Первые 300 студентов ПСТБИ с огромным воодушевлением учились вечерами в подвалах, на чердаках, так же вдохновенно преподавали священники и достаточно опытные миряне. Постепенно приобретались новые знания, преподавание вводилось в некоторую систему. Учебные планы, программы, курсы с годами совершенствовались и во многом достигли университетского уровня. Сегодня университет имеет более 500 преподавателей, более 1000 студентов на дневном и вечернем отделениях на 7 факультетах и около 3000 студентов на заочном отделении. Среди преподавателей — профессора и доценты МГУ, духовной академии, Академии наук, из разных вузов; действует ученый совет, на заседаниях которого защищаются кандидатские, магистерские и докторские диссертации. С 1990 г. во всей стране начали возникать православные гимназии, лицеи, а затем и другие учебные заведения, в том числе высшие, такие, как Иоанно-богословский университет в Москве, Институт философии и богословия в Петербурге и т. д. § 2. Ежегодные Международные образовательные «Рождественские чтения» С начала 1990-х гг. стали проводиться богословские и церковно-исторические конференции, имеющие цель широкого обсуждения проблем развития не только Церкви, но и страны и общества. Наиболее значительными из числа таких конференций до сих пор являются «Рождественские образовательные чтения». Уже в 1993 г. «Чтения» выросли до уровня международных и привлекли представителей всех регионов СНГ и всех епархий РПЦ. Сегодня «Рождественские образовательные чтения» — это международная конференция, первые два пленарных заседания которой проходят в Кремлевском Дворце съездов. На этих заседаниях выступают Святейший Патриарх, митрополиты, министры, общественные и государственные деятели, крупные ученые. Зал на 5500 человек всегда полон. В своих выступлениях президент Россйской Академии наук Ю. В. Осипов и президент Российской академии образования Н. Д. Никандров и другие говорят об острых проблемах, стоящих перед отечественным образованием и воспитанием, о невозможности наладить воспитание школьников и студентов без активного участия Церкви. На проходившем в январе 2007 года пленарном заседании выступление министра образования и науки РФ А. А. Фурсенко было встречено присутствующими враждебно, поскольку широко известна его антинациональная политика, ориентированная на реформы глобализации.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

иеромонах Иларион (Резниченко), Санкт-Петербург 11 января 2013г. 01:28 Уважаемый Андрей! Спасибо за Ваш интерес к рассматриваемой теме! Я не стал бы употреблять понятие перихорезиса в контексте христологии прот. Д. Станилоэ, так как он употребляет его в своих триадологических изысканиях, где ему, собственно и место. Как видите, он говорит о диалоге природ во Христе, и эта мысль выразилась в исследованиях Э. Бартоша, Ч. Миллера и др. То есть это не моя личная интерпретация. Применять понятие диалога к природам просто необходимо, не говоря уже о корректности. Но вот говорить о диалоге ипостасей во Христе невозможно, так как во Христе одна ипостась - Слова. И тому подтверждения слова о. Думитру в статье. Во Христе диалогизирует Божество и человечество в единой ипостаси (communicatio idiomatum, если хотите). И именно единство ипостаси делает данный диалог особенным - человечество Христа становится восстановленным, обоженным, актуализированным особенным образом - единством ипостаси Бога Слова. Поэтому Господь Иисус Христос отличается от всякого человека тем, что он не реализует двухсубъектный диалог. Он один субъект - Бог Слово. В нем диалогизируют природы, абсолютно иные природы. Мы же, люди, реализуем двухсубъектный диалога - нас и Христа, то есть две личности присутствуют. Во Христе этого нет, поэтому возможно и корректно говорить только о диалоге двух природ. Спасибо! Николай 10 января 2013г. 21:03 +++++ на основании разделения Божественной сущности и энергии+++++ м/быть все же " различения " , а не " разделения " ? иеромонах Иларион (Резниченко), Санкт-Петербург 12 января 2013г. 03:01 Спасибо, Николай! Я с Вами согласен, что данный термин выглядит более корректно, однако именно это слово встречается у того автора, на которого присутствует ссылка в конце предложения, так как данная мысль была им и выражена (Коман К., протопресв. Священник Думитру Станилоэ: переводчик, истолкователь и продолжатель святоотеческой традиции//XVII Ежегодная богословская конференция ПСТГУ: Материалы. Т. 1. М.: Изд-во ПСТГУ, 2008. С. 79).

