Во исполнение имп. указа от 6 мая 1788 г. о приведении в соответствие границ епархий и губерний Переславская и Дмитровская епархия была упразднена. Часть ее приходов, в т. ч. в Дмитровском у., отошла Московской и Калужской епархии, территория к-рой резко увеличилась. Для лучшей организации епархиального управления указом Синода от 17 мая 1788 г. было учреждено Д. в. В обязанности викарного епископа, которому не полагались кафедральный собор и консистория, входило исполнение текущих адм. дел, определявшихся Московским митрополитом. Дмитровскому епископу было назначено жалованье в 1 тыс. р. в год, ризничное имущество выделялось из митрополичьей ризницы. По утвержденному митрополитом указу Московской консистории, в обязанности Дмитровского викария входило управление духовенством церквей и монастырей следующих городов с уездами Московской губ.: Дмитрова, с 23 февр. 1789 г. Клина, Волоколамска и Рузы, с 13 июля 1790 г. Звенигорода и Воскресенска, с 18 февр. 1792 г. Можайска. Дмитровский епископ должен был «выслушивать в чтении и пении» желающих получить священно- и церковнослужительские места, рукополагать ставленников и выдавать им от своего имени грамоты; решать дела о наложении взысканий на священно- и церковнослужителей, поступавшие из духовных правлений подведомственных ему территорий, за исключением тех, проступки по которым могли повлечь за собой запрещение в служении или лишение сана. Для канцелярской работы епископу полагался штатный монастырский подьячий. За богослужением имя викария на основании указа Синода от 21 дек. 1775 г. поминалось в храмах подведомственных ему территорий после имени митрополита. 1-м Дмитровским епископом стал Серапион (Александровский) , бывш. архимандрит московского в честь Богоявления мон-ря , хиротонисанный 11 июня 1788 г. в Успенском соборе Московского Кремля. Его резиденция находилась в Богоявленском мон-ре, дополнительные доходы на содержание архиерея были изысканы из штатной суммы упраздненного в том же году Симонова Нового московского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря .

