После окончания первого заседания состоялась презентация книги митрополита Минского и Слуцкого Филарета «Взыскание Царства», отвечающей на вопрос, какой должна быть повседневная жизнь человека в этом мире, что он должен преодолеть на своем жизненном пути, чтобы достичь той светлой цели, которую поставил перед человечеством Господь. «Традиционные Киевские чтения — это не собрание священников, преподавателей, ученых и богословов на отдых, — отметил митрополит Филарет. — На нас возлагается большая ответственность, ведь на основании этих докладов студенты духовных школ будут писать свои научные работы, православные журналисты — статьи, преподаватели будут готовить свои лекции, а миссионеры — проповеди и выступления». Выступая перед присутствующими, митрополит Филарет отметил, что Национальный университет «Киево-Могилянская Академия» и издательство «Дух и литера» делают большое дело, собирая ежегодно в сентябре богословов общецерковного значения. Традиционная международная конференция — это не просто пленарные заседания, это также круглые столы, презентации, полемические дискуссии, практические семинары. Все это дает возможность людям из разных стран мира обменяться опытом, поделиться своими достижениями в области богословской науки. «Ежегодно мы организовываем подобные мероприятия не столько ради развития богословской науки, сколько ради людей, которые, по моему мнению, очень устали от постоянных неконструктивных диспутов, часто возникающих между различными общественными группами, — говорит организатор конференции, директор издательства «Дух и литера» Константин Сигов. — Всем хочется услышать именно Благую Весть, Слово Истины на языке современности, люди интересуются жизнью Церкви, стремятся в чем-то воспользоваться ее опытом. Именно для этого сегодня тут собрались выдающиеся специалисты богословской науки и миссионеры. Уверен, что Успенские чтения станут важным этапом в осознании именно вызовов современности, стоящих перед христианами и людьми, ищущими спасения». По словам одного из участников богословской встречи епископа Черниговского и Нежинского Амвросия, очень важно, что Международная конференция «Успенские чтения» проходит именно в актовом зале Киевской Духовной академии. Таким образом сегодняшние семинаристы, а в будущем — пастыри и богословы, имеют возможность стать участниками решения богословских вопросов, поиска ответов на актуальные вопросы современности, позаимствовать большое количество интересных тем для проповедей, лекций и докладов, ведь все это со временем для многих из них станет важной составляющей пастырского служения и повседневной жизни.

http://patriarchia.ru/db/text/39148.html

Общецерковная аспирантура и докторантура проведет Кирилло-Мефодиевские научные чтения 14 июня, 2013. Новостная служба Конференция приурочена к двойному юбилею: 1150-летию начала просветительской деятельности равноапостольных братьев и 150-летию решения Святейшего Синода о ежегодном торжественном праздновании их памяти. 14 июня. ПРАВМИР. Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия 25-26 июня проведет Кирилло-Мефодиевские научные чтения. Конференция приурочена к двойному юбилею: 1150-летию начала просветительской деятельности равноапостольных братьев и 150-летию решения Святейшего Синода о ежегодном торжественном праздновании их памяти. На открытии конференции выступит ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры, председатель ОВЦС, председатель Синодальной библейско-богословской комиссии митрополит Волоколамский Иларион. В научном форуме примут участие ученые-слависты из России и зарубежных стран. Мероприятие пройдет во взаимодействии с Всероссийской государственной библиотекой иностранной литературы и при поддержке Фонда просвещения «Мета». Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 1 ноября, 2018 19 июля, 2018 8 февраля, 2018 24 июня, 2017 1 ноября, 2014 25 апреля, 2014 9 февраля, 2013 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/obshhecerkovnaya-aspir...