http://bogoslov.ru/article/3044370

Курляндский И.А. Законодательство Российской империи и проблемы церковной благотворительности (1700–1917 гг.)//Религии мира. История и современность. 2004. М.: Наука, 2004. – 408 с. С. 168–182. Кучумова Л.И. Православный приход в концепции Церкви и государства и общественная мысль в России на рубеже 1850–1860 годов//Православие и русская народная культура. М., 1993. Кн. 2. С. 158–199. Кучумова Л.И. Сельская община в России (вторая половина XIX века). М., 1992. – 63 с. Лебедев С., свящ. Заметки по вопросу о духовенстве//Православное обозрение. 1863. Т. 11. Заметки православного обозрения. С. 15–28, 83–91. Леонтьева Т.Г. Жизнь и переживания сельского священника (18611904)//Социальная история. Ежегодник. М.: РОССПЭН, 2000. – 351 с. С. 34–56. Леонтьева Т. Г. Матушка. О попадьях, поповнах и «тонких материях» семейного бытия//Родина. 2001. Октябрь. С. 48–52. Леонтьева Т.Г. Быт приходского православного духовенства в пореформенной России (по дневниковым записям и мемуарам)//Из архива тверских историков. Вып. 1. Тверь. 1999. С. 28–49. Леонтьева Т.Г. Вера и бунт: духовенство в революционном обществе России начала XX века//Вопросы истории. 2000. 1. С. 29–43. Леонтьева Т.Г. Женщины из духовного сословия в самодержавной России//Женщины. История. Общество: сб. научн. тр. Вып. 1. Тверь, 1999. URL: http://www.tvergenderstudies.ru/pbbk002r.htm (26.01.2013) Леонтьева Т.Г. Правовое положение приходского духовенства накануне и после «Великих реформ»//Из архива тверских историков: сб. научн. тр. Вып. 2, Тверь, 2000. С. 129–135. Леонтьева Т.Г. Приходское православное духовенство: особенности быта (1861–1905)//История российского быта. СПб. 1999. С. 45–47. Липаков Е. В. Православное духовенство Казанской епархии второй половины XIX – начала XX веков//Материалы Казанской юбилейной историко-богословской конференции «История и человек в богословии и церковной науке». Казань, 1996. С. 164–169. Литвак Б.Г. Русское православие в XIX веке//Русское православие: вехи истории. М.: Изд-во политической литературы, 1989. С. 309–379.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