http://pravenc.ru/text/178617.html

Глава вторая Присоединение прибалтийских областей (Корелии, Ингрии, Эстляндии и Лифляндии) к России. Основание Петербурга (1703 г.). Церковное управление в новом крае. Неосуществившееся предложение патриарха Досифея – поставить архиереев в Петрополе (Петербурге) и Нарве и ввести митрополичье управление в русской церкви. Своеобразный характер церковно-епархиального управления в С.-Петербургском крае (Ингерманландии), вверенном Феодосию Яновскому. Отношение Феодосия, как духовного управителя, к новгородским владыкам, которым он обязан был подчиняться, как епархиальным архиереям. Состав Петербургской церковной области. Ладожское и Корельское викариатства; отношение викариев к Новгородской митрополии и м. Иову. X. Новгородская епархия, её состав и границы в начале XVIII в. XI. Псковская епархия. Присоединение к ней Эстляндии и части Лифляндии. Церковное управление в г. Риге, под главной властью местоблюстителя. XII. Смоленская епархия. XIII. Тверская епархия. XIV. Ростовская епархия. XV. Вологодская епархия. XVI. Великоустюжская епархия. XVII. Холмогорская епархия. XVIII. Суздальская епархия. XIX. Патриаршая область. Постоянство их состава и границ. 6-го ноября 1711 г. Петр I, привыкший никому не уступать ни в чем, с тяжелым чувством, даже со слезами писал генералу Ф. М. Апраксину, что во избежание войны надобно отдать Азов и срыть Таганрог, «ибо зело злобны являются турки для неотдачи Азова». 117 Азов и Таганрог – эти опорные пункты на берегах Азовского моря, облитые русской кровью – пришлось уступить, повернув взор к Персии. Петр, однако, не пал духом. Он давно уже «ногой твердой» встал при другом море – Балтийском, откуда сам грозил шведам. Потери на юге были вполне вознаграждены на северо-западе приобретениями на берегах Балтийского моря. Ингрия с Корелией, Эстляндия и Лифляндия при Петре вошли в состав территории русского государства и церкви. В 1702 г. была взята у шведов крепость, некогда с именем Орешка принадлежавшая Новгороду и переименованная Петром в Шлиссельбург, в 1703 г. 16-го мая положено основание Петербургу, затем заложена крепость Кроншлот, на острове Котлине с южной стороны, в том же 1703 году Шереметьев взял города: Копорье, Ям, (Ямбург) и опустошил Эстляндию и сжег Везенберг, (Раковор), в следующем, 1704 г. взяты Дерпт (Юрьев) и Нарва (Ругодив); вслед за Нарвой сдался Иван-Город. В 1710 г. укреплен Кронштадт, на северной стороне Котлина. После Полтавской победы (1709 г.) военные дела Петра по берегам Балтийского моря пошли еще успешнее. В июне 1710 г. сдался Выборг и, по выражению Петра, была устроена крепкая подушка Петербургу; в сентябре сдался Кексгольм, и покорение Корелии, было закончено, в июле 1710 г. сдалась осажденная еще в 1709 г. Рига, в августе сдались Пернов 118 , Аренсбуг 119 – главный город острова Эзеля 120 , в сентябре – Ревель. 121 Таким образом, к концу 1710 года все пространство от северных берегов Финского залива до берегов Западной Двины было присоединено к России.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Забайкальский край Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Православие в Забайкальском крае [ править править код ] После присоединения к России, Забайкалье входило в состав единственной тогда сибирской епархии — Тобольской. С 1727 года, когда учреждена была Иркутская епархия, оно вошло в её состав, а с 1861 года числилось в составе селенгинского викариатства. 12 марта 1894 году император утвердил решение Святейшего Синода об образовании самостоятельной Забайкальской епархии с кафедрой в городе Чите. Православного населения в епархии в 1900 году насчитывалось 401 758 человек, церквей — 338, молитвенных домов и часовен — 225, монастырей — 4 (два — женские); в 1902—1903 гг. за епархией числилось школ грамоты — 107, церковно-приходских — 197 (в том числе 8 — двухклассных). Церковно-приходские попечительства были при всех церквях, входящих в епархию. Раскольников, сектантов и протестантов в 1900 на территории епархии насчитывалось до 64 тыс. чел. В составе епархии были Читинское духовное училище, Епархиальное женское училище. После Октябрьской революции в Чите стали активны обновленцы, но однозначно определить принадлежность к ним Читинских архиереев 1920—1930 годов затруднительно. В 1930 году Забайкальская епархия в юрисдикции патриаршего местоблюстителя Сергия (Старогородского) была упразднена. Обновленческий синод 21 января 1931 года разделил Сибирскую митрополию на Западную и Восточную, в составе последней определено было быть Читинской епархии. В 1948 году решением Священного Синода была восстановлена Иркутская епархия, в состав которой вошла в том числе территория Забайкалья. Правящий архиерей получил титул Иркутский и Читинский. Решением Священного Синода от 21 апреля 1994 года Забайкальская епархия была восстановлена в прежних границах, правящему архиерею было определено именоваться Читинским и Забайкальским. 10 октября 2009 в связи с образованием Улан-Удэнской и Бурятской епархии, правящему архиерею определено именоваться Читинским и Краснокаменским. Населённые пункты [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Забайкальский_...

Закрыть itemscope itemtype="" > Автономия Эстонской Православной Церкви: страницы истории 28.11.2020 801 Время на чтение 33 минут Источник: ОВЦС РПЦ Доклад заместителя председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерея Николая Балашова на проходящей в онлайн-формате международной историко-богословской конференции «Эстонская Православная Церковь: 100 лет автономии» . Эстонское Православие как религиозное и культурное явление сформировалось к началу XX столетия в лоне Русской Православной Церкви. С 1817 г. в составе Санкт-Петербургской митрополии было учреждено Ревельское викариатство, переведённое в 1865 г. в состав Рижской епархии. Уже с середины XIX в. в Прибалтике происходило массовое приобщение к Православию местного населения, в том числе эстонцев. Святитель Филарет (Гумилевский) в период своего пребывания на Рижской кафедре (1841–1848) разработал программу, предполагавшую подготовку духовенства из латышей и эстонцев, а также совершение богослужения на родных для них языках . Например, только в 1845–1848 гг. в эстонской части Лифляндской губернии к Православию присоединилось 63 858 крестьян. С 1846 г. осуществлялся набор эстонских юношей в духовное училище. Тогда же появились и первые священники-эстонцы : Иоанн (Яан) Колон и Киприан Сарнет из выпуска Псковской духовной семинарии 1845 г. Стала появляться духовная литература на эстонском языке, например, пособие по Закону Божию в переводе на эстонский язык священника И. Линдберга . В 1851–1870 гг. Рижская епархия издавала календарь на эстонском и латышском языках. Позднее, в 1917 г., собрание эстонского духовенства засвидетельствовало: «Православие стало поддержкой в образовании для большого числа детей из эстонской бедноты и этим содействовало духовному развитию Эстонии» . Большое значение для миссии среди эстонцев имел Пюхтицкий монастырь, насельницам которого их духовный наставник, святой праведный Иоанн Кронштадтский, заповедал подвиг благотворительного служения эстонскому населению. Уже в 1887–1889 гг. в Йыхви открылись школа, лечебница и приют для сирот.

http://ruskline.ru/opp/2020/11/28/avtono...

