и кто-нибудь чистый пусть соберёт пепел телицы и положит вне стана на чистом месте, и будет он сохраняться для общества сынов Израилевых, для воды очистительной: это жертва за грех «Бог узаконил приносить рыжую юницу за грех всего народа, – продолжает тот же Учитель Церкви, – прообразует же она спасительное страдание, вземшее грех целого мира» (ibid.). Св. Иоанн Златоуст лишь вкратце замечает: «Некоторые думают, что эта юница была образом страданий Господа нашего Иисуса Христа» (тв. т. 1, стр. 457). А «под „пеплом юнчим” будем разуметь не иное что, – говорит св. Кирилл Александрийский , – как очищение, совершаемое через Христа» (тв. ч. 5, стр. 175). Гл. 19, 12 сéй да очистится [сéю водóю] в дéнь трéтий и в дéнь седмый, и чист бýдет: áще же не очистится éю в дéнь трéтий и в дéнь седмый, нечист бýдет он должен очистить себя сею [водою] в третий день и в седьмой день, и будет чист; если же он не очистит себя в третий и седьмой день, то не будет чист По мнению св. Епифания Кипрского , здесь загадочно сказал закон «о тех, которые наложат руки на Христа и предадут Его кресту, как об имевших нужду в очищении» 98 . A «третий день, в который назначалось очищение водою прикоснувшемуся к мертвецу, – по мнению св. Кирилла Александрийского , – означает время воскресения Единородного» (тв. ч. 5, стр. 279). Гл. 19, 14 И сéй закóн: человек áще ýмрет в домý, всяк входяй в дóм, и елика сýть в домý, нечиста бýдут сéдмь дний Вот закон: если человек умрёт в шатре, то всякий, кто придёт в шатёр, и всё, что в шатре, нечисто будет семь дней Гл. 19, 15 И всяк сосýд непокровéн, и елики обвязáнием не обвязаны, нечисти сýть всякий открытый сосуд, который не обвязан и не покрыт, нечист «Домом осквернённым от мертвеца, посудой, в нём находящейся, и сосудом неприкрытым в этом случай Законодатель, кажется, указует нам, – говорит тот же св. Отец, – на убившее Господа сонмище иудеев, которое совокупно разумеется под всем, что в доме. А по отдельности – под каждым из сосудов, потому что человек есть как бы сосуд на земле» (ibid.).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

монах Павел Эвергетинос О том, что нужно непрестанно молиться, в чем состоит непрерывная молитва и как творить ее А. Из Отечника Сказал старец: «Если монах молится, только когда стоит на молитве, то он вообще не молится». Рассказывали братья: – Мы пришли к старцам и по обычаю после молитвы расцеловались с ними и сели. Поговорив с ними, мы собрались было уже уходить и попросили помолиться о нас на прощание. Кто-то из старцев с удивлением спросил: – А разве мы за вас не помолились? – Нет, – сказали мы, – авва, когда мы вошли, то помолились, а до сих пор мы только разговаривали. – Простите, братья, – сказал старец, – во время разговора с вами один из нас прочел сто пятьдесят молитв. После такого объяснения старцы (снова) помолились и проводили нас. Сказал старец: «Человек нуждается в том, чтобы бояться суда Божия, ненавидеть грех, любить добродетель и всегда молиться Богу». Сказал авва Исидор: «Когда я был молод и жил у себя в келье, я не ставил себе меры молитвенного правила. Весь день и вся ночь были у меня богослужением». Об авве Арсении говорили, что в субботу вечером он становился на молитву, так что закатное солнце оказывалось у него за спиной, и простирал руки к небу в молитве, и так стоял до тех пор, пока солнце на восходе не освещало его лицо, и только тогда он возвращался к себе в келью. Авва одного палестинского монастыря сказал блаженному Епифанию, епископу Кипрскому: – По твоим молитвам, владыко, мы не пренебрегаем нашим правилом, но усердно совершаем третий, шестой и девятый часы. Епископ обличил его, заметив: – Я вижу, что прочими часами дня вы пренебрегаете и не творите молитвы. Истинный же монах должен непрестанно молиться и петь псалмы в своем сердце. Он сказал, что пророк Давид молился, не считаясь со временем 9 : в полночь вставал 10 и до утра стоял перед Богом. Утром молился и с полудня до вечера 11 . Поэтому он воскликнул: Семикратно в день прославляю Тебя 12 . Авва Исаия , пресвитер Пелусиот, когда во время трапезы любви братья в церкви ели и разговаривали друг с другом, остановил их, сказав:

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blagol...

