С. ТЕРЯЕВО, Волоколамского района. Иосифо-Волоцкий монастырь (фактически – женский): преп. Иосиф Волоцкий (XV в.). ДЗЕРЖИНСКИЙ, Люберецкого района: Николо-Угрешский монастырь: преп. Пимен Угрешский (XIX в.), икона Божией Матери «Взыграние» (в алтаре). С. МИХАЙЛОВСКАЯ СЛОБОДА, Раменского района. Единоверческий Михаило-Архангельский храм: «Иерусалимская» икона Божией Матери. ВИДНОЕ-2. Екатерининский монастырь: икона мц. Екатерины. С. ЛУКИНО, Домодедовского района. Крестовоздвиженский Иерусалимский женский монастырь: «Иерусалимская» икона Божией Матери. С. ВЕЛЬЯМИНОВО, Домодедовского района. Спасо-Преображенский храм: иконы Божией Матери «Казанская» и «Млекопитательница». С. ШУБИНО, Домодедовского района. Успенский храм: оригинал «Плакущей» иконы Божией Матери. СТУПИНО. Свято-Троицкий Белопесоцкий женский монастырь: икона Божией Матери «Скоропослушница». Тихвинский храм: икона Божией Матери «Утоли моя печали». ПАВЛОВСКИЙ ПОСАД. Покровско-Васильевский монастырь: прав. Василий Павлово-Посадский (XIX в.). С. ГУБИНО, Орехово-Зуевского района: Колодчик Николая Чудотворца (Губино) , Старообрядческий Казанский храм: «Губинская-Казанская» икона Божией Матери. С. ТУГОЛЕС, Шатурского района. Пятницкий храм: «Радовицкая» икона свт. Николая. Д. КОЛЫЧЕВО, Егорьевского района. Казанский женский монастырь: список «Колычевской-Казанской» иконы Божией Матери. КОЛОМНА. Богоявленский Старо-Голутвин монастырь (около ж. д. ст. Голутвин): свт. исп. Феодосий Коломенский (ХХ в.). ТРОИЦЕ-ОДИГИТРИЕВСКАЯ ЗОСИМОВА ЖЕНСКАЯ ПУСТЫНЬ (близ с. Руднево, Наро-Фоминского района): преп. Зосима Верховский (XIX в.). МОЖАЙСК. Можайский Лужецкий Богородицкий Ферапонтов монастырь: преп. Ферапонт Белозерский (Лужецкий) (XV в.). С. СЕМЕНОВСКОЕ, Можайского района. Спасо-Бородинский женский монастырь: преп. Рахиль Бородинская (ХХ в.). С. КОЛОЦКОЕ, Можайского района. Успенский Колоцкий женский монастырь: оригинал «Колочской» иконы Божией Матери. С. МАВРИНО, Щелковского района, близ Фряново. Владимирский храм: «Страстная» икона Божией Матери, икона мц. Параскевы-Пятницы.

http://azbyka.ru/palomnik/Московская_обл...

В церковь был также перенесен чтимый образ св. Параскевы Пятницы из одноименного храма на Пороховых (снесен). С благоговением прихожане молятся также пред иконами свт. Николая Чудотворца, прп. Сергия Радонежского, прп. Серафима Саровского и вмч. Георгия Победоносца, попавшей в храм, видимо, из снесенной Георгиевской кладбищенской церкви. Кроме упомянутых на Большеохтинском кладбище находились еще две церкви: в честь Покрова Пресвятой Богородицы и во имя св. вмч. Димитрия Солунского, близ которой располагалось единоверческое отделение кладбища. При кладбище действовала также основанная в начале XIX века богадельня для лиц духовного звания. В наши дни Никольский храм на Большеохтинском кладбище остается единственным действующим на Охте, он всегда чист и ухожен. В храме во всякое время людно: петербуржцы приходят сюда на родные могилы и в храм, помянуть своих близких. Уже долгие годы настоятелем храма служит прот. Александр Кудряшов. Старинное Большеохтинское кладбище, где погребены многие известные петербуржцы: митрополит Крутицкий и Коломенский Серафим (Никитин, ум. 1979 г.), архиепископ Тихвинский Мелитон (Соловьев, † 1986 г.), профессора Духовной Академии- А. Сагарда († 1950 г.), В. Верюжский († 1955 г.), М. Сперанский (†1984 г.), а также композитор духовной музыки П. И. Турчанинов, балерина Е. И. Истомина, фрейлина Е. И. Нелидова, кормилица Императора Александра I E. П. Петрова, купцы Елисеевы, ныне нуждается в уходе и благоустройстве. Престольными праздниками в Никольской Большеохтинской церкви являются дни: 9 (22) мая – перенесение мощей свт. Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бар. 6 (19) декабря – преставление свт. Николая Чудотворца. Прихожанами чтятся также: Духов День – в память престольного праздника главного охтенского храма во имя Сошествия Святого Духа. 23 апреля (6 мая) – праздник св. вмч. Георгия Победоносца; 26 июля (8 августа) – преподобномученицы Параскевы Пятницы; 28 июля (10 августа) – иконы Божией Матери Одигитрии (Путеводительницы) Смоленской;

