4,9), а язычников вообще считали чуть ли не скотами! Да, много можно сделать открытий, лишь бы исказить Слово Божие. — с. Д.] Но «Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их». Да, если «пять братьев» хотят избежать мучения, им нужно лишь соблюдать писания Моисея и пророков, которые обозначают Иисуса Мессией, и затем стать Его учениками. Но богач возражает: «Нет, отче Аврааме! но если кто из мертвых придет к ним, покаются». Ответ же гласит: «Если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят». Бог не совершит особых знамений или чудес, чтобы убедить людей. Они должны читать Священное Писание и применять его, если хотят войти в Его милость» . Очевидно, что предложенное сектантами толкование этого повествования нелепо, фантастично, противоречит историческим фактам и является прямым насилием над словом Божиим. Поэтому нет ничего удивительного в том, что иеговисты придерживаются и другого толкования той же притчи. «Свидетели Иеговы говорят, что в «притче», описывается грядущее событие, исполнившееся в 1918 году по Р.Х . Богач символизирует духовенство, а Лазарь — «верное Тело Христово»: истина провозглашенная горсткой верных, постоянно досаждает духовенству («Пусть Бог будет истинным», с. 98). Бессмысленно комментировать это толкование, так как свидетели Иеговы перекручивают смысл Священного Писания в угоду личным целям независимо от окружающего отрывок текста. Господь же в данном случае просто рассказывал об условиях, в которых пребывает заблудшая душа (богач), отвергшая Бога и нищий, познавший милость Господню. После физической смерти богач познал осознанные мучения (греч. basanois), стих 24, причем страдает даже его духовное сознание (odunomai): «ибо я мучусь в пламени сем» (см. Тейлор, с. 438). Нет никакого сомнения в том, что он мучается и знает об этом» . 6.2.2. Мученичество как свидетельство бессмертия души Одним из наиболее ясных библейских свидетельств о природе человека являются слова Христа: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и тело и душу погубить в геенне» (Мф. 10, 28). Смысл этих слов более чем прозрачен. Как совершенно точно передает их смысл Иоанн Златоуст, «Он не ввергает их в опасности, но возвышает над опасностями, в кратких словах утверждает в них учение о бессмертии души, двумя — тремя словами насаждает в них спасительное учение» . Подобным образом пересказывает их блаженный Иероним: «Те, кто убивают тело, не могут убить души: таким образом душа невидима и бестелестна сравнительно с грубостью нашего телесного существа» . Да и практически невозможно для непредвзятого (или даже предвзятого, но не слепого читателя) понимать этот текст так, что в нем не содержится прямого учения о бессмертии человеческой души. Если мы верим, что Христос — это Путь, Истина и Жизнь, то мы обязаны (как с математической точностью свидетельствует этот священный текст) верить в неуничтожимость души!

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

70 . Ни один человек не протянет камень, если сын просит у него хлеба, и не подаст ему змею вместо рыбы. Тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него ( Мф.7:9–11 ). Бог творит чудеса по молитве либо самого страдальца, либо его родителей и сродников, либо священника, либо всей Церкви. Православная Церковь в сокровищнице своего многовекового опыта хранит бесчисленные примеры того, как милостивый Бог чудесно отзывался на любой вид молитв, возносимых или отдельными лицами, или их родственниками, или духовенством, или всем церковным собранием. 71 . Когда ребенок о чем–то просит своего отца, то отец исполнит его просьбу, если это полезно для дитяти. Сделает же он это скорее, если о том будут просить все его дети. Так и молитва Церкви весьма сильна. Когда первохристианская Церковь в Иерусалиме вкупе с Апостолами молилась Богу, чтобы простирал Он руку Свою на исцеления и на соделание знамений и чудес именем Святаго Сына Своего Иисуса, то поколебалось место, где они были собраны, – в знак Божия благоволения ( Деян.4:30–31 ). А когда Петр был заключен в темницу, Церковь прилежно (в серб. букв:, непрестанно. – Пер.) молилась о нем Богу ( Деян.12:5 ) – и Ангел Божий освободил узника из заточения. Бывает иногда, что молитва одного праведника скорее достигает Бога, нежели молитвы многих. Однако в наших обителях издавна бытует правило, что когда духовник читает молитву над болящим, то все монахи про себя молятся Богу о выздоровлении сего недужного. 72 . Впрочем, Бог являет чудеса не только над телесно страждущими, но и над нравственно падшими и умственно отсталыми. Есть немало примеров тому, как порочные мужчины и женщины в одночасье меняли свое поведение и направлялись по святому пути чистоты и праведности. Многие достигли святости и стали орудием Божиих чудес над другими. Школьники, которым учеба давалась с трудом, становились прекрасно успевающими, так что оставляли своих товарищей позади. 73 . Не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас (в серб. букв.: из вас, – Пер.) ( Мф.10:19 ). Такое обетование дал Господь Своим ученикам. Так и сбылось сие на Апостолах и сбывалось на их преемниках и на мучениках, когда влекли их в судилища. Это чудо совершается изнутри, а не снаружи.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

