Внимательный старец подозвал сестру Ольгу Серафимовну и просил сказать приезжей, что так невежливо стоять. «Она молода, – пояснил он, – кто ей заметит? Войдет в привычку, а это неприлично. Пожалуйста, скажи, не стесняясь, ради добра, ради ее же пользы». Не любил также Владыка, когда детям устраивали елки. «У иностранцев, – говорил он, – перенят этот обычай, а вы лучше делайте им «звездочку». Это даст им чистую духовную радость, выше которой ничего не может быть» 21 . Как архипастырь, митрополит Макарий ставил своей задачей учить не только мирян, но и пастырей. Всякого неисправного, небрежного и неблагоговейно совершающего богослужение он тут же замечал, кротко вразумлял и наставлял, что не всем, конечно, нравилось. Самолюбивые не выдерживали, начинали возмущаться и укорять Святителя. Далее, чтобы сблизиться с духовенством, Владыка устраивал по благочиниям собрания, на которых сам бывал, предварительно отслуживши в центральном храме благочиния Божественную литургию. Здесь продолжалось то же учительство, носившее характер святоотеческий, а не современный, направленный на устроение лишь внешней жизни. И опять слышался ропот: «Разве мы школьники, что он нас все учит? И стоит ли архиерею обращать внимание на такие мелочи: как принимать благословение, креститься, подходить к престолу и тому подобное, когда есть другие вопросы, гораздо более существенные в пастырской деятельности?» Но рассуждавшие так забывали слова Спасителя: «Верный в малом и во многом верен...» ( Лк.16:10 ); «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем» ( Иак.2:10 ). Нельзя небрежно обходиться со святыней и верить в силу ее; нельзя кое-как креститься и любить Христа. Цель всякого пастыря – быть истинным, верным, благонастроенным служителем алтаря Господня, а потому в его действиях ничего не может быть безразличного. Пастырь во всем должен показывать примеры порядка, как учил святой апостол Павел своего ученика Тимофея: «...будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» ( 1Тим.4:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Во всякой борьбе побеждает более сильный и крепкий. Крепкий телом и духом. Где же источник нашей силы? Где искать нам крепости, победы и торжества над врагом? Вы это только что слышали. «Господь крепость людям своим даст, Господь благословит люди своя миром». Тот, Кто дал нам жизнь и дыхание и все, Кто едиными словом Своим сотворили весь мир, Кто управляет им и „творит, елика хощет», Господь сил, Той есть Царь славы. Он один «крепкий во бранех Господь. „Кто Бог велий, яко Бог наш?», В Боге, в Его творческой деснице вся наша крепость и сила. Он наш Творец и промыслитель. Еще в Ветхом Завете Он Сам возвестил о Себе в своем слове: „Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду. Мною начальствуют начальники и вельможи, и все судьи земли (Притч.Сол.8:15). И в Новом Завете слово Божие учит нас: «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» ( Ин.1:3 ). Так в природе, так и в судьбе всего человечества. Сам Бог положили законы бытия и управляет судьбами мира при посредстве своих избранников. Потому-то и всякий начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся; ибо он не напрасно носить меч; он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. ( Рим.13:4 ). Теперь вы видите и разумеете, кому и почему Господь даст крепость? Он дает и даст крепость, людям своим». Что это значить? Что же нам с вами необходимее всего, чтобы быть крепкими? Как заслужить, как испросить у Всеблагого Бога этот драгоценнейший дар, столь необходимый нам теперь, когда жестокий и коварный враг наш вот уже третий год нападает на нас и преступной рукой посягает на достоинство и достояние нашей отчизны, когда он мучит, терзает и убивает невинных стариков, женщин и детей, оскверняет наши св. алтари и дорогие могилы дедов и отцов наших, когда посягает не только на наше имущество и тело наше, но даже и душу нашу народную, грозить развратить, погубить и обезбожить? Слава Создателю! Благодарение Всевышнему! «Мы знаем Того, Кто сказал: «у Меня отмщение, Я воздам», это говорит Сам Господь наш и еще: «Господь будет судить народ свой» ( Втор.32:35–36 ). Страшно впасть в руки Бога живаго! ( Евр.10:30–31 ). Все это слова Отца нашего Небесного.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Возлюбленные отцы, братья и сестры! Среди испытаний и скорбей мира сего мы живем верой в конечную победу добра над злом и Христа над антихристом, в наступление того обетованного вечного блаженства, когда " будет Бог все во всем " (1 Кор. 15, 28), когда страдания людей прекратятся, ибо " отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже, ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет " (Откр. 21, 4). Но и в этой жизни Церковь имеет попечение о слабых и обездоленных, о страдающих и отверженных, об униженных и оскорбленных. К заботе о тех, кто оказался в бедственном положении, зовет нас Христос, Который, по выражению преподобного Симеона Нового Богослова, " благоволил воспринять на Себя лицо всякого бедного и уподобить Себя всем бедным " . На Страшном суде Он спросит нас именно о том, позаботились ли мы о голодных, жаждущих, лишенных крова и одежды, больных и заключенных, а в их лице - о Самом Христе. И будет " суд без милости не оказавшему милости " (Иак. 2, 13). К тем же, кто творил дела милосердия, будет обращено слово Христово: " Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира. Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне " (Мф. 26, 34-36). Мы переживаем нелегкое время кардинальных перемен во всех сферах социальной, экономической и политической жизни наших стран. Жертвами этих перемен становятся все новые и новые категории людей - пенсионеры и дети, учащаяся молодежь и военнослужащие, рабочие и крестьяне, учителя и врачи, ученые и творческая интеллигенция. В этой ситуации мы призываем чад Русской Православной Церкви " носить бремена друг друга " (Гал. 6, 2), неустанно являть пример милосердного служения ближним, подражая в этом нашему Спасителю. Мы призываем духовенство и верующих обратить особое внимание на нужды обездоленных, сделать все возможное для облегчения их положения, оказать реальную помощь тем, кто в ней нуждается.

