которые не хотели присвоять Иисусу Христу полного всеведения и пр. Монофизитство, особенно, распространилось по Востоку, при тех же царях – персидских и арабских, умевших пользоваться политической и племенной нерасположенностью туземных народностей к византийскому правительству, и до сих пор, подобно несторианству, гнездится в обществах: коптском – в Египте, яковитском (по имени своего учителя и патриарха Якова Барадея) – в Сирии и армянском (впрочем, более раскольническом, чем еретическом). Из монофизитства более всех выдавалось потом, так называемое, монофелитство, т. е. учение об одном Божеском действовании (νεργεια) в Иисусе Христе, или, собственно, одной Божеской воле, которой было движимо Его человечество, как некое орудие или машина. Монофелитство было осуждено на VI Вселенском Соборе – III Константинопольском (Трулльском) в 680 г.; это осуждение подтверждено еще и, так называемым, пято-шестым Собором в 691 г. Однако же, небольшая партия монофелитов оставалась в Сирии, в конце VII века они сосредоточились в Ливане в монастыре и около монастыря преподобного Марона и, образовав самостоятельное еретическое общество под именем «маронитов», существуют до настоящего времени. Первовиновником этого учения считается Афанасий, епископ Иерапольский и глава сирских монофизитов, успевший внушить его императору Ираклию (611 – 641 г.), который (из соображений государственных) надеялся примирить монофизитов с последователями, столь ненавистного ему, Халкидонского Собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Blagor...

Защитниками и изъяснителями истинного учения Церкви явились Софроний, патриарх Иерусалимский и константинопольский монах Максим Исповедник , которому за твердость веры вырезали язык и отрубили руку. Шестой Вселенский Собор осудил и отверг ересь монофелитов, и определил признавать в Иисусе Христе два естества – Божеское и человеческое, – и по этим двум естествам – две воли , но так, что человеческая воля во Христе не противна, а покорна Его воле Божественной. Достойно внимания, что на этом Соборе произнесено было отлучение в числе других еретиков, и Римского папы Гонория, признавшего учение о единоволии православным. Определение Собора подписали и римские легаты: пресвитеры Феодор и Георгий, и диакон Иоанн. Это ясно указывает, что высшая власть в Церкви принадлежит Вселенскому Собору, а не папе Римскому. Через 11 лет Собор вновь открыл заседания в царских палатах называемых Трулльскими, для решения вопросов по преимуществу, относящихся к церковному благочинию. В этом отношении он как бы дополнил Пятый и Шестой Вселенские Соборы, потому и называется Пято-шестым . Собор утвердил правила, которыми Церковь должна управляться, а именно: 85 правил Св. Апостолов, правила 6-ти Вселенских и 7-ми поместных Соборов, и правила 13 Отцов Церкви. Эти правила впоследствии были дополнены правилами Седьмого Вселенского Собора и еще двух Поместных Соборов, и составили так называемый «Номоканон» , а по-русски «Кормчая Книга» , которая и является основанием церковного управления Православной Церкви. На этом Соборе осуждены были некоторые нововведения Римской Церкви, не согласные с духом постановлений Церкви Вселенской, а именно: принуждение к безбрачию священников и диаконов, строгие посты в субботы Великого Поста, и изображение Христа в виде агнца (ягненка). СЕДЬМОЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР Седьмой Вселенский Собор был созван в 787 году, в гор. Никее , при императрице Ирине (вдове императора Льва Хазара), и состоял из 367 отцов. Собор был созван против иконоборческой ереси , возникшей за 60 лет до Собора, при греческом императоре Льве Исавре , который, желая обратить магометан в христианство, считал необходимым уничтожить почитание икон. Эта ересь продолжалась при сыне его Константине Копрониме и внуке Льве Хазаре .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Собор Пресвятой Богородицы — тихое семейное торжество В этот день празднуется не только память самой Пречистой, но и тех, кто оказался участниками событий, связанных с явлением в мир Богомладенца 8 января, 2016 В этот день празднуется не только память самой Пречистой, но и тех, кто оказался участниками событий, связанных с явлением в мир Богомладенца На следующий день после Рождества Христова Церковь отмечает Собор Пресвятой Богородицы. Об этом празднике рассказывает протоиерей Игорь Прекуп. Церковь празднует Собор Пресвятой Богородицы Почитание Пресвятой Богородицы закономерно выразилось в том, что в годовом богослужебном круге был выделен день, следующий непосредственно за праздником Рождества Христова , собирающий нас в честь Божией Матери, а так же в том, что в этот день празднуется не только память самой Пречистой, но и тех, кто оказался участниками событий, связанных с явлением в мир Богомладенца. В первую очередь – это св. Иосиф Обручник и его сын от первого брака Иаков, брат Господень , первый епископ Иерусалима. Это и день памяти св. царя Давида , из рода которого происходила Пречистая, это праздник всех сорадовавшихся с ней о рождении Сына Человеческого – и пастухов, и волхвов – всех собранных вокруг нее не только и не столько в пространственном, сколько в духовном смысле. Собор Пресвятой Богородицы  Мы не располагаем точными сведениями о возникновении праздника Собор Пресвятой Богородицы. Известно, что установление особого празднования Рождества Христова сразу же повлекло за собой и чествование Родившей, запечатленное уже в проповедях свв. Епифания Кипрского, Амвросия Медиоланского и блж. Августина. Однако встречающееся на некоторых сайтах сообщение, что «официальное указание на празднование Собора Пресвятой Богородицы на следующий день после Рождества Христова можно найти в 79 правиле VI Вселенского Собора, состоявшегося в 681 году», несколько неточно. Во-первых, канонические правила, которые относят к VI Вселенскому Собору, действительно, состоявшемуся (точнее, завершившемуся) в 681 г., были приняты не на нем (V и VI Вселенские Соборы были посвящены догматическим вопросам, и канонов не издавали), а на так называемом Трулльском Соборе, созванном в 691 г. (еще называемый «Пято-Шестым»), который рассматривался его участниками, как продолжение VI Вселенского Собора.