7 Верующий человек обретает Небесную Родину, но, по моему мнению, это не значит, что он должен охладеть к Родине земной. Насколько велика была любовь апостола Павла к своим соотечественникам! Он писал: «Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом, что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть Израильтян…» ( Рим.9:1-4 ). Удивительно! Апостол Павел говорит, что свое отлучение от Христа он переживал бы не так страшно, как отлучение от Христа своих соотечественников! Если русский протестант любит Россию и переживает за православных людей, то это еще только начало. Высота христианской любви – «непрестанное мучение сердцу», готовность обменять свой «протестантский оптимизм» на «великую печаль» за русского, пусть даже и православного. 8 В этой книге под протестантами я имею в виду, прежде всего, евангельских христиан-баптистов и христиан веры евангельской (пятидесятников), хотя к протестантизму их можно отнести лишь по некоторым общим принципам (таким, например, как «признание исключительного авторитета Священного Писания в противоположность церковной традиции, учение об оправдании верой, отрицание особого божественного авторитета духовенства» и т.д.) 9 А потом прекратилось из-за новых расценок на эфирное время. 10 Прекрасно вела эту рубрику журналистка Ш., которая являлась членом пятидесятнической общины «Кемеровский христианский центр». 11 Хотя «Закон Божий» и говорит, что «для нашего спасения нужны вера, молитва и добрые дела», но не надо в этих словах подозревать умаление важности веры. Ведь апостол Иаков писал, что «вера без дел мертва» ( Иак. 2:20 ). Православие говорит не только о необходимости веры, но и о грозном предупреждении Господа Иисуса Христа : «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный…, ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня » ( Мф.25:41-43 ).

http://azbyka.ru/operaciya-na-serdce-ili...

An. Павел говорит о небесных благах, что их «и око не видело, и ухо не слышало, и на сердце человеку не всходило» ( 1Кор.2:9 ). Праведники будут пребывать неразлучно со Христом, со Отцом и Св. Духом. Ибо верно слово: если мы со Христом умерли, то с Ним и оживем. ( 2Тим.2:11–12 ). Как дети Божии, мы (будем) и наследники, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться». ( Рим.8:16–17 ). Телесных же потребностей не будет, не будет болезней и слабостей в теле, не будет и страданий. Также изображают блаженство их и древние учители Церкви. «Наградою добродетели будет служить довольство всем. чего только люди будут желать честно Христос будет целью наших желаний, – Его мы будем лицезреть без конца, любить без охлаждения и восхвалять без утомления» (блаж. Августин), Всякий страх (от дьявола, смерти и пр.) будет уничтожены (Злат.): «и отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже, ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет». ( Откр.21:4 ). Такая великая награда ожидает праведников, свято исполнивших свой долг на земле во славу Божию и во благо ближних; ибо Христос молился Отцу Небесному о верующих в Него, чтобы «они были там, где Он, и видели Славу Его» ( Ин.17:24 ) и сами участвовали в сей присноблаженной славе вечной. Участь грешников совершенно противоположна состоянию праведников: их ждет мука вечная, лишение царства небесного со всеми его благами. Первый род мучения грешников за гробом составляет удаление их от Бога. Нераскаянные грешники после всеобщего суда, после того, как услышат грозный голос Правосудного Судьи: «идите от Меня проклятые... отидите от Меня все творящие беззаконие» ( Мф.25:41,7:23 ), лишены будут лицезрения Божия. Отвергнет их Бог потому, что сами грешники неспособны будут наслаждаться славою Бога: только чистые сердцем увидят Господа а у них сердце будет преисполнено греховными желаниями и делами. Но удаление грешников от Бога, источника славы и блаженства, есть величайшее и ужаснейшее мучение для них. Грешники пожелают лучше, перенести не одну, а несколько смертей, чем быть удаленными от Господа Бога, по словам Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Inslit. 4, 30, 11–12). Заключение. Призыв к единению «Пусть возвратятся, следовательно, отколовшиеся сыновья к апостольскому Престолу, утвердившемуся в том граде, где Петр и Павел, князья апостолов пожертвовали своей кровью, к этому Престолу «корню и матери католической Церкви» (S. Cypr. Ep. 48 ad Cornelium, 3); пусть возвратятся они, откинув мысль и надежду, что « Церковь Бога живого, столп и утверждение истины» ( 1Tuм III, 15 ) отступится от цельности веры и попустит их заблуждения, доверившись ея учительству и ея управлению. Дай Бог увидеть Нам, то что столько Наших предшественников не могли видеть, чтобы Мы могли отцовским сердцем обнять сыновей, несчастное отделение которых мы оплакиваем; да угодно будет Господу Нашему Спасителю, «который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» ( 1Tuм. II, 4 ), услышать пламенную молитву Нашу, дабы благоволил он призвать всех заблудивших к единой Церкви. В деле такого значения, Мы берем и хотим взять как защитницу, блаженную Деву Марию, Мать божественной благодати, победительницу всех ересей и помощницу христиан, дабы она выполнила для Нас, возможно скорый, приход столь желанного дня, в который все люди услышат глас ея божественного Сына «стараясь сохранять единство духа в союзе мира». ( Eф. IV, 3 ). «Вы знаете, Досточтимые Братья, сколь Мы хотим этого единства. Мы хотим, чтобы и сыновья Наши знали это тоже, и не только принадлежащие к католическому миру, но и все отделившиеся от Нас; если последние воззовут о помощи в смиренной молитве к светочам небесным;  нет сомнении, что они призыают единственную и истинную Церковь Иисуса Христа и что, в конце концов, они войдут в нее, соединившись с Нами в совершенной любви. В ожидании этого, как залог божественных благодеяний и во свидетельство Нашего отеческого благоволения Мы даруем Вам, Досточтимые Братья, от всего сердца вам, вашему духовенству и вашему народу апостольское Благословение. «Дана в Риме, у Святого Петра, 6 января в праздновение Святого Крещения Господа Нашего Иисуса Христа, 1928 года, Нашего же Первосвяшенства в шестой».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

