прот. Николай Балашов, С.Л. Кравец Глава 2. От учреждения Рижского викариатства до учреждения Ревельского викариатства (1836–1919) Открытие Рижского викариатства С восшествием на престол императора Николая I правительство стало проявлять большое внимание к активной деятельности старообрядческих общин, в том числе и в Прибалтике. 13 июня 1836 г. император Николай I поручил Святейшему Синоду обсудить, «что полезнее для православной Церкви в Лифляндии и Курляндии: открытие ли самостоятельной архиерейской кафедры или же учреждение викариатства Псковской епархии?» Святейший Синод предпочел образовать викариатство, которое было утверждено 14 сентября 1836 г. Епископ Старицкий Иринарх, оставив Тверскую епархию, стал первым Рижским викарием и прибыл в Ригу в первых числах ноября 1836 г. Епископ Иринарх (в миру Яков Дмитриевич Попов) родился в 1790 г. в Курской губернии в семье священника. Образование получил в Курской духовной семинарии, а затем окончил С.-Петербургскую Духовную Академию со степенью магистра богословия. По окончании Академии в 1817 г. принял монашество и был рукоположен во иеромонаха, назначен профессором церковной истории и еврейского языка в Орловскую духовную семинарию. В 1819 г. иеромонах Иринарх был направлен в Италию, где до 1831 г. служил в русских посольских храмах в Милане, Флоренции и Риме. По возвращении в Россию был возведен в сан архимандрита. С 1833 по 1835 г. архимандрит Иринарх снова служил за границей при русском посольстве в Афинах. Возвратившись на родину, 3 мая 1836 г. он был рукоположен в сан епископа Старицкого, викария Тверской епархии. Служение Иринарха за границей развило в нем замечательное умение обращаться с людьми и в трудных обстоятельствах держать себя с достоинством. Эти-то качества особенно потребовались преосвященному при его служении в Риге. В конце 1830-х гг. в результате сильных неурожаев жизнь крестьян Лифляндской губернии значительно ухудшилась. 1 июля 1841 г. лифляндский губернатор сообщал министру внутренних дел, что «крестьянские поля, засеянные озимыми урожаями прошлого года, не позволяют надеяться даже на самый небольшой урожай». |
ред. Н.Ф. Дубровин Часть вторая. Местное управление Отделение I. Число епархий в последний год царствования Александра I. Умножение епархий и викариатств в последующее царствование. Общий взгляд на причины этого явления В последний год царствования Александра I церковь российская заключала в себе 4 епархии первого класса, 13 второго, 20 третьего и, сверх того, 5 грузинских, составлявших тамошний экзархат, а именно: карталинскую, сигнахскую, имеретинскую, мингрельскую и гурийскую. Кроме самостоятельных епархий, существовало в это время пять викариатств: четыре русских у первоклассных архиереев или митрополитов и одно грузинское у тамошнего экзарха. В царствование Николая I число епархий было умножено новыми кафедрами в Петрозаводске, Саратове, Новочеркасске, Симбирске, Полоцке, Томске, Херсоне, Варшаве, Камчатке, на Кавказе, в Гурии (восстановленная из упраздненной), Риге, Самаре и в Абхазии. Сверх того, воссоединены из унии епархия литовская и белорусская. Было также открыто и несколько новых викариатств, а именно в Екатеринбурге, Твери, Виннице, Остроге, Острогожске, Ковно, Волгске, Казани и Херсоне. Один взгляд на топографию епархий, вновь открытых в царствование Николая I, уже достаточно объясняет те причины и побуждения, которыми руководилось правительство в этом деле. Эти епархии учреждались преимущественно или в местах, слишком удаленных от местного центра духовного управления и лишенных должного влияния и надзора со стороны духовного начальства, а от того нередко наполненных раскольническими толками и сектаторскими обществами, или в местах, окруженных плотною массою народонаселения язычествующего и магометанского, или же там, где православие, при преобладании католицизма, лютеранизма и унии, нуждалось в поддержке и ободрении. Следовательно, главным, руководящим