Закрыть itemscope itemtype="" > Приозерскому подворью Валаамского монастыря быть! Прихожане подворья в своем Открытом обращении выразили обеспокоенность в связи с планами епископа Игнатия (Пунина) 25.09.2013 1335 Время на чтение 3 минуты В редакцию «Русской народной линии» поступило Обращение к православной общественности от приходских советов и прихожан храмов Приозерского подворья Валаамского монастыря Московского Патриархата. В документе говорится, что «православные люди, в основном, с пониманием отнеслись к решению Святейшего Патриарха Кирилла увеличить число епархий в Русской Православной Церкви. Благие намерения дробления бывших епархий ясны: приблизить епископа к пастве и народу, сделать епархиальное управление более гибким и понятным, усилить миссионерское служение Церкви». «Но неужели и в этот раз дело пойдёт по принципу: лес рубят - щепки летят? - вопрошают авторы обращения. - Не станет ли чиновный принцип сухого администрирования, лишённый внимательного отношения к людям и духа соборного обсуждения, главенствующим в принятии решений? Станет ли епископ любящим и внимательным отцом и владыкой для своей паствы или останется недосягаемым олимпийским богом, мечущим свысока стрелы своих грозных распоряжений? Мы с большим недоумением и немалой горечью узнали о том, что, в связи с образованием новой Выборгской епархии, планируется отрешить наши храмы - Всех Святых и Рождества Христова в Приозерске, Покрова Божией Матери в Плодовом, Георгия Победоносца в Кузнечном, Святителя Николая в Петровском - от Валаамского монастыря». «Необходимо изложить наше видение этой ситуации. Сооружение храмов пришлось на трудные кризисные годы, строились они без каких-либо масштабных капиталовложений, хозяйственным методом, что называется, с «мира по нитке», самоотверженным трудом братии, усилием благотворителей и попечителей, которые без сомнения могли доверить свои средства именно Валаамскому монастырю. Не трудно понять, как эти годы созидания, не только храма, но и самой духовной жизни, сроднили нас с Валаамским монастырём и его пастырями. Мы чрезвычайно ценим духовное окормление Валаамской обители, которое характеризуется, в первую очередь, неспешным благоговейным Богослужением, чутким совершением Таинств, тёплыми человеческими отношениями, проникновенной проповедью Слова Божиего, внимательным соблюдением святоотеческих традиций Православия. В храмах Приозерского подворья сложилась атмосфера особой духовной теплоты, которую замечают многие. Монастырское служение стало привлекательным не только для местных жителей, но и для приезжих из района и Санкт-Петербурга, иногородних паломников. Ещё раз повторим, что всё достоинство наших приходов мы связываем исключительно с благоговейным крылом духовного окормления Валаамского монастыря. А русские монастыри, как известно, всегда были хранителями высокой нравственности и чистого духа», - отмечается в документе.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/09/25/pr...

игум. Иоанн (Рубин) Резолюция научно-практической конференции «Неопятидесятничество: протестантизм или оккультное сектантское движение?» Конференция проведена 15–16 октября 2013 г. Николо-Угрешской православной духовной семинарией (далее НУПДС) по благословению Председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви архиепископа Верейского Евгения при поддержке Администрации города Дзержинского Московской области. С приветствием к участникам конференции обратился Председатель Миссионерского отдела Русской Православной Церкви митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн. В конференции приняли участие богословы (теологи), философы, историки,филологи, религиоведы, юристы, культурологи, педагоги, психологи, журналисты, учащиеся духовных образовательных организаций и государственных вузов, представители органов государственной власти и местного самоуправления, члены общественных организаций, эксперты по проблеме сектантства, члены экспертных советов по проведению государственной религиоведческой экспертизы, а также лица (граждане), пострадавшие от деятельности деструктивных культов. Всего – 228 представителей Москвы, Московской, Белгородской, Курской областей Российской Федерации, в том числе: • духовенство Русской Православной Церкви, сотрудники синодальных отделов, епархиальных миссионерских отделов и комиссий Московской, Белгородской, Курской епархий; • преподаватели и студенты Московской православной духовной академии (далее МПДА), Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (далее ПСТГУ), Российского православного университета святого Иоанна Богослова (далее РПУ), Московского государственного лингвистического университета (далее МГЛУ), Академии управления МВД Российской Федерации, Белгородского государственного университета (далее БГУ), духовных семинарий: Николо-Угрешской, Белгородской, Курской, Сретенской, Николо-Перервинской; • сотрудники Душепопечительского центра реабилитации пострадавших от псевдорелигиозных организаций и оккультизма во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского (далее Центр св. Иоанна Кронштадтского ), Центра религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского , Московского общественного Комитета по спасению молодежи от деструктивных культов, Белгородской РОО содействия развитию демократии и решению социальных проблем «Скорая Молодежная Помощь»;

