20. Схимонахиня Игнатия (Петровская). Русское песнотворчество в честь Богоматери/Подготовка текста, публикация А.Л. Беглова//Альфа и Омега. 2004. 3(41). – С. 297–311; 2005. 1(42). – С. 315–330. 21. Монахиня Игнатия. Об отце Александре Ветелеве/Публикация, примечания А.Л. Беглова//Альфа и Омега. 2005. 2(43). – С. 248–254. 22. Монахиня Игнатия (Петровская). О создании службы всем русским святым/Публикация А.Л. Беглов//Альфа и Омега. 2005. 3(44). – С. 265–285. 23. Патриотическая деятельность Русской Православной Церкви в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.//Молодежь и религия. V Московская областная научно-практическая конференция «Молодежь и религия». – М., 2005. – С. 19-27. 24. «Сергианское» подполье: к постановке проблемы//XV Ежегодная богословская конференция ПСТГУ. Материалы. Том 1. – М., 2005. – С. 292–298.   2004 25. Церковное подполье 1920–1940-х годов в СССР в контексте государственно-церковных отношений. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. – М., 2004. 26. Монахиня Игнатия (Петровская). Круг богородичный/Предисловие, подготовка текста и публикация А.Л. Беглова//Альфа и Омега. 2004. 1(39). – С. 319–344; 2(40). – С. 346–361. 27. Последний бой обновленцев//Альфа и Омега. 2004. 2(40). – С. 205–214. 28. Со святыми упокой. [Некролог: схимонахиня Игнатия (Пузик)]//Церковный вестник. 17(294) сентябрь 2004. – С. 12–13. 29. Советское законодательство в отношении Русской Православной Церкви 1920–1940-х гг.: колебания границы легальности//Религии мира. 2004. – М., 2004. – С. 211–218.   2003 30. Лжепророки в своем отечестве. О генезисе религиозных настроений сторонников канонизации Григория Распутина//НГ-религии. 19 марта 2003 г. 5 (113). – С. 3. 31. Епископат Русской Православной Церкви и церковное подполье в 1920–1940-е гг.//Альфа и Омега. 2003. 1(35). – С. 138–155. 32. Монахиня Игнатия (Петровская). Эксапостиларии (светильны) Святой Пасхи и Пятидесятницы/Подготовка текста и публикация А.Л. Беглова//Альфа и Омега. 2003. 1(35). – С. 279–285.

http://bogoslov.ru/person/263228

Arhiva La Academia de teologie din Sanct-Petersburg s-a desfurat conferina tiinifico-teologic anual 17 noiembrie 2016 18:26 Ежегодно в стенах Санкт-Петербургской духовной академии проходит научно-богословская конференция, которая собирает деятелей церковной науки со всего мира. На этот раз мероприятие было приурочено к 70-летию возрождения деятельности духовного учебного заведения города на Неве и организовано при поддержке Отдела по связям с религиозными объединениями Администрации губернатора Санкт-Петербурга. Эта ноябрьская конференция уже восьмая по счету, и в нынешнем 2016 году она собрала особенно много гостей, что становится очевидным не только по количеству докладов и секций, но и по спикерам пленарного заседания, которые представляли пять различных стран мира: Россию, Италию, Францию, Сербию и Словакию. Также несмотря на контекст мероприятия, который предполагал особое внимание к историческим темам, докладчики задали высокий уровень чисто богословской дискуссии уже в ходе открытия конференции. Открывая форум в первый день работы, 16 ноября, ректор Санкт-Петербургской духовной академии архиепископ Петергофский Амвросий зачитал часть поздравления Святейшего Патриарха Кирилла, которое Предстоятель Русской Православной Церкви направил в адрес учебного заведения в связи с 70-летием возрождения его деятельности: «С глубокой благодарностью вспоминаю сегодня те годы, когда Господь судил мне учиться, учить и быть ректором нашей замечательной Академии. Отрадно, что в настоящее время Санкт-Петербургские духовные школы остаются одним из ведущих богословских учебных заведений Московского Патриархата и, сохраняя лучшие традиции прошлого, стремятся совершенствовать свою деятельность, дабы убедительно свидетельствовать и ближним, и дальним о Свете истинном, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир (Ин. 1:9)». Начальник Отдела по связям с религиозными объединениями Администрации губернатора Санкт-Петербурга В.Г. Иванов зачитал приветствие вице-губернатора северной столицы А.Н. Говорунова, в котором представитель городской администрации выразил надежду, что участники конференции, осмыслив историческое прошлое и настоящее Духовной академии, обменяются мнениями о ее месте и значении в современном социокультурном пространстве.

