Димитровград. Собор Александра Невского. Александро-Невский собор, " Красная " церковь /// Объект утрачен Проект собора был дважды воспроизведён Т.С. Хилинским: Карта и ближайшие объекты После убийства в 1881 году императора Александра II в Мелекессе был объявлен сбор пожертвований на строительство храма в память мученической смерти Царя-Освободителя. В силу масштабности предприятия и ряда трудностей в разработке проекта место под постройку храма было отведено только в 1890 г., в июле состоялась закладка. Проект составил самарский епархиальный архитектор Т.С. Хилинский.  Строили храм надежно и со знанием дела. Для прочности сооружения в растворе при кладке кирпичей использовали куриные яйца, которые везли возами со всех окрестных деревень. Кресты поднимали в июне 1893 года при большом стечении народа. Отметим, что позолоченный крест главного купола имел высоту более 5 метров. Летом 1894 года строительство было закончено, храм торжественно освятили в честь святого Александра Невского. Собор получился на редкость красивым; возведен он был из красного кирпича, а потому в народе его прозвали " Красной церковью " . Ступенчатые стены под крестовым сводом были выложены с большим разнообразием архитектурных и декоративных элементов. На своде покоились основания пяти прямоугольных барабанов, увенчанных каждый восьмигранными шатрами и позолоченными куполами над ними (взгляните еще раз на фотографию, это действительно очень редкий прием). В заде для прихожан было много колонн, естественный свет проникал слабо (к тому же, в большим круглых окнах-розах были установлены темные витражи), и храм был освящен большим количеством настенных и висячих светильников.Огромная люстра с тысячами огней была подвешена на главном куполе и могла подниматься и опускаться при помощи лебедки " . В 1907 г. к собору был пристроен обширный притвор с пятидесятиметровой трехъярусной колокольней под восьмигранным шатровым завершением. Её строительство контролировал В.П. Шаманским, занявшим пост самарского епархиального архитектора после смерти Хилинского в 1905 г., но проект колокольни близко повторяет колокольню Казанской церкви в Верхнем Санчелееве, которую Хилинский построить успел (таким образом, весь мелекесский собор, пусть и построенный в два этапа, можно уверенно называть творением Хилинского). Собор Александра Невского был закрыт последним из храмов Мелекесса, в 1939 году, после чего в нем размещался комсомольский клуб, другие организации и общежития. В 1954 году было постановлено разобрать собор на строительные материалы, и к 1956 году он был полностью уничтожен. Сегодня на месте собора расположен закрытый кинотеатр " Мир " . На близлежащей площади Советов в 2007 году была достроена новая церковь Спаса Преображения, выполненная по мотивам утраченного собора.

http://sobory.ru/article/?object=25609

Запись трансляции Рождественской Патриаршей великой вечерни из Храма Христа Спасителя 7 января 2013 г. 22:17 Вечером 7 января 2013 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великую вечерню в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. Его Святейшеству сослужили:  митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий ;  митрополит Волоколамский Иларион , председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата;  архиепископ Истринский Арсений , первый викарий Святейшего Патриарха по г. Москве; викарии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси и Московской епархии; представители Поместных Православных Церквей при Патриархе Московском и всея Руси — митрополит Киринский Афанасий  ( Александрийская Православная Церковь ),  архиепископ Филиппопольский Нифон  ( Антиохийская Православная Церковь ),  епископ Моравичский Антоний  ( Сербская Православная Церковь ), архимандрит Стефан (Диспиракис) ( Иерусалимская Православная Церковь ), протоиерей Алексий Ющенко ( Православная Церковь Чешских земель и Словакии ). Предстоятелю Русской Церкви сослужили также  протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве;  протоиерей Всеволод Чаплин , председатель  Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества ; протоиерей Михаил Рязанцев , ключарь Храма Христа Спасителя;  протоиерей Николай Балашов , заместитель председателя ОВЦС МП;  игумен Филарет (Булеков) , заместитель председателя ОВЦС МП; протоиерей Александр Ганаба, секретарь Московского областного епархиального управления; настоятели ставропигиальных монастырей; духовенство г. Москвы. За богослужением молились настоятель  Богоявленского кафедрального собора  г. Москвы  протопресвитер Матфей Стаднюк , председатель  Синодального информационного отдела   В.Р. Легойда , игумении женских ставропигиальных монастырей, священнослужители Москвы, члены приходских советов столичных храмов, сотрудники синодальных учреждений Русской Православной Церкви, москвичи и гости столицы.

http://patriarchia.ru/db/text/2732165.ht...