Троицкий С.В. Афонская смута. С. 119–120. Это основания связаны с проводимым Паламой в ходе его полемики с Варлаамом и Григорием Акиндином различением понятий «Бог» ( θες) и «божественность» ( θετης) с отсылкой к Дионисиевскому корпусу и «К Авлавию» (PG 45, 124-125) Григория Нисского. См. например: Gregorius Palamas. Antirrh. c. Acind. I, 4-5; II, 19. См.: Булгаков С., прот. Из памяти сердца. Прага//Исследования по истории русской мысли. Ежегодник 1998. М., 1998. С. 156 (запись от 16/29.09.1923). Флоровский Г.В. Г. Флоровский – Н. Глубоковскому, 30 марта 1911 г.//Сосуд избранный. СПб., 1994. С. 111. В целом об отношениях между Флоровским и Булгаковым в контексте споров вокруг софиологии см.: Климов А.Е. Г.В. Флоровский и С.Н. Булгаков. История взаимоотношений в свете споров о софиологии//С.Н. Булгаков: Религиозно-философский путь. Международная научная конференция, посвященная 130-летию со дня рождения. М., 2003. С. 86–114, а также доработанный вариант этой статьи на английском языке: Klimoff A. Georges Florovsky and the Sophiological Controversy//St Vladimir " s Theological Quarterly. 2005. Vol. 49. 1–2. Р. 67–100). Евтухова Е. С.Н. Булгаков. Письма к Г.В. Флоровскому (1923–1938)//Исследования по истории русской мысли. Ежегодник 2001–2002. М., 2002. C. 206. «Спасибо за сюрприз — перевод из Паламы. В своё время я этот трактат изучал» (Там же. C. 211). Флоровский Г.В. Тварь и тварность//Православная мысль. Труды Православного Богословского института в Париже. 1928. С. 201–204. В постсоветское время эта статья Флоровского была переиздана по крайней мере в двух значимых сборниках его статей: Флоровский Г., прот. Тварь и тварность//Догмат и история. М., 1998. С. 108–150; Флоровский Г., прот. Тварь и тварность//Христианство и цивилизация. М., 2005. С. 280–315. Отмечу, что последнее переиздание осуществлено довольно неряшливо: так, из сносок убран весь приводимый Флоровским греческий текст, который редакторы этого издания заменили русским переводом соответствующих мест, причём авторство этих переводов не оговорено, так что у читателя складывается ложное впечатление, что они принадлежат Флоровскому.

http://bogoslov.ru/article/6171225

Тогда летом 1990 года в наши храмы родители, бабушки привели детей и внуков, чтобы мы дали им духовно-нравственный стержень, чтобы эти дети выросли людьми. В Николо-Кузнецкий храм привели 650 детей разного возраста, в соседний — 450 и т.д. Для того, чтобы организовать около 40 классов воскресной школы нужны были прежде всего преподаватели: привлекались студенты, аспиранты, родители, и для них в первую очередь был создан Православный Свято- Тихоновский Богословский Институт. Первые 300 студентов ПСТБИ   с огромным воодушевлением учились вечерами в подвалах, на чердаках, так же вдохновенно преподавали священники и более опытные миряне. Постепенно приобретались новые знания, преподавание вводилось в некоторую систему. Учебные планы, программы, курсы с годами совершенствовались и во многом достигли университетского уровня. Сегодня Университет имеет более 600 преподавателей, более 1000 студентов на дневном и вечернем отделениях на 7 факультетах и около 3000 студентов на заочном отделении. В ПСТГУ преподают профессора и доценты из МГУ, Духовной Академии, Академии Наук, из других ВУЗов, действует Ученый Совет, на заседаниях которого защищаются кандидатские, магистерские и докторские диссертации.   Подобного типа ВУЗы сейчас   существуют в Москве, Петербурге и многих других городах. С 1990г. начали возникать и православные гимназии, лицеи. 2. Ежегодные Международные Образовательные Рождественские Чтения. Тогда же стали проводиться ежегодные всероссийские конференции: Рождественские Образовательные Чтения. Уже в 1993г. Чтения выросли до уровня международных и привлекли представителей всех регионов СНГ и всех епархий РПЦ. Сегодня Рождественские Образовательные Чтения – это международная конференция, первые два пленарных заседания которой проходят в Кремлевском Дворце Съездов. На этих заседаниях выступают Святейший Патриарх, митрополиты, министры, общественные и государственные деятели, крупные ученые. Зал на 5500 человек всегда полон. В своих выступлениях президент РАН Юрий Осипов , и президент Российской Академии образования Н.Д. Никандров и другие говорят об острых проблемах, стоящих перед отечественным образованием и воспитанием, о невозможности наладить воспитание школьников и студентов без активного участия Церкви. На проходившем в январе 2006 г.   пленарном заседании выступления министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко было встречено враждебно, поскольку широко известна его антинациональная политика, ориентированная на реформы глобализации. Выступление было прервано голосами, топотом ног и даже свистом. Министру не давали говорить до тех пор, пока Патриарх не успокоил зал. Подобный прием этот министр встретил и на общем собрании Российской Академии Наук.

http://pravmir.ru/propovedovat-veru-xris...