Закрыть itemscope itemtype="" > Вечная память! Отошёл ко Господу один из наиболее заслуженных клириков Москвы протоиерей Георгий Бреев 29.04.2020 2750 Время на чтение 4 минуты Сегодня в московской больнице умер один из наиболее заслуженных клириков Москвы , настоятель храма Рождества Богородицы в Крылатском протоиерей Георгий Бреев . Он проходил лечение от легочной инфекции. «Помолитесь о новопреставленном протоиерее Георгии, ушел ко Господу только что», — написал в Facebook его сын Николай Бреев. Редакция «Русской народной линии» скорбит вместе с родными, близкими и паствой отца Георгия. Упокой, Господи, душу новопреставленного раба Твоего протоиерея Георгия, прости ему вся согрешения вольная и невольная и даруй ему Царствие Небесное! В начале апреля отец Георгий попал в больницу с двусторонней пневмонией. Согласно записи его сына от 25 апреля, «последние полторы недели у отца Георгия было тяжелое состояние, несколько дней он находился на ИВЛ в состоянии искусственной комы». После чего наступило кратковременное улучшение ситуации, во время которого больной начал самостоятельно дышать и говорить, пишет Православие.ru . Особой радостью для отца Георгия стало свидание с супругой 24 апреля, в день празднования иконы Божией Матери «Живоносный Источник», который был особенно дорог почившему, в течение 20 лет, с 1990-го под 2009-й годы, настоятельствовавшему в храме храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне. Краткая биография: Георгий Павлович Бреев — митрофорный протоиерей Русской Православной Церкви, известный духовник, публицист, кандидат богословия. Настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском (1998—2020), бывший настоятель храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне (1990—2009). Являлся одним из главных духовников священства города Москвы (в последние годы был духовником Западного викариатства) и дважды в год исповедовал московское духовенство и принимал ставленнические исповеди перед хиротонией. Отец Георгий родился в Москве 8 января 1937 года в неверующей семье. Его отец Павел (ум. 1971) был родом из Тульской губернии, окончил церковно-приходскую школу, однако после приезда в Москву в 1935 году вступил в ВКП(б). Мать будущего священнослужителя родилась в крестьянской семье в Рязанской губернии. После приезда в Москву она познакомилась с Павлом Бреевым, овдовевшим после смерти первой жены и имевшим двоих сыновей.

http://ruskline.ru/politnews/2020/04/29/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Глобальные вызовы обсуждает православная общественность в Москве О Рождественских чтениях в Преображенском храме Москвы 28.11.2022 526 Время на чтение 3 минуты Фото: предоставлено Я. Сониной В субботу, 26 ноября, с.г. по благословению епископа Верейского Пантелеимона, управляющего Восточным Викариатством города Москвы , в московском храме Преображения Господня на Преображенской площади состоялся Викариатский этап XXXI Международных Рождественских образовательных чтений « Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека» . Участниками стали учителя и методисты общеобразовательных светских школ, педагоги и родители общеобразовательных православных и воскресных школ Восточного округа столицы. На пленарном заседании был представлен доклад Главы Калязинского муниципального района, кандидата исторических наук Константина Геннадьевича Ильина на тему: « Духовное и национальное единение – щит России и залог сохранения человечества». Доклад будет представлен для читателей РНЛ позже. После доклада Константин Геннадьевич ответил на вопросы присутствующих, поделился опытом органов местного самоуправления Калязинского района в духовно- нравственной работе и патриотическом воспитании молодежи. Далее последовал круглый стол с двумя докладами: 1. Доклад преподавателя истории искусства МБУ ДО «Детская художественная школа» УМР, кандидата культурологии Елены Александровны Резчиковой на тему: «Вызовы современности и ответы воспитательной политики Российской Федерации». 2. Доклад клирика храма Преображения Господня на Преображенской площади г. Москвы доктора наук в области Славистики, кандидата богословия – и ерея Кирилла Киселева на тему «Церковь и общество в эпоху так называемого постхристианства». Затем была проведена церемония награждения победителей, участвующих от Восточного Викариатства в Международном конкурсе детского творчества «Красота Божьего мира», темой которого в этом году стала личность преподобного Сергия Радонежского. Около 40 подростков получили Грамоты и памятные подарки, которые вручил молодым людям настоятель Преображенского храма протоиерей Борис Потапов.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/11/28/gl...

