Одним из важнейших сооружений архитектора считается Никольская единоверческая ц. в С.-Петербурге (1820-1827) на углу Николаевской ул. (ныне ул. Марата) и Кузнечного переулка. Массивный объем церкви поставлен под углом к обоим проездам, видимо, для достижения строгой ориентации алтаря на восток. Церковь имеет ярусную композицию, в которой И. Д. Саблин увидел попытку на основе образов древнерус. архитектуры найти совр. трактовку рус. храма и влияние композиции башни Адмиралтейства Захарова. Здание церкви в плане имеет равноконечный крест с угловыми компартиментами и разделено карнизами на 3 яруса. Нижний ярус, завершенный широком антаблементом, подчеркивают по всем сторонам 6-колонные дорические портики большого выноса. Второй ярус образуют 4 угловые башенки-звонницы, связанные друг с другом ранее открытыми 2-ярусными дорическими колоннадами (наподобие храма Посейдона в Пестуме). Они венчались декоративными луковками, как и центральная глава, и образовывали традиц. пятиглавие. Оригинален и квадратный барабан со срезанными углами (3-й ярус), в его стенах прорезаны большие полуциркульные окна с развитыми архивольтами и замковыми камнями. Вместимость храма была рассчитана на 2 тыс. чел. Четырехстолпный 3-нефный храм оформляли коринфские колонны желтого стука, круглая в плане колоннада поддерживала обходную галерею верхнего яруса, мощный купол был декорирован квадратными кессонами с розеттами. Главный, Преображенский, престол освятили в 1831 г., левый, во имя свт. Николая Чудотворца,- в 1838 г. В. И. Григорович характеризовал церковь как «одно из лучших произведений новейшей архитектуры в России… не отколь не заимствованное» ( Тубли. 1980. С. 39). В 1832 г. в ограде церкви по проекту М. возвели 2 часовни: квадратные в плане, со срезанными углами, перекрытые низким куполом, дверные проемы фланкированы дорическими полуколоннами. Тогда же был сооружен церковный дом (ныне перестроен). Храм в 1910 г. получил статус собора, закрыт в 1931 г. и перестроен в 1934 г. под Музей Арктики и Антарктики с уничтожением интерьера, сносом малых глав и застройкой галереи.

http://pravenc.ru/text/2562950.html

Файл : Единоверческий храм Свт. Николая «на cmyдehцe».jpg Материал из Азбука паломники Единоверческий храм Свт. Николая «на студенце» История файла Нажмите на дату/время, чтобы увидеть версию файла от того времени. Дата/время Миниатюра Размеры Участник Примечание текущий 1200 × 841 (285 Кб) Единоверческий храм Свт. Николая «на студенце» Вы не можете перезаписать этот файл. Использование файла Следующая страница использует этот файл: Метаданные Файл содержит дополнительные данные, обычно добавляемые цифровыми камерами или сканерами. Если файл после создания редактировался, то некоторые параметры могут не соответствовать текущему изображению. Ориентация кадра Нормальная Горизонтальное разрешение 72 точек на дюйм Вертикальное разрешение 72 точек на дюйм Программное обеспечение Adobe Photoshop CS3 Windows Дата и время изменения файла 14:51, 27 апреля 2011 Цветовое пространство sRGB Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Файл:Единоверч...

В храме Новомучеников и исповедников Российских в Петербурге будет совершена единоверческая Литургия 22 октября 2008 г. 18:27 Единоверческая Литургия будет совершена 28 октября в храме Новомучеников и исповедников Российских в Петербурге. В богослужении примут участие настоятель храма протоиерей Александр Сорокин, настоятель Никольской единоверческой общины Санкт-Петербурга священник Петр Чубаров и единоверческие священнослужители Москвы и Подмосковья. 90 лет назад в Александро-Невской лавре Святейший Патриарх Тихон совершил архиерейскую хиротонию епископа Симона (Шлеева), будущего новомученика-единоверца. К воспоминанию об этом праздничном событии и приурочена единоверческая Литургия, совершаемая по старопечатным книгам и православному обряду дониконовского периода. После Литургии в рамках «Дней старообрядчества в Санкт-Петербурге» в Государственном Музее истории религии и Александро-Невской лавре пройдут конференции, посвященные истории и современному состоянию древнерусской церковной традиции. Единоверцы — часть старообрядцев, присоединившихся к Русской Православной Церкви при сохранении своих богослужебных обычаев. Исторически главным центром единоверия в Санкт-Петербурге был единоверческий храм свт. Николая Чудотворца (ул. Марата (Николаевская) 24а). Это единственная на сегодняшний день сохранившаяся единоверческая церковь. В настоящее время в ее помещении располагается Музей Арктики и Антаркитики. «Вода живая» /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/477893.htm...

