В то же время Священное Писание говорит, что истиной нельзя пренебрегать ради любви: «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся» (Тит. 3:10). В другом месте, апостол и евангелист Иоанн Богослов пишет: «Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына. Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его» (2 Ин. 1:10). Таким образом, верное учение о Христе является необходимым условием религиозного общения с другим человеком. В свою очередь, святитель Феофан Затворник пишет, что «обличение идет и к тому, кто уклоняется в инакомыслие (догматическое, – м.Ф.), и к тому, кто заповеди нарушает. Обличение имеет своей целью раскрыть одному неправомыслие, а другому — неправость поведения; того и другого довесть до сознания вины и возбудить в них желание исправления. Оно требует крепкого сердца, чтоб не стыдиться лица». Из этих слов мы видим, что истинная цель христианского понимания любви к ближнему заключается в исправлении греха – будь-то нравственного, или вероучительного. При этом, Церковь вправе употреблять и наказание. Но опять же подчеркнем, что делает это по любви, с исключительной целью – исправить грешника. Другими словами, любовь – это не инфантилизм, не безразличие, а наоборот – живое участие в жизни человека, желание ему всяческих благ, а наипаче – исправления для достижения единства с Богом и спасения души. Без названия вещей своими именами делу не поможешь. В этом смысле отсутствие призыва к покаянию по отношению к еретикам и раскольникам, а также отсутствие указания на их заблуждения в желании достичь единства с ними только основываясь на ложных принципах гуманизма, ничего общего с христианским пониманием любви не имеет. Любовь не подразумевает вседозволенности и пренебрежения жизнью в вере и в Духе Святом. Любовь к Богу и ближнему зиждется на Истине и без этого ее не бывает. Гуманизм, опираясь на исключительно человеческое понимание ценностей, демонстрирует полное пренебрежение Божественным Откровением. Надо полагать, что привнесение в Церковь гуманистических идей серьезно повлияло на возникновение современного Всеправославного кризиса, который предлагает ложный путь к единству и являет отсутствие подлинной любви и согласия во внутренней жизни Церкви. Потому что, замещая Божественную мудрость человеческими знаниями, утверждающими человеческую гордыню и самонадеянность, нельзя достичь единства. Единство можно осуществить только через принятие Божественных установлений и содействия свыше.

http://pravoslavie.ru/135763.html

И так мы думаем по следующим соображениям. Свою мысль о непреложности законов ветхозаветного царства защитники смертной казни доказывают известными словами нагорной беседы: «не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все». Этими словами со всей несомненностью утверждается глубочайшее единство обоих заветов. Но какое единство? Если единство по букве закона, как думают защитники смертной казни; если единство в том, что ветхозаветные законные постановления сохраняют силу и в Царстве Христовом, то на каком же основании утверждается самими защитниками такого буквального понимания отмена обрядового ветхозаветного закона, совершенная Апостолами; на каком основании сами они не требуют восстановления всех законов Моисея в гражданском устройстве; почему Сам Христос Спаситель говорил, что законы о разводе даны были Моисеем только по жестокосердию народа ( Мф.19:8 )? Ведь прямо сказано: «ни одна йота или ни одна черта не прейдет» ( Мф.5:18 ). На каком же основании защитники смертной казни защищают эту черту Моисеева закона, а не защищают множество существенного из содержания законов Моисеевых, потерявших всякое значение в жизни Христова Царства? Очевидно, что этими словами Христа Спасителя, действительно утверждающими органическую связь обоих заветов, выражается более глубокая мысль, чем только сходство заповедей новозаветных и ветхозаветных. И согласно с учением Церкви и самого новозаветного откровения нам не трудно понять истинный смысл этих слов Господних. Чтобы не заслужить упрека в произвольном толковании этих слов, воспользуемся самым популярным их толкованием, на основе святоотеческого понимания, преосв. Михаила. И вот что мы читаем в этом толковании: «Христос пришел на землю, чтобы на Нем исполнилось все ветхозаветное Слово Божие... Он исполнил ветхозаветный закон и пророков, во-первых, совершением всего сказанного о Нем пророками.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Ekzemp...