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/hramy-...

17 апр. 1775 г. произошли изменения в составе Московской епархии: Болхов был возвращен Крутицкой кафедре, Мценск передан в Севское вик-ство, а Новосиль - в Воронежскую епархию ( Покровский И. М. Рус. епархии в XVI-XIX вв. Каз., 1913. Т. 2. С. 458). В 1778 г. в Севске была основана ДС, впосл. переведенная в Орёл. 6 мая 1788 г. последовал указ имп. Екатерины II о разделении епархий в соответствии с новым административно-территориальным делением Российской империи. На этом основании Синод указом от 17 мая того же года открыл самостоятельную епархию на базе Севского викариатства, передав ей все мон-ри и церкви в пределах Орловского наместничества. Одновременно Новосиль был переведен из Воронежской епархии в юрисдикцию Коломенской епархии (после ее преобразования в Тульскую епархию в 1799 оставался в ее юрисдикции вплоть до 20-х гг. XX в.). Владыки новой епархии стали именоваться Орловскими и Севскими, при этом их местопребыванием остался г. Севск. Лишь в 1820 г. состоялся перенос епархиального центра в Орёл (историю епархии см. в ст. Орловская и Болховская епархия ). Старообрядчество Во 2-й пол. XVII в. регион стал одним из центров старообрядчества. В Орёл из Москвы были выселены стрельцы-старообрядцы, др. старообрядческие центры сформировались в зап. части Карачевского у. (позднее вошла в Дмитровский у. Орловской губ.), Кромском и Орловском уездах. По уездам были распространены новопоморство, федосеевщина и филипповщина. В результате миграции старообрядцев в Малороссию и Польшу мн. староверы покинули пределы региона. В Орле сложилось неск. старообрядческих общин. В кон. XVIII - нач. XIX в. в Орле поповцы построили каменный храм (в 1842 переосвящен в единоверческую ц. в честь Успения Пресв. Богородицы) и деревянную часовню (снесена в 1849) на пожертвованном купцом Трифановым участке земли на берегу р. Оки на юго-вост. окраине города. У беглопоповцев было свое кладбище (Лутовское) на юж. окраине г. Орла, на земле, купленной у некоего Лутова. На нем в нач. XIX в. была устроена часовня во имя свт. Николая Чудотворца (в 1842 обращена в единоверческую церковь). Лидером филипповцев в Орле в нач. XIX в. был Г. А. Радин (Ситников), их моленная находилась почти в центре города, у р. Орлик, рядом с домом Ситникова.

http://pravenc.ru/text/2581553.html

Михайловская Слобода (1817) и Крестовоздвиженский в с. Селине-Давыдове (1843). В 60-х гг. XIX в. статус единоверческих получили Всехсвятский женский мон-рь за Рогожской заставой, Никольский муж. мон-рь на Преображенском кладбище и Преображенский муж. мон-рь в Гуслице. В 1888 г. построен единоверческий храм Рождества Христова в с. Малькове, в 1905 г. открылся единоверческий храм во имя свт. Петра, митр. Московского, в с. Авсюнине. До начала 20-х гг. XX в. существовало благочиние единоверческих приходов М. е. В 1921 г. было учреждено единоверческое вик-ство М. е., к-рое с титулом «епископ Богородский» возглавил Никанор (Кудрявцев), настоятель Никольского единоверческого мон-ря, к-рому также было поручено руководить Богородским уездным духовным правлением. Целью такого решения было усиление миссионерско-просветительской деятельности среди старообрядцев в Богородском у. В 1923-1924 гг. эту кафедру занимал еп. Платон (Руднев). Почти все единоверческие общины, кроме прихода в Михайловской Слободе, к нач. 30-х гг. XX в. прекратили существование. В 1989 г. был возобновлен храм в Михайловской Слободе (Раменского р-на), ставший в 1993 г. единоверческим. Сюда перешла часть прихожан Никольского храма на Рогожском кладбище, к-рый в 1989 г. утратил статус единоверческого. В окт. 1993 г. получила регистрацию община единоверческого храма во имя свт. Николая в Студенцах в Москве, где с 1994 г. совершаются регулярные богослужения. В 1994 г., при присоединении к правосл. Церкви старообрядцев-неокружников, был основан Преображенский приход в г. Куровское, единоверческими стали храмы Преображения Господня (открыт в 1994 в бывш. особняке купца Кудрявцева) и во имя св. Иоанна Лествичника (построен в 2000). В 1994 г. единоверческим стал храм Владимирской иконы Божией Матери в с. Осташове Воскресенского р-на. В 1999 г. была зарегистрирована община во имя свт. Петра, митр. Московского, в с. Авсюнине Орехово-Зуевского р-на, занимающаяся восстановлением древнего храма. В 2006 г. открылся единоверческий храм Казанской иконы Божией Матери в дер.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