http://pravmir.ru/sobor-presvyatoy-bogor...

   По истечении одиннадцати лет собор вновь открыл заседания в царских палатах, называемых трулльскими, для решения вопросов, по преимуществу относящихся к церковному благочинию. В этом отношении он как бы дополнил пятый и шестой Вселенские соборы, почему и называется пято-шестым. Принято также называть его Трулльским, потому что заседания его происходили в зале императорского дворца, которая так называлась от сводчатого потолка. Собор принял в руководство для Церкви восемьдесят пять правил апостольских, правила шести Вселенских, семи поместных соборов и некоторых святых отцов. Впоследствии эти правила были дополнены правилами седьмого Вселенского собора и еще двух поместных. Эти правила лежат в основании церковного управления и содержатся в книге, по-гречески называемой «Номоканон», а по-русски «Кормчая».    Седьмой Вселенский собор был 787 году в городе Никее по поводу ереси иконоборцев.    Иконоборческая ересь возникла за 60 лет до собора, при императоре Льве Исавре. Он одержал блестящие победы над магометанами и составил план обратить их в христианство, для чего, по его мнению, необходимо было уничтожить почитание икон. Сначала он велел ставить иконы в церквах как можно выше, чтобы нельзя было к ним прикладываться, а потом велел выносить их из храмов и домов и жечь на площадях. Над воротами царского дворца с давнего времени находился чудотворный образ Спасителя. По приказанию Льва один воин поднялся по лестнице, чтобы снять и разрушить икону. Бывший тут народ в пылу негодования опрокинул лестницу и убил воина. Лев казнил всех заподозренных в этом убийстве и вслед за тем начал, как фанатик, преследовать православных. Гонение Льва на святые иконы продолжали сын его Константин Копроним и внук Лев Козар. Супруга Льва Козара Ирина, ревностная почитательница икон, прекратила гонение и для умиротворения Церкви созвала Вселенский собор. На этом соборе была отвергнута иконоборческая ересь и определено поставлять и полагать в церквах вместе с изображением Честного и Животворящего Креста и святые иконы и воздавать им почитательное поклонение, возводя ум и сердце к Господу Богу и святым, кои на них изображены.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3435...