 - Матушка, вряд ли Вы сможете рассказать про все проекты Детского приходского центра. Но скажите, какие из них Вам особенно дороги? М.Мария: - Дороги и вдохновенно придуманы – абсолютно все. Вот, например, уже второй год мы проводим зимнюю выставку детских рисунков. Все участники от 4 до 16 лет, из разных городов Португалии, присылают свои работы. В жюри мы пригласили профессиональных художников, живущих и работающих в Португалии. Для каждого участника мы готовим  личный диплом и подарки. В первый год выставка была прямо в помещении храма. А в этом году мы отдельно снимали зал для концерта и выставки. Число участников превзошло наши ожидания. Это означает, что дело нужное, и нам интересно его продолжать. - Отец Александр, недавно Вы выступали на миссионерской секции Рождественских чтений в Москве, рассказывали об особенностях миссии в традиционной католической стране, а Португалия именно такова. Как складывается ваше общение с католиками, с представителями других конфессий? О. Александр  – Порту – традиционно очень экуменический город. Будучи большим портом, он исторически более открыт для сосуществования разных конфессий, чем, например,  Лиссабон, и жители Порту очень этим гордятся. Здесь есть Совет христианских церквей и Экуменическая комиссия, которая работает под эгидой Римско-Католической Церкви. В Совет, помимо католиков, входят представители Лузитанской Церкви (это англиканская община Португалии), немецкой Евангелической Церкви, Церкви методистов, Константинопольского патриархата и Русской Православной Церкви – это я и наша прихожанка.  – Чем занимается это экуменическое сообщество? - Раз в месяц заседает Экуменическая комиссия: читается Св. Писание, обсуждается прочитанный отрывок, подводятся итоги и планируются разного рода экуменические мероприятия. Например, богословские конференции или рождественские молодежные уличные шествия с исполнением традиционных духовных песен (мы, например, несли иконы и пели колядки). Всегда подробно обсуждается ежегодная Неделя молитв о христианском единстве, которая бывает в январе. В рамках этой всемирной Недели самая главная национальная служба в каждой стране проходит в одном из городов. В этом году такая центральная португальская встреча была в Порту, в помещении храма, где мы служим.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Следует, таким образом, констатировать, что данное положение дел порождается не только ситуативными психологическими и педагогическими, но и сущностными богословскими и философскими проблемами. Было бы очень неплохо, если бы эксплицитная постановка и продумывание этих проблем, восходящих в итоге к общей проблеме «догматического обоснования культуры» (о. С. Булгаков), в том числе и культуры научного исследования, стали бы в ближайшее время насущной задачей нашей богословской и философской мысли. В противном случае, никакая государственная поддержка не поможет нам продемонстрировать научную значимость богословия перед лицом отечественного ученого сообщества.     См.: Антонов К.М. Христианская правда и научная истина (Некоторые методологические аспекты написания курсовых и дипломных работ)//Материалы XVI ежегодной богословской конференции ПСТГУ. Т. 1. М., 2006.     См. об этом, например: Франк С.Л. Русское мировоззрение. Спб., 1996. Сс. 432-433.     Здесь происходит характерное смешение, часто служившее дурную службу христианству (особенно на Западе) – некритическое смешение собственно церковного учения с общепринятым мировоззрением. При этом последнее может выступать в разных видах: либо как мировоззрение эпохи формирования церковного учения, либо как «современное» мировоззрение, либо как более или менее произвольное соединение элементов того и другого в различных пропорциях.     Разумеется, совсем обойтись без оценок невозможно. Более того, бывают случаи, когда православный ученый обязан вынести оценку (духовную или догматическую) того или иного учения, идеологического построения и т.п. Необходимо, однако, более основательное продумывание того, как связана эта оценка с предшествующим ей теоретическим исследованием. Весьма предварительно можно сказать, что такое исследование не может быть непосредственным основанием этой оценки, оно может только прояснить ситуацию, сделать наши представления о данном материале более ясными и отчетливыми. В свою очередь и оценка такого рода не вытекает из теоретического исследования и потому не должна выдаваться за обнаружение научных или философских ошибок (как это частенько случается). Она основана скорее на присущем человеку вообще и особенно развивающемся у подвижника целостном чувстве правды, или, используя выражение Б. Паскаля, «логике сердца».

