Трасамунда, пытавшегося выйти из подчинения лангобардскому королю. Григорий III отказался выдать Лиутпранду бежавшего в Рим мятежного герцога; при этом конфликт осложнил союз, заключенный папой с пришедшим к власти в Беневенте (совр. Беневенто ) ( 738 ) противником Лиутпранда герц. Годескальком II (Готшальком). В августе 739 году Лиутпранд отправился с походом на Рим. Не желая просить помощи у императора-иконоборца, Григорий III обратился за поддержкой к франкскому майордому Карлу Мартеллу ( 740 ), положив тем самым начало развитию отношений с правителями франков. Стремясь оказать папе помощь, Карл Мартелл послал с дипломатической миссией к Лиутпранду аббатов Гримона и Сигиберта, добившихся снятия осады Рима. Однако Лиутпранд продолжал удерживать четыре крепости в Римском дукате, которые Григорию III вернуть не удалось, несмотря на посредничество епископов Тусции (совр. Тоскана ). Повторная просьба Григория III о помощи, направленная Карлу Мартеллу, осталась без конкретного ответа ( 741 ). В 741 году папа заключил союз с Трасамундом, договорившись при помощи римскому войска освободить Сполетий в обмен на военную поддержку герцога в возвращении захваченных римских крепостей. В декабре 741 году римское войско заняло Сполетий и, изгнав ставленников Лиутпранда, восстановило власть Трасамунда. Однако герцог, нарушив свои обещания, не оказал римлянам поддержки. По примеру предшественника Григорий III продолжал способствовать распространению христианства в Германии: он рукоположил во епископа Патавии (совр. Пассау) Вавилу и возвел в сан архиепископа св. Вонифатия , проповедовавшего в Тюрингии и Верхней Саксонии. В 737 году Вонифатий прибыл в Рим, где Григорий III наделил его полномочиями легата, подтвердив его первенство среди епископов Баварии и Алеманнии и даровав право учреждать в этих землях новые епископские кафедры. В 740 году Григорий III одобрил проведенную архиеп. Вонифатием реорганизацию церковно-административные структуры в Баварии, заключавшуюся в разделении страны на четыре диоцеза и поставлении для них епископов.

http://drevo-info.ru/articles/13681323.h...

Беневенто) (738) противником Лиутпранда герц. Годескальком II (Готшальком). В авг. 739 г. Лиутпранд отправился с походом на Рим. Не желая просить помощи у императора-иконоборца, Г. обратился за поддержкой к франк. майордому Карлу Мартеллу (740), положив тем самым начало развитию отношений с правителями франков. Стремясь оказать папе помощь, Карл Мартелл послал с дипломатической миссией к Лиутпранду аббатов Гримона и Сигиберта, добившихся снятия осады Рима. Однако Лиутпранд продолжал удерживать 4 крепости в Римском дукате, к-рые Г. вернуть не удалось, несмотря на посредничество епископов Тусции (совр. Тоскана). Повторная просьба Г. о помощи, направленная Карлу Мартеллу, осталась без конкретного ответа (741). В 741 г. папа заключил союз с Трасамундом, договорившись при помощи рим. войска освободить Сполетий в обмен на военную поддержку герцога в возвращении захваченных рим. крепостей. В дек. 741 г. рим. войско заняло Сполетий и, изгнав ставленников Лиутпранда, восстановило власть Трасамунда. Однако герцог, нарушив свои обещания, не оказал римлянам поддержки. По примеру предшественника Г. продолжал способствовать распространению христианства в Германии: он рукоположил во епископа Патавии (совр. Пассау) Вавилу и возвел в сан архиепископа св. Бонифация , проповедовавшего в Тюрингии и В. Саксонии. В 737 г. Бонифаций прибыл в Рим, где Г. наделил его полномочиями легата, подтвердив его первенство среди епископов Баварии и Алеманнии и даровав право учреждать в этих землях новые епископские кафедры. В 740 г. Г. одобрил проведенную архиеп. Бонифацием реорганизацию церковно-адм. структуры в Баварии, заключавшуюся в разделении страны на 4 диоцеза и поставлении для них епископов. В помощь Бонифацию папа послал в Германию св. Виллибальда (Vita prima S. Willibadi. 36). По основному тексту Liber Pontificalis, Г. скончался 28 нояб. 741 г., что противоречит указанию заглавия его жизнеописания, согласно к-рому папа занимал кафедру 10 лет 8 месяцев и 22 дня, т. е. до 10 дек. 741 г. По мнению Л.