Он продолжает говорить о славе и о том времени, когда мир еще не был сотворен, но теперь он вводит еще одно ключевое понятие, подчеркивающее единство или союз. Иисус молится, чтобы все верующие были «едины» ( Ин.17:21 ). Перед тем как процитировать этот отрывок в контексте нам необходимо принять во внимание то, что слово «единство» имеет довольно расплывчатое значение. Люди используют это слово по-разному. Так, например, едиными могут считаться люди с общей целью и общим делом. Американцы любят подчеркивать именно такое значение «единства», говоря о себе как о народе, образовавшемся из разных этнических групп и при этом имеющем общую культуру. Именно это значение подразумевается под национальным девизом Соединенных Штатов, который гласит: е pluribus ипгт («из многих – единое»). О единстве между собой могут также говорить люди, имеющие определенные душевные или родственные связи, а также те, кто влюблены друг в друга. Именно этот смысл заложен в свадебной церемонии, когда пламя двух свечей сливается в один общий огонь. Понятие единства – также главная составляющая восточных религий и философий, которые призывают человека к соединению своей души с Вселенной. Надо сказать, что сегодня эта идея пользуется большой популярностью на западе среди тех, кто говорит о реализации своего единства со Вселенной или актуализации своего внутреннего божества. Ввиду того что существует множество пониманий «единства», нам необходимо вникнуть в суть этого отрывка и разобраться в том, о каком единстве Иисус молится здесь, так как в этом сокрыт глубинный смысл христианской вести. Иисус говорит: Не о них (о двенадцати учениках) же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня. Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира ( Ин.17:20–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/zhiz...

Разделы портала «Азбука веры» Протоиерей И. Богоявленский " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" ( 1  голос:  5.0 из  5) «Тайна сия велика» ( Еф. 5:33 ). Семья — это ячейка, из которой строится здесь, на земле, Церковь и Государство. Без благословения Церкви, без благодатного таинства не могут быть достигнуты цели брака. Каковы же цели брака? Хронологически первая и, по существу, главная цель брака, указанная еще при появлении первой жены, выражена Адамом в таких словах: «Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» ( Быт. 2:24 ). Как цель брака здесь указано объединение двух личностей в одну, объединение теснейшее («прилепится»), объединение «в одну плоть». Для того и первую жену Еву Бог сотворил из ребра Адама, чтобы при таком единстве природы они сильнее чувствовали в себе взаимную любовь и старались жить единою нераздельною жизнью. В библейском повествовании о сотворении человека обращает на себя внимание попеременное употребление по отношению к творимому человеку то единственного, то множественного числа: «сказал Бог: сотворим человека (единственное число) по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они (множественное число). И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его (единственное число), мужчину и женщину сотворил их (множественное число) ( Быт. 1:26-27 ). Такое же необычайное употребление единственного и множественного числа в I главе Библии имеет место и по отношению к Богу. В еврейском тексте в I главе Библии имя Бога стоит во множественном числе; пред сотворением человека «сказал Бог (еврейский текст: «Боги» во множественном числе): сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему». Древние христианские писатели видели здесь указание на троичность Лиц в Боге при единстве Божеского естества. А так как человек был сотворен по образу Божию, то те же христианские писатели в попеременном употреблении по отношению к человеку то множественного, то единственного числа видели указание на множественность при единстве и в первом человеке: в нем было объединено мужское и женское начало, и в этом единстве и была его целостность и полнота.