http://sedmitza.ru/lib/text/429319/

Вопрошающий: И все же я сомневаюсь, что Священное Предание могло сохраниться до наших дней столь же чистым и подлинным во всех отношениях, как в самом начале. Не имеем ли мы больше гарантий сохранности Священного Писания? Старец Клеопа: Как вы могли видеть, знаменитый Павел хвалит христиан Коринфа за хранение, заботливое и внимательное, неписаных преданий, которые они получили непосредственно из его уст. Кроме того, вы слышали, что апостолы Павел и Иуда использовали в своей проповеди слова из Священного Предания, например пророчества Еноха и другие. Также я указал вам, каким способом Священное Предание сохранялось в веках. Далее, тот же апостол Павел убеждает и наставляет фессалоникийских христиан быть бдительными в хранении Священного Предания: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» ( 2Фес. 2:15 ). И в другом месте он говорит: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» ( Гал. 1:8 ). Вопрошающий: Но как Священное Предание сохранилось в Церкви на протяжении тысяч лет? В наше время некоторые утверждают, что изо дня в день духовенство и церковные писатели постепенно искажали истины Священного Писания и апостольского Предания. Говорят, что если вы возьмете книгу, опубликованную 50 лет назад, и ту же самую книгу, опубликованную сегодня, то они не будут иметь ничего общего. Из этого следует, что если иерархи делали это со священными книгами, то они будут делать то же самое и с Преданием, которым православные хвастаются как невредимым со времен апостолов. Старец Клеопа: То, что ваши товарищи изложили, совсем не верно. Учение Церкви Христовой охраняется Святым Духом и не может ошибаться (см.: Мф. 10:17–20 ; Ин. 4:16–26 ; 1Тим. 3: 15 ). Ее истинный основатель Иисус Христос будет управлять ею невидимым образом до конца времен (см.: Мф. 28:20 ). Если какие-то церковные писатели, иерархи, священники и миряне переводили Библию на другой язык или вносили поправки в некоторые отрывки, где некоторые выражения не соответствуют современной разговорной речи, то это были изменения именно строя предложения, а не содержательные изменения библейского текста. Если бы сегодня мы могли воскресить румынского отца Мирчи или Стефана Великого († 1504), и вы захотели бы поговорить с ними, то едва ли поняли бы их, потому что современный язык уже не тот, каким говорили тогда. Именно это произошло в отношении книг. С течением времени в слова и выражения вносились поправки в соответствии с современным языком, не меняя, однако, смысла глубоких и священных писаний. Ранее я называл вам основу, на которой покоится Священное Предание, и какими средствами его сохранность обеспечивается на протяжении веков. Это касается, в частности, древнего символа веры , апостольских постановлений и догматических решений семи Вселенских Соборов. К ним также могут быть добавлены следующие свидетельства, доказывающие сохранность в Церкви апостольского Предания:

http://azbyka.ru/o-svyashhennom-predanii...