(Ленинградская обл., Всеволожский р-н, пос. им. Свердлова, 5) 18 января 10:00 - Божественная литургия;  11:30 - великое освящение воды. 19 января 08:00 - Божественная литургия; 11:30 - великое освящение воды, выход на иордань напротив храма. Погружения в иордань: 19 января с 12:00. Храм иконы Божией Матери " Взыскание погибших " поселка Невская Дубровка (Ленинградская обл., Всеволожский р-н, пос. Невская Дубровка, Советская ул., 38) Погружения в иордань: 19 января с 13:00. Храм свт. Николая Чудотворца поселка Воейково (Лен. обл., Всеволожский р-н, пос. Воейково) 18 января 10:00 - Божественная литургия, великое освящение воды; 17:00 - Всенощное бдение. 19 января 10:00 - Божественная литургия, великое освящение воды. Место погружения: пруд у храма. Погружения в иордань: 19 января с 13:00. Храм святой равноапостольной княгини Ольги в Новом Девяткине (Лен. обл., Всеволожский р-н, дер. Новое Девяткино) 19 января 10:00 - Божественная литургия; 14:00 - водосвятный молебен; 14:30 - крестный ход на иордань, освящение воды, начало погружений. Место погружения: у магазина " Магнит " (Озерная ул., 4). Погружения в иордань: 19 января с 15:00. Будут организованы теплые палатки и горячий чай. Тихвинская епархия Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи Кировска (Ленинградская обл., г. Кировск, Набережная ул., 8) Место погружения: на Неве (напротив храма). Погружения в иордань: 18 января с 18:30 до 19:30. Единоверческий храм Тихвинской иконы Божией Матери на Анненском погосте (Ленинградская обл., Кировский р-н, п. Павлово, Ленинградский пр., 93) До поселка Павлово-на-Неве можно добраться электричкой с Ладожского ж/д вокзала. Место погружения: р. Мойка Погружения в иордань: 18-19 января с 23:00 до 01:00, 19 января с 11:00 до 13:00. Храм святой блаженной Ксении Петербургской пос. Приладожский   Место погружения: дер. Петровщина Погружения в иордань: 19 января с 13:00 до 15:00. Храм Успения Божией Матери деревни Лезье Освящение источника в дер. Лезье Погружения в иордань: 19 января с 16:00 до 17:00.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=126...