http://azbyka.ru/semya/tajna-braka/

Ст. 13 Потому что наемник, и нерадит об овцах — наёмнику свойственно заботиться не столько об овцах, сколько о себе и о своём жалованье. Тот же глагол ‘заботится, имеет дело до кого-то’, только в положительном значении, в 1 Пет 5:7: Он печется о вас. Ст. 14 Я есмь пастырь добрый — этим повторением открывается новая тема взаимного узнавания Христа и Его верных. Иисусу — доброму пастырю, а не наёмнику, — по праву принадлежат овцы; Он знает их, и они знают Его (см. ст. 3). Их знание друг друга образует аналогию со взаимным знанием Отца и Сына. Взаим ное знание предполагает и взаимную решимость, определённость и окончательность выбора — для Христа-пастыря пожертвовать жизнью для спасения овец, а для овец — ответить Ему благодарением, послушанием и верой. Ст. 16 Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора — ср. 11:52; Ис 56:8. Двор означает Израиль, и в этом дворе есть и овцы, принадлежащие Христу, и чужие Ему, то есть неверующие, и Воплощение делает явным скрытое до времени различие между первыми и вторыми. У Христа есть и другие овцы, не принадлежащие ко двору иудейства, то есть язычники, активная миссия среди которых началась задолго до написания Евангелия от Иоанна. И тех надлежит Мне привести — то есть миссия среди язычников есть настолько же дело Самого Христа, насколько Его делом была проповедь среди иудеев в Палестине. И будет одно стадо и один Пастырь — в некоторых рукописях множественное число глагола-сказуемого ( gen»sontai ‘будут, станут’). Философы-стоики, уча о единстве человеческого рода, использовали сходные выражения, но у Иоанна, в отличие от стоиков, единство людей есть не что-то присущее им по природе, оно создаётся, даруется и поддерживается Иисусом Христом. Здесь говорится одновременно о единстве в Церкви иудеев и язычников (ср. Еф 2:11–22), о единстве верующих со Христом и о единстве Христа с Богом Отцом. Об “одном Пастыре” — новом Давиде, то есть Мессии, см. Иез 34:23. Ст. 17 Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее — отношение Отца к Сыну вечно и неизменно, Отец любит Сына не потому что Он идёт навстречу Кресту.

http://pravmir.ru/evangelie-ot-svyatogo-...

Апостол Павел говорит о Церкви во многих своих посланиях, и говорит иногда довольно подробно. Апостол как бы постоянно носит в себе идею Церкви и по мере нужды, поскольку требуют того обстоятельства, выражает её в своих посланиях. Самая речь апостола иногда не совсем понятна, но всегда ясна его общая идея Церкви. Напрасно искать постепенного развития идеи Церкви у самого апостола; эта идея во всех его посланиях, где только есть речь о Церкви, настолько проникнута цельностью и единством, что исключается всякая возможность речи о постепенном развитии идеи Церкви у самого апостола. Меняется только внешняя форма речи в зависимости от обстоятельств и от различных потребностей читателей апостольских посланий, но сущность учения о Церкви остаётся неизменной 58 . Наиболее часто ап. Павел Церковь называет Телом (σμα) 59 . Из одного уже названия Церкви Телом можно вывести два её главных свойства. Прежде всего, тело есть организм. Все члены в теле неразрывно соединены в одно. По всему телу течёт одна кровь; всё члены тела самим своим бытием соединены друг с другом. Отдельный член тела живёт и развивается не сам по себе, но только в органической связи с целым телом. Тело – не случайное механическое собрание членов, из которых каждый в жизни своей замкнут в себе, но именно один организм, где одна нераздельная жизнь. С другой стороны, тело не есть что-то самобытное. Телу свойственна органическая жизнь, однако этого ещё далеко не достаточно для того, чтобы тело жило. Нужен дух, оживляющий тело. В Священном Писании тело и рассматривается как орган духа. Дух человека живёт в телесной храмине ( 2Пет.1:13 ) и оставляет её. Оба эти признака: органическую связь отдельных членов и необходимость оживляющего Духа и раскрывает апостол Павел в приложении к Церкви. В Послании к Ефесянам апостол Павел определяет, кто становится членом Церкви. Он пишет язычникам: вы, некогда язычники по плоти, которых называли необрезанными так называемые обрезанные плотским обрезанием, совершаемым руками... вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожниками в мире. А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровью Христовой. Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотью Своей, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нём. И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким, потому что через Него и те, и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе ( Еф.2:11–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