http://patriarchia.ru/md/db/text/4683375...

Участие РПЦ в международном движении за мир началось с принятия на Московском совещании глав и представителей Поместных Православных Церквей в 1948 г. обращения к христианам всего мира, отражающего тревогу за будущее человечества в период нараставшей «холодной войны» и гонки ядерных вооружений. Миротворческий форум в Троице-Сергиевой лавре в 1952 г. положил начало не только межрелиг. служению в СССР, но и становлению международного межрелиг. служения в защиту священного дара жизни на земле. Вторая подобная конференция с участием зарубежных религ. деятелей «За сотрудничество и мир между народами» прошла в лавре 1-4 июля 1969 г. Всемирные мирные конференции религ. деятелей проходили в Москве в 1977 и 1982 гг. Во время политического конфликта 1993 г. в России ОВЦС организовал переговоры между враждующими сторонами, а также участвовал в разработке «Договора об общественном согласии» в апр. 1994 г., наметившего мирные пути развития политического процесса в России. Взаимодействие по линии гражданских обществ Секретариат по делам дальнего зарубежья ОВЦС осуществляет контакты с международными правительственными и неправительственными организациями, руководством и официальными представителями зарубежных гос-в, иностранными общественными институтами и структурами; поддержку соотечественников, проживающих вне пределов канонической территории РПЦ, участие в диалогах по линии гражданских обществ России и иностранных гос-в, а также реализацию духовно-просветительских и культурных проектов в зарубежных странах. На регулярной основе осуществляется взаимодействие РПЦ с Мин-вом иностранных дел РФ, Россотрудничеством, фондом «Русский мир». Проводятся ежегодные круглые столы, посвященные соработничеству РПЦ и соотечественников, проживающих в различных регионах мира. По инициативе ОВЦС был создан Всемирный русский народный собор, ставший одним из главных общенациональных форумов, предоставляющих пространство для дискуссий на самые волнующие темы политическим и общественным лидерам. Представители ОВЦС принимали участие в разработке и согласовании Закона РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» . Участие в форумах по линии гражданских обществ, наиболее заметным из к-рых является российско-герм. форум «Петербургский диалог», позволяет РПЦ развивать сотрудничество с общественными орг-циями, научными и деловыми кругами, а также частными лицами с целью реализации совместных проектов, направленных на укрепление и продвижение христ. ценностей в обществе. Совместно с Мин-вом культуры и Мин-вом иностранных дел организуются церковно-гос. проекты, представляющие культуру России, важное место среди них занимают Дни духовной культуры России. Организуются выступления церковных хоровых коллективов, выставки детского художественного творчества, презентации паломнических маршрутов, форумы и конференции, посвященные обсуждению богословских и церковно-исторических тем. Информационно-издательская деятельность

