Церковь едина. «Веруем во Едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь ». Церковь – одна, единственна. В греческом тексте Символа веры единство выражено числительным количественным «одна», т. е. не две, не несколько: а) одна внутри себя, не разделенная; б) одна, рассматриваемая извне, не имеющая рядом с собой какой-нибудь другой. Слово «одна» исключает множественность. В чем выражается единствоединственность Церкви? В понимание этого вводит нас ап. Павел в послании к Ефесянам: «Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; Один Господь, одна вера, одно крещение, Один Бог и Отец всех, Который над всеми, и чрез всех, и во всех нас» ( Еф.4:4–6 ) 42 . Таким образом, единство Церкви состоит не в объединении разнородного , не в мистической связи разно-верующих христианских обществ, а во внутреннем согласии и единодушии; иначе говоря, в органическом единстве целого. Одна вера у всей Церкви, одна надежда, одно тело. Этим определяется православный взгляд на принадлежащих и не принадлежащих к Церкви. Если Церковь одна, то и едина с небесной, хотя и не слита с Ней. Иначе две Церкви, два тела Христовых. Едина и в своей земной части, целостна в себе. Быть членом единой Церкви , Христовой Святой Кафолической и Апостольской, значит быть духом и телом в едином Доме Божием с апостолами, пророкамими, мучениками и святителями Церкви всех веков, подвижниками и праведниками, мироносицами и равноапостольными женами, мученицами и женами преподобными и праведными, находясь хотя и в разных областях, но с ними в живом общении молитвенном, славя Бога в единении с ними. Быть членами единой Церкви – значит иметь одно вероучение и общее согласие, хранить нерушимо церковное предание всех предыдущих веков и сохранять апостольское иерархическое преемство. Это значит находиться в ограде Православной Церкви . Глава Церкви Да не подумает кто-нибудь, что внимание, любовь и обращение к святым Божиим в Доме Божием отвлекает мысли и сердца от Самого Хозяина Дома. Нет, общение со святыми есть только приобщение земных к их небесному хору прославления Пресвятой Троицы, жизнь с ними под Единою Главою Господом Иисусом Христом, от Которого, говоря словами апостола, «все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви» 43 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Церковь – это организм, который, на подобие организма в Иисусе Христе, состоит из двух сторон, или начал: видимого и невидимого; Божеского и человеческого, так что в Церкви трудно провести границу между этими двумя началами, как и в Самом Иисусе Христе. Есть видимая часть Церкви. Есть и невидимая очень глубокая, состоящая с одной стороны из праведников, С другой, – из благодати, Духа Божиего, действующего в Церкви и Господе нашем Иисусе Христе, главе этой Церкви. Раз одна есть глава, раз один Дух, который действует в Церкви и усваивает нам благодать Христову, то должно быть определено единство Церкви. Именно потому, что Господь Иисус Христос есть Глава Церкви, а Церковь есть Тело Христово, то ап. Павел вместо «Церковь» иногда говорит «Христос». «Как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их много, составляют одно тело, – так и Христос» ( 1Кор.12:12 ). Понятно, что здесь речь идет о Церкви, только Церковь называется Христос. Эта тесная связь между Божественным и человеческим осуществляется именно в Церкви. Целый ряд образов Священного Писания характеризует эту связь. Это отражается в названиях: «невеста Иисуса Христа», «образ и подобие Его», «от плоти Его и от костей Его». Например: «Никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь , потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его» ( Еф.5:22–23 ). В том же послании к Ефесянам проводится параллель с семьей. В Церкви должно быть такое же единение, как и в семье: как семья есть некоторое новое образование, новый организм, малая Церковь , так и в большой Церкви все должно быть объединено таким же образом. Следует помнить, что Церковь организована так же, как и человек. А человек состоит из тела и души, так же, как Господь наш Иисус Христос состоит из двух естеств – человеческого и божественного. Отсюда ясно, что поскольку Церковь понимается именно так, то следует ее рассматривать как живой организм, который имеет главу, Господа нашего Иисуса Христа, и этот организм одушевляется Духом Святым. Отсюда вытекает понятие о единстве Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Дух Святой дается не мерою, но на каждого верующего изливается весь. Если день равно рождается для всех, если солнце на всех разливает одинаковый и равный свет, то не тем более ли с одинаковой равномерностью Христос – солнце и истинный день, обильно изливает в