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/neopjati...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДУХОВНАЯ КОНСИСТОРИЯ орган ЕУ в Русской Церкви в синодальную эпоху, находившийся в ведении правящего архиерея и действовавший под его началом в качестве совещательного и исполнительного учреждения. Первоначально консисториями (лат. consismorium - совместное стояние) назывались тайные советы рим. императоров, впервые введенные имп. Адрианом (117-138), члены к-рых в присутствии императора обязаны были стоять. В Римско-католической Церкви консисториями именуются собрания кардиналов под председательством папы. Затем это название стало употребляться также для обозначения диоцезальных совещательных коллегий при правящем епископе Римско-католической Церкви, а также приходских советов в некоторых протестант. церквах. В России в нач. XVIII в. консисториями стали называть учреждения, помогавшие правящему архиерею в управлении епархией. Первые консистории были учреждены на территории совр. епархий: Новгородской и Старорусской - в 1725 г.; Астраханской и Енотаевской - в 1728 г.; Тамбовской и Мичуринской, Нижегородской и Арзамасской, Псковской и Великолукской - в 1730 г.; Владимирской и Суздальской, Тобольской и Тюменской - в 1731 г.; Иркутской и Ангарской - в 1732 г., но до 1744 г. в названии епархиальных учреждений не было единообразия. В епархиях они именовались не только консисториями, но и духовными приказами, дикастериями, канцеляриями, духовными правлениями. Разнообразием отличались и полномочия этих учреждений, и порядок их деятельности. Унификация в ЕУ была введена Указом Святейшего Синода от 9 июля 1744 г., которым определено правительственным местам всех епархий иметь одинаковое наименование - «Духовная консистория». До 1768 г. в состав Д. к. могли входить лишь монашествующие лица пресвитерского сана - архимандриты, игумены и иеромонахи, затем членами консисторий стали назначаться также лица из белого духовенства. В 1797 г. указом имп. Павла I было предписано, чтобы одну половину членов консистории составляли монахи, а др.- священники из белого духовенства.

