Спасение может быть обретено только в Церкви Христовой. «Тот не может уже иметь Отцом Бога, кто не имеет матерью Церковь», — говорит священномученик Киприан Карфагенский По слову священномученика Иринея Лионского , мы принимаем веру от Церкви, «и она всегда через Духа Божия, как драгоценное сокровище в прекрасном сосуде, сохраняет свою свежесть и делает свежим сам сосуд, в котором содержится. Ибо этот дар Божий вверен Церкви, как дыхание дано первозданному человеку, для того чтобы все члены, принимающие его, В современном мире, помимо Православной Церкви, существует множество христианских сообществ, называющих себя церквами. Русская Церковь определила свое отношение к инославным христианским сообществам в документе «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию», принятом на Архиерейском Соборе 2000 года. В этом документе говорится: «Православная Церковь есть истинная Церковь Христова, созданная Самим Господом и Спасителем нашим, Церковь утвержденная и исполняемая Духом Святым, Церковь, о которой Сам Спаситель сказал: “Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее” ( Мф 16:18 ). Она есть Единая, Святая, Соборная (Кафолическая) и Апостольская Церковь, хранительница и подательница Святых Таинств во всем мире, “столп и утверждение истины” ( 1Тим 3:15 ). Она несет полноту ответственности за распространение Истины Христова Евангелия, равно как и полноту власти свидетельствовать о “вере, однажды преданной святым” ( Иуд 1:3 2. Свойства Церкви: Единая, Святая, Соборная и Апостольская. В Символе веры говорится: «Верую… в Единую Святую Соборную и Апостольскую Эти слова указывают на четыре существенных свойства Церкви: единственность, святость, соборность (кафоличность) и апостоличность. Единственность и единство Церкви Церковь одна, потому что Бог один. Через одного Бога и по Его воле Церковь объединяет всех, готовых принять «единство веры» ( Еф 4:13 ), утвержденной на одном Завете для всех О единстве Своих учеников молился Иисус Христос перед крестными страданиями: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» ( Ин 17:21 ). Размышляя над этими словами, святитель Кирилл Александрийский пишет, что единство Церкви «отражает черты природного и существенного единства, мыслимого в Отце и И хотя в силу человеческого несовершенства союз любви между христианами и сила единомыслия не доходят до степени нераздельности Отца и Сына, единство Святой Троицы является тем образом единства, к которому должны стремиться все христиане: «И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино» ( Ин 17:22–23

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-kan...

Миссия Церкви – дать свидетельство единства, потому что Бог познается в ней не как простой Монарх, но как совершенное сообщество Трех Лиц. Слово воплотилось, чтобы открыть нам истинное божественное единство и свободу, которая царствует в недрах Божества. Оно стало «плотью», чтобы явить духовное предназначение плоти и показать, как через единство Троицы все появилось на свет, как все приумножается и преображается в Ней. Если можно так сказать, Бог не предполагал создавать Церковь единой – Он создал ее по Своему образу. Единство Церкви – это не следствие замысла, а отражение таинственного единства Троицы. То, что по природе превечно существует в отношениях Трех Божественных Лиц, дается по благодати человеческому существованию. «Святая Церковь есть образ Божий, поскольку она, подобно Богу, осуществляет единение среди верующих» 52 . Господь наш Иисус Христос узнается, как посланный от Отца. Всем Своим житием и послушанием Отцу Он открывает нам невыразимый способ жизни Троицы. Иисус есть Бог Слово. Слово было у Бога ( Ин.1:1 ). Он исшел от Отца и пришел в мир; и опять оставляет мир и идет к Отцу (ср. Ин.16:28 ). Нас всех объединяет опыт жизни с Отцом: Я сказал вам все, что слышал от Отца Моего ( Ин.15:15 ). И свидетельство, которое исходит от Него, истинно, потому что Он исповедует: Не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца ( Ин.5:30 ). Как следствие этого, от каждого, кто хочет последовать за Господом, требуется такое же самоотречение: Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником ( Лк.14:33 ). Это жестокое слово. Кто может это слушать? ( Ин.6:60 ). Но это единственный путь к божественному единству и вечной жизни. Господь пришел не для того, чтобы сделать вещи легкими, но, чтобы сделать их истинными. Он пришел даровать нам истину и жизнь. Своим послушанием до смерти, Он сверху донизу разорвал завесу тления и противления, которая разлучала нас с Богом. Он открыл нам вход во Святая Святых свободы и единства. Он пришел не затем, чтобы объединить людей друг с другом, сглаживая их различия; не затем, чтобы побудить нас к простому «мирному сосуществованию». Он пришел, чтобы соединить нас через Себя со Своим и нашим Отцом. Потому что через Него и те, и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе ( Еф.2:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Gondik...