Учитывая рост числа Православных гимназий в нашем Отечестве и неуклонное увеличение их влияния на подрастающее поколение, необходимо скорейшее решение вопроса о соотношении эволюционизма и богословия. В противном случае самодеятельные " учителя " будут в своих лекция дезинформировать молодежь и компрометировать задачу Православного обучения и воспитания. Если Вам, Ваше Высокопреосвященство, покажутся мои вопросы и обеспокоенность достойными внимания, я готов изложить свои взгляды на соотношение креоционизма, эволюционизма и преподавания естествознания в Православных гимназиях более подробно там и тогда, где и когда Вы найдете нужным. Зав. Лаб. млекопитающих Палеонтологического института РАН д.б.н., проф. Александр Карэнович Агаджанян 12.02.2004   5. Письмо доктора геолого-минералогических наук,старшего научного сотрудника Ботанического института им. В. Л. Комарова А.В. Гоманькова Его Высокопреосвященству митрополиту Минскому и Слуцкому Филарету, председателю Богословской комиссии при Священном Синоде Русской Православной Церкви Ваше Высокопреосвященство, дорогой владыка! В последние годы в среде Русской Православной Церкви распространилось учение креационизма, отрицающее существование эволюции вприроде. Последователи этого учения считают, что признание эволюции всей Вселенной в целом, а также, в частности, планеты Земля и ее растительного и животного мира несовместимо с православным вероучением и объявляют эволюционизм ересью. В качестве аргументов в пользу своей позиции они приводят или цитаты из творений Святых Отцов. вырванные из контекста и свидетельствующие о крайне примитивном и тенденциозном подходе к святоотеческому наследию, или (так называемый «научный» креационизм) - столь же тенденциозную интерпретацию некоторых естественнонаучных данных, которая в свете современного естествознания выглядит как вопиющая безграмотность. В настоящее время православные креационисты активно выступают на различных конференциях (на ежегодных Рождественских чтениях, на семинаре «Наука и вера» в ПСТБИ, на специальных конференциях, организованных Отделом религиозного образования и катехизации в 1999 г.

http://bogoslov.ru/article/2519832

30 марта 2020 Лекция профессора Зены Хиц, прочитанная 3 марта 2020 года в Торонтском университете, США. Зена Хиц - профессор философии Сент-Джонс-колледжа, Кембриджский университет, Великобритания. 11 февраля 2020 Вышла в свет монография проректора по научной работе Нижегородской духовной семинарии А.В. Ворохобова " Антропологическая методология неоортодоксии в контексте западного философского дискурса XIX – первой половины XX в. " 19 ноября 2019 Редакция журнала «Новое литературное обозрение» и Европейский университет в Санкт-Петербурге объявляют прием заявок на V ежегодную конференцию в рамках совместного проекта «Антропологизация гуманитарных и социальных наук». 1 ноября 2019 27–28 марта 2020 года факультет антропологии ЕУСПб проводит девятую научную конференцию «Антропология. Фольклористика. Социолингвистика». Психоаналитическая теория, разработанная Зигмундом Фрейдом, сосредоточена на внутреннем мире человека. При этом она часто игнорирует духовную жизнь, находя рациональные объяснения любых психических феноменов. В статье представлена православная точка зрения на психоанализ и подробно объяснено, как разрушительно он воздействует на традиционное понимание человеком самого себя как творения Божия. Профессор Оксфордского и Кэмбриджского университетов, знаменитый писатель Клайв Стейплз Льюис известен во всем мире не только как создатель волшебного мира " Хроник Нарнии " , но и как глубокий христанский мыслитель и богослов, чьи книги многих приводят к вере и помогают лучше понять христианство. В представленной статье автор на основе писем Льюиса размышляет о взглядах писателя на спасение и молитву. В данной статье игумен Агафангел (Гагуа) предлагает вниманию читателей обзор религиозных концепций языка с целью выявить некоторые существенные отличительные черты религиозно-философских и богословских учений русских православных мыслителей, оказавших сильнейшее влияние на современную философию языка и лингвистику. Как имя христианина связано с тем, что человек создан по образу и подобию Божию? Что предопределяет имя, к чему призывает своего носителя? Где корни возникновения имятворчества, к которому способен человек, и человеческой речи вообще? Рассуждения игумена Агафангела (Гагуа) затрагивают эти и многие другие вопросы.