Домшино. Церковь Рождества Христова. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В окладной книге 1618 года упоминалась церковь Николая Чудотворца в Домшине, в вотчине Спасо-Прилуцкого монастыря, в Вологодском уезде. Домшинская Христорождественская церковь (Христорождественская в Домшине), каменная. Престолы в честь: Рождества Христова - главный, бессребреников Космы и Дамиана, свт. Николая Мирликийского. Христорождественский храм был освящён 8 мая 1865 года благочинным священником Широгорской Димитриевской церкви Михаилом Орловым. Вновь устроенный храм во имя св. Николая Мирликийского освящён 1 ноября 1876 г. В Домшинском единоверческом приходе 17 марта 1868 г. была освящена деревянная церковь во имя свт. Николая Чудотворца, священником единоверческой Борисо-Глебской церкви, благочинным из г. Романова Ярославской епархии Михаилом Ликвентовым, при участии местного священника Петра Стефанова и Ухтомского единоверческого священника Иоанна Смирнова. 17 и 18 июня 1884 г. освящены два придела при Николаевской Домшинской единоверческой церкви - во имя Богоявления Господня и Иоанна Предтечи. В ночь на 13 января 1885 г. единоверческая Домшинская церковь сгорела до основания от лопнувшего трубного лежня, при сильном ветре. При этом сгорела часть деревянной ограды, стоявшей под ветром. Поскольку вход в церковь был только один, с западной стороны, а огонь очень быстро охватил церковь и вход в неё, то и имущества вынесли из церкви столько, сколько смогли бывшие на погосте люди. Народ из деревень стал подбегать тогда, когда вся церковь была объята огнём, а потому церковного имущества спасли немного. Сгорели иконостасы в обоих отделениях, казнохранилище. Источник информации: сайт «Православные приходы и монастыри Севера» Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=27700

Ростовка. Церковь Михаила Архангела. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Ростовка (Нижнеломовского уезда). 1) Храм во имя Архистратига Михаила, каменный, с приделом во имя свт. и чуд. Николая. Построен в 1911 г. вместо деревянного, сооруженного в 1780 г. Проект на постройку новой каменной церкви по образцу строющейся церкви в Мокшане, с незначительными изменениями, был утвержден 31 мая 1896 г. 2) Храм единоверческий во имя Архистратига Михаила, деревянный. Построен и освящен в 1884 г. по ходатайству миссионера протоиерея Ксенофонта Никифоровича Крючкова на средства купцов М. В. Сосульникова и М. Д. Гурьянова. Источник: сайт «Пенза Православная» Храм во имя Михаила Архангела был построен в 1911 году. Аналогом для него послужил Богоявленский храм в Мокшане, однако от него взяли только храмовую часть, которая и сохранилась до наших дней. Церковь представляет собой монументальный объем с тремя полукруглыми апсидами, который завершается световой ротондой, воздвигнутой на ступенчатом основании. Мощные полукруглые закомары отмечают здание с трех сторон, причем северная и южная прорезаны тремя вытянутыми арочными оконными проемами, расположенными в два уровня, и имеют входы, оформленные в виде арочных порталов. С западной стороны устроен узкий переход в колокольню, которая полностью утрачена. Карниз церкви украшен ступенчатыми сухариками, оконные проемы - колонками, несущими профилированные арочные архивольты, углы здания - широкими лопатками с вертикальными нишами, Церковь построена в «русско-византийском» стиле. В окнах сохранились ажурные металлические решетки. Информация с диска «Православные храмы земли Пензенской» Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=24967