http://pravenc.ru/text/166747.html

измене, имущество осужденных было конфисковано в пользу казны. Религ. вопрос в подвластных австр. Г. странах приобретал политическую окраску. Г. использовали Контрреформацию для усиления своей власти, оттесняя сословия с их традиц. институтами. В 1604 г. в Венгрии началось открытое выступление сословий против Рудольфа II, возглавленное И. Бочкаи и поддержанное главным соперником Рудольфа эрцгерц. Матиасом. Венский мир (1606) предоставил венг. протестантам религ. свободы, распространяя их не только на дворян, но и на горожан и солдат пограничных крепостей, гарантировал неприкосновенность имущества протестант. общин, отказ от дискриминации протестантов при назначении на гос. должности и т. д. Но преобладающая позиция католич. Церкви в Венгрии была сохранена. В 1608 г. сословиями Венгрии, Моравии, Н. и В. Австрии была создана конфедерация, поддержанная эрцгерц. Матиасом, в пользу к-рого Рудольф II был вынужден отказаться от этих владений. В 1609 г. Матиас подписал «Капитуляцию» (Capitulations-Resolution), по к-рой свобода вероисповедания предоставлялась господам, рыцарям, городам и местечкам Н. и В. Австрии. Под влиянием успехов конфедерации чеш. и силезские сословия, сохранявшие верность Рудольфу II, но не получившие от него никаких уступок в религ. и политических вопросах, в 1609 г. заключили союз и стали угрожать королю восстанием и переходом на сторону Матиаса. Рудольф II был вынужден удовлетворить требования сословий, что было зафиксировано в «Грамоте величества» (Majestätsbrief) от 9 июля 1609 г. 3 сословиям Чехии (господам, рыцарям и горожанам) гарантировалось соблюдение «Чешской конфессии, которую некоторые называют Аугсбургской», утвержденной Максимилианом II в 1575 г. Особым документом («Примирением») оговаривалась свобода вероисповедания «чешских братьев». Однако Рудольф II не смирился с поражением и решил подавить сословные выступления в Чехии и Силезии силой оружия, получив помощь от двоюродного брата еп. Пассау и Страсбурга Леопольда. После поражения Рудольфа II чеш.

http://pravenc.ru/text/161215.html

Останки Гитлера и Браун были захоронены на территории одной из баз Народного комиссариата внутренних дел в Магдебурге в феврале 1946 года. В 1970 году, когда эта база должна была перейти под контроль ГДР, председатель КГБ Юрий Андропов предложил эксгумировать останки фюрера и его жены, кремировать до пепла и выбросить в Эльбу. Это предложение было утверждено Политбюро ЦК КПСС и приведено в исполнение. Другой миф — гораздо более ядовитый — о Гитлере как о христианине, который-де и с атеизмом и большевизмом боролся, и церкви в России открывал. А как было на самом деле? Да, действительно, восходя к власти, Гитлер использовал христианскую риторику. Вот лишь один из ее образцов — речь в Пассау в 1928 году: «Мы не потерпим никого в наших рядах, кто нападает на идеи христианства... Фактически наше движение — христианское». А что ему еще оставалось делать? Ведь в начале тридцатых годов ХХ в. 95% жителей Германии считали себя христианами — католиками или протестантами. Лишь 1,5 % осмеливались называть себя атеистами. Пропаганда атеизма была обречена на провал. Поэтому Гитлер и использовал христианскую символику и риторику для прихода к власти — в рамках политики прагматического оппортунизма. Правда, некоторые из его консультантов по церковным вопросам погибли ещё в Ночь длинных ножей в 1934 году.      Да, Гитлер высоко почитал Иисуса, но за Кого он Его принимал? За Богочеловека, Сына Божия и Сына Человеческого, Сына Давидова, Сына Авраамова, умершего за грехи всего человечества? Нет! Гитлер считал Его ... арийским воином, сражавшимся против еврейства. Гитлеру были близки взгляды т.н. «немецких христиан», которые утверждали следующее: Иисус был одним из арийских героев, положивших свою жизнь не за все человечество, а лишь за избранный народ арийцев. Прочие же народы достойны лишь брести по истории, звеня цепями... Чтобы не быть голословным, приведу высказывание пастора Лангманна, одного из инициаторов движения «немецких христиан», которое он произнес на похоронах Вильгельма Густлова, где появился не в пастырском облачении, а в форме штурмовиков. В последнем напутствии он заявил, что место покойного в... Вальхалле, в доме Зигфрида и Бальдра — героев, «пожертвовавших своей кровью ради жизни немецкого народа... Пусть этот Бог пошлет народы земли брести, бряцая цепями, сквозь историю... Да благословит Бог нашу борьбу».

