Екопат Русской Православной Церкви и церковное подполье в 1920–1940-е гг. Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 35, 2003 4 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 35, 2003 Церковное подполье в жизни Русской Церкви в 1920–1940-е гг. В арсенале антицерковных мер, находившемся в распоряжении советского государства, центральное место занимали не столько прямые репрессии против духовенства и верующих, сколько инструмент гораздо менее заметный, чем ссылки и расстрелы, но не менее действенный. Речь идет о произвольном изменении границы легальности, практиковавшемся властями на всем протяжении рассматриваемого периода. Впервые эта стратегия была опробована в 1922 г. в ходе кампании по изъятию церковных ценностей как средство давления на непокорную иерар­хию. Сделав ставку на обновленцев, власть не спешила зарегистрировать органы управления Патриаршей Церкви и постоянно подчеркивала ее нелегальный статус 1 . Дело осложнялось тем, что в советской риторике определение нелегальный имело не только юридический смысл (именно так понимаем его и слово подполье мы), но и политический оттенок и использовалось как достаточное доказательство враждебности такой организации новому строю. В течение 1920-х гг. нелегальны были органы центрального и епархиального церковного управления, без которых невозможно каноническое функционирование Православной Церкви, поскольку они оставались без должной регистрации. Постепенно их регистрация стала восприниматься церковными деятелями как желанная цель, а в руках государства она превратилась в приманку, в средство давления на иерархию и практически на все сферы церковной жизни. Регистрация центрального (Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и действующего при нем Синода) и епархиального (епархиальных архиереев и епархиальных советов) церковных управлений была достигнута в 1927 г. ценой тяжелых компромиссов и последовавших расколов 2 . Но здесь Церковь оказалась в подготовленной для нее ловушке. В апреле 1929 г. Постановление ВЦИК и СНК “О религиозных объединениях” поставило жесткие пределы легальному существованию Церкви. За пределами легальности окончательно остались: монашество, церковная благотворительность, образование, хозяйственная деятельность и масса незарегистрированных или снимаемых с регистрации общин, поскольку “религиозное общество или группа верующих” могли “приступить к своей деятельности лишь после регистрации общества и группы в подлежащем административном отделе (отделения или части) местного исполнительного комитета или городского совета” 3 . Легальность перестала быть пряником и превратилась в кнут.

http://pravmir.ru/ekopat-russkoy-pravosl...