http://pravenc.ru/text/2581695.html

В этом отношении характерны статьи г. Лебедева, напечатанные в Церковном Вестнике в 3, 5, 6 текущего года. Комиссии по преобразованию духовно-учебных заведений предстоит самым серьёзным образом пересмотреть вопрос об отношениях начальных духовных школ к средним, установить между ними более близкую связь и живое общение и заменить контроль Семинарий над училищами, – обидный для последних и малополезный для учебного дела, – ежегодными собраниями всех наставников тех и других заведений для обмена мыслей по наиболее важным и общим данных всех педагогическим вопросам. Tempora mutantur. Что уместного было в старину, то утратило свой смысл теперь. 1831 Предположенное Св. Синод. изменение 92 и 32 §§ С. Уч. Уст. Высочайше было утверждено 1-го июля, известие же об этом в газетах было напечатано 25 ав. 1902 г. 1833 „Сущность христианства“ в печати удержала деление на 16 лекций, которое однако не соответствует делению по содержанию. 1835 В этом отношении характерны два случая, имевшие место недавно в Берлине (см. Christliche Welt за 1903 г. 17). Городской магистрат избрал на вакантное место пастора к церкви св. Петра пфаррера из Грейфевальда, – Гейна (Heyn). Но настоятель церкви, von der Goltz, ссылаясь на то, что в проповедях Гейна он нашёл либеральные мысли, протестовал против этого избрания, и Королевская Консистория решила спор в пользу настоятеля. – К церкви св. Луизы, в Шарлоттенбурге, приглашён был в пасторы некий пфаррер Ниман, известный тем, что он недавно отрёкся от своих либеральных убеждений и перешёл в лагерь ортодоксалов. Либеральная партия в приходе названной церкви подала протест против этого избрания, но консистория, не взирая на этот протест, утвердила Нимана. 1836 Были даже случаи перехода самих пасторов в лагерь социал-демократии: напр. Берлинский пастор „Göhre (см. Christliche Welt за 1901 г. 2 и Chronik d. Chr. W. за 1901 г. 5 и 7) и пфаррер Biumhardt из Вюртембергского курорта Boll (см. Chr. Welt, 1901, 5). Эти случаи произвели большой переполох в верующих кругах общества. 1837 Напр., Julius Kaftan в Christi. Welt, за 1902 г. 13: Seeberg в книге „Die Grundwahrheiten der christlichen Religion“; основные мысли этой книги он повторил недавно в своём реферате „Die Persönlichkeit Christi der feste Punkt im fliessenden Strome der Gegenwart“, прочитанном на Церковно-социальной конференции в Берлине 13 апреля 1903 года. 1838 Prof. Hermann Cremer, Das Wesen des Christentums. Vorlesungen im Sommersemester 1901 vor Studierenden aller Fakultäten an der Universität Greifswald“, Gütersloh, 1901. 1839 Мы пользуемся при этом статьёй пфаррера Erich Förster’a (в Chronik der Christi. Welt за 1901 г. 27, 28, 29 и 30): „Die Aufnahme von Harnacks Wesen des Christentums in der Presse; а также статьёй Rolffs " a (в Christliche Welt за 1901 г, 40, 41, 45 и 46): „Harnacks Wesen des Christentums und die religiösen Streuungen der Gegenwart“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В рамках XIX Богословской конференции Свято-Тихоновского университета состоится круглый стол, посвященный проблемам и перспективам российско-грузинского научного сотрудничества 22 января 2009 г. 13:02 В четвертый раз в рамках Ежегодной богословской конференции Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета пройдет работа секции, посвященной российско-грузинским культурным контактам. Гостями круглого стола «Картвелология: проблемы и перспективы» станут иерархи Грузинской Православной Церкви архиепископ Горийский и Самтависский Андрей, епископ Цагерский и Лентехский Стефан, грузиноведы из ИСАА и ПСТГУ. История российско-грузинских связей насчитывает около семи веков. B XVII beke Гpyзuя, ставшая лакомым кусочком для мусульманских Турции и Ирана, нашла военную поддержку у единственного православного соседа — России. Присоединение Грузии к России b XIX веке дало толчок научному изучению грузинской истории и культуры. Центры картвелологии (грузиноведения) действовали в Петербургском и Московском университетах. Здесь выросла целая плеяда грузинских историков и филологов. В настоящее время налажены тесные научные контакты между российскими и грузинскими научными центрами. В Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете студенты изучают грузинский язык, готовят научные работы при поддержке Института рукописей АН Грузии, ездят в научные командировки. В Свято-Тихоновском университете реализуется совместный российско-грузинский проект «Основные вехи 700-летних российско-грузинских государственно-церковных отношений». В университете учились и продолжают обучение несколько архиереев Грузинского Патриархата. Один из них, архиепископ Горийский и Самтависский Андрей — докладчик секции «Картвелология: проблемы и перспективы». Круглый стол «Картвелология: проблемы и перспективы» пройдет 24 января с 10:00 по 16:00. Адрес: ПСТГУ, ул. Новокузнецкая, 25Б, конференц-зал ректората. Тел.: +7 (495) 951-21-07,8-910-432-40-82. http://pstgu.ru/ E-mail: pressem@yandex.ru Пресс-служба ПСТГУ /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/535101.htm...