В Древней Церкви не было никакого понятия об универсальной Церкви, но лишь сохранялось осознание того, что каждая местная Церковь есть полноценная Церковь Божия, Церковь Кафолическая. Это также является конкретным указанием на Единство Церкви, о котором писалось раньше. Церковь Единая, Единственная присутствует в каждой местной церкви. И сама множественность церквей свидетельствовала не о разобщенности Церкви, не о дробности ее, но о ее Единстве. Единство Церкви мыслилось не как объединение отдельных частей, но как единство и тождество  одной, Божией, Церкви, присутствующей в местных общинах. Здесь уместно упомянуть и о начале, связующем различные местные Церкви. Это начало любви и уважения. Местные Церкви живут в этой атмосфере любви, во-первых: Любви Божией, присутствующей в Церкви, во-вторых: любви между членами общины. Важно, что этот принцип любви определял и отношение каждой конкретной общины к  другой Церкви. Не принцип главенства или диктата, но лишь принцип любви и равенства. Согласно этому принципу, все, что делалось в одной Церкви, принималось и в другой, все, от чего отвращалась одна Церковь, отвергалось и другими. Это принятие одной Церковью опыта другой свидетельствовало, что каждая Церковь рассматривает совершающееся в ней или в иной общине как действие Святого Духа. Конечно, здесь речь не идет об обрядах и традициях, но о догматических и богословских истинах. И вот это ощущение единства и, тем не менее, самостоятельности называлось кафоличностью. Прояснить, как это было возможно, лучше всего на примере из Нового Завета. Ап. Павел пишет: Потом, через четырнадцать лет, опять я ходил в Иерусалим с Варнавою, взяв с собою Тита. Ходил же по откровению, и предложил там, и особо знаменитейшим, благовествование, проповедуемое мною язычникам, не напрасно ли я подвизаюсь, или подвизался? ( Гал. 2, 1-2 ). Мы видим, что Ап. Павел ходил из Антиохийской Церкви (а значит, с ее согласия) в Иерусалим (в Иерусалимскую Церковь). Там Павел предложил ту проповедь, которой он благовествовал язычникам. И Иерусалимская Церковь приняла и одобрила его благовестие: узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа, и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным ( Гал. 2, 9 ).

http://azbyka.ru/parkhomenko/cerkov-xris...

В Церкви есть устройство, которое уходит своими корнями к апостольским временам (Еф. 4:11). Неправильно сводить понятие Церкви только к Ее иерархии или, наоборот, к верующему народу. Этих крайностей необходимо избегать. Церковь - это и иерархия, и миряне. Они неразделимы. Только при таком условии правильно понимается вероучительной авторитет Церкви. Вся Церковь является носителем и распространителем христианского учения. В Церкви есть различные виды служения, но они не взаимоисключающие, а дополняющие друг друга. Вспомним глубокие слова апостола Павла: «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу. ...Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно. Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, - так и Христос» (1 Кор. 12:4-13, 28). В Церкви существует взаимослужение друг другу. Нет только принимающей стороны или только дающей. Дух Святой дает дары, и этими дарами, распределенными между членами Церкви, каждый служит друг другу. Как уже было сказано, Церковь имеет благодатные дары для освящения всей вселенной. Вступающие в Церковь получают освящение через Таинства. И если мы зададимся вопросом, могут ли быть Таинства вне Церкви, то получим отрицательный ответ. Если бы можно было говорить о том, что вне Православной Церкви есть действительные Таинства, это бы означало: вне Церкви можно получить благодатное освящение, что, в свою очередь, привело бы к нарушению и учения о единстве, и учения о кафоличности Церкви. Однако в определенных исторических условиях Церковь формирует различные способы принятия инославных, то есть принадлежащих к разным христианским конфессиям. Тем не менее признание того, что таких-то можно принять таким-то способом, подчеркивает только то, что именно этот способ принятия в Православие в конкретной исторической реальности является максимально приемлемым. Само по себе признание одного из способов не может вести к каким-то далеко идущим выводам о равенстве Церквей, равночестности совершаемых священнодействий в отделившихся от Церкви сообществах, но лишь указывает на то, что Церковь ищет благоприятные пути для возвращения в свое лоно отпавших.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/i...