Сборник положений уставов и законов Русской Православной Церкви Заграницей Предисловие Дорогие отцы и братия! Перед Вами «Сборник положений, уставов и законов Русской Православной Церкви Заграницей», который выпускается к IV Всезарубежному Собору. Надеюсь, что эти страницы помогут читателю лучше осмыслить исторический путь нашей Церкви и глубже понять законоположения, на которых основываются ея жизнь и устройство. Молитвенно желаю предстоящему IV Всезарубежному Собору благословенных успехов и помощи Божией в его деяниях. С любовью о Господе и просьбой о молитвах, † Митрополит Лавр, Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви Указ 362: Постановление Святейшего Патриарха, 1920 г. Постановление Святейшего Патриарха, Священного Синода и Высшего Церковного Совета Православной Российской Церкви от 7/20 ноября 1920 года за 362 По благословению Святейшего Патриарха (Тихона – ред.), Святейший Синод и Высший Церковный Совет в соединенном присутствии имели суждение о необходимости, к дополнительно преподанным уже в циркулярном письме Святейшего Патриарха указаниям на случай прекращения деятельности Епархиальных Советов, преподать Епархиальным Архиереям такие же указания на случай разобщения епархии с Высшим Церковным Управлением или прекращения деятельности последнего и, на основании бывших суждений, постановили: Циркулярным письмом от имени его Святейшества преподать Епархиальным Архиереям для руководства в потребных случаях нижеследующие указания: 1) В случае, если Священный Синод и Высший Церковный Совет по каким-либо причинам прекратят свою церковно-административную деятельность, Епархиальный Архиерей за руководственными по службе указаниями и за разрешением дел, по правилам, восходящим к Высшему Церковному управлению, обращается непосредственно к Святейшему Патриарху или к тому лицу или учреждению, какое будет Святейшим Патриархом для этого указано. 2) В случае, если епархия, вследствие передвижения фронта, изменения государственной границы и т. п. окажется вне всякого общения с Высшим Церковным управлением или само Высшее Церковное управление во главе со Святейшим Патриархом прекратит свою деятельность, Епархиальный Архиерей немедленно входит в сношение с Архиереями соседних епархий на предмет организации высшей инстанции церковной власти для нескольких епархий, находящихся в одинаковых условиях (в виде ли Временного Высшего Церковного Правительства или митрополичьего округа или еще иначе).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Содержание Церковное подполье в жизни Русской Церкви в 1920-1940-е гг. В арсенале антицерковных мер, находившемся в распоряжении советского государства, центральное место занимали не столько прямые репрессии против духовенства и верующих, сколько инструмент гораздо менее заметный, чем ссылки и расстрелы, но не менее действенный. Речь идет о произвольном изменении границы легальности, практиковавшемся властями на всем протяжении рассматриваемого периода. Впервые эта стратегия была опробована в 1922 г. в ходе кампании по изъятию церковных ценностей как средство давления на непокорную иерархию. Сделав ставку на обновленцев, власть не спешила зарегистрировать органы управления Патриаршей Церкви и постоянно подчеркивала ее нелегальный статус Дело осложнялось тем, что в советской риторике определение нелегальный имело не только юридический смысл (именно так понимаем его и слово подполье мы), но и политический оттенок и использовалось как достаточное доказательство враждебности такой организации новому строю. В течение 1920-х гг. нелегальны были органы центрального и епархиального церковного управления, без которых невозможно каноническое функционирование Православной Церкви, поскольку они оставались без должной регистрации. Постепенно их регистрация стала восприниматься церковными деятелями как желанная цель, а в руках государства она превратилась в приманку, в средство давления на иерархию и практически на все сферы церковной жизни. Регистрация центрального (Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и действующего при нем Синода) и епархиального (епархиальных архиереев и епархиальных советов) церковных управлений была достигнута в 1927 г. ценой тяжелых компромиссов и последовавших расколов Но здесь Церковь оказалась в подготовленной для нее ловушке. В апреле 1929 г. Постановление ВЦИК и СНК " О религиозных объединениях " поставило жесткие пределы легальному существованию Церкви. За пределами легальности окончательно остались: монашество, церковная благотворительность, образование, хозяйственная деятельность и масса незарегистрированных или снимаемых с регистрации общин, поскольку " религиозное общество или группа верующих " могли " приступить к своей деятельности лишь после регистрации общества и группы в подлежащем административном отделе (отделения или части) местного исполнительного комитета или городского совета " Легальность перестала быть пряником и превратилась в кнут.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации О проекте «Положения о церковном суде Русской Православной Церкви (Московского Патриархата)» Доклад митрополита Калужского и Боровского Климента, управляющего делами Московской Патриархии, Архиерейскому Собору Русской Православной Церкви Принимая новый Устав Русской Православной Церкви, Юбилейный Архиерейский собор 2000 года поручил Священному Синоду разработать предусмотренное данным Уставом Положение о церковном суде. В соответствии с этим решением Архиерейского Собора Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий поручил Синодальной историко-правовой комиссии под председательством профессора Московской Духовной академии протоиерея Владислава Цыпина подготовить проект упомянутого документа. В 2004 году Комиссия подготовила «Временное положение о церковном судопроизводстве для епархиальных судов и епархиальных советов, выполняющих функции епархиальных судов». Данное Положение было принято Священным Синодом (Журнал 69 от 1.10.2004) «для руководства им епархиальными судами, а в случае их отсутствия епархиальными советами» и определил, чтобы в течение двух лет епархиальные архиереи представили свои отзывы о применении «Временного положения». Отзывы по упомянутым проектам поступили от 80 епархиальных архиереев. Содержащиеся в них рекомендации касались самых разных аспектов церковного судопроизводства. В частности было предложено уточнить предназначение церковных судов; детализировать процедуру судопроизводства; предусмотреть возможность подачи апелляционных жалоб на судебные решения. В 2007 году Святейшим Патриархом была создана Рабочая группа для анализа поступивших отзывов и подготовки проекта «Положения о церковном суде Русской Православной Церкви (Московского Патриархата)». В результате долгой кропотливой работы был подготовлен данный документ и представлен на рассмотрение Священного Синода. С учетом высказанных членами Священного Синода замечаний проект Положения был доработан, и Священный Синод своим решением рекомендовал его для принятия на Архиерейском Соборе (Журнал 52 от 23.06.08).