http://pravenc.ru/text/180647.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН (Киструсский Иван Иванович; 22.08.1878, слобода Зареченская Раненбургского у. Рязанской губ.- 26.10.1937, Томск), еп. бывш. Раненбургский, один из деятелей григорианского раскола . Из семьи священника. В 1900 г., по окончании Рязанской ДС, назначен надзирателем Владикавказского ДУ. В 1901 г. поступил в КазДА. В 1905 г. окончил КазДА кандидатом богословия. 27 мая 1905 г. прп. Гавриилом (Зыряновым) пострижен в монашество с сохранением прежнего имени, в том же году рукоположен во иерея. 9 сент. того же года определен преподавателем Воронежского ДУ. 30 сент. 1906 г. переведен преподавателем миссионерской Александровской ДС Владикавказской епархии в Ардоне. С 12 апр. 1907 г. помощник смотрителя Чебоксарского ДУ. С 1 сент. 1910 г. инспектор Александровской ДС. После инцидента с нарушением учащимися порядка (была разгромлена квартира помощника инспектора) в окт. 1912 г. переведен преподавателем Новгородской ДС; с 21 авг. 1914 г. смотритель Тихвинского ДУ. По нек-рым данным, с 1917 г. был в братии Киево-Печерской лавры, потом служил в Чернигове. 10 авг. 1923 г. хиротонисан во епископа Раненбургского. Хиротонию, состоявшуюся в Донской иконы Божией Матери московском мужском монастыре , возглавил Патриарх св. Тихон . И. стал викарием Рязанского и Зарайского архиеп. Бориса (Соколова) , находившегося в тот момент под арестом. В авг. того же года прибыл в Раненбург (ныне Чаплыгин Липецкой обл.), провел архиерейские службы в городских церквах и в храмах официально закрытой раненбургской Петропавловской муж. пуст. Прибытие И. вызвало массовое возвращение храмов из обновленчества в Патриаршую Церковь. И. получил обращения от приходских советов Рязани с просьбами о скорейшем прибытии и об организации канонического епархиального управления, но не смог выехать из Раненбурга из-за запрета уполномоченного ГПУ. Активная борьба И. с обновленцами вызывала репрессии со стороны властей. Был арестован благочинный Раненбурга прот. Димитрий Каверин. И. также вызывался в местный отдел ОГПУ, где ему угрожали арестом за поминовение на службах находившегося под следствием Патриарха Тихона. В февр. 1924 г. уездные власти потребовали от И. прекратить священнослужение без офиц. регистрации. В то время зарегистрироваться в гос. органах можно было лишь через признание обновленческого синода, от чего И. категорически отказался.

http://pravenc.ru/text/469490.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КРАСНИЦКИЙ Владимир Дмитриевич (10.12.1881, г. Маяки Херсонской губ.- 11.1936, Ленинград), свящ., один из лидеров обновленчества . Из семьи чиновника. После учебы в Екатеринославской ДС поступил в СПбДА, к-рую окончил в 1907 г. со степенью кандидата богословия за соч. «Христианская этика и социализм». 18 авг. того же года рукоположен во диакона, а 19 авг.- во иерея. Назначен священником к Рождественскому храму в с. Сольцы Новоладожского у. С.-Петербургской губ., одновременно являлся законоучителем местной школы Мин-ва народного просвещения. 1 окт. 1908 г. переведен к домовому Спиридониевскому храму Елизаветинского ин-та в С.-Петербурге, также был законоучителем в этом учебном заведении. С 31 мая 1912 г. 2-й священник в Князь-Владимирском соборе С.-Петербурга, в 1915-1917 гг. одновременно окормлял Мариинский родовспомогательный дом. Помимо пастырского служения был законоучителем в частном ремесленном уч-ще и на общеобразовательных курсах А. С. Черняева (1913-1916), в 1-й жен. и 2-й муж. гимназиях (сент. 1916 - май 1918). Придерживался правомонархических политических взглядов, вступил в 1909 г. в «Русское собрание» (состоял в течение года), в 1915-1916 гг. был членом «Союза русского народа», а также об-ва «Самодеятельная Россия». Был награжден набедренником (1909), скуфьей (1911) и камилавкой (1916). 1 июня 1917 г. на чрезвычайном церковном Соборе Петроградской епархии избран членом Миссионерского совета, 17 июля того же года избран на епархиальном съезде духовенства и мирян членом Петроградской духовной консистории, что было утверждено указом Синода от 22 июля того же года (состоял членом консистории до 30 июня 1918). В янв. 1918 г. входил в число делегатов, прибывших в Москву к патриарху свт. Тихону , чтобы просить о присвоении титула священноархимандрита Александро-Невской лавры Петроградскому митр. сщмч. Вениамину (Казанскому) . Весной того же года К. был избран членом правления Братства приходских советов Петрограда и епархии, с 20 июля того же года являлся кандидатом в члены епархиального совета. Стал автором серии статей в газ. «Петроградский церковно-епархиальный вестник». В публицистике периода весны-лета 1918 г. К. выступал с критикой проводимых советскими властями антирелиг. акций и выражал надежду на изменение ситуации в результате сплочения верующих вокруг приходов и отстаивания своих прав.

