Информация с сайта: www.pavel-prusskiy.ru Первоначально храм построен в 1784 г. как Успенская соборная часовня старообрядческой общины федосеевского толка (арх. Ф.К. Соколов, некоторые источники приводят авторство В.И. Баженова). В 1854 г. старообрядческая община распалась и часть её прихожан приняли единоверие. Успенская часовня была передана новообразованному Никольскому единоверческому приходу. В трапезной части был создан придел в честь свт. Николая Чудотворца. Освящение придела в честь свт. Николая Чудотворца состоялось 16 (3) апреля 1854 г. - этот день и является днем рождения храма свт. Николая Чудотворца на Преображенском кладбище. После пристройки алтарной апсиды к главной части храма, 15 (2) июня 1857 г. свт. Филарет, митрополит Московский, освятил главный престол в честь Успения Пресвятой Богородицы. В 1866 г. храм стал собором учрежденного при нем единоверческого Никольского монастыря. От монастырских построек сохранились: храм Воздвижения Креста Господня (нач. XIX в., арх. Ф.К. Соколов, освящен в 1854 г. из старообрядческой молельни), колокольня (1876-1879 гг., арх. А.М. Горностаев), корпуса келий (1801 г.). К 1923 году монастырь был закрыт и превращен в дом коммуны завода Радио, а в 1930-х гг. его стены были сломаны. В первой половине 1920-х годов Советские власти передали храм во владение обновленцам. Но единоверческая община не освободила весь храм и осталась существовать в передней - Успенской части храма. Храм был разделен на две части, так что главная часть храма с Успенским престолом была отделена стеной от обновленческой - трапезной части. В отделенной трапезной части, дополнительно к существовавшему с середины XIX века Никольскому (левому) приделу, сооружается новый Успенский (правый) придел. К 1930-му году единоверческая община в передней, Успенской части храма практически перестала существовать. И в 1930 году в связи с ликвидацией общины новопоморцев в Токмаковом переулке, единоверческая – Успенская часть храма была передана Советскими властями старообрядцам безпоповского новопоморского толка, занимающим ее и поныне. Трапезная - Никольская часть храма с двумя приделами, принадлежит православному приходу. В интерьере сохранились иконы XV-XVII вв.

http://sobory.ru/article/?object=03338

Николо-Кузнецкий храм : оригинал иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Храм Воскресения в Сокольниках : иконы Божией Матери «Страстная», «Целительница», «Иверская», «Грузинская» и «Боголюбская». Храм Воскресения Словущего (Апостола Филиппа) на Арбате : иконы Божией Матери «Иерусалимская», «Скоропослушница», «Казанская» и «Ахтырская». Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке : иконы Божией Матери «Взыскание погибших» и «Коневская», икона свт. Спиридона Тримифунтского. Ильинский храм : оригинал иконы Божией Матери «Нечаянная Радость». Спасо-Преображенский храм на Большой Ордынке : икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость», икона св. Лонгина Сотника. Знаменский (Петропавловский) храм : «Московская-Боголюбская» икона Божией Матери. Петропавловский храм в Лефортово : благ. кн. Михаил Тверской и преп. Нил Сорский (частицы мощей), «Почаевская» икона Божией Матери, икона св. Иоанна Предтечи. Храм Св. Иоанна Воина на Большой Якиманке : иконы «Господь Вседержитель» и свт. Николая (с ворот Кремля). Успенский храм «в Гончарах» : икона Божией Матери «Троеручица». Знаменский храм в Аксиньино: «Казанская» икона Божией Матери. Рождественский храм в Измайлове : «Иерусалимская» и «Владимирская» иконы Божией Матери. Благовещенский храм в Федосьино : «Феодоровская» икона Божией Матери. Рождество-Богородицкий храм в Крылатском : «Рудненская» икона Божией Матери. Сергиевский храм в Бусиново : «Молченская» икона Божией Матери. Покровский храм в Медведкове : икона «Покров Пресвятой Богородицы». Успенский храм в Косино: оригинал «Косинской» («Моденской») иконы Божией Матери. Владимирский храм в Патриарших Палатах : оригинал иконы Божией Матери «Серафимово Умиление» (келейный образ преп. Серафима Саровского). Единоверческий храм Свт. Николая «на студенце» : икона «Свт. Николай в житии». Старообрядческий Покровский собор на Рогожском кладбище : икона «Покров Пресвятой Богородицы». Свято-Данилов монастырь : благ. кн. Даниил Московский (XIII в.) (часть мощей), преп. исп. Георгий Даниловский (ХХ в.), иконы Божией Матери «Троеручица» и «Владимирская», икона преп. Иоанна Кассиана Римлянина .