Святая церковь Христова, что приняла от святых апостолов, то всегда и неизменно сохраняет; и на свое происхождение от апостолов, или, точнее сказать, чрез апостолов от Самого Иисуса Христа, всегда взирает как на непоколебимое основание своей истины, чистоты и святости. На этом основании утверждаясь, доказывает Свое Божественное достоинство и обличает еретические заблуждения. К сему основанию призывает она чад своих, предохраняя от всяких сомнительных и опасных нововведений и всяких заблуждений в вере. Братия! будем всегда благодарить всеблагого Господа Бога, даровавшего нам быть членами единой святой, соборной и апостольской церкви. Ибо нет на земле выше счастья, как быть истинным членом церкви Христовой и, пребывая в недрах церкви Христовой, просвещаться евангельским учением, освящаться спасительными Таинствами, и таким образом, соблюдая заповеди Христовы, возрастать и усовершаться в жизни духовной, силою и действием Святого Духа, в надежде наследовать вечную жизнь в обителях небесных. Братия! будем молить Господа Иисуса, Спасителя и Бога нашего, да сподобит Он всех нас пребыть истинными членами Его святой церкви до последнего предела настоящей жизни, и да вселит нас потом в церковь торжествующую на небесах, чтобы там, вместе с ликами блаженных ангелов и всех святых, всегда прославлять единого Триипостасного Бога, Отца и Сына и Святого Духа, во веки веков. Аминь. Поучение 56 1) О единстве церкви земной и небесной В предыдущих поучениях слушали вы, братия, о земной церкви Христовой; а ныне обратим свои взоры к церкви небесной. Она недалеко от церкви земной. Церковь земная и церковь небесная – одна Церковь Христова. Церковь небесную составляют святые бесплотные духи и блаженные души праведников, от земли перешедшие на небо, по разрешении от тел своих. Иисус Христос говорит о самом Себе: Дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли ( Мф. 28:18 ). Отселе явно, что Господь Иисус есть Глава как земной Своей церкви, так и небесной. Апостол Павел, изображая Божеское величие Иисуса Христа, Сына Божия, говорит: Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое. Престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли: все Им и для Него создано. И Он есть прежде всего, и все Им стоит. И Он есть Глава тела церкви; Он начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство; ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив чрез Него, кровию креста Его, и земное и небесное ( Кол. 1:16–20 ), дабы все небесное и земное соединить под главою Христом ( Еф. 1:10 ). Так Иисус Христос есть Творец и Правитель неба и земли, ангелов и человеков. Он и Глава церкви земной и небесной; Он, по воле Отца Своего, примирил в Себе и чрез Себя, все земное и небесное, ангелов и человеков. Также и Дух Святой есть источник и податель всех даров духовных как в земной церкви Христовой, так и в церкви небесной.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Таким образом, Христос есть прежде всего Основатель и Архитектор Церкви, Он определяет законы жизни Церкви и ее внутреннюю структуру. В Священном Писании отмечается, что различные служения в Церкви возникают не только из практических нужд церковного общества, но имеют Божественное установление, существуют по воле Самого Христа: И Он поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова ( Еф.4:11–13 ). Аналогичным образом учили о месте Христа в Церкви и свв. отцы. Например, у блаж. Феодорита Кирского сказано, что Владыка Христос как Глава разделяет духовные дарования и через то сочетает члены Тела в единое стройное Тело 1180 . Та же мысль встречается и у преп. Иоанна Дамаскина , который учит, что Христос, главенствуя над нами, преподает нам Себя в Церкви (прежде всего – через Евхаристию) и через то сочетает нас с Собою и друг с другом, вследствие чего мы имеем взаимное единство 1181 . 2.2. Святой Дух в жизни Церкви Исходя из текста Священного Писания, можно говорить о двух различных сообщениях Святого Духа Церкви. О первом говорится в Ин.20:21–22 : Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул и говорит им: примите Духа Святаго. Второе сообщение Святого Духа Церкви произошло в день Пятидесятницы (см.: Деян.2:1–5 ). Соответственно, Святой Дух действует в Церкви двояким образом. Два сообщения Святого Духа имеют разные цели и соответствуют двум аспектам бытия Церкви. 2.2.1. Христологический аспект Церкви Первое сообщение Святого Духа относится к Церкви в целом как к единому Телу: Святой Дух преподается не каждому из апостолов в отдельности, а всей совокупности апостолов как единому целому. Во время этого сообщения Духа ап. Фома отсутствовал, тем не менее этот факт не отразился на его апостольском достоинстве, ибо сама его принадлежность к апостольскому лику обусловливала его участие в принятии этих даров Духа Святого, которые были дарованы не каждому лично, а апостолам вообще. В данном случае Святой Дух выступает как сила, осуществляющая связь единства Церкви 1182 и дается апостолам совокупно как связь и власть священноначалия.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Но Дух по апостолу Петру действует не только в апостолах и пророках, Дух Святой обитает в каждом верующем, более того, жизнь верующего согласно божественной истине возможна только силою и действием Духа Святого: послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца ( 1Пет.1:22 ). Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас ( 1Пет.4:14 ). В этих словах раскрывается полнее домостроительство Духа как божественного свидетеля о Христе и как Утешителя Церкви. Дух Святой подает утешение верующим в скорбях и гонениях за свидетельство Христа. Последующие слова теми Он хулится, а вами прославляется отсутствуют в древних рукописях, хотя это чтение подтверждается Киприаном, византийскими лекционариями и италой, и сама мысль о прославлении Духа Божия со стороны христиан очень важна. Хула на Духа подразумевает отсылку к Мф.12:31–32 . В кратком послании апостола Иуды мы находим, тем не менее, два места, касающихся Святого Духа, оба они относятся к действию Духа в Церкви: Это люди, отделяющие себя, душевные, не имеющие Духа ( Иуд.1:19 ). Синодальный перевод предлагает понимание: отделяющие себя (от единства веры), хотя слово себя отсутствует в древних списках и свидетелях текста (Климент, Кирилл Александрийский , армянский перевод.), и Святые Отцы, в частности, блаженный Феофилакт, понимали отделяющие в смысле “похищающие питомцев Церкви”, увлекая их вслед своим заблуждениям 68 . Неимение Духа как характеристика отпавших отражает то еще ветхозаветное понимание, согласно которому Дух Божий отступает от грешников (ср. Пс.50:13 и др.). Обладание Духом (ср. Рим.8:9 ; 1Кор.7:40 и др.) выступает здесь как знак принадлежности к Церкви, что указывает на понимание Церкви как единства в Духе, собрание тех, в ком обитает один и тот же Святой Дух (ср. 1Кор.12:13 ). Это нисколько не противоречит, но дополняет учение апостола Павла о том, что Церковь есть тело Христово ( Кол.1:24 ), ибо все члены, разнящиеся друг от друга по значимости и служению, проникает один и тот же Дух. И второе упоминание Духа в следующем стихе только поддерживает эти коннотации, добавляя аспект единства Церкви в молитве Духом Святым: А вы, возлюбленные, устрояя себя святейшей вашей верой, молясь Духом Святым ( Иуд.1:20 ; ср. Рим.8:26 ). Часть 6: Иустин Философ