http://pravoslavie.ru/79018.html

Иконография П. и. восходит к образу Богоматери, написанному Лукасом Кранахом в 1537 (1514?) г. для ц. Св. Креста в Дрездене. В 1611 г. он был перенесен в галерею саксонских курфюрстов, вскоре увезен в Пассау епископом, буд. австр. эрцгерц. Леопольдом V, и помещен в епископской капелле. В 1625 г. Леопольд перенес образ в кафедральный собор в Инсбруке, где он находится в наст. время, в Пассау осталась его почитаемая копия. Образ особенно прославился после победы войска Священной лиги над турками при 2-й осаде Вены, в 1683 г., впосл. многократно репродуцировался в гравюрах. Списки с него были широко распространены в Юж. Германии, Австрии, Сев. Италии, Швейцарии, Словении, Чехии, Венгрии. В 1683 г. в Варшаве было установлено ростовое скульптурное изображение Богоматери из Пассау, выполненное работавшим в Польше итал. скульптором С. Дж. Белотти (Й. С. Беллотти). Чтимые иконы, восходящие к образу из Пассау, но имеющие зеркальный извод и дополнительные детали (рубашка на Младенце, короны, ангелы в верхних углах), находятся в католич. и униат. храмах на Зап. Украине (Самбор, нач. XVIII в.; Кременец, 1709). Образ из Пассау иконографически восходит к образу Богоматери (ок. 1340) из ц. Нотр-Дам-де-Грас в Камбре (деп. Нор, Франция), который в свою очередь повторяет неаполитанский образ Богоматери Кармельской XIII в. из кармелитской ц. Санта-Мария-дель-Кармине-Маджоре в Неаполе, известный также как Мадонна-делла-Бруна. По легенде, его принесли в Италию монахи ордена кармелитов, основанного при горе Кармель в Палестине, спасая от нашествия сарацин. Кранах побывал в Камбре в 1509 г. и скопировал чтимый образ на стене местной церкви ( Steiner P. B. Mariahilf//Impulse für eine religiöse Alltagsgeschichte des Donau-Alpen-Adria-Raumes. W.; Köln; Weimer, 2005. S. 115). В дальнейшем он использовал его иконографию в образе из Пассау, к-рый отличается от камбрийского зеркальным изводом, а также прозрачной вуалью на голове Пресв. Богородицы вместо мафория и тем, что опущенная ножка Младенца не висит в воздухе, а стоит на колене Богоматери.