http://azbyka.ru/palomnik/Москва

С. ТЕРЯЕВО, Волоколамского района. Иосифо-Волоцкий монастырь (фактически – женский): преп. Иосиф Волоцкий (XV в.). ДЗЕРЖИНСКИЙ, Люберецкого района: Николо-Угрешский монастырь: преп. Пимен Угрешский (XIX в.), икона Божией Матери «Взыграние» (в алтаре). С. МИХАЙЛОВСКАЯ СЛОБОДА, Раменского района. Единоверческий Михаило-Архангельский храм: «Иерусалимская» икона Божией Матери. ВИДНОЕ-2. Екатерининский монастырь: икона мц. Екатерины. С. ЛУКИНО, Домодедовского района. Крестовоздвиженский Иерусалимский женский монастырь: «Иерусалимская» икона Божией Матери. С. ВЕЛЬЯМИНОВО, Домодедовского района. Спасо-Преображенский храм: иконы Божией Матери «Казанская» и «Млекопитательница». С. ШУБИНО, Домодедовского района. Успенский храм: оригинал «Плакущей» иконы Божией Матери. СТУПИНО. Свято-Троицкий Белопесоцкий женский монастырь: икона Божией Матери «Скоропослушница». Тихвинский храм: икона Божией Матери «Утоли моя печали». ПАВЛОВСКИЙ ПОСАД. Покровско-Васильевский монастырь: прав. Василий Павлово-Посадский (XIX в.). С. ГУБИНО, Орехово-Зуевского района: Колодчик Николая Чудотворца (Губино) , Старообрядческий Казанский храм: «Губинская-Казанская» икона Божией Матери. С. ТУГОЛЕС, Шатурского района. Пятницкий храм: «Радовицкая» икона свт. Николая. Д. КОЛЫЧЕВО, Егорьевского района. Казанский женский монастырь: список «Колычевской-Казанской» иконы Божией Матери. КОЛОМНА. Богоявленский Старо-Голутвин монастырь (около ж. д. ст. Голутвин): свт. исп. Феодосий Коломенский (ХХ в.). ТРОИЦЕ-ОДИГИТРИЕВСКАЯ ЗОСИМОВА ЖЕНСКАЯ ПУСТЫНЬ (близ с. Руднево, Наро-Фоминского района): преп. Зосима Верховский (XIX в.). МОЖАЙСК. Можайский Лужецкий Богородицкий Ферапонтов монастырь: преп. Ферапонт Белозерский (Лужецкий) (XV в.). С. СЕМЕНОВСКОЕ, Можайского района. Спасо-Бородинский женский монастырь: преп. Рахиль Бородинская (ХХ в.). С. КОЛОЦКОЕ, Можайского района. Успенский Колоцкий женский монастырь: оригинал «Колочской» иконы Божией Матери. С. МАВРИНО, Щелковского района, близ Фряново. Владимирский храм: «Страстная» икона Божией Матери, икона мц. Параскевы-Пятницы.

http://azbyka.ru/palomnik/Московская_обл...