[лат. incapacitas], такое состояние, при к-ром хиротония безусловно недопустима. Получение хиротонии, дающей возможность осуществлять нравственно-руководящую и освящающую роль Церкви, возможно при наличии определенных условий, установленных каноническим правом. Отсутствие того или иного из требуемых духовных и физических качеств (irregularitas) составляет препятствия для совершения такого акта, напр. недостаток возраста, недостаток нек-рых физических свойств, недостаток знаний, недостаток веры и др., а также отпадение от веры, ересь, оскопление себя и др. плотские грехи; виновные в них по древним церковным правилам подвергались публичному покаянию . По древнему каноническому праву, кто раз подвергся покаянию, тот навсегда лишался возможности рукоположения в церковно-иерархические степени (подробнее см. Препятствия к Священству ). Эти «неправильности», хотя и являются препятствиями к совершению хиротонии, обусловленными различными недостатками и причинами, все же не имеют безусловного характера. Это означает, что при наличии таких препятствий к Священству в порядке икономии допускается диспенсация и совершенное таинство хиротонии признается действительным. А. н. с. в отличие от них является непреодолимой и безусловной, и если рукоположение в таком случае все-таки исполнено, то оно признается недействительным. А. н. с. устанавливается в 2 случаях: 1) если лицо не является действительным членом церковного об-ва, получившим через правильно совершенное Крещение общую церковную правоспособность, т. е. некрещеные или получившие Крещение в об-вах, совершение таинства Крещения в к-рых не признается Церковью действительным (Устав РПЦ XI, 24а; ср. CIC can. 1204); 2) женщины безусловно отстраняются от принятия рукоположения на церковно-иерархические степени (1 Тим 2. 11-14). Но это не препятствует им занимать церковно-служебные должности: каноны допускают на них женщин - диаконис (Рим 16. 1; I Всел. 19; IV Всел. 15), катехизаторш, в мон-рях игумений , настоятельниц (О монастырях и монашествующих. II 13//Собор, 1918. Определения. Вып. 4. С. 33). РПЦ законодательно подтвердила право «женщинам участвовать в Приходских Собраниях и Приходских Советах и занимать должности церковных старост», сверх того предоставила им «1... а) право участия в Благочиннических и Епархиальных Собраниях и б) право занимать должности во всех епархиальных просветительных, благотворительных, миссионерских и церковно-хозяйственных учреждениях, за исключением Благочиннического и Епархиального Советов и учреждений судебных и административных, и 2. В исключительных случаях допускать женщин к исполнению должности псаломщика со всеми правами и обязанностями штатных псаломщиков, но без включения в клир» (О привлечении женщин к деятельному участию на разных поприщах церковного служения//Там же. Вып. 4. С. 47).

http://pravenc.ru/text/62496.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНАТОЛИЙ Анатолий Дмитриевич Ивановский (16 февраля 1863, село Пектубаево Яранского уезда Вятской губернии (ныне Новоторъяльского района, Республика Марий Эл) – 30 октября 1918, близ г. Уржума Вятской губернии (ныне Кировской области)), священномученик (пам. 17 октября, 6 сентября, в Соборе Вятских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), священник. Родился в семье священника Димитрия Ивановича Ивановского. В июне 1883 г. окончил Вятскую духовную семинарию по второму разряду. В сентябре 1884 г. назначен псаломщиком в церковь во имя Живоначальной Троицы села Салобеляк Яранского уезда Вятской губернии. С 14 апреля по 15 июля 1887 г. служил псаломщиком кладбищенской церкви в Яранске. В 1887-1890 гг. учился в Казанском университете, откуда был уволен по болезни согласно личному прошению. В 1890-1892 гг. проживал в Казани, Елабуге и Чистополе, где пел в церковном хоре. Затем поселился в селе Шулка Яранского уезда (ныне Оршанский район, Республика Марий Эл), в котором отец его супруги служил священником. В 1895 г. вновь поступил на епархиальную службу. С 24 февраля по май 1895 г. служил псаломщиком в Предтеченской церкви в селе Суводи Орловского уезда Вятской губернии. 11 ноября того же года назначен псаломщиком в храм расположенного близ Яранска женского в честь иконы Божией Матери «Знамение» и Марии Магдалины монастыря. 17 февраля 1901 г. рукоположен во иерея к храму в честь иконы Казанской Божией Матери в селе Салтак-Ял Уржумского уезда Вятской губернии (ныне Куженерский район, Республика Марий Эл). Одновременно преподавал Закон Божий в Шагаранурской школе грамоты (1901-1903), Аргаранурской церковно-приходской школе (1901-1914), Салтак-Яльской земской школе (с 1901), а также в Мокрушинской земской и Шагаранурской церковно-приходской школах (с 1914). Кроме того, заведывал Салтак-Яльской женской школой (1902-1906). 17 сентября 1918 г. арестован Уржумской уездной чрезвычайной следственной комиссией «как белогвардеец, который ведет агитацию против Советов даже проповедями». Виновным себя не признал. 18 октября 1918 г. приговорен к расстрелу. Приговор приведен в исполнение 30 октября.