http://pravenc.ru/text/2579130.html

Мученики архиеп. Квирин и еп. Максимилиан. Гравюра «Святые покровители Австрии». 1625 г. Худож. А. Дюрер Мученики архиеп. Квирин и еп. Максимилиан. Гравюра «Святые покровители Австрии». 1625 г. Худож. А. Дюрер С деятельностью еп. Пилигрима связывают появление подложных документов, гл. обр. папских посланий, целью к-рых было обосновать привилегии епископской кафедры Пассау, якобы учрежденной в эпоху Римской империи и первоначально располагавшейся в Лавриаке (ныне Лорх, в черте г. Энс, Австрия). С помощью фальсифицированных документов еп. Пилигрим стремился не только ликвидировать зависимость еп-ства Пассау от архиепископской кафедры Зальцбурга, но и получить права митрополита на моравских и венг. землях. В более поздних источниках М. представлен как «архиепископ» Лавриака; в перечне епископов Пассау, составленном деканом соборного капитула Альбертом Бехаймом († 1260), указано, что святой проповедовал в Целее (ныне Целе, Словения) и принял мученическую смерть при имп. Нумериане (282-284) (см.: Erkens. 2011. S. 51-52; cp.: MGH. SS. T. 25. P. 620). Еп. Бернхард фон Прамбах (1285-1313) принял меры для укрепления почитания святых Валентина и М. как покровителей еп-ства Пассау. В 1289 г. мощи святых поместили в скульптурную готическую гробницу, установленную в центральной части собора, перед хором (ActaSS. Oct. T. 6. P. 43-44; Boshof. 2011. S. 76). Тогда же неизвестный клирик из Пассау составил Житие М., содержание которого почти целиком вымышлено (изд.: Scriptores rerum Austriacarum veteres ac genuini/Ed. H. Pez. Lipsiae, 1721. T. 1. P. 19-34; ActaSS. Oct. T. 6. P. 52-58 (без окончания)). В прологе описывается былое величие Лавриакской Церкви, которая именуется «митрополией и архиепископией», а также родины М.- Целеи, якобы многолюдного и процветающего города, к-рый, «подобно второй Трое», был уничтожен варварами. Святой род. в знатной и богатой семье, был воспитан благочестивым пресв. Оранием; в 13 лет он лишился отца, в 19 лет - матери. Раздав имущество бедным, М. жил как аскет.

http://pravenc.ru/text/2561666.html

Известно, что в ветхозаветной церкви верующие созывались на богослужения не колокольным звоном, а звуками особых труб. К IV веку стали использовать била или кандии (деревянные доски), а потом и клепала - согнутые в полукруг железные или медные полосы металла. По одной из версий, само название " колокол " произошло от немецкого " Glocke " . Первые колокола в Германии клепали из листового железа. Использовались и так называемые кимвалы - бронзовые кольца, подвешенные за петлю. Такие кимвалы сегодня можно увидеть в Свято-Пантелеймоновом монастыре на Святой горе Афон. В баварском местечке Хагенсбах сохранился с 1144 года самый старый колокол на территории Германии. Первоначально немецким колоколам давали мужские имена, а позже - только женские. Специалисты колокольного звона различают три формы колоколов: западноевропейскую, русскую и китайскую. Литью колоколов обычно предшествуют молитвы об удачном исходе дела. Об этом автоору рассказали в Пассау мастера колокололитейного искусства всемирно известной фирмы «Rudolf Penner GmbH & Co. Glockengisserei». - Изготовление колоколов передается в нашей семье из поколения в поколение, - поведал нынешний хозяин фирмы, господин Пернер. - Начало литью колоколов положили мои предки еще четыре столетия назад. Сначала они отливали колокола в Южном Тироле, потом в Чехии. После Второй мировой войны мои родители обосновались в Пассау и открыли здесь фирму. Если рассказывать о самом процессе литья колокола, то его, по-моему, очень точно описал в своих стихах Фридрих Шиллер: Утвердивши форму в глине Обожженную огнем, Выльем колокол мы ныне. Ну! Живей, друзья, начнем! Медь дружнее плавь, олова прибавь, Чтобы с силой надлежащей Медь лилась струей кипящей... Для литья колоколов, как известно, берут 80 % частей меди и 20 % частей олова. Металл плавят при температуре 1084 градуса. Чем чище олово и медь, тем чище звук. Серебро добавляют редко. В Пассау можно видеть разрез глиняной печи, куда опускается форма для отливки колокола. Рассказывают, что когда-то в Нюрнберге и в Галле придерживались такого старинного рецепта: на глиняное ядро наносили сало в специальной покрышке, потом все это покрывали глиной. Огонь сжигал сало и высушивал ядро с покрытием.

http://ruskline.ru/opp/2024/01/27/v_mosk...

