Нет, будем лучше с благоговением и страхом внимать Божественному откровению.     Неизвестный.  Ты, кажется, забываешь, что говоришь с неверующим человеком?     Духовник.  Нет, помню прекрасно. Но я помню и то, что говорю с человеком, не потерявшим способность чувствовать истину, то есть поверить ей, когда он её увидит.     Неизвестный.  Я спрошу тебя, как Пилат: что есть Истина? И думаю, что вопрос мой так же останется без ответа.     Духовник.  Вопрос Пилата был оставлен без словесного ответа потому, что перед ним была та Истина, о которой он спрашивал. И если он  не хотел её видеть -- всякий ответ, то есть доказательства её были бы излишни. И твой вопрос будет оставлен без ответа в этом же смысле. Я тебе свидетельствую об Истине. И если ты спросишь, где она, докажи мне её, -- этот твой вопрос, несомненно, останется без ответа.     Неизвестный.  Хорошо. Я согласен. Не доказывай, а показывай свою истину. В конце концов, не всё ли равно, каким путём я её узнаю.     Духовник.  То, что мы знаем о Боге, человек сам не мог бы узнать никогда. И в то же время знание это совершенно необходимо для того, чтобы человек мог жить в Боге, сознательно идти дорогой богосовершенства. Человеческое сознание могло бы прийти к мысли о бытии Божием. Но о сущности Божества он сам ничего бы не мог узнать ни из окружающей жизни, ни из смутных очертаний своего богоподобного образа. Он в этом получил бы лишь основание для более или менее близких к Истине фантастических грёз. Таковы все религии, кроме христианской, в которых естественное откровение, данное в самом существе человеческой души и в окружающей природе, смешивается с поэтической и философской фантазией. Только Сам Бог мог сказать о Себе людям: " В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть " (Ин. 1, 1-3).    Только Бог мог сказать людям: " Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне " (Ин. 15, 26).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

  разделы   рассылка  распечатать Священник Владимир Соколов Младостарчество. Соблазны и причины Тема младостарчества стала сегодня одной из центральных тем внутрицерковной жизни. Это явление болезненно переживается всею Церковью: оно было предметом обсуждения на Архиерейском Соборе, ему было посвящено специальное Определение Священного Синода, о нем неоднократно говорил в своих выступлениях Святейший Патриарх Алексий, оно привлекло внимание богословов и церковной общественности. Недавно Святейший Патриарх, выступая на телевидении, снова коснулся этой проблемы. Раз Патриарх выносит эту проблему на светскую аудиторию, то это говорит о том, что она уже вышла за границы Церкви. Это говорит о масштабности этого явления. Поэтому сегодня необходимо обстоятельно проанализировать это явление. Это даст возможность успешно бороться с ним. Проблеме младостарчества посвящена книга священника Владимира Соколова " Младостарчество и православная традиция " , которая готовится к выходу в издательстве " Паломник " . Мы предлагаем читателям " Религии и СМИ " небольшой отрывок из этой книги. Соблазн младостарчества существовал во все времена. Еще апостол Павел, наставляя Тимофея, предупреждал, что кандидат в епископы  " не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом " (1 Тим. 3,6) . Но сам же апостол в прощальной беседе с Ефесскими пресвитерами пророчески предвещает: " я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою " (Деян. 20, 29-30). Итак, соблазн лжепастырства действовал даже тогда, когда Церковь жила единым Духом и у верующих " было одно сердце и одна душа " (Деян. 4, 32). Эпоха апостольской Церкви – это время особых благодатных даров, явленных и в пастырях, и в пастве. В дальнейшем, с притоком огромного количества новообращенных и естественного понижения духовно-нравственных требований к ним, произошло уже и заметное оскудение этих первоначальных даров.