После революции Свято-Троицкую единоверческую церковь постигла та же участь, что и тысячи храмов в России - церковь осквернили и оставили в полуразрушенном состоянии. Только намного позже здание отремонтировали и сделали из него ДК Автомобилистов. Внешний вид иконостаса не восстановить, так как он был уничтожен революционерами, а иконостасы в то время не фотографировали. http://stkse.orthodoxy.ru/nid613.htm Каменный, однопрестольный. Заложен в 1818 г. как единоверческая трехпрестольная церковь. Построен на средства купца Я. В. Рязанова в стиле классицизма. Правый придел во имя свт. Иоанна Златоуста, патр. Константинопольского, освящен 12 ноября 1839 г. Левый придел во имя свт. Николая, архиеп. Мирликийского, освящен 13 октября 1849 г. Главный храм в честь Святой Живоначальной Троицы, освящен 13 мая 1852 г. В 1854 г. пристроена каменная колокольня. В 1922 г. изъято 10 пудов 26 фунтов 5 золотников серебра (174,4 кг.). С 1928 г. до закрытия в храме находились частицы мощей четырех святых: прор. Иоанна Предтечи, первомуч. Стефана, вмч. Иакова Персянина, мч. Меркурия Смоленского, вложенные в металлическую раку. Закрыт в 1930 г., единоверческой и сергиевской ориентации. Снесены купола и колокольня. Возвращен в 1996 г. В 1997 г. увеличена алтарная апсида. В 1998-1999 гг. заново возведены купольные барабаны. В 2000 г. заново возведена колокольня. Освящен Патриархом Алексием II 24 сентября 2000г. Источник информации - Церковь строилась долго и стилистически (в частности, наличием крупных люкарн в основании купола) предвосхитила Успенскую церковь Верх-Исетского завода, хотя была построена (без колокольни) почти одновременно с ней. Молитвенный дом старообрядческого общества (часть будущей церкви) был возведен еще до 1824 года. Церковь представляла собой однокупольный храм с просторной, квадратной в плане, трапезной. В 1838 году встал вопрос о ее достройке, но окончательный вид она приобрела лишь в 1854 году. Традиция, приписывающая авторство проекта Троицкой церкви архитектору М.П. Малахову, весьма сомнительна, хотя некоторые черты его почерка, особенно в подкупольной части интерьера, присутствуют. Существуют документальные свидетельства нежелания Малахова участвовать в достройке церкви, что было бы маловероятным, если бы архитектор был автором ее первоначального проекта. Возможно, М.П. Малахов лишь корректировал проект и контролировал первый этап строительства. Сопоставление различных факторов (как стилистических, так и временных) говорит о наиболее вероятном участии в достройке церкви А. Гартмана. Манера мастера наиболее ярко проявляется в архитектуре четырех малых главок и боковых четырехколонных ионических портиков. В последнюю очередь по проекту архитектора К.Г. Турского была воздвигнута колокольня, завершившая сложный путь формирования облика Свято-Троицкой церкви.

http://sobory.ru/article/?object=01238

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕЛОГОРСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Собор в честь Воздвижения Креста Господня. Фотография. 1999 г. Собор в честь Воздвижения Креста Господня. Фотография. 1999 г. (Пермской и Соликамской епархии), в местности Белая Гора Кунгурского р-на Пермской обл. Основан с миссионерскими целями, т.к. с XVIII в. Юго-Кнауфские и Бымовские заводы Осинского у. Пермской губ. близ Белой Горы являлись одним из центров старообрядчества на Урале. 16 июня 1891 г. на месте буд. обители епархиальным миссионером прот. Стефаном Луканиным , при участии правосл. и единоверческого духовенства окрестных сел, был освящен памятный Царский крест (в честь избавления от гибели буд. имп. страстотерпца Николая II в апр. 1891, во время путешествия по Японии). 20 янв. 1897 г. Святейший Синод утвердил Белогорский миссионерский общежительный мон-рь, первым настоятелем к-рого был назначен прмч. Варлаам (Коноплёв) . Устав Б. м., составленный прмч. Варлаамом по подобию святогорского, был одним из самых строгих среди мон-рей кон. XIX в., Б. м. часто называют Уральским Афоном. 22 февр. 1894 г. в Б. м. был освящен первый храм во имя свт. Николая Чудотворца (16 нояб. 1897 сгорел), 12 июня 1894 г. состоялась закладка двухэтажного храма в честь Иверской иконы Божией Матери. Верхний храм, Иверский, был освящен 29 июня 1895 г., а нижний, Всехсвятский, храм - 1 окт. 1896 г. 24 июня 1902 г. в присутствии 10 тыс. паломников был заложен, 9 июня 1917 г. освящен пятиглавый Крестовоз-движенский собор, самый крупный храм на Урале, вмещавший более 5 тыс. чел. Проект собора был разработан архит. Е. И. Артёмовым по образцу храма Христа Спасителя . В день прославления прп. Серафима Саровского 19 июля 1903 г. в 1,5 км от Б. м. был основан Серафимо-Алексеевский скит, настоятелем к-рого стал игум. Серафим (Кузнецов) , ближайший сподвижник архим. Варлаама. Помимо деревянного Серафимовского храма в скиту был выкопан и 2 сент. 1905 г. освящен во имя прп. Антония и Феодосия Печерских пещерный храм, в к-ром братией (на 1909 35 чел.) читалась неусыпаемая Псалтирь. Кроме 3 дней в году (19 июля, 17 авг. и на второй день праздника Всех святых), женщины в скит не допускались; исключение - вел. кнг. Елисавета Феодоровна , 14 июля 1914 г. посетившая скит и беседовавшая с его настоятелем. В пещерном храме были отслужены литургия и панихида в память убиенного вел. кн. Сергея Александровича. В дар скиту Елисавета Феодоровна передала икону прп. Серафима Саровского, с большой частью камня, на к-ром молился преподобный. Братия скита преподнесла вел. княгине неск. икон с частицами мощей для буд. скита Марфо-Мариинской обители. Впосл. именно игум. Серафим перевез ее мощи в Иерусалим.