началом правительства при образовании новых епархий было: или ослабить раскол, или распространить христианское учение между идолопоклонниками и магометанами, или, наконец, возвысить православие там, где господствовали иноверные христианские вероисповедания. Что же касается викариатств, то при учреждении их имелось в виду, с одной стороны, дать помощников архиереям заслуженным и несшим на себе, кроме епархиальных, еще обязанности по должности членов синода, или престарелым и имевшим в своем управлении слишком обширные епархии, а с другой, приготовить опытных и уже знакомых с епархиальными делами пастыреначальников на самостоятельные кафедры. Впрочем, этим не исключались и другие цели, соответственные имевшимся в виду при учреждении новых епархий, как, напр., надзор за раскольниками, или распространение православия между иноверными. Отделение II. Подробное описание открытия каждой епархии и викариатства в хронологическом порядке |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИНГИСЕППСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Ленинградской епархии (см. Санкт-Петербургская и Ладожская епархия ), названо по г. Кингисепп (Ленинградская обл.); существовало в 1897-1928 гг., до 1922 г. Кингисепп назывался Ямбург, викариатство - Ямбургское. Резиденцией Ямбургских (Кингисеппских) архиереев была Александро-Невская в честь Св. Троицы лавра в С.-Петербурге. 14 окт. 1897 г., при С.-Петербургском и Ладожском митр. Палладии (Раеве) , был утвержден синодальный доклад «О восстановлении в Санкт-Петербургской епархии кафедры 3-го викария с присвоением ему именования епископа Ямбургского». Первым епископом Ямбургским стал архим. Вениамин (Муратовский) , настоятель Череменецкого во имя ап. Иоанна Богослова муж. мон-ря , хиротонисанный митр. Палладием в Троицком соборе Александро-Невской лавры 26 окт. 1897 г. Важной сферой полномочий нового епископа стала цензура проповедей: в соответствии с распоряжением консистории всем священникам, служившим в Исаакиевском и Казанском соборах, было предписано представлять свои проповеди после цензуры благочинных на утверждение Ямбургскому еп. Вениамину. Еп. Вениамин поселился в Александро-Невской лавре, при этом некоторое время оставался настоятелем Череменецкого мон-ря. Новый архиерей занял должность председателя с.-петербургского епархиального братства Пресв. Богородицы, заведующего школой Об-ва распространения духовно-нравственного просвещения, возглавил совет с.-петербургского Исидоровского жен. училища и комитет Александровского дома призрения бедных духовного звания. 3 дек. 1898 г. еп. Вениамин (Муратовский) был назначен епископом Гдовским, 2-м викарием С.-Петербургской епархии. 9 мая 1899 г. в Исаакиевском кафедральном соборе С.-Петербургский митр. Антоний (Вадковский) возглавил хиротонию ректора СПбДА архим. Бориса (Плотникова) во епископа Ямбургского. С тех пор все последующие Ямбургские епископы занимали должность ректора СПбДА до закрытия последней в 1918 г. и жили в ректорском флигеле академии. 20 янв. 1901 г. еп. Борис был уволен с Ямбургской кафедры. 24 янв. новым ректором СПбДА стал архим. Сергий (Страгородский) , к-рому 26 янв. определено также быть епископом Ямбургским; хиротония состоялась 25 февр. того же года в Троицком соборе Александро-Невской лавры. Архиерейская хиротония архим. Сергия почти совпала по времени с синодальным определением «О графе Льве Толстом», в котором Л. Н. Толстой провозглашался отпавшим от Церкви (20-22 февр. 1901); в подготовке этого определения архим. Сергий сыграл большую роль. 24 февр. 1901 г. вышел 8-й номер «Санкт-Петербургского духовного вестника», содержавший проповедь архим. Сергия «Смысл и цель церковной анафемы», сказанную им в Неделю Православия; в ней содержалось обоснование синодального определения. |
Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Эстонская Апостольская Православная Церковь (1926–1941) В своем томосе Патриарх Константинопольский Мелетий IV предложил разделить Эстонию на три епархии: Таллинскую, Силламяэскую (Нарвскую) и Печерскую. Таллинская епархия уже существовала с 1920 г., в 1924 г. Нарвское викариатство Санкт-Петербургской епархии, учрежденное в 1887 г., было преобразовано в епархию и заново создано Печерское викариатство Таллинской епархии. Епископом Нарвским и Изборским был поставлен бывший архиепископ Псковский и Порховский Евсевий (Гроздов), 3 октября 1937 г. на эту кафедру был хиротонисан епископ Павел (Дмитровский, 1872–1946), окончивший Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Владыка занимал эту кафедру по март 1945 г. На кафедру епископа Печерского викария Таллинской епархии в 1924 г. был хиротонисан также выпускник Санкт-Петербургской Духовной Академии архимандрит Иоанн (Булин), посвящение которого совершили митрополит Таллинский и всей Эстонии Александр и епископ Финляндский и Выборгский Серафим. Преосвященный епископ Иоанн находился на Печерской кафедре до 30 декабря 1932 г. В начале 1933 г. на эту кафедру был поставлен еще один выпускник Санкт-Петербургской Духовной Академии протоиерей Николай Лейсман. После июля 1940 г. владыка Николай ушел на покой в сане архиепископа. Занимая Печерскую кафедру, каждый из преосвященных одновременно являлся настоятелем Псково-Печерского монастыря и ректором Печерской духовной семинарии. Других архипастырей на Нарвской и викарной Печерской кафедрах более не было. Обе кафедры по национальному составу паствы были русскими. По состоянию на 1940 г. в Эстонской Апостольской Православной Церкви было 158 приходов: 134 прихода — в Таллинской епархии и 24 прихода — в Нарвской, клир составляли 150 пресвитеров и 30 диаконов. |
Китайская Автономная Православная Церковь Описание: В юрисдикцию Китайской Православной Церкви входят православные общины на территории Китая. Православие появилось в Китае в XVII веке, когда в Пекин вместе с пленными казаками из Албазинского острога прибыл русский священник Максим Леонтьев. С 1713 года в Китае действовала Российская духовная миссия, которая продолжительное время исполняла функции и дипломатического представительства России. 11 июня 1900 года восставшие ихэтуани замучили в Пекине 222 православных китайца, которые и стали первыми китайскими святыми-мучениками. Среди них был иерей Митрофан Цзи Чунь, первый китаец-священник, рукоположенный в Японии равноапостольным Николаем Японским. Празднование китайским новомученикам установлено указом Святейшего Синода в 1902 году. Их мощи были погребены в усыпальнице храма Всех святых мучеников на территории Российской духовной миссии в Китае. Многие из мощей оказались нетленны. В 1902 году начальник XVIII Российской духовной миссии в Китае архимандрит Иннокентий (Фигуровский) был хиротонисан во епископа Переяславского. Епископу Иннокентию повелевалось окормлять православных Китая, Монголии и Тибета. Указом Синода в 1903 г. была учреждена Православная духовная миссия в Маньчжурии, она имела свои храмы на Северо-Востоке Китая. После революции Российская духовная миссия в Китае находилась в ведении Зарубежного Архиерейского Синода. В 1922 году были учреждены Пекинская епархия, включавшая Шанхайское и Тяньцзиньское (позднее — Ханькоусское) викариатства, и Харбинская епархия, в состав которой вошли Хайларское и Цицикарское викариатства. В 1934 году в составе Пекинской епархии были дополнительно учреждены Синьцзянское викариатство (позднее преобразованное в благочиние приходов в городах Кульдже, Чугучаке, Урумчи и Лоуцоугоу) и Гонконгское благочиние, включавшее в себя храмы в Гонконге, Гуанчжоу, Макао и Маниле. Вторая Мировая война прервала контакты Православной Церкви в Китае с Зарубежным Синодом, и в 1945 году работавшее в Харбине епископское совещание решило просить Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I о возвращении в юрисдикцию Московского Патриархата. Воссоединение состоялось 27 декабря 1945 года. В пределах