http://bogoslov.ru/tag/Антропология

6 . Глубоковский Н. Н. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии. М., 2002. 184 с. 7 . Дворкин А. Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. Изд. 3-е, пераб. и доп. Н. Новгород: Христианская библиотека, 2007. 813 с. 8 . Дворкин А. Л. О некоторых подходах к методологии православного сектоведения. Труды ежегодной богословской конференции ПСТГУ. Ежегодная богословская конференция ПСТБИ: Материалы 2000г. М.: Изд-во ПСТБИ, 2000. С. 65–83. 9 . Деяния Вселенских Соборов. Т. V. Казань, 1913. 323 с. 10 . Журналы Совета Московской Духовной Академии за 1905 г. БВ. 1906. Т. 1. 7/8. С. 353–432. Журналы Совета Московской Духовной Академии за 1908 г. БВ. 1909. Т. 1. 4. С. 243–246. 11 . Журналы Совета Московской Духовной Академии за 1909 г. БВ. 1910. Т. 1. 1. С. 236–239. 12 . Кантеров И. Я. Новые религиозные движения в России (религиоведческий анализ). М., 2006. 472 с. 13 . Конь Р. М. Введение в сектоведение. Нижний Новгород, 2008. 495 с. 14 . Конь Р. М. Православная миссия среди сект [Электронный ресурс]: Научный богословский портал Богослов.Ru. История. История сект и расколов. URL: http://www.bogoslov. ru/text/5177513.html (дата обращения: 22. 12. 2017). 15 . Конь Р. М. Противосектантская деятельность Русской Церкви по материалам подготовки Освященного (Поместного) собора 1917–1918 годов. Богословский вестник. 2018 г. (Готовится к печати). 16 . Конь Р. М. Сектоведческая тематика в трудах святителя Феофана Затворника . Русская патрология. Материалы академической конференции. Сергиев Посад: МДА, 2009. С. 267–309. 17 . Конь Р. М. Исторический путь русского сектоведения. Материалы кафедры богословия: 2012–2013 годы. Сергиев Посад: МДА, 2013. С. 181–198. 18 . Конь Р. М. К истории учреждения кафедры сектоведения в Московской духовной академии. Материалы кафедры богословия: 2012–2013 годы. Сергиев Посад: МДА, 2013. С. 199–225. 19 . Лифтон Р. Технология «промывки мозгов». Психология тотализма. М., 2005. 576 с. 20 . Мартинович В. А. Нетрадиционная религиозность: возникновение и миграция: Материалы к изучению нетрадиционной религиозности. Минск: Минская духовная академия, 2015. Т. 1. 560 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Roman-Kon/isto...

  ЖУРНАЛ 85 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: Об уставе Московской Патриархии, типовом уставе прихода Русской Православной Церкви, а также об уставах Финансово-хозяйственного управления и Издательского Совета Московского Патриархата. ПОСТАНОВИЛИ:   ЖУРНАЛ 86 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, председателя Синодальной библейско-богословской комиссии о составе комиссии. ПОСТАНОВИЛИ:   ЖУРНАЛ 87 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, председателя Синодальной библейско-богословской комиссии о переносе сроков богословской конференции Русской Православной Церкви. Справка: Священный Синод в своем заседании от 15 апреля 2008 года (журнал определил провести очередную богословскую конференцию Русской Православной Церкви 9-12 ноября 2009 года с темой «Жизнь во Христе: христианская нравственность, аскетическое предание Церкви и вызовы современной эпохи». ПОСТАНОВИЛИ: Перенести богословскую конференцию Русской Православной Церкви «Жизнь во Христе: христианская нравственность, аскетическое предание Церкви и вызовы современной эпохи» с 9-12 ноября 2009 года на 15-18 ноября 2010 года.   ЖУРНАЛ 88 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного архиепископа Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей, о направлении делегации Русской Православной Церкви на очередное заседание Межправославной подготовительной комиссии, которое состоится с 10 по 17 декабря 2009 года в Шамбези, Швейцария. ПОСТАНОВИЛИ: Для участия в работе Межправославной подготовительной комиссии направить делегацию Русской Православной Церкви в составе:   ЖУРНАЛ 89 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного архиепископа Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей, об очередном заседании Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством, состоявшемся 2 октября 2009 года. Справка: Согласно Положению о деятельности Комиссии, утвержденному журналом Священного Синода от 16 июля 2005 года, «Комиссия ежегодно через ее председателя представляет Священному Синоду отчет о своей деятельности».