http://pravenc.ru/text/77928.html

Монастыри . Упраздненные: Макариевская Болдырева в честь Богоявления пуст. (мужская, близ г. Лух, основана в нач. XV в., упразднена после 1716); в честь Преображения Господня (мужской, в Кинешме, основан ранее 1452, упразднен в 1764); в честь Покрова Пресв. Богородицы (мужской, в Иванове, основан в 1579, упразднен в 1754); в честь Вознесения Господня (мужской, в г. Пучеж, основан в кон. XVI в., упразднен в 1764); в честь Богоявления (мужской, в Юрьевце, существовал в XVI в., упразднен предположительно на рубеже XVII и XVIII вв.); в честь Вознесения Господня (женский, в Кинешме, основан в 1609, упразднен в 1764, с 1869 община, с 1896 мон-рь, закрыт в 20-х гг. XX в.); Дорофеева в честь Успения Пресв. Богородицы пуст. (мужская, близ Юрьевца, основана ранее 1613, в 1655 приписана к Саввину Сторожевскому в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырю , упразднена в 1708), Золотниковская в честь Успения Пресвятой Богородицы пустыни (мужская, в Тейковском р-не, основана в 1-й четв. XVII в., закрыта в 1924, восстанавливается с 2008 как подворье Успенского муж. мон-ря в с. Кузнецове); Кривоезерская во имя Св. Троицы пуст. (мужская, близ Юрьевца, основана ок. 1634-1641, закрыта в 20-х гг. XX в.); Борковская Троице-Николаевская пуст. (мужская, основана в 1650, упразднена в 1764, возобновлена в 1768, закрыта после 1917); Пищугова во имя свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских, пуст. (мужская, в Шуйском р-не, основана ранее 1654, упразднена в 1764); Мячева в честь Тихвинской иконы Божией Матери пуст. (мужская, близ Юрьевца, основана ранее 1660, последнее упоминание в 1744); в честь Преображения Господня пуст. (мужская, в Плёсе, основана ранее 1689, упразднена в 1764); Сендегская в Подлесье во имя свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских, пуст. (мужская, близ Кинешмы, основана в 1689 или ранее, упразднена в 1764); Рождественская на Нодоге пуст. (мужская, близ Кинешмы, основана ранее 1708, упразднена после 1735); Поволгский в честь Сретения Господня (женский, в Юрьевце, упом. в 1726 и 1740); Пупковский в честь Введения во храм Пресв. Богородицы (женский, близ Шуи, основан ранее 1733, упразднен в 1764); в честь Воздвижения Креста Господня (женский, в Иванове, упом. в XVIII в.); во имя Всех святых, единоверческий (женский, в Шуе, основан как община в 1871, преобразован в мон-рь в 1886, закрыт в 1918); в честь Успения Пресв. Богородицы (женский, в Кинешме, основан как община в 1868, преобразован в мон-рь в 1896, закрыт в 1924).