Монофизиты отвергали халкидонский Собор, между прочим, потому, что на нем будто-бы оправдана была ересь Нестория, так как собор не осудил сочинений епископовФеодора мопсуетского, Феодорита кирского и Ивы эдесского, в которых было много сходного с учением Нестория, a несториане на том же основании считали себя как-бы оправданными халкидонским Собором. Чтобы прекратить эти споры, Юстиниан I издал указ, которым осуждены были – Феодор, Феодорит и Ива. Указ этот подписали восточные святители, но папа Вигилий и некоторые из западных епископов не решались подписать этот указ Юстинианов; потому что в этом осуждении они видели как-бы оскорбление халкидонского Собора, на котором не были осуждены означенные учители. Эта распря между восточными и западными епископами известна под именем спора о трех главах. Вот для прекращения этой-то распри и созван был пятый вселенский Собор. Он осудил Феодора мопсуетского, и те мнения Феодорита и Ивы, которыя были сходны с учением Нестория; за тем повторил осуждение Нестория, Евтихия и некоторых мнений Оригена , и наконец подтвердил правила халкидонского Собора. Шестой вселенский Собор созван был в Константинополе в 680 г. императором Константином Погонатом, для утверждения истинного учения о двух волях в Иисусе Христе, против ереси монофелитов. Собор положил признавать в Иисусе Христе без смешения и разделения две воли – Божескую и человеческую, сообразно двум естествам. – По истечении 11 лет Собор вновь открыл (691 г.) заседания в царских палатах, называемых Трульскими, для пересмотра некоторых правил, касающихся церковного благочиния, – и потому он называется трульским. А как он служил как-бы дополнением пятого и шестого вселенских Соборов, – то называется еще пято-шестым. Он снова осудил монофелитов, принял за руководство 85 правил апостольских, правила шести вселенских и правила семи поместных Соборов, и издал 102 правила. Седемой вселенский Собор созван был в 787 г. императрицею Ириною, для утверждения истинного учения о почитании св. икон, против ереси иконоборцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Через 11 лет этот 6-й Собор вновь открыл свои заседания в царских палатах, называемых Трульскими, для утверждения некоторых правил относительно церковного благочиния. Этот Собор называется Вселенским Пято-Шестым, так как он служит дополнением 5-ого и 6-ого Соборов. Он принял за руководство церкви 85 правил апостольских, правила 6-ти Вселенских и 7-ми Поместных Соборов и некоторых св. отцов. Впоследствии эти правила дополнены правилами 7-го Всел. Собора и еще 2-х Поместных. Эти все правила находятся в книге, которая по-русски называется „Кормчая книга“, а по-гречески „Номоканон“ 11 . Седьмой Вселенский Собор был в г. Никее, где был 1-ый, в 787 г. при императрице Ирине против ереси иконоборцев. Иконоборческая ересь возникла при императоре Льве Исавре. Он одержал победу над магометанами и хотел обратить их в христианство, а для сего, по его мнению, необходимо было уничтожение икон. Сначала он велел ставить в церквах иконы как можно выше, а потом велел выносить их из храмов и домов и жечь на площадях; защищавших же иконы начал преследовать и мучить. Гонение на св. иконы продолжали сын и внук Льва (Константин Копроним и Лев Козар). Супруга Льва Ирина была ревностною почитательницею икон и после смерти мужа прекратила гонение и созвала Вселенский Собор. На Соборе была отвергнута ересь и определено поставлять и полагать в св. храмах вместе с изображением св. креста и св. иконы и воздавать им поклонение, возводя ум и сердце к Господу и святым, которые изображены на них. После 7-го Собора иконоборство снова возникло было. Но почитание св. икон снова было восстановлено и утверждено на Поместном Константинопол. Соборе в 842 г. при императрице Феодоре. На этом Соборе в благодарность Богу, даровавшему Церкви победу над иконоборцами и прочими еретиками, установлен праздник Торжества Православия, который и доныне совершается в Православной Церкви в первое воскресенье Великого поста, когда обыкновенно произносится на всех еретиков так называемая анафема, т. е. отлучение их от церкви. Некоторые случаи во времена Вселенских Соборов

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/r...