Вот ваш символ! 587 За шёлком, блеском, самодовольством, изысканностью вашей жизни спряталась безумная, жалкая, изуродованная душа 588 , безобразно вцепившаяся когтями холодеющих рук в омерзительное чудовище, имя которому собственность! А кругом с подобострастием стоят вельможи, духовенство всех церквей в золотых митрах, камилавках, кардинальских мантиях, с бриллиантовыми крестами, иконами, хоругвями… И в пустых храмах, где нет ни одной живой души, – ибо души остаются стеречь награбленное добро, – мёртвые люди, мёртвой веры, руководимые ни во что не верующими фарисеями, без содрогания и ужаса читают в сотнях тысячах храмов великие слова Христа: «Горе вам, богатые!.. Горе вам, пресыщенные!.. Горе вам, смеющиеся ныне!» Но пусть бы уж вы сбросили свой шутовской наряд и открыто объявили себя жрецами золотого истукана. Но нет, здесь, как и во всём, мало вам творить беззаконие, вам нужно прикрыться учением Того, Кто был самый беспощадный вам обличитель. Вам нужно во что бы то ни стало насмеяться над Ним. Словно вы хотите отомстить Ему за всё самой высшей мерой мщенья. Смотри, мол, назорейский бродяга, грозивший нам слезами и горем, как сладко живётся нам. Да ещё с благословением твоих же «наместников», на основании твоего же собственного ученья! Что за беда, что Христос на вопрос юноши: «Что мне делать, чтобы иметь жизнь вечную?» – ответил: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твоё и раздай нищим» ( Мф. 19:21 ). А в Деяниях апостольских говорится, что «у множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее… И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чём кто имел нужду» ( Деян. 4:32–35; 2:45 ). Что за беда, что в «Учении XII апостолов» говорится прямо: «Разделяй всё с братом твоим и не говори, что это твоя собственность» (гл. 4) 589 .

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Вот почему сегодня Церковь предлагает каждому из нас просить прощения у другого, и непременно у тех, с кем мы пребываем во вражде. Да обретем мы «сердце милующее», о котором говорит преподобный Исаак Сирин . Это есть обязательное условие нашего вступления на поприще Великого поста. И если нынче нам не хватит сил переломить себя и прийти с миром к нашему врагу, то можно быть вполне уверенными в том, что нам недостанет сил и ни на какое иное свершение — ни в продолжение Великого поста, ни после Пасхи. Нашим уделом останется только погибельное возрастание во взаимной злобе, в остервенении и конфликтах. Итак, через веру в Бога, через сознание своей собственной греховности, через испрашивание прощения пред Господом и ближними своими каждый из нас начинает свой путь духовного восхождения. У этого пути нет конца, он простирается в вечность, однако тот его отрезок, который именуется Святой Четыредесятницей, является очень важным. И да поможет нам Господь спасительно пройти предлежащее нам великопостное поприще, дабы освободить свою душу от греха, укрепиться верой и содействовать тому, чтобы наши отношения с другими людьми и миром Божиим стали лучше, чище, светлее, чтобы больше добра и правды было в нашей жизни и в жизни окружающих нас! Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас (Еф. 4, 31–32). И еще одно краткое слово в завершение. Как священнослужитель, который входит в общение со множеством духовенства и верующих, я мог кому-то вольно или невольно причинить обиду, кого-то огорчить, кому-то досадить, уязвить чье-то сердце. Понимаю также и то, что в силу многих послушаний, возложенных на меня, а также, может быть, и по причине простой человеческой слабости я не всегда имею возможность самолично удовлетворить все ваши духовные просьбы и обращения ко мне, не всегда способен обратить к вам слово, которое в полной мере несло бы вам утешение и помогало в духовной жизни.

http://azbyka.ru/propovedi/velikopostnye...