http://religare.ru/2_13505.html

  " Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все то, что Я повелел вам "  (Mф. XXVIII, 19, 20).  Вот почему на почве Нового Завета так ясно обнаруживается несостоятельность взаимно друг друга уничтожающих мессианических притязаний различных народов, все равно, русских, польских или португальских, о которых было недавно сообщено в одной из наших газет.  С точки зрения чисто человеческой вполне понятно и естественно это притязание, чтобы свое родное, домашнее или народное заняло первое место в Боге или после Бога. В основе всякого национального мессианства лежит одна и та же до сих пор не умирающая и всегда одинаково неосновательная претензия матери сынов Заведеевых, Христос говорит ученикам о смерти своей и воскресении. А она спешит прицепить к вечным обетованиям свое земное, материнское, языческое пожелание. " Скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в царстве Твоем " (Мф., XX, 21). В общем, наш национальный мессианизм выражает собою довольно близкое к этому пожелание, чтобы наша мать–Россия сидела в Царстве Божи- ем по правую руку Спасителя. Существо дела, разумеется, не меняется от того, для сынов или для матери мы домогаемся этой чести. Ответ Спасителя остается все тот же. " Князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими. Но между вами да не будет так, а кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом " (Мф. XX, 25—27). Где есть истинный Мессия, там, стало быть, нет места спорам о первенстве ни между людьми, ни между народами. Каждый народ, как и каждый человек, должен думать лишь о своих обязанностях и о своем служении, а не о своих преимуществах перед другими народами. Тем самым, вопреки Н. А. Бердяеву, оправдан не мессианизм, а миссионизм по отношению к нациям. У каждого народа свое служение, свое призвание и своя миссия в Царстве Божием. Иного решения не может быть сточки зрения религии универсальной, которая стоит на том, что в доме Отца Небесного обителей много.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=996...

  Таким образом, А. Ф. Лосев обосновывает культурно-историческую значимость античной философии и, в частности, платоновской диалектики, в рамках которой были смоделированы основные пути христианского богословия и догматического языка Церкви. Платонизм А. Ф. Лосевым назван «един­ственно самобытной формой философствования», которая не сводится ни к мифологии, ни к религии, ни к науке . Умозрительная модель диалектической мысли Платона, с точки зрения русского философа, являет пример идеальной диалек­тики в противоположность абстрактной метафизике, а также, как отмечает А. Ф. Лосев, «мистический символизм против всякого натурализма» , что сближает эту самую универсальную диалектику платонизма и с имяславской доктриной. Понятно, что А. Ф. Лосев прекрасно осознаёт языческий контекст платонизма и отдаёт себе отчёт в этом понимании. Так, например, исследователи лосевских трудов хорошо знают знаменитые пассажи в «Очерках античного символизма и мифологии», где философ придаёт анафеме в переносном и буквальном смысле платонизм как идейный источник еретических учений – от Оригена (III в.) до Иоанна Итала (XI в.). Восходящие, в том числе к платонизму, арианство, монофизитство, монофелитство, иконоборчество, варлаамитство и имяборчество есть, согласно лосевскому определению, «единое безбожное мировоззрение и опыт, ко­торому трижды анафема да будет, купно с эллинством, латинством и западным возрожденским басурманством» . Противоречие лосевской мысли хорошо заметно и отмечено многими современными авторами. Однако это противоречие, конечно, сугубо диалектическое, в котором антиномически противополагаются друг другу древнегреческое (языческое) и христианское учение о Логосе-Слове. В христианском учении Логосом называется вторая ипостась Святой Троицы – Христос – Слово Божие, через которое творится весь мир. «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – всё воинство их» (Пс. 32:6), – говорит псалмопевец, а в Евангелии от Иоанна читаем: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1:1). Апостол Павел подчёркивает действенность и энергийность Слова Божьего: «Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4:12). Господь является в мир, и Слово становится плотью. Сверхъестественное, божественное воплощается в естественном плане бытия.