Некоторые из них сильно побили меня, причем продолжалось все это десять дней. С тех пор я больше не видел бесовского лица, и только через злых людей они причиняли мне зло. Сколько и какое зло со мной происходило от бесчинных симониан в Финикии, от нечистых гностиков в Египте, от беззаконных валентиниан и прочих еретиков на Кипре… Внимайте, чада, и слушайте слово грешного Епифания. Не желайте себе никогда много денег, даже если вам их будут давать. Избегайте ненависти к любому человеку и будете возлюблены Богом. Не злословьте брата, и не будет обладать вами диавольская страсть. Отвращайтесь от ересей, как от ядовитых и смертоносных змей. О них я написал в книгах, имеющих надписание «Панария», которые и передал вам. Берегите себя от наслаждений мира сего, которые возбуждают тело и помысел. Знайте, что это искушение от сатаны, потому что очень часто, когда плоть покойна, помысел рисует невнимательным постыдные картины. Когда же ум наш бдит и всегда помнит о Боге, тогда мы можем легко победить врага. Сказав это и многое другое, епископ Епифаний созвал всех находившихся на корабле людей. – Братия, нужно от всей души просить Бога сохранить нас, чтобы никто из нас не погиб, потому что будет сильный шторм. Но радуйтесь, ибо никакая печаль не приблизится к вам, – наставлял он всех стоявших здесь. – Чадо Поливие, если мы прибудем в Констанцию, побудь там семь дней, а затем ступай в Египет, в верхнюю Фиваиду, пасти овец Христовых. Будь осторожен, не поступи иначе, потому что если ты не послушаешь меня и не пойдешь, тогда погубишь и то, что построил, и будешь бесполезен для всех. Если же исполнишь мои слова и заповедь Господа нашего Иисуса Христа, которую Он велел мне тебе передать, будешь благословен перед Ним во все дни жизни своей, – обратился он ко мне и обнял меня. – А ты, чадо, оставайся в Констанции до тех пор, пока не будет тебе указа идти в страну киттийцев, – посоветовал чудотворец Исааку. – Не бойтесь, дети, что будет сильное волнение на море, но попросите Бога, и Он вам поможет, – ободрил он матросов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Некоторый брат был в скорби на другого брата, который, узнав об этом, пришел для примирения к первому брату. Первый не отворил ему дверей. Второй пошел к некоторому старцу и пересказал ему о случившемся. Старец отвечал: посмотри – нет ли в этом причины в сердце твоем? не признаешь ли себя правым в сердце твоем? не имеешь ли намерения обвинить брата своего, а себя оправдать? По этой причине Бог не коснулся сердца его, и он не отворил тебе дверей, но то, что скажу тебе, верно: хотя бы он был виноват пред тобою, положи в сердце твоем, что ты виноват пред ним, и оправдай брата своего; тогда Бог вложит в сердце его желание примириться с тобою. При этом старец поведал брату следующее событие: были два благочестивые мирянина; согласившись между собою, они приняли монашество. Поревновав исполнить евангельское слово, но не по разуму его, они оскопили себя как бы ради царства Небесного. Архиепископ, узнав об этом, отлучил их от Церкви. Они, думая, что сделали хорошо, пришли в негодование против него, сказали: мы ради Небесного Царства оскопили себя, а он отлучил нас! пойдем в Иерусалим! будем просить суда у архиепископа Иерусалимского. Они отправились, представили дело на рассмотрение архиепископу Иерусалимскому. Он отвечал им: и я отлучаю вас. Огорченные, они пошли с жалобою к архиепископу Антиохийскому, но и этот также отлучил их. Тогда сказали они друг другу: пойдем в Рим к папе, он защитит нас от всех этих. Они прибыли к архиепископу Рима и объяснили ему свой поступок, говоря: мы пришли к тебе, потому что ты – старший всех. Он сказал: и