—466— такого громового значения буллы папы, какое они имели в средние века. Ещё более неприятным для папства это явление было потому, что старокатолики на первых же порах обнаружили стремление к сближению с православным востоком. Боннская конференция и последующие конгрессы старокатоликов показали папству, что это стремление имеет под собой и практическую почву. Тогда папство, и особенно в лице нынешнего папы Льва XIII, опят оживило свою энергию по употреблению в дело давно испытанного средства, – унии, видоизменив лишь, сообразно с обстоятельствами времени, его форму. Вместо прежних соборов (Ферраро-Флорентийский, Брестский) теперь вступает в дело модная форма конгресса, с его докладами, речами, рассуждениями, учёно-литературным отделом и т. д. Ещё на Ватиканском соборе 1870 года замечено было неудовольствие униатов на то, что ультрамонтанская партия римского католицизма относится к ним не только с пренебрежением, но и с явным притязанием на лишение их религиозной автономии, на уничтожение их обрядовых привилегий, – и преемник Пия IX нынешний папа Лев XIII решил изменить тактику. С первых же лет своего управления папским престолом он стал обнаруживать величайшую предупредительность, внимательность и любезность ко всем униатам, как и вообще к восточным христианам, делать им необычайные для прежних времён уступки. Так ещё в 1880 году он возвёл в звание кардинала армянского патриарха Гассуна, чего не бывало в течение 400 лет дотоле, и в том же году издал знаменитую энциклику (Grande munus), которая вечному городу Риму и всему миру (urbi et orbi) возвещала о том, что праздник святых Мефодия и Кирилла, первоучителей славянских, должен отныне праздноваться в целой (римско-католической) церкви ежегодно 5-го июля. Через это чествование имелось в виду привлечь на сторону Рима симпатии славян не только из униатов, но и из остающихся ещё вне ограды церкви римско-католической. И другими способами и средствами, без особенно строгого, с нравственной точки зрения, разбора их, по иезуитскому обычаю, пользовался Рим для такого привлечения, – и мы по злосчастной Болгарии знаем, на сколько успешна была

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Академик Олег Германович Ульянов является действительным членом Iuris Canonici Medii Aevi Consociatio (ICMAC Society for Medieval Canon Law) и Фонда греческих исследований в Москве. Член Экспертного Совета РАЕ (с 11.07.2018 г.), экспертного совета Научного журнала «Международный журнал экспериментального образования». Под эгидой VII Санкт-Петербургского международного культурного форума 15.11.2018 г. состоялась творческая встреча с академиком О.Г. Ульяновым в Санкт-Петербургском доме архитектора. 15 июня 2020 г. 60-летний юбилей русского академика с мировым именем Олега Германовича Ульянова был широко отмечен академическим сообществом России (УЛЬЯНОВ ОЛЕГ ГЕРМАНОВИЧ: К 60-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ//СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ. М.: Издательство: Издательский дом Академии Естествознания, 2020. С. 182-185). В адрес юбиляра поступили многочисленные поздравительные адреса от действительных членов РАН (И.П. Медведев и др.), президиума РАЕ, научных сообществ и органов государственного управления России, а также из-за рубежа, в т.ч. от Святого престола. Автор более 300 научных, богословских и энциклопедических работ. Публикуется в академическом альманахе РАН «Вестник истории, литературы, искусства», ежегоднике Научного совета РАН «Памятники культуры. Новые открытия», «Большой Российской энциклопедии», «Богословских трудах», «Православной энциклопедии» и целом ряде др. научных и церковных изданий. Авторские курсы византийского и древнерусского искусства, церковной археологии и литургики, канонического права в МДА и др. учебных заведениях РПЦ, а также пресс-конференции и интервью в российских и зарубежных информ-агентствах, публичные лекции на ТВ и радио. Библиография работ автора: Ульянов О.Г. Старшее Каширское городище по данным раскопок В.А. Городцова и на современном этапе исследований. М., 1984. Ульянов О.Г. Коллекция колоколов из собрания ГМЗК. М., 1985 г.//Архив ГМЗК. Оп. 2/н. Д. 87. Ульянов О. Г. Отчет об археологических исследованиях в Рославле в 1987 г.//Архив РИХМ. Ф. 3. Оп. 12.