Сейчас Успенский собор частично отреставрирован. В основу проекта реставрации положено тщательное изучение памятника, архивных материалов и анализ однотипных сооружений. И.А. Бартенев, Б.Н. Федоров. Архитектурные памятники Русского Севера. Ленинград-Москва, «Искусство», 1968. В середине XVII в. на средства Соловецкой обители был построен Успенский храм с двумя приделами в честь препп. Зосимы и Савватия Соловецких и в честь св. Иоанна Предтечи. В 1714 г. был построен новый храм с тремя престолами: главным Успенским, и придельными - теплым в честь свт. Николая Чудотворца и Зосимо-Савватиевским. В 1879 г. был построен Зосимо-Савватиевский храм, служивший соборным во время ремонта Успенского собора. С 1876 г. велось строительство нового каменного собора на капитал, завещанный неизвестным благотворителем. Приписные церкви: Троицкая церковь на городском кладбище, была построена в 1696 г. Деревянная церковь в честь св. Иоанна Предтечи на о. Лепе в г. Кеми была построена в 1682 г. В 1785 г. она была перенесена с берега на середину острова для избежания угрозы во время ледохода. В 1861 г. по указу Св. Синода от 17 ноября за в г. Кеми был образован единоверческий приход, а Иоанно-Предтеченская церковь стала самостоятельной приходской церквью. Причт, за неимением в г. Кеми единоверцев, проживал в с. Подужемском в 17 верстах от Кеми. Часовня: в г. Кеми при р. Пуяте, возобновленная в память посещения города в 1870 г. великим князем Алексеем Александровичем. Попечительство при соборе было названо, по указу Св. Синода от 19.9.1889 за Владимирским в память посещения в 1885 г. Успенского собора великим князем Владимиром Александровичем. По этому поводу разрешено было ежегодно 15 июля совершать крестный ход в часовню. Жертвователи: московский купец Павел Семенович Милютин пожертвовал капитал 5000 руб. в пользу церкви. Протоиереи: Василий Кочерин 1767 г.; Григорий Клюкин 1787 г.; Иосиф Нечаев 1809 г. Священники Кемской единоверческой церкви: Василий Михайлович Батурин до 1887 г.; Дмитрий Чураков с 1887 г. Псаломщик Кемской единоверческой церкви: Иван Дмитриев с 1887 г. (из крестьян, сотрудник противораскольнического миссионера).

http://sobory.ru/article/?object=03368

чел.: латгалы, русские, белорусы, поляки и немцы; господствующим исповеданием был католицизм, действовало ок. 20 правосл. храмов. В 1833-1916 гг. усилиями Полоцких епископов в Латгалии было построено более 30 правосл. церквей. Для утверждения Православия в Латвии многое сделал еп. Александр (Заккис), первый правосл. епископ-латыш, занимавший Полоцко-Витебскую кафедру в 1893-1899 гг. Помимо учреждения правосл. храмов еп. Александр вводил в богослужение и в проповедь латыш. язык. В нач. XX в. в Двинске действовали Борисоглебский собор (воздвигнут в 1904-1905), Александро-Невский собор (построен в 1856-1864 на частные пожертвования), единоверческая Успенская ц. на Нов. Строении (1877), деревянный храм во имя свт. Николая на Гриве (построен в 1882, в 1919 сгорел, в 1924 восстановлен), гарнизонный храм во имя блгв. кн. Александра Невского близ Двинской крепости (1897), Никольский храм на городском кладбище (1894). В 1923 г. была построена Петропавловская ц. на Ст. Форштадте на Златогорской ул. 2 июня 1913 г. в витебском Свято-Николаевском кафедральном соборе во епископа Двинского, викария Полоцкой епархии, был хиротонисан настоятель Маркова витебского во имя Св. Троицы мон-ря , благочинный мон-рей Полоцко-Витебской епархии архим. Пантелеимон (Рожновский) . Местом пребывания викарного епископа был определен полоцкий братский в честь Богоявления мон-рь . В 1913 г. еп. Пантелеимон побывал в Двинске 5 раз. С нач. 1915 г. Латгалия была прифронтовой зоной, в сер. 1915 г. в Двинске было объявлено об эвакуации. С 15 авг. 1917 по 20 апр. 1918 г. в связи с отъездом в авг. 1917 г. Полоцкого еп. Кириона III (Садзаглишвили) в Грузию еп. Пантелеимон принимал участие в работе Поместного Собора Православной Российской Церкви в качестве управляющего Полоцкой епархией. В нояб. 1917 г. в Полоцке и Витебске установилась советская власть. В 1918 г. еп. Пантелеимон был вынужден покинуть свою епархию и поселился в Дерманском во имя Св. Троицы мон-ре Ковельского у., на территории, к-рую контролировали поляки.