я отлучаю вас: вы впали в заблуждение. Отлученные всеми, они пришли в уныние и сказали друг другу: эти епископы стоят один за другого и согласны между собою, как имеющие нужду в таких отношениях по съездам их на соборы. Но пойдем к человеку Божию, святому Епифанию, епископу Кипрскому: он пророк и не приемлет лица человеческого. Когда они приближались к городу, в котором епископствовал Епифаний, открыто было ему о них: и он выслал к ним навстречу сказать: не входите в этот город. Тогда они возвратились и сказали: поистине виноваты мы; зачем же оправдываем себя? положим, что те отлучили нас несправедливо; неужели поступил так и этот пророк? ведь Бог открыл ему о нас. И очень упрекали себя они за сделанное ими. Сердцеведец, увидя, что они искренне обвинили себя, открыл об этом епископу Епифанию. Он опять послал к ним, велел привести их к себе, утешил, принял в общение. Написал он и к их архиепископу Александрийскому: прими сынов твоих, потому что они принесли истинное покаяние. – Старец, рассказывавший это событие, присовокупил: в том заключается здравие человека и того хочет от него Бог, чтоб человек возлагал вину на себя и повергался в покорности пред Богом. Брат, услышав это, поступил по слову старца, пошел к брату, постучался в дверь. Тот, только что понял пришествие его, отворил тотчас дверь и, прежде нежели пришедший попросил прощения, обнял его от души, и водворился между ними величайший мир.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

– Но если бы в действительности во всей поднебесной один только твой сын был кривой, а все другие люди на земле видели обоими глазами, тогда что ты делал бы для его исцеления? – продолжал спрашивать Евдемона Епифаний. – Ничего другого, – сказал в ответ философ, – кроме того, что говорил бы с самим собой: нет во всем мире более несчастного человека, чем мой сын. – Не принимай в шутку сказанного мной, – сказал святой, – но дай мне для исцеления своего сына и увидишь славу Божию, – возразил святой. Взявши затем отрока, он трижды сотворил крестное знамение над глазом, и исцелил его. При виде такого чуда философ вместе с своим сыном уверовали во Христа. По достаточном научении правой вере Евдемон вместе со всем своим домом принял крещение от местного епископа. Та же слава о святом Епифании, которая приводила к нему множество народа, породила в епископах Египта желание силою сделать преподобного святителем какого-либо местного города. Но святой духовно прозрел в намерение епископов и сказал своему ученику: – Возвратимся, чадо, в наше отечество. И пошли оба в Финикию. На пути они зашли в монастырь великого Илариона, но старца в нем не застали: многочисленные посетители этого монастыря побудили его удалиться в одно пустынное место, находившееся в пределах Кипрского города Пафа21). Братия, рыдавшие по оставившем их отце, увидевши у себя святого Епифания, утешились в печали: сорок дней утешал он их. Затем, отправился в свой монастырь Спанидрион, где все радовались его возвращению. В тот год был голод в Финикии по причине засухи. Узнавши о возвращении великого чудотворца, множество народа пришло к нему в монастырь, усердно моля его испросить у Бога дождя, да даст земля плод свой. – Что вы меня утруждаете, – сказал им преподобный, – я человек – грешный. Но они долго и неустанно просили его. Наконец, святой, затворившись в своей келлии, стал на желанную молитву. И вдруг небо, доселе совершенно ясное, покрылось грозовыми тучами, из которых в течение трех дней лил сильный непрестанный дождь во всей Финикии. Тогда народ начал просить угодника Божие о прекращении дождя. По молитве святого он прекратился, и было в тот год великое изобилие плодов земных.