http://pravenc.ru/text/2458935.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НАЗАРЕНКО Александр Васильевич (16.01.1948, Панявежис, Литовская ССР - 19. 01. 2022, Москва), российский историк-медиевист, филолог. Главный научный сотрудник ИВИ РАН, руководитель Центра истории религии и Церкви ИРИ РАН (с 2012), председатель Научного совета РАН «Роль религий в истории», член Церковно-научного и Научно-редакционного советов «Православной энциклопедии», член совета, председатель научной секции ИППО, ответственный редактор альманахов «Религии мира: история и современность», «Церковь в истории России», член редколлегии периодических изданий: «Древнейшие государства Восточной Европы», «Древняя Русь: вопросы медиевистики», «Средневековая Русь», «Православный Палестинский сборник» и др. Автор ок. 400 научных работ. Окончил физико-математическую школу-интернат 18 им. А. Н. Колмогорова при МГУ (1967), филологический фак-т МГУ (по кафедре романо-герм. филологии) (1972). В 70-90-х гг. XX в. научная деятельность Н. была связана с проектом Ин-та истории СССР АН СССР (с 1992 ИРИ РАН) по изданию зарубежных источников по истории Др. Руси, к-рый в 1969 г. инициировал В. Т. Пашуто. Защитил кандидатскую («Русь и Германия во 2-й пол. Х в.: Начало политических взаимоотношений», 1989) и докторскую («Древняя Русь и Запад: Русско-немецкие связи IX-XII вв.», 1996) диссертации. Во время продолжительной работы в Ин-те «Monumenta Germaniae Historica» в Мюнхене (в качестве стипендиата Фонда им. Александра Гумбольдта) им были собраны материалы и написаны статьи по истории политических, культурных, экономических связей Древнерусского гос-ва со странами лат. Европы и с Византией, вошедшие в фундаментальное исследование «Древняя Русь на международных путях» (М., 2001), за которое автор удостоен премии имени митр. Макария (Булгакова) 1-й степени (2001). Это направление в исследованиях Н. было продолжено циклом новаторских работ по сравнительной типологии политико-династического строя Др. Руси. Участие в подготовке комментированного переиздания «Истории Русской Церкви» митр. Макария (Булгакова) (90-е гг. XX в.), а с 2000 г. в издании «Православной энциклопедии» привело Н. к углубленному исследованию не только истории Русской Церкви X-XIII вв. (христианизация Руси, становление епархиальной структуры, взаимоотношения Церкви и гос. власти, международные церковные связи, паломничества), но и формирования церковно-религ. основ рус. национально-гос. самосознания.