Ударной частью любого колокола является его " язык " , так называемые говорящие уста колокола. В отличие от России, где звонари железным языком ударяют в неподвижный колокол, в Германии наоборот - сначала раскачивают колокол, и он сам ударяется о железный язык, снабженный специальными деревянными подушками. К примеру, для раскачки старинного колокола в Эрфурте требуются 16 человек, а кельнского колокола " Кайзер Глоке " - 24 человека. В Россию первые колокола, по мнению знатоков, привозили из стран Западной Европы. Только в XVII веке в городах Новгород, Ростов Великий, Москва и Ярославль сложилась отечественная школа литья колоколов, хотя еще в XV веке среди колокололитейщиков появляются русские фамилии. В России часто прибегали к помощи немецких мастеров колоколитейного искусства. Например, в новгородском Клопском монастыре когда-то звонил 50-ти пудовый колокол, отлитый в 1647 году в немецком Любеке. Примечательно, что уже в наше время Москва обратилась с просьбой к немецкому городу Пассау изготовить колокола для Андреевского монастыря. - Мы изготовили 10 колоколов для Андреевского монастыря в Москве. Самый тяжелый из них весит 3000 килограммов, а " легкий " - 100. Это была очень ответственная для нас работа, и мы с ней, кажется, справились достойно. Это мнение русских монахов, и мы им очень дорожим, - рассказал автору господин Пернер. Отливке колоколов предшествовал год кропотливого труда российских и немецких знатоков колокольного дела. На литье колоколов пожертвовали деньги мюнхенская книготорговая фирма " Кубон и Загнер " , частные лица из Великобритании, Швейцарии, Югославии и России. Фактически баварские колокола подарили российской столице христиане Западной Европы. 13 декабря 1996 года, в день памяти апостола Андрея Первозванного, по благословению ныне покойного Патриарха Алексия II в Пассау состоялась плавка 10-ти колоколов общим весом 6 тонн, предназначенных для звонницы Андреевского монастыря. Посольство Германии в Москве содействовало доставке в русский монастырь этого уникального дара Баварии.

http://ruskline.ru/opp/2024/01/27/v_mosk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОТХАРД [нем. Gothard, Gotthard, Godehard] (960/1, Райхерсдорф, Бавария — 5.05.1038, Хильдесхайм, Н. Саксония), свт. (пам. зап. 4 мая), еп. Хильдесхайма (с 1022). Отец Г. Ратмунд был управляющим имениями мон-ря св. Маврикия в Нидеральтайхе (Бавария), принадлежащего в то время регулярным каноникам. Там Г. обучался под рук. пресвитеров Румольда и Удальгиса. В 19 лет был рукоположен во суб-диакона Зальцбургским архиеп. Фридрихом, к-рому Нидеральтайх был передан герц. Баварии Генрихом II в качестве частного владения. Продолжил обучение в Зальцбурге, затем в школе при кафедральном соборе в Пассау. Ок. 982 г. еп. Пассау Пильгримом Г. был рукоположен во диакона и в 985 г. избран препозитом (пробстом). Усилиями Г. и при поддержке Регенсбургского еп. св. Вольфганга , еп. Пильгрима, имп. Оттона III и герц. Баварии Генриха II в мон-ре Нидеральтайх вновь был введен Устав прп. Венедикта Нурсийского в соответствии с традициями аббатства св. Эммерама в Регенсбурге. 21 дек. 991 г. Г. принял монашеский постриг и затем был рукоположен во пресвитера еп. св. Вольфгангом. Став приором Нидеральтайха, Г. активно помогал аббату Эрканберту в деле реформирования монашества в духе аббатства Горце . В 995 г. герц. Баварии Генрих IV (впосл. имп. Генрих II ) отстранил аббата Эрканберта и назначил вместо него Г. Считая отстранение своего предшественника незаконным, Г. отказался от назначения и хотел удалиться в мон-рь св. Эммерама в Регенсбурге, но по требованию братии все же принял сан аббата, что было утверждено еп. Пассау Христианом (22 дек. 996). После смерти аббата Тегернзе Госперта (1001) Генрих IV Баварский передал управление этим аббатством Г., что не было поддержано местной братией и заставило Г. возвратиться в Нидеральтайх. В 1005 г. тот же Генрих, уже как герм. король, поручил Г. реформирование аббатства Херсфельд. Большая часть братии отказалась принять нововведения и покинула мон-рь, и Г. пригласил туда монахов из Нидеральтайха. Он занимался активным церковным строительством на территории аббатств Нидеральтайх и Херсфельд и принадлежащих им земель. Впосл. ученики Г. Арнольд и Бурхард стали аббатами в Херсфельде и в Тегернзе. Госперта (1001) Генрих IV Баварский передал управление этим аббатством Г., что не было поддержано местной братией и заставило Г. возвратиться в Нидеральтайх. В 1005 г. тот же Генрих, уже как герм. король, поручил Г. реформирование аббатства Херсфельд. Большая часть братии отказалась принять нововведения и покинула мон-рь, и Г. пригласил туда монахов из Нидеральтайха. Он занимался активным церковным строительством на территории аббатств Нидеральтайх и Херсфельд и принадлежащих им земель. Впосл. ученики Г. Арнольд и Бурхард стали аббатами в Херсфельде и в Тегернзе.

