1 . АСКЕТИЗМ – есть слово греческое ( σχησις – от σχεν), переводимое по-русски словом «подвижничество». В первоначальном  значении у греков оно означало физическое упражнение, преимущественно гимнастику атлетов. На языке философов оно стало означать упражнение духовное: занятие наукой и особенно – нравственную дисциплину. Чрез греческих церковных писателей слово «аскетизм» перешло в христианство , где ему дано свое собственное истолкование, более глубокое, чем в греческой философии. История термина «аскетизм» однако не раскрывает так всесторонне его понятия, как обозрение разных видов аскетизма. 2 . Подобно культу аскетизм составляет принадлежность религии. Вследствие этого характер религии естественно сказывается на характере аскетизма и даже иногда выражается в последнем. Уже в первобытной религии – райской был свойствен аскетизм. Заповедь, данная Богом Адаму и Еве: «от древа... еже разумети доброе и лукавое, не снесте» ( Быт. 2:17 ),  представляла узаконение поста и воздержания (Св. Василий Великий «О посте» 1-я беседа). Но исключительностью райской религии обусловилась и исключительность смысла райского аскетизма. Райская религия была совершенно святым союзом человека с Богом. Поэтому райский аскетизм был лишь одним утверждением человека в святости путем исполнения воли Божией. Там не было страстей, следовательно – не могло быть и отрицания их. После грехопадения аскетизм принял печать борьбы, т. е. отрицания страстей и утверждения в добре, как-бы кто ни понимал последнее. В еврейской религии аскетизм выразился в назорействе ( Чис. 6 ), в служении при скинии и в обычном священническом, и особенном проходимом по обету (напр. Самуил, 1Цар. 1, 2:1–11 ), в состоянии «сынов» или «ликов пророческих» ( 3Цар. 18:4, 22:6 ), в форме нищеты (Ионадав и его потомки – Иер. 35:6–9 ) и отшельничества (пророки Илия, Иоанн Предтеча). Эти носители аскетизма могли быть и были, за исключением отшельников, женатыми. Девство было чуждо массе народа еврейского по причине очень присущей ему идеи деторождения ( Втор. 25:9 . Иоанн Дамаскин Точное изложение православной веры , кн. 4, гл. 24), как средства, при помощи которого должен прийти на землю Мессия и при помощи которого каждый еврей, в лице своих потомков, лелеял надежду быть в царстве Мессии. Осуществителями девства у евреев были только некоторые тайно-зрители евангельских истин (пр. Илия, Иоанн Предтеча). Смысл еврейского аскетизма, согласно требования самой религии, заключался в непорочном служении Богу ( Лев. 19:2, 20:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Ponomare...