http://pravicon.com/info-2321

Но этот рассказ дает нам имя только одного из учеников — Клеопа. О том, что вторым был сам Лука, говорят в предположительном тоне некоторые толкователи (например, блаженный Феофилакт Болгарский). Но высказывалось и много других идей — что это мог быть апостол Нафанаил (версия Епифания Кипрского), Петр или Симон Зилот (версии Оригена и Кирилла Александрийского), а может быть, и какой-то вовсе неизвестный нам ученик (версия Амвросия Медиоланского). Все это, как писал известный русский библеист и профессор Санкт-Петербургской духовной академии Александр Павлович Лопухин (1852–1904), «одни предположения». Повторим еще раз: будь апостол Лука свидетелем событий земной жизни Иисуса Христа, он наверняка вставил бы об этом какое-нибудь упоминание (как он сделал это в Деяниях святых апостолов). А не ссылался бы на других очевидцев и служителей Слова . Кто такой Феофил, для которого писал свое Евангелие Лука? С этим Феофилом тоже много неясного. Лука обращается к нему и в Евангелии: рассудилось и мне… по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен  (Лк 1:3), — и в Деяниях: Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала до того дня, в который Он вознесся … (Деян 1:1,2). Из этого некоторые толкователи сделали вывод, что Феофил был неким высокопоставленным человеком, возможно, чиновником, которого Лука желал познакомить с истоками христианской веры. Святитель Иоанн Златоуст (ок. 347 — 407) считал, что Феофил был игемон, то есть римский наместник, правивший в какой-то области Римской империи. «Находясь в должности», он, по мнению Златоуста, «принял проповедь (евангельскую); как некогда проконсул Кипра последовал проповеди Павла во время своего проконсульства, так и Феофил, будучи игемоном, был обращен (ко Христу) проповедью Луки». Но в переводе с греческого (на котором, напомним, Евангелие и создавалось) имя Феофил имеет еще и конкретное значение — «боголюбец», «тот, кто любит Бога». Поэтому высказывались предположения, что Лука обращался вовсе не к конкретному Феофилу, а ко всякому боголюбцу, желавшему узнать твердое основание того учения, в котором был наставлен . Как писал британский святой Бéда Достопочтенный (672/673–735), «всякий любящий Бога может верить, что это написано о нем, и обрести здесь спасение своей души».

http://foma.ru/zagadki-evangelija-ot-luk...

