С того времени доныне песнопения святого отца у нас уважаются и предпочитаются другим“». В этом повествовании весьма ценным является указание на то, что в начале 9 века великопостное богослужение не было ещё окончательно урегулировано в греческой церкви, Триоди в позднейшем её составе ещё не было, но практика студийской обители и песнопения препод. Феодора Ст. во многих местах, особенно в Великой Греции и на о. Сардинии, успели уже получить распространение и даже преобладающее значение. В самой Студийской обители эта практика, конечно, установлена была преп. Феодором, и, может быть, даже нашла своё выражение в книге Триодь, распространившейся отсюда по всему востоку. По крайней мере, невозможно допустить, чтобы, при стремлении все стороны монастырской жизни точно определить и упорядочить, преп. Феодор оставил иноков без надлежащего руководства в таком деле, как отправление великопостного богослужения. Конечно, состав постной Триоди времени Феодора Ст. мог быть иной; она, вероятно, «была короче теперешней и начиналась с субботы мясопустной, в которую справлялось последнее общее поминовение и практически признавалось наступление поста» (Мансветов). В нынешней Триоди именем преп. Феодора Ст. надписываются следующие песнопения: 1 . Трипеснцы на все дни Великого поста, начиная с понедельника 1-й седмицы, за исключением дней воскресных. В Триоди помещаются два ряда трипеснцев; из них второй надписывается именем преп. Феодора – на утрени понедельника 1-й седмицы, всех дней 2-й 5-й седмиц, понедельника и субботы 4-й седмицы, понедельника, среды и пятницы 5-й седмицы, вторника, четверга и пятницы 6-й седмицы. Так как первый ряд трипеснцев на протяжении всей Триоди (за исключением страстной недели) надписывается именем Иосифа, брата преп. Феодора, и так как начало пения трипеснцев предваряется в Триоди (на утрени понедельника 1-й седмицы) таким замечанием: «от стиха: „Тогда потщашася цари Эдомстии“ начинаются трипеснцы и глаголем на 4 тропари господина Иосифа. А на „Господь же царствуяй во веки“ глаголется трипеснец господина Феодора», – то можно полагать с некоторой вероятностью, что препод. Феодору Ст. принадлежат и те трипеснцы второго ряда, которые его именем в нынешней Триоди и не надписываются, т. е. трипеснцы вторника и четверга 4-й седмицы, вторника 5 седмицы и среды 6 седмицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Grossu...

328 Практический пример нахождения отступки для Евангельских чтений (воскресных и седмичных) находятся в «Богослужебных указаниях на 1951 год». (М., 1950. С. 11—13). Отступка касается только Евангелий на Литургии, но не утренних воскресных, которые следуют по порядку до 5 Недели Великого Поста; равно отступка не касается и гласа Октоиха — они следуют так же, как и утренние Евангелия, по порядку до 5 Недели Великого Поста. 329 Святой Иоанн Златоуст — Огласительное слово на Пасху и Беседа 26-я «О низвержении статуй». 330 Понедельник 1-й седмицы Великого Поста, вечерня, стихира на стиховне. 331 Понедельник 1-й седмицы Великого Поста, утреня, стихира на стиховне. 332 Вторник 1-й седмицы Великого Поста, утреня, трипеснец п. 8, 3. 333 Среда 1-й седмицы, 1-я на «Господи, воззвах». 334 Вторник 1-й седмицы Великого Поста, вечерня, стихира на стиховне. 335 Понедельник 2-й седмицы Великого Поста, утреня, канон, п. 1, 2. 336 Четверг 2-й седмицы Великого Поста, утреня, 1-я стихира на стиховне. 337 Вторник 2-й седмицы Великого Поста, утреня, 1-я стихира на стиховне. 338 Вторник 2-й седмицы Великого Поста, вечерня, 3-я стихира на «Господи, воззвах». 339 Неделя о Мытаре и фарисее, 2-я стихира на «Господи, воззвах». 340 Неделя о Мытаре и фарисее, утреня, канон, п. 1, 3. 341 Неделя о Мытаре и фарисее, утреня, канон, п. 3, 2. 342 Неделя о Мытаре и фарисее, утреня, канон, п. 3, 1. 343 Неделя о Мытаре и фарисее, утреня, канон, п. 4, 1. 344 Неделя о Мытаре и фарисее, утреня, канон, п. 1, 4. 345 Неделя о Мытаре и фарисее, утреня, канон п. 1, 3; п. 3, 5; п. 9, 4. 346 Неделя о Мытаре и фарисее, утреня, канон, п. 3, 4 и 4, 5. 347 Архиепископ Антоний. Постная и Цветная Триодь. Богослужебная заметка. «Русский инок», 1914. 7. С. 416. 348 Неделя о блудном сыне, вечерня, 2-я стихира на «Господи, воззвах». 349 Неделя о блудном сыне, стихира на " » «Славу» на «Господи, воззвах». 350 Недели о блудном сыне, кондак. 351 Неделя о блудном сыне, утреня, ексапостиларий, 3-я стихира на хвалитех и канон, п. 6, 2.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2762...