http://bogoslov.ru/article/2224964

И снова мы встали на защиту своих легитимных прав, обращаясь письмами и призывами ко всем, и снова УНМИК приостановил это беззаконное решение, но именно приостановил, а не полностью отменил, так что мы не знаем, что будет происходить в дальнейшем. Эти новые злодеяния в Косово и Метохии в отношении сербского народу, особенно покушения на наши святыни, ясно показывают всем, кто имеет глаза, чтобы видеть, что обстановка в Косовском крае отнюдь не стала лучше, и что сербы и их святыни все еще подвергаются открытым гонениям и террактам, причем все это происходит в присутствии и под управлением международных сил ООН. После этого краткого обозрения очевидно, что перспектива выживания сербов в Косово и Метохии, особенно возвращения изгнанных, представляется довольно печнальной. О том, что в Косово и Метохии господствует настоящий хаос, ответственность за который несет УНМИК, недавно заявил Омбудеман по Косово Марек Антони Новицки в своем представленном в Приштине официальном докладе о состоянии человеческих и гражданских прав. По его словам Косово все еще представляет собой «черную дыру» Европы и всего мира в отношении соблюдения прав человека, причем УНМИК продолжает игнорировать факты, свидетельствующие об этом. И в конце, завершим наше выступление данными, которые недавно сообщил Координационный Центр по Косово и Метохии. Согласно докладу этого Центра, «в течение четырд с половиной лет управления УНМИК в Косовском крае, от 10 июня 1999 года и до конца 2003 года, совершено 6392 нападения на сербов. Из этого числа 1197 сербов убито, 1305 сербов получили ранения, 1138 сербов похищено. Сегодня известно, что 155 похищенных убито, 13 похищенным удалось бежать, а 95 человек отпущено на свободу, тогда как судьба остальных 863 сербов все еще неизвестна». Нам остается молиться и надеяться, терпеть и оставаться на нашем мученическом Косово и Метохии, рядом с нашими святынями, рядом с могилами наших предков, с уверенностью в том, что у Бога есть решение и этой проблемы. Доклад прочитан 21 января 2004 года в Москве на открытии 14 ежегодной конференции Православного Свято-Тихоновского Богословского института. Освободительная армия Косово +Артемий, епископ Рашко-Призренский и Косово-Метохийский 23 января 2004 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/5228.html

Епископ Евстафий выступил на Рождественских чтениях с докладом «Религия и идентичность в России» Москва, 21 февраля 2006 г . 1 февраля 2006 г . в рамках XIV Международных Рождественских образовательных чтений на конференции «Проблемы вхождения иммигрантов в культурное пространство России», проходившей в конференц-зале Православного Свято-Тихоновского богословского института, епископ Читинский и Забайкальский Евстафий сделал доклад «Религия и идентичность в России», сообщает Prokimen.Ru . Владыка сразу подчеркнул, что «Россия была и остается многонациональной страной, разные народы которой исповедуют разные религии». Но русский народ – «державообразующий», и в силу своей численности (более 80% населения России), и в силу своего «глубокого духовного развития». Бытие России всегда определялось ценностями и духом русского народа. Поэтому абсолютно недопустима замена «русского» на некоего безликого «россиянина», ведь эта замена означает замену ценностей русских на совершенно другие – размытые и «неопределенные». Неприемлема и сама идея «замены общества «русского» на «российское», в котором уже не будет национальностей». Идея «плавильного котла», реализованная в Америке, по мнению владыки будет означать «исчезновение русского народа с исторической арены». А потому в условиях «современного российского общества эта идея нереализуема», поскольку ведет к «сокращению численности коренного населения» под давлением потока иммигрантов. Владыка привел данные статистики, по которым, несмотря на огромную ежегодную смертность коренного населения, численность жителей не уменьшается в 14-и из 23-х субъектов РФ. Это происходит из-за наплыва иммигрантов. В целом, по мнению владыки, и современные демографические условия крайне неблагоприятны для русского народа. Все изложенные проблемы должны решаться «на основе русской духовной традиции». Эта традиция – Православие, и «этот столп России не должен быть разрушен». Образование в русских традициях – «единственная основа сосуществования народов, поскольку, просвещенные иммигранты не будут разрушителями традиционной культуры России». Единство нации возможно «лишь на основе веры Христовой». Исходя из этого, владыка особо акцентировал внимание на чрезвычайной важности миссионерской деятельности. Необходим, например, выпуск литературы на китайском, корейском и других языках. В качестве особой задачи владыка отметил миссионерскую деятельность среди народов России, «продолжающих пребывать в язычестве». В качестве примера он указал на существование в его епархии сети молодежных лагерей, имеющих целью «просвещение молодежи Бурятии в христианском духе». 21 февраля 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/16361.html