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Условия этого единства рассматриваются у Киприана с двух сторон: со стороны Бога и со стороны людей. Бог и Единородный Сын Его (через Которого, только, мы и восходим к Отцу), для соединения верующих друг с другом и с Ним, дарует им истину и благодать, – истину, по своему существу, единую, непреложную и неизменную, и благодать, преизобильную и, также, единую для всех. Он говорит о первой: Невеста Христова (Матерь-Дева, как любил называть Церковь Климент Александрийский ) искажена быть не может: она чиста и нерастленна; знает один дом и целомудренно хранит святость единого ложа. Она блюдет нас для Бога – уготовляет для Царства, рожденных ею. Всякий, отделяющийся от Церкви, присоединяется к жене-прелюбодейке и делается чуждым обетований Церкви. Оставляющий Церковь Христову, лишает себя наград, предопределенных Христом: он для нее чужд, непотребен, враг ее. Тот не может уже иметь Отцом Бога, кто не имеет матерью Церкви. Находящийся вне Церкви мог бы спастись только в том случае, если бы спасся кто-либо, из находившихся вне ковчега Ноева. Господь так говорит в научение наше: Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает ( Мф. 12:30 ). Нарушитель мира и согласия Христова действует против Христа. Собирающий в другом месте, а не в Церкви, расточает Церковь Христову. Господь говорит: Я и Отец – одно ( Ин. 10:30 ). И еще об Отце, и Сыне, и Святом Духе написано: и Сии три суть едино ( 1Ин. 5:7 ). Кто же подумает, что это единство, соединенное с небесными Таинствами, может быть нарушено в Церкви и раздроблено разногласием противоборствующих желаний? Нет, не хранящий такого единства, не соблюдает закон Божий, не хранит веры в Отца и Сына, не держится истинного пути ко спасению. Это таинство единства, этот союз неразрывного согласия, обозначается в евангельском сказании о хитоне Господа Иисуса Христа, который не был разделен и разодран, но достался целостно одному, кому выпал по жребию, и поступил в обладание неиспорченным и нераздельным. Таким образом, таинственным знамением Своей одежды, Господь предъизобразил единство Церкви; Кто же столь нечестив и вероломен, кто настолько заражен страстью к раздорам, что считает возможным или дерзает раздирать единство Божие – одежду Господню – Церковь Христову? (там же). О благодати:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Blagor...