II. Религия Израиля §58. Священная письменность и вероучения древних евреев Чтобы определить общий характер и сравнительную высоту той или другой религии, нужно принимать во внимание не те ходячие народные представления, не те грубые формы, в которые отливается известная религия в жизни народных масс, а ее основную тенденцию, ее высшие идеалы, выражаемые в памятниках ее священной письменности. Такой же критерий нужно применить и по отношению к еврейской религии, если оценивать ее по проявлениям в народной жизни или по тем первоначальным тенденциям, которые вызваны были некоторыми случайными историческими обстоятельствами, то нам придется признать, что религия древних евреев носит узко национальный характер и что основная ее идея сводится к следующему положению: Иегова сделал своим возлюбленным сыном один только еврейский народ, поэтому все другие народы, как отверженные Богом, не могут быть членами общества Господня. Но если принять во внимание высокий идейный смысл, проникающий весь Ветхий Завет , если вникнуть в содержание пророческих писаний, если иметь в виду ту конечную цель, к достижению которой была направлена еврейская теократия, то мы должны будем согласиться, что в основе древне-еврейской религии лежит высокая универсальная идея: Иегова для того и сделал Израиля своим избранным народом, чтобы сохранить через него религиозную истину и сделать ее достоянием всех народов; эта мысль, как мы увидим, получила особенно яркое выражение в проповеди великих иудейских пророков. Вот почему мы даем еврейской религии место в ряду религий всемирных. Видеть в древней религии евреев выражение только национальной исключительности тем более невозможно, что на почве ее выросла самая высшая и самая универсальная религия человечества – христианство и что ее содержанием воспользовалась в значительной мере другая всемирная религия – ислам. Но в оценке еврейской религии нам приходится руководиться и иным масштабом, совершенно неприложимым к языческим религиям: последние относятся к разряду религий естественных, т. е. таких, которые выросли и развились в среде известного народа путем естественной эволюции; напротив, религия древних евреев, как она выражена в священной письменности, есть откровение самого Бога, слово вечной и непререкаемой истины. Мы устанавливаем это как факт, очевидный только для верующей души; доказательства здесь излишни и бесцельны: вера создается не доводами разума, а внутренним озарением.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Религия и политика Крайне актуальная проблема отношений Церкви и власти. Священномученик Иларион (Троицкий) разбирает главные мнения по этому вопросу, бытовавшие в его время. Религия и политика   1. " Кризис, всколыхнувший всю русскую жизнь до самого дна, не мог, естественно, не коснуться одной из сторон не только русской, но и вообще человеческой жизни, и религиозный вопрос все чаще ставится перед нынешним поколением не в догматической, а чисто практической форме: каково должно быть отношение общественного движения к религии и обратно. Может быть, самым характерным отличием современной русской революции от французской 1789 года является отсутствие того антирелигиозного течения, которое замечалось тогда: большинство политических деятелей игнорируют религию вовсе, но нет, кажется, ни одного, который поставил бы себе задачей истребить ее, и напротив, есть целая группа, которая пытается установить прямую связь христианской религии с политическим и социалистическим движением. Это терпимое отношение к религии тем более замечательно, что официальные представители господствующей Церкви заявили себя в большинстве такими угодливыми слугами властей предержащих, так безропотно поддавались вмешательству их в дела веры и допустили такую бесцеремонную эксплуатацию религии в интересах старого порядка, что психологически была бы понятна даже слепая вражда к самой религии из-за ее недостойных представителей " . Таким рассуждением начинается в январской книжке " Русской мысли " статья " Религия и политика " Н. Езерского. Действительно, нельзя не заметить даже при поверхностном взгляде на настроение современной жизни, что в ней очень часто слышатся религиозные мотивы. Политика, этот современный молох, оказывается, не всецело овладела вниманием общества. Остается доля внимания и для религии. Скажем даже больше: религиозным вопросам не только уделяется внимание, но ими положительно интересуются.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Речь, сказанная 7-го июня в открытом заседании совета академии перед защитой докторской диссертации “Государственное положении религии в римско-византийской империи. Т.И. Государственное положение религии в римской империи (до Константина в.)”. Наука церковного права, к области которой относится предмет нашего исследования, существует на Руси только еще несколько десятков лет. Естественно поэтому в ней не может быть недостатка в вопросах, которые ждут внимания исследователя. Понятно с другой стороны и то, что при множестве неисследованных вопросов исследователь в своем выборе отдает предпочтение таким вопросам, которые важнее других, имеют более научного и практического интереса. К числу таких вопросов по всей справедливости должен быть отнесен вопрос о государственном положении религии. Занимающийся наукой канонического права встречается с этим вопросом всюду, в каждом отделе своей науки; и чем более знакомится с содержанием ее, тем очевиднее становится для него необходимость научной разработки этого вопроса в видах надлежащего научного освещения прочих вопросов, входящих в состав его науки. С другой стороны в последнее время наша светская журналистика очень часто стала заниматься вопросами в области государственного положения религии. Отмена уголовного наказания за религиозные преступления, распространение веротерпимости на все размышляющие в вере общества, изъятие брачного развода из ведомства церковного суда, введение гражданского брака, изъятие народной школы из ведения пастырей церкви и устранение сих последних от преподавания в школе, исключение преподавания Закона Божия из программы светских учебных заведений – все это излюбленные темы разглагольствований в светских журналах и газетах. Особенно посчастливилось в этом отношении вопросу об уничтожении государственных наказаний за религиозные преступления; ими занимались не одни те, кому хочется сбыть с рук церковь с ее строгими уставами, а также и те, которые желают ей всякого добра и заботятся о расширении ее благоприятного влияния на общество. В виду подобных запросов церковно-общественной жизни, а также указанного выше серьезного научного значения вопроса о государственном положении религии, всякий литературный труд, предпринятый с целью научной разработки его, конечно не должен быть признан несовременным или излишним. Что же касается нас лично, то мы, по направлению своих научных занятий, чувствовали и чувствуем себя решительно в необходимости посвятить свои труды научной разработки этого вопроса.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