http://bogoslov.ru/person/616055

Присутствуя лично 30 сентября 1757 года в состоящей при Ее Дворе Конференции, государыня обратила внимание, что монастырям предоставлено пользоваться своими доходами лишь в размере положенных штатов, что они должны стараться о . —622— собирании доходов и о хранении полученных в излишек, что с этой целью им часто приходится посылать монашествующих по таким местам, где по отсутствию церквей не бывает и службы Божией. Считая такое положение дел напрасным отягощением для монастырей и вредным для монашествующих, как привлекающее их к мipckuм попечениям, императрица «по собственному своему монаршему благоизобретению и просвещенной прозорливости повелеть соизволила» установить относительно доходов с монастырских и архиерейских деревень следующее узаконение: Деревни эти должны быть управляемы не монастырскими служками, но из отставных штаб и обер-офицерами, и переложены в помещичьи оклады. Получаемый от них доход должен был весь идти на монастыри с тем однако, чтобы расход на них не превышал положенного по штатам. Остатки же предписывалось сохранять и не употреблять без Высочайшего указа, так чтобы государыня, зная о их количестве, могла раздавать из этого на строение монастырей. Принимая же во внимание постановление о содержании при монастырях отставных, которое не исполнялось уже несколько лет, указ требовал взыскания их за все прежние годы и подтверждал его на будущее время. На собранный таким образом за прежнее время деньги следовало учреждать инвалидные дома, а другие вносить в банк, «чтобы процентами и ежегодными с монастырей порциями будущих в них отставных содержать». 2419 Конечно, подобный порядок управления церковными вотчинами и употребления собираемых с них доходов очень мало соответствовал понятию церковного имущества, и вотчины, называемый еще церковными, в действительности теряли характер такого имущества. Обыкновенно момент отобрания церковных недвижимых имений в России относят ко времени Екатерины II, когда будто бы и произошла их секуляризация, и лица недовольные этим вменяют ее в вину Екатерины II.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В Московской духовной академии состоится богословская конференция «Экзегетика и герменевтика Священного Писания» 14 апреля 2010 г. 14:12 На кафедре библеистики Московской духовной академии 15-16 апреля 2010 года пройдет 5-я ежегодная богословская конференция «Экзегетика и герменевтика Священного Писания». Программа конференции  15 апреля I часть Пленарное заседание. Общие вопросы экзегетики. Начало заседания в 9.30 1. Приветствие участникам конференции ректора МДА, профессора архиепископа Верейского Евгения . 2. Юревич Д., прот., СПбДА, МДА. «Эволюция толкования декалога в период Первого и Второго храма». 3. Ириней (Пиковский), иером., МДА. «Составление пособий по «Евангельской истории» в отечественной Библеистике».   II часть Секция «Библейская антропология и современная наука» модератор секции — иерей А. Тимофеев 1. Платон (Игумнов), архим., МДА. «Библейский взгляд на человека». 2. Слободчиков В.И., Москва, Институт педагогических инноваций РАО.   «Антропологические аспекты отечественного  образования». 3. Ковшов М.В., МДА. «Библейское учение об образе и подобии Божием в человеке». 4.  Шеховцова Л.Ф., СПб, Академия постдипломного образования. «Целостность человека в системе антропологических  категорий». 5.  Мумриков О., иер., МДА. «Некоторые аспекты эволюционного религиоведения и психогенетики в контексте библейского богословия». 6.  Зенько Ю.М., СПб, Общество православных психологов. «Проблемное  поле православной  психологии  и антропологии». Обсуждение докладов 14.30-15.20 Перерыв на обед 7.  Михайлов П.Б., ПСТГУ, ИФ РАН. «Интроспекция как метод богопознания». 8.  Серов Д.И., МДА. «Антропологическая перспектива проповеди Спасителя о Царствии Божием».   16 апреля III часть Секция «Библейская археология и экзегетика Священного Писания» модератор секции — прот. Л. Грилихес начало заседания в 9.00 1. Грилихес Л., прот., МДА. «Библейские меры веса» 2. Гольцев Д., прот., МДА «Реконструкция Ветхозаветного храма по «Храмовому свитку»» 3. Тимофеев А., иер., МДА. «Религиозная реформа Езекии и Иосии с точки зрения библейской археологии»