„Опыт слишком часто поучает нас, что люди ни над чем так мало не власт-ны, как над языком своим». (Спиноза). Примеры Памятка проповедника. Когда Ориген , с юных лет преданный Господу, прибыл из своего местожительства, Александрии, в Иерусалим, то тамошние клирики просили его сказать проповедь пред их прихожанами. Ориген взошел на кафедру, раскрыл библию и прочел: – „Грешнику-же говорит Бог: что ты проповедуешь уставы Мои и берешь завет Мой во уста твои, а сам ненавидишь наставление Мое и слова Мои бросаешь за себя?» ( Пс. 49:16–17 ). Проповедник разрыдался, спустился с кафедры и долгое время не мог произнести ни слова. Плакала с ним и церковь . Он плакал, потому что слово коснулось его души. Успокоившись, он взошел на кафедру и начал слово. Если ни высокий талант, ни всецело Богу посвященная жизнь не избавляет учителя от самоосуждения, то что-же должны чувствовать пред проповедью люди средней жизни? При слышании о лености русского духовенства к проповедыванью, невольно возникает вопрос: леность ли тут, не смирение-ли? В малом многое. „Кроткий язык – древо жизни, но необузданный – сокрушение духа», ( Притч. 15:4 ). Из маленьких камней созидаются большие дома. Из маленьких ростков выростают могучия деревья. Из маленьких капель составляются глубокие реки. Маленькое пламя освещает обширные пространства. Маленький червяк заставляет сохнуть леса. Как малое бывает это сильно! Ап. Иаков говорит: „Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направля-ются, куда хочет кормчий; так и язык – небольшой член, но много делает». И правда! Маленькое слово влечет за собою иногда большие кровопролития. Из-за ничтожных слов бывают войны и опустошения. Одно слово разрушает подчас семейное счастье, разрушает узы дружбы, разбивает мягкое сердце. Как одна искра, упавшая в серу, так одно слово иногда зажигает море страстей, убивает невинность ребенка. Одно слово обольстителей на всю жизнь калечит душу. Стереги, человек, свой язык! Будут судимы не только дела твои, но и слова! Обдумывай их прежде, чем их высказать, а многия оставь лучше совсем невысказанными. С другой стороны, от маленького слова бывают и великие благословения. Маленькое слово признательности и любви может уничтожить печаль, облегчить скорбь, вылечить болезнь, ободрить уставшего. Одно слово иногда дает правильное направление для многолетней, благословенной жизни. Одним словом можно указать путь в небо; можно предостеречь бессмертные души от вечной погибели. Маленькое слово! Научи нас, Господи, молчать, где нужно, и говорить, где полезно!