Закрыть itemscope itemtype="" > Как радиофизик стал монахом Знакомьтесь: епископ Иоанн (Руденко) - викарий Патриарха 28.02.2018 1177 Время на чтение 4 минуты Совсем недавно он был епископом Воркутинским и Усинским, а теперь стал епископом Домодедовским, викарием Патриарха. В начале этого года владыка Иоанн (Руденко) переведён в Москву , назначен управляющим Северо-Восточным викариатством столицы и настоятелем храма Патриаршего подворья Живоначальной Троицы в Свиблове. Его путь к нынешнему служению складывался непросто. До Воркуты долгое время служил в Ивановской области. А родился и вырос в Новосибирске, там же защитил диссертацию по радиофизике, занимался наукой, преподавал. И вдруг резко изменил свою жизнь. Наука не мешала вере - Вам ведь уже было под тридцать, когда вы крестились. Что же стало толчком? - Поначалу у меня был интерес к христианству вообще. После распада СССР к нам в Новосибирск часто приезжали различные зарубежные проповедники, показывали фильмы на евангельские сюжеты. Я тогда учился в аспирантуре и одновременно немного занимался бизнесом. В середине 1990-х получил приглашение на стажировку в Америку, в провинциальный штат, и вот эта поездка произвела немалое впечатление. - Познакомились там с православными? - Нет, я ещё был далёк от участия в церковной жизни. Но меня удивило, какую роль в американской глубинке играет религиозная вера. Я увидел, как люди - при всех искажениях в их вероучении - живут активно по-христиански, поддерживают друг друга, помогают ближним, то есть ведут себя так, как заповедано в Евангелии. Это был контраст с Новосибирском, который в то время напоминал духовную пустыню. При получении визы я заполнял анкеты и в графе о вере писал «православный», хотя ещё не был крещён. Вернувшись на Родину, решил, что пора действительно стать православным. - А ваша научная работа этому способствовала? Или создавала проблемы? - Наука не мешает вере. Наоборот, преподаватели, старшие коллеги всегда нацеливали нас на то, чтобы мыслить более объёмно, не зацикливаться на узких вопросах. Когда я говорил, что хотел бы заниматься не только физикой, но и метафизикой, меня поддерживали. Вообще, вера помогает учёному. Ведь мы расширяем границы нашего познания благодаря Творцу. Я глубоко убеждён, что когда человек искренне стремится к истине, то он идёт к Богу. И если не идёт, то возникает вопрос: а насколько он стремится к истине, может, ему удобнее какие-то другие жизненные установки?

http://ruskline.ru/opp/2018/fevral/28/ka...

Закрыть itemscope itemtype="" > Коронавирус: «Церковь должна быть готова к масштабным катастрофам» 20.03.2020 931 Время на чтение 7 минут Источник: Православие.Ru Беседа с архиепископом Феодосием (Снигирёвым) Сегодня всё информационное поле пестрит темой коронавируса . Как показали последние недели, эта проблема явилась дискуссионной и для церковной среды. На эту непростую тему сегодня наша беседа с архиепископом Боярским Феодосием (Снигирёвым) – викарием Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, управляющим Северным викариатством столицы Украины, доцентом Киевской духовной академии и главой Церковного суда Киевской епархии. – Владыка, в церковной среде жаркая полемика – следует ли применять санитарные требования светских властей к Церкви? Передается ли вирус через Причастие? Что делать, если от нас потребуют закрыть храмы? Что вы скажете по всем этим поводам? Церкви всегда нужно быть готовой к внешним вызовам и опасностям – То, что тема коронавируса стала толчком к церковной дискуссии, – это очень хорошо. Церкви всегда нужно быть готовой к внешним вызовам и опасностям, а спокойное время расслабляет. Коронавирус – хороший повод для нашей Православной Церкви доктринально подготовиться к эсхатологическому времени. Подготовиться богословски, канонически, литургически. Пока то, что озвучивается на эту тему, – по большей части концептуально сыро и недальновидно. – Что вы имеете в виду? – Озвучиваются в основном две противоположные позиции, каждая из которых является крайностью. Неразумной крайностью, как мне кажется. Первая – давайте беспрекословно слушать все эпидемические предписания местных властей, закроем храмы, отменим на время Причастие и другие таинства, пока не закончится пандемия. Некоторые Поместные Церкви уже пошли по этому пути, приняли соответствующие решения. А вторая крайность такая: верующим ничего повредить не может, давайте не обращать внимания на эти страшилки, чаще ходим в храм, причащаемся, и всё будет хорошо. Ну, а если и заразимся, то такая наша судьба. Считаю, что обе эти крайности богословски несовершенны и могут быть очень опасны для Церкви, если не сейчас, то в будущем.

http://ruskline.ru/opp/2020/03/20/korona...