Паремия, положенная на вечерне в понедельник пятой седмицы Великого поста (Быт 13,12–18) XXII. Паремия, положенная на вечерне седьмой недели по Пасхе, на воспоминание первого Вселен­ского собора (Быт 14, 14–20) XXIII. Паремия, положенная на вечерне во вторник пятой седмицы Великого поста (Быт 15, 1–15) XXIV. Паремия, положенная на вечерне в среду пятой седмицы Великого поста (Быт 17, 1–9) XXV. Паремия, положенная в праздник Обрезания Господня, 1-го января (Быт 17,1–7, 9–12, 14) XXVI. Паремия, положенная на праздник рождества св. Иоанна Предтечи, 24 июня (Быт 17:15–17,19, 18:11–14, 21:1–8) XXVII. Паремия, положенная на вечерне в четверток пятой седмицы Великого поста (Быт 18, 20–33) XXVIII. Паремия, положенная в пяток пятой седмицы Великого поста и в Великую Субботу (Быт 22,1–18) XXIX. Паремия, положенная на вечерне в понедель­ник шестой седмицы Великого поста (Быт 27,1–41) XXX. Паремия на вечерне в Богородичные праздники (Быт 28, 10–17) XXXI. Паремия на вечерне во вторник шестой сед­мицы Великого поста (Быт 31, 3–16) XXXII. Паремия на вечерне в среду шестой седмицы Великого поста (Быт 43, 26–31, 45, 1–16) XXXIII. Паремия, положенная на вечерне в четверток шестой седмицы Великого поста (Быт 46, 1–7) XXXIV. Паремия на вечерне в субботу Ваий (Быт 49:1–2, 8–12) XXXV. Паремия на вечерне в пяток шестой седмицы Великого поста (Быт 49, 33, 50,1–26)     Епископ Виссарион [Нечаев] и его истолковательные труды Епископ Виссарион (в миру – Василий Петрович Не­чаев) родился 13 марта 1822 года в селе Каледине Крапивинского уезда Тульской губернии в семье диакона. Про­исхождение из духовного сословия располагало его к по­степенному постижению классической трехступенчатой системы обучения: духовное училище – семинария – ака­демия, что и было им блестяще исполнено. В 1844 году Василий Нечаев окончил Тульскую духовную семинарию, затем был принят в Московскую духовную академию, обу­чение в которой завершил магистром XVI курса (выпуска 1848 года) в числе лучших студентов. Курсовое (выпуск­ное) сочинение студента МДА Василия Нечаева было по­священо выдающемуся российскому иерарху, богослову и историку, святителю Димитрию Ростовскому .