Своей Церкви свет вечной жизни? Если ты держишься пути непорочности и правды, если идешь по нему с непреткновенной твердостью, если ты, утверждаясь в Боге всеми силами и всем сердцем, пребываешь тем, чем начал быть, то тебе дастся свобода, по мере умножения духовной благодати. Ибо в принятии небесных даров нет меры, с какой, обыкновенно, принимаются благотворения на земле. Щедро изливающаяся благодать Духа не стесняется никакими пределами, не связывается никакими преградами; она течет непрестанно, богатит преизбыточно. Лишь бы только жаждало, и было отверсто наше сердце; мы столько почерпаем от избытка благодати, сколько имеем веры, способной к ее принятию (Письмо к Донату). И единение со Христом и братьями о Христе невозможно без нее, потому что «Божие дело есть все то, что мы можем; ибо мы Им живем и движемся и существуем» ( Деян. 17:28 ) (там же). Объединяет же благодать верующих друг с другом и со Христом, в Таинствах и, вообще, священнодействиях Церкви. Со стороны самих верующих, для единства Церкви требуются также два условия, вполне соответствующие первым двум: истине и благодати, это – вера в единую богооткровенную истину и любовь. О единстве Церкви и условиях этого единства: О необходимости этих двух условий единства Церкви со стороны верующих, святитель Киприан пишет: Господь, показывая, сокращенно, в Евангелии путь веры и надежды, говорит: Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостью твоею, – вот первая заповедь! Вторая, подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки ( Мк. 12:29–31 ; Мф. 22:37–40 ). В этом учении Своем, Он преподал единство и, вместе, любовь; в двух заповедях заключил Закон и всех пророков.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Blagor...

Имея власть «рассеивать» в мире даже учеников Твоих, но не как учеников Истины, а как подданных различных государств и сторонников разных земных идей, связанных теми шли другими еще плотскими узами и несовершенствами, сатана – невольно – способствует этим рассеянием проникновению пшеницы Божией в отдаленнейшие углы и сферы земной жизни. Так, силою любви Твоей и премудростью Твоею, истинно верующие в Тебя всегда и всюду соединены, в Духе, как бы ни были они рассеяны и разбросаны в мире, по своим странам, обществам, домам и храмам. Пшеницу сатанинского рассеяния ( Лк.22:31 ) Ты Благодатью Своею претворяешь в благословенную пшеницу Своего сева, приносящую плод, «иное тридцать, иное шестьдесят и иное сто» ( Мк.4:8 ), во всех сферах жизни, во всех углах земли, где только может прозябнуть зерно Истины. Пусть не тревожатся верные Твоей Истине, вида это великое и удивляющее ангелов рассеяние Божьего зерна в мире. Рассеяние претворяет Христос в сеяние. Придет час и соберет Хозяин Жатвы пшеницу Свою в житницы Небесные... И убежит старая земля от Лица Господня... и «не найдется ей места» ( Откр.20:11 ). А пока Ты, Блаженный Промыслитель, позволяешь сеять людей, как пшеницу, не только диаволу, в злобе и гордости своей слепому, – и не только попускаешь злым и гордым людям действовать так же, как их духовный отец – диавол, – но – о Тайна Святой Церкви! – Ты Сам, Господи, рассеиваешь в мире Своих учеников, «как пшеницу», – завещая им, как Петру, утверждаться в Тебе и утверждать братьев. Созерцание второе «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ея луна, и на главе ея венец из двенадцати звезд» ( Откр.12 ). Ты – вся Истина Церкви. Человек – образ Твой и подобие, есть образ и подобие Церкви. Члены, силы и действия человека должны быть едины в Тебе. «Дом же его – мы» ( Евр.3:6 ). Но созданный свободным и не принужденным к добру, человек пал; и с человеком пала церковь человеческая. Разодралось Божие и человеческое. Остался образ Божьей Церкви в человеке, но человек утерял подобие Божие и, расколовшись во внутреннем единстве своей жизни, низринулся в самостную жизнь, где ныне служит сам себе, а не Тебе, Богу Живому и Истинному. Либо служит идолам – и «идеалам» – как богам, по своему образу. Или же Тебе, Единому Богу, но – по своей греховной воле, а не по Твоей воле святейшей. Распались чувства, человека, утерялось его целомудрие. Действия и силы его лишились единства. Посмертное разложение «душевного» ( 1Кор.15:44 ) тела человеческого – лишь внешне выявляет внутренний распад человеческих сил, отошедших от единства Твоего и единства в Тебе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

«Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание. Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную. Я передал им слово Твое; и мир возненавидел их, потому что они не от мира, как и Я не от мира. Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла. Они не от мира, как и Я не от мира. Освяти их истиною Твоей; слово Твое есть истина» ( Ин. 17, 12–20 ). Сохраняет апостолов Бог Отец, заботится об апостолах Бог Отец, заботится о тех, кто поверил по вере апостолов, Бог Отец. Собственно, Бог Отец – гарантия того, что Церковь не исчезнет. Тертуллиан говорил, что если Церковь отпала от Бога, значит, Святой Дух не справился со своими обязанностями. Господь делает апостолов неотмирными. И тех, кто поверит их слову, Он также делает неотмирными. «И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною» ( Ин. 17, 19 ). Господь посвящает себя не за всех, а за апостолов и за тех, кто верит по их слову. Жертва Христа принесена только за этих людей. «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их» ( Ин. 17, 20 ). Поэтому если ты веришь во Христа не по слову апостолов, то ты не Христов. За тебя жертва не принесена, ты чадо гнева, ты находишься вне Церкви Божией. Это состояние называется ересью. Еретик Царства Божия не наследует. Логика спасения. Итак, Церковь строится сверху вниз. Отец посылает Сына, Сын собирает Себе тех, кого Ему дал Отец. Приносит за них Себя в жертву, вручает им Свое Слово понимания, дает Истину, сохраняет их, передает в руки Отца, который сохраняет их, делает их едиными. Таким образом, Церковь строится внутри Троицы – места бытия Святой Троицы. Место, где действует Отец, Сын и Дух Святой, и есть Церковь. Собственно, потому вне Церкви и нет спасения, что нельзя спастись вопреки Отцу, Сыну и Святому Духу, вне Бога. Логика спасения идет не от человеков, а с Неба. Это важно понимать, потому что мы часто говорим: «Вне Церкви нет спасения, потому что в Церкви истина», а люди требуют: докажи! Если идти от человека, ничего не докажешь. Не в человеке истина. Можно сказать: попы – табачники, блудники, пьяницы. Собрать правды и неправды можно сколько угодно. Но мы идем не от человеков: «Всяк человек ложь» ( Пс. 115, 2 ), а Бог не ложь, Бог – Истина. Наша опора не на человека, а на Святую Троицу. Именно Святая Троица создает Церковь : боговоплощением, жертвой Христа, истиной Христа – апостольской верой. Церковь всегда именно на этом делала акцент. А единство – самоцель только в Троице. Когда нарушаются священные догматы , когда нарушается вера Церкви, единство не может быть основной целью. Единство невозможно там, где нет апостольской веры. Поэтому Церковь выступает против той формы экуменического движения, когда вместо возвращения к апостольской вере предлагается компромисс. Это отказ от того, что считает самым важным Господь Иисус Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Любые сектанты и еретики стремятся к расточению Самой Церкви. Своими энергиями распада они тщатся противодействовать объединяющему Церковь Святому Духу: Кто не собирает со Мною, тот расточает . Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам; а хула на Духа не простится человекам. Если кто скажет слово на Сына человеческаго, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем (Мф. 12, 30-32). Кроме борьбы с сектантством, ересями и расколами, что давала Христианам соборная методика? В экстремальных условиях первых трех веков по Рождестве Христовом перед Христианскими общинами стояли задачи не только собственного выживания, но задачи постоянного взаимодействия с ближними и дальними сообществами единоверцев, задачи апостольского, миссионерского служения - обращения к Истине и спасению язычников, иноверцев практически из всех социальных слоев тогдашнего общества - от рабов до патрициев, от рыбаков до членов императорских семейств. Если отпадение в сектантство и уклонения в ереси в ряде случаев и происходили у Христиан, то сама обширнейшая распространенность правоверного Христианства в ту пору в Азии, Африке и Европе, его дальнейшая триумфальная судьба, его общая для древней Вселенской Церкви догматическая неповреждённость на протяжении первых трех веков по Воскресении Спасителя свидетельствуют о том, что промыслительное содержание Веры на протяжении нескольких поколений осуществлялось не одной только строгостью общинных уставов и уставов поместных Церквей, но и свободным, совершенно добровольным единством членов Церкви - единством в исповедании веры, в Богослужении, в гражданском бытии, в быту; единством, осуществляемым через соборное согласие и взаимопонимание (5). Конечно, многие проблемы, связанные с единогласием, единодушием членов Церкви разрешались на обычных духовных собеседованиях пастырей с пасомыми (6). Чем же эти собеседования отличались от Соборов? Целью таких собеседований было пастырское рассуждение на спасительные темы и научение навыкам рассуждения рядовых членов Церкви.

http://ruskline.ru/analitika/2009/01/19/...