Владимир Легойда: «Красная передовая Церкви. Какие уроки верующие извлекли из пандемии» 13.01.2022 17:09:21 Интервью председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойды «Аргументам и фактам» 1-2, 2022). Прививка от терроризма — Владимир Романович, прошедший год ярко высветил проблему, возникшую между христианским миром и псевдоисламскими террористами... — Для начала надо понять, что экстремизм есть не естественное следствие религиозного отношения к жизни, а следствие его извращения. Экстремизм — это паразит на теле любой мировой религии. Хочу заметить, что образование в области религии — это прививка от терроризма. Да, прививка не дает стопроцентной гарантии, но она защищает. Именно поэтому нельзя забывать о важности образования в сфере религии. Я не имею в виду вероучительное образование, я говорю о том, чтобы человек научился разбираться в вопросах религии и культуры. Экстремизм проникает в любую страну, в любую прослойку общества, поэтому курсы по религиоведению или по истории религии должны стать сегодня обязательной частью учебного процесса. — А что сейчас происходит на Украине? — На Украине по-прежнему тревожно. Мы видим, что из всех обещаний, которые давались из Стамбула украинской власти, обратившейся туда с идеей создания так называемой «национальной украинской церкви», не сбылось ни одно. Люди по-прежнему ходят в каноническую Украинскую Православную Церковь, Предстоятелем которой является Блаженнейший митрополит Онуфрий — самый авторитетный религиозный лидер Украины. К раскольникам перебежал лишь 1% верующих, но и из этого малого числа на многих было оказано серьезное давление, вплоть до угроз лишения жизни. Мы надеемся, что на многострадальную землю Украины придет долгожданный мир, в том числе благодаря уврачеванию раскола. Но все должно решаться исключительно каноническим способом, а не так, как это делает Константинопольский Патриархат. Сытое служение — На фоне пандемии служение священников превратилось во фронтовую борьбу. И какой урок из этого извлекли? Что Церковь готова к встрече с любой напастью? Или что изнежились?

http://radonezh.ru/2022/01/13/vladimir-l...

Эсхатология: конец времени или свобода от времени? РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_22912.html 16 ноября 2005 Проф. Христос Яннарас Эсхатология: конец времени или свобода от времени? Источник:  http://www.theolcom.ru/ TheolCom.ru Когда Церковь говорит о " последних " событиях, то показывает свою веру-доверие и надежду на Христа. Она говорит не о том, что знает как исторический опыт, а о том, на что уповает. Церковный факт — это еще не религия в истории человека, и не лучшая из всех религий. Религии дают кодифицированные " убеждения " о загробной жизни и о конце мира. Религии — это порождения естественной, инстинктивной необходимости, которую имеет человек для метафизической уверенности, — необходимости, главным образом, для психологической уверенности, что его я " спасется " , т.е. продолжит существовать вечно, что его я будет бесконечно счастливо. Церковь — это институт иного порядка. Она благовествует свободу человека от необходимостей, которые навязывает ему его тварная и смертная природа, т.е. свободу от времени, места, тления и смерти, свободу от инстинктивной необходимости человека в религии. В Церкви " побеждаются естества уставы " . Побеждаются и " мысленные идолы " , интеллектуальные и психологические лжеутешения религии относительно " последних судеб " . Пожалуй, для того, чтобы осязать нечто из реальности (истины) Церкви, мы постоянно должны иметь перед собой факт отличия Церкви от религии. Мы ни на минуту не должны забывать мудрое изречение, что в самолете, который попадает в зону сильной турбулентности, не ни одного безбожника. Все религиозны в силу инстинктивной необходимости, биологической необходимости. Церковь ничего не знает о последних днях. Она, вверяет себя любви Божией и надеется. Это доверие является иным видом знания — не психологического или " мистического " — а знания, которое возникает из отношения и которое мы, люди, вкушаем всякий раз, когда воистину влюблены. Такое знание приносит евангельское слово, поэтому язык церковный не повинуется языку науки, нашему повседневному языку, пределы которого являются пределами нашего мира (нем.: Виттгештайн). Благовестие Церкви воплощается в наш язык, но не вмешается в понятия нашего языка, не исчерпывается значениями нашей мирской эмпирики. Церковь благовествует " то, что око не видело и ухо не слышало и что на сердце человеку не приходило " (1 Кор. 2,9), она отсылает к " неизреченным глаголам, которых человеку нельзя пересказать " ( 2 Кор.12,4).