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

п. указаны те же чтения, что в Типиконе Великой ц. и Студийском уставе. Весь В. п. литургия Преждеосвященных Даров служится по средам и пятницам, а также в четверг 5-й седмицы В. п. (и в Великие понедельник, вторник и среду). Существенное отличие Иерусалимского устава от студийских Типиконов - запрет совершать даже литургию Преждеосвященных Даров в среду и пятницу сырной седмицы (исключение делается для праздника Сретения Господня - тогда бывает полная литургия) и в понедельник, вторник и четверг 1-й седмицы (а также в Великую пятницу; впрочем, при совпадении Великой пятницы с Благовещением служится полная литургия; в нек-рых редакциях устава делается исключение и для Сретения в понедельник 1-й седмицы). В понедельник, вторник и четверг всех седмиц, кроме 1-й, литургия Преждеосвященных Даров должна совершаться в праздники Обретения главы Иоанна Предтечи, 40 мучеников Севастийских, храмовых святых и икон, на вечерне под Благовещение Пресв. Богородицы; строго говоря, запрета на ее совершение и по понедельникам, вторникам и четвергам всех седмиц (кроме 1-й) в Иерусалимском уставе нет, поэтому при желании настоятеля она может совершаться в эти дни (напр., в Киево-Печерской лавре в нач. XX в. Преждеосвященную литургию служили постом во все будние дни). Наиболее яркое отличие Иерусалимского устава от Студийского состоит в том, что во все дни В. п. последование Триоди поется вместе с последованием Минеи, за исключением воскресений, 1-й и 5-й суббот, среды и пятницы 4-й седмицы (когда бывает поклонение Кресту) и четверга 5-й седмицы В. п. (а также всех дней Страстной седмицы, начиная с Лазаревой субботы). 2, 3 и 4-я субботы В. п., если на них не выпадет к.-л. праздник,- родительские . В пятницу перед Лазаревой субботой В. п. заканчивается, о чем сказано в песнопениях Триоди, но в Великую среду в богослужении вновь возникает тема окончания В. п. (см. ст. Великие понедельник, вторник, среда ). Различия в указании последнего дня В. п. вызваны различиями в исчислении 40 дней Четыредесятницы: если просто сложить все дни 6 седмиц, то 40-й день приходится на пятницу 6-й; если же исключить из счета все воскресенья и Лазареву субботу, то число 40 достигается за счет прибавления сырных среды и пятницы и первых 3 дней Страстной седмицы.

http://pravenc.ru/text/150109.html

143 Чин молебна находится в Типиконе и Постной Триоди, в последовании пятка 1-й седмицы, а также в Богослужебных указаниях на 1951 г. Молитва на благословение колива находится в Служебнике, в чине освящения колива в праздники, а также в книге: «Служба на каждый день первыя седмицы святыя Четыредесятницы». Примечания: 1. Если в понедельник 1-й седмицы случится праздник Сретения Господня, то служба ему совершается в Неделю сыропустную (Прощеное воскресенье). 2. Если Обретение главы Иоанна Крестителя или храмовой праздник случится в период от вторника до пятницы (включительно) 1-й седмицы, то служба Предтече совершается или в Прощеное воскресенье, или в субботу 1-й седмицы поста, а служба храмового праздника совершается в субботу 1-й седмицы. 3. В Великом посту во многих приходах центральных и юго-западных областей нашей страны совершается трогательный церковно-богослужебный обряд, называемый Пассией («Страданием»), Этот обряд был введен при Киевском митрополите Петре Могиле (XVII в.). Он совершается на повечерии (в пятницу) или на вечерни (в воскресенье, как, например, в Москве и в Троице-Сергиевой Лавре) в 1-ю, 2-ю, 3-ю, 4-ю седмицы или Недели Великого поста и состоит из чтения Евангелия и пения некоторых песнопений Страстной седмицы («Тебе одеющагося...», «Приидите, ублажим...»), касающихся воспоминания страстей (страданий) Христовых, откуда произошло и само название обряда. О Пассиях Церковный Устав ничего не говорит. Сам чин и обряд Пассии помещен был впервые в конце Цветной Триоди, изданной в 1702 г. при Киево-Печерском архимандрите Иоасафе Кроновском; в конце описания чина сказано: «Сия вся воспоминаются по совету, а не по повелению, яже вся под разсуждение Церкви Святыя Православныя подаются». 