http://sedmitza.ru/lib/text/430006/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Устройство высшего управления православных поместных церквей Протоиерей Владислав Цыпин. Церковное право Предлагаемый очерк устройства высшей власти автокефальных Церквей носит выборочный характер. Речь пойдет не о всех Православных Церквах, и не о тех, которые занимают первые места в диптихе, а о самых многочисленных, паства которых исчисляется миллионами чад, о тех, которые являются национальными Церквами своих народов, их духовной колыбелью. Сербская Православная Церковь. Глава Сербской Церкви имеет титул Архиепископа Печского, Митрополита Белг-радско-Карловацкого, Святейшего Патриарха Сербского. Избирается он из числа сербских архиереев, не менее 5 лет управлявших епархией. Патриархом становится один из трех кандидатов, предложенных Святым Архиерейским Собором. Избрание Патриарха происходит на Избирательном Соборе. Святой Архиерейский Собор для избрания кандидатов на Патриарший Престол заседает под представительством старейшего члена Собора - Митрополита или епископа, причем на заседании должно присутствовать не менее 2/3 епархиальных архиереев. Избирательный Собор составляют все находящиеся на кафедрах епархиальные и викарные епископы, декан богословского факультета и ректоры семинарий, председатель Главного союза епархиальных братств, архиерейские наместники городов Белграда, Скопле, Цетинье, Загреба, Сараева, Печа и Сремских Карловцев, настоятели важнейших монастырей, в том числе Жичского, Студеницы, все члены Патриаршего Административного комитета, все заместители председателей Епархиальных Советов. Председательствует на Избирательном Соборе старейший член Архиерейского Собора - митрополит или епископ. Для правомочности выборов необходимо присутствие 2/3 членов Избирательного Собора. Если ни один из кандидатов не получает абсолютного большинства голосов, то происходит повторное голосование за одного из двух кандидатов, получивших больше голосов. При равенстве голосов в первом туре предпочтение отдается старейшему по хиротонии кандидату. Если и при повторном голосовании оба кандидата получают одинаковое число голосов, избрание совершается жребием.

http://sedmitza.ru/lib/text/432422/

Архив Пн В Нижнем Новгороде состоялись общее собрание и молодежный форум регионального отделения Всемирного русского народного собора 19 октября 2023 г. 11:23 18 октября 2023 года в архиерейской резиденции при Александро-Невском кафедральном соборе г. Нижнего Новгорода состоялось общее собрание регионального отделения Всемирного русского народного собора Нижегородской области. В мероприятии приняли участие митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий , заместитель главы ВРНС Константин Малофеев, губернатор Нижегородской области Глеб Никитин, заместитель губернатора Нижегородской области Андрей Гнеушев, епископ Лысковский и Лукояновский Силуан , епископ Городецкий и Ветлужский Парамон , секретарь Нижегородского епархиального управления протоиерей Сергий Матвеев, первый проректор Нижегородской духовной семинарии протоиерей Василий Спирин, игумен Вознесенского Печерского монастыря Нижегородской епархии архимандрит Тихон (Затёкин), советник главы Нижегородской митрополии Ольга Бараева, вице-президент Российского союза ректоров, председатель Совета ректоров вузов Приволжского федерального округа и Нижегородской области, президент Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского Роман Стронгин, президент Нижегородского государственного педагогического университета имени Кузьмы Минина Лев Шапошников и другие участники нижегородского отделения ВРНС. Митрополит Георгий и Константин Малофеев приветствовали собравшихся. «Мы рады видеть Константина Валерьевича Малофеева в Нижнем Новгороде, выражаем вам сердечную благодарность за соработничество. Сегодня мы собрались, чтобы решить несколько важных вопросов, в том числе принять в ряды регионального отделения новых членов. Отрадно, что губернатор области Глеб Сергеевич Никитин тоже выразил желание участвовать в работе Всемирного русского народного собора. Бог всем нам в помощь!» — сказал митрополит Георгий. «Перед Всемирным русским народным собором сейчас стоят важнейшие задачи. Одна из них — создание в регионах советов или комиссий Общественной палаты по сохранению и укреплению традиционных ценностей, — отметил К.

http://patriarchia.ru/db/text/6069095.ht...