http://pravenc.ru/text/2476071.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ Александрович Триумфов (1848 - 26.02.1919, Новоржевский у. Псковской губ.), сщмч. (пам. 13 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Псковских святых), прот. По окончании Псковской ДС рукоположен в 1870 г. во священника к ц. Покрова Богородицы в с. Бежаницы Новоржевского у. Огромный приход, насчитывавший до 30 деревень, требовал от пастыря непрестанных трудов. Помимо богослужебной деятельности В. преподавал Закон Божий в церковноприходской школе. Когда ввиду старческой немощи 2-го священника практически все приходские дела легли на плечи В., ему пришлось отказаться от преподавательской деятельности, к к-рой он привлек священника соседней дер. Хряпьево о. Симеона Мутовозова. В 1904 г. Бежаницы посетил Псковский и Порховский еп. Арсений (Стадницкий) , к-рый после экзамена учащихся церковноприходской и земской школ остался недоволен ответами по Закону Божию и сделал замечание В., являвшемуся к тому времени настоятелем храма. В 1905 г. В. вернулся к преподавательской деятельности и вскоре был назначен заведующим церковноприходской школы. Впосл. был избран членом уездного отд-ния епархиального училищного совета, состоял членом благочиннического и попечительного советов. В 1911 г. возведен в сан протоиерея. Для борьбы с чрезвычайно распространенным в регионе пьянством В. в 1894 г. по примеру св. прав. Иоанна Кронштадтского организовал в приходе первое в губернии об-во трезвости. На средства местных помещиков Философовых, ставших почетными членами об-ва, была открыта народная чайная, в к-рой каждое воскресенье священник проводил беседы с крестьянами на религиозно-нравственные темы. При об-ве существовала б-ка для крестьян, в к-рой помимо религиозно-нравственной лит-ры выдавались книги, посвященные сельскому хозяйству. Пример Бежаницкого прихода способствовал образованию в Псковской губ. сети об-в трезвости, в 1911 г. в Пскове был создан губ. комитет об-в трезвости.

http://pravenc.ru/text/150627.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРОССУ Гроссу Николай Степанович (12.09.1867, Бессарабия - после 1928?), прот., проф. КДА, историк Церкви, византинист. Род. в семье псаломщика. В 1889 г. окончил Кишинёвскую ДС, в 1893 г.- КДА со степенью кандидата богословия. Оставлен при академии профессорским стипендиатом для подготовки на должность преподавателя церковной и библейской истории в Воронежской ДС. Однако в 1895 г. по собственной просьбе был переведен преподавателем Свящ. Писания в Киевскую ДС. С 1908 г. доцент кафедры гомилетики и истории проповедничества, тогда же защитил магист. дис. «Прп. Феодор Студит: Его время, жизнь и творения» (К., 1907). Летом 1909 г. совершил поездку на Ближ. Восток «для ознакомления с постановкой церковной проповеди в Православных Восточных Церквах и для изучения некоторых памятников древнехристианского проповедничества». Результаты поездки Г. изложил в представленной Совету академии статье о положении Православия на Ближ. Востоке. В 1910 г. приказом Святейшего Синода Г. был переведен на кафедру истории Греко-Восточной Церкви с утверждением в должности экстраординарного профессора. В 1912-1913 гг. параллельно вел преподавание на вакантной кафедре истории Древней Церкви. В 1913 г. Г. был возведен в сан протоиерея. С авг. 1914 по 1917 г.- редактор издания ТКДА. 12-18 апр. 1917 г. на Киевском епархиальном съезде Г. сделал доклад о реформе приходской жизни, направленной на введение принципа самоуправления и выборного начала. В мае 1918 г. вошел в комиссию, созданную решением объединенного собрания Союза пастырей и приходских Советов Киева для выяснения понятий «церковная автономия» и «автокефалия» и их применения на Украине. Как делегат от КДА на Всеукраинском Православном Церковном Соборе защищал позицию традиционно-консервативного направления в рядах академической профессуры, выступал за автономию, а не за автокефалию Православной Церкви на Украине, за сохранение церковнослав. языка в богослужении и был избран кандидатом в Киевский епархиальный совет. Сведений о последних годах жизни Г. нет; вероятно, он еще был протоиереем в Киеве до 1928 г.