144 «Чин молебна в Неделю Православия» в сокращенном виде, как он совершается в настоящее время, напечатан в Богослужебных указаниях на 1949 г. (Изд. Московской Патриархии, с. 45–47). Примечание: Во все пятницы (вечером) св. Четыредесятницы на повечериях, а также во все субботы и воскресенья на утреннем и вечернем богослужении великих поклонов не бывает.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Традиция ежедневного совершения церковных служб восходит к апостольским временам «И каждый день единодушно пребывали в храме и преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца» ( Деян.2:46 ). По примеру христиан апостольских времен Православная Церковь освящает все дни седмицы совершением церковных служб. В их содержании отражено желание святой Церкви придать богослужению не только молитвенно созерцательный, но и дидактический поучительный характер. Окончательно эта задача была решена преп. Иоанном Дамаскиным , который в основу богослужений седмичного круга, совершаемых по книге Октоих, положил свое догматическое сочинение «Точное изложение православной веры». Таким образом недельный или седмичный круг теснейшим образом связан с системой осмогласия, регулирующей последование богослужебных текстов и соответствующих им напевов, распределенных на восемь групп (гласов) 7 . В течение одной седмицы с Воскресенья (Недели) по субботу господствует один из восьми гласов. А полный круг из восьми гласов, совершаемый в течение восьми недель, называется осмогласный столп. В течение года проходит шесть осмогласных столпов. Содержание и порядок богослужений каждого из дней седмицы определяется содержанием и структурой упомянутого сочинения преп. Иоанна Дамаскина , включающего в себя догматы вероучения и историю «домостроительства нашего спасения» [ 4 54], т.е. историю христианской церкви Ветхого и Нового Завета. Каждая из служб седмичного цикла наряду с неизменяемыми, содержит и изменяемые песнопения и чтения, относящиеся к какому-либо из дней седмицы. Началом седмичного круга является день Воскресения Христова . Славянское название этого дня – Неделя (отдых, покой) соответствует названию ветхозаветной субботы (древнеевр. – шаббата), однако его предназначение совершенно иное. Воскресное (недельное) богослужение – самое важное по свое значимости из всех дней седмицы. Его называют «малой Пасхой», так как в каждый первый день седмицы мы вспоминаем события, связанные со светлым Христовым Воскресением. Уставные особенности этого дня отличают Воскресение не только от прочих дней седмицы, но и от многих больших праздников особой торжественностью и протяженностью богослужения. Наряду с пением особых воскресных песнопений, утренних тропарей, «Ангельский собор», повествующих о приходе ко гробу Господа жен мироносиц песни «Воскресение Христово видевше» евангельской стихиры, где излагаются события, относящиеся к читаемому на утрене евангельскому отрывку, увеличивается общее количество стихир на «Господи воззвах», на стиховне, на хвалитех. При совмещении воскресного дня с празднованием памяти какого-либо святого или Пресвятой Богородицы, воскресные песнопения преобладают. Празднование Воскресения отменяется лишь при совпадении первого дня седмицы с Господскими двунадесятыми праздниками Рождества Христова, Богоявления, Входа Господня в Иерусалим, Святой Троицы, Преображения, Воздвижения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