Встреча с Православием/Проповеди Архимандрит Тихон (Шевкунов) Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) Иеромонах Арсений (Писарев) Иеромонах Игнатий (Шестаков) Архимандрит Тихон (Шевкунов) Иеромонах Симеон (Томачинский) Иеромонах Иов (Гумеров) Иеромонах Иов (Гумеров) Сегодня мы слышали Святое Евангелие, в котором рассказывается, как Господь в одной из синагог, так повествует святой апостол Лука, учил. Синагога – это греческое слово, которое обозначает сонмище, собор, собрание, потому что συν (син) – совместный, αγω (аго) – вести, совместно ведут молитвы. Синагоги возникли тогда, когда был разрушен храм, и в плену Вавилонском возникли первые сонмища, чтобы люди не дома только молились, но и могли молиться совместно, собираясь в определенные места, дома молитвы. (MP3 файл. Продолжительность 13:08 мин. Размер 6.4 Mb) Иеромонах Арсений (Писарев) Сегодня мы слушали с вами очередное воскресное евангельское зачало. Это была притча о том, что у одного богатого человека на полях случился необыкновенно хороший урожай. Видя это, он стал рассуждать: «Что мне делать? Некуда мне собрать плодов моих». И наконец сказал сам себе: «Вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет». Святитель Игнатий (Брянчанинов) Иеромонах Иов (Гумеров) Архимандрит Тихон (Шевкунов) Архимандрит Тихон (Шевкунов) Господь «Иисус Христос вчера и днесь, Той же и во веки», – восклицает апостол Павел. Господь Иисус Христос и вчера и сегодня и во веки веков силен являть Божественное заступление, Свою Божественную силу всем нам. Сегодня мы слышали историю об исцелении женщины, много лет болевшей. Никто из врачей не мог ей помочь. И лишь докоснувшись до одежды Спасителя с верой она обрела исцеление. Иногда мы спрашиваем: «А бывает ли такое в наше время?» (MP3 файл. Продолжительность 13:39 мин. Размер 6.6 Mb) Архимандрит Тихон (Шевкунов) Святитель Игнатий (Брянчанинов) Архимандрит Тихон (Шевкунов) Столетиями русские православные люди молились Пресвятой Богородице, зная, что Она всегда защитит и поможет тогда, когда силы человеческие иссякли или ошибки наши зашли так далеко, что мы сами не можем их исправить. Но вот сейчас появилось, к сожалению, нередкое среди духовенства мнение, будто сама мысль о том, что Господь, Пресвятая Богородица и святые помогают нашему Отечеству – ложна и, более того, неправославна; что любовь человека к своему Отечеству тоже недуховна и неправославна. Нам говорят: «У нас есть одно Отечество – на небе, и не надо прилеплять сердце к Отечеству земному». Архимандрит Тихон (Шевкунов) Святитель Игнатий (Брянчанинов) Архимандрит Тихон (Шевкунов) Архимандрит Тихон (Шевкунов) В других разделах Наверх

http://pravoslavie.ru/put/page14_1080.ht...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЛЮБЕРЦЕВ МИХАИЛ СЕРГЕЕВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Священник Михаил Люберцев. Осташковская тюрьма. 1931 год Люберцев Михаил Сергеевич ( 1883 - 1937 ), священник , священномученик . Память 22 августа и в Соборе новомучеников и исповедников Российских Родился 21 октября 1883 года в городе Осташкове в семье портного Сергея Люберцева. Окончил духовное училище и с 1901 по 1907 год был учителем в 4-й приходской школе в родном городе. Решив избрать для себя новое, сугубо церковное поприще, он в 1907 году поступил псаломщиком в Преображенскую церковь города Осташкова . В 1912 году был рукоположен в сан диакона к одному из храмов города Старицы и прослужил здесь до 1918 года, когда, вернувшись в Осташков , стал служить в Знаменском монастыре . В 1931 году ОГПУ арестовало епископа Великолукского Тихона (Рождественского) и вместе с ним духовенство Великих Лук, Торопца, Осташкова, насельников Ниловой пустыни, многих монахинь и послушниц, всего - сто девяносто одного человека: девяносто девять священноиноков и монахов, двадцать пять - белых священников и диаконов и шестьдесят семь мирян - из крестьян, офицеров царской армии и дворян. Был арестован 19 марта 1931 года. Арестованных обвиняли в том, что они, вопреки распоряжению советских властей, закрывших все монастыри в области, организовали нелегальный монастырь, который высоким идеалом христианского подвига стал привлекать многих мирян, а также и в том, что они организовали кружки для школьников для изучения Закона Божьего, создали сестричества, которые действовали в Великих Луках, Торопце и Осташкове, причем среди членов сестричеств широко распространялась богословская литература. Желая придать обвинениям политический характер, власти заявили, что их религиозная деятельность привела к развалу колхозов в этих районах. Был приговорен к трем годам ссылки в Северный край. Тюремное заключение и ссылка не сломили его дух, но, наоборот, укрепили в нем веру и упование на Бога. Несмотря на то что у него была большая семья - три сына и две дочери (младшим детям было шесть и десять лет), он был полон решимости служить Богу и святой Православной Церкви до конца.