п. Воздавая такое почитание св. мощам, православная Церковь следует слову Божию, которое свидетельствует, что останки святых почитались не только в первые века христианства, но и в ветхозаветной церкви. Так, кости патр. Иосифа, взятые евреями, согласно его завещанию, при выходе из Египта ( Исх. 13:19 ), впоследствии с большим почетом были погребены в Сихеме, где покоились первые еврейские патриархи (1. Нав. 24:32 ). Благочестивый царь иудейский Иосия, разрушая идольские капища и сжигая кости умерших служителей Ваала, повелел не трогать костей пророка Божия, что и было исполнено ( 4Цар. 23:17–18 ). Сам Господь не только хранит кости праведников, так что «ни одна из них не сокрушится» ( Пс. 33:21 ), не дает «святому видеть тление» ( Пс. 15:10 ; Деян. 2:27 ), но и творит через святые останки чудеса. По свидетельству 4 книги Царств, один умерший, брошенный израильтянами в гроб Елисея, как только «коснулся костей» его, то тотчас сам «ожил и встал на ноги» ( 4Цар. 13:20–21 ), а по свидетельству Епифания Кипрского , много чудес было от мощей прор. Исайи, Иеремии и Иезекииля. 598 Из Св. Писания видно, что даже через одежду праведных людей проявлялась чудодейственная сила Божия, напр., милоть прор. Илии разделила воды Иордана ( 4Цар. 2:13, 14 ), а платки и полотенца ап. Павла, полагавшиеся на недужных и одержимых 6есами, исцеляли болезни и прогоняли нечистых духов ( Деян. 19:12 ). Ввиду такого проявления силы Божией православная Церковь и чтит св. мощи, через которые эта сила особенно проявляется. Сектанты же отрицают почитание св. мощей и в оправдание свое говорят, 1) что нетление мощей невозможно. а) «Все, что от земли, замечают они, должно возвратиться в землю», так как Сам Господь сказал Адаму, а в лице его и всем людям: «прах ты и в прах возвратишься» ( Быт. 3:19 ), почему тела ветхозаветных праведников – даже таких, как Давид и Лазарь, предались ьлению ( Деян. 13:36 ; Ин. 11:39 ). – Но тление является наказанием человеку за грех, а не составляет первоначального его назначения, потому что «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего» (Прем.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Петр Христа называет камнем живым, человеками отверженным, но Богом избранным, драгоценным, ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится ( Ис. 28:16 ). Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла ( Пс. 117:22 ), камень претыкания и соблазна ( 1Пет. 2:4, 6–7 ). В своей речи перед иудейскими властями ап. Петр так же говорил о Христе: Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения ( Деян. 4:11 ). Пророчество псалма 117 о камне относил к Себе и Сам Христос ( Мф. 21:44 ; Мр. 12:10–11 ; Лк. 20:17 ), а пророчество Исайи ко Христу применяет и ап. Павел ( Рим. 9:33 ), который Христа и сам называет камнем ( 1Кор. 10:4 ), краеугольным камнем, на котором стройно слагается все здание Церкви ( Еф. 2:20–21 ), так что никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос ( 1Кор 3:11 ). Все эти места Св. Писания показывают, насколько свойственно новозаветным писателям представление о Христе как о камне; ими всецело усвоен пророческий образ и усвоен в применении ко Христу. Когда Христос только сказал в ответ на исповедание Петра о камне, употребив образ строения дома, – и у ап. Петра, и у прочих апостолов тот час встал в сознании знакомый пророческий образ. Св. отцы и учители Церкви при истолковании Мф. 16:18 под камнем иногда разумеют ап. Петра, но чаще Самого Христа или исповедание Петра. Таковы толкования св. Иоанна Златоуста 31 , преп. Исидора Пелусиота 32 , блаж. Иеронима 33 , Илария Пиктавийского 34 , св. Амвросия Медиоланского 35 , св. Григория Богослова 36 , св. Епифания Кипрского 37 , св. Кирилла Александрийского 38 , блаж. Феодорита 39 , блаж. Августина 40 , Кассиодора 41 , преп. Иоанна Дамаскина 42 , блаж. Феофилакта 43 и др. «Христос создал Церковь на богословии ( επι τη υεολογια) Петра», – говорит Нил Кавасила , архиеп. Солунский 44 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