http://bogoslov.ru/article/4907435

§ 42. Православное христианское учение о Божественной благодати В Православной христианской Церкви пребывает Божественная благодать. Божественною благодатью в широком смысле называется всякий незаслуженный с нашей стороны дар Божественной милости. Божественные дары бывают естественного и сверхъестественного характера. К естественным дарам принадлежат те дары, которые даются вместе с природой человека и с нею развиваются, например: здоровье, большие дарования, богатство, всякие успехи и всякие земные блага. К сверхъестественным дарам принадлежат те дары, которые не даются с природой человека и существование их и развитие не зависит от человека, как-то: дар чудотворений, видения, пророчества, особое просвещение разума, укрепление воли для борьбы со злом, возрождение души, содействие душе к достижению своего спасения и спасения других и т. д. Божественная благодать необходима каждому человеку для спасения. Это видно из Слова Божия. Иисус Христос говорит: «без Меня не можете делать ничего» ( Ин.15:5 ). «Потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению». ( Флп.2:13 ). «Я есмь путь, истина и жизнь, никто не приходит к Отцу, как только через Меня» ( Ин.14:6 ). Третий Вселенский Собор решительно опроверг учение Пелагия, отрицавшего необходимость благодати для спасения. Наконец, здравый разум убеждает нас в этом: если цель, к которой должен человек стремиться, т. е., достижение вечного блаженства, есть сверхъестественного характера, то, понятно, этой сверхъестественной цели человек не может достигнуть естественными силами и средствами и нуждается в помощи сверхъестественных сил и средств, в Божественной благодати. Только при помощи Божественной благодати человек может перейти ту бесконечную пропасть, которая существует между естественным миром и сверхъестественным. Без Божественной благодати человек неспособен начать дело своего спасения, потому что если бы он мог, пользуясь своими собственными силами, сделать начало своего спасения (что противоречит уже сказанному), то, значит, он мог бы естественными силами сделать важнейший шаг к достижению сверхъестественной цели, в таком случае, он мог бы своими силами совершать и дальнейшее свое спасение и не было бы нужды в благодати, благодать перестала бы быть благодатью, т. е., незаслуженным даром Божиим. В таком случае Святой Апостол Павел не спросил бы: «ибо кто отличает тебя? что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил» ( 1Кор.4:7 ). Тот же Апостол не мог бы сказать: «но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодати; иначе дело не есть уже дело» ( Рим.11:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pro...

Авраам «стал отцом всех верующих», – пишет апостол Павел ( Рим. 4, 11 ), напоминая, что можно по плоти происходить не из еврейского народа, но при этом быть наследником духовных обетований, некогда данных Аврааму. Для «всех верующих» Авраам – «отец»: не только для евреев, происшедших от него по плоти, но и для тех, кто пришел к библейской религии по зову духа. Если сказано, что надо более бояться тех, кто может убить душу, чем тех, кто может убить тело ( Мф. 10, 28 ), то не верно ли и обратное: почитать надо больше тех, кто стоит у истока моей духовной жизни, нежели того, кому я обязан своей телесной жизнью? И если того, кто принес мне меньший дар, надлежит чтить и почитать признательным обращением отец, то почему же нельзя это слово прилагать и к духовному рождению, к рождению в духе, которое также происходит не без участия человека (ибо «как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего» – Рим. 10, 14 )? Поэтому и пишет ап. Павел: «Я родил вас во Христе Иисусе» ( 1Кор. 4, 15 ). И прямо поясняет, что именно поэтому и стал он отцом для уверовавших: «У вас тысячи наставников [...] но не много отцов» ( 1Кор. 4, 15 ). И о вполне конкретном человеке Павел говорит: Онисим, «которого родил я в узах» ( Флм. 10 ). Естественно, что ученики апостола Павла воспринимали его именно как отца: Тимофей «как сын отцу, служил мне» ( Флп. 2, 22 ). Через людей человек приходит в сообщество верующих, в Церковь . Следовательно, увидеть Церковь – значит увидеть людей, в которых действует сила Божия. Древний монашеский афоризм говорит, что никто никогда не стал бы монахом, если бы однажды не увидел на лице другого человека сияние вечной жизни. Поэтому и говорит ап. Павел: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» ( Гал. 4, 19 ); «Подражайте мне, как я Христу» ( 1Кор. 4, 16 ). И так – через века. В своем рождении друг от друга наставники сохраняют тот образ духовного устроения, который впервые явил создатель традиции. Вот лишь одно свидетельство о встрече с «батюшкой»: «Когда, кончив молитву, батюшка благословил меня и начал говорить, всем сердцем я стал внимать ему, но не словам, а тому новому и необычному, что рождалось в душе в его присутствии, что обновляло, возрождало, делало сильным» 127 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/protesta...