В Церкви все не могут быть священниками. Истинный смысл под словами “едино стадо” приходится разуметь не иначе, как Церковь небесную, которая именно будет представлять из себя одно стадо Христово т. к на земле по слову Божию нельзя ожидать полного единства, как говорит Спаситель, “Если все тело глаз, то где слух”. В Церкви все стоит по чину. “Он поставил одних Апостолами, других Евангелистами, иных Пророками и проч . ”... “Когда Сын Человеческий придет во второй раз, вряд ли найдет веру на земле”. В Церкви каждому члену Сам Господь дает свое место. Слова же “един пастырь” сами собой отождествляют вышеприведенную мысль, т. в земной Церкви Своей Спаситель Сам поставил пастырей, по воскресении своем, обращаясь к Апостолу Петру со словами: “паси агнцев моих”. Этим-то пастырям земной Церкви и принадлежит привести овец “другого двора” (язычников), к которым Апостол Петр и был послан на проповедь . В Церкви есть особое место пастырям и особое простолюдинам. “Ибо стоящий на месте простолюдина”… Примечание. Об отождествлении сектантами степеней епископов и пресвитеров, смотреть в конспекте о Церковной иерархии В Церкви без пастырей не может начинаться Богослужение. “ Если же не будет истолкователя, то молчи в Церкви“... Истинные Церковные проповедники должны иметь посланство. “Как будут проповедовать если не будут посланы”... Пастыри истинной Церкви должны иметь грамоту от епископов. “Надлежит ему иметь также и доброе свидетельство от внешних”... З. Внешнее управление в Церкви З. Против внешнего и внутреннего порядков Христовой Церкви Отвергая Церковное чиноначалие, сектанты таким образом восхищают и власть самовольного толкования Св. Писания и Богослужения. “Внимайте себе и всему стаду, в котором поставил вас Дух Святой”... Кто должен управлять Церковью? “И так что же, братия! когда вы сходитесь, у каждого из вас есть псалом, есть поучения, есть язык, есть откровение, есть истолкование; все сие да будет вам к назиданию”… “Чтобы, если замедлю, ты знал, как поступать в доме Божием, который есть Церковь , столп и утверждение истины”...