Над созиданием тела Церкви трудится каждый член Церкви, проходя тот или иной евангельский подвиг. Ведь каждый подвиг входит, вочленяется в Церковь — и так растет ее тело. Растет нашей молитвой, нашей верой, нашей любовью, нашим смирением, нашей кротостью, нашим милосердием, — всем тем, что есть в нас евангельского, что возбуждает в нас жажду Христа, что воспламеняет нас любовью ко Христу. Мы духовно возрастаем Церковью, а тем самым растет и она сама. Поэтому ««все... да будет к назиданию»» (1Кор.14:26), к созиданию Христовой Церкви, ибо все мы призваны «устроиться в жилище Божие Духом» (Еф.2:22). Что представляют собой христиане? — «Божие строение» — οκοδομ (1Кор.3:9). Каждым своим благодатным даром, каждой своей добродетелью, каждым своим подвигом, каждым своим покаянным вздохом — христианин «созидает Церковь» (ср.: 1Кор.14:4-5, 12, 26). Все мы Церковью растем к небу, каждый из нас возрастает через всех и все через каждого. Посему это благовестие и заповедь обращены ко всем и к каждому из нас, дабы тело получало «приращение для созидания самого себя в любви» (Еф.4:16). А созидательная, зиждущая сила суть Святые Таинства и святые добродетели, в первую очередь — любовь: «Любовь созидает» (οκοδομε=«созидает», «устрояет», «назидает») (1Кор.8:1).    Какова цель созидания тела Христова и нашего в нем духовного возрастания? — Дабы «все мы пришли»: во-первых — «в единство веры и познания Сына Божия», во-вторых — «в мужа совершенного» и в-третьих — «в меру полного возраста Христова» (Еф.4:13).    1. В единство веры и познания Христа приходят только в общении со «всеми святыми» (Еф.3:17-19), только соборной жизнью «со всеми святыми» — под верховным руководством святых Апостолов, пророков, евангелистов, пастырей и учителей. А их — начиная с Пятидесятницы и далее через все века, вплоть до Страшного Суда, — пресвято наставляет и направляет Дух Святой. Дух же Святой — и есть Тот «один Дух» в теле Церкви (Еф.4:4). В Нем и от Него — и «единство веры и познания Сына Божия», Господа нашего Иисуса Христа.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Но Дух, по апостолу Петру, действует не только в Апостолах и пророках; Дух Святой обитает в каждом верующем, более того, жизнь верующего согласно Божественной истине возможна только силою и действием Духа Святого: послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца (1 Пет 1:22). Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает 76 на вас (1 Пет 4:14). В этих словах раскрывается полнее домостроительство Духа как Божественного свидетеля о Христе и как Утешителя Церкви, — Дух Святой подает утешение верующим в скорбях и гонениях за свидетельство Христа. Последующие слова теми Он хулится, а вами прославляется отсутствуют в древних рукописях, хотя это чтение подтверждается Киприаном, византийскими лекционариями и Италой, и сама мысль о прославлении Духа Божия со стороны христиан очень важна. Хула на Духа подразумевает отсылку к Мф 12:31–32. В кратком послании апостола Иуды мы находим, тем не менее, два места, касающихся Святого Духа; оба они относятся к действию Духа в Церкви: Это люди, отделяющие себя душевные, не имеющие Духа (Иуд 1:19). Синодальный перевод предлагает понимание: отделяющие себя (от единства веры), хотя слово себя отсутствует в древних списках (p 72 , А, A, B, Q) и свидетелях текста (Климент, святитель Кирилл Александрийский, арм. перевод), и святые Отцы, в частности, блаженный Феофилакт, понимали отделяющие в смысле “похищающие питомцев Церкви”, увлекая их вслед своим заблуждениям 77 . Неимение Духа как характеристика отпавших отражает то еще ветхозаветное понимание, согласно которому Дух Божий отступает от грешников (ср. Пс 50:13 и др.). Обладание Духом (ср. Рим 8:9; 1 Кор 7:40 и др.) выступает здесь как знак принадлежности к Церкви, что указывает на понимание Церкви как единства в Духе, собрание тех, в ком обитает один и тот же Святой Дух (ср. 1 Кор 12:13). Это нисколько не противоречит, но дополняет учение апостола Павла о том, что Церковь есть тело Христово (Кол 1:24), ибо все члены, разнящиеся друг от друга по значимости и служению, проникает один и тот же Дух. И второе упоминание Духа в следующем стихе только поддерживает эти коннотации, добавляя аспект единства Церкви в молитве Духом Святым: А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым (Иуд 1:20, ср. Рим 8:26).

http://pravmir.ru/pnevmatologiya-novogo-...