Чтобы прекратить подобные споры и защитить Церковь от несправедливых упреков, импер. Юстиниан созвал в 553 г. в Константинополе 5-й вселенский собор. Отцы собора осудили сочинения Феодора Мопсуетского и его самого, так как он до конца своей жизни держался несторианских заблуждений, а у двух других писателей только те сочинения, которые были сходны с ересью Нестория, сами же они, как отрекшиеся от своих еретических мнений, были оправданы собором. Шестой вселенский собор Греческий импер. Ираклий, находясь в стесненных обстоятельствах, весьма желал соединения с монофизитами. С этою целью он издал указ, в котором силою своей власти повелевал признавать во Христе одну волю при двух естествах. Появилось, таким образом, новое лжеучение, известное под именем монофелитства (учения об одной воле во Христе). 4 патриарха (Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Римский) увлеклись ересью и были на стороне императора. Положение Церкви Христовой было опасным. Но Господь благовременно воздвиг людей святых и мудрых на защиту ее. Иерусалимский патриарх Софроний издал послание к христианам, в котором ясно излагал истинное учение о двух волях, соответственно двум естествам в лице Господа Христа. Когда Иерусалим пал под оружием арабов-магометан, и голос патр. Софрония умолк, тогда во всей силе уже выступил новый защитник православного учения, преп. Максим Исповедник . «Ни в чем не изменим вере отцов, эту веру – чистую, чуждую всякой ереси, предоставим Богу вместо всякой заслуги», убеждал он современных ему христиан. Император не только не достиг своей цели умиротворить государство, но возбудил еще большие религиозные волнения. Тогда один из преемников Ираклия, импер. Константин Погонат в 680 г. созвал 6-й вселенский собор в Константинополе. На этом соборе опровергнуто было заблуждение монофелитов и определено признавать в Иисусе Христе без смешения и разделения две воли, соответственно двум естествам. Спустя 11 лет после того (в 692 г.) отцы Церкви снова собрались для совещания в царских палатах, называемых Трульскими. Повторив осуждение на монофелитов, они занялись собранием и пересмотром всех правил церковного благочиния. Основанием церковных законов признаны были 85 правил апостольских, правила вселенских соборов и семи поместных. Собор этот называется Трульским, также – пято-шестым, потому что он был как бы дополнением 5-го и 6-го вселенских соборов. Седьмой вселенский собор

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

V. Пято-Шестой Собор и его учение о церковном образе Приводится по изданию: Л.А.Успенский. Богословие иконы Православной Церкви. Издательство братства во имя святого князя Александра Невского. 1997. V. Пято-Шестой Собор и его учение о церковном образе. К оглавлению Так же как и сам образ, учение Церкви о нем не является позднейшим придатком к христианскому учению, оно непосредственно вытекает из учения о спасении и коренится в христианском мировоззрении. Оно изначала присуще христианству во всей полноте, так же как и все другие аспекты учения Церкви. Однако, так же как и в отношении других аспектов своего учения, Церковь раскрывала и формулировала учение об образе постепенно, в ответ на нападки, на непонимания, на лжеучения, возникавшие на ее историческом пути. Здесь было то же, что, например, в учении о двух природах Христа, Божественной и человеческой. Истина эта скорее конкретно, непосредственно переживалась первыми христианами, чем теоретически формулировалась. Догматическое же учение о ней было установлено Церковью в ответ на ереси и лжеучения. То же было и в отношении учения об образе. Впервые принципиальное указание, касающееся характера священного образа, было формулировано Пято-Шестым (Трулльским) Собором в ответ на практическую необходимость. Каноны этого Собора, касающиеся искусства, не являются «уступкой верующим», как думают некоторые представители современной науки. Тем более нельзя сказать, что касаются они только одного сюжета . Как мы увидим, здесь находит свое соборное выражение именно отношение к образу святых Отцов предыдущих времен, то есть само Предание Церкви. Пято-Шестой Собор открылся 1 сентября 692 года. Наименованием своим он обязан тому, что он дополнил два предшествующих ему Вселенских Собора: Пятый (553 г.) и Шестой (681 г.), оба имевшие место в Константинополе. Так же как Шестой Вселенский Собор, Пято-Шестой происходил в зале (in Trullo) императорского дворца. Отсюда его наименование — «Трулльский». Пятый Собор, осудивший монофизитство и оригенизм, и Шестой, осудивший монофелитство, занимались лишь догматическими вопросами. Целый же ряд канонических вопросов дисциплинарного порядка ожидал своего решения. С этой целью и был созван Пято-Шестой Собор, который обычно называется просто Шестым Вселенским Собором. Вопросы, решавшиеся на нем, касались разных сторон церковной жизни, которые требовали упорядочения, в том числе и церковного искусства. «В зрелую пшеницу истины замешались кое-какие остатки языческой и иудейской незрелости». Эти слова из послания Отцов Собора императору Юстиниану II имеют, как мы увидим, непосредственное отношение к нашему сюжету.