трапезу и весь алтарь. У нас обыкновенно так и делается: по начальном возгласе и троекратном пении: «Христос воскресе», на утрене и вечерне всей пасхальной седмицы иерей кадит престол, весь алтарь и иконостас, как внешнюю часть алтаря. Так, как и литургия во всю пасхальную седмицу имеет такое начало, как утреня и вечерня, то и на литургии всей пасхальной седмицы, согласно с вышеприведенным примечанием Устава, иерей «по внегда начати» – после начального возгласа и троекратного пения: «Христос воскресе», произносит стихи: «Да воскреснет Бог», и кадит св. трапезу, алтарь и иконостас (Рук. д.с.п. 1889, 9). В Светлую неделю, по Номоканону при Большом Требнике, « помины не бывает» (л. 169). Под словом: «помины», в данном случае разумеется великая панихида (ппрастас) и всенощное бдение (или отдельно совершаемым заупокойная вечерня и утреня) и литургия за упокой (равным образом панихида и лития за упокой), а не поминовение на проскомидии, которое можно совершать повседневно (когда отправляется полная литургия); поэтому в дни св. Пасхи можно принимать просфоры и поминать за упокой на проскомидии (см. Цер. вест. 1895, 47). – По разъяснению некоторых (см. Цер. Вест. 1891, 27), относительно совершение панихид в течение Светлой седмицы Устав говорит, что в эту седмицу нельзя совершать их «в притворе храма», а вовсе не воспрещает совершение их (вне храма). Отпевание (и совершение при этом панихид) бывает и в храме (без совершения заупокойных литургий), «аще случится брату коему отъити ко Господу в сию св. седмицу Пасхи» (см. ниже, во II отд., о погреб.). Понедельник. Ап. ( Деян.1:12–17, 21–26; 2 зач.; Ев. Ин.1:18–28; 2 зач.). Вторник. Ап. ( Деян.2:14–21; 4 зач.; Ев. Лк.24:12–35; 113 зач.; – См. 3 прим. на 136 стр. и ниже, в III отд., о Давидогаредж. мон. Грузин. еп.). Среда. Ап. ( Деян.2:22–36; 5 зач.; Ев. Ин.1:35–51; 4–5 зач.). Четверток. Ап. ( Деян.2:38–43; 6 зач.; Ев. Ин.3:3–15; 8–9 зач.). Пяток. В этот день творится намять обновления храма Богородицы, называемого Живоносным источником.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

А.И. Никольский Шестодневы 203. Шестоднев , в четвертку 300 лл., полууставом разных почерков XV в., в кожаном переплете. 138-й лист порван с ущербом для текста. На полях внизу листов 1–8, 4–11 и на л. 298 приписки окорописыо: 1) Сию книгу Октай Вологодского уезда от церкви Димитрия Селунского что в Карачеве», 2) «Книга Иванова Ивана дияка Попова сына Захарьева Веснанина внука, а ся рука Иванова диякова»; 3) «Сию книгу писал Прохорец Деонисьев сын Попов». Состав: 1) по вся воскресения поется вместо достойно по троичном каноне (1–3 об.); 2) воскресные службы восьми гласов (4–138); 3) светильны воскресные и евангельские стихиры (138–144 об.); 3) воскресныя утренния евангельския чтения (144 об–153); 5) столпы утренних воскресных евангельских чтений (153 об.–154 об.); 6) светильны и богородичны на каждый день седмицы (154 об.–156); 7) отпусты на каждый день седмицы (156 об.–157); 8) отпусты на праздники господские и богородичные (157–160); 9) тропари, кондаки и богородичны Четыредесятницы (160 об.–166); 10) тропари, кондаки и богородичны Пятидесятницы (166–168 об.); 11) троичны гласа (168 об.–170 об.); 12) величания с избранными псалмами (171–148); 13) апостольское и евангельскоё чтения «на всякий день» (184–185); 14) апостольское и евангельское чтения из службы Пресвятей Богородице (185–186); 15) службы на каждый день седмицы (187–266 об.); 16) апостольския и евангельския чтения общия некоторым святым и отчасти на разныя потребы (267–296 об.); 17) уставныя заметки (297, 299–300). 204. Шестоднев , в четвертку, 228 лл., полууставом XV в., в кожаном переплете. Порваны с ущербом для текста листы: 32, 79, 85 и 93. Состав; 1) службы воскресныя восьми гласов (1– 121 об.), 2) апостольския и евангельския чтения из служб 3 и 7 гласов (121 об.–123); 3) светильны чрез всю неделю (123– 124 об.); 4) службы на каждый день седмицы (125–196); 5) апостольския и евангельския чтения из служб на каждый день седмицы (196–201 об.); службы: 6) Успению Пресвятыя Богородицы (202–208); 7) Николаю чудотворцу (208–218); 8) Рождеству Пресвятыя Богородицы (218–228 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Теория с такими выводами, по мнению Гольцмана, вполне оправдывается и внешними историческими свидетельствами, каковы суть: главным образом «введение» (Prolog) Евангелия от Луки: 1:1–4 и свидетельство епископа Иеропольского († 120 г.). Во «введении» к своему Евангелию Ев. Лука а) ясно различает Евангельскую историю в тесном смысле этого слова и потом историю, возникшую по потребности, которой следовал сам ев. Лука, по