http://pravenc.ru/text/171494.html

- М., Наука, 1997 Деревянная Никольская церковь построена в 1774-82 г. на средства злынковского купца-старообрядца Осипова. В 1791 г. была сделана неудачная попытка, с помощью подразделения Изюмского гусарского полка, отобрать у старообрядцев церковь. Храм полностью перестроен в 1817-18 гг. В 1846 г. приход принял единоверие: из Москвы сюда был определен бывший старообрядческий священник Рогожского кладбища Александр Арсеньев. Престолы: свт. Николы – холодный и Рождества Пресвятыя Богородицы — теплый. В 1896 г. открыта церк.-прих. школа. Источник: Дурнов А.Г. Единоверческие монастыри, иноческие общины и приходы Российской империи. На правах рукописи. В начале ХХ века Новозыбковский уезд был крупнейшим в Российской империи производителем спичек. Но ещё раньше там начали строить уникальные деревянные храмы. Одним из таких удивительных творений народных древодельцев является Никольско-Рождественская церковь, считающаяся одним из крупнейших деревянных храмов в Центральной России, жемчужиной русского деревянного зодчества. XVIII век был временем быстрого развития старообрядческой слободы Зыбкой, ставшей с 1809 года городом Новозыбковом. Местные жители занимались хлебопашеством, строительными работами, доставкой купеческих товаров в Москву, Санкт-Петербург, Ригу, Варшаву, Кёнигсберг, торговали пенькой и конопляным маслом. Всё это способствовало росту капитала отдельных купцов, который они вкладывали не только в торговлю и производство, но и в материальное воплощение своей веры: иконы, книги, храмы. Закладка дервянного храма состоялась в 1774 году, а освящение - в 1782 году. Церковь строилась на средства злынковского купца Осипова для беглопоповской общины. В 1791 году была совершена попытка отобрать её у старообрядцев с помощью подразделения Изюмского гусарского полка. В 1817-18 годах храм полностью перестроен в стиле классицизма. В 1846 году приход принял единоверие: из Москвы сюда был определён бывший старообрядческий священник Александр Арсеньев. В храме было два престола: Св.

http://sobory.ru/article/?object=01639

Одним из важнейших сооружений архитектора считается Никольская единоверческая ц. в С.-Петербурге (1820-1827) на углу Николаевской ул. (ныне ул. Марата) и Кузнечного переулка. Массивный объем церкви поставлен под углом к обоим проездам, видимо, для достижения строгой ориентации алтаря на восток. Церковь имеет ярусную композицию, в которой И. Д. Саблин увидел попытку на основе образов древнерус. архитектуры найти совр. трактовку рус. храма и влияние композиции башни Адмиралтейства Захарова. Здание церкви в плане имеет равноконечный крест с угловыми компартиментами и разделено карнизами на 3 яруса. Нижний ярус, завершенный широком антаблементом, подчеркивают по всем сторонам 6-колонные дорические портики большого выноса. Второй ярус образуют 4 угловые башенки-звонницы, связанные друг с другом ранее открытыми 2-ярусными дорическими колоннадами (наподобие храма Посейдона в Пестуме). Они венчались декоративными луковками, как и центральная глава, и образовывали традиц. пятиглавие. Оригинален и квадратный барабан со срезанными углами (3-й ярус), в его стенах прорезаны большие полуциркульные окна с развитыми архивольтами и замковыми камнями. Вместимость храма была рассчитана на 2 тыс. чел. Четырехстолпный 3-нефный храм оформляли коринфские колонны желтого стука, круглая в плане колоннада поддерживала обходную галерею верхнего яруса, мощный купол был декорирован квадратными кессонами с розеттами. Главный, Преображенский, престол освятили в 1831 г., левый, во имя свт. Николая Чудотворца,- в 1838 г. В. И. Григорович характеризовал церковь как «одно из лучших произведений новейшей архитектуры в России… не отколь не заимствованное» ( Тубли. 1980. С. 39). В 1832 г. в ограде церкви по проекту М. возвели 2 часовни: квадратные в плане, со срезанными углами, перекрытые низким куполом, дверные проемы фланкированы дорическими полуколоннами. Тогда же был сооружен церковный дом (ныне перестроен). Храм в 1910 г. получил статус собора, закрыт в 1931 г. и перестроен в 1934 г. под Музей Арктики и Антарктики с уничтожением интерьера, сносом малых глав и застройкой галереи.