На архиерейском соборе 2000 года патриарх призвал глав епархий развивать сферу ИТ: " Настало время подумать о создании в нашей Церкви единой системы внутрицерковного обмена информацией с использованием в ней современных коммуникационных технологий. Это требует серьезной заботы правящих архиереев о необходимости приобретения современных технических средств связи. Разве так сложно купить компьютер, подключиться к сети Интернет и получать официальные церковные сообщения по электронной почте, распространяемые Службой коммуникации Отдела внешних церковных сношений, другими Синодальными учреждениями, некоторыми епархиальными управлениями? " . К 2000 году православный сегмент насчитывал более 500 страниц. Уже стало ясно, что альтернатива " миссионерская территория - гетто " неактуальна, потому что тенденцией развития узкотематических сайтов, в том числе религиозных, стало формирование корпоративных (или в другой трактовке - " клубных " ) сред. Семинары и конференции, посвященные освоению православными интернет-пространства, регулярно проводятся в рамках ежегодных " Рождественских чтений " . В конце 2003 года православный сегмент Сети насчитывает около 1600 ресурсов. Он пережил несколько информационных войн, самая громкая из которых разразилась по поводу отказа от ИНН, когда несколько активных сайтов (www.zaistinu.ru, www.pravoslavie.ru) спровоцировали полемику, приведшую к созыву специального заседания Синодальной богословской комиссии. Несмотря на определения этого заседания, некоторые околоцерковные СМИ и организации до сих пор протестуют против штрих-кодов и ИНН и призывают к неповиновению светским и церковным властям. Первая хакерская атака на православный сайт произошла вскоре после открытия сайта храма Христа Спасителя (www.xxc.ru) в августе 2000 года. Александр Дятлов, администратор проекта " Россия православная " , который обеспечивает хостинг этого сайта, 24 августа по электронной почте получил письмо от человека, представившегося " хакером, которому предложили взломать сайт www.xxc.ru за деньги " . После непродолжительной переписки они созвонились, и хакер сообщил, что не будет осуществлять взлом. Свое имя он назвать отказался, не назвал он и заказчика взлома. Дятлов убедился, что это была реальная угроза взлома, а не розыгрыш и не ложная тревога: хакер сообщил, что провел полный анализ системы безопасности " России Православной " и сообщил всю информацию о потенциально уязвимых местах, которые и были " залатаны " . На этом проблемы www.xxc.ru не закончились. Умельцы скопировали контент сайта на " Храм.ру " (www.xram.ru), добавили несколько рубрик и повесили объявление о том, куда направлять пожертвования. Сколько пользователей " пожертвовали " - неизвестно. Через некоторое время, после ряда обличающих публикаций, сайт-двойник прекратил свое существование.