Давши картину жизни церкви, как тела Христова, в которой не должно быть разделения, Апостол следующую главу посвящает раскрытию христианской любви, ставя ее даже выше мученичества за Христа. Изъясняя слова Апостола, что любовь выше дара языков, Златоустый говорит: любовь, по справедливости, должна представляться важной уже и потому, что дары не только не соединяли их (Коринфян), но и разделяли соединенных, а она, напротив, сама собой может соединить разделенных и сделать их одним телом 6 . Если в нашем теле не должно быть несогласия, то гораздо более в теле Христовом. Бог устроил так не только для того, чтобы члены (церкви – тела Христова) не отделялись друг от друга, но чтобы между ними были любовь и согласие 7 . В послании к Ефесянам Апостол говорит, что члены церкви должны истиной любовью все возращать в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при содействии в свою меру каждого члена, получает приращение для создания себя самого в любви ( Еф.4:15–16 ). В толковании на эти слова Златоустый говорит: любовь возсозидает, соединяет, сближает и сопрягает нас между собой. Итак, если хотим получить Духа от Главы, будем в союзе друг с другом 8 . Как известно, вопрос о Церкви, как живом организме, получил широкую разработку у нашего светского Богослова – Хомякова. Основным пунктом богословского мировоззрения Хомякова, говорит проф. Завитневич, является вопрос о Церкви. Церковь трактуется как духовный организм, как тело Христово. Церковь , говорит Хомяков, не в более или менее значительном числе верующих, но в духовной связи, их объединяющей. Единство в Церкви достигается путем свободного единения её членов по закону любви: примирение начал единства и свободы на начале любви – вот первая характерная особенность Церкви, которой последняя отличается от всякого человеческого общества. Легко заметить, что то основание, на котором утверждается учение о Церкви (у Хомякова) есть любовь: где нет любви, там нет истинно христианского единства, там нет и Церкви, как тела Христова, там нет и её Главы, там нет и Духа Божия, живущего в любовном единении верующих и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

е. Церкви), доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова, дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения» ( Еф. 4:11–14 ). В этих словах Апостола, в особенности важно то, что установленная Христом церковная Иерархия признается не случайным явлением, имеющим значение только для известного времени или народа, а постоянным и необходимым институтом вселенской церкви, ибо, по ясному наставлению Апостола, она должна существовать в Церкви до тех пор, пока все люди не придут в единство веры и познания Сына Божия, пока они не достигнут совершенства в меру полного возраста Христова, т. е., до конца века. К нашему удивлению, в следующей главе своего «Вероисповедания» (О церкви), молокане сами сознаются, что и у них есть «церковная иерархия». «Для наблюдения принятого порядка при богослужении – говорят они, – для чтения Св. Писания, а также и для принесения молитв, каждая из наших местных церквей выбирает себе пресвитера или епископа (надсмотрщика), и к нему двух помощников, которые, в случае его болезни, или отсутствия по другой какой причине могли бы заступить его место. Диаконов, бывших в Апостольских церквах, не имеем: собрания наши и без них не нарушаются никаким бесчинством... Ежели же, при увеличении церкви нашей, встретится надобность в диаконе, то мы изберем себе такового». В чем же после этого дело? Каким образом молокане, признавшие необходимость в пресвитерах и епископах, и имеющие таковых у себя, могут возражать против иерархии православной церкви? Молокан, как и других наших сектантов, по-видимому, смущает то, что пастыри Православной Церкви обычно именуются священниками и архиереями (т. е. священноначальниками). Но они забывают, что, собственно, церковные названия этих лиц в Православной Церкви – апостольские: епископы и пресвитеры. Когда епископ кого-либо рукополагает во священники, он произносит совершительные слова таинства так: «Божественная благодать... пророчествует такого-то диакона во пресвитера». Придворные священники и официально именуются «пресвитерами». Название не изменяет сущности предмета. Молокане в своем «Вероисповедании» называют православных священников не иначе, как «попами». Что же? Это дело их: оно говорит только о их грубости, фанатизме н неблаговоспитанности: но священники от этого не перестают быть священниками. Впрочем, и в Слове Божием есть основания для общепринятого именования пастырей Православной Церкви архиереями и священниками. Ап. Павел пишет ученику своему, епископу Тимофею: «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» ( 1Тим. 4:14 ). Ап. Иоанн пишет в Апокалипсисе (1:6): «Соделавшему нас священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков». И в другом месте (20:6): «они будут священниками Бога и Христа».

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010