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл: И новый, и старый обряды должны помогать людям открывать Евангелие 23 апреля 2011 г. 21:41 23 апреля 2011 года, в Великую субботу, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил традиционный объезд ряда столичных храмов. Посещая единоверческий храм святителя Николая на Берсеневке, Святейший Патриарх Кирилл отметил важность сохранения старого обряда в современной жизни Русской Православной Церкви,  «во-первых, потому, что это сохраняет связь с нашим древним преданием», но также и потому, что «есть люди, которые сегодня именно через этот обряд находят путь ко Христу». По словам Его Святейшества, «в Русской Церкви все это должно быть, и не как явление второго сорта, а точно так же, как и новый обряд». «Самое главное, чтобы не было расколов и разделений. Вот на чем наша Церковь теряла много сил, отчего, может быть, и не справилась с теми задачами, с которыми должна была справиться, что и привело к революции, гражданской войне, безбожию»,  подчеркнул Святейший Владыка. «Поэтому сегодня нужно хранить единство Церкви. А что касается обрядов, то каждый из них  и новый, и старый  должны помогать людям открывать Евангелие, открывать Господа и Спасителя»,  заключил Предстоятель Русской Церкви. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 19 апреля 2024 г. (6 апреля ст.ст.) пятница Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582). Равноап. Мефодия, архиеп. Моравского (885). Прп. Платониды Сирской (308). Мчч. 120-ти Персидских (344–347). Мчч. Иеремия и Архилия иерея (III). Мчч. Петра Жукова и Прохора Михайлова (1918); сщмч. Иоанна Бойкова пресвитера (1934); сщмч. Иакова Бойкова пресвитера (1943); прп. Севастиана Фомина, исп. (1966). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLV, 11–17 . На веч.: Быт. XXII, 1–18 . Притч. XVII, 17 – XVIII, 5 . 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/1459681.ht...

На рубеже XVIII и XIX вв. в Макарьевском у. Костромской губ. имелось 6 зарегистрированных скитов, в к-рых числились 35 чел.; в Семёновском у. Нижегородской губ. было учтено 26 келейных поселений, в к-рых проживали 1362 чел. (преимущественно женщины). Выделялись многолюдством Комаровский (331 чел.), Оленевский (266 чел.), Быстренский (101 чел.) и Ворошиловский (99 чел.) скиты. В нач. XIX в. на К. по-прежнему преобладали поповцы, хотя оставались и приверженцы беспоповщины - спасовцы и поморцы . К 1826 г. в 28 скитах проживали 2839 чел., в т. ч. 2320 поповцев, 337 спасовцев, 182 поморца. Часовен и моленных, по офиц. данным, было 75, в т. ч. 72 поповские, 2 - Спасова согласия и 1 - поморская. Плохая почва не позволяла керженским скитникам активно заниматься земледелием. Они либо жили на подаяние от единоверцев, либо «кормились работою своею»: «били шерсть», летом собирали и продавали окрестному населению ягоды и грибы, а на вырученные деньги покупали хлеб и др. продукты, зимой «мужеск пол плели лапти, а женск прял пряжу». После 1826 г. был проведен ряд правительственных мероприятий для уничтожения старообрядческих скитов: было запрещено строить новые и поправлять старые моленные, устраивать их в домах и иметь колокола, в 1836 г. повторно запретили приписывать старообрядцев к скитам. В том же году был основан Покровский единоверческий жен. монастырь близ Семёнова, в к-рый перешли неск. скитниц. В 1847 г. нижегородский губернатор возложил надзор за старообрядческими скитами на своих чиновников особых поручений, одним из них был П. И. Мельников (А. Печерский). В 1848 г. Мельников запечатал Благовещенский скит, основанный в 1814 г. иноком Тарасием на правом берегу Керженца, и убедил Тарасия перейти в единоверие ; в 1849 г. был открыт керженский Благовещенский единоверческий мон-рь, первым игуменом которого стал Тарасий. В 1849 г. Мельников склонил к единоверию Осиновский жен. скит, в следующем году скит был преобразован в Осиновский единоверческий жен. монастырь. В это же время из скитов были изъяты иконы, почитавшиеся старообрядцами чудотворными: Казанский образ Божией Матери из скита Ст. Шарпан был вывезен в единоверческий Благовещенский мон-рь, икона свт. Николая Чудотворца из Оленевского скита была передана в Осиновский единоверческий мон-рь.