http://pravenc.ru/text/Готхарда.html

Владимир (Тихоницкий) в Св.-Александро-Невском соборе в Париже, состоял в юрисдикции Русского Экзархата КП, протодиакон Св.-Александро-Невского собора в Париже (25.11.1956), вышел за штат но болезни (1965), поселился в русском старческом доме в Каннах. Архив: Послужный список о. В. Дехтярева (19561967). АЕУА. Дзергач Вячеслав см. Вениамин, игумен. Дикий Симеон Петрович (в монашестве Михаил) (около 1900 – сконч. после 1967, США). Эмигрировал в Чехословакию, окончил Политехнический институт в Праге, вступил в братию обители при. Иова в Ладомирово (1928), где бьш пострижен в монашество и принял священнический сан, член Св.-Владимирского братства, переехал во Францию и принят в клир Экзархата митр. Евлогия (1еоргиевского) (21.12.1934), учился в Парижском Св.-Сергиевском богословском институте (19341935), настоятель Св.-Николаевского храма в Братиславе (6.4.19351945), шумен (22.4.1939), перешел в юрисдикцию РЗЦ (1940), архимандрит (10.10.1940), в конце войны переехал в Западную Германию, где обслуживал разные церкви при беженских лагерях в Регенсбурге и затем в Пассау (19451947), из Германии письменно вошел в контакт с митр. Евлогием (12.10.1945), который назначил его настоятелем общин в Регенсбурге и Пассау (5.11.1945), но в конце концов остался в юрисдикции РЗЦ, затем уехал в Аргентину (1947), помощник настоятеля Троицкого храма в Буэнос-Айресе (1947), настоятель каф. Воскресенской церкви в Буэнос-Айресе и председатель епархиального совета Аргентинской епархии РЗЦ (10.11.194719.6.1950), местным архиереем обвинен в ереси имябожничества и запрещен в священнослужении Архиерейским Синодом РЗЦ (18.7.1950), перешел в юрисдикцию Северо-Американской Русской Митрополии (2.8.1950) и оправдан от обвинений (1950), избран епископом Буэнос-Айресским, на правах викарного епископа (11.12.196024.9.1965), архиерейскую хиротонию возглавил митр. Леонтий (Туркевич) в Нью-Йорке, правящий епископ Аргентинской епархии (24.9.1965), переход в самостийную юрисдикцию (1966), за нарушение церковных канонов и непослушание лишен сана архиерейским собором Северо-Американской Митрополии (30.3.1967), больше сведений о нем не имеется.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010