http://pravenc.ru/text/168183.html

На Поклонной горе в столице состоялся Георгиевский парад «Дети победителей» 7 мая 2014 г. 17:18 6 мая 2014 года, в день памяти святого великомученика и Победоносца Георгия, на Поклонной горе в Москве состоялся Георгиевский парад «Дети победителей». Ежегодное межрегиональное детско-молодежное патриотическое мероприятие по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла традиционно прошло в день покровителя русского воинства накануне Дня Победы. Организаторами акции выступили Синодальный отдел по делам молодежи , Братство православных следопытов, Миссионерская комиссия при Епархиальном совете г. Москвы , Правительство Москвы. Партнеры парада: В подготовке к параду также принимают участие Детское движение Москвы, МДОО «Содружество», Патриаршее подворье храм Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках, Крутицкое Патриаршее подворье . В параде участвовали православные православные следопыты, поисковики, суворовцы, скауты, юные разведчики, навигаторы, воспитанники кадетских корпусов, казачьих молодежных организаций, студенты колледжей, а также представители клубов исторической реконструкции, детско-юношеских общественных организаций, студенческих советов вузов России — всего около тысячи участников из Владивостока, Кемерово, Челябинска, Новороссийска, Ставрополя и многих других городов России. Также по приглашению российских следопытов на парад прибыли скауты «Отряда святого Саввы» из Сербии. В этом году парад был приурочен к 69-летию Победы в Великой Отечественной войне и 70-летию освобождения Крыма от немецко-фашистских войск. 6 мая также отмечается день герба Москвы. Гербовый образ великомученика и победоносца Георгия — это символ победы добра над злом. Именно на день памяти святого Георгия пришлась Пасха 1945 года, предшествовавшая Дню Победы. Праздничную Божественную литургию в Свято-Георгиевском храме на Поклонной горе возглавили первый викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси митрополит Истринский Арсений , архиепископ Луганский и Алчевский Митрофан и председатель Синодального отдела по делам молодежи епископ Выборгский и Приозерский Игнатий . Архипастырям сослужили секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве протоиерей Владимир Диваков , благочинный Михайловского церковного округа протоиерей Георгий Студенов, благочинный Георгиевского церковного округа протоиерей Серафим Недосекин, ответственный за молодежное служение в Западном викариатстве г. Москвы священник Димитрий Кузьмичев, настоятель храма Спаса Нерукотворного Образа на Сетуни протоиерей Николай Симонов, ответственный за религиозное образование и катехизацию в Георгиевском благочинии священник Александр Нарушев, духовенство Георгиевского и Михайловского благочиний г. Москвы.

http://patriarchia.ru/db/text/3643270.ht...

По какому закону действуют тюремные храмы? Комментарий Юридической службы Московской Патриархии 15 июня 2013 г. 14:14 Работа с заключенными — особое церковного служение, которое требует не только больших усилий по духовному окормлению людей, преступивших закон, но и соблюдения немалого числа формальностей, продиктованных требованиями режима того или иного пенитенциарного учреждения. В принятом Священным Синодом Положении о канонических подразделениях Русской Православной Церкви, функционирующих на территории учреждений исправительной системы, определяется статус тюремного храма. Комментирует документ Юридическая служба Московской Патриархии. Положение о канонических подразделениях Русской Православной Церкви, функционирующих на территории учреждений исправительной системы (далее — Положение о тюремных храмах) определяет требования к «тюремному храму» как религиозному объединению, которое может быть зарегистрировано в качестве юридического лица, а может функционировать и без такой регистрации, а также к порядку оформления имущественных прав религиозной организации на здания «тюремных храмов». В случае, если епархиальный архиерей принял решение о регистрации «тюремного храма» как юридического лица, необходимо иметь в виду, что такой храм следует регистрировать в качестве епархиального подворья (а не прихода). Государственная регистрация приходов, расположенных на режимной территории исправительных учреждений, с обязательным формированием состава их учредителей и Приходских собраний (Приходских советов) из числа сотрудников исправительных учреждений нецелесообразна, поскольку в этом случае приходы на территории исправительных учреждений не будут иметь авторитета среди заключенных, ведь администрация данных учреждений и заключенные не представляют собой единого коллектива, связанного доверительными отношениями. Положение допускает также функционирование «тюремного храма» без государственной регистрации в качестве юридического лица в форме приписного тюремного храма, находящегося в ведении канонического подразделения епархии Русской Православной Церкви (прихода, подворья или монастыря), расположенного, как правило, в одном городском или сельском поселении с УИС.