http://religare.ru/2_22912_1_21.html

Термин «богословие» представляет собою букваль­ный перевод греческого слова ϑεολογα. Под сло­вом ϑεολογα у греков разумелось исследование или учение о богах и их отношениях к миру. Поэты, раскрывавшие учение о богах, назывались теологами. В научном смысле термин «богословие» впервые употреблён Аристотелем. – В христианстве назва­ние богослова было приложено к лицам, раскры­вавшим учение о Божестве Сына Божия и Его еди­носущии с Богом Отцом, а также и о троичности Лиц в Боге. Таковы евангелист Иоанн и св. Гри­горий Назианзин. Знаменитый схоластический писа­тель Абеляр (1142 г.) своим двум главным со­чинениям о Святой Троице дал названия: Introductio in Theologiam и Theologia Christiana. Но уже в тот же схоластический период значительно расширяется смысл разбираемого термина. Он начинает упо­требляться в более общем значении учения о пред­метах божественных. Целые системы богословских учений Фомы Аквината и Альберта Великого были названы «суммами теологии». Но здесь ещё сохранен точный смысл «богословия», как науки, основан­ной на Откровении. Theologia, как говорил Фома Аквинат, а Deo docetur, Deum docet, ad Deum ducit. Со времени реформации ещё более расширилось зна­чение термина «богословие» в смысле учения о религии вообще. А в новейшее время стали часто упо­требляться выражения: «естественное богословие», в приложении к религии магометанской и каждой из языческих, и «откровенное богословие» в приложе­нии к религиям еврейской и христианской, рассма­триваемым с различных сторон: библейской, исто­рической, теоретической, практической. В виду та­кого разнообразия для наших целей удобнее упо­треблять этот термин в самом широком значе­нии «науки о религии» вообще, ограничивая ближе смысл его, по мере надобности, присоединением к нему определительных слов. Так, выражения: «естественное богословие», «христианское богословие», «догматическое богословие», «пастырское богословие» будут означать содержание науки об языческой и христианской религии или одной из сторон по­следней. § 2. Наука ли богословие?

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nikolin/k...

Общий взгляд на русскую художественную литературу по отношению к высшим вопросам жизни. Значение для них в произведении Достоевского. Вскрытие в душах людей «облика Христова» и связи между направлением жизни и идеей Бога. Произведения гр. Л. Н. Толстого. Оживление ими идей естественной морали и религии. Наука и культура перед судом человеческого сознания, подвергшегося влиянию этих идей. Поэзия как продукт более широкого восприятия жизни. Значение этого факта для дела религии. Возможность пользования художественной литературой для разъяснения религиозных вопросов жизни подтверждается примерами многих великих деятелей христианства. Недавно в городе Горки, Могилевской губернии, издана Я. И. Ктитаревым книга: Вопросы религии и морали в русской художественной литературе. Книга эта заслуживает внимания как тех, кто стремится к всестороннему изучению русской литературы, так и вообще людей, интересующихся религиозным и моральным состоянием русского общества. Среди культурного человечества можно считать уже общепризнанным, что русская художественная литература в лице её перворазрядных представителей занимает особое место в литературе мировой. Этим она обязана великой способности наших писателей ярко изображать действительную жизнь и представлять в захватывающих внимание художественных образах русскую душу. А душа эта, как известно, вообще имеет большую склонность отдаваться размышлению о тайнах бытия и глубоко волноваться теми вопросами, которые не может не ставить перед собой человек, старающийся познать самого себя и осмыслить свою жизнь. Эта склонность в разных степенях и формах сказывается и на русской интеллигенции, и она выгодно отличает ее от средней интеллигенции в Западной Европе. Русский человек вообще менее расположен удовлетворяться теми буржуазными идеалами жизни, которые так крепко привязали к себе человека западноевропейского. Изучать русскую литературу, рисующую действительную жизнь русского народа и его интеллигенции, – это значит ввести мысль в область идеализма и высших вопросов бытия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kuznec...