http://pravenc.ru/text/2562950.html

– Как стало возможным появление единоверия? – Деяния Большого Московского Собора 1666–1667 годов, признанные ошибочными на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1971 года, наложили клятвы (анафемы) на все древлеправославные богослужебные чины и церковные обряды. Те же христиане, которые, не разрывая с церковной иерархией, продолжали молиться по-старому, подвергались гонениям не в меньшей степени, чем остальные староверы. Но с течением времени иерархи стали понимать нелепость такого положения, а потому стали интерпретировать анафемы иначе: наложены они не на чины и обряды, а на тех, кто, содержа оные, уклоняется от общения с Церковью. Именно подобная интерпретация позволила начать диалог со старообрядцами, чаявшими церковного единства, но не желавшими отказываться от древлеправославных преданий. Итогом соглашений стало учреждение митрополитом Платоном (Левшиным) в 1800 году «Правил единоверия». Однако лишь на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1971 года вышеназванные клятвы были отменены «яко небывшие», положенные «по недоброму разумению». – Расскажите об истории московской единоверческой общины. – Здесь стоит разделить историю храма Свт. Николая на Студенце и нашей общины. На месте нынешнего белокаменного храма, уникальной особенностью которого является то, что при его построении в 1671 г. престолы были ориентированы не на восток, как это принято обычно, а на север, еще с XV века существовала деревянная церковь. До 1931 года, когда наша церковь была закрыта, а построенная в 1771 году великолепная колокольня варварски разрушена большевиками, ее приход не был единоверческим. Между тем, центр московского единоверия в XIX – начале XX вв. находился относительно недалеко от нас, при Троице–Введенском приходе у Салтыкова моста, храмы которого сегодня принадлежат обычной православной общине. Таким образом, состоялся своеобразный обмен, устраивающий как единоверцев, так и нынешнюю общину Троице–Введенского прихода. Около 15 лет тому назад, когда я служил иеродиаконом единоверческого храма Архангела Михаила в Михайловской слободе, в Москве была создана единоверческая община, избравшая меня своим председателем. Блаженной памяти новопреставленный Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил меня на священническое служение в этом прекрасном храме, который, правда, был нам передан не сразу, а потому какое-то время мы здесь молились, соседствуя с типографией. По благословению Святейшего Патриарха митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, хорошо знающий наши богослужебные особенности, поскольку его отец был старообрядцем, в 1994 году рукоположил меня в священный сан, а затем, в 1996 году, освятил наш храм.

http://e-vestnik.ru/interviews/edinaya_v...