http://patriarchia.ru/db/text/3046075.ht...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Три греческие митрополии отлучили от Причастия местных депутатов, проголосовавших за легализацию в стране однополых браков 2 мин., 22.03.2024 В Греции сразу три митрополии Элладской Православной Церкви отлучили от церковного общения и Святого Причастия всех местных депутатов, проголосовавших за легализацию в стране однополых браков [ЛГБТ-движение признано экстремистским и запрещено на территории России –  ред. ] и усыновление такими парами детей. Первой на такой шаг 22 февраля 2024 года пошла Пирейская митрополия, сообщает сайт «Православие.ru» . В этот день в Свято-Троицком кафедральном соборе города Пирей на внеочередном собрании духовенства митрополии было принято три резолюции. В одной из них говорится о разрыве церковного общения с теми, «кто голосовал против Божественного закона, со всеми вытекающими отсюда последствиями (включая и отказ от приглашения их на любые мероприятия в наших приходах) до тех пор, пока они не раскаются на деле путем отмены Парламентом Греции этого позорнейшего закона». Резолюции подписали митрополит Пирейский Серафим, а также председатели епархиальных советов и административных комиссий. Позже митрополит Китирский и Антикитирский Серафим также объявил, что депутатам Парламента Греции, проголосовавшим за легализацию однополых браков, запрещено причащаться в храмах, находящихся в его подчинении на территории митрополии. «Недавние события поистине требуют рек покаянных слез и сокрушенных сердец… Наша эпоха действительно, без преувеличения, достойна слез и рыданий», – написал владыка Серафим. Архипастырь отметил, что до искреннего раскаяния упомянутых депутатов митрополия не будет приглашать их «на свои официальные праздничные мероприятия и будет отказывать им в Святом Причастии, если они будут присутствовать на богослужениях и просить об этом». Иерарх также выразил убеждение в том, что вопрос об отлучении парламентариев от Церкви должен быть дополнительно рассмотрен Священным Синодом Элладской Православной Церкви.

http://foma.ru/tri-grecheskie-mitropolii...

Русская Православная Церковь XX век 21 декабря 1917 — На Поместном Соборе принято определение о круге дел, подлежащих ведению органов высшего церковного управления. Практически все, что разработал по этому вопросу Предсоборный совет, члены Собора включили в свое определение. 1992 — Святейший Патриарх Алексий II возвел архиепископа Кишиневского и Молдавского Владимира в сан митрополита. 1995 — В конференц-зале гостиничного комплекса «Даниловский» под председательством Святейшего Патриарха Алексия II состоялось очередное заседание епархиального собрания Москвы. В заседании приняли участие викарные епископы Московской епархии, председатели и представители синодальных отделов Московского Патриархата, представители ставропигиальных монастырей, настоятели и председатели советов московских приходов. Отмечено: в 1995 г. Святейшим Патриархом было совершено 228 богослужений, 6 архиерейских, 39 священнических и 17 диаконских хиротоний. За истекший год предстоятель Русской Православной Церкви посетил 9 епархий, а всего с начала своего первосвятительского служения — 49, как в границах России, так и за ее пределами. Каждый такой пастырский визит включает в себя и богослужения, и посещение вновь открытых храмов и обителей, памятных исторических мест, церковных и светских учебных заведений, воинских частей, больниц, госпиталей, детских домов, приютов для престарелых, мест заключения, а также встречи с представителями властей, светских кругов, интеллигенции и молодежи. Касаясь темы восстановления храма Христа Спасителя, Святейший Патриарх подчеркнул, что деньги, пожертвованные на воссоздание храма, должны быть употреблены именно на это конкретное благое дело в соответствии с волеизъявлением жертвователей, а не на что-то другое. В настоящее время, отмечалось на заседании, каждую неделю на восстановление храма поступает до 1 млрд. руб. Святейший Патриарх выразил признательность и благодарность священникам, которые несут служение в тяжелейших условиях, не имея порой элементарных удобств.

http://pravoslavie.ru/5683.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010