Китая и Кореи был образован митрополичий округ с присвоением митрополиту титула Харбинский и Восточно-Азиатский. В 1946 году округ был преобразован в Восточно-Азиатский экзархат, включающий Пекинскую, Харбинскую, Шанхайскую, Тянцзинскую и Синьцзянскую епархии. Однако в том же году епископ Шанхайский Иоанн (Максимович) восстановил общение с Русской Православной Церковью Заграницей, в результате чего возникли параллельные церковные структуры на территории Китая. Патриарх Московский и всея Руси утвердил в должности начальника Российской духовной миссии в Китае архиепископа Пекинского и Китайского Виктора (Святина). После образования в 1949 году Китайской Народной Республики архиепископ Иоанн вместе со многими русскими эмигрантами выехал из Китая. |
Геннадий (Левицкий Иоанн Львович), еп. Сумский, вик. Харьковской епархии. Родился 25 мая 1818 года в военном поселении Губовке, Елисаветградского уезда, Херсонской губ. Сын священника. Отец его – болгарин, мать – молдаванка. Окончил Херсонскую духовную семинарию и 17 декабря 1839 г. рукоположен во священника и назначен во Владимирскую церковь г. Елисаветграда. Овдовев, в 1841 году он отправился на богомолье в Киев, где его Киевский митрополит Филарет убедил поступить вольнослушателем в Киевскую духовную академию, а затем зачислил его в студенты. 12 февр.1844 г. пострижен в монашество. Академию окончил со степенью магистра богословия. 1845 г. назначен преподавателем, а в 1846 г. – инспектором Херсонской духовной семинарии. 6 авг.1852 г. возведен в сан архимандрита. 13 июля 1858 г. назначен ректором Самарской духовной семинарии. 22 авг.1859 г. – настоятель Богородицкого Задонского монастыря. С 10 окт. 1860 г. – ректор Тамбовской семинарии. Протоиерей Певницкий, бывший в то время преподавателем в Тамбовской семинарии, дает о Геннадии отзыв, как о человеке уже «помятом жизнью», но с «альтруистическими свойствами», на которые «ученое монашество не успело наложить своих сухих печатей», умевшем вести дело управления «в порядке и целесообразно», обращавшемся с наставниками «по-товарищески», а с учениками «по-отечески». 21 авг.1868 г. определен епископом Сарапульским, вик. Вятской епархии. 22 сентября 1868 года состоялась его хиротония. 24 июля 1872 года переведен на Кинешемское викариатство в Кострому, а 9 апреля 1883 года на Сумское викариатство в Харьков. В Харькове по отзыву А.Ф.Ковалевского, Геннадия «очень полюбили» и «начинания его по Куряжскому монастырю (Управляемому им) заслуживали похвал»; в нем видно было «ревнование поправить положение обители». 29 ноября 1886 г. уволен на покой и назначен управляющим Тверским Желтиковым монастырем. Назначение его в Желтиков монастырь привело в сильное беспокойство Тверского архиепископа Савву. Официально Геннадий был уволен на покой «по преклонности лет и слабости здоровья», но Тверской владыка обратился ко всем лицам, так или иначе знающим Геннадия, с просьбой сообщить «Бога ради, какая истинная причина увольнения Геннадия с третьей уже викариатской кафедры». |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МЕЛИТОПОЛЬСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Александро-Невский собор в Мелитополе. 1899 г., разрушен в 1930–1931 гг. Фотография. Нач. ХХ в. Александро-Невский собор в Мелитополе. 1899 г., разрушен в 1930–1931 гг. Фотография. Нач. ХХ в. Херсонской епархии (1857-1859), Таврической и Симферопольской епархии (1859-1866; 1922-1923), Екатеринославской (Днепропетровской) епархии (1923-1929). М. в. было учреждено Высочайшим указом 26 сент. 1857 г. 13 окт. того же года во епископа Мелитопольского, викария Херсонской епархии, был хиротонисан архим. Кирилл (Наумов) , назначенный на должность начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме . Архиерей постоянно находился за пределами России, в Мелитополе никогда не служил. Выбор титула, возможно, был связан с греч. христ. традицией Приазовья, а также самого г. Мелитополя, в