архим. Агапит Глава V. Взаимные отношения старца о. Леонида и о. Макария О. Макарий из Площанской пустыни в Оптинский скит прибыл 5 февраля 1834 года, начальником коего в то время был иеромонах Антоний (Путилов), родной брат настоятеля Оптиной Пустыни строителя (впоследствии архимандрита) Моисея. О. Макарию теперь было уже 45 лет от роду. Выше мы видели, что еще с 1826 года на него возложена была орловским епархиальным начальством должность духовника Севского женского монастыря; и потому многие уже давно имели его своим наставником и пользовались его духовными советами. А он, смиряясь и вменяя себя ни во что, бегал славы человеческой, ища как особой чести и отличия быть «при ногу» другого старца, а улучив желаемое, явил в себе черты истинного послушания. С самого прибытия в скит о. Макарий жил здесь весьма скромно, ничем не отличаясь от прочих братий: ходил вместе с ними к старцу Леониду на вечерние правила, довольствовался общею братскою трапезою и обычною для всех пустынников одеждою. Сначала он помогал старцу лишь в его обширной переписке с лицами, просившими у него духовных советов и назидания; но с течением времени деятельность его стала более и более расширяться. В 1836 году по воле калужского епархиального начальства, вследствие запутанных обстоятельств 18 , старец о. Леонид переведен был из скита в монастырь. С великою скорбию и слезами проводила его скитская братия, как единодушная семья, у которой отнимали родного отца. Неизвестно только, как взглянул на это обстоятельство о. Макарий. Может быть, он этим менее других был опечален; так как во всех обстоятельствах, и своих, и чужих, он давно уже привык видеть волю Божию и беспрекословно повиноваться пекущемуся о всех нас Промыслу Всевышнего. При том же скит от монастыря находится не в дальнем расстоянии – всего с четверть версты; а потому о. Макарий мог видеться со старцем Леонидом во всякое время. В том же 1836 году в октябре месяце о. Макарий указом Св. Синода определен был братским духовником в Оптиной Пустыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Документы Обращение Архиерейского Синода к боголюбивой пастве Русской Православной Церкви Заграницей 08.09.2006 11:42 Дорогие о Господе отцы, братие и сестры! Вот уже почти 90 лет существуют епархии Русской Зарубежной Церкви на всех континентах, существуют и монастыри, издательства, приходы. И вокруг них все, что обозначает церковную жизнь в лице приходских советов, сестричеств, школ, молодежных организаций, обще-приходских собраний, великолепных хоров, прислужников и т.д. Все это стало существовать в темпе созывов епархиальных съездов и Церковных Соборов, которые регулировали всю церковную жизнь. Таким образом, в хаосе гонений на Русскую Церковь образовалось стояние вокруг своего Священноначалия русских православных людей, оказавшихся за рубежом и стремившихся к тому, чтобы послужить освобождению и возрождению своего народа, на основах Православной Веры. В пределах же России гонение приняла форму абсолютного истребления веры во Христа. Многое было разрушено, многие пострадали. Но Господь не попустил исчезновения Церкви на нашей Родине. Там, где уцелели древние храмы, люди вновь духовно питаются. Воссоздается разрушенное. Церковная жизнь из пепла возрождается. Архипастыри, священнослужители и верующие стараются заново построить Россию Православную. А этот процесс возрождения требует сил и проявления воли, т.к. необходимо вести церковно-воспитательную работу с наследниками трех поколений безбожного насилия, коснувшегося абсолютно всех без исключения. И еще много препятствий на этом пути, но мы видим, что эти препятствия, как и последствия советского времени, постепенно преодолеваются. Сегодня настало время, когда следует искать восстановления общения с истоками нашего собственного предания. Ведь на то есть две воли – одна исходит от тех русских людей, которые являются чадами Русской Зарубежной Церкви, готовыми всячески содействовать восстановлению церковной жизни и воцерковлению народа, а другая исходит от наших собратьев и сестер в России, трудящихся ради ее возрождения и протягивающих нам руку.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Егорьевск. Казанской иконы Божией Матери (старая). церковь. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Казанской иконы Божией Матери Год постройки:1790. Год утраты:приблизительно 1984 (разобрана после пожара в 1982 году) Адрес: Московская область, Егорьевский район, г. Егорьевск, ул. Октябрьская, д. 18а. Координаты: 55.383525, 39.031116 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Рядом с ныне несохранившимся Георгиевским (“Красным”) собором стояла церковь Казанской иконы Божией Матери, деревянная, построенная в 1790 г. (но на этом месте деревянная церковь стояла ещё в 1705 г.). Её обновили после пожара в 1804 г. Казанский храм был полковой церковью 139-го пехотного Моршанского полка, расквартированного в Егорьевске. В советское время она закрыта и перестроена, сбита главка. Сгорела в начале 1970-х гг. Восстанавливается в прежних формах после 2000 г. C самого начала восемнадцатого века в с. Высоком, вблизи несохранившегося Георгиевского (Красного) собора стояла церковь Казанской иконы Божией Матери. Она была второй по времени построения церковью в городе. О ней упоминается уже в переписных книгах Коломенского уезда за 1705 и 1706 годы. Изначально она была деревянной и холодной. А в 1790 году на месте этой, устаревшей к тому времени церкви, была построена новая, теплая церковь того же храмонаименования. Здание ее было рубленным из дерева, обито тесом и воспроизводило формы современной ему каменной архитектуры эпохи классицизма. Имя архитектора не сохранилось. В декабре 1804 года в церкви случился пожар, повредивший часть строения. В 1805 году, по дозволению епархиального ведомства, церковь была отремонтирована. Находившаяся при ней колокольня из-за ветхости была разобрана в 1850 году. Позднее на стенах храма были сделаны надписи с именами воинов, погибших в Русско-Турецкую войну 1877-1878 годов. После 1893 года церковь Казанской иконы Божий Матери стала полковой церковью Моршанского полка, расквартированного в городе после стачки рабочих на бумагопрядильной фабрике братьев Хлудовых. Постановлением Московского Областного Исполнительного Комитета Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов от 11 июня 1935 года церковь была закрыта. Сначала в ней устроили библиотеку. В конце пятидесятых годов прошлого века в церкви оборудовали квартиры для персонала находящейся рядом тюрьмы. Позже церковь была закрыта. В начале восьмидесятых годов двадцатого века произошел пожар, который полностью ее уничтожил.