http://patriarchia.ru/db/text/810642.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЖУРНАЛЫ ДУХОВНЫЕ христ. периодические издания, к-рые выпускаются церковными учреждениями или с их участием, научными или общественными орг-циями, фондами, а также частными лицами. К Ж. д., с одной стороны, примыкают церковные и церковно-общественные газеты, листки, бюллетени, отличающиеся в основном формальными признаками (формат, отсутствие обложки и, как правило, более высокая периодичность выхода), а также большей актуальностью публикаций; с другой - непериодические продолжающиеся издания (нумерованные сборники статей, труды и доклады регулярных конференций и т. п.), серийные издания с низкой периодичностью (ежегодники, альманахи), календари, богослужебные указания, регулярные книгоиздательские и книготорговые каталоги. В Европе и Сев. Америке Предшественниками повременных христ. изданий были многочисленные религ. «летучие» листки и брошюры, появившиеся вскоре после изобретения книгопечатания и выпускавшиеся в большом количестве на новых европ. языках и латыни в эпоху Реформации и Контрреформации. В нач. XVII в. появились регулярно выходившие и сходно оформленные листки новостей, т. е. газеты. Вскоре после возникновения универсальных по содержанию регулярных научных периодических изданий, «Journal des savants» (издается в Париже с 1665) и «Acta eruditorum» (Lpz., 1682-1731), в XVIII в. появились богословские журналы. 1-й из них, «Altes und Neues aus dem Schatz theologischer Wissenschaften», был основан лютеранским пастором В. Э. Лёшером и выходил в Виттенберге (1701) и Лейпциге (1702-1720, под заглавием «Unschuldige Nachrichten von alten und neuen theologischen Sachen»). Его преемниками стали «Fortgesetzte Sammlung von alten und neuen theologischen Sachen» (1720-1750) и «Neue Beyträge von alten und neuen theologischen Sachen» (1751-1761) с тематическими приложениями, кумуляциями и указателями, выходившими каждые 10 лет. Вслед за этими изданиями во мн. европ. странах в XVIII в. появились богословские, практические (напр., проповеднические), нравоучительные (в т. ч. пиетистские) журналы, а также посвященные новостям церковной жизни отдельных земель. Бурный рост протестант. и католич. периодических изданий в Зап. Европе происходил на протяжении XIX в. В 70-х гг. в Европе и Сев. Америке появились специализированные богословские журналы, а также периодические издания рецензий и обзоров богословской лит-ры.

http://pravenc.ru/text/182371.html

Кардиналы получают 15,000 жалования Архиепископского 10,000 прибавочного кардинальского. При открытии Собора было четыре посторонних прелата: Архиепископ Сенский, Еп. Тройский и два из Ирландии; а последнее заседание украсилось присутствием Никейскаго-Нунция Апостольского, Арх. Безансонского, Арх. Санского, Арх. Горы Ливана, Еп. пяти Ирландских, три Французских, всех числом 18-ть. См. дело Канцелярии обер-прокурора. См. дело канц. обер-прокурора 1) Конференции о казусах совести. 2) Постановление, приносящее некоторые изменения в регулировании богословских конференций Парижской епископии. 3) Постановление, относящееся к ежегодному экзамену для молодых священников парижского духовенства. 4) Постановление, которое установлено в Парижской епископии по примеру того, которое практикуется в Риме в конференциях для обсуждения казусов совести, за которыми следует философское рассуждение. 5) Вопросы, предложенные Архиепископом на конференции в 1850 г. 6) Подписка на произведение славяно-католическое. См. дальше. Переводов в деле не оказалось. Гр. Протасова. Поповицкий Александр Иванович — публицист-богослов. Род. в 1826 г. По окончании СПб. Духов. Академии в 1849 г. отправился в Париж; преподавателем русского языка детям секретаря посольства кн. Л.Б.Куракина и был псаломщиком при посольской церкви; с 1864 по 1881 гг. преподавал французск. яз. в СПб. Дух. Акад.; одновременно сотрудничал в разных светских и духовных журналах, а с 1867 г. редак. «Современного Листка», издаваемого при журнале «Странник»; с 1874 по 1884 гг. — редак. «Церковно-Общественного Вестника»; с 1885 по 1904 гг. редак. «Русского Паломника». Ск. 29 марта 1904 г. «Я имел честь получить письмо Вашего Благословения, равно и карточку Вашу. Я не отвечал немедленно потому, что, имея намерение отправиться в скором времени в Петербург, я хотел перед отъездом моим зайти к Вам и тем удовлетворить Ваше желание и мое собственное. Теперь же я не могу назначить часа свидания с Вами, но будьте уверены, что перед моим отъездом я непременно побываю у Вас. Мне будет весьма приятно познакомиться с Вами, ибо брат мой (секретарь посольства в Париже) мне часто про Вас говорил. Посему, покорнейше прошу Ваше Благословение подождать насколько дней, и принять между тем уверение в моем глубоком к Вам уважении и совершенной преданности. Ваш покорнейший слуга

http://azbyka.ru/fiction/parizhskie-pism...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010