Первосвященническая молитва Господа была – о Церкви, и ее таинственные прошения мы дерзновенно повторяем, вознося и наши моления о «соединении всех». Мы молимся об «устроении полноты времен», о «созидании Тела Христова», о том, чтобы милосердным действием своей всеврачующей благодати Господь совокупил во «единое стадо» всех покорных и непокорных сынов своих, – и верных, и отпавших по немощи или небрежению, и «отторженных насилием», – совокупил во единое «тело», оживляемое единым духом, «соединяемое и скрепляемое составами и связями»: «да вси едино будут». И только в животворящей полноте Церкви, в «полноте Наполняющего всяческая во всем», совершается подлинное единство твари, предопределенное «от начала», но раскрывающееся во времени и постепенно, – то единство, которое исполнится в «последние дни», когда «все придут в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова», преобразятся «в свободу славы детей Божиих», когда, «все, от малого до великого, будут знать Господа» и «преклонится перед именем Иисуса всякое колено небесных, земных и преисподних...» Наше упование выводит нас за пределы истории как томительной смены рождения и смерти της γεν σεως κα τ ς φθορ ς 20 : " не имамы зде пребывающего града, но грядущаго взыскуем«, – Града Господня, »которого художник и строитель – Бог«, новой земли и нового неба, горнего Иерусалима. «Чаем воскресения мертвых и жизни будущего века», – тогда вообразится Бог всяческая во всем... Тогда сбудется слово написанное: «поглощена смерть победою...» И в этом упование наше: «Христос Воскресе из мертвых, начаток умершим бысть...» «Новая тварь», рожденная искупительным подвигом Спасителя, не отторжена от мира, но пребывает в нем. Как выразительно заметил в одном из ранних своих произведений Влад. Соловьев: «Новый Иерусалим, – град Бога живого, – существует не в одних только помыслах, желаниях и внутренних чувствованиях христиан; божественные формы Церкви составляют уже и теперь действительные камни его основания, на которых воздвигнется и таинственно воздвигается непрерывно все божественное здание, так что, хотя не все в видимой церкви божественно, но божественное в ней есть уже нечто видимое».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Словом, это значит – быть христианином. Только в Господе Иисусе Христе человек впервые проявился полностью единым по существу, триединым. И в этом богоподобном триединстве он обрел и единство своего существа, и бессмертную богоподобность, и жизнь вечную, – поэтому вечная жизнь заключается в познании Триединого Бога ( Ин. 17, 3 ). Уподобиться Триединому Господу, исполниться «всякой полнотой Божией» ( Кол. 2, 9–10 ; Еф. 3, 19 ), стать совершенным, как Бог ( Мф. 5, 48 ), – вот наше призвание, и в нем надежда нашего знания – «знания святого» ( 2Тим. 1, 9 ), «знания небесного» ( Евр. 3, 1 ), «знания Божия» ( Флп. 3,14 ; Еф. 1,18 ; Рим. 11, 29 ). Только в Церкви Христовой мы ощущаем живо и бессмертно, что мы «призваны к одной надежде нашего звания» ( Еф. 4,4 ). Одно звание для всех людей, и одна надежда для всех людей. Это звание живет и непосредственно переживается Церковью и в Церкви «со всеми святыми через святые таинства и святые добродетели» ( Еф. 3,18–19 ). И мы тогда ощущаем «одно тело и один дух» «со всеми святыми». «Так мы, многие, составляем одно тело во Христе» ( Рим. 12, 5 ), «ибо все мы одним Духом крестились в одно тело,... и все напоены одним духом. Тело же не из одного члена, но из многих... Членов много, а тело одно. И вы – тело Христово, а порознь – члены» ( 1Кор. 12, 13–14, 20, 27 ). Надежда, ведомая верой и любовью евангельской, приводит нас к осуществлению и осознанию нашего звания, нашей цели, нашего призвания – богосовершенства. А все это может происходить только в Богочеловеческом Теле Христовом (Церкви) посредством Его Богочеловеческих сил, которыми живут все члены этого единого святого тела, в котором один дух – Дух Святый. «Дух Истины» ( Ин. 15, 26 ) – это Соединитель всех душ христиан в одну душу – соборную душу, и всех сердец – в соборное сердце, и всех духов – в один дух – соборный дух Церкви, в одну веру – соборную веру Церкви. Это и есть то соединение и единство тел, и единство духа, в котором все происходит от Отца через Сына в Духе Святом, ибо «один Бог , ... производящий все во всех» ( 1Кор. 12,6 ; Рим. 11, 36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010