http://pravenc.ru/text/200499.html

888 Письмо заведующего VIII отделом П.А. Красикова являлось ответом на заявление Н.Д. Кузнецова от 8 августа 1918 г. в Управление делами СНК. Вместе с ответом управляющего делами СНК В.Д. Бонч-Бруевича с его резолюцией о необходимости проверки ситуации сложившейся вокруг Сретенского монастыря, переписка была возвращена в VIII отдел НКЮ (ГА РФ. Ф. А-353. Оп. 4. Д. 398. Л. 147). 891 Посылая в СНК 30 августа 1918 г. прошение игумении и монахинь Всехсвятского монастыря, Н.Д. Кузнецов в своем письме повторил основные положения, имевшиеся в прошении. Он также отметил, что «все здания монастыря построены исключительно на пожертвования самих старообрядцев, без каких бы то ни было пособий со стороны казны, и назначение здания монастыря на другие цели может произвести крайне тяжелое впечатление среди единоверцев» Н.Д. Кузнецов просил СНК признать действия отдела неправильными и разъяснить ему «необходимость в своих действиях считаться с уставами монастырской жизни» (ГА РФ. Ф. Р-130. Оп. 2. Д. 159. Л. 8–8 об.). 892 Московский Всехсвятский единоверческий женский монастырь. Основан в 1862 г. на Новоблагословенном единоверческом кладбище в память освобождения крестьян от крепостного права. Располагался на Владимирской дороге, в одном километре от старообрядческого Рогожского поселка. В 1864 г. монастырь и кладбище были обнесены оградой с воротами. В 1873–1876 гг. построена церковь свт. Николая Чудотворца с верхним Покровским приделом. В 1907 г. в монастыре жили 32 монахини с игуменьей и 24 послушницы. В 1918 г. монахини вынуждены были покинуть монастырь. В 1922 г. он был окончательно закрыт, впоследствии его территория передана заводу «Серп и молот» (быв. Гужона), храмы разрушены в 1934 г. Единственное сохранившееся здание – Никольская церковь . В настоящее время лишена признаков храма, используется как офисное здание. 894 I Московский государственный университет – официальное наименование университета в 1918–1930 гг. 895 Храм святой мученицы Татианы –домовая церковь Московского университета. Впервые церковь была освящена в 1791 г. В 1812 г. храм сгорел вместе с основными зданиями университета. В 1817–1837 гг. университетским домовым храмом стала соседняя церковь храма святого Георгия на Красной горке. В 1833–1836 гг. купленная для нового здания университета усадьба Д.И. и А.И. Пашковых была перестроена: в ней расположилась университетская церковь, освящена в 1837 г. С приходом к власти большевиков, по постановлению Наркомпроса о ликвидации домовых церквей при учебных заведениях от августа 1918 г., Татианинский храм был опечатан. Прихожане боролись за признание храма приходской церковью Университетского района. 8 июля 1919 г. по постановлению СНК храм был закрыт окончательно. В здании церкви находился читальный зал юрфака, затем студенческий клуб. В 1994 г. в Татианинском храме было учреждено Патриаршее подворье. В 1995 г. здание было возвращено Русской Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Никольский собор Черноостровского мон-ря. 1825–1839 гг. Никольский собор Черноостровского мон-ря. 1825–1839 гг. После изгнания неприятеля из пределов Калужской губ. в благодарность за спасение Калуги 12 окт. было установлено ежегодное празднование Калужской иконе Божией Матери, в тот же день совершался крестный ход вокруг города с образом и с хоругвью Калужского ополчения. Кроме того, с чудотворной иконой крестный ход вокруг Калуги совершался 2 сент. в память об избавлении от чумы в 1771 г. и 18 июля в память о спасении от холеры в 1892-1894 гг. В Троицкий собор в Калуге были переданы для хранения 11 знамен Калужского ополчения, а также знамя Азовского пехотного полка, спасенное во время Аустерлицкого сражения 1805 г. калужанином унтер-офицером С. А. Старичковым. Из др. епархий присылались богослужебные книги и утварь для пострадавших храмов. Святейший Синод выделил средства на восстановление Боровского и Малоярославецкого мон-рей, были пожертвования от имп. Александра I, от нек-рых участников Отечественной войны и др. В Малоярославецком монастыре в память о войне был возведен 5-главый Никольский собор (освящен в день годовщины Бородинской битвы - 26 авг. 1843). При еп. св. Филарете (Амфитеатрове ; 1819-1825) в К. и Б. е. было построено 25 каменных храмов, в Калуге сооружен под надзором архиерея и освящен тюремный храм во имя свт. Николая. Известный проповедник и ревнитель монашества, еп. Филарет обращал особое внимание на устройство мон-рей. При Оптиной пуст. его стараниями был основан Иоанна Предтечи скит , для устройства которого святитель в 1820 г. пригласил отшельников из Рославльских лесов (см. Рославльские подвижники ), среди них были преподобные Моисей и Антоний (Путиловы). Еп. Филарет утвердил в Оптиной пуст. общежительный устав Коневского в честь Рождества Пресв. Богородицы монастыря . Были приняты также строгие правила для монашествующих Калужского архиерейского дома. В 1823 г. в Калуге был построен единоверческий храм в честь Сошествия Св. Духа на апостолов. Особое покровительство единоверию оказывал Калужский еп. Григорий (Постников ; 1826-1828), учредивший в епархии благочиние для сторонников единоверия - одно из первых в России.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010