http://pravenc.ru/text/1684225.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОХТЕНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО (Охтинское) викариатство Петроградской (с янв. 1924 - Ленинградской) епархии (Охтенская единоверческая кафедра), существовало в 1918-1921 гг. Было названо по Охтенскому р-ну Петрограда (до 1917 - Охтенский пригородный участок), где находилось крупнейшее в городе единоверческое (см. ст. Единоверие ) кладбище. Последнее было основано на Б. Охте (местность на правом берегу р. Охты) в 1803 г., расширялось в 1831, 1857 и 1862 гг.; к 1917 г. на Большеохтенском единоверческом кладбище действовали 3 церкви. Единоверческая ц. в честь свт. Николая Чудотворца в С.-Петербурге. 1820–1838 гг. Архит. А. И. Мельников. Фотография. Нач. XX в. Единоверческая ц. в честь свт. Николая Чудотворца в С.-Петербурге. 1820–1838 гг. Архит. А. И. Мельников. Фотография. Нач. XX в. 15 марта 1918 г. петроградская единоверческая община (бывш. Единоверческое братство) на основании п. 19 Определения Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. , касающегося единоверия (принято 7 марта 1918), постановила возбудить ходатайство перед епархиальным начальством об учреждении при Петроградской епархии Охтенской единоверческой кафедры. На содержание Охтенского архиерея и канцелярии при нем община постановила ежегодно выделять 3,6 тыс. р. и безвозмездно передать Охтенской кафедре принадлежащий общине доходный дом в Петрограде. 19 марта на имя Петроградского митр. сщмч. Вениамина (Казанского) представители столичного единоверческого духовенства и мирян подали прошение об учреждении О. в. Резолюцией от 2 апр. митрополит одобрил учреждение О. в. и распорядился представить ему проект правил об избрании Охтенского архиерея. На собрании петроградских единоверцев 14 апр. правила были приняты, 19 апр. их утвердил митр. сщмч. Вениамин. 28 апр. для подготовки и проведения выборов архиерея была избрана исполнительная комиссия (6 чел.) во главе с В. И. Комарницким. 19 мая прошли собрания единоверческих приходов, на к-рых были определены 79 клириков и мирян, имевших право участвовать в выборах Охтенского епископа.