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pravos...

   Вообще, при рукоположениях, как сами Апостолы, так и рукополагаемые постились. «Рукоположивше же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Котораго уверовали»  (Деян. 14:23).    Обращенный св. Апостолом Петром ко Христу Корнилий-сотник о видении им ангела говорит так:«Четвертаго дня я постился до теперешняго часа и в девятом часу молился в своем доме, и вот стал предо мною муж в светлой одежде и говорит: Корнилий, услышана молитва твоя» (Деян. 10:30—31).    Полагаем, что и этих немногих мест достаточно для утверждения нас в той истине, что святые посты вполне согласны с учением Слова Божия, душеспасительны и Богу приятны.    Как же можно после этого отвергать посты?    Но вот, что замечательно, так это данные современной медицины, свидетельствующей, насколько посты полезны не только для души, но и для тела.    В современной медицине может считаться вполне установленным фактом, что большинство наших телесных болезней происходит от невоздержания - от того, что мы злоупотребляем пищей и питием — едим и пьем гораздо больше, чем это нужно для подкрепления нашего тела и его сил, а часто едим и пьем то, что приносит нашему телу несомненный вред, едим для услаждения вкуса (грех гортанобесия) или для наполнения нашего чрева (греха чревобесия, или чревоугодия), а не для утоления естественного чувства голода, и для укрепления сил. Вся эта излишняя, потребляемая нами пища и питие, служат причиной самых разнообразных болезней нашего тела, вызывает преждевременное одряхление и приводит к смерти. Не говорим уже о пище и питии, которые кажутся нам приятными на вкус, но приносят явный вред, служат как бы отравой для нашего телесного организма и медленно, но верно нас убивают.    Весьма интересна ставшая в последнее время модной система лечения голоданием, причем голодание продолжается 40 дней, как наши многодневные посты.    Один из выдающихся русских врачей засвидетельствовал, что гигиена и медицина вместе с медицинской статистикой не только не относятся отрицательно к христианскому посту, но напротив того — вполне подтверждают его величайшую пользу в отношении телесного здоровья человека. Статистика показывала, что в прежней дореволюционной России наибольшим здоровьем и наибольшей продолжительностью жизни отличалось именно духовенство и монашество, как наиболее строго выполнявшие все посты, установленные Церковью («Голос Истины» 4 за февраль 1913 г. статья Др. Пясковского).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

А об их нравственном бессилии следовать за Господом до готовности положить за Него душу свою лучше всего свидетельствуют те же дни страданий и смерти Господа, когда, один из апостолов даже с клятвою отрекся от Него и все разбежались, а по воскресении Его скрылись в одном доме, дверем заключенным страха ради иудейска. Если таким образом идеально-божественное учительство Самого Господа Иисуса без нарочитой божественной силы Св. Духа в душе человека, именуемой благодатью, не могло не только волю Его учеников и апостолов укрепить в добре, а и разум просветить, то возможно ли требовать чего-либо большого от нашего человечески несовершенного учительского делания, и как жестоко и несправедливо поэтому то огульное обвинение в неумении учительствовать, в отсутствии «талантливости», которое нередко раздается в либеральной клике, по адресу нашего духовенства?! Но возвратимся к делу. Сила первородного и личных грехов наших в том и состоит, что, делая нас повинными пред Богом, они обессиливают нашу душу и делают нас неспособными к духовной жизни, как ясно до наглядности и живо изобразил это именно действие греха в нас св. ап. Павел в седьмой главе послания к Римлянам. Сказав, что: «закон Божий свят и духовен и выразив свою любовь к нему» ( Рим.7:12,14 ), св. апостол продолжает: «Доброго, которого хочу, не делаю» ( Рим.7:19 ). «По внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием, но в членах моих вижу иной закон, противоборствуюший закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти» ( Рим.7:22–24 ). И отличие новозаветного учения от ветхозаветного состоит не в том только, что там дан закон, а здесь – сама истина, а и в том, что «ветхозаветное откровение, научив даже людей избирать лучшее в нравственном отношении» ( Рим.2:18 ) и даже возбудив любовь к этому лучшему, не дает человеку сил исполнять это лучшее; в этом-то бессилии и состояло то немощное закона, которое пришел восполнить Христос. Изобразив бессилие закона в деле нравственного возрождения человека, св. апостол говорит: «итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу; потому что закон, духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти. Как закон ослабленный плотию был бессилен, то Бог, послал Сына Своего в подобии плоти греховной, в жертву за грех и осудил грех во плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу» ( Рим.8:1–4 ). По прямому смыслу этих слов св. апостола, Единородный Сын Божий воплотился, страдал и умер за нас, чтобы искупить нас от этого тяготеющего на нас греха и его ужасной смертоносной силы. Своими страданиями, смертью и воскресением совершив нам спасение в этом смысле, Господь Иисус вознесся на небо и послал нам от Бога Отца Духа Святого для нашего освящения – для усвоения нами совершенного Христом спасения, для вселения в нас Христа Духом Святым.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