б) Монашество, говорят, неестественно. Но разве все то хорошо, что естественно? Если действовать и жить только по закону поврежденной природы, то христиане пи чем не будут отличаться от язычников. По естеству человек чадо гнева Божия ( Еф. 2:3 ), и не может спастись. Для того и дана нам религия христианская сверхестественная, чтобы мы спаслись благодатными средствами; а по естеству мы так слабы, что не можем совершить ни одной добродетели по чистым побуждениям, но Сила Божия в немощи совершается ( 2Кор. 12:19 ); человек слаб, склонен к грехопадениям, но всегда может быть силен и тверд благодатью Божией. в) Монашество многие, наконец, находят излишним, ненужным. Но наши монастыри православные всегда были оплотом благочестия, действовали всегда на пользу отечества, особенно в бедственные его времена, и служили двигателями просвещения, когда оно (просвещение) не было еще распространено, как ныне. Монашество служило как бы жертвой Богу от мира и, осуществляя в высшей степей и все требования христианской религии, служит образцом христианской жизни и распространителем религиозно-нравственного света среди окружающего населения. Что было бы с миром, во зле лежащим, если бы он не видел образцов св. жизни и если бы он не получал побуждений к высшей жизни от живых образцов благочестия? Да и стоял ли бы он, если бы совершенно оскудел праведниками? Уже одна эта заслуга монашества, неизмеримо великая, дает полное право на существование монашества среди христианских обществ. Можно ли после сего порицать монашество и считать его излишним? Всегда помнить надобно, что и мирские христиане должны подвизаться в благочестии, чтобы спастись. Без труда нельзя спастись человеку. Царствие небесное усилием берется, и только усиленные искатели достигают его (Мф. 11:12) 12 . II. Для миссионерской полемики с сектантами о монашестве Тексты свящ. Писания, которыми сектанты оправдывают свое мудрование. Истинный смысл сих текстов. Тексты свящ. Писания, коими опровергается сектантское мудрование 1Тим. 4:1 . Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, 2 .Чрез лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, 3 .Запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением. Примеч . Эти слова сектаиты относят к монашествующим, как не вступающим в брак и не употребляющим мясной пищи.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Богомудрые мужи представляют небесные существа под видом огня, показывая их богоподобие. Небесные существа представляются и под образом людей, «потому что человек одарен разумом и способен устремлять умственные взоры свои горе; потому что он имеет прямой и правильный внешний вид, получил естественное право начальства и власти, и потому, что, хотя он по своим чувствам уступает прочим животным, но владычествует над всем преизбыточествующею силою своего ума, обширною способностью рассуждения и, наконец, духом, по природе свободным и непобедимым». Интересно, что в этой книге есть, наверное, единственное указание на способ общения ангелов, объясняющий возможность молитвы к святым и ангелам, даже если она не произносится вслух. Ангелы, «сущие безтелесными, друг к другу подступая и отступая, яснее всякого слова выведывая мысли друг друга, словно бы друг с другом ведут беседу, в молчании друг другу слово передавая» . В допленное время учение о темных силах было еще менее разработанным, чем учение об ангелах. В это время злые стихии, противящиеся Богу, олицетворялись змеем, драконом, чудовищем моря. От древнейшего времени до Моисея дошло представление о сатирах и демоне пустыни Азазеле. Козел, символизирующий грех народа, изгоняется в безводные места «для Азазеля» ( Лев.16:20-28 ). Образ сатаны появляется лишь в книге Иова (ок. 400 г. до н.э.). В 1й книге Еноха содержится сказание о падении ангелов, связанное автором с Быт.6:2: «Сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал». Однако эта параллель была отвергнута поздней святоотеческой экзегезой. В Библии боги язычников нередко отождествляются с бесами. «Служили истуканам их, которые были для них сетью, и приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам; проливали кровь невинную, кровь сыновей своих и дочерей своих, которых приносили в жертву идолам Ханаанским, – и осквернилась земля кровью» ( Пс.105:36-38 ). «Язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но Я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами» ( 1Кор.10:20 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/ispolnenie...