http://religare.ru/2_7650.html

В семинарии оборудованы специализированные классы: христианского искусства с обширным собранием икон, живописи, скульптуры и произведений прикладного искусства, кабинеты библейской истории и истории христианства в Казанском крае, кроме того ведутся работы по созданию церковно-археологического музея. Также функционируют два компьютерных класса оснащенных современной техникой, и планируется открытие третьего. С 2003 года Казанская духовная семинария участвует в проекте дистанционного обучения. Учащиеся духовной школы в режиме реального времени слушают лекции ведущих профессоров и преподавателей высших учебных заведений РПЦ. В сентябре 2003 г. в Духовной семинарии введен факультативный курс «Теоретической и практической иконописи» — по авторской программе преподавателя Ю.В.Алексеевой. В ходе обучения воспитанники знакомятся с иконографией изводов, символизмом иконы, изучают основы реставрации и написание икон, приобретают навыки ухода за церковной утварью. По окончании курса выдается диплом иконописца. Многим пользователям глобальной сети Интернет на протяжении уже нескольких лет известен сайт Казанской Духовной Семинарии ( www.kds.eparhia.ru ). Под руководством проректора по воспитательной работе игумена Кирилла (Илюхина), пять студентов трудятся над его постоянным обновлением. Регулярно создаются новые разделы, публикуются работы студентов и преподавателей КазДС. Особым интересом у посетителей сайта пользуются разделы: «Библиотека»; «Вопрос-ответ»; «А знаешь ли ты что такое счастье?»; «Месяцеслов Казанской епархии» и др.. Многочисленные благодарственные отзывы в «гостевой книге» говорят о пользе и необходимости сайта. В 2006 г. Интернет-страница Духовной школы была удостоена высокой оценки Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Казанская духовная семинария проводит активную научную деятельность, сотрудничает с рядом отечественных организаций и институтов (Институт российской истории РАН, Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», Московской университет, Российское библейское общество), зарубежных (UBS — Союз библейских обществ, IBT — Институт перевода Библии, Гессенский университет, Оксфордский университет и т.д.), а также организациями Татарстана (Казанский государственный университет, Институт Татарской энциклопедии, Институт истории РТ и др.). Семинарией ежегодно проводятся региональные и всероссийские научные конференции, к примеру: в октябре 2004 года была организована и проведена всероссийская научно-богословская конференция «Современный мир, гуманитарные и богословские науки», в ноябре 2005 г. — «Богословие и гуманитарные науки. Традиции и новая парадигма» и др..

http://patriarchia.ru/db/text/120682.htm...

священник Кирилл Копейкин Протоиерей Герасим Паскин и его учение о слове Петриева Н.Н. (РГСУ) Детство в христианстве Власова Е.И. (Институт общего образования МО РФ) Проблема духовно-нравственного воспитания в трудах отечественных педагогов XIX - начала XX века Агеева А.В. (ПСТГУ) Использование наглядных пособий на уроках Основы православной культуры Алисова А.С. (ПСТГУ) Влияние мировоззрения педагога на становление духовных потребностей учащихся Мумрикова Л.И. (ПСТГУ) Игра как средство духовно-нравственного воспитания на уроках основы православной культуры в начальных классах Шпаков А.Э. (КубанскийГУ) Опыт подготовки преподавателей основ православной культуры на базе Кубанского государственного университета Леонтьев В.Г. (Сергиевопосадское отделение Российского философского общества РАН) Православная культура в контексте научно-богословского синтеза Цвелева Наталья Павловна (Тверской ГУ) Подготовка препод. православной культуры в начальной школе в Тверском Государственном Университете ПОДСЕКЦИЯ " ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ " 21 ЯНВАРЯ (ПЯТНИЦА) Начало заседания: 10.00 Место заседания: 1-й гуманитарный корпус МГУ им. М.В. Ломоносова протоиерей Алексей Касатиков (г. Анапа) Миссионерский аспект православной педагогической деятельности Власова Е. И. (Институт Общего образования МОиН РФ) Специфика организации духовно-нравственного воспитания в системе дополнительного образования Бабкин Н. И. (МГУС) Духовно-нравственное воспитание в самообразовании Морозов А. В. (МГПИ) Духовно-нравственное воспитание студентов педагогических учебных заведений средствами учебных спецкурсов и факультативных занятий Миронова М. Н. (КОИПКРО) Православному педагогу о необходимости рассуждения Маликова Р. Н. (КГПУ) Взаимосвязь светской и православно направленной педагогики в сфере дополнительного образования Никитченков А. Ю. (ПСТГУ) Отражение русской духовной культуры в содержании спецкурса " Русский фольклор и методика его преподавания в начальной школе "

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=188...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010