названии которого повторялось наименование греч. митрополичьей кафедры по не существовавшему к тому времени визант. г. Мелитополю Геллеспонтскому. Синодальным определением от 19-21 июня 1863 г. и Высочайшим указом от 28 июня 1863 г. еп. Кирилл был уволен от управления Русской духовной миссией и переведен в Казанскую епархию настоятелем казанского в честь Преображения Господня монастыря с сохранением за ним титула «епископ Мелитопольский», который архиерей носил до своей кончины в 1866 г. Московский митр. св. Филарет (Дроздов) в авг. 1863 г. писал еп. Кириллу: «В перемещении Вашем нет ничего оскорбительного. В качестве епископа уездного города Мелитополя Вы равняетесь викариям и назначены на место, к-рое занимал викарий, и притом, как Вы сами замечаете, в ожидании открытия епархиальной кафедры» ( Филарет Московский, свт. Собр. мнений и отзывов по делам православной Церкви на Востоке. СПб., 1886. С. 419). В официальных документах тех лет Кирилл упоминается как «епископ Мелитопольский без епархии». 29 авг. 1922 г. в Симферополе во епископа Мелитопольского, викария Таврической епархии, был хиротонисан сщмч. |
прот. Николай Балашов, С.Л. Кравец Глава 1. Православие в Эстонии до учреждения Рижского викариатства (1836) Славяне и прибалтийский край Историки и археологи считают, что древние эстонские племена находились, в общем, на одной ступени развития со славянскими племенами, которые обитали в Верхнем Поволжье и Приднепровье и с которыми у них существовали постоянные связи, в середине 1-го тысячелетия после Рождества Христова славяне из верховьев Днепра стали продвигаться к северу, в район реки Великой и Псковского озера. Кривичи заселили территорию, которая вклинивалась на юго-востоке современной территории Эстонии в районы, населенные племенами эстов, что способствовало более тесному их сближению со славянами. На территории между современными городами Тарту, Выру и Ватга найдены каменные захоронения эстонского тина и славянские курганы, распространенные в Псковской области. Эти курганные насыпи встречаются рядом с древнеэстонскими каменными могильниками и в районе Пыльвы, Урвасте, Выру, Рыуге, в них найдены предметы обихода и искусства как славянских, так и эстонских образцов – свидетельства того, что на этих территориях жило бок о бок славянское и эстонское население по крайней мере с середины 1-го тысячелетия после Рождества Христова, то есть с момента, когда в юго-восточной Эстонии появились смешанные поселения 1 . Укрепление и развитие феодальных государственных начал, материальной и духовной культуры у славян шло значительно быстрее, чем у эстов. Одним из основных и решающих факторов, способствовавших этому процессу, было Крещение Руси в 988 г. святым равноапостольным великим князем Владимиром. Вслед за этим событием на Русь пришли священники и монахи из Византии, имевшей высокий уровень развития материальной и христианской духовной культуры. Монахи помимо проповеди Слова Божия несли грамотность, искусство землепашества и огородничества, строительства и ремесел. Православие быстро распространялось на Руси и способствовало укреплению страны. Духовенство, как правило, было грамотнее и выше по уровню развития, чем мирские правители, поэтому играло весьма важную роль советников князей в делах не только веры, но и политики и торговли. Все это в какой-то мере способствовало усилению влияния славян на Прибалтийский край. |