http://sobory.ru/article/?object=59626

Закрыть itemscope itemtype="" > Позабытое чудо 29.03.2016 769 Время на чтение 4 минуты «3-го августа 1919 года мы играли на Новгородском проспекте около дома Перешневых. Был дождик и гроза. После дождика я первая увидела в облаках икону Божией Матери. Была Она одета в темно-синюю одежду стального цвета. На руках держала Младенца. Лица я у Ней не видела, а также и у Младенца. Рама кругом иконы была белого цвета. Как она исчезла, я не помню, но после осталось чистое голубое небо, где была икона. Когда мы играли около дома Перешневых, взрослых никого не было, были все дети», - такие показания Архгубревтрибуналу дала 14-летняя архангелогородка Ольга Зеленина. Вместе с девочкой явление наблюдали еще шестеро подростков. Церковное расследование Удивленные ребята рассказали о видении родителям, а затем настоятелю Воскресенского храма протоиерею Михаилу Попову. Церковные власти тщательно расследовали инцидент и 4 сентября созвали объединенное собрание епархиального и миссионерского советов. Об этом событии рассказали и в «Архангельских епархиальных ведомостях». На рассвете 27 сентября последние корабли союзников покинули Архангельск. 19 февраля 1920 года за границу уехало Временное правительство Северной области. Эмигрировал и главнокомандующий Северным фронтом, главный начальник Северного края генерал-лейтенант Евгений Карлович Миллер. Вместе с ним Россию покинули более 800 военнослужащих и гражданских беженцев. Советская власть 21 февраля 1920 года в Архангельск вступила Красная армия. За несколько дней в городе закрыли большинство храмов, семинарию и епархиальное училище. В выпуске «Архангельских епархиальных ведомостей» за февраль 1920 года сообщается: «ВЧК разгромила архангельский " Союз духовенства и мирян " , были арестованы десятки священнослужителей, в т.ч. временно управляющий Архангельской епархией с 1919 года . Занявшие Архангельск большевики начали репрессии: члены " Союза духовенства и мирян " были схвачены, им было предъявлено обвинение в контрреволюционной деятельности».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010