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Воистину «не знают, что творят» ( Лук. 23:34 ). Церковь есть едина, которая основана на основании апостолов и пророков, имея самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой Храм в Господе ( Ефес. 2:20–21 ). «На сем камне, – говорит Христос – создам Церковь Мою и врата адова не одолеют ее»( Матф. 16:18 ); «Един Господь – говорит Ап. Павел – едина вера, едино крещение» ( Ефес. 4:5 ). Апостол Иуда говорит, что люди, отделяющие себя от единства веры, душевны, не имеющие духа ( Иуды 1:19 ). Итак, дорогие мои друзья, вы видите ясно, что Церковь едина и только в ней одной можно получить спасение. Великий проповедник языков апостол Павел «прилагал» желающих получить спасение «к церкви» ( Деян. 19:1–6 ). То же самое дело совершал и апостол Петр, когда он присоединил к Церкви Корнелия сотника и других ( Деян. 10:48 ). Апостол Павел, будучи призван самим Христом на великое звание апостольское, только тогда стал иметь надежду на спасение, когда был присоединен Ананием епископом в Дамаске, через крещение, к Церкви ( Деян. 9:10–18 ). Таким образом, из истории Церкви первых веков христианства мы не видели того, чтобы кто ни будь спасся, не присоединившись к Церкви через крещение. Разбойник, висевший на кресте, в данном случае не может быть принят во внимание, потому что это было не в век апостольский а тогда, когда был сам Иисус Христос плотью на земле. Все ереси и секты не идут от Христовой Церкви и сектанты не могут назвать себя христианами в полном смысле этого слова. Церковь Христова есть единая Православная Церковь. Христианин только тот, кто сын Церкви Христовой, Церкви Православной. Слово христианин стало употребляться в первый раз в Антиохии ( Деян. 11:26 ), а православный – тогда, когда появились еретики, которые стали дерзать также называть себя христианами. Слово православный не выдумано, а взято из 1 стиха 32 псалма пророка Давида, где псалмопевец заповедует радоваться праведным о Господе, ибо правым прилично славословить. Слова «правый» и «славословить» соединены вместе и получилось слово «православный». В Церкви Христовой Господь основал иерархов, особый класс людей, которым дал власть пасти стадо Христово. Проследим, братие, как образовалась иерархия в Церкви. Прежде всего возьмем Ветхий Завет , который по словам ап. Павла, есть «тень будущих благ» ( Евр. 10:1 ), т. е. Нового Завета. Посмотрим, как была установлена и организована ветхозаветная Церковь . Господь сказал Евреям чрез пр. Моисея: «Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать Завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов: ибо Моя вся земля; а вы будете у Меня царством священников и народом святым» ( Исх. 19:5–6 ). И вот, в ветхозаветной Еврейской Церкви, этом «царстве священном», Господь установил на все ветхозаветные времена особенное священство, особенную иерархию, которая оставалась неизменною до Христа Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Из Него, бессмертной Главы Церкви, по всему Телу Церкви струятся благодатные животворящие силы и оживляют нас бессмертием и вечностью, Все Богочеловеческие чувства Церкви происходят от Него и в Нем, и Им. Все святые таинства и святые добродетели в Церкви, которыми мы очищаемся, возрождаемся, преображаемся, освящаемся, становимся частью Богочеловека Господа Иисуса Христа, Совершенного Бога, частью Святой Троицы, и таким образом спасаемся, – происходят от Отца через Сына в Духе Святом, и это благодаря ипостасному единству Бога Слова и нашей человеческой природы в чудесном Лице Богочеловека Господа нашего Иисуса Христа. Для чего Богочеловек Господь Иисус Христос, Второе Лицо Пресвятой Троицы, в Церкви является и всем и вся? Для чего Он – Глава тела Церкви, и Церковь – Его тело? Для того, чтобы все члены Церкви «истинною любовью все возвращали в Того, Который есть глава Христос... доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» ( Еф. 4, 15, 13 ). Это означает: Церковь есть мастерская Богочеловека, в которой каждый человек при помощи святых таинств и святых добродетелей преображается в Богочеловека по благодати, в Бога по благодати. Здесь все совершается Богочеловеком, в Богочеловеке, по Богочеловеку – все в категории Богочеловеческого. Богочеловеческой Своей Личностью Господь Иисус Христос охватывает, пронизывает, проникает все и повсюду, где живут человеческие существа; сходит в самые мрачные места земли, в сам ад, в царство смерти; восходит выше всех небес, чтобы Собою исполнить все и вся ( Еф. 4,8–10 ; Рим. 10,6–7 ). Всем в Церкви руководит Господь Иисус Христос. И так растет Богочеловеческое тело. Богочеловек – растет! И это чудо непрерывно совершается ради нас, людей, и ради нашего спасения, Растет Тело Христово – Церковь . Растет с каждым человеком, который становится членом Церкви – составной частью Богочеловеческого Тела Христа. И этот рост каждой человеческой личности в Церкви происходит от Главы Церкви – Господа Иисуса Христа, а также через Его святых – богоносных Его сотрудников.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Но история Церкви – это, естественно, не единственное, что человек должен знать. Необходимо познакомиться с началами богословия. Обязательно нужно познакомиться и с тем, из чего состоит церковное богослужение, потому что церковная служба – это тоже отражение жизни Церкви. На самом деле, если человек внимательно слушает церковные песнопения и молитвословия, то из их содержания он уже может постигнуть практически все – и богословие Церкви, и ее учение, и даже отчасти ту же самую историю, которая порой во многих канонах, стихирах тоже отражена. Когда-то несколько студентов Санкт-Петербургской Духовной Академии спросили святого праведного Иоанна Кронштадтского : каким образом он стал таким, каким он стал. Они подразумевали под этим вопрос, каким образом он стал великим чудотворцем, каким образом он стал человеком, которого считали еще при жизни общероссийским светильником веры православной и образцом святости. Но он их не понял, потому что о себе думал совершенно иначе; потом до него все-таки дошел смысл их вопроса, и он сказал им: «Я никогда не делал ничего особенного, я просто жил в Церкви». И он действительно жил в Церкви в полном смысле этого слова, потому что его день начинался в церкви, проходил в служении Церкви и людям и заканчивался фактически тоже в храме. Возможность жить именно так есть не у каждого человека, но жить в Церкви всю свою жизнь может буквально каждый из нас. Память о том, что мы являемся частичками, клеточками этого единого Тела, этого богочеловеческого организма, может присутствовать всегда. И вся наша жизнь может быть не только пользованием теми благами, что Господь в Церкви нам преподал, но может быть и служением Церкви. И это вещь очень и очень важная, потому что Господь говорит о Себе, что Он не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих ( Мф. 20, 28 ). И если человек хочет Богу уподобиться, то в том числе он может уподобиться Ему и через служение – Церкви и другим людям. Любовь и твердость

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Moroz...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010