Разделы портала «Азбука веры» ©В.Ю. Питанов «Я есть путь и истина и жизнь» ( Ин.14:6 ), или: много ли путей, ведущих к Богу? В современном обществе очень популярна следующая идея: каждая религия открывает лишь часть истины,  все религии в чём-то верны и все ведут к Одному и Тому же Богу, Который разным народам в разное время открывался по-разному. Попытаемся поразмышлять над этими утверждениями. В основе религий лежат откровения 1 . Православное богословие выделяет три вида откровений.  Общее Откровение, которое даётся через особых, Богом избранных людей – пророков и апостолов. Это Откровение выражено Православной Церковью в Священном Писании и Священном Предании. Индивидуальное откровение, которое дается  лично человеку с целью его назидания. Естественное откровение, т.е. те представления о Боге, человеке и бытии в целом, к которым можно прийти на основании изучения самого себя и окружающего мира. Многие исследователи религий отмечают сходство разных религий. Действительно, естественное и индивидуальное откровение доступно каждому. Мало того, Церковь не отрицает, что в религиозных доктринах других религий есть истинные утверждения. Например, ислам  утверждает величие Божье, зороастризм подчеркивает Божественную чистоту, даосизм побуждает нас относиться к тайнам природы с уважением, утверждения индуизма , что Бог рядом с каждым из нас, заслуживает полного признания этого факта. Но повторимся: вопрос не в этом. Для христианина  религиозная система христианства – это истинная система, которая может содержать лишь незначительные заблуждения 2 . А любая нехристианская религиозная система – это ошибочная система, содержащая некоторые истины. Попытаемся обосновать данную позицию. В чем уникальность христианства? В Личности Иисуса Христа. Все другие мировые религии – это, по своей сути, попытки человека своими силами взойти на небо. Кем были основатели остальных мировых религий? Людьми. Христианство – это единственная в мире религия, основанная Самим Богом. Проблема других религий заключается в том, что тайна Боговоплощения Иисуса Христа ими не осознана. Для мусульман Иисус Христос – пророк, для последователей New Age – человек, ставший Христом, для буддистов – бодхисаттва, но истинного представления об Иисусе Христе ни одна религия, кроме самого христианства, так и не познала. Во Христе человек воссоединился с Богом,  этот факт уникален и ни в одной мировой религии не повторен.  Рационального объяснения события Боговоплощения не существует, это вопрос веры. Но не затронуть эту тему в рамках рассматриваемого нами вопроса было бы нельзя. Теперь перейдем к дальнейшему сравнению христианства с другими религиями.

http://azbyka.ru/mnogo-li-putej-vedushhi...

Евгений Успенский Прибавление После обозрения нами христианских вероисповеданий, у нас естественно в заключение возникает вопрос: какое же мы должны составить общее представление о них? Для этого мы представим краткую и общую сравнительную характеристику их, из которой ясно должно открыться то, какой общий характер имеет каждое из них, и какое вероисповедание должно быть признано бесспорно истинным исповеданием. Общая сравнительная характеристика православия, латинства и протестантизма Известно, что христианская религия, как свободный и сознательный союз человека с Богом, слагается из двух сторон – божественной и человеческой. Первую сторону представляют собой богооткровенные истины, имеющие своим источником беспредельный разум Божий; вторую сторону в религии представляет собой ограниченный ум человеческий, воспринимающий эти истины. Поэтому, в то время, как божественные истины всегда будут оставаться вечно равными себе и неизменными, ограниченный ум человеческий может усвоять их так или иначе, – может понимать их правильно и неправильно. Для того, чтобы религия оставалась правильной и истинной, требуется соблюдение гармонического отношения между божественным и человеческим элементами. В таком именно виде восприняла христианское учение от своего божественного Основателя вселенская церковь с самого ее начала; то есть, она восприняла и содержала христианское учение во всей его полноте, гармоничности и стройной целостности. В таком же виде и ныне содержит его православная греко-российская церковь . В римской же церкви соблюдалось правильное и гармоническое отношение между божественным и человеческим элементами только до тех пор, пока она не отступала от вселенской церкви. Но как скоро римская церковь оторвалась от вселенского единства, как скоро в ней голос всей вселенской церкви был заменен голосом одного человека – папы, то гармоническое отношение между элементами религии в ней неизбежно должно было нарушиться: личная деятельность человека перешла законные, назначенные ей, пределы; человеческому элементу в религии было придано значение божественного.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/obl...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010