http://drevo-info.ru/articles/15796.html

«Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чём сделаешь её солёною? Она уже ни к чему не годна, как разве выбросить её вон на попрание людям. Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И зажёгши свечу, не ставят её под сосуд, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит вам свет пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославили Отца Небесного» ( Мф. 5:13–16 ). Так говорит Христос. Но у современного сектантства, по-видимому, нет этих добрых дел, которые могли бы быть светом миру, а если есть, то, по-видимому, слишком мало их, а потому, чтобы не быть незамеченными, пришлось вывесить вывески по примеру торговых заведений. О внутренней жизни баптистов я лично мало знаю в настоящее время, так как мои отношения с ними давно порваны. О том же нелестном, что мне известно из рассказов, я не буду говорить, а скажу лишь о самом главном: пресвитеры и диаконы их, бывшие ремесленники, давно оставили свои рабочие станки и живут в настоящее время на окладах, получаемых за проповедническую деятельность, то есть, сделались наёмными «служителями слова Божия», за что некогда они же резко осуждали православное и католическое духовенство. Если же и их, этих новых сектантских священнослужителей, кто-либо осмеливается упрекнуть в этом (в получении ими жалования), то они с дерзновением заявляют словами Священного Писания : «не заграждай рта волу, когда он молотит» ( Втор. 25:4 ) и «разве, не знаете, что священнодействующие питаются от святилища, что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника». (Кор. 9:13). Затем приходится отметить второе, более важное явление в сектантском мире, уже никак не вяжущееся с прежним верованием сектантов. В настоящее время представители баптистов и союза евангельских христиан, по-видимому, нашли недостаточным поучаться у Святого Духа для того, чтобы проповедовать евангельские истины, а потому открыли курсы для подготовки проповедников. Можно надеяться, что эти курсы со временем преобразуются в специальное учебное заведение, по примеру существующего уже у адвентистов в Гамбурге, где будут получать звание проповедников и миссионеров без всякого к тому призвания, а потому лишь, что это будет выгодно.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

«Гордые спасители мира, противопоставлявшие себя и свои стремления – как высшее разумное и благое начало – злу и хаосу всей реальной жизни, оказались сами проявлением и продуктом – и притом одним из самых худших – этой самой злой и хаотической русской действительности; все накопившееся в русской жизни зло – ненависть и невнимание к людям, горечь обиды, легкомыслие и нравственная распущенность, невежество и легковерие, дух отвратительного самодурства, неуважение к праву и правде – сказались именно в них самих, мнивших себя высшими, как бы из иного мира пришедшими, спасителями России от зла и страданий» 174 . «Неужели можно признать для человека осмысленной его роль навоза в жизни, служащего для удобрения и тем содействующего будущему урожаю? Человек, употребляющий навоз с этой целью, для себя, конечно, поступает осмысленно, но человек в роли навоза вряд ли может чувствовать себя удовлетворенным и свое бытие осмысленным» 175 . Вот высказывания, характерные для главаря большевистской шайки: «Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше... Пусть девяносто процентов русского народа погибнут, лишь бы десять процентов дожили до мировой революции». «Погибели предшествует гордость, а падению надменность» 176 В Месопотамии, во времена Нимрода, упоминаемого в Библии ( Быт.10:8 ), нечестивцы решили гордо: «Построим себе город и башню, высотою до небес; и сделаем себе имя» ( Быт.11:4 ). Башня предполагалась быть восьмиярусной. Это храмовое строение, посвященное семи чтимым планетным божествам. Каждый ярус башни имел свой отличительный цвет строения и посвящался какой-то из семи планет. Нижний ярус, высотой около 185 метров, должен был служить сборным местом. «И сказал Господь: вот один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали сделать. Сойдем же, и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого... и они перестали строить город и башню» ( Быт.11:6–7, 8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010