http://pravenc.ru/text/2564614.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОБЩЕЦЕРКОВНАЯ АСПИРАНТУРА И ДОКТОРАНТУРА ИМЕНИ СВЯТЫХ РАВНОАПОСТОЛЬНЫХ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ предыдущая статья Содержание ОБЩЕЦЕРКОВНАЯ АСПИРАНТУРА И ДОКТОРАНТУРА ИМЕНИ СВЯТЫХ РАВНОАПОСТОЛЬНЫХ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ (ОЦАД), духовная образовательная орг-ция высшего образования РПЦ. Располагается в Москве в комплексе Патриаршего подворья храмов св. мучеников Михаила и Феодора Черниговских и Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором в Черниговском пер. (Пятницкая ул., д. 4/2, стр. 1). ОЦАД реализует образовательные программы в соответствии с федеральными образовательными стандартами высшего образования и образовательными стандартами в системе духовного образования РПЦ на уровнях магистратуры, аспирантуры и докторантуры, осуществляет подготовку церковных специалистов к соисканию ученых степеней кандидата и доктора богословия, доктора церковной истории (по нормам и правилам, действующим в РПЦ), ученой степени кандидата теологии в системе гос. аттестации научных и научно-педагогических кадров. Целью образовательной и научной деятельности ОЦАД является формирование соответствующего совр. требованиям слоя научных и научно-педагогических работников в сфере правосл. богословия (теологии) как отрасли знания, специалистов по теории и практике теологического образования, организации работы и управлению деятельностью образовательных орг-ций, по церковно-дипломатическим (межправославным, межхристианским), церковно-общественным, церковно-правовым отношениям для синодальных и епархиальных учреждений РПЦ, других орг-ций и учреждений. Учебную и воспитательную деятельность обеспечивают Ученый совет; 5 кафедр; управления: учебно-методическое, научных и образовательных проектов, по общественным связям и протоколу; отдел научной аналитики и диссертационных советов, инспекция по воспитательной и внеучебной работе, библиотека. По состоянию на июнь 2018 г. подготовку в докторантуре ОЦАД проходили ок. 30 чел., в аспирантуре - ок. 80 чел. (по очной и заочной формам обучения). Филиал аспирантуры МДА

http://pravenc.ru/text/2578107.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОХАНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Пермской епархии (см. ст. Пермская и Кунгурская епархия ), существовало в 1923-1929 гг. на территории бывш. Оханского у. Именовалось по г. Оханску (ныне адм. центр Оханского р-на Пермского края ). Во исполнение указа патриарха свт. Тихона (Беллавина), Синода и Высшего Церковного Совета от 23 июня 1919 г. об увеличении числа епископов 24 дек. 1919 г. Пермский епархиальный совет поручил пермскому духовенству и мирянам иметь суждение об открытии викарных кафедр в соответствии с числом уездов. Первоначально предусматривалось иметь епископов в Перми, Красноуфимске и Соликамске, но приходам остальных 4 уездов, в т. ч. Оханского, предоставлялась полная свобода высказать свое мнение по этому вопросу. Резолюции съездов духовенства и мирян Оханского у., состоявшихся в 1920 и 1921 гг., неизвестны. В первые 2 месяца после ареста в мае 1922 г. патриарха свт. Тихона и начала обновленческого раскола Пермский еп. Сильвестр (Братановский; впосл. архиепископ) с подчиненным ему духовенством не признавал каноничности обновленческого Высшего церковного управления (ВЦУ). После того как в Оханск дошли сведения об аресте патриарха и о появлении самочинного ВЦУ, съезд духовенства и мирян главного (1-го) благочиннического округа Оханского у., собравшийся в авг. 1922 г., не признал законности церковного управления раскольников. Однако прибывший в том же месяце в Пермь уполномоченный ВЦУ свящ. Михаил Трубин (в расколе «протоиерей») «под всевозможными угрозами» заставил признать ВЦУ сначала духовенство г. Перми во главе с еп. Сильвестром, а затем и духовенство в уездах. Вскоре в Оханский у. явились уполномоченные обновленцев, ложно утверждавшие, что власть ВЦУ передал сам патриарх; т. о. уполномоченные «поколебали некоторых из священнослужителей» (РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 221. Л. 3). Большинство представителей духовенства стало поминать ВЦУ, а после ареста законного еп. Сильвестра (22 дек. 1922) подчинилось «рукоположенному» раскольниками Кунгурскому «епископу» Николаю Ашихмину, который 6 янв. 1923 г. был назначен временно управляющим Пермской обновленческой епархией. Незначительная часть духовенства и приходских советов осталась при прежнем мнении, отказавшись признавать ВЦУ.