http://patriarchia.ru/db/text/1137534.ht...

Последний абзац программы сохранился исключительно в писарском варианте программы (см.: Обзор за 1850/52 учебные годы//ЦИАМ. Ф. 229. Оп. 2. 858. Л. 56 об.–57 об.). 1989 Резолюция наложена ректором МДА (1853–1858) архим. Евгением (Сахаровым-Платоновым). Образец его почерка см., например, среди «Отчетов профессоров и бакалавров о преподавании учебных курсов по богословию, философии, математике, церковной археологии» (Там же. Оп. 2. 848. Л. 15–16). В годы учебы Гилярова в МДА архим. Евгений (Сахаров-Платонов) исполнял обязанности инспектора (18421847) и профессора по классу богословских наук (1844–1847). 1990 Текст анонимен, написан писарским почерком, кроме нескольких поправок в последний абзац. Стилистика и фактические детали позволяют достаточно уверенно говорить об авторстве митр. Московского и Коломенского Филарета (Дроздова) . Являясь председателем Академической конференции (ее состав см. в Списке лиц, состоящих в штате Академии за 1849 год. Там же. 831. Л. 2 об.; а также ниже в Приложении 1 к наст. публикации), высшего органа управления Академией, митр. Филарет следил за состоянием учебного заведения. Он же давал оценку преподавателям и их работе; определяющей, например, была роль митр. Филарета в процессе удаления из Академии в 1850–1851 гг. бакалавра И. И. Побединского-Платонова (Там же. 848. Л. 14–19 об.). 1991 Требование явно оказалось несвоевременным. Гиляров служил в МДА по однолетним контрактам, которые ежегодно продлевались. В личном деле сохранились прошения о продлении контрактов «…если начальству сие будет угодно». Реагируя на Предложение, правлению МДА пришлось бы расторгать лишь за месяц до того заключенный на 1855/56 учебный год договор с Гиляровым. 1992 Митр. Филарет предъявлял довольно строгие требования к оформлению лекций и, особенно, к их смысловой целостности. Запрос на выдачу материалов лекций зачастую предшествовал дальнейшему отлучению преподавателя от места. Подобным образом была в 1850–1851 гг. воспринята руководством Академии просьба видеть лекционные материалы бакалавра Ивана Ивановича Побединского-Платонова (уволился в 1852 г.), высказанная Филаретом: «В донесении своем бакалавр Побединский, между прочим, просил Акад пр исходатайствовать у Его В ва прощение за прежнее донесение по тому же предмету, написанное им не точно» (Там же. Л. 17–17 об., 18 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010