Казанской епархии (см. ст. Казанская и Татарстанская епархия ) РПЦ, существовало в 1907-1911, 1920-1928 и 1930-1934 гг. Названо по г. Мамадыш (ныне в Республике Татарстан). Инициатором создания в Казанской епархии 3-го, миссионерского, М. в. и впосл. 1-м его епископом стал архим. Андрей (Ухтомский) , настоятель казанского в честь Преображения Господня мужского монастыря , наблюдатель Казанских миссионерских курсов. В мае 1907 г. обер-прокурор Синода П. П. Извольский вызвал архим. Андрея в С.-Петербург и поручил ему составить проект по улучшению миссионерского дела в Казанской епархии, где наблюдалось массовое отпадение крещеных татар в ислам и усиление мусульм. прозелитизма. Выход из создавшегося положения, по мнению архим. Андрея, изложенному в проекте, состоял в объединении всех просветительных учреждений и возложении ответственности за дело миссии на одно лицо. Он предложил назначить главу миссии председателем Гурия Казанского святителя братства и руководителем Казанских миссионерских курсов (вместо ректора Казанской Духовной Академии ), привлечь к делу миссии епархиальный училищный совет и учителей церковноприходских школ. Мысль об объединении миссии поддержал С.-Петербургский митр. Антоний (Вадковский) . 3 сент. 1907 г. имп. мч. Николай II Александрович утвердил доклад Синода об учреждении в Казанской епархии М. в. и о назначении на эту кафедру архим. Андрея. Новый викарий также был определен настоятелем казанского Спасо-Преображенского миссионерского мон-ря. 3 окт. 1907 г. в этой обители состоялось наречение архим. Андрея во епископа. 4 окт. в кафедральном Благовещенском соборе его архиерейскую хиротонию совершили Казанский архиеп. Димитрий (Самбикин) , приглашенные епископы Нижегородский Назарий (Кириллов) , Пензенский Митрофан (Симашкевич ; впосл. митрополит), бывш. Приамурский Иннокентий (Солодчин ; в указанное время управлял свияжским в честь Успения Пресвятой Богородицы мужским монастырем ), а также викарии Казанской епархии Чистопольский еп. Алексий (Дородницын ; впосл. архиепископ) и Чебоксарский еп. Михаил (Богданов) .

http://pravenc.ru/text/2561768.html

Кировоград Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 48.510363; 32.266371 Украина, Кировоградская область, Кропивницкий Кропивницкий, Кировоградская область Украина Храм Благовещения Пресвятой Богородицы Кировоград (ранее - Елисаветград) — город в центре Украины, административный центр Кировоградской области и Кировоградского района, промышленный и культурный центр, узел автодорог, аэропорт. Кировоград расположен на Приднепровской возвышенности, в долине и на берегах реки Ингул (приток реки Южный Буг), при впадении в неё меньших рек Сугоклеи и Бианки. Население — около 250 тысяч жителей. Содержание Православие в Кировограде [ править править код ] После многих лет почти полного безлюдья, территория нынешней Кировоградской епархии стала заселятся православными во при императрице Елизавете Петровне, когда в Новую Сербию стали стекаться сербы, оставившие свое отечество из-за притеснений австрийским правительством Православной веры, а также греки, молдаване и русские - великороссы и украинцы. Город Елизаветград, заложенный 18 июня 1754 года, как и вся Новая Сербия, с самого начала своего существования и до 1756 года относился в делах церковных к кафедре Киевских митрополитов. Синодальным постановлением 26 июня 1756 года эти земли были причислены к Переяславской епархии, чуть позже к ней же были отнесены Крыловская и Новомиргородская протопопии Киевской епархии, а в Елисаветграде была образована своя протопопия во главе с протоиереем Иоанном Орловским. В 1775–1778 годах эта территория вошла в новую Славянскую и Херсонскую епархию охватившую юг России, которая в 1786 году была переименована в Екатеринославскую, духовное правление которой находилось в Елисаветграде. Но в 1796 году епархиальное управление вновь преобразуется и создается Херсонская епархия с местопребыванием правящего архиерея в Одессе. Только 27 января 1880 года учреждается Елисаветградское викариатство Херсонской епархии с местопребыванием епископов в Одессе. В начале 1930-х епархия пресеклась, но была возрождена в 1940-х годах.

http://azbyka.ru/palomnik/Кировоград

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010