http://pravenc.ru/text/2581769.html

Николай (Ипатов Николай Александрович), еп. Ижевский и Боткинский Родился 26 марта 1876 года. В 1902 году (или 1903 г.) окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В течение ряда лет состоял личным секретарем при Казанских епархиальных архиереях. Пострижение в монашество принял после окончания академии. 18дек.1913 года в сане иеромонаха назначен помощником смотрителя Обоянского духовного училища. В 1914 году возведен в сан архимандрита и назначен епархиальным миссионером Уфимской епархии. 28 мая 1917 года хиротонисан во епископа Златоустовского. С 16 сент.1927 г. – епископ Мелекесский, вик. Самарской епархии. С 1926 года – епископ Боткинский, вик. Сарапульской епархии. С февраля 1930 года по июнь 1931г. – епископ Ижевский и Боткинский. Скончался 29 августа 1938 года. Вскоре после начала обновленчества епископ Николай «ради мира церковного» признал было законность Высшего церковного Управления «как административного органа, в надежде на его непоколебимое православие», как пишет он в своем письме от 10/23 ноября 1932 года. Однако вскоре, познакомившись с деятельностью В.Ц.У., он «дабы не сделаться, хотя бы невольно, по неведению, сообщником тех отступлений от строго православного уклада церковной жизни, какие допускает это управление»,(там же), он отказался от общения с ним, разослав 3/16 ноября 1932 года по епархии следующее письмо: «Чтобы сохранить себя в чистом и непоколебимом и ничем не повреждаемом учении Православной Христовой Церкви, я далее не считаю возможным для себя оставаться в общении с Высшим церковным Управлением, а тем более входить в какое-либо соприкосновение с лицами, принадлежащими к группе, присвоившей себе наименование «Живая Церковь ». Если Богу угодно, я остаюсь епископом тех православных христиан из мирян и духовенства, которые будут вполне согласны со мною, и признают меня своим епископом. Сейчас пишу коротко. Если нужно, дам подробные объяснения своего образа действий». Эти объяснения он дал на собрании Приходских Советов 4/17 ноября и повторил их письменно 12/25 ноября. (За период в две недели, с 16 по 25 ноября, им было разослано пять писем).Но еще до того он опубликовал письмо, так сказать, организационного характера.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

О проекте «Положения о церковном суде Русской Православной Церкви (Московского Патриархата)». Доклад митрополита Калужского и Боровского Климента, управляющего делами Московской Патриархии Москва, 26 июня 2008 г. Доклад митрополита Калужского и Боровского Климента, управляющего делами Московской Патриархии, Архиерейскому Собору Русской Православной Церкви Принимая новый Устав Русской Православной Церкви, Юбилейный Архиерейский собор 2000 года поручил Священному Синоду разработать предусмотренное данным Уставом Положение о церковном суде. В соответствии с этим решением Архиерейского Собора Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий поручил Синодальной историко-правовой комиссии под председательством профессора Московской Духовной академии протоиерея Владислава Цыпина подготовить проект упомянутого документа. В 2004 году Комиссия подготовила «Временное положение о церковном судопроизводстве для епархиальных судов и епархиальных советов, выполняющих функции епархиальных судов». Данное Положение было принято Священным Синодом (Журнал 69 от 1.10.2004) «для руководства им епархиальными судами, а в случае их отсутствия епархиальными советами» и определил, чтобы в течение двух лет епархиальные архиереи представили свои отзывы о применении «Временного положения». Отзывы по упомянутым проектам поступили от 80 епархиальных архиереев. Содержащиеся в них рекомендации касались самых разных аспектов церковного судопроизводства. В частности было предложено уточнить предназначение церковных судов; детализировать процедуру судопроизводства; предусмотреть возможность подачи апелляционных жалоб на судебные решения. В 2007 году Святейшим Патриархом была создана Рабочая группа для анализа поступивших отзывов и подготовки проекта «Положения о церковном суде Русской Православной Церкви (Московского Патриархата)». В результате долгой кропотливой работы был подготовлен данный документ и представлен на рассмотрение Священного Синода. С учетом высказанных членами Священного Синода замечаний проект Положения был доработан, и Священный Синод своим решением рекомендовал его для принятия на Архиерейском Соборе (Журнал 52 от 23.06.08).

http://pravoslavie.ru/27018.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010