Божественный Спаситель мира говорил о том, что делает изгнанный из человека бес; каково бывает его внутреннее состояние. «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит. Тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел; и, пришедши, находит (его) незанятым, выметенным и убранным, – (т. е. свободным от добродетелей. Если найдет его таким, то) тогда идет , и берет с собой семь других духов, злейших себя; и, вошедши, живут там, и бывает для человека того, последнее хуже первого» 59 . По сошествии с горы, после своего святого Преображения 60 , Господь изгнал беса из отрока, бесновавшегося в каждое новолуние, и сказал, что «этот род бесовский изгоняется только молитвой и постом» 61 . Снова ясное подтверждение, что бесы – существа действительные. Христос изгоняет целый легион бесов из Гадаринского бесноватого, тоже действительно злых духов. Бесы просят Господа, чтобы он позволил им войти в стадо свиней. Господь позволил это им. Бесы, вышедши из человека, вошли в свиней. Все стадо бросилось с крутизны в озеро и потонуло 62 Кто же потопил свиней? Не бесноватый же, который, будучи исцелен, мирно оставался у ног Христа. Не идея? Не помысел? Не настроение? Наконец, не самая болезнь беснования: болезнь естественная, оставив больного, вошла в свиней и потопила их? Очевидно, случилось то, что и повествует святое Евангелие: свиней потопил легион бесов, изгнанных Христом. Посмотрите, что говорит этот злостный ересиарх спиритизма Аллан Кардек: «Факт изгнания злых духов в стадо свиней противоречит всякой вероятности, к тому же трудно объяснить себе существование столь многочисленного стада свиней в стране, где к этому животному питали отвращение и не употребляли его в пищу…Злой дух, все-таки, дух человека, хотя настолько несовершенного, что он и после смерти делает зло, как делал при жизни, – поэтому совершенно противно законам природы, чтобы он мог оживлять тело животного; таким образом следует видеть здесь или одно из преувеличений, обычных во времена невежественности и суеверия, или может быть аллегорию для характеристики гнусных наклонностей некоторых духов» («Бытие», Ал. Кардека, стр. 289).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/spiritiz...

В Божественном откровении мы находим прекрасное разъяснение двоякого отношения человека к вселенной. «Когда взираю я на небеса Твои, – дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, говорит псалмопевец, то что есть человек, что Ты помнишь его, и Сын человеческий, что Ты посещаешь его». ( Псал. 8:4–5 )? Человек так мал и ничтожен в сравнении со всем тем, что создано Всемогущим, что представляется не понятным, почем Бог проявляет о нем особенное попечение. Но псалмопевец не оставляет поставленного им вопроса безответным. В дальнейших стихах своего псалма он дает этот ответ. «Немного Ты умалил его пред ангелами: славою и честью увенчал его; и поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его» (6–7)... Ничтожный физически, человек, созданный по образу Божию, велик духовно, вследствие этого все то безмерное количество физической энергии (по сравнению с его физическими силами), которое заключает в себе вселенная, должно быть подчинено ему. Как совершится это, мы не знаем, но, зная непреложность Божественных обетований, мы твердо веруем этому. Ученые, отрицающие существование целей в природе, говорят, что если признать, что обитаема только земля, то тогда существование бесчисленных миров (нельзя сомневаться, что многие миры никогда не будут усмотрены даже в телескоп) окажется совершенно бесцельным. Это рассуждение дважды несостоятельно. Во 1) если вообще целей нет, то нечего удивляться и бесцельному существованию миров; во 2) существование этих миров может иметь и ближайшие и отдаленные цели. О ближайших целях нас ясно учит Писание «Егда (сотворены) были звезды, говорил Сам Бог Иову, восхвалиша Мя гласом велием вси ангели мои». ( Иов. 38:7 ) 11 . Красота новосозданной вселенной вызвала ликование среди ангелов. Значит, созерцание ее служит источником радости и для небожителей. Мы не знаем, какою она представляется им, но думаем, что она представляется иною и несравненно более прекрасною, чем какою созерцаем ее мы. Ведь, мы видим только тени вещей, но не вещи, однако и нас небо пленяет своею чарующею красотою. На юге небо прекраснее, чем у нас, вот почему у народов древности, живших на юге, астрономические представления имели такое большое значение в религии и жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010