потребности начинать изложение Ев. истории с самого начала, именно с рождества Иоанна Крестителя. б) «Введение» дает право заключать о том, что писатель, именно Лука, пользовался источниками двоякого рода – письменными и устными. Но тщательный анализ слов этого «введения» показывает, что его источники различаются друг от друга не по категориям устного и письменного, но по категориям первой и второй важности. У Луки были как письменные памятники апостолов, так и устное их предание. в) «Введение» доказывает, что источники Луки были, однако, не вполне совершенны, так что, желая передать жизнь Иисуса Христа христианам, жившим вне Палестины, Лука должен был признать все эти предварительные труды по Ев. истории неудовлетворительными и, между прочим, Евангелия, основывающиеся на апостольском авторитете, он мог признать недостаточными, по крайней мере, в общем изображении жизни Христа, а равно и в отношении полноты, точности и порядка повествования. г) В числе многих, πολλο, о которых говорится во «введении», Лука имел в виду и каноническое Евангелие от Марка, которое в первоначальном своем виде (Ur-Marcus) было для Луки одним из главных источников. д) Ев. Лука в своем «введении» намерен был сказать не то, что существовали многие, πολλο, а то, что он сам стал заниматься побуждаемый их примером, что и он переработал первоисточники Евангелий так же, как и эти многие его предшественники. Кроме «введения» Евангелия от Луки, в пользу теории говорит второе внешнее свидетельство, именно еп. Папия, который передает, что ев. Матфей написал изречения Господа (λγια). Смысл этого свидетельства, будто бы, говорить именно в пользу существования Собрания изречений – второго главного источника синоптиков – Λ 311 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

истории. Предположение новой творческой деятельности, однако, еще не решительно устраняется тем, что изображение возвышеннейшего в Ев. истории было при самом первом начале её составления и по преданию или воспоминанию, потому что к такому изображению теория относит еще своего рода поэтический элемент в Ев. истории, что предполагает именно новую творческую деятельность (художественный талант) 187 . Что же такое это поэтическое в Ев. истории? Это – «большей частью суть опыты, с целью действительной возвышенности Ев. истории, как они должны казаться при взгляде на неё всю, в целом её составе, представить надлежащими, в истинно соответствующей возвышенности её. Где речь, по особенной высоте своего предмета, сильно возвышалась и подходила к такту стиха, как, например, при описании момента второго славного Пришествия Христова ( Мф. 24:30 ), там такое парение ненамеренно принимало поэтический вид, но поэтому оно еще не должно быть относимо к области собственно поэтического, под чем в древности разумелось то, что создано действительно поэтическим искусством (т. е. без прямого и точного отношения к действительному миру» 188 . Если и принять слова Мф. 24:30 : «тогда явится знамение Сына человеческого на небе: и тогда восплачутся все племена земные, и увидят Сына человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» – в смысле действительно возвышенного изображения и, только в этом смысле, поэтическими; то еще нет основания относить образование в таком смысле поэтических Ев. изображений ко времени после составления Ев. истории в её полном виде, потому что указанные, по теории, слова Мф. 24:30  ст. суть изречения Господа, а изречения Его, по теории же, собирались прежде всего другого. И возможно ли, чтобы слова Самого Спасителя, заключающие изображение второго, славного пришествия Его, как Судии живых и мертвых, как Господа Иисуса, эти слова явились после составления всей истории? Нет, их нельзя было не помнить, по их возвышеннейшему содержанию и поразительной картинности выражения; их нельзя было не передавать последующим членам церкви Христовой – по существенности содержания этих слов в отношении к учению веры и по конечной важности их в христианской нравственной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010