Арсений (Иващенко Антоний Ильич), еп.Кирилловский, вик.Новгородской епархии. Родился в 1830 г. (по НЭС m.III, стб.727 в 1831 г.) в Херсонской губернии. Учился в Херсонской духовной семинарии. В 1853 окончил Киевскую духовную академию со степенью магистра богословия, принял монашество с именем Арсения. 16 авг. того же года рукоположен во иеромонаха и 7 окт. назначен инспектором Одесского духовного училища. 14 июня 1854 года перемещен на должность преподавателя в Волынскую духовную семинарию. 24 марта 1859 года перемещен преподавателем в Воронежскую семинарию. В 1863 назначен инспектором той же семинарии с возведением в сан игумена. В 1868 определен ректором Полоцкой семинарии с возведением в сан архимандрита. В 1872 назначен членом С.-Петербургского Духовно-цензурного комитета. В 1886 назначен настоятелем Московского Ставропигиального Заиконоспасского монастыря. Это назначение было превосходно использовано им для изучения греческих рукописей Московской Синодальной библиотеки. С 2 дек. 1889 – член Московской Синодальной Конторы. 30 мая 1893 хиротонисан во епископа Каширского, вик.Тульской епархии, в Исаакиевском кафедральном соборе. Надо отметить, что Каширское викариатство было утверждено 2-го числа этого же месяца и епископ Арсений был первый епископ, назначенный на данную кафедру. 18 дек. 1893 года был переведен епископом Кирилловским, вик.Новгородской епархии. На этой кафедре он пробыл до 1903 года. С 1897 года состоял почетным членом Казанской Духовной Академии. Скончался 16 февраля 1903 года 74 лет от роду. По своему уму, образованию, трудоспособности и высоким нравственным достоинствам епископ Арсений представлял выдающееся явление среди нашей иерархии. И, однако, его служебная карьера оказалась более чем скромной. Вместо митрополичьей кафедры, на которую никто из его современников не имел более прав, ему предоставили захолустное викариатство. Он имел смелость говорить правду без всяких прикрас в пору общего молчания. Его отзывы о крупных чинах духовного ведомства были метки, остроумны и беспощадны. |
Берёзово. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Церковь. Действует. Престолы: Рождества Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1765 и 1778. Адрес: Россия, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Берёзовский район, пос. Берёзово, ул. Сенькина, 12 Координаты: 63.936266, 65.061209 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Первоначально церковь была деревянной. В 1704-1723 гг. при ней существовал мужской монастырь. В 1723 г. при пожаре церковь сгорела, на её месте построили новую - частично на средства А.Д. Меньшикова. Та церковь простояла до пожара 1764 г. Сгорели тогда и богадельня и памятник на могиле Меньшикова. Вместо деревянной церкви в 1765 г. заложили каменную, которую освятили в 1778 г.. Закрыта с 1928 г. В 1997 г. церковь и погост объявили памятником истории и культуры федерального значения. Из книги А.В. Юдина " Вокруг света. Сибирь " . 2006 Первый храм во имя Рождества Богородицы с приделом святого Ильи Пророка, по преданию, построил Светлейший князь Александр Данилович Меньшиков в 1729 году. Он отбывал вместе с семьей ссылку в Березове. Рассказывают, что он лично участвовал в строительных работах, а потом каждодневно вместе с детьми молился в храме. Считается, что и похоронен Александр Данилович близ алтаря построенной им церкви. Этот деревянный храм сгорел в 1764 году. Тобольский митрополит Павел Консюкевич дал грамоту на строительство новой церкви, и через год каменный храм был заложен на том же месте. Но только лишь в 1786 году церковь во имя Рождества Богородицы с приделом святых Антония и Феодосия Печерских был освящен и открыт. Построен храм на средства отставного унтер-офицера Даниила Афанасьевича Кинкорова (в некоторых источниках Канкарева) и на пожертвования березян. С конца XVIII и до начала XX веков этот храм стал поистине духовным центром Березовского края. «По духовному ведомству, — писал Н.А. Абрамов, — Березовский край зависит от правления в Березове и разделяется на два «благочиния» под ведением благочинных. А в 1870 году было утверждено Березовское викариатство Тобольской епархии. Это значит, что в Березове появился епископ. Однако, викариатство просуществовало недолго, на рубеже веков снова ввели благочиния. Одним из благочинных был Иван Степанович Голошубин, с февраля 1891 года священник Березовской Богородице-Рождественской церкви и благочинный городских и окружных церквей. |
| |