http://pravenc.ru/text/2581781.html

В Иоанна Кормянского жен. мон-ре в пос. Корма почивают мощи прав. Иоанна. Среди наиболее почитаемых др. святынь епархии - чудотворный список Козельщанской иконы Божией Матери в гомельском во имя свт. Николая Чудотворца муж. мон-ре , источник в честь Казанской иконы Божией Матери в Гомеле, колодец в честь мучеников Маккавеев в пос. Корма. Архиереи еп. Тихон (Шарапов; 22 марта 1925 - 17 июля 1936), еп. Александровский и Павлоградский, вик. Днепропетровской епархии, Стефан (Адриашенко; 1933, в. у.), еп. Серафим (Кокотов; назначен 17 дек. 1934, не смог вступить в управление епархией), Могилёвский еп. Павлин (Крошечкин; 1935 - 24 окт. 1936, в. у.), архиеп. Аристарх (Станкевич; хиротонисан 29 июля 1990, с 25 февр. 2000 архиепископ). Монастыри Действующие Тихвинской иконы Божией Матери (в Гомеле, жен., основан 1 апр. 1993), гомельский Свято-Никольский (муж., основан 21 марта 1995), во имя прав. Иоанна Кормянского (в пос. Корма Добрушского р-на, жен., основан 8 авг. 2000), Успения Пресв. Богородицы (в с. Казимирове Жлобинского р-на, жен., основан 4 дек. 2000). Упраздненные Терешковский (близ Гомеля на Соже, у с. Скиток, муж., основан в 1685, в 1743 захвачен базилианами, в 1765 возвращен в Православие, через нек-рое время обращен в приход, церковь разрушена во время Великой Отечественной войны); Успения Пресв. Богородицы (Терловский) (близ Гомеля, муж., основан в 1775 как старообрядческий, в 1797 обращен в единоверческий, с 1823 православный, с 1828 вновь единоверческий, в 1845 к нему приписан Чёнкский Макариев мон-рь, в 1876 упразднен, приписан к восстановленному Чёнкскому Макариеву мон-рю); Чёнкский (Чонский) Макариев в честь Успения Пресв. Богородицы (первоначальное название - Арефьева пуст., основан в урочище Чонский Обруб (Чёнки), близ Гомеля ок. 1775 как старообрядческий, муж., в 1800 преобразован в единоверческий, в 1839 закрыт, в 1844 возобновлен как единоверческий, в 1845 приписан к Успенскому мон-рю, в 1876 восстановлен, перенесен на место вблизи Успенского мон-ря, в 1899 преобразован в жен., закрыт в 1929, восстановлен в 1943, упразднен в 1945).

http://pravenc.ru/text/166101.html

Среди ныне почитаемых в церкви св. Иова святынь: иконы Божией Матери Скоропослушницы (перед левым клиросом) и «Не рыдай Мене, Мати» (перед правым клиросом), Нерукотворный образ Спасителя, образа свв. Николая Чудотворца, Иова и Пантелеймона в «васнецовском» стиле. На окладе образа свт. Николая — надпись: «Сочинена сия риза на нарочные деньги старанием и тщанием капитана Паменбаха, подпоручика князя Ивана Щербатова. Июня 12 дня 1744 г.». Нельзя исключить происхождение древнего образа Спаса Нерукотворного (около XVI-XVII вв.) из ныне разрушенной Благовещенской единоверческой церкви на Волковом кладбище или Спасского собора. Сохранились изначально находившиеся в храме большие иконы с изображением явления Господа св. Иову (Иов. 42, 5-6), явления Божией Матери прп. Сергию Радонежскому, свт. Иоанна Златоуста , исцеляющего бесноватого отрока, молящегося свт. Григория Богослова и служащего литургию свт. Василия Великого. Феодоровская икона Божией Матери (при входе слева) имеет подпись известного мастера Василия Пешехонова (1882 г.). Среди других образов верхнего храма — икона Спаса Вседержителя, подаренная обществом ремесленников в 1782 г.; апостола Иоанна Богослова (XVIII в.), всех святых, Покрова Божией Матери, св. влмч. Георгия Победоносца (в трансептах); Божией Матери Казанской, Всех скорбящих Радость (XVIII в.) и Петербургской; Спас Вседержитель и Успение (южная стена); Божией Матери Тихвинской, Владимирской (XVIII в.), Милующей, и т.н. «васнецовской»; свв. Иоанна Предтечи (XVIII в.) и Николая Чудотворца (XVII-XVIII вв.). В западной части храма над хорами — иконы—картины «Христос и самарянка», в центральном трансепте на несущих пилонах — «Преображение»; Покров (слева), Божия Матерь «Всех скорбящих Радость» и Сретение (справа) в трехчастных деревянных резных киотах, завершенных трехлопастными кокошниками. В первом ряду главного иконостаса (слева на право) — иконы Введения, свт. Николая, Архангела Гавриила, Божией Матери, Спасителя, св. Иова, Архангела Михаила, Воздвижения. Во втором — св. кн. Ольги и мц. Лидии, мцц. Екатерины и Варвары, апп. Петра и Павла, свв. Иоанна Предтечи и пророка Исайи, влмч. Пантелеймона и св. Александра Невского, мч. Параскевы и прпмц. Евдокии. Третий ряд составляют образ «Троица Новозаветная» («Отечество»).

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_прав._...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010