Авимелех же не прикасался к ней и сказал: Владыка! неужели ты погубишь [не знавший сего] и невинный народ? (Быт. 20, 4). Авимелех, как царь своей земли, отлично понимает, что если кара от Бога падет на него, то через него кара придет и на весь его народ, потому что царь в языческих представлениях – это некий тотем собственного народа. Древние цари Ханаана были одновременно и царями-жрецами, они выполняли жреческие функции. Но в любом случае, если правитель впадает в какие-то согрешения, это сказывается на его подданных. Известно, что государю Иоанну Васильевичу Грозному запретили вступить в очередной брак: у него несколько жен умерли, и он решил опять жениться, а по канонам это было недопустимо, поскольку это был уже четвертый, кажется, брак, – поэтому Церковь не дала ему благословения. И тогда он обратился к духовенству, сказав: «Неужели вы хотите, чтобы государь впал в блуд? Тогда и все государство погибнет!» – настолько ответственно он относился к этой ситуации. Ему запретили венчаться в Кремле. И он пошел венчаться в храм, который называется храм «Николы Мокрого» . Это маленькая церквушка, беленькая, которая и сейчас стоит на берегу Москвы-реки рядом с бывшей гостиницей «Россия» , ближе к Москве-реке. И вот царь Герара Авимелех понимает, что действительно невинный народ через его грех, грех правителя, может пострадать. Это очень важно – иметь такой пример ответственного отношения к тому положению, которое ты занимаешь в обществе! И далее Авимелех говорит: Не сам ли он сказал мне: она сестра моя? И она сама сказала: он брат мой. Я сделал это в простоте сердца моего и в чистоте рук моих (Быт. 20, 5). Ну, мы уже установили меру его вины, иначе бы не было такого вразумляющего предупреждения. И здесь он испытывает страх – он собеседует с Богом, и Бог отвечает ему: И сказал ему Бог во сне … – здесь как раз и есть отличие от великих пророков, потому что дважды повторяется: во сне – мы видим это в 3-м и 6-м стихе (то есть то, что носит случайный и неожиданный характер). Это подчеркнуто для того, чтобы показать отличие ночного общения Авимелеха от того, как пророки днем общались и собеседовали с Господом.

http://pravoslavie.ru/107264.html

Архив Пн Послание Архиерейского Собора Русской Православной Церкви пастырям и пастве Православной Украины 15 января 2009 г. 03:58 Возлюбленные отцы, братья и сестры, благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа (2 Кор. 1:2). Архиерейский Собор обращается к вам с разъяснением своего единодушного взгляда на вопрос о предоставлении полной канонической независимости Украинской Православной Церкви. Свободная и всеобъемлющая дискуссия, развернувшаяся на Соборе, показала, что большинство духовенства и верующих во многих украинских епархиях не приемлет идеи автокефалии, в то время как в западных областях Украины она большинством поддерживается. Мы понимаем настроения и тех и других, искренне желая, чтобы полнота церковная вынесла на сей счет свое решение на очередном Поместном Соборе Русской Православной Церкви. Одновременно мы пастырски предостерегаем вас, отцы, братья и сестры: не позволяйте греху озлобления, недопустимому в обществе верующих, входить в сердца ваши всякое раздражение, и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас, но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас (Еф. 4:31-32). Едиными устами и единым сердцем говорим: пусть воля православного народа Украины в отношении полной канонической независимости будет выражена через мирное, взвешенное, компетентное и по-христиански благочестивое обсуждение этого вопроса, без насилия, экстремизма и политического давления. Законный канонический порядок предоставления автокефалии предполагает принятие соответствующего решения на Поместном Соборе в согласии со всеми Поместными Православными Церквами. Не приведи Господь, чтобы обсуждение проблемы украинской автокефалии создало в Церкви Божией еще один раскол, привело к каноническому хаосу. Слово наше также к тем, кто называет себя сегодня Украинской Автокефальной Православной Церковью. Дорогие, давайте подумаем вместе, как начать диалог для уврачевания духовного разделения, из-за которого скорбят и наши и ваши сердца, и восстановить разрушенное единство.

http://patriarchia.ru/db/text/526292.htm...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010