http://sedmitza.ru/lib/text/440335/

восполнил образовавшийся вследствие этого пробел в церковной дисциплине и, таким образом, сделался как бы органическим дополнением к пятому и к шестому вселенским соборам. Наконец этот же собор называется восточными богословами шестым вселенским собором, т. е. прямо сливается с собором 680 г. в один собор. Строго говоря, называть собор 692 г. шестым вселенским собором можно лишь в том же несобственном смысле, в каком этот же самый собор называется пято-шестым: как он не может быть вместе пятым и шестым, так не может быть и шестым, потому что шестой собор был в 680 г. Но в качестве дополнения к тому и другому, он в несобственном смысле назывался то пято-шестым 675 , то просто шестым вселенским собором. Невозможность слияния трулльского собора 692 г. с собором 680 г. и признания того и другого за один и тот же вселенский собор вытекает: 1) из того, что тот и другой соборы разделены между собой значительным промежутком времени – в 12 лет, 2) собор 680 г. был созван Константином Погонатом, а собор 692 г. созван другим императором, Юстинианом Ринотметом, 3) на соборе 692 г. членами были, за исключением небольшой части, не те епископы, которые участвовали в заседаниях собора 680 г., 4) в числе членов собора 692 г. не было представителей от римского папы 676 . Хотя собор вселенский седьмой, составлявшийся в Никее в 787 г. признал 677 каноны трулльского за каноны шестого вселенского собора; но это признание свидетельствует лишь о том, что на востоке весьма рано оба собора 680 и 692 г. ставились между собой в связь. Для признания какого-либо собора вселенским мало, чтобы позднейший собор назвал его вселенским, а требуется, чтобы данный собор был действительно всей церковью признан за вселенский. Семь вселенских соборов неразделенной церкви потому и называются вселенскими, что они признаны в качестве таковых всей христианской церковью, и восточной, и западной. Трулльский же собор 692 г. не только не был признан на западе в качестве вселенского 678 , но и не мог быть признан, потому что некоторые его постановления прямо направлены были против разных обрядов римской церкви 679 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Однако Римская Церковь признает Седьмой Вселенский Собор, ссылающийся на 82 правило Пято-Шестого Собора. Поэтому можно сказать, что подразумевается признание ею и этого правила. Папа святой Григорий II ссылается на него в своем послании Константинопольскому Патриарху святому Герману . Папа Адриан I в письме к Патриарху святому Тарасию торжественно объявляет о своем признании правил Пято-Шестого Собора, так же как и в другом послании, написанном франкским епископам в защиту Седьмого Вселенского Собора. Папа Иоанн VIII, говоря о постановлениях Пято-Шестого Собора, ничего против них не возражает. Позже, папа Иннокентий III, приводя 82 правило, называет его постановлением Шестого Вселенского Собора. Но все это, однако, не было сознательным, принципиальным признанием, а лишь согласием некоторых отдельных пап, в то время как другие папы занимали позицию обратную. Так или иначе, на деле Запад не принял постановлений Пято-Шестого Собора. Таким образом, Римская Церковь осталась в стороне от формулировки учения Церкви о христологической основе священного образа. Учение это поэтому не смогло обогатить западное священное искусство, которое и по сей день остается верным некоторым чисто символическим изображениям, в частности, Спасителя в виде агнца. Отказ от постановлений Пято-Шестого Собора в области церковного искусства получил впоследствии очень большое значение: этим Римская Церковь сама исключила себя из того процесса выработки догматического и духовного художественного языка, в котором участвовала вся остальная Церковь и в котором руководящая роль промыслом Божиим выпала на долю Константинопольской Церкви. Запад остался в стороне от этого процесса. Православная же Церковь, наоборот, постоянно уточняла в направлении, указанном Пято-Шестым Собором, свое искусство, как в его содержании, так и в форме, создавая искусство, передающее в образах материального мира Откровение мира Божественного, дающее нам своего рода ключ, некоторый способ приближения к горнему , миру, его созерцания, его понимания.

http://sedmitza.ru/lib/text/440335/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010