По свидетельству преподобного Ефрема Сирина (†373–379; память 28 января) и святителя Епифании Кипрского (†403; память 12 мая), святой Малахия происходил из колена Завулонова. Он родился в селении Суфа, в земле Завулоновой. Большинство толкователей согласно говорят, что святой пророк Малахия жил по возврещении иудеев из плена Вавилонского, спустя некоторое время после святых пророков Аггея (500 до РХ.; память 16 декабря) и Захарии (520 до Р.Х.; память 8 февраля). В то время был вновь построен Иерусалимский храм (ок. 486 г.), в нем совершалось Богослужение и приносились священниками жертвы. Свое пророческое служение святой Малахия называет бременем, т. е. печальным пророчеством, потому что оно предвозвещает наказание нечестивым ( Мал. 2:1–12, 3:5–9, 4:1 ). Пророк пламенно обличает иудейский народ и священников за то, что они не имеют должного благоговения к Богу, приносят Ему «худые жертвы», не соблюдают Его заповедей, своим лицемерием и нечестием уклонились от правого пути. Пророк Малахия угрожает иудейскому народу Судом Божиим и за разные другие пороки – прелюбодеяния и чародейства, ложные клятвы, притеснение вдов и сирот, отвержение пришельцев, удерживание платы у наемником, неисполнение закона о церковной десятине: «И прииду к вам для суда, и буду скорым обличителем чародеев и прелюбодеев, и тех, которые клянутся ложно и удерживают плату у наемника, притесняют вдову и сироту, и отталкивают пришельца, и Меня не боятся, – говорит Господь Саваоф» ( Мал. 3,5 ). Видя неравное раздаяние между людьми земных благ, видя, что нечестивые благоденствуют, а благочестивые страдают, иудеи осмелились сетовать, что Бог благоволит к порочным, что тот хорош в очах Его, кто делает зло, а потому нет промышления Божьего о людях, нет правосудия Божьего на земле ( Мал. 2,17 ). Таковым святой пророк Малахия возвещает, что Божий Промысел воздает каждому должное, что есть Бог Правосудный, Который видит и знает все дела людей, и что Он скоро явится на земле. А чтобы уготовать в их сердцах и душах путь Ему Господь пошлет Своего вестника, который возвестит пришествие Мессии в мир и наступление благодатного Царства Божия на земле: «Вот Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я пришед не поразил земли проклятием» ( Мал. 4, 5–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

После такого ответа император приказывает префекту города 680 охранять ее имущество, пока она не достигнет тридцатилетнего возраста. Он же, тот час получив поручение императора, настолько ее стеснил, что она не имела возможности ни встречаться со знаменитыми епископами, ни приближаться к Церкви, чтобы, отягощенная печалью, она склонилась к выбору брака. Она же, еще больше обрадовавшись и благодаря Бога, в свою очередь ответила императору следующее: «Ты, владыка, выказал на мне, смиренной, подобающую императору и соответствующую епископу добродетель, приказав охранять мою тяжелейшую ношу, о которой я имела попечение, чтобы ею управляли. Ты сделаешь еще лучше, приказав раздать ее бедным и церквам. Я же с давнего времени молилась об избавлении от тщеславия, чтобы мне не пренебречь духовным богатством, находясь среди материального». Таким образом, возвратившись с войны против Максима 681 и услышав о силе ее подвига, император приказал, чтобы она владела своим имуществом. Диакон. Иоанн справедливо уважал ее за то, что она подвизалась таким образом. Епископ . Она воздерживается от мяса и, по большей части, от бани 682 , если же у нее была необходимость по болезни, ибо страдает обычно хозяин дома 683 , она сходит в воду в хитоне, стыдясь, как говорят, самой себя. Диакон. Говорят также, что она очень заботилась о блаженном Иоанне. Епископ. Что достойно выказало ее добродетель в отношении к нему, как не то, что она неукоснительно предоставляла ему его каждодневную пищу, что и является немалым для делателей Христовых, которые ночью и днем заботятся о делах Христовых, как говорит Павел: Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая, много потрудилась о Господе ( Рим. 16:12 ), потому что все ищут своего, а не того, что угодно Христу ( Флп. 2:21 ). Я знаю, что она еще больше служила блаженному Нектарию 684 , поскольку он полагался на нее и в церковных делах. Что же говорить об Амфилохии, Оптимии, Григории, Петре, брате Василия 685 , Епифании Кипрском , о святых, которым она даровала и земельную собственность, и деньги? Когда Оптимий умер в Константинополе, она своими руками закрыла ему глаза.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010