Церковь в честь Покрова Богоролицы Дуниловского мон-ря. Фотография. 2007 г. Церковь в честь Покрова Богоролицы Дуниловского мон-ря. Фотография. 2007 г. В 1724 г. Воробьёвская пуст. была упразднена и приписана к Шартомскому во имя свт. Николая Чудотворца мон-рю , в 1725 г.- к Юрьевскому во имя арх. Михаила мон-рю, в 1727 г. восстановлена, в 1764 г. упразднена, а обветшавшие монастырские храмы приписаны к ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы с. Дунилова. Настоятель последней принял под расписку все имущество монастырских храмов. К нач. XIX в. все постройки окончательно обветшали. В 1818-1819 гг. на месте Воробьёвской пуст. на средства московской купчихи Е. Е. Каретниковой была построена холодная каменная Успенская ц., образовался единоверческий приход. По воспоминаниям архиеп. Саввы (Тихомирова), во время строительства Успенской ц. «богослужение совершалось в другой деревянной церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы» ( Савва (Тихомиров), архиеп. Хроника моей жизни. Серг. П., 1898. Т. 1. С. 18). В 1831 г. на ее месте были построены каменные Успенский храм с правым приделом в честь Нерукотворного образа Спасителя, левым - в честь Рождества Пресв. Богородицы и колокольня. Позднее был устроен переход между колокольней и трапезной храма. Успенская ц.- храм, построенный в стиле классицизма, четверик к-рого завершен ротондой. Оригинальным является компактное пятиглавие, венчающее яйцевидный купол; оно выдержано в архаичных, традиц. для региона формах: барабаны чешуйчатых маковичных главок декорированы пилястрами и колонками. Боковые фасады оформлены антовыми портиками. Все объемы - четверик, полукруглая апсида, прямоугольная трапезная - двусветные; нижние проемы прямоугольные, верхние - круглые; ярусы света на фасадах трапезной и апсиды разделены поясом. В простенках арочных окон ротонды поставлены парные полуколонны, поддерживающие антаблемент. Оба четвериковых яруса колокольни прорезаны высокими стрельчатыми арками, обрамленными пилястровыми портиками, небольшой купол увенчан миниатюрной главкой. Симметрию построения нарушает притвор-переход между трапезной и колокольней.

http://pravenc.ru/text/180583.html

Поначалу удаленный от Днепра, монастырь с разрешения властей перенесли в 1796-1797 гг. на новое место, а в 1847-1849 гг. преобразовали по просьбе братии из единоверческого в «стандартный». В кон. 1840-х гг. должность благочинного в обители занимал будущий известный подвижник Крыма – прмч. Парфений Кизилташский. 1-м храмом на новом месте был деревянный – свт. Николая; в 1802 г. был построен небольшой каменный храм св. вмч. Димитрия Солунского на средства соседского помещика Дмитрия Куликовского. В 1803 г. освящен каменный храм Корсунской иконы Божией Матери; в 1804 г. - трапезный храм свт. Михаила Синадского. В 1849 г. в версте от монастыря было основано новое братское кладбище (взамен бывшего в самой обители), где в 1857 г. выстроили новый храм Воскресения Христова. В 1882 г. в монастыре был устроен храм свт. Николая в доме настоятеля, прежде в кельях настоятеля существовали другой одноименный храм и церковь свт. Иоанна Златоуста. В 1888-1889 гг. создан новый трапезный храм свт. Иннокентия Иркутского, в 1891 г. построена новая каменная колокольня (38 м). После революции монастырь закрыли и разобрали часть сооружений (в т.ч. собор), на Дмитриевской церкви надстроили водонапорную башню. В 1999 г. богослужения возобновлены в трапезном храме, в 2009 г. Свящ. Синод УПЦ благословил возрождение обители. http://korsunska-mon.church.ua/istoriya/ Сохранились частично стены монастыря, северо-восточная башня, центральные и западные ворота, трапезная (1804 г.), частично Дмитриевская церковь (1797-1802 гг.), некоторые служебные постройки памятника. В плане ограда монастыря представляет собой неправильный многоугольник, сложена из известняка, высота 3,5 м, наиболее ранние участки - конца XVIII - начала XIX вв. (восточный, северный и западный). Представляют интерес западные ворота с сохранившейся своеобразно решенной аркой, завершенной барочным фронтоном, а также башня, сложенная из крупных камней известняка. Ее высота 8,8 м, наружный диаметр - 3,6 м. Башня представляет собой цилиндрический объем, несколько расширяющийся к карнизу, со сводчатым перекрытием и конусообразным завершением, вход в неё - со стороны